«Он как олицетворение лучших качеств русинского народа»В Москве прошел ежегодный благотворительный вечер памяти Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита ЛавраВо вторник Светлой седмицы, 22 апреля, в Москве в галерее «Бронзовое чудо» прошел седьмой ежегодный благотворительный вечер памяти митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), сообщила «Русской народной линии» пресс-служба общины церкви свт. Николы на Берсеневке.
Вечер был организован Фондом имени Высокопреосвященнейшего Лавра при содействии Общественного московского телевидения (ОМТ), Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.» и др.
Фонд был создан по благословению митрополита Илариона, Первоиерарха РПЦЗ в 2008 году. Одной из важнейших задач Фонда является проведение ежегодных вечеров памяти вл. Лавра, презентации фильмов на духовную тематику, концерты, литературные чтения. В общественный совет Фонда вошли представители МП, РПЦЗ, священники, известные православные общественные деятели, деятели культуры.
Вел вечер сопредседатель Фонда им. митрополита Лавра, генеральный директор Общественного московского телевидения, главный редактор и издатель международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.» Сергей Кузнецов.
Православный психолог Татьяна Филипьева (мать инока Всеволода Филипьева) зачитала приветствие митрополита Илариона, Первоиерарха РПЦЗ, который отметил, что митрополит Лавр всей своей жизнью явил нашему современному миру образ кроткого и мудрого, доброго и справедливого, доступного и благородного архиерея Божия, в духе апостолов, в духе первых учеников Господа, которые всю жизнь без остатка посвящали служению Господу и Святой Православной Церкви. «Отрадно знать, что интерес к личности мудрого архиерея Божиего, к праведным делам его и после его кончины не угасает в России, которую он очень любил и многократно посещал», - сказала она.
В свою очередь, ведущий вечера Сергей Кузнецов представил вниманию краткий доклад на тему: «События на Украине, роль Православия в объединении соотечественников ближнего и дальнего зарубежья». В частности, было сказано, что подвиг и жизнь вл. Лавра достойны самых лучших воспоминаний. «Великая радость, что с нами есть владыка Лавр, он никуда не ушел и постоянно находится с нами, и мы все свои стремления и мысли сверяем по его деятельности, заслугам, его доброте и кротости. Его заслуга в объединении великая; объединение Церквей уже есть, оно никуда не уйдет», - подчеркнул он.
Ведущий вечера также заметил, что обстановка в обществе стремительно меняется и момент, объединения двух Церквей был удачно реализован. «Сейчас мы живем в напряженное страшное время, сейчас это объединение было бы просто невозможным. От официальной Европы и Америки в адрес России идет клевета и наши братья и сестры в разных странах не так видят происходящее, как есть на самом деле. Не говоря о том, что происходит на Западной Украине — там не только идет клевета, но и посягают на жизнь и священников, и мирян, и православных людей. Наша вера учит нас быть терпимыми, но терпению наступает предел. Митрополит Лавр был очень кроток – это пример для нас. Но, чтобы наше Православие не раздавили, не раздавили нашу страну Россию, нам нужно быть готовыми к испытаниям. Великая радость, что Крым перешел к нам, но сейчас наши братья и сестры на Востоке Украины в тяжелой ситуации. Ситуация непростая, но многое зависит от нас, от славян, православных людей. В самые страшные моменты истории, когда мы все вместе вставали, как это было и в 1812, и в 1941-м - мы побеждали. Надо четко понимать, что сейчас Европа во главе с Меркель является оплотом неофашизма, навязывая это и на территории бывшего Союза. Обама тоже является фашистом и Америка под его пятой. Простые американцы и европейцы многие не понимают, но и многие не одобряют, что происходит. К нам приходят письма из Финляндии, Польши, Германии от наших соотечественников в т.ч. и представителей дворянства. Люди возмущены поведением европейских лидеров и американского президента. У нас должна быть очень четкая политика в этом вопросе», - убежден он.
Сергей Кузнецов жестко охарактеризовал действия т.н. пятой колонны: «Этим людям, таким как Макаревич, Венедиктов "Эхо Москвы", которые в течение 20 лет издевались над русскими православными людьми и до сих пор продолжают - им мы должны дать очень жесткий отпор. Да, Православие проходит под знаком всепрощения. Да, было время, когда можно было себе позволить игру в бирюльки, слушая их мнение. Мы знаем, что в России есть много проблем, и мы сами открыто говорим об этом (бандитизм, наркомания, коррумпированные чиновники). Но на пороге холодной, и, не дай Бог, Третьей мировой войны, эти люди провоцируют и встают на сторону фашистов. Нам, русским, православным, надо дать этим людям очень четкий определенный ответ, что мы не позволим уничтожать нашу страну изнутри. Мы будем прибегать ко всем законным средствам для того чтобы остановить фашизм».
Дальше слово было предоставлено игумену Кириллу (Сахарову), настоятелю церкви свт. Николы на Берсеневке. Несмотря на то, что сам он родом с Луганщины, которая сейчас является одним из эпицентров трагических событий на Украине, сын шахтера, и все, что там происходит, конечно же, это его боль – о. Кирилл в своем слове акцентировал внимание на Западе Украины, вернее, на Западе Руси – Подкарпатской Руси.
«Митрополит Лавр - представитель карпаторосской русинской национальности, - отметил отец Кирилл. - Кто такие русины, много ли мы о них знаем. Это осколок Киевской Руси, который принял Крещение на полтора столетия раньше, чем крестился Киев. В этом году мы отмечаем 1150-летие крещения Подкарпатской Руси. Пять веков русины, руськие как они себя называют, находились под гнетом других государств: Венгрии, Австро-Венгрии, Чехословакии. В 1914-м году, отступая, австровенгерские войска мстили русинам за симпатию к России. Талергоф, первый концлагерь, появился отнюдь не в Советской России и не в фашистской Германии, а именно здесь. Мазепенцы, которые называли себя украинцами, были тут надзирателями, палачами тех, кто не отказывался от русского имени, не оторвался от Русского мира. 60 тысяч жили там, в тяжелейших условиях, умирали от голода, жажды. В этом году 100-летие Талергофа, Мармарош-Сигетского процесса над русофилами. У нас на территории храма стоит поклонный крест, русинский, в память об этих жертвах. Русины сохранили свою русскость, несмотря на то, что те народы, которые доминировали, старались их ассимилировать. Особенно мощной была украинизация. Вспомнил факт, что около 600 русинских школ было закрыто после 1945 года, 800 учителей с Галиции было прислано в послевоенный период, чтобы проводить украинизацию. Язык русинский — это архаика летописей "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет", церковнославянский язык наиболее близкий аналог к русинскому языку, а отнюдь не украинский. Властями было проигнорировано прошение русин (на нем есть подпись о. Алексея Кабалюка, св. Алексея Карпаторусского) о том, чтобы их приняли в состав Союза в качестве самостоятельной административной единицы не в составе Украины, а в составе России. В 1991-м году на референдуме жители Закарпатья одновременно ставили вопрос об автономии и 78 % населения проголосовали за автономию. Но это было проигнорировано Киевом, кроме того Кучма тогда обращался к президенту России с настоятельной просьбой, чтобы во время переписи русины не фигурировали в качестве отдельной национальности. На Украине русин считают недоукраинцами, и как отдельную национальность не признают, хотя ООН рекомендовала им это сделать и в других странах: Чехии, Словакии, Венгрии русины признаны отдельной нацией. Всматриваюсь в портрет владыки: кротость, благородство. Он как олицетворение лучших качеств русинского народа. Как писали наши владыки довоенного времени на Западе: прекрасные монахи из этих людей (русин). Они молчаливы, они тверды, они ревностны в своей вере».
«О. Кирилл призвал к тому, чтобы помнили, что за Карпатами живут наши братья, наши союзники, - говорится в сообщении. - Не так много тех, кто нас поддерживает и русины – одни из них. Здесь нет раскольнических приходов т.н. Киевского патриархата, здесь 600 с лишним приходов Московского Патриархата, около 50 монастырей - это такая монашеская епархия. Невольно возникает вопрос, если униаты, которые в меньшинстве есть в Закарпатье, напрямую подчиняются Ватикану, то почему не может Закарпатье в этом контексте тотальной украинизации и уничтожения всего русского, почему они не могут думать, чаять о том, чтобы войти в подчинение Московского Патриархата?»
О. Кирилл закончил такими словами: «Вечная память владыке, его облик, его имя, память о нем дает импульс к тому, чтобы нам, живущим в Третьем Риме — Москве, обратить внимание на братьев, живущих за Карпатами и быть с ними в союзе, дружбе и тесном общении».
Прекрасной иллюстрацией к тому, что было сказано, будут слова самого владыки, сказанные 28 октября 2001 г. в день настолования в конце Божественной литургии: «Да сохранит и укрепит нас Господь в единомыслии, единодушии и соборности. Ибо необходимо русским православным людям и вообще православным людям быть едиными духом и делом».
«Много хороших, благодарных слов и воспоминаний было услышано на этом вечере, - подчеркнули в пресс-службе общины. - Татьяна Васильевна привела слова священника Николая Артемова, который очень хорошо знал митрополита: "Богослужение и молитва… Здесь приходилось встречать удивительную неутомимость. Наверное, просто потому, что это было средоточием его жизни. Владыка обогащался Богом в церковном общении и поэтому смог – ему даровано было – совершить то, что сняло преграды и установило общение. И Бог обогатил Свою Церковь этим человеком, столь открытым к нам и одновременно столь таинственным в послушании своем, проведя его перед нашими глазами своим путем к его конечной, высшей цели. Возблагодарим же Бога за дарованный нам образ кроткого пастыря"».
Монах Салафиил (Филипьев) с Афона прислал такое письмо:
«Молитвенно разделяю вашу любовь к нашему приснопоминаемому авве. Он был не просто миссионер и церковный деятель, но прежде всего — монах, с юных лет, ставший на иноческий путь. За послушание Собору он принял на себя сан Первоиерарха РПЦЗ.
Очевидцы рассказывают, как он со слезами говорил, что в монашеской молитве хотел провести остаток жизни, но Господь судил ему увенчать свою жизнь первосвятительскими трудами. Митрополит Лавр глубоко почитал подвижников благочестия и всегда интересовался жизнью монастырей и местами монашеского подвига и аскезы. Он старался как можно больше посещать монастырей. Был в Почаевском, Валаамском, Соловецком монастырях. Горячо желал побывать на Новом Афоне в Абхазии, но не смог при жизни этого сделать. Но он неоднократно посещал удел Пресвятой Богородицы, Святую гору Афон, поддерживал связь со многими подвижниками молитвы, например, с Никодимом Карульским, русским старцем. Когда он посетил афонского старца Порфирия незадолго до его кончины, тот воздел руки и произнес: "Великий архипастырь". Наставлял стремиться, прежде всего, к смирению, покаянию и молитве. Будем стараться следовать его заветам».
Монах Салафиил (инок Всеволод), будучи еще иноком, собирал много материалов о владыке. Вот один из них: «В Джорданвилле состоялся постриг 4 отцов. Постриг совершил настоятель обители митрополит Лавр. Новопостриженный монах Феофан, приехавший в свое время из Дании, был несколько удивлен, почему владыка нарек ему именно это имя недавно прославленного в России, а теперь и РПЦЗ русского святителя Феофана Затворника, ведь можно было дать имя кого-либо из православных святых Запада, более подходящее монаху-датчанину. Однако когда он открыл житие своего небесного покровителя, все понял: день празднования и рождения этого святого является и днем рождения самого монаха Феофана, но самое интересное заключается в том, что владыка Лавр об этом «совпадении» ничего не знал. Молитва дает то, что не могут дать нам наши умозаключения».
Татьяна Филипьева прочитала письмо-поздравление от своей семьи митрополиту Лавру на 80-летие 1 января 2008 года: «Ваша сердечная простота, открытость, искренность и долготерпение являются примером поведения всем нам. Мы искренне любим Вас и искренне молим Бога о Вашем здравии и благополучии. Желаем вам не просто долголетия, но вечности…
…Спаси Вас Бог, мы возле Вас
в любви и человечности.
Другие долгих лет желают Вам,
А мы желаем вечности» Она призналась: «О какой вечности я тогда писала этот стишок — не знаю».
16 марта владыки не стало…
Евгений Фокин, автор-исполнитель, неоднократно бывал на Афоне. Он прочувствовал красоту Святой Горы сердцем и заметил, что стихи, написанные на Афоне, особенные; Афон, по его словам, – это духовное пространство, где взрослые мужчины становятся детьми. Евгений исполнил несколько песен на слова инока Всеволода: «Таинственный Афон — гора святая», «Первый месяц вечности», «Я плачу ангел мой», «Царство бабочек». И две песни о владыке, написанные на слова инока Всеволода и Людмилы Тобольской:
«Жизнь прожить, как спеть молитву,
воздух пить, как в небе птицы,
всех простить, закончив битву,
белой точкой с небом слиться
ты сумел»; «Ты нечеловеческие силы
пред Небесным вымолишь Царем
привести Россию и Россию
к общей чаше перед алтарем.
Труд какой! А тернии какие!…
Ты прошел всё это до конца…
Новая и старая Россия
молит о душе твоей Творца». Евгений Фокин рассказал, как в октябре, в преддверии Майдана, он был на Афоне в монастыре Дохиар. Там была группа из 15 человек, несколько озабоченных, как ему показалось. Это были депутаты Рады, они приехали в этот монастырь к геронде Григорию, старцу, к которому со всего мира приезжают за советом, за благословением. И вот эта группа приезжала благословляться у старца на Майдан, на отход от России. Старец ответил им, что «вы должны быть вместе с Россией, т.к. вы - один народ». Это их очень озадачило, они начали говорить, что Россия давит, что-то там с газом, еще что-то. Старец сказал, если не хотите с Россией, то тогда будьте хотя бы сами по себе, но ни в коем случае не идите в Евросоюз. Зная печальный опыт Греции, он категорически им запретил.
В заключении своего выступления он исполнил свою песню в честь великомученика Георгия, непобедимого воина, очень кстати прозвучавшую в преддверии праздника Победы.
Художница Аида Лисенкова, написавшая портрет митрополита Лавра, сказала, что миссия, которую выполнил владыка, будет оценена только спустя века, приведя аналогию с Собором, на котором свт. Никола-чудотворец и свт. Спиридон Тримифунтский решили вопрос о Троице. Примерно такого же уровня, по ее словам, был совершен подвиг воссоединения двух Церквей Алексием II и владыкой Лавром. Портрет выполнен на фоне изображения моста от храма Христа Спасителя через Москва-реку, пришедшего в Джорданвилль.
(Окончание следует)