(Окончание)Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы...
Наш народ-русин - Руси-сын.. Наша русскость не моложе Карпат...
Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной армии...
Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.
ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.
В Мукачеве дня 18 ноября 1944 года»[12].
Тот факт, что инициатива воссоединения принадлежала Православной Церкви, сильно озадачило коммунистическую администрацию Закарпатья. Пришлось в пожарном порядке, на другой день, проводить съезд местных коммунистов там же, в Мукачеве, который единогласно принял резолюцию о присоединении к Советскому Союзу. Впрочем, почти все местные коммунисты были недавними партизанами, не разбиравшимися в тонкостях партийных программ и вступившими в партию лишь потому, что ее лидером был Сталин, с которым связывалась надежда на воссоединение.
29 июня 1945 года был подписан договор между СССР и только что освобожденной нами Чехословакией, по которому к нашей стране переходила Карпатская Русь. К сентябрю были ликвидированы чехословацкие органы власти. 22 января 1946 года была образована Закарпатская область в составе Украинской ССР. Была также ликвидирована уния и русины возвратились в православие.
Увы, не все получилось так, как мечтали многие поколения борцов за единство Руси. Дело было, разумеется, не в том, что Закарпатье составило не союзную республику, а стала лишь обычной областью. Самым трагичным было то, что Закарпатье было отдано Украине. Все русины были переименованы в украинцев, во всех школах «мова» стала обязательным предметом. Русинское движение было поставлено вне закона. Тысячелетняя героическая борьба за сохранение русской идентичности закончилась поражением и украинизацией именно с воссоединением. Таков парадокс политики Сталина - воссоединилась историческая Россия, но попутно было сделано то, что за многие века не смогли сделать венгерские феодалы, австро-венгерские власти и униатская церковь.
Кстати, русины Румынии также стремились к воссоединению с Россией. Так, 4 февраля 1945 года в румынском городе Мармарош-Сегете состоялся съезд народных комитетов округа, созванный по инициативе 17 русинских сел. 426 делегатов съезда приняли петицию о воссоединении с «Закарпатской Украиной»[13]. Однако Сталин старался не озлоблять в условиях продолжающейся войны власти Румынии, ограничившись закреплением за СССР бывших румынских территорий, присоединенных в 1940 году. В результате представители советской военной комендатуры потребовали от мармарошских русинов подчинения румынским властям.
В советские годы Закарпатская область Украины быстро развивалась. Область стала одним из самых известных туристических центров в стране. Развивалась наука. Уже в 1946 году был создан университет в Ужгороде. В феврале 1949 года руководство Мукачевской униатской епархии приняло решение о самоликвидации греко-католической церкви в Закарпатье и возвращению к православию.
Развитие здравоохранения, прекращение заокеанской эмиграции и сохранение традиции многодетности привели к быстрому росту населения Закарпатья. Так, численность русин («украинцев») увеличилась за 1930-1979 гг. с 451 до 899 тыс. человек, почти вдвое. Выросла численность и других этносов Закарпатья. Так, численность венгров возросла с 134 тысяч в 1946 году до 158 тысяч в 1979 году. Впрочем, в 1989 году число венгров чуть сократилось - до 155 тысяч по причине начавшейся эмиграции на Запад.
В незалежной Украине после 1991 года Закарпатье переживает экономический кризис и эмиграцию. Однако в отличие от других регионов Украины в Закарпатье нарастает возродившееся русинское движение.
Впрочем, Закарпатье и поныне остается особым краем. Большинство закарпатцев считают себя русинами, несмотря на то, что официальный Киев не признает такого народа. По данным чешской публицистки Г. Немцовой, в начале 1990‑х гг. в Закарпатье пропорция между русинами и украинцами составляла примерно 70% к 30% в пользу русинов.[14]
русинские субэтносыМногие закарпатцы обижаются, когда их называют украинцами, а за «хохла» вообще там можно получить в морду. 1 декабря 1991 года, когда на Украине проходил республиканский референдум, в Закарпатье прошел свой областной референдум, на котором 78% жителей высказались за региональную автономию. Вновь возродилось движение против украинской мовы. В ряде школ стали функционировать воскресные школы с русинским языком, в которых изучают историю, географию и искусство русин.
Попытки создать в области униатскую церковь скандально провалились. Большинство верующих остаются православными, сохраняя верность Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Наконец, на парламентских и президентских выборах самостийники не имели такого успеха, как в Галичине и Киеве.
Думается, что Карпатская Русь навсегда останется именно Карпатской Русью, а не какой-то там «Закарпатской Украиной». Потому что этот край - тоже Русь.
Пряшевская РусьИсторически частью Карпатской Руси является Пряшевщина, или Пряшевская Русь, то есть те заселенные русинами районы, которые входят в состав современной Словакии. Название субрегиона связано с русинским названием города Прешов (Пряшев), являющегося его центром.
Топонимика свидетельствует, что восточнославянские племена белых хорватов заселили эти земли с глубокой древности. Среди населенных пунктов восточной Словакии очень много с названием «рус». Можно встретить такие названия, как Руська Воля, Руська Поруба, Руськи Грабовец, Руська Быстра, Руськи Поток.[15]
В целом история Пряшевской Руси вплоть до 1918 года ничем не отличалась от истории всей Угорской Руси. Правда, процесс ассимиляции русин здесь интенсивнее, чем на территории нынешней Закарпатской области. Мадьяризация и словакизация, стали постоянным фактором, определяющим этническое развитие Пряшевской Руси. О том, как происходили эти процессы, можно судить по данным переписей. Так, в области Шарош в нынешней Словакии в 1720 году русины составляли 70 % населения, в 1782 году - 43,4 %, в 1795 году - 36 %. [16], в 1851 году - 27 %, 1910 году - 22 %. В основном население этого района ословачилось. В восточной Словакии сложилась этноконфессиональная группа «словако-рутенов», то есть униатов русинского происхождения, перешедших на словацкий язык. Всего в восточной Словакии, по данным переписей, с 1841 по 1900 года 176 русинских сел были словакизированы, 37 мадьяризированы, и лишь одно словацкое село стало русинским[17].
Политика мадьяризации, проводимая властями Венгрии (в состав которой, напомним, до 1918 года входила Словакия), привела к полному разгрому всякого образования на родном языке. Если в 1874 году в восточной Словакии существовали 237 школ с русинским и церковнославянским языками обучения, то к 1906 году их число сократилось до 23[18]. Населенные пункты переименовывались на венгерский лад. Нависла угроза полной мадьяризации местных русин и даже более многочисленных словаков.
Тем не менее, русинское движение развернулось и на Пряшевщине. Еще в 1850 году в городе Пряшеве Духновичем было создано литературное общество, занимавшееся активной просветительской деятельностью среди русин.
В 1918 году, под влиянием поражений в первой мировой войне, распалась Австро-Венгрия. Впрочем, границы новых государств, возникающих на развалинах Габсбургской монархии, еще не были определены. 8 ноября 1918 году в Пряшеве русинами была создана Русская Народная Рада во главе с известным русофилом Антонием Бескидом. В своей декларации Рада потребовала для русин самоопределения в этнических границах.
Вскоре к Раде примкнули и лемки, создавшие в городе Кошице Русский Совет Лемковщины. В январе 1919 года после слияния обеих организаций была создана Карпато-русская Народная Рада. Однако в условиях царящего на землях прежней Австро-Венгрии хаоса, опасаясь венгерского реванша, и охваченной Гражданской войной России (что сразу сделало невозможным присоединение к ней), русинские органы самоуправления предпочли присоединиться к только что созданной Чехословакии. Славянская страна с достаточно развитой экономикой, словацкое происхождение многих лидеров этого государства - все это логично привело русинских деятелей, в том числе русофилов, к «чехословацкому выбору». В заявлении Карпато-русской Народной Рады прямо говорилось, что русины желают присоединения к Чехословакии, «поскольку присоединение к единой России неосуществимо»[19].
Многие русинские деятели и после большевистской революции продолжали надеяться на присоединение к России, после наведения там «порядка». С большевизмом русинские деятели столкнулись быстро у себя дома, когда в период недолговечной Венгерской советской республики летом 1919 года части Венгерской Красной армии заняли значительную часть Словакии. Хотя Советская республика просуществовала лишь 133 дня, русинские лидеры, боявшиеся не столько большевизма, сколько возвращения венгерского господства, окончательно стали сторонниками Чехословакии.
Но после создания автономной Подкарпатской Руси Пряшевщина оказалась в составе Словакии, другой автономной части Чехословакии. Русины были на Пряшевщине меньшинством, и их словакизация продолжалась. Многие русины, демонстрируя свою лояльность государству, называли себя «чехословаками». В 1930 году, согласно переписи, на территории Пряшевской Руси, проживали 422 тысяч «чехословаков», 94 тысячи русин, 102 тысячи венгров. По вероисповеданию почти 200 тысяч человек были униатами. Таким образом, именно в эту цифру можно определить количество русин на Пряшевщине.
В 1921 году в Пряшеве была создана Русская Народная партия, лидеры которой требовали изменения административных границ между Подкарпатской Русью и Словакией, а также ведения русского языка в школьное образование и делопроизводство в русинских районах. Только в 1936 году в Пряшеве была открыта гимназия на русском литературном языке.
Когда в Подкаратской Руси в октябре 1938 года сформировалось правительство А. Бродия, то одним из первых заявлений его в качестве премьера было высказывание о необходимости объединения русинских районов восточной Словакии и Подкарпатской Руси. Но вскоре после смещения правительства А. Бродия и прихода к власти украинофилов А. Волошина стремление пряшевских русин к воссоединению заметно угасло. 22 ноября 1938 года на заседании Русской Народной Рады в Пряшеве 15 из 17 депутатов проголосовали против объединения.
Словакия в марте 1939 года провозгласило отделение от прежней Чехословакии, став формально независимым государством (а фактически сателлитом Германии). Русины Пряшевщины отнеслись к новоявленному «государству» враждебно, занимая просоветские позиции, или надеясь на восстановление порядков прежней Чехословакии. Русины Пряшевщины, например, активно участвовали в партизанском движении. По меньшей мере 700 пряшевских русин сражались в рядах чехословацкого корпуса генерала Людвига Свободы. Однако после освобождения русины остались в составе возрожденной Чехословакии, в которой были официально переименованы в украинцев. Часть русин и украинцев Пряшевщины выехали в СССР. Среди выезжающих в СССР 11 672 человек объявили себя украинцами (возможно, под нажимом как чехословацких, так и советских властей) и 12 679 человек считали себя русинами. Но расселены русины и украинцы из Чехословакии не в Закарпатье, а в Волынской и Ровенской областях. Выехали самые активные и идейные, и поэтому русинское движение Пряшевщины сразу ослабло.
После прихода к власти в Чехословакии коммунистов началась масштабная украинизация восточнословацких русин. Само слово «русин» было объявлено «реакционным» и запрещено. Результатом стало усиление ассимиляции. В 1961 году в восточной Словакии лишь 35 тысяч человек определили себя как украинцы. В 1980 году украинцев стало 47 тысяч. Остальные стали «словаками», раз уже запрещено было считаться русинами. Верующие, относящие себя к Греко-католикам (то есть униатам) составляли около 5 % населения.
В период «Пражской весны» 1968 года украинизация была смягчена, и русинское движение сразу оживилось. После падения социалистического режима и нового распада Чехословакии словацкие русины стали заметной политической и культурной силой в Словакии.
По данным переписей, в Словакии в 1991 года проживали - 17 197 русинов и 13 211 украинцев, в 2001 году - 24 201 русинов и 10 814 украинцев соответственно. Русинский язык в качестве родного назвали более 50 тысяч человек. Несравненно более показательны данные по религиозному составу населения Словакии.
Общее число униатов в Словакии, согласно переписи 2001 года, составляло 220 тысяч человек. Примерно 50 тысяч верующих насчитывает Православная церковь Словакии. Следовательно, 270 тысяч - именно такая численность русин Словакии. В Прешовском крае (то есть землях Пряшевской Руси) православные насчитывают 4 % населения.
Увы, как и везде, куда проникало украинство, следовал раскол. Так и в нынешней Словакии идет резкая конфронтация между «Русинской Обродой» и «Союзом русино-украинцев Словакии».
Русины в Словакии имеют свою прессу, программы местного радио на русинском языке, музей современного искусства А. Варгола в городе Медзилаборце и драматический театр имени А. Духновича в г. Прешов (Пряшев). С 1997-1998 учебного года русинский язык наряду со словацким стал языком преподавания в некоторых начальных школах северо-восточной Словакии.
Итак, в отличие от южнобуковинских русин Румынии, постепенно исчезающих на глазах при полном равнодушии властей Украины, у пряшевских русин определенно есть будущее и именно благодаря своей русинской идентичности.
Сергей Викторович Лебедев, доктор филологических наук, политологПриложение:Вариант Русинского алфавита
А а Б б В в Г г Ґ ґ Д д Е е Є є
Ё ё Ж ж З з І і Ї ї И и Ы ы Й й
К к Л л М м Н н О о П п Р р С с
Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ
Ю ю Я я Ь ь Ъ ъ
[1]
http://rusedin.ru/2012/05/11/mysli-o-rusinax/[2] Шевченко К. В. Славянская Атлантида: Карпатская Русь и русины в XIX - начале XX вв. с. 80
[3] Там же, с. 191, 279
[4] Шевченко Кирилл. Русины и межвоенная Чехословакия. М., Модест колеров., 2006, с . 120
[5] Карпатский свет. 1928. № 1-2-3. С. 32.
[6] Народная газета. 1925. №. 3.
[7] Гуснай И. И. Языковой вопрос в Подкарпатской Руси. Пряшев, 1921, с. 2
[8] Годьмаш П., Годьмаш С. Подкарпатская Русь и Украина. Ужгород. 2003. С. 86.
[9] Пушкаш А. Цивилизация или варварство. Закарпатье в 1918-1945 гг. М, «Европа», 2006, с. 298-299
[10] Пушкаш А. Цивилизация или варварство. Закарпатье 1918-1945 гг. М., «Европа», 2006, с. 415
[11] Пушкаш А. Цивилизация или варварство. Закарпатье 1918-1945 гг. М., «Европа», 2006, с. 420
[12] Валерий Разгулов. Подвиг архимандрита Алексия Кабалюка. Газ. "Карпатская панорама", 18 августа 1996 года
[13] Русин, № 3-4 (13-14), 2008, с. 25-26
[14] Шевченко К. В. Славянская Атлантида: Карпатская Русь и русины в XIX - начале XX вв. М.,Регнум,2010 с. 14
[15] Шевченко Кирилл. Русины и межвоенная Чехословакия. М., Модест колеров., 2006, С. 56
[16] Кабузан В. М. Украинцы в мире, М, Наука, 2006, с. 135
[17] Шевченко Кирилл. Русины и межвоенная Чехословакия. М., Модест колеров., 2006, с С. 60
[18] Там же, с. 87
[19] Там же, с. 114
___________________________________
http://ruskline.ru/analitika/2014/02/04/karpatskaya_rus/