EVG
Гость
|
|
« Ответ #1 : 10 Февраля 2014, 14:16:00 » |
|
(продолжение)
СЕРГИЙ-ПЛОТНИК
Лесник приехал утром из Итлари на велосипеде. Взяли пилу, топоры, и за рекой, в сосновом бору, он наклеймил нам дюжины полторы суховерхих стволов.
Пилили, стоя на коленях, с непривычки быстро задыхаясь. День серый, теплый, влажный – самая радость для комара. Звук несущейся по жилам крови мешается со звоном крапивно жалящей мошкары. Смола налипает на ладони и пальцы. Обломавшиеся при падении стволов и обрубленные сучья подтаскиваем в кучи, громоздим кострища подальше от живых сосен, чтобы огонь не потревожил их корни и кроны. Пламя подсушивает воздух, тяжелый дым нехотя скручивается в клубы, голубые, с седым отливом; вздыбливаясь, они опрокидывают комариную кучу. Теперь легче дышится, лес за прозрачным, жидким стеклом костра слоится синими извивами. Бор становится близок, как родное жилище, и мы как будто всегда жили в нем, не отлучаясь. Дым на излете копошится в иглах крон.
Где-то недалеко кувырчет над лесом чета воронов, потревоженная чадом, и я вдруг вспоминаю строки стихотворения: «Встречу ворона, с тысячелетьем поздравлю. Как там Сергий, спрошу, и Кирилл?»
Да, это Сергеевы леса. От нас ведь напрямую до Ростова Великого километров сорок, до Лавры меньше ста, а до Переславля наши деревенские богомолки пешком хаживали. Это – Сергеева природа, его сосны, его птицы и комары, его речка Нерль внизу под обрывом, он из нее воду в дороге пил. Мы будто не отлучались из его века, та же смола на руках, тот же пот на мокрых загривках. Попискивает на жару побуревшая хвоя, потрескивают сучья, остро саднят свежие мозоли, жилы вздуваются на руках.
Укладываем трех- и пятиметровые бревна в штабеля, чтобы леснику было потом проще подсчитывать на глазок кубатуру. Мы решили из этого дешевого леса срубить баньку. Первая проба, род забавы, для этого и лес сойдет малоценный. Но все равно ведь, говорят, лет двадцать простоит.
Чтобы не подгнивала от земли, мы загодя приволокли на место стройки шесть приречных валунов. Катили их вперекат или на тачке, и даже на листе железа волокли.
... Жаркое июльское утро. Начало собственно плотницких занятий. В живой, налитой соком ствол лезвие топора входило бы, как в масло, а вот с пересохшим, зачерствелым деревом возни куда больше. Зло звенит лезвие, вгрызаясь в щепастую жесткую ткань, сильней отдает топорище в ноющих ладонях.
Невесть откуда, будто жгут ржавой колючей проволоки, сваливается свора слепней. Осатанело гудят рыжие, серые, одинаково толстые, норовя залететь сзади, ударить в шею, в лоснящиеся потом лопатки. Но свирепей всех хлещет неслышная крапчатая, с черножелтыми крыльями тварь, чуть крупней обычной мухи. После ее укуса хочется содрать кожу с мгновенно вздувшегося твердого желвака...
И опять поневоле вспоминаю Сергия. Его ведь тоже тиранили эти бешеные исчадья. Они всегда тотчас летят на запах и жар работающего человека. Им не хочется, наверное, чтобы люди тут что-то строили. Их вполне бы устраивало, если бы люди сидели день напролет где-нибудь в тени, потягивали квас и дулись в зернь.
И вот мне хочется узнать: а как Сергий относился к этой злобной, словно из бесовского стана, мушне? Отбивался от них или терпел, будто не видит и не слышит? Или так он и понимал их необходимость, их назидательный смысл: если человек что-то делает, что-то работает хорошее, тут-то и объявляется помеха в виде тучи кровососов, чтобы показать тем самым, что он, точно, занят хорошим делом...
Мне хочется больше и больше думать о плотницком ремесле троицкого игумена, которым он навеки приблизил себя к каждому русскому крестьянину. Первые кельи и первую церковь на горе Маковец он рубил со старшим своим братом Стефаном. А потом, когда Стефан в Москву подался, пришли к пустынножителю первые добровольцы – начаток будущего монастырского братства, он и для них рубил келейки.
Как выглядели те домишки? Думаю, бревна были, конечно, покрупней, чем в нашей баньке, но, размерами обычная, на одну душу, келья вряд ли должна была превосходить то, что ладим теперь мы: сруб три на три да двухметровые в длину сени. В срубе – печь, лежанка, киотец и столик в красном углу, а что еще для одного-то нужно? Чем теснее, тем теплее зимой. Сколько таких келеек срубил он за свой век? Пожалуй, не один десяток, если учесть, что строил сам жилье, по свидетельству Епифания, не только на Маковце, но и в Киржаче. И во всех других новых монастырьках, которые затевались вокруг Москвы по его благословению и при его участии, звякал наверняка Сергиев топорик.
Когда я вижу мужика, медленно, важно вышагивающего в лес с топором, заткнутым за пояс, мнится мне, повадку эту он блюдет от самого Сергия-плотника.
В сонме русских святых Сергий чуть ли не единственный святой плотник. Дарование, наследуемое им от самого Христа, который ведь тоже вырос в семье плотника и с малых лет слышал, как щепки пахнут, как опилки струятся золотистым песком.
СЕРГИЙ-КЛАДЕЗНИК
Целую главку «Жития» посвящает Епифаний рассказу о том, как троицкие монахи возроптали однажды на своего игумена: неудачное-де избрал он место для монастыря, очень уж далеко за водой ходить. После этого Сергий, сопровождаемый одним из послушников, спускается «в дебрь», под гору, в место, где никогда не было проточной воды, и на краю канавки, заполненной дождевой водой, начинает молиться. И – внезапно «источник великий явился». Чудесно явленный кладезь не только облегчил монахам жизнь, к источнику стали стекаться люди из ближних и дальних сел. Пошла молва о чудесной силе этой воды, врачующей недуги. Источник стали называть Сергиевым. Игумен, услышав об этом от монахов, возмутился и запретил звать его своим именем: «Не бо аз дах воду сию, но Господь дарова нам, недостойным».
Видимо, запрет Сергиев держался лишь до его смерти. Почитание, разрастаясь, пересилило волю святого кладезника, окрепло в новых веках. Но, увы, из множества «Сергеевых источников», по преданию открытых им самим, в наши дни не насчитать и двух.
Неизвестно точное местонахождение самого первого, упомянутого в «Житии». Варварски обошлись наши современники с колодцем, который Сергий срубил в Киржаче, когда ставил здесь Благовещенский монастырь. Исчезли следы источника в Старо-Голутвинском монастыре (коломенские старожилы еще помнят о его существовании). Был когда-то Сергиев кладезь и в городке Петровске – на полпути из Переславля-Залесского в Ростов Великий. Дорогою этой преподобный не раз ходил, останавливался на ночлег и, видно, по просьбе местных жителей вывел для них из-под земли водную жилу. О его даре отворять воду знали, конечно, и в Радонеже, где прошло отрочество Варфоломея, будущего Сергия. Вот и сегодня, когда вы приедете в подмосковное село Радонеж, возвратившее себе древнее имя, местные покажут вам, как отыскать Сергеев колодец. Надо пройти за огороды, спуститься в долину, к овражинке, заросшей кустами и деревьями. «Не знаем только, держится ли вода. Кажись, пересыхает...»
Он, точно, пересыхает. То ли распаханные наклонные поля подобрались слишком близко к овражку, то ли от безлюдья черствеет-застаивается вода. Вот она – еле точится из-под щели сруба, тут же пропадая в зарослях жирной осоки. Слышно, есть где-то в Мытищах или Пушкине человек
беспокойный, пенсионного уже звания, он-то и приезжает каждое лето – подправить сруб, почистить дно от листвы. Но, похоже, и он давно не наведывался. Всего в полукилометре от города – радонежский заповедный холм, живописнейшее из русских городищ. Там на валах насыпных, за деревянным оплотом, стояла и усадьба боярина Кирилла – отца Сергия. Теперь там – кучки туристов, автобусный затор у церковной ограды, памятник преподобному. Здесь же, у колодезного сруба, – безлюдье, шорох некошеных трав, монотонная возня ветра в ольшанике.
Но помню, лет уже немало тому назад посчастливилось набрести еще на один колодец, и вот про него-то можно было без преувеличения говорить: живая вода. Веселое, словно от века иного, место, чистейшая, зуболомно ледяная под июльским припеком влага. И было впечатление от ухоженной, светлым песком присыпанной дорожки, от могучих деревьев, затеняющих ключ, такое: тут только что и стоял он сам – молитвенно-незримый сотворитель источника, но взял и отлучился, чтоб не стеснять наши блаженные ахи и охи. Это было на берегу малой Дубенки, за околицами старинного села Стромынь, на виду у кладбищенской рощи, обозначающей границы давно упраздненного монастыря, про который в Рогожской летописи так сказано: «Того же лета (1370) игумен Сергий, преподобный отец, поставил церковь в имя святыя Богородице, честнаго ее Успения, и укрепи ю иконами и книгами и монастырь устрой, и кельи возгради на реце на Дубенке на Стромыне...»
Мы с другом черпали пригоршнями воду, жадно, хотя и осторожными глотками, пили, громко восхищались ее вкусом, ополаскивали лица, уже было собирались скинуть одежды да наскоро окропить друг друга с головы до ног – ведь живоносная! – но тут пожилой человек показался с бидончиком в руке. Поздоровались, и он запричитал:
– Ах ты, незадача... Ковшик тут был, ковшик.
– Нет, отец, не видали мы ковшика.
– Знать, кто-то побаловал, унес ковшик. А как без ковшика? Ах, незадача. Пойду в село – за ковшиком.
– Да зачем же, отец? Зачерпывай прямо бидончиком, близко.
– Нет, милые, нельзя бидончиком. Сергиев колодец-то, чудотворный. Нехорошо всякий бидон в него опушать. Пойду уж за ковшиком.– И побрел мелкими шажками – на лавы, за речку.
Мы же глядели долго вслед, молчали. Вот это порода людская! Вот это Стромынь! Она нам сразу глянулась, как вышли из автобуса: крепкое, ухоженное, справное село, совсем, казалось, не задетое тайной анти-крестьянской войной. Даже церковь хоть и не действует, а в хорошем виде, прямо сейчас освящай ее заново. Но такой вот крепости обычая, какую показал нам только что стромынский старичок, мы, однако, не ждали уже встретить – ни здесь, ни где еще.
И часто с тех пор вспоминается его сокрушение: «А как без ковшика?» Будто и не минуло шестьсот с лишним лет от первого, самим Сергием вырезанного деревянного черпачка.
СЕРГИЙ-ХУДОЖНИК
Да, он сам выреза́л, думаю, и питьевые ковши, сам ладил бадейки-водоносы, коромысла, всякую иную обиходную утварь. Среди его умений Епифаний называет сапожное и портняжное ремесла, навык печь просфоры и хлебы, скатывать свечи, кутью варить.
Но когда вижу в церковно-археологическом музее Лавры вырезанную из липового поленца причастную чашу, которую Сергий держал когда-то в руке в час обедни, чудится: он сам эту чашу и смастерил. И дискос-тарель сам выточил из дерева. И когда в той же Лавре стою перед его так называемой «моленной» иконой с ликом святителя Николая Мирликийского, когда вглядываюсь с волнением в неровную поверхность красочных мазков, наложенных на левкас вприплеск быстрой, пусть не очень наторелой рукой, хочется вдруг поверить: это сам Сергий писал образ для своего келейного красного угла.
«Нигде не говорится, что он переписывал книги, занимался иконописью»,– отмечает Борис Зайцев в своем прекрасном очерке «Преподобный Сергий Радонежский». Да, если бы троицкий игумен писал иконы, об этом первым не умолчал бы автор «свитков» и «тетрадок».
И все же Сергий – душа художественная. На мир, на родину свою, на природное творение Игумен Русской земли глядел оком вдохновенного живописца. Какой поразительной красоты места избирал для закладки
новых монастырей! Как глубоко понимал композиционную соразмерность рукотворных строений и окружающей их природы! Гора Маковец, обрыв над речкой Киржач, Голутвинский плес-полуостров, гора Высокая в Серпухове... Сколько тут неба, простора, чистых воздушных токов, водных зеркал и зеркалец, синих лесных далей, вольной земли, дышащей подъемами и спадами! Даже наша сегодняшняя суетливо-бездарная цивилизованная застройка бессильна до конца исказить эти избранные места из творчества Сергия-художника, эти эпические окоемы, им облюбованные для зодчества.
И сколько уже раз, сколько лет подряд, ранним ли утром, на закате ли, проезжая в вагоне электрички мимо лаврского холма, смотрю на него безотрывно вместе со всем народом, будто впервые вижу неземную радость. Это сам Сергий держит в руках красоту Русской земли.
СЕРГИЙ-ИГРУШЕЧНИК
Еще одна из подробностей житейского облика троицкого игумена. Малая, но трогательная подробность, не вошедшая в рассказ Епифания. Зато она известна по устойчивое у местному преданию, которое из века в век передавалось устно. Вот его суть: немногословный и малоулыбчивый Сергий любил, оказывается, вырезать из дерева и ладить детские игрушки.
Но стоит хоть на малый миг представить себе такого Сергия – с липовым сухим полешком в руке и острым ножичком в другой,– как совсем иным станет для нас лик лесного молитвенника. Будто светлые отражения от липовой заготовки, от лезвия и от золотых завитков древесной стружки заиграют на его лице, размягчат морщины, потонут веселыми искорками в глубине глаз. Продолговатая стружка скопилась на коленях, налипла на грубые полы рясы, рассыпалась у ног. Монах ссутулился, напряг локти. Он весь – отрешенность, самозабвение, и только губы иногда чуть прогибаются от произносимых про себя молитвенных слов.
Не слабость ли, скажем, людская? Не баловство ли, которое, ну, никак не вяжется с образом высокого подвижничества? Нет. Великое продолжение, дополнение любви и, может быть,– через ничтожную древесную чурочку – самое осязаемое сегодня для нас вещественное свидетельство той любви к роду людскому, к семье, как таковой, к прибывающей, пополняемой через семью жизни.
Бытует предрасположение: монаху чуждо все семейное, домашнее. Подавляя в себе родовой инстинкт, он черствеет, усыхает, как оцарапанная молнией ветвь; ему непонятным становится самое простое и необходимое на свете – любовь к дитяти, к существу, восполняющему род, семью,
А Сергий весь тянется к ребенку. Будто хочет сказать: «Это мое дитя, я не отказываюсь от него, мне не стыдно играть с ним как малому с малым».
Кажется, не сохранилось, не могло сохраниться ни одной игрушки из тех, что мастерил он когда-то. Впрочем, так ли? А село старинное Богородское в окрестностях Лавры, где до сих пор режут по прадедовым образцам липовых мужичков и медведей? А хотьковские резные шкатулочки? А великое множество иных деревянных поделок для детей, что хранятся в залах Музея игрушки на том же самом холме Маковец, в ста метрах от лаврских стен и башен? Вполне ведь вероятно, что монашеский игрушечный промысел в память о Сергии сохранялся на Маковце и после его смерти, а отсюда передался ремесленникам из соседних сел и деревень.
Наконец, сбереглось еще одно свидетельство его особенной любви к детям. Свидетельство самое непосредственное и высокое по смыслу. Оно – в иконах и фресках Андрея Рублева, верного Сергиева ученика. Когда смотришь на рублевских ангелов и архангелов, сколько детской чистоты, ясности, доверчивости исходит от этих ликов! А его бородатые и лысые пророки, евангелисты, апостолы? Да Рублев же и их, не только ангелов, вполне намеренно и сознательно изображает детьми: выпукло-округлые лбы, щеки, не изборожденные аскетическими морщинами, но по-младенчески припухлые, выпукло-округлые. Словно, когда писал художник, твердил про себя библейское: «Все мы дети в руце Божьей», «Будьте как дети!» Он, Рублев,– из Сергиевой школы любви, исполнитель Сергиевого завета сердечного внимания к ребенку, к семье. Лишь в таком кругу единомыслия и могла осуществиться Сергиево-Андреева «Троица» – Небесная Семья.
|