(окончание)Калязинская колокольня
Первое движение, едва открываешь утром глаза, – посмотреть в окно. Неленивые путешественники даже специально просыпались, чтобы увидеть, как загорится на бледном небе яркой бусиной солнце и окрасит в розовый цвет сонную зыбь воды. За ночь мы прошли все положенные по маршруту шлюзы, и в начале дня уже плыли по Волге.
Вода здесь была уже иного цвета. Зеленовато-серая вода каналов сменилась прозрачно-голубой в Волге, как свинцово-серая вода в Неве придет вослед изумрудной в Свири, а холодная сталь Белого озера уступит место голубиной краске Ладожского. То, что вода в реках бывает разного цвета – открытием не было: мне никогда не забыть блещущий синевой Нил, будто вобравший в себя такое же синее, без единого облачка небо, под которым чернели поля с густой зеленой травой.
В нашей природе нет таких ярких контрастных красок, она вся состоит из полутонов, как неярка красота и самого жителя русского Севера. Яркость красок юга утомляет и быстро наскучивает, а многообразие полутонов рождает обилие картин, которые не утомляют глаз и не устают удивлять новизной. Как это утро нового дня, которое словно написали нежными акварельными красками: голубоватые облака и неброская зелень островков среди реки, чуть тронутые бежевой краской берега и сизая гладь воды.
Реки – самые древние пути сообщения и свидетели прошлого, чего только они не повидали за тысячелетия своей жизни. Образовывались и распадались государства, сменялись династии, насчитывавшие не одно поколение правителей, строились и разрушались города по их берегам, купцы и воины правили по ним свои корабли, крестьяне брали из них воду,– а они все так же безмолвно несли свои воды. Если бы они могли заговорить, то рассказали бы нам о многом. Например, вот об этой проплывающей сейчас мимо нас колокольни.
Жил-был городок на Волге, звался он Калязин. Собственно даже и не город это был, а три слободы, раскинувшиеся по берегам, как руки усталого человека. Рядом со слободами святитель Макарий в XV веке основал монастырь, который, как и сам городок Калязин, особенно знаменитым стал в Смутное время. Здесь в 1609 г. собирал ополчение со всех волжских городов молодой Михаил Скопин-Шуйский и обучал под стенами монастыря воинов премудростям ратной науки. Последней надеждой называли в те лихие времена безгосударства отряды под командованием 23-летнего полководца. Но именно ему удастся очистить от войск Лжедимирия II северо-восток Руси и освободить окруженную Москву вместе с сидящим в ней царем Василием Шуйским. Великим воином именовали Скопина-Шуйского современники и всей страной оплакали его раннюю кончину от рук завистливых отравителей.
Ничто в современном Калязине не напоминает о тех временах, нет ни улицы, названной его именем, как нет и Макарьевского монастыря, да и половины самого города, ушедшего под воду при создании Рыбинского водохранилища. В оставшейся половине города можно пройтись по улицам Карла Маркса и 1 Мая, ничего не говорящим об истории Калязина, но напоминающим о годах советской власти. Затопленные города и разрушенные храмы – еще один памятник ушедшей эпохи.
Все рушится, и связь времен пропала,
Все относительным отныне стало, –
написал английский поэт Джон Донн в конце XVI века, но как современно звучит, однако. Либеральная эпоха захотела в феврале1917 г. зачеркнуть царскую, и закончила свою жизнь в эмиграции или у стенки. Советская эпоха выбросила на «свалку истории» и царскую, и либеральную, и доживает свой век в сохранившихся кое-где по России названиях улиц и памятниках Ленину. Так случается со всяким временем, пытающимся предать забвению предшествующие поколения, вместо того, чтобы воспользоваться их достижениями и попытаться извлечь опыт из их ошибок. Не нужно быть оракулом, чтобы начертать финал нынешней эпохи либеральной буржуазии, пытающейся вытравить память о Советском Союзе.
Углич
Днем мы останавливаемся в старинном русском городе Угличе. Жара стоит невыносимая для средней полосы, не спасает даже речной воздух. Кажется, если сейчас и немедленно не окунешься – то задымишься, как головня. Не особенно выбирая место, здесь же, на пристани окунаемся в Волгу. Уф! Хорошо! Прохлада воды приносит облегчение обожжённой коже и затуманенной голове. Плещемся вдоволь, потом выбираемся на берег и только после этого идем осматривать город.
Основали его в том месте, где Волга поворачивает – «угол делает», оттого он, видимо, и Углич. В центре города знаменитые палаты угличских князей XV века, Спасо-Преображенский собор XVIII века и церковь Димитрия «на крови», построенная на месте гибели младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия. Сегодня в городе – ровеснике Москвы – восстанавливаются и монастыри – Богоявленский, Воскресенский и Алексеевский.
Последняя обитель – одна из самых древних в городе, она была основана митрополитом Алексием в1371 г. После преставления митрополита и причисления его к лику святых, обитель, где он особенно почитался, стала именоваться Алексеевской. В годы Смуты XVII в., когда поляки осадили город, жители укрылись за стенами монастыря. Тогда захватчики подожгли монастырь, а оставшихся в живых его защитников, по словам летописца, заживо засыпали в подвалах. На этом месте после изгнания интервентов из страны отстроили дивной красоты храм Успения Пресвятой Богородицы, чтобы возносить в нем молитвы о живых и павших.
Трехглавую шатровую белокаменную церковь замечаешь издали и замираешь, удивленный, не в силах оторвать глаз от созданного человеком во славу Божию. Не удивительно, что в народе храм называют Дивным. В монастыре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Вратарница», к ней с молитвой прибегают в семейных нестроениях, болезнях. Помогает она и семьям, потерявшим надежду иметь детей.
Вечером наш теплоход проходит мимо маленького городка с милым названием Мышкин, приветственно погудев ему и остановившись на несколько минут. Похоже, плаванье и плавность – слова одного корня. Наш «Очарованный странник» мягко скользит по воде в полной тишине, берегов нет, перед нами лишь закругленность горизонта. Мы видим, как завершается день вместе с не спешащим исчезнуть солнцем. Блеск золота освещает серую рябь воды, но вот уже и рдеющий закат угас, а мы все стоим, не смея ни заговорить, ни уйти, и продолжаем молча смотреть в даль, будто вбирая в себя какой-то поистине вселенский покой. Он рождает ощущение безмятежности; чувствуешь, как страсти утихают, и радость примирения наполняет тебя, будто после бурной изматывающей ссоры.
Горицкий монастырь
Ночью наш теплоход, пройдя Рыбинское водохранилище, входит в Шексну. Она несет свои быстрые и холодные воды на Север, соединяя основанные на ее берегах многочисленные обители. Одна за другой возникают они на главном водном пути края в XIV – XV вв., русской Фиваидой назовут их писатели XIX века. Два инока – ученики преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Ферапонт, ища уединения, уходят из шумливой Москвы на Север. Шексна приводит их к горе Мауре, взойдя на которую они выбирают место для будущей обители. Кирилл основывает монастырь на берегу Сиверского озера, Ферапонт – поодаль, в19 км от Кириллова, меж двух озер. Первый монастырь войдет в историю как Кирилло-Белозерский, другой – Ферапонтов, известный фресками Дионисия.
Виден с горы Мауры и другой монастырь, на самом берегу Шексны, рядом с которым и пристает наш теплоход. Это Горицкий женский монастырь. Его основывает в1544 г. мать последнего удельного князя Владимира Старицкого княгиня Ефросиния. Когда во время болезни Ивана IV бояре присягнули Владимиру Старицкому, не надеясь на выздоровление царя, тот, поправившись, отдал приказ казнить и князя, и его мать. Тяжела была рука властителя.
Принявшую постриг в монастыре Ефросинью топят в реке вместе с игуменьей обители и еще двумя сестрами. Монахини захоронили тела погибших за алтарем Воскресенского собора. Позже монастырь становится местом ссылки знатных особ – жены Грозного Анны Колтовской, дочери Годунова Ксении, невесты императора Петра II. В XIX веке здесь строится Троицкий собор.
В последний раз я видела монастырь почти 30 лет назад. Состояние, в котором он находился, искусствоведы называют руинированным. Сегодня Воскресенский женский монастырь отстраивается, в Покровском храме идут службы, вернулась в обитель главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери. Сестры проводят экскурсию по монастырю, показывают свое хозяйство, огород, цветник. Угощают в трапезной молоком, душистым чаем из самовара и ватрушками собственного изготовления.
Непогода. Онежское озеро
День стремился к завершению, небо темнело. Где-то впереди засветился огнями древний город Белозерск. В 70-е годы прошлого столетия он оказался для нас, студентов-историков, окном в прошлое. В центре города возвышались валы XV века, храня в себе память о некогда мощной деревянной крепости, окаймленной выкопанным под ней рвом. Крепости нет и в помине, а валы и ров прекрасно сохранились. Как сохранились деревянные мостовые и древний способ стирки белья, точнее его мойки, на берегу канала в городе. Мы видели, как белье наматывали на специальную длинную палку, вроде большой ложки, били им по доске, а потом полоскали в воде. Город и сегодня вдали от оживленных трасс, поэтому, вполне возможно, и сегодня в нем так же ходят по деревянным мостовым и так же полощут белье в канале.
Когда-то озеро Белое находилось на самом оживленном торговом пути, соединявшим Новгородский край с Поволжьем и городами вдоль Сухоны и Северной Двины. Сегодня речные суда ходят не по самому озеру, избегая штормов, а по каналу, проложенному в обход озера.
Весь следующий день мы идем по Волго-Балтийскому каналу. В середине дня погода портится, начинается мелкий, как водная пыль, по-осеннему занудливый дождь. К середине дня он переходит в настоящий ливень, в пару к нему появляется хлесткий ветер, сбивающим с ног. Палуба становится мокрой и скользкой как каток, передвигаться приходится, держась за поручни. В довершение к непогоде, едва мы вышли в Онежское озеро, началась качка. Сильной ее назвать было нельзя, но, может быть, в этом однообразном и ровном покачивании и заключалась главная опасность для страдающих морской болезнью. Отказавшись от ужина, и поблагодарив соседей за предложенные лекарства, я вернулась в каюту.
За окном было темно, только вспышки молний освещали мрачную картину стихии. В сердце безотчетно вкрадывался страх. Сознание подсказывало: за окном XXI век, корабль устойчив, надежен, и есть масса средств спасения. Но организм отказывался прислушиваться к разумным доводам. Даже самые хорошие пловцы гибли во время кораблекрушений, – твердил он мне, – и нет абсолютно надежных спасательных средств, а в XXI веке человек также бессилен перед природой, как и тысячи лет назад. Спазмом сжимался желудок, а перед глазами маячил девятый вал И. Айвазовского и гибнущий плот Т. Жерико.
Но то ли качка меня убаюкала, то ли капитан повернул корабль поперек волны, в конце концов, сон поборол холод в душе.
Валаам
А утро успокоило теплым солнечным лучом, рассеяло ночные страхи и вновь примирило с природой. На рассвете мы вошли в Ладожское озеро, которое встретило нас ясной теплой погодой.
Первое, что увидели, выйдя утром на палубу – ослепительно белую колокольню на горизонте, еще не знали, но уже догадывались: там – Валаам. 70 км – на таком расстоянии в ясную, как в тот день погоду, можно увидеть Спасо-Преображенский собор. Стоя на палубе, ты уже охвачен трепетным волнением, ожиданием того, чего и сам толком не знаешь, и объяснить не можешь – а только чувствуешь.
Пока швартовались, слушали указания, погода испортилась. Но мы этого как будто и не заметили. Едва ступаешь на святую землю – хочется ее поцеловать. И только обилие людей удерживает. А дальше не покидает ощущение необычности: природа – вроде бы так же, что в средней полосе, но непривычна каменистая почва под ногами, густо заросшие мхом деревья и узловатые, торчащие из земли корни, напоминающие руки, натруженные тяжелой многолетней работой.
Здесь все и впрямь напоминает о созданном трудом рук человеческих. Поселившись на острове, окруженном со всех сторон водой Ладожского озера, монахи, не покладая рук, столетиями возделывали каменистую почву. Они прокладывали каналы, вскапывали огороды, высаживали деревья. Их труд был тяжелым, но не каторжным, работали они с верой и любовью в сердце. Святитель Николай Сербский, рассуждая о силе духа, написал: «Недостаточна сама по себе сила воли, и сама по себе сила чувств, и сама по себе сила ума. Недостаточны они вместе, взятые без светлой цели». Когда цель трудов светла, тогда и результат приносит радость.
В безбожные времена XX столетия все сделанное на острове пришло в запустение. Начиная с 1989 года, монастырь возрождается. Сегодня в монастыре восстановлены Воскресенский скит, Гефсиманский, Смоленский.
Шесть километров от Никоновской пристани проходим скорым шагом, минуя поклонный крест на развилке дорог. Неожиданно все вокруг помрачнело, будто осунулось, небо посерело, тяжелой шапкой нахлобучилось на самые макушки сосен – надвигался дождь.
Вдруг – как чудо – видение: между могучими стволами сосен, темнеющими чешуйчатой корой, возник в нежной дымке, освещенный властно пробившимся сквозь тяжелые облака солнечным лучом, белый храм со свечой-колокольней. Это его увидели мы на горизонте Ладожского озера и к нему приближались последние несколько часов. А может быть, и лет… Дорога повернула вправо, и видение тотчас исчезло, неожиданно, как и возникло.
Пройдя еще несколько километров, мы оказались перед Собором. Запрокинув головы, крестимся на купола. Велик и светел Спасо – Преображенский собор, и не земной град, но небесный предстает перед нашими взорами, когда, онемев от увиденной вблизи красоты, мы стоим, не в силах оторвать от него глаз. Так, наверное, чувствовали себя наши далекие предки-язычники перед собором святой Софии в Константинополе, когда побывали в нем на службе: «И не знали мы, на земле или на небе пребываем».
В храме покоятся мощи преподобных Сергия и Германа, основавших святую обитель, иеросхимонаха Антипы; отыскиваем глазами Валаамскую икону Божией Матери. Всенощная начнется в восемь и продлится до двух часов ночи, как и полагается всенощной, но наш теплоход, к сожалению, уплывает раньше. Что же, будем надеяться, что мы еще вернемся на чудо-остров и отстоим, как и полагается паломникам, всенощную.
Покупаем в лавке подарки на память и выходим на аллею, ведущую к старому братскому кладбищу. Мир и покой царят там, и почему-то совсем не грустно ходить среди могил упокоившихся иноков, хочется присесть на скамейку, посидеть и подумать…
Петербург
В четыре утра мы вошли в Неву, оставляя за кормой Шлиссельбург.
Такой полнотой отзывался в душе Валаам, да и все наше путешествие, что уже и Петербург не манил, не привлекал, хотелось, не расплёскивая, довести наши впечатления до Москвы. В Александро-Невскую лавру добрались к началу воскресной службы, в огромном соборе литургия показалась особенно торжественной. Приложились к мощам благоверного князя Александра Невского, в усыпальнице поклонились праху Александра Суворова.
В 1820 году между Москвой и Петербургом начал курсировать запряженный новый вид транспорта – дилижанс. Это была повозка на 4 – 6 человек, запряженная лошадьми. Путешественники прозвали его «нележансом» или «сидейкой», потому что двое с половиной суток, за которые он преодолевал 726 верст, пассажирам приходилось провести сидя. Не желая оставаться в Питере до вечера, мы решили уехать «сидейкой», купив билеты на дневной поезд в сидячий вагон. Семь часов, проведенные в воспоминаниях о плавании, пролетели незаметно, как и мелькавшие за окном, подобно кадрам кинопленки, станции, леса и перелески. В восемь вечера мы въехали в изнывающую от духоты Москву. Необычное путешествие окончилось, начиналось привычное передвижение.
Наталья Петрова
http://www.voskres.ru/school/petrova4.htm