(продолжение)В это время посол Сардинии в России Жозеф де Местр писал к папскому нунцию в Вене, что в России должна быть установлена нунциатура, но нунций не может быть поляком, поскольку поляки — приверженцы идеи галликанства, а архиепископ Сестженьце- вич якобы сказал, что папа для него — это царь. Поскольку папа не мог удовлетворить планам царя, то царь лояльно решил, что правительство будет наблюдать за делами костела и обращаться в Ватикан с просьбой о решении текущих дел.
Хотя царь старался осуществить идею общехристианского государства на основе своеобразного экуменизма и христианского просвещения, судьба польской Католической Церкви в Польском Королевстве не совпала с его планами и намерениями. Его политика не встретила понимания не столько в кругу ортодоксальных католиков, сколько среди членов польского правительства. Историки подчеркивают, что их взгляды на Церковь и государство сформировались в эпоху Просвещения, при короле Станиславе Августе. Комиссия Потоцкого, учрежденная в 1815 г., одобряла реформу Церкви, разработанную в тот период и поддерживаемую австрийским, прусским и наполеоновским правительствами. Главными постулатами этого направления были расширение независимости Церкви от папы, ограничение юрисдикции епископов в пользу гражданского права, благотворительность как обязанность Церкви, реформа образования духовенства, публикация образцовых проповедей и учебников для духовенства, этатизация, новое территориальное деление епархий.
Представители духовенства участвовали в работах этой комиссии только в качестве консультантов. Реформа была направлена на усиление контроля государства над Церковью. Церковь лишалась влияния на школу, и наоборот, государственная система образования брала под контроль уровень нравственности и просвещения клира, а особенно монахов. (Одновременно был предъявлен альтератив- ный проект Хородыского, который был близок к идеям пресвитера Гугона Коллонтая и провозглашал автономию польской церкви по отношению к Риму, назначение епископов митрополитом, ликвидацию монастырей, принуждение духовенства к гражданской службе.) Церковный Статут перечислял все церковные посты и определял для них обязанности и доходы.
Проект Комиссии Потоцкого считался взвешенным. Основой для церковного Статута была конституция. В ней было сказано, что религиозный культ отправляется под контролем государства; что католичество является привилегированной конфессией, но государство имеет надконфессиональный характер. Из этого следует, что в Польском Королевстве утверждалась наполеоновская модель государственности: государство абстрагировалось от истинности конфессии и поддерживало конфессию большинства.
Оценка Статута епископатом была разная. Большинству не нравилось, что правительство считало себя единственным органом, который редактировал документов реформы, епископат не был для него равноправным партнером, священники приглашались к сотрудничеству в комиссии без согласования с иерархией.
Как утверждает Анна Бараньска, по решению польской комиссии в церковном Статуте использовалась французская терминология, он был основан на идее расцерковления государственного права1. По сравнению с соответствующим документом Варшавского Княжества в него не были внесены существенные изменения.
Польское правительство решило, что молодое поколение можно спасти от угрожающих ему бедствий с помощью морального религиозного воспитания, которое должно обеспечить государство. И хотя в этом государство обязывалось поддерживать Церковь, Церковь не имела государственного статуса. Ее функции сводились к благотворительному и просветительскому в области морали ведомству. Потоцкий и пресвитер Станислав Сташиц видели в духовенстве государственных чиновников, обслуживающих граждан на определенном уровне и под контролем государства. К Комиссии по делам исповеданий можно было обратиться с жалобой на несправедливого иерарха или священника, если они не удовлетворяли требованиям прихожан.
Характерной чертой Статута было отсутствие заботы о монашестве. В кругу реформаторов оно считалось лишним как темное, фанатичное и не ориентированное на общественную деятельность. По образцу Австрии, еще в эпоху Варшавского Княжества существовал план ликвидации многих монастырей, не занимавшихся школами, приютами и больницами. Созерцательная аскетика не была востребована. И хотя царь собирался передать монастырям имения, комиссия сопротивлялась этому, аргументируя это тем, что чиновники будут лучше заведовать монастырским имуществом. Министр Потоцкий был за ликвидацию монастырей. Несмотря на то, что большинство членов Комиссии были масонами, самым ярким противником монашества был священник - Сташиц.
Александр I поддерживал католическую церковную иерархию в Польском Королевстве в ее сопротивлении светским чиновникам. Это отразилось в запрещении разводов и обязательности церковных браков [11]. Каэтан Козьмян писал в своих дневниках об Александре I: «Верю, что этот царь внутри своей души является католиком, и Бог своей рукой как вел его к земной славе, так и приведет его к небесной» [12]. Много лет спустя архиепископ Сигизмунд Фелински писал, что польское духовенство питало благодарность к государю как к спасителю Польши и царю, благосклонному к католичеству [13]. Многие польские авторы дневников писали в то время о скорби после неожиданной смерти царя. Они боялись угрозы утраты собственной и отечественной независимости, политической и экономической стабильности. Козьмян писал: «Пока он жив был, можно было надеяться, хотя он охладел по отношению к Польше, что он не захочет уничтожить то, что сам создал» [14]. Тогда появились фантастически неправдоподобные предgоложения на тему смерти Александра, например о покушении на его жизнь из-за его обращения в католицизм или потому, что он намеревался присоединить Литву, Волынь и Подолье к Польше. Это последнее предположение не было лишено оснований, т. к. еще в 1856 г. князь Адам Чарторыйский вспоминал о том, что царь намеревался расширить границы Польского Коро- левства [15]. Переселенные в Литовский Корпус солдаты верили еще в январе 1828 г., что Александр живет вместе с Наполеоном где-то за семью морями [16].
Поляки долго помнили свободы, дарованные Александром I, и еще в 1829 г. на сеймовом суде ссылались на обещания царя [17]. Сейм в 1830 г. решил воздвигнуть Александру I памятник и выделил на это приличную сумму денег. Сопоставление Александра I с Николаем I укрепило миф о добром царе. Ни один русский царь не получил столь положительной оценки в польской историографии и мемуарах [18]. Многие авторы подчеркивают, что царь основал Варшавский университет (1816) и Большой театр, что при нем началось строительство престижных зданий, в которых располагались министерства польского правительства. Государь намеревался сделать Варшаву престижным городом, самой западной митрополией Империи.
1. По материалам выступления на российско-польской богословской конференции (Краков, июнь 2011 г.).
2. То есть при дворе отца Александра, будущего императора Павла I. — Ред.
3. Цит. по: Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. Исследования и статьи по эпохе Александра I. [Электронный ресурс]. URL:
http://dugward.ru/library/pypin/pypin_obchestvennoe_dvij enie.html (дата обращения: 12.11.2011)
4. Имеется в виду Александрийская колонна на Дворцовой площади в Петербурге. «Бедствия эти вместе с Россией разделяла и Православная Русская Церковь. Среди необычайного подъема религиозных и патриотических чувств при нашествии грозного врага как будто снова воротилось то время нашей истории, когда вера и церковь стояли на страже православной Руси и выручали ее из всех бед, выпадавших на ее долю. Архиереи и монастыри, как в старину, жертвовали на ее спасение свои многолетние сбережения, из своего нового капитала Св. Синод пожертвовал 1,5 миллиона» (Знаменский П., прот. История Русской Церкви. [Электронный ресурс]. URL:
http://orthodox-book.ru/mdex.php?optio- n=com_conten (дата обращения: 01.10.2011)
5. Lewicki А. Czasy porozbiorowe od roku 1815 do 1864 // Dzieje Kosciola polskie- go. T. 8. Poznan, 2000 (repr.: Poznan, 1914). S. 15.
6. «11. Religia katolicka-rzymska wyznawana przez najwiQksza czqsc mieszkancow Krolestwa Polskiego bQdzie, przedmiotem szczegolniejszej opieki rzadu, nie uwlaczajac przez to wolnosci innych wyznan, ktore wszystkie bez wylaczenia, obrzadki swe calko- wicie i publicznie pod protekcja rzadu odbywac moga— Roznosc wyznan chrzescijan- skich, nie bQdzie stanowic zadnej w uzywaniu praw cywilnych i politycznych. 12. Duchowienstwo wszystkich wyznan, jest pod protekcja i dozorem praw i rzadu. 13. Fundusze posiadane teraz przez duchowienstwo katolicko-rzymskie i przez duchowienstwo grec- ko-unickie, jako tez te, ktore mu nadamy przez szczegolne postanowienie, b^da uznane za wlasnosc niewzruszona i wspolna calej hierarchii duchownej, skoro rzad wskaze i przeznaczy wzwyz wspomnianemu duchowienstwu dobra narodowe skladac maja- ce jego uposazenie. 14. W senacie Krolestwa Polskiego zasiadac b^dzie tyle biskupow obrz^du katolicko-rzymskiego ile prawo oznaczy wojewodztw. Zasiadac bQdzie procz tego biskup grecko-unicki» (Konstytucja Krolestwa Polskiego. [Электронный ресурс]. URL:http://pl.wikisource.org/wiki/Konstytucja_Kr%C3%B3lestwa_Polskiego#Tytu. C5.82_VII._URZ.C4.84DZENIA_OG.C3.93LNE (дата обращения: 12.11.2011)
7. Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус — свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В отношении к 3,5-миллионному населению Королевства в 1820 г. это составило больший процент, чем во Франции, где число избирателей едва достигало 80 тыс. при 30-миллионном населении. В Центральной Европе после 1815 г. Польское Королевство было единственной страной, располагающей парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. Она была реализацией постулата Адама Чарторыйского о том, что конституция должна стать абсолютно национальной и приблизиться к уставу
3 мая 1791 г. Между тем национальное развитие ушло вперед и обращение к нормам и институтам 1791 г. было уже анахронизмом (см.: ГолубЕ. В. Правовой статус Королевства Польского в составе Российской Империи. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.neuch.ru/referat/29120.html (дата обращения: 12.11.2011))
8. Папе предложили участие в Священном союзе как главе государства, однако он отказался из-за надконфессионального характера Союза.
9. См.: Baranska А. MiQdzy Warszawa, Petersburgiem i Rzymem. Lublin, 2008. S. 99-110 .
10. Baranska А. Op. cit. S. 268.
11. В Варшавском Княжестве (1807-1815) действовал Кодекс Наполеона, согласно которому была обязательна гражданская регистрация браков.
12. PamiQtniki Kajetana Kozmiana. Poznan, 1858. T. III. S. 85.
13. Felinski Z. S. PamiQtniki / Oprac. E. Kozlowski. Warszawa, 1986. S. 401. В царствование Александра I в России (не считая Королевства Польского) было 14 католических семинарий латинского обряда. Много духовных лиц числилось на правах воспитателей в дворянских семьях. Всего действовал 21 мужской монашеский орден и девять женских. Монастыри содержали школы, монахини также занимались уходом за немощными и больными.
14. PamiQtniki Kajetana Kozmiana. T. 2. S. 4.
15. Skowronek J. Adam Jerzy Czartoryski 1770-1861. S. 267-268, 505.
16. PamiQtniki Andrzeja Przyjalgowskiego // PamiQtniki Polskie zebrane przez Ksa- werego Bronikowskiego. T. 1. Przemysl, 1883. S. 200.
17. Prqdzynski I. PamiQtniki / Oprac. B. Gembarzewski. T. 1. Krakow, 1909. S. 28; Karwowski S. Historia Wielkiego KsiQstwa Poznanskiego. T. 1. Poznan, 1918. S. 85.
18. Prqdzynski I. Czterej ostatni wodzowie Polscy przed sadem historii. Krakow, 1916. S. 150; Skarbek F. Dzieje Polski. Cz. 2: Krolestwo Polskie od epoki poczatku swego do rewolucji listopadowej. Poznan, 1877; Kamienski H. Rosja i Europa. Polska. WstQp do badan nad Rosja i Moskalami. Paryz, 1857; Kurzewski J. H. Rys biograficzny zycia Alek- sandra I. Warszawa, 1843; Izwantowski D. Aleksander I w opiniach wspolczesnych mu polskich pamiQtnikarzy. Cz. 2: Aniol czy tyran (1820-1825). [Электронный ресурс]. URL:
http://histmag.org/?id=5103 (дата обращения: 12.11.2011).
Профессор Ханна Ковальска-Стус (Республика Польша)
http://www.voskres.ru/bratstvo/hanna.htm