Владимир ПановНедешево и очень сердито: почему смертная казнь дорого обходится Америке. Часть 2Давление правозащитников и Евросоюза толкает США на экономию и эксперименты Но это не значит, что американский рынок государственной смерти вакантен. Единственный способ казни, одобренный во всех штатах, где таковая есть, – смертельная инъекция. Так называемый «летальный коктейль» в Америке всегда состоял из трех компонентов. Сперва преступнику вводили мощный анальгетик, отключавший сознание, потом – препарат, который вызывал паралич мышц и дыхания, а затем – средство, которое останавливало сердце. И, само собой, бал на этом рынке правят фармацевтические компании. Точнее, правили.
С ингредиентами номер два и три (это недорогие и распространенные панкуроний и хлорид калия) проблем никогда не возникало. Камнем преткновения внезапно оказался анальгетик, дешевый и эффективный тиопентал натрия, который применялся и в обычных клиниках. Благодаря ему смертельная доза препарата для казни еще пять лет назад стоила от 90 до 170 долларов, в зависимости от штата.
Но тиопентал натрия ушел в историю. Hospira, последняя в США фирма, которая его производила, в 2011 году уступила напору борцов против смертной казни и свернула производство медикамента. Больше с ним никто не возился: через год суд вообще запретил тиопентал, велев конфисковать его запасы. С дивным крючкотворским обоснованием: «препарат не получал разрешения на применение в США...»
Пришлось использовать дорогой импортный пентобарбитал, благодаря чему стоимость комплекта для умерщвления одного злодея подскочила до 1300 долларов. Впрочем, дело было уже не в деньгах. Американцам подложил свинью Евросоюз. В 2011 году он законодательно причислил препараты для смертной казни к орудиям пыток, после чего фармацевтические компании одна за другой стали отказывать Дяде Сэму в поставках «неэтичных» медикаментов. Так поступил и единственный в мире производитель пентобарбитала, датская компания Lundbeck. Там заявили, что даже не знали, для чего американцы его покупают. Любопытно, что в Нидерландах тот же медикамент использовался для эвтаназии, но тут у датчан нравственных дилемм не возникало.
Вопреки ожиданиям гуманистов, казни в США отнюдь не прекратились, а даже напротив, слегка ускорились: многие штаты, вроде Миссури, бросились поскорее казнить приговоренных, пока свои и чужие власти еще что-нибудь не запретили. Более того, изобретательные янки пустились на эксперименты, результаты которых еще больше уязвили гуманных европейцев. В Техасе попробовали было казнить не тремя, а одним препаратом – тем же пентобарбиталом, поскольку при передозировке он смертелен. Но первый же «подопытный» преступник умирал 25 минут, впятеро дольше, чем обычно. К тому же прошлым летом запасы пентобарбитала в американских тюрьмах иссякли.
А в Огайо тройной коктейль заменили двойным – мидазолам плюс гидроморфон. Опыт закончился в некотором смысле провалом. Деннис Магуайр, на котором испытали новинку, не потерял сознания и покинул этот мир лишь после получаса явных мучений, хотя о таком исходе суд и предупреждали адвокаты (душегуб страдал от болезни легких). Беременная женщина 22 лет, которую Магуайр похитил, изнасиловал и зарезал, пережила не меньше страшных минут. Но в Америке «жестокая или необычная казнь» запрещена законом, что дало родне преступника все основания подать в суд. Вот вам и еще десятки миллионов долларов на тяжбы, а возможно, и на компенсацию.
После таких пертурбаций штаты, сохранившие казнь, мало-помалу перестают химичить – в прямом и переносном смысле слова. Они все больше склоняются к тому, чтобы расправляться с преступниками по старинке, для чего нужна сущая малость: предусмотреть в законах альтернативные методы казни. Бывает, что таковых припасается несколько, на случай, если какой-то из них объявят неконституционным. Выгода ожидается двойная: старые способы часто надежнее, а главное, дешевле «химии».
Миссури и Вайоминг готовят законопроекты о введении расстрела. Сейчас приговоренный может выбрать его только в Юте, где четыре года назад в последний раз и скомандовали: «Пли!» Пуля в затылок для Америки неприемлема: такой метод отождествляется с тоталитарными странами и всяческой Азией, да и для палача тягостен. Поэтому в Мормонском Штате приговор исполняют пятеро добровольцев с винчестерами, один из которых заряжен холостым патроном. Это на сегодня самый дорогой метод: в 2010 году казнь убийцы Ронни Ли Гарднера стоила 165 000 долларов, из которых 130 000 ушли на вознаграждение сотрудникам тюрьмы и на винтовки (оружие покупали специально, ибо расстрелов давно не производили). Почти 1000 долларов ушли на инъекцию транквилизатора, хотя Гарднер не терял присутствия духа и посмертно прославился фразой, брошенной стрелкам: «Давайте-ка сделаем это!»
Техас и Вирджиния хотят призвать на службу Старину Искромета, как здесь прозывают электрический стул. У техасцев он существовал в единственном экземпляре; сейчас стул отдыхает в музее Хантсвилла, но совершенно исправен, несмотря на 361 включение. А вот виргинцам придется строить новый, что вместе с надежным электрооборудованием встанет им где-то в 265 000 долларов. Казнь одного преступника сейчас требует всего 217 долларов, и в основном это премия служащему тюрьмы, включившему рубильники. Остальное тратится на расходные материалы вроде пены и станков для бритья, необходимого, чтобы кожа головы лучше проводила ток.
В Миссури задумались о восстановлении газовой камеры. Этот некогда популярный в США метод сохранился в качестве резервного лишь в Аризоне, Мэриленде и Вайоминге. Но вот требуемую сумму штат пока не наскреб. На рубеже веков соорудить такую душегубку стоило 300 000 долларов, а сейчас, видимо, дороже. Зато если ввести ее в строй, можно экономить: одна смертельная доза цианида разоряет тюрьму всего на 2 доллара. Впрочем, все идет к тому, что этот метод будет причислен к «жестоким и необычным», а следовательно, запрещен. Хотя вводился-то он именно как более гуманный по сравнению с пулей и петлей.
Повешение в качестве альтернативы придержали у себя Делавэр, Нью-Гемпшир и Вашингтон, хотя с 1990-х годов его выбрали всего трое приговоренных. Сколько в США стоит «вздернуть высоко и коротко», никто толком не знает, но, по ряду подсчетов, сумма исчисляется парой сотен долларов, если не считать обязательных здесь транквилизаторов.
А в Джорджии в 1996 году законодатель-демократ Дуг Типер даже предлагал казнить посредством гильотины, напирая именно на дешевизну. Технико-экономическое обоснование вышло безупречным: затрат машина не требует (не считая примерно 1200 долларов на постройку), а умерщвляет гуманно и быстро. Кроме того, внутренние органы казнимого не страдают и могут быть кому-нибудь пересажены, позволяя преступнику хоть как-то искупить вину перед обществом. Может быть, в ближайшие годы здесь снова вспомнят о гильотине, вот только выглядит метод явным анахронизмом. Так можно дойти и до побития камнями, как в Саудовской Аравии, тем более что это и вовсе даром. Американцы, с их страстью все проверять цифрой, выяснили: застрявшим в средневековье собратьям исламиста Царнаева камни обходятся в сущие пустяки. Восемь долларов за экзекуцию...
http://www.km.ru/economics/2014/02/05/evropeiskii-soyuz-es/731506-nedeshevo-i-ochen-serdito-pochemu-smertnaya-kazn-do