EVG
Гость
|
|
« : 15 Февраля 2014, 11:22:40 » |
|
Не хотяй смерти грешника
Из книги "Я раскаиваюсь"
Господь наш Иисус Христос, не хотяй смерти грешника, но еже обратитеся и живу быти ему, зовет всех и каждого из нас в Царство Небесное различными путями Своего промысла. Одних обращает к раскаянию какими-нибудь необыкновенными случаями в жизни, как, например, Мария Египетская. Привлеченная любопытством в Иерусалим, вместе с другими пошла в храм, где находилось Животворящее Древо Креста Господня, но неведомая сила не допустила ее в храм, и через это она осознала свои тяжелые согрешения, принесла чистосердечное раскаяние и стала великою подвижницею. Других Он вразумляет различными явлениями через сны. Патермуфий, язычник, занимаясь разбоем, однажды вознамерился обокрасть жившую уединенно благочестивую девственницу. С этой целью он спрятался на верху дома и там, в ожидании благоприятного времени, неожиданно задремал. И вот во сне предстал ему светлый муж, облаченный в царскую одежду, и требовал, чтобы он оставил свой гнусный промысел и сделался христианином, угрожая в противном случае жестокою казнью. Устрашенный грозным видением, Патермуфий немедленно, по пробуждении, покаялся священнику в своих злодеяниях, принял крещение и удалился в пустыню (Чет. Мин. 9 июля). Чаще же всего и более всего Господь употребляет самый обыкновенный естественный путь для обращения грешных к раскаянию – это неумолкавший голос Божий в человеке, т.е. совесть, которая постоянно напоминает ему о необходимости обратиться к Богу с раскаянием и оставить жизнь греховную. Притом никто не должен отчаиваться в своем спасении, как бы глубоко ни пал, только принеси чистосердечное раскаяние, и если Бог продлит твою жизнь, то не возвращайся к прежним грехам и заглаживай их молитвою и добрыми делами. *** В стране Луканской жил великий разбойник Варвар. При большом росте и громадной силе, жалости и сострадания к ближнему были ему неизвестны, хотя он и христианин. Так часто бывает с нами: считаем себя верующими, крестик носим, но далеки от Христа. Имя Варвара, как атамана разбойнической шайки, не только приводило в трепет окрестных жителей, но было известно далеко за пределами этой области. Однажды, сидя в своей пещере и смотря на награбленные им богатства, ему пришла в голову мысль о покаявшемся разбойнике на кресте. Как ни был Варвар суров и жесток, все же его сердце отозвалось на голос Божий и он прислушался к нему. "Для чего мне эти сокровища? – так размышлял он. – Не ныне, так завтра я должен буду расстаться с ними: кому достанутся после моей смерти и что будет с моей бедной душою? Ведь все это награбленное мною добро не только не принесло мне никакой пользы, а напротив, как свидетель, будет обличать меня в беззаконных деяниях. Милосердный Господь не отверг покаявшегося на кресте разбойника, примет Он и мое чистосердечное раскаяние по Своей любви к нам грешным". С этими мыслями Варвар, не сказавшись никому из товарищей, вышел из пещеры, взяв только один меч, и с ним пошел в ближайшее селение, в котором была церковь. Когда он вошел в храм, то там совершалось утреннее богослужение. По окончании службы он подошел к священнику, пал пред ним на колени и сказал: "Отче святый, я окаянный грешник и хочу раскаяться в своих злых делах: не гони меня от себя". Священник велел ему встать, подвел его к алтарю и сказал: "Раскайся, чадо, пред Господом Богом во всем, что ты сделал дурного: я же, смиренный, буду свидетелем твоего чистосердечного раскаяния". – "Я, Варвар-разбойник, о котором, я думаю, ты, отче, слышал. Много зла я совершил, грабежом и убийством более трех сот человек, в том числе и двух пресвитеров, отказавшихся принять мое раскаяние, я лишил жизни. Если Господу Богу угодно будет принять мое раскаяние, то наложи на меня, отче, такой подвиг, который соответствовал бы моим злым делам: если же отвергнет и не примет Бог моего раскаяния, то возьми этот меч и вели им убить меня". – "Чадо, – сказал пресвитер, – нет того греха, которого Бог при чистосердечном раскаянии, по Своему бесконечному милосердию, не простил бы всяк грех и хулу отпустит человекам (Мф. 12, 31), сказал Иисус Христос, когда был на земле, а Его слово непреложно. Пойдем в мой дом, и что я тебе скажу, то ты и исполняй и будь уверен, что Господь простит тебе все прегрешения твои". С этими словами он вышел из храма и пошел домой. Дорогою он оглянулся и увидел, что Варвар не идет, а ползет за ним на локтях и коленях. Священник с удивлением спросил его, зачем он это делает? Варвар отвечал: "Так как я поверг себя на землю пред Господом Богом со всеми моими грехами, то и не встану до тех пор, пока они не будут прощены". – "Все твои грехи, – сказал пресвитер, – будут изглажены, если ты исполнишь тот подвиг, который добровольно наложил на себя. В моем доме, с кем ты пожелаешь – с детьми моими, или со слугами, или со скотом, или с псами, с тем проводи свою жизнь и принимай одинаковую с ними пищу". Варвар отвечал: "Я, отче, не считаю себя достойным пребывать даже с псами, но так как тело мое требует пищи, то я день и ночь буду находиться вне дома и питаться одною со псами пищею". Целых три года Варвар считал себя недостойным быть наравне с людьми, ползал, как животное, на локтях и коленях, питался тою пищею, какую давали собакам, и находился постоянно с ними. По прошествии трех лет пресвитер сказал: "По милосердию Своему Бог простил тебе, чадо, грехи твои: встань и пребывай с нами". Но Варвар отвечал: "Отче, я желаю теперь находиться в поле со скотом". С этими словами он, как животное, пополз в поле, где пасли скот. В продолжение двенадцати лет он питался одними растениями и жил в лесу, как животное, т.е. ползал по земле на локтях и коленях. Одежда на нем вся износилась, и он оставался нагим. От солнечного зноя кожа его почернела, как уголь, а от холода ночного потрескалась. За такое самопроизвольное мучение Господь не только простил ему все грехи, как о том было ему Свыше возвещено, но и прославил его после смерти. Однажды купцы проезжали мимо того леса, в котором жил Варвар. Во время отдыха они увидели его и сочли за животное, так как он был без одежды и ползал на руках и коленях. Чтобы защитить себя от нападения этого, как они думали, животного, натянули луки и пустили в него три стрелы, от которых он упал. Тогда они подошли и с ужасом увидели, что стреляли в человека, еще живой Варвар просил их не скорбеть об этом и известить о его смерти священнику. После этого он предал дух свой Богу. Пресвитер, извещенный о его кончине, пришел на это место и совершил погребение, предал земле тело его на том месте, где он скончался. За такое самоунижение и за те скорби и подвиг, которые он претерпел добровольно в продолжение пятнадцати лет, Богу угодно было прославить его по смерти. На могиле его стали совершаться многочисленные чудеса: больные, в какой бы болезни ни были, получали исцеления, хромые ходили, слепые прозревали. Пресвитер, услышав о чудесах, бываемых на его могиле, сопровождаемый толпой народа, отправился на это место и велел откопать из могилы тело Варвара. Когда откопали, то нашли тело самопроизвольного мученика нетленным и источающим благоуханное миро. С великою почестию взяли честные мощи его на рамена и перенесли в храм (Чет. Мин. 6 мая). Если и мы внимательно рассмотрим свою жизнь, все обстоятельства и случаи, то каждый из нас услышит голос Божий, неоднократно призывающий всех нас через совесть к покаянию. Об этом и надо в беседах больше уделять внимания, и на то, если и нас внезапно сразит смерть, как многих наших друзей и знакомых. Что будет с нашей душой, забывшей о Боге, о вечной жизни? А то, что нас страшат порой временные страдания, забывая о том, что если не покаемся, нас ждут вечные муки. И вот наша беспечная жизнь и привела нас в эти стены. Оказавшись за колючей проволокой, мы, как священники, должны умело объяснять, что это не является наказанием с духовной точки зрения, а является началом искупления греховной жизни. Это и есть одна из величайших милостей Божиих к нам грешным. Тогда, когда мы о Нем не помним и нам не до Бога, Сам Господь печется о нашем спасении. Мы часто слышим в беседах: "Меня посадили ни за что, я этого не делал". Да, порой бывает так, что к человеку применили ту статью, которой он не совершал. По-человечески как это несправедливо и обидно! И порой невозможно этого доказать. А у Бога всё по-другому. Во-первых, не бывает случайностей. В каждом случае из жизни человека совершается. Промысел Божий, ведущий только ко благу человека, если человек захочет с этим разобраться. Проанализировав свою прошедшую жизнь, он увидит, сколько преступлений перед совестию, Богом и людьми он совершил. Никто этого не знает и не видел из людей. Но Господь каждому человеку желает спасения, как мы видим из ряда примеров, показывающих, что случайностей быть не может. Из жизни св. Ефрема Сирина. Как он сам говорит о Промысле Божьем: "В юности, – говорит он, – когда жил я еще в миру, напал на меня враг: и в это время юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни случайно. Как корабль без руля, хотя кормчий стоит на корме, идет назад, или вовсе не трогается с места, а иногда опрокидывается, если не придет к нему на помощь или Ангел, или человек, как было и со мною" (Творения св. Ефрема Сирина, т. I, с. 6-8). Но Промысел Божий не оставил без вразумления колеблющегося юношу, и следующие события, рассказанные самим Ефремом с глубоким сокрушением, служили для него вразумительным уроком о Промысле и переходом к новому образу жизни. Однажды, по приказанию родителей отправившись в город, Ефрем запоздал и остановился ночевать в лесу вместе с пастухом овец. Ночью напали на стадо волки и растерзали овец. Когда объявил о том случившемся пастух хозяину стада, тот не поверил к обвинил Ефрема в том, будто он подговорил воров, которые расхитили овец. Ефрема представили суду. "Я оправдывался, – говорил он, – рассказывая, как было дело. Вслед за мною был приведен некто пойманный в прелюбодеянии с женщиною, которая убежала и скрылась. Судья, отложив суд до времени, отослал их обоих в тюрьму. В заключении встретили еще одного человека, обвиняемого в убийстве. Но все трое не были виновными, в чем их обвиняли. Проведя в тюрьме 7 дней, в восьмой видит Ефрем сон. Кто-то говорит: "Будь благочестив и уразумеешь Промысел. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что ты делал в жизни неправильно, и по себе узнаешь, что через тебя страдали несправедливо". – И далее говорит преподобный: "Виновные не избегнут наказания. Проснувшись, стал я размышлять о том, что было сказано, и отыскал в своей жизни проступок своей виновности. Когда-то со злым намерением выгнал ночью из загона корову одного бедного человека. И ее в эту ночь растерзали дикие звери. Я поделился своим сном с другими заключенными, которые также считали себя ложно обвиняемыми. И они поделились, что также в жизни нашли себя виновными совсем в других преступлениях". При всем рассказанном Ефрем стал очень сокрушаться, потому что увидел в этом явное воздаяние. Этот случай Промысла Божьего изменил в корне жизнь в дальнейшем св. Ефрема Сирина. И как сейчас мы видим часто в наших беседах с заключенными подобные случаи, когда они говорят, что их ложно обвинили в содеянном. Вот наглядный пример из нашей жизни СИЗО: немолодой человек обвинен по не очень приятной статье. В беседе с ним видно явно, что он этого не делал, но доказать невозможно. Ложно был оклеветан – через заявление, написанное на него. Неоднократно говорили с ним о смысле жизни, о Боге, но все казалось для него чуждым. Время шло, а его не судили. При встречах продолжали говорить о жизни святых отцов, о Святом Евангелии, о смысле нашего пребывания на земле, о Страшном Суде и вечных муках. Равнодушное слушание, больше молчание, и только. Одно повторял: "Как только выйду, отомщу за эту клевету". – Но Господь вел и его особым Промыслом ко спасенью. В изоляторе он задержался надолго. Суд над ним не совершался, откладывался. Прошло около двух лет. Он стал больше проявлять интерес к храму, к беседе, к службе и как-то раз сам попросился на исповедь. – Все же верно гласит пословица: капля камень точит. Так и Благодать Божия, получаемая им в тюремном храме, растопила его окаменевшее грехом сердце. Узнаю на исповеди, что всех его друзей потихоньку расстреляли за это непродолжительное время. Тогда я спросил его: "Если бы ты находился не в тюрьме, а с ними, что могло быть?" – Ответ однозначный: "То же самое, что и с ними". Здесь я и говорю: "Тебя обвиняют в том, что ты не делал, сажают в тюрьму, а ты живой и до сего часа, благодаря ложному обвинению. Ты не задумывался ни о Боге, ни о вечной жизни, а Господь Своим Божественным Промыслом вел тебя по молитвам твоих же родственников, которых даже и имен не знаешь, уже давно, ушедших из этой жизни, но угодивших Богу своею верою и делами. Надо бы подумать". – Он продолжает за мной: "Да, у нас была бабушка, мамина мама, очень добрая и набожная. Всегда только молилась и всем делала добро. Мама с детства ее приводила в пример, когда что-то делал нехорошее". Так и вспомнил, что и в его роду были молитвенники. Задумался, исповедался. Злость и обида угасли. На одной из исповедей говорю ему: "Как чистосердечно простишь тем, на кого имеешь обиду, и сделаешь переоценку своей жизни, – суд решит в твою пользу". Спустя два года пребывания в СИЗО человек этот заметно изменился, просился часто в храм помолиться, постоять у иконы Матери Божией "Утоли Моя Печали". Поставит свечу и долго молча молится. На последней исповеди очень подивил меня пронзительной откровенностью: "Батюшка, хочу сказать, что искренне прощаю мнимым своим обидчикам, которые помогли сохранить мне жизнь. Я сам-то столько наделал в жизни зла, что только здесь с Божией помощью и увидел себя со стороны". Я очень порадовался за него и как-то, вроде в шутку, говорю ему: "На суд поедешь – домой отпустят". Так и случилось. Он вскоре пришел к нам поделиться своей радостью. Вот как Промысел Божий ведет человека к покаянию и в тюрьме. *** Особенности работы и трудности в СИЗО для священника являются в том, что здесь люди долго не задерживаются: осудили и уехал на зону. Только начинаешь духовную работу, общение, беседа, исповеди, их размышление, только сближение начинается, – люди начинают тянуться, задумываться после бесед, рассказов о подвижниках, – и тут уже новые люди, не те, с которыми стали только духовно сближаться. Они уже далеко, в вагонах на окнах с решетками, прибывают в места отбывания своих сроков. Только письма их, которые летят, как голуби, из-за колючей проволоки, свидетельствующие о том, что хоть и малое время общения со священником, но дало свои благодатные плоды покаяния.
|