Слово на открытиеСоборных слушаний «Преподобный Сергий — объединитель русских земель»Ваши преосвященства!
Дорогие соборяне!
Христос Воскресе!
Сегодня здесь, под сводами Храма Христа Спасителя, в Зале Церковных Соборов, проходит духовнозначимая и по-своему историческая встреча. Это не научная конференция, хотя и таковая её часть предполагается, это не чисто церковная встреча, хотя, какие сомнения, что она таковой является, это не просветительско-просвещенский диспут, хотя нам такого и не хватает.
Это, конечно, всё вместе взятое. Но её диктует вместе с датой хронологии 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского и та чрезвычайно сложная историческая ситуация, в которой находится страна и которая сложилась в мире.
Как однажды сказал церковный историк Муравьёв: «Время общественных бедствий есть его время: когда всё уже кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий». Какие философские рассуждения, какой «здравый смысл» сможет помочь в осмыслении и обосновании чуда непреходящей благодатной славы преподобного Сергия Радонежского, молитвенника и защитника земли Русской? Но не только моментами его человеческой жизни, но всей историей нашего государства это утверждается.
Наверное, сегодня, через 700 лет с того момента, когда к нам пришёл Сергий, в нашей жизни снова происходит возвышение Сергия, при жизни объединившего Русь и русский народ.
Тогда орда хана Мамая обрушилась, двинулась на Русь. Но мало ли ужасных, опустошительных походов было со времён трагического поражения не собравшихся, а разрозненных, не объединившихся князей Руси на реке Калка в 1223 году, но этот поход Мамая нёс полное затемнение, истребление Руси.
В походе Мамая впервые объединились Восток и Запад. Литовский князь Ягайло представлял Запад, генуэзские купцы-католики представляли своё войско южной Европы, которое уже готовило походы крестоносцев. Но самое главное (ужасное) — орда впервые провозгласила уничтожение Христианства, всей Православной Церкви. Мамай не без влияния католических советников сказал: «Христианство погубим, а церкви Божии сожжём, а затем их уничтожим. Я приду на Русь, убью их князя, тут и осядем и Русью овладеем тихо». Как это близко и знакомо нам сегодня.
Конфликт на Куликовом поле касался не только Орды и России, он затрагивал судьбы Восточной Европы, бытия всего российского государства, за которое вступилась Святая Троица и Божия Матерь. Но почему Сергий?
Почему через него проистекала Божия помощь? И как писал недавно архиепископ Курганский Константин в нашем журнале «Родная Ладога»: «Наверное потому, что он средоточие той человеческой любви. основанной на Вере, несёт в себе образ Святой Троицы».
Сегодня у нас снова тревожные времена, опять звучат угрозы военные, особенно торжествует моральная болезнь (падение) человечества. Но вот духовная суть остаётся и, как никогда, определяет весь строй жизни в мире. В зале много преподавателей, учителей, руководителей воскресных школ. Это требует от них продолжения духовно-просветительской работы, особенного представления образа и лика святого Сергия во всех его живительных ипостасях.
С первых дней своего создания ВРНС занимался вопросами русской национальной школы не в плане чисто этническом, а в вопросе духовного, исторического, подлинно культурного её наполнения. Патриарх Алексий II и, что промыслительно, (тогда) митрополит Кирилл. наш сегодняшний Патриарх Кирилл, великие современники-писатели Солженицын и Распутин, композиторы Свиридов и Овчинников, художник Валентин Сидоров и другие были на этих встречах, поддержали усилия ВРНС, кое-что сделано, продвинулись дела Веры, исторические материалы и истины, русский язык и литературная классика. Но школы часто вновь минуют проблемы нравственности, духовности, единения, разрывают священную связь учёбы и воспитания. Нам кажется, что сами педагоги, в немалой степени, должны разработать педагогическую концепцию, не ожидая, когда глубокомысленные высокомнящие о себе московские чиновники спустят им указания и программы. Возможно, следует уже на этой Соборной встрече выдвинуть и рассмотреть вопрос о создании Русского педагогического общества.
Как сказано в одном философском издании: «Русское воинство, светлое, бесстрашное, есть, прежде всего, духовная сила, и сталь орудий, и щетина штыков лишь внешняя, наружная оболочка этой силы, материализация духа народа, вызванная моментом и необходимостью, материализация, нисколько не противоречащая духу и в то же время отнюдь его не исчерпывающая. Повторяется старая, славная наша быль. Преподобный Сергий на битву с врагами России выслал двух схимников-богатырей; сам же Подвижник и величайший светильник духа остался в пустыне, ибо в жизни духа, битва или война есть всего лишь событие, некоторая экстериоризация духовных энергий, сущность же духа безмерно больше, обширнее, глубже».
Уважаемые соборяне, участники Соборной встречи! Участвуйте в нашем разговоре, встречайтесь друг с другом, сделайте всё, чтобы год Сергия Радонежского стал годом Молитвы, следования по пути, указанном великим святым.
Приступаем к работе!
Валерий Ганичев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора
http://www.voskres.ru/idea/ganichev34.htm