Русская беседа
 
19 Июля 2018, 23:24:33  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: День памяти священномученика Илариона (Троицкого)  (Прочитано 1685 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7722


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 28 Декабря 2017, 16:25:28 »

(Окончание )


[1]Софроний (Макрицкий), иерод. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). – М.: ООО «Техинвест-3», 2003 – С. 301.

[2] Антоний (Храповицкий), митр. О гонениях на Русскую Православную Церковь и об архиепископе Иларионе// Антоний (Храповицкий), митр. Молитва русской души [Сб. статей]. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2006. – C. 169.

[3] Антоний (Храповицкий), митр. Остаюсь любящий тебя неизменно... Сб. писем. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2007. – С. 194.

[4] Кирьянов Николай Борисович. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса. – URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu8eC1gvuqicW0Be8eieu0d664is8XVfe8ctk* (дата обращения: 27.12.2017).

[5] Польский М., протопресвитер. Новые мученики российские: Первое собрание материалов. Джорданвилль, 1949. С. 127.

[6] Кирьянов Николай Борисович. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса. – URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu8eC1gvuqicW0Be8eieu0d664is8XVfe8ctk* (дата обращения: 20.12.2017).

[7] Кирьянов Н.Б. Памяти архиепископа Верейского Илариона// Жизнеописание священномученика Илариона, архиепископа Верейского. – СПб., М.: Воскресенский Новодевичий монастырь, Ковчег, 2004. – С. 58-60.

[8] Назарий (Кириллов Николай)// Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв. – ПСТГУ. http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuBc8SUs8Wd60W8eC0ceuiicW0Be8eieu0d8E* (дата обращения 25.12.2017).

[9] https://kamelopardalis.livejournal.com/99878.html (дата обращения 25.12.2017).

[10] На Cоловках отмечено еще одно место, связанное с памятью свщмч. Илариона (Троицкого). http://www.pravoslavie.ru/5818.html (дата обращения 25.12.2017).

[11] Волков Олег. Погружение во тьму // Роман-газета. 1990. № 6. С. 25.

[12] Сошина Антонина. Наш путь – смиренная преданность Отцу Небесному: Исполнение пастырского долга в условиях лагеря // Соловецкое море: альманах. 2006. № 5.

[13] Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. С. 397.

[14] Соловецкий лагерь особого назначения. http://drevo-info.ru/articles/13673205.html (дата обращения 26.12.2017).

[15] Иларион (Троицкий), сщмч. Почему необходимо восстановить патриаршество? https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/pochemu-neobhodimo-vosstanovit-patriarshestvo/ (дата обращения 27.12.2017).

[16] В. К. Воспоминания / Публ., вступ. ст. и прим. Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II: 1 (34). С. 122.



http://www.pravoslavie.ru/109569.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7722


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 10 Мая 2018, 17:21:09 »


«Христианства нет без Церкви»

Священномученик Иларион и его изречения




Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, — яркая личность, талантливый богослов, самый молодой в свое время архимандрит и профессор, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–18 гг. в числе кандидатов на патриаршество, ближайший помощник священноисповедника Тихона, Патриарха Московского, активнейший борец с обновленческим расколом, узник Соловецких лагерей, один из наиболее авторитетных представителей «соловецкого епископата».

Основной характер жизни священномученика Илариона можно определить двумя словами: служение Церкви. Оно было основным мотивом и главным смыслом его жизни. Церкви были посвящены его богословские сочинения, его деятельность в должности инспектора и преподавателя Московской Духовной Академии и в архиерейском сане.

Неоценимую помощь Патриарху Тихону владыка Иларион оказал в разоблачении обновленческого раскола и возвращении отпавших в Церковь. За верность единой, святой, соборной и апостольской Церкви священномученик Иларион готов был претерпеть любые скорби. «Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю», — отвечал он на предложения примкнуть к раскольникам.

Выпавшие на долю исповедника Христова испытания не озлобили и не сломили его, но лишь закалили характер и усовершенствовали добрые качества его души. «Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными, — вспоминал соузник Владыки по лагерю, — Он доступен всем, он такой же, как и все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать».

Сохранив верность Христу и Его Церкви, претерпев за это от большевистской власти гонения, заключения, ссылку и шесть лет Соловецкого лагеря, новомученик скончался в тюремной больнице. Незадолго до смерти он произнес: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмёт...»


                                   ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА




                                                    Православная Церковь

Церковь — столп и утверждение Истины

    «Верим, непоколебимо верим: никаким ветрам, никаким бурям не потопить корабля Иисусова!»

    «Надо верить, что Церковь устоит. Без этой веры жить нельзя».

Истинное Богословие

    «Истины догматические имеют нравственное значение, и христианская мораль основана на догматах»

    «Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием и только тогда принесет оно плод по роду своему».

    «Наше богослужение прямо насыщено богословием — и богословием притом самым чистым и возвышенным».

Абстрактное христианство

    «Христианства нет без Церкви».

    «Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут. Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами — неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, “биен будет много” и, конечно, справедливо».

    «Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью».

    «В девятом члене Символа веры человек исповедует свою связь с видимым обществом последователей Христовых — и тем самым уже в этих кратких словах исповедания он соглашается со всеми истинами, преподаваемыми Церковью, которая признается хранительницей Христова учения».

    «Вера — основной нерв человеческой жизни, самое драгоценное сокровище души. И если в этом пункте нет единения, то всякое другое единение — культурное, научное, политическое — будет уже подорвано и ненадежно».

    «Совершенно безумна мысль соединить людей на почве какого-либо учения; для этого потребна особая сверхъестественная сила, которой и обладает единая святая, соборная Церковь Христова».

Священное Писание



    «Вне Церкви Священного Писания и нет и быть не может. Не может быть вне Церкви Слова Божия, живого и действенного, потому что нет вне Церкви благодати Святого Духа».

    «Священное Писание есть неприкосновенная и неотчуждаемая собственность Церкви, как одно из проявлений ее благодатной жизни».

    «Писание — лишь для того, кто причастен к церковной жизни. А вне Церкви и без Церкви нет и Священного Писания».

    «Не Священным Писанием, как книгой, спасается человек, а благодатию Духа Святого, живущего в Церкви»

    «Внецерковное отношение к Писанию неизбежно приводит к абсурду и к потере самого Священного Писания».

Духовная жизнь



    «Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью: порвется эта связь — непременно иссякнет и жизнь христианская».

    «Покаяние — сущность христианской жизни. Вся жизнь христианина есть покаяние»

    «В православной Церкви покаяние — врачебница, из которой люди выходят со светлым, озаренным надеждой лицом, потому что в руках они несут лекарства для уврачевания их тяжёлых и гнетущих совесть греховных недугов».

    «Насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге».

    «Вот истинная психология монашеского обета: смиренное сознание высоты общехристианского обета и недостатка своих сил для его осуществления...»

    «На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия — так пусть и будет».

    «Всё сором счесть и только единому Богу и Его святой Церкви служить — выше этого нет и быть ничего не может!»

Каноническое устройство Церкви



    «У нас многие говорят уже о “канонической субботе”, и каноны признаются тяжелым и даже ненужным игом... Без внимания оставлены те глубокие нравственные истины, которые в изобилии рассеяны в канонах повсюду, забыт тот общий дух Церкви, который дышит в соборных и отеческих правилах, тот православный церковный взгляд на жизнь, который в этих правилах проповедуется».

    «Мы не можем не восстановить патриаршества; мы должны его непременно восстановить, потому что патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви».

Церковное благолепие и богослужение



    «Православных храмов без церковного благолепия я совершенно не признаю и никак не могу одобрить, например, большинства петроградских храмов».

    «Рационализм совершенно не терпит церковного благолепия; он желает, чтобы и храмы были также сухи и безжизненны, как логические схемы, а загнанное и задавленное чувство обращается в чахлый сантиментализм».

    «Невежество и полная невоспитанность в церковном смысле — вот единственные причины высокомерного отношения к богослужебным уставам Православной Церкви».

    «Наше богослужение — это живая стихия древнецерковного святоотеческого возвышенного богословия».
    «Упрощение богослужения есть самоограбление».

    «Для богослужебного пения нужно благочестивое сердце, которому ведомо покаяние, молитва и умиление. А без этого что остается? Остается музыкальная техника, разные piano да pianissimo».

    «Для меня лично в сравнении с богослужением прямо жалкими и бедными кажутся всякие оперы, концерты и т.п.»

    «Видно, артистам богослужебное пение не по плечу. Для этого пения нужно иметь особые качества. В операх да в концертах ведь поют про разные земные чувства и привязанности. Эти вещи артистам хорошо знакомы, и о них они могут петь с искренним чувством».


                                                   Католицизм и протестантизм

Католицизм

    «Папство — символ материализации христианства; в папстве все грубо, гордо, плотяно».

    «Истина и спасение даны любви, то есть Церкви, — таково церковное сознание. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы... и папа же заведует спасением всех».

    «За последнее время у нас чаще, нежели нужно, вспоминают Франциска Ассизского. Но я лично прямо не выношу сентиментализма этого западного мистика с его “сестрами ласточками” и т.п. Наши святые были свободны от болезненного мистицизма и слащавой сентиментальности»

Протестантизм



    «Запад не восстановил истинного христианства, но разорвал живую связь с целыми веками древней Церкви».

    «Протестантизм — христианство без Христа, Сына Божия, это религия Иисуса из Назарета».

    «Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви...».

    «Будучи по существу церковным анархизмом, чистый протестантизм, как и всякий анархизм, оказался совершенно неосуществим на деле и тем самым засвидетельствовал перед нами ту непреложную истину, что душа человеческая по природе церковна».

    «Протестантизм пришелся весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов».

    «Как же гордый европеец примет учение о Церкви, когда для того, чтобы принять это учение, прежде всего следует отрешиться от себялюбия и своеволия, подчиниться Церкви и научиться любить людей, смиренно себя поставляя ниже других?»

Западное богослужение и культура

    «В отношении богослужения Запад впал в нищету и убожество».

    «Если в готическом храме, например, в Кельнском соборе, проложить рельсы и пустить паровозы с вагонами, то, в сущности, не будет никакого оскорбления религиозного чувства. А попробуй то же сделать у нас в Троицком или Успенском соборе — да просто ужасно и представить такое кощунство!»

    «Готика — это схоластика в камне. Схоластика у западных еретиков заменила религиозную жизнь с ее разнообразными цветами чувства, с ее прекрасными порывами воли».

    «Католики чувственны в своих храмах. У них Мадонны, написанные с натурщиц, у них статуи, иногда одетые чуть ли не в модное платье».

    «Разве это не замечательно, что при всем богатстве западной культуры, при постоянном усложнении жизни, богослужение западное становится все более и более бедным, безличным, упрощенным, бесцветным!»

    «В западном богослужении нет богословия, мало вообще мысли. Зато в нем слишком много крайне для меня противного сентиментального какого-то фамильярничания с “Иисусом”».

    «Запад отбросил прекрасное наследство древности и заменил его своим убожеством».



                                                        Россия



    «Русская болезнь имеет в основе грех против Церкви».

    «Для излечения разъедающих русскую душу ран необходимо раскаяться в двухвековом грехе против Церкви, возвратиться к вере отцов и дать Православной Церкви прежнее место в жизни государственной и общественной».

    «Русский народный характер воспитывался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека и является почти непременно отпадением от России».

    «Никакой человек, может быть, так не заглядывал в бездны отрицания, как человек русский»

    «Вся культурная и политическая деятельность русскому кажется только поделием, на которое грешно отдавать свою душу целиком».

    «Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский».

    «Россию можно представить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без Церкви».



Подготовил Андрей Горбачев
Иллюстрации: Антон Поспелов


http://www.pravoslavie.ru/89222.html
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!