Шевченко для всеславянстваВыступление на встрече писателей России и Украины 20 февраля 2014 года
Высокочтимый Валерий Николаевич!
Многоуважаемый Иван Иванович!
Дорогие побратимы-писатели России!
Мы глубоко благодарны россиянам за организацию и проведение встречи представителей двух народов в канун и в честь 200-летия со дня рождения великого сына Украины, светоча мировой величины Тараса Григорьевича Шевченко.
Есть те глубинные петры, на которых сходятся крестьянин с рабочим, кочегаром, ученым в постижении своего национального самосознания. Среди этих предоснов возвышаются законы предков и вера («потому что, – по Костомарову – нет свободы без веры»), Сиречь, те святыни, которые неделимыми наследуются от поколения к поколению и не дают нам забывать, чьих отцов и чьи мы дети.
Для нашего народа как самодостаточной космической величины одной из таких святынь-оберегов стало казачество. Как бы и кто не оценивал этот феномен, но в основе своей он наиболее точно отражает характеристические черты именно украинского народа: его религиозные, мировоззренческие и морально-этические принципы. Говорит Николай Костомаров: «И не любила Украина ни царя, ни пана, а сотворила себе казачество, то есть, настоящее братство, куда каждый, входя, становился братом других... и были казаки между собой все равны... и постановило Казачество Веру Святую защищать и освобождать ближних своих плененных... и много рыцарей такое совершали, что не внесено это и в книги мира сего, а записано на небе, потому что за них были перед Богом молитвы тех, кого они освобождали из неволи»1.
Выведем за скобки некоторую упрощенность: костомаровская «Книга Бытия Украинского народа» адресовалась не столько элите, сколько неграмотному большинству. Однако по сути своей ученый точно передает именно народное понимание казачества. И так ли уж автор идеализирует нашу вольницу? Ведь даже прагматичный и не вельми благосклонный к Украине марксист оценивает Запорожскую Сечь как первую христианскую демократическую республику.
Равноапостольная казачеству величина для нас – Шевченко. Надо ли доказывать, что значит для Украины Тарас? Целые скирды наворотили вокруг него словесной соломы: «великих слов великую силу». А ведь предостережено: не поминай имя Господа всуе. Поэтому просто напомним истину: Шевченко – это сама Украина. И если мы чего-то и стоим, как народ, то этим в полной мере обязаны Тарасу Григорьевичу.
Однако не надо и прибедняться, и впадать в мазохизм. Народ, который породил такого истинного Гения, достоин того, чтобы в полный рост стоять с открытым забралом как равный с равными в семье наиболее уважаемых мировых наций. Ныне это – уже реальность.
Весьма печально, когда встречаешь особь «не помнящую родства». Не менее сумрачно на душе, когда сталкиваешься с личинами «не помнящими добра». Мы, украинцы, никогда не забываем судьбоносную роль, которую сыграли лучшие сыны России в освобождении нашего Тараса из крепостной неволи, открыв гениальному самородку дорогу в бессмертие.
Нам откровенно чужд национал-мазохизм меньшего брата, ибо за нашими плечами – Великая Киевская Русь, беспримерное мужество запорожского казачества, перед рыцарством которого в борьбе «за Вашу и нашу свободу» доныне с благодарностью склоняется мир. Мы помним великих предтеч в освоении космоса Кибальчича и Королева, сынов и дочерей Украины, которые вместе со всеми народами Советского Союза вошли в мировую летопись как освободители человечества от фашистской чумы. У нас есть чем гордиться по-праву. Но нам абсолютно чужды любые варианты богоизбранничества. И в то же время мы горды своей принадлежностью к великому семейству славян.
Как писал Шевченко:
«Щоб yci слов'яни стали
Вольними братами
I синами сонця правди...»
А еще сегодня хочу сказать о Тарасе Григорьевиче как о личности, о человеке.
У него было право выбора: не покидая родных низов, и себе кое-что приобрести на верхах. Для этого, принимая во внимание его могучий талант, многого и не требовалось: несколько подретушировать острые углы, в чем-то – для ока и незаметном, – подыграть властям. И стоит ли в этом смысле углубляться в прошлое, когда настоящее дает нам такие образцы конформизма, отступничества и предательства различных партий и партиек, что нашим прапредкам и не снилось.
Шевченко же ни разу не поступился ни своими взглядами, ни своим характером. И ничего не приобретя для себя лично, кроме преследований, – обрел Украину и весь мир.
Ни разу его не издавали полностью, поскольку он не был удобен ни для царя, ни для Сталина, ни для Хрущева, ни для Брежнева с Горбачевым. И, должен сказать, он уже становится неудобным и для некоторых нынешних власть предержащих, которые под его знаменем взобрались на Олимп власти. Особливо для тех, кто, по Шевченку, «отечество так любит, так за ним страдает, так из него, сердешного, кровь, как воду, точит».
Он не поддается приручению. Даже после завершения своего земного круга, и в небе Богоравных остается самим собой, то есть Тарасом Григорьевичем Шевченко. И в этом тоже его непреходящесть как вечной антитезы нынешним коллаборантам, кривоверам и перебежчикам.
Скажите, разве не заслуживает общечеловеческого уважения народ, подаривший миру такого титана, который выборол моральное право сказать:
«Ми не лукавили з тобою.
Ми просто йшли.
У нас нема й зерна неправди за собою».
А что значит Шевченко для всеславянства – стоит ли говорить! Еще в Кирилло-Мефодиевском братстве, призывая к духовному союзу славян, он словно предвидел день сущий, когда хозяева «нового миропорядка» коварно подбрасывают хворост в костер раздора, на котором испепелили великого Ивана Гуса, в пламени которого обуглились сотни сербов. Эй, славяне, будем бдительны! Об этом мы обязаны напомнить именно сегодня, в дни, когда венценосному сыну Украины, через века и пространство 200-летия, через пораженные обогащенным ураном земли подают мироносную десницу легендарные братья из Солуни равноапостольные Кирилл и Мефодий, Пушкин и Жуковский, Брюллов и Некрасов.
Эти звезды мировой величины взошли в небе всеславянства. И ярче всех нам, украинцам, сияет звезда Великого Шевченко. Сияет, не угасая. И будет сиять вечно, ибо Украина – вовеки веков.
Наша сердечная благодарность славному кошевому русских писателей – талантливому литератору и прекрасному ученому Валерию Ганичеву, который вместе со своими сподвижниками сделали все, дабы эту встречу превратить в праздник дружбы под омофором Батька Тараса. Восхищаюсь подвижничеством известного писателя, чудесного переводчика с украинского Владимира Середина, на плечи которого и его коллег выпала роль и организатора, и исполнителя, и чернорабочего этого праздника.
Низкий поклон «через головы поэтов и правительств» истинному нашему постпреду в Москве, многолетнему директору Национально культурного центра на Арбате, глубокому исследователю Шевченковских следов и многих его выдающихся земляков в Москве, блестящему публицисту – историку Владимиру Мельниченко, благодаря которому и в Москве чувствуешь себя, как дома.
Всем Вам, братья и сестры, наша сердечна украинская подяка!
Борис Олейник
http://www.voskres.ru/bratstvo/oliynik2.htm