Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 16:29:58  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Как России уходить от доллара?  (Прочитано 2623 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 14 Мая 2014, 15:18:48 »

Как России уходить от доллара?

Часть 1

Профессор Валентин Катасонов о вреде долларизации российской экономики



О том, что России надо уходить от использования долларов как внутри страны, так и с внешним миром, сегодня признают все. Некоторые негативные моменты нашей долларовой зависимости связаны с возможностью введения против России экономических санкций. Другие моменты связаны просто с ослаблением отечественной экономики, неизбежным в результате ее долларизации.

Четыре угрозы доллара США для России. Напомню, какие угрозы несет доллар для России в целом и для каждого ее гражданина в отдельности.

1. Значительная часть международных (золотовалютных) резервов Российской Федерации приходится на доллары (казначейские бумаги США, банковские депозиты в иностранных банках). В любой момент они могут быть «заморожены» по указанию из Вашингтона. Прецедентов достаточно – «замораживание» международных резервов Ирана, Ливии, Ирака. Впрочем, даже без экономических санкций факт накопления больших объемов долларов в международных резервах РФ ослабляет российскую экономику и усиливает позиции США (фактически беспроцентное кредитование американского государства).
 
2. Использование долларов внутри Российской Федерации в качестве средства обращения и средства платежа («долларизация») ослабляет рубль как национальную валюту, снижает эффективность денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. Хотя формально многие сделки в долларах между хозяйствующими субъектами Российской Федерации сегодня запрещены, однако в «сером» секторе экономики наличный доллар продолжает широко использоваться в качестве средства обращения и средства платежа. «Издержек»такого положения более чем достаточно:потери бюджетав результате уклонения от уплаты налогов, возможности финансирования операций, подрывающих безопасность государства и т.п.

3. Использование доллара физическими и юридическими лицами РФ в качестве средства накопления (средства на банковских счетах, валюта под матрацем) чревато потерями для этих лиц в результате широкомасштабных санкций со стороны Запада. Кроме потенциальных экономических потерь тут еще присутствуют серьезные политические риски для нашего государства: граждане, имеющие долларовые счета в зарубежных банках, оказываются в сильной зависимости от Запада. Как показал пример Украины, такие граждане нередко оказываются «пятой колонной», действующей по указаниям Запада.

4. Использование доллара в качестве международного платежного средства грозит дезорганизацией внешней торговли и других внешнеэкономических сделок Российской Федерации в случае, если Вашингтон даст команду своим банкам блокировать долларовые операции российских контрагентов.Тут Вашингтону даже не потребуются коллективные санкции, поскольку все долларовые транзакцииобязательно проходят через банковскую систему США.

Никакой «Америки» я не открываю, о перечисленных выше угрозах со стороны доллара США писали и говорили экономисты, политики, журналисты на протяжении многих лет. Лишь сегодня, когда наши отношения с Вашингтоном достигли максимального обострения задва с лишним десятилетия существования Российской Федерации, все граждане страны, начиная от домохозяек и кончая первыми лицами государства, «прочувствовали» эти угрозы.

Но как России уйти от использования долларов внутри страны и в своих операциях на международной арене? Ответ на этот вопрос следует искать в собственном и зарубежном опыте борьбы с долларизацией экономики и противодействия экономическим санкциям Запада. Собственный опыт относится к советскому периоду нашей истории (особенно вторая половина 1920-х гг., когда происходило сворачивание НЭПа, создавалась принципиально новая денежно-кредитная система). А из зарубежного опыта заслуживает особенного внимания Иран, против которого США проводят политику экономических санкций на протяжении 35 лет (с 1979 года).

Доллар США vs. Конституция РФ. Если говорить провнутренний аспект, то мой ответ будет коротким: Следует запретить использование доллара (а заодно и любой иностранной валюты) внутри страны в любом качестве. Внутри страны не должно быть ниналичной, ни безналичной валюты; ни в качестве средства обращения, ни в качествесредства сбережения. Кстати, такой запрет прямо вытекает из требований нашей Конституции: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются» (статья 75). Все, что нам необходимо для искоренения долларов внутри страны, - соблюдать Конституцию РФ. Для того, чтобы обеспечить эффективное выполнение требований Конституции, можно внести дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации. А для этого вспомнить, что в Уголовном Кодексе РСФСР в 1960 году появилась статья 88 "Нарушение правил о валютных операциях". Онапредусматривала уголовное наказание заоперации граждан с иностранной валютой и валютными ценностями. Осуждение по ст. 88 предполагало в зависимости от состава преступления лишение свободы на срок от 3 до 15 лет, конфискацию имущества, ссылку на срок от до 5 лет и смертную казнь. Аналогичные статьи были включены в уголовное законодательство других республик СССР.

Можно капнуть глубже и вспомнить, что в 1920-е гг. в СССР в период НЭПа в стране использовалась иностранная валюта. Валютные операции осуществляли не только граждане, но также фирмы и банки. Однако уже в 1926 году торговля валютой на фондовых товарных биржах была запрещена, в 1928 году червонец стал полностью неконвертируемым. Рубль стал полным монополистом на внутреннем рынке. Немногочисленные банки, которые остались после «чистки» конца 20-х - начала 30-х гг. прошлого века, полностью перешли на работу с рублями (за исключением Госбанка СССР, который стал уполномоченным банком, обеспечивающим государственную валютную монополию).

О законопроекте Михаила Дегтярева. Кстати, 13 ноября прошлого года депутатом Госдумы от фракции ЛДПР Михаилом Дегтяревым был подготовлен и представлен для обсуждения законопроект о запрете на обращение и хранения долларов США в Российской Федерации. В случае его одобрения депутатами в течение года граждане России имели право продать доллары со своих счетов, а также освободиться от наличной валюты. В случае отказа клиентов от самостоятельной продажи валюты банки должны были продать доллары со счетов граждан по среднему курсу за прошлый год. На освобождение граждан от американской валюты в наличной и безналичной форме законопроект предусматривал два года. По истечении указанного срока правоохранительные органы получали право изымать у граждан нереализованную валюту и перечислять ее в государственную казну. Уголовной ответственности за хранение долларов закон не предусматривал, как и организацию поиска и изъятия наличной американской валюты. Необходимость запрета долларов США Дегтярев объяснил заботой о денежных сбережениях россиян. Отчасти, вероятно, подготовка законопроекта была спровоцирована снижением курса рубля и ростом покупки долларов США для защиты от инфляции. Масла в огонь подлили заявления руководства Банка России о готовности отправить рубль в «свободное плавание» (т.е. об отказе поддержания его курса). Статистика Банка России зафиксировала неприятную тенденцию ухода физических и юридических лиц в «зеленую» валюту в последние месяцы 2013 года.

Да, конечно, документ был далек от совершенства. Прежде всего, бросается в глаза, что он направлен на изъятие из нашей экономики лишь доллара США. А как же остальные иностранные валюты? Использование любой иностранной валюты внутри страны ослабляет рубль, создает дополнительные риски. Слабо прописана ответственность граждан за хранение валюты. Не определены механизмы поиска и изъятия валюты правоохранительными органами. К сожалению, большинство депутатов назвали законопроект Дегтярева «популизмом» и отказались от его поддержки. Вместо того, чтобы доработать и усилить. В январе 2014 г. данный законопроект был отозван депутатом. У меня такое ощущение, что инициатива Дегтярева была рассчитана, прежде всего, на политический эффект, привлечение внимания общественности к проблеме долларизации российской экономики. Тогда инициативу депутата не поняли и не оценили.

Дедолларизация как средство спасения российских банков и их клиентов. За несколько месяцев, прошедших с момента представления законопроекта, ситуация в России и вокруг России сильно поменялась. На фоне той эйфории, которая возникла в связи с присоединением к России Крыма, происходят некоторые малоприятные для нас процессы в экономике. Процессы, которые питаются опасениями жителей России, что экономическая ситуация в стране в связи с событиями на Украине, может ухудшаться. Я имею в виду резко усилившуюся долларизацию. По данным Банка России за март месяц населением было закуплено или снято с банковских счетов наличной валюты на сумму в долларовом эквиваленте 14,3 миллиардов. В том числе 8,8 млрд. долларов США. Это абсолютный рекорд не только последних месяцев, но и лет. В феврале, как докладывал Банк России, эта общая сумма снятой и купленной валюты была равна 9,6 млрд. долл., что было равно предыдущему максимуму, зафиксированному аж в ноябре 2008 года. Российские банки, опасаясь растущего спроса на валюту, в марте 2014 года сделали закупки валюты на сумму 33,3 млрд. долл. Эти цифры не могут не тревожить. Еще некоторые цифры. В начале прошлого десятилетия, по оценкам экспертов, доля иностранной валюты в наличном денежном обращении в Российской Федерации составляла примерно ¾. Фактически рубль перестал быть хозяином в своей собственной стране. А вот уже к концу прошлого – началу следующего десятилетия эта доля сократилась до ¼. Про долларизацию экономики перестали говорить. А вот при сохранении тех тенденций, которые обозначились в течение последних нескольких месяцев, доля иностранной валюты опять начала расти и может достичь в этом году половины всей наличной денежной массы РФ.

Думаю, что документ, подготовленный депутатом Дегтяревым, следует вернуть с учетом многочисленных замечаний и комментариев, которые были сделаны как в Думе, так и в СМИ. Прежде всего, законопроект должен стать универсальным, т.е. распространяться не только на доллары США, но также на любую иностранную валюту.

За последние месяцы сами российские банки поряду причин почувствовали серьезные риски, которые порождаются операциями с иностранной валютой и особенно долларами США. Взять тот же американский закон ФАТКА – закон о налогообложении иностранных счетов. Этот американский акт требует от банков всех стран, чтобы они докладывали о своих клиентах, которые относятся к категории «американский налогоплательщик». В случае, если неамериканский банк по каким-то причинам будет уклоняться от выполнения этой «почетной обязанности», Вашингтон может наказать такой банк. Способ наказания – универсальный – либо изъятие штрафной суммы с корсчета неамериканского банка, открытого в банковской системе США. Либо автоматическое «отрезание» в пользу бюджета США 30% сумм тех долларовых транзакций, которые проходят через ту же банковскую систему США. Закон ФАТКА – «дамоклов меч» над любым неамериканским банком. А российским банком (в сегодняшних условиях) – особенно. Можно, конечно, придумывать хитроумные схемы снижения рисков, связанных с требованиями закона ФАТКА. Но, сегодня российские банки не исключают и вариант работы на внутреннем рынке исключительно с рублями. Даже если на этом внутреннем рынке будут лица, которые подпадают под определение «американские налогоплательщики», наши банки не будут от них шарахаться как черт от ладана. И забудут страшное слово «ФАТКА». После известных санкций со стороны США в отношении нашего банка «Россия» его руководство заявило, что отныне будет работать исключительно внутри страны и исключительно с рублями. Конечно, такое заявление было вынужденным. Но в такую же ситуацию как банк «Россия» может попасть любой отечественный банк. Русскую поговорку «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» нашим банкирам следует продолжить: «и от экономических санкций». В целях сохранения бизнеса российским банкам надо заранее выходить из рискованной зоны валютных операций. В нынешней ситуации инициатива разработки законов о запрещении иностранной валюты должна уже исходить уже не от депутатов Думы, а от самих банкиров. Скажем, от Ассоциации российских банков. А АРБ стоит изучать и отечественный, и зарубежный опыт в этой области. Например, опыт Аргентины. В 2011 году правительство этой страны ввело режим «cepo cambiario»,предусматривающий получение специальных разрешений на покупку долларов – как юридических, так и физических лиц. Это было нужно для укрепления доверия к песо, росту резервов, сокращению уклонения от уплаты налогов и обуздания инфляции.

Но одно цепляется за другое. Если российские банки перестают работать с иностранной валютой, то возникает вопрос: каким образом наши компании могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность? И тут неизбежно возникают вопросы, касающиеся международных расчетов. Но об этом в следующий раз.

Валентин Катасонов, д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/14/kak_rossii_uhodit_ot_dollara/

« Последнее редактирование: 18 Мая 2014, 11:57:42 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 18 Мая 2014, 12:05:00 »

Может ли Россия торговать на рубли?

Часть 2



 Во всем мире только США на 100% используют нацвалюту во внешних расчетах, предостерегает профессор Катасонов

Тема перехода России в своих международных расчетах с доллара и других ключевых валют на рубли периодически поднималась нашими экономистами и политиками.

Еще советский министр финансов (впоследствии премьер-министр) Валентин Павлов озвучил такую идею в 1989 году, когда СССР стал задыхаться от нехватки свободно конвертируемой валюты. До практической реализации этой идеи не дошло: Советский Союз развалился.

О попытках вывести рубль на международную орбиту

Следующая «рублевая» кампания началась в 2006 году. Ее пик пришелся на лето 2008 года, когда в Санкт-Петербурге было объявлено об открытии Международной товарно-сырьевой биржи и торжественно заявлено, что на ней будет осуществляться рублевая торговля нефтью и нефтепродуктами, а позднее, после введения в эксплуатацию газопровода «Северный поток», также фьючерсная торговля природным газом, тоже на рубли. Прошло уже шесть лет с того времени, биржа работает кое-как, рублевые сделки исчисляются чисто символическими суммами. По-прежнему Россия продолжает использовать в своей внешней торговле в первую очередь доллары США, а во вторую очередь – евро. Рубль находится на задворках.

Наконец, периодически тема рубля как валюты международных расчетов поднималась и поднимается во время встреч глав России, Белоруссии, Казахстана, ряда других стран ближнего зарубежья при обсуждении вопросов создания Евразийского экономического сообщества (ЕЭС) и Таможенного союза (ТС). Здесь кое-что реальное просматривается. В рамках ЕЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия) в период 2006-2012 гг. примерно половина всего взаимного товарооборота стран-участниц обслуживалась с помощью рублей. В первую очередь такое доминирование рубля объясняется тем, что примерно половина всего товарооборота в рамках ЕЭС приходится на Россию. Россия со своими партнерами по ЕЭС и особенно по Таможенному союзу (в который, кроме России, входят Белоруссия и Казахстан) осуществляет все расчеты в рублях.

Но в этой картине есть целый ряд «но».

Во-первых, другие страны, входящие в ЕЭС и ТС, продолжают между собой экономическое общение преимущественно с помощью долларов (от 60 до 80%). В паре Белоруссия – Казахстан доля рубля колебалась в последние годы в диапазоне от 15 до 30%. В торговле между другими странами ближнего зарубежья российский рубль присутствует в гомеопатических дозах.

Во-вторых, у России рубли преобладают при расчетах за импорт (в 2006-2012 гг. – 72% российского импорта из стран ЕЭС). А вот при оплате за российский экспорт доля рублей гораздо ниже – 46%. Дело в том, что из России в страны ближнего зарубежья преобладают поставки энергоносителей, наши экспортеры углеводородов даже со своими соседями продолжают играть по правилам мирового рынка, то есть требовать за нефть, нефтепродукты, природный газ доллары, в крайнем случае – евро. С большим трудом в 2008 году удалось добиться договоренности между Россией и Белоруссией, что последняя будет оплачивать наши поставки нефти и газа российскими рублями. До сих пор эта договоренность не выполняется. Здесь явно просматривается «валютный эгоизм» российских поставщиков.

В-третьих, цены контрактов, даже если валютой платежа выступает российский рубль, обычно выражаются в долларах – даже в тех случаях, если речь идет о поставках товаров, не входящих в группу энергоносителей. Даже если в разделе контракта «Цена» формально фигурирует рубль, все равно используются формулы, корректирующие цену с учетом изменений валютного курса.

Примечательно, что, как констатируют эксперты, никакой «положительной динамики» в использовании рубля на постсоветском пространстве за последние годы не наблюдается. Все «замерзло» на очень невысокой точке, процент использования рубля достиг своего предела.

В порядке утешения для тех, кто мечтает о стопроцентном использовании рубля во внешних расчетах, сообщу, что ни одна страна мира не использует национальную валюту более чем на 50% в своей внешней торговле. Дания в национальной валюте заключает 46% экспортных контрактов, Австралия – 28% (данные научного сотрудника Института Европы РАН Дмитрия Кондратова). Китай за два года почти утроил долю юаня во внешнеторговых расчетах до 15%. Впрочем, есть одно исключение – США, у которых доля национальной валюты (доллара) в международных расчетах приближается к 100%. Но вряд ли нам есть смысл ориентироваться на Дядю Сэма, который на протяжении по крайней мере последнего века добивался хитростью и грубой силой мировой гегемонии доллара.

Экономические санкции и реанимация «рублевого патриотизма»

Вернемся к сегодняшнему дню. В марте у нас началась следующая кампания вывода рубля на «международную орбиту», и началась она не от хорошей жизни. События на Украине и вокруг Украины, угрозы экономических санкций со стороны Запада вывели наше руководство из летаргического сна.

Вопрос о возможности повышения роли рубля и отхода от доллара при экспортных расчетах был поднят на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 24 апреля в связи с антироссийскими санкциями Запада. Тогда в аппарате чиновника подчеркивали, что о принудительном переводе даже госкомпаний на рублевые расчеты речь не идет, представителям компаний, крупнейших банков, а также профильных министерств и ЦБ было поручено обдумать этот вопрос. Руководители крупных компаний-экспортеров заявили, что теоретически готовы работать в этом направлении, однако не уверены в готовности к такой новации со стороны своих контрагентов.

Примечательно, что больше экспортеров нервничают банкиры, которые, вероятно, более чутко улавливают новые риски, которые могут оказаться смертельными для банковского сектора. Банк «Россия», который первый удостоился адресных санкций, уже заявил, что вообще не будет работать на внешних рынках, а внутри страны переходит исключительно на рублевые операции. Очень эмоционально прореагировал на начавшуюся антироссийскую кампанию президент ВТБ Андрей Костин: «Начинать надо немедленно!» Это было его обращение к Центробанку и правительству о переводе расчетов по внешнеторговым операциям в рубли. Для начала Костин призвал отказаться от доллара трех крупнейших экспортеров – «Газпром», «Роснефть» и «Рособоронэкспорт».

Указанные экспортеры не могли не прореагировать на призывы Шувалова и Костина. «Газпром» заявил, что прорабатывает вопрос более активного использования рубля в расчетах. «Рособоронэкспорт» по-военному отрапортовал, что к этому готов. «Роснефть» дипломатично сообщила, что будет действовать в соответствии с валютой контрактов. Еще более уклончив был ответ «Газпромнефти». Компания изучает возможность перехода с долларов, но не на рубли, а на евро, а к однозначному выводу еще не пришла.

Мнения экспертов

Реакция экспертов на призыв власти к участникам внешнеэкономической деятельности переходить на рублевые расчеты была неоднозначной. Были даже полярные точки зрения. Все это многообразие мнений пересказать невозможно. Вот лишь некоторые мнения. На страницах СМИ выступил один бывший топ-менеджер нефтяной компании (анонимно) и заявил, что для нефтегазовых компаний есть смысл переходить в расчетах на рубли: их выручка в основном валютная, а расходы – рублевые. Правда, при этом он оговорился, что нефтегазовым компаниям все равно потребуется валюта на погашение ранее взятых внешних кредитов. И не ясно, то ли компаниям следует разрешить осуществлять часть экспорта в долларах и евро (до полного погашения валютного долга), то ли необходимо создать условия для покупки валюты на российском рынке или напрямую у Банка России.

Председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин считает, что «кавалерийским наскоком» проблему не решить. Переход к рублевым расчетам может происходить лишь эволюционным путем. Надо укреплять российскую экономику и ее конкурентоспособность. Надо трансформировать российский валютный рынок, надо вносить коррективы в валютное законодательство – и так далее, и тому подобное. Если будет принято политическое решение, оно будет выполнено, но формально, считает бывший чиновник финансово-экономического блока правительства: «Цены в контрактах могут быть переписаны в рублях, но при этом будет много-много сносок: что цена подлежит корректировке с учетом валютного курса, или является плавающей, и прочее. Поручение выполнят, а реально ничего не поменяется».

Экспертами высказывается целый ряд практических рекомендаций по ускорению перехода к рублевым расчетам. Одним из средств называются государственные программы стимулирования экспорта – кредиты или гарантии в рублях. Это необходимо для того, чтобы сделать рублевым не только наш сырьевой экспорт, но также высокотехнологичный экспорт. Предлагается также рублевое кредитование зарубежных покупателей продукции обрабатывающей промышленности России.

Некоторые авторы обращают внимание не на коммерческие и финансовые риски перехода России к рублевым расчетам, а на риски военно-политические. Вспоминают события прошлого десятилетия в Ираке. Саддам Хусейн привел в бешенство Вашингтон своим заявлением, что он отказывается продавать нефть за доллары и переходит на евро. Это была попытка арабского лидера посягнуть на «святая святых» – систему нефтедоллара. Лидер Ливии сделал еще более «крутое» заявление – об отказе не только от доллара, но и евро в пользу «золотого динара». Оба лидера поплатились своими жизнями за попытку вырваться из нефтедолларового плена. Авторы, акцентирующие внимание на этой стороне вопроса, поддерживают идею перехода к расчетам в рублях, но призывают к надежному обеспечению такого перехода посредством укрепления военной мощи РФ.

«Рублевый патриотизм»: уроки прошлого

После беглого обзора различных мнений выскажу свое собственное мнение. Я полагаю нецелесообразным переходить к международным расчетам в рублях. Мы уже это проходили в нашей истории. Еще в ХIХ веке, во время реформ Александра II, рубль стал приобретать черты конвертируемой валюты и гулять через границу туда и сюда. Точной статистики нет, но очень большая часть рублей обращалась за рубежом. Рубль стал валютой, которой играли на биржах Берлина, Парижа, Вены. Выражаясь современным языком, рубль был весьма «волатильной» валютой, спекулянты его постоянно поднимали и опускали. В этом нет ничего удивительного, поскольку валюты стран, у которых в экспорте преобладает сырье, особенно «волатильны». Мало того что такая «волатильность» дезорганизовывала внешнюю торговлю Российской империи, она негативно отражалась и на внутренней экономике. Ведь у России был один рубль и для внутреннего, и для внешнего пользования.

Измученная таким «волатильным» рублем Россия начала думать, как бы ей укрепить рубль. И министры финансов Бунге, Вышнеградский, Витте стали говорить о том, что это можно сделать лишь одним способом: превратить рубль в золотую валюту. В 1897 году в результате денежной реформы С.Витте на свет появился золотой рубль. А затем Россия неумолимо покатилась к катастрофе, которая произошла через двадцать лет, в октябре 1917 года. Но об истории золотого рубля я расскажу как-нибудь в следующий раз.

Сторонникам перехода к использованию рубля в международных расчетах предлагаю задуматься над простым фактом. СССР в начале 1950-х годов был, не в пример нынешней Российской Федерации, мощной державой, обладая золотым запасом свыше 2000 тонн. Доля СССР в мировой торговле была несравненно выше, чем доля сегодняшней России. Сталину некоторые советники, а также соседние страны (например, Иран) предлагали перейти на использование во взаимной торговле советских рублей. Однако Сталин аккуратно отклонял такие предложения.

Мое негативное отношение к переходу на использование рублей во внешних расчетах не является оригинальным. Многие экономисты прекрасно чувствуют связанные с этим угрозы. Вот что, например, говорит на страницах «Комсомольской правды» Михаил Делягин по поводу «рублевой инициативы» наших властей: «Чтобы покупать нефть за рубли, наши партнеры будут закупать их на нашей бирже. Смогут накапливать их – и, при желании, организовывать спекулятивные атаки на нас. Рубль начнет обращаться вне России – а следить за его глобальным обращением на порядок труднее, чем только за внутренним».

Правда, М.Делягин считает, что указанные риски можно будет купировать с помощью возрождения валютного регулирования, уничтоженного в прошлом десятилетии. Конечно, можно попробовать и такую схему, но она похожа на модель автомобиля с мощным работающим двигателем и включенным ручным тормозом. Я имею в виду, что властям через некоторое время придется решать дилемму: либо опять отменять валютное регулирование, либо превращать его в «валютную стену». Во времена СССР был второй вариант, он назывался «государственной валютной монополией».

Безусловно, у меня есть свои предложения, как нам организовать международные расчеты в условиях усиливающихся санкций со стороны Запада. Они основываются как на опыте СССР, так и на современном зарубежном опыте. Но об этом – в следующих статьях.

В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова



http://www.km.ru/economics/2014/05/14/istoriya-sssr/739874-mozhet-li-rossiya-torgovat-na-rubli
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 18 Мая 2014, 12:11:17 »

Международная торговля без денег как альтернатива доллару.

Часть 3



Товарно-денежные отношения вполне можно заменить бартером, полагает профессор Катасонов

В предыдущей статье я достаточно критически оценил предложения наших властей активизировать в условиях экономических санкций против России использование рубля для проведения международных расчетов. Каковы альтернативы?

Основная часть таких расчетов порождается внешней торговлей. Мы почему-то забываем, что на ранних стадиях человеческой истории торговля осуществлялась без использования денег. Имели место прямые товарообменные сделки. У Маркса в «Капитале» это называется «случайная форма обмена». Однако слово «случайная» несколько дезориентирует. Это была основная (если не единственная) форма обмена. Ее значение было уже значительно при первом крупном разделении труда – между животноводством и растениеводством.

У нас еще со студенческой скамьи формировали скептически-негативное отношение к такой «случайной» форме обмена. Профессора говорили, что она могла существовать лишь при низком уровне развития производительных сил и крайне слабом общественном разделении труда. Отчасти они, конечно, были правы, но когда погружаешься в экономическую историю тех или иных стран, выясняешь, что безденежные способы торговли были всегда и везде. Вообще закрадывается подозрение, что эта сторона экономической жизни общества сознательно замалчивается, поскольку нынешним хозяевам «денежных станков» очень важно обеспечивать спрос на продукцию своих «станков» и получать так называемый эмиссионный доход. Любая товарообменная сделка – потеря потенциального эмиссионного дохода «хозяевами денег». Так что к изучению экономической истории надо подходить осторожно. Она также может быть ангажированной, обслуживать интересы «хозяев денег».

Отдельные эпизоды новой и новейшей экономической истории в учебниках описываются как-то скороговоркой. Например, в середине 1930-х гг. рухнул золотой стандарт, который с большими трудами был восстановлен ведущими странами Европы (прежде всего Англией и Францией) в 1920-е гг. В учебниках написано коротко и сухо: международная торговля в период с середины 1930-х гг. до середины 1940-х гг. была частично свернута. А та торговля, которая осталась, оплачивалась непосредственно золотом или представляла собой встречную торговлю. Золото перед войной использовали очень экономно (в воздухе уже пахло войной, его придерживали на черный день), преобладала встречная торговля.

Встречная торговля имеет две основные формы – бартерные сделки и компенсационные сделки. Бартер – обмен товарами без применения денег. Вернее, без денег как средства обмена (обращения). Деньги как мера стоимости, конечно же, необходимы. Но это, по выражению К.Маркса, «идеальные деньги», которые необходимы для расчета физических объемов поставляемых товаров. В качестве меры стоимости можно использовать валюту любой из стран, участвующих в сделке, или валюту любой третьей страны, или даже затраты труда по времени на производство единицы продукта. Как правило, бартерные сделки предусматривают предварительное согласование списков товаров и их количеств (объемов). Бартерные сделки предусматривают практически одновременную поставку согласованных товаров.

Близко к бартеру примыкают компенсационные сделки. Здесь могут фигурировать деньги, уже не только как мера стоимости, но и как средство обращения. Но это могут быть местные национальные деньги, а не дефицитная иностранная валюта. Например, экспортер страны А поставляет товар в страну Б. За поставленный товар ему зачисляется на банковский счет выручка в национальной валюте страны Б. Экспортер закупает в стране Б товары за счет выручки в национальных денежных знаках страны Б в объеме 100% полученной выручки (полная компенсация) или какой-то оговоренной части выручки (частичная компенсация).

Существует несколько разновидностей компенсационных сделок. Например, сделки товарные и инвестиционные. Вторые означают, что экспортер из страны А поставляет в страну Б инвестиционные товары (машины, оборудование), создает там предприятие, производящее товар, а затем для погашения задолженности страны Б из нее осуществляется поставка товара, произведенного на этом предприятии. Причем произведенный товар необязательно возвращается в страну А. Товар может направляться и на рынки третьих стран. В отличие от бартера, при компенсационных сделках может возникать достаточно большой разрыв во времени между экспортными и импортными (обратными) поставками.

Конечно, надо признать, что не всегда встречная торговля была взаимовыгодной. Иногда она служила прикрытием откровенного грабежа одной страны другой. Например, гитлеровская Германия заключала с правительствами оккупированных стран грабительские соглашения о встречной торговле. Но сама по себе встречная торговля тут ни при чем. Известны случаи, когда Германия грабила другие страны, оформляя импортные поставки с помощью традиционных («денежных») импортных контрактов, в которых проставлялись символические цены.

Не надо думать, что после Второй мировой войны встречная торговля ушла в небытие. Можно вспомнить, что в эпоху позднего социализма (70-80-е годы прошлого века) СССР активно использовал инвестиционные компенсационные сделки. Особенно всем памятны заводы по производству аммиака, которые в Советском Союзе строил американский предприниматель Арманд Хаммер (компания «Оксидентал Петролеум»). Он поставлял комплектное оборудование, монтировал его, запускал производство. А СССР расплачивался с Хаммером аммиаком, поставки которого шли как в США, так и в другие страны. Понятно, что ««Оксидентал Петролеум» продавала произведенный продукт на мировом рынке за валюту (в том числе доллары), но для СССР сделка с американской компанией носила безвалютный характер.

Материалы ООН свидетельствуют о том, что во встречной торговле участвует подавляющее большинство стран. Ее доля в общем объеме мирового товарооборота оценивается в размере от 25 до 40% (на начало нынешнего столетия). Точных оценок нет, поскольку существенная часть бартера приходится на теневой сектор экономики. В последние годы доля бартера, как отмечают эксперты, начала стремительно расти. Этому способствует и развитие интернета. Если до недавнего времени человеку было необходимо много времени, чтобы построить грамотную бартерную цепочку, то теперь эту обязанность взяли на себя интернет и поисковые компьютерные программы. Экономические мотивы бартера – экономия наличных средств и снижение издержек торговли за счет выстраивания прямых отношений между производителем и покупателем, минуя привычную цепочку посредников. Иногда бартер используется западными монополиями для захвата новых рынков в развивающихся странах. После завоевания рынка монополия может переходить от бартера к традиционной коммерческой торговле. Не последнюю роль в росте популярности бартера играет желание участников схемы уйти от уплаты налогов. Влияние неденежных расчетов на экономику настолько велико, что Всемирная торговая организация уже начала заниматься регулированием бартерных сделок.

Даже в Западной Европе, где, казалось бы, товарно-денежные отношения достигли особого развития, встречная торговля не исчезла. Особенно известна бартерная система «Евробартер». Членами этой системы являются более 17 000 компаний малого и среднего бизнеса стран Западной и Восточной Европы и даже Турции. Участники системы ежеквартально платят членские взносы и получают доступ в компьютерную базу данных предложений бартера в самых разных частях Европы. В каждой стране существует национальный центр бартера, который регулирует деятельность партнеров по бартеру. Самыми важными целями этой системы являются поддержка представителей малого и среднего бизнеса, которые время от времени страдают от нехватки оборотных средств, и поддержание занятости.

В американской экономике доля бартера в торговых операциях американских компаний постоянно возрастает: сегодня она составляет 10% от всего товарооборота страны. Это экономия огромных сумм денег. Более четверти миллиона компаний США построили свою деятельность именно на бартере. В США уже несколько десятилетий существуют бартерные агентства, которые занимаются организацией бартерных сделок, подбором партнеров. Хорошо развитые и крупные бартерные агентства даже открывают кредитные линии своим лучшим клиентам.

Развивающиеся государства используют встречную торговлю для стимулирования своего экспорта. В ряде таких государств даже были приняты специальные программы развития встречной торговли и созданы специальные государственные организации (Китай, Малайзия, Сингапур и др.). В Сингапуре, в частности, предусмотрены существенные налоговые льготы для компаний, осуществляющих торговлю на бартерной и компенсационной основе. Компенсационные схемы используются для привлечения иностранных инвестиций (Бразилия, Египет, Китай, Мексика, Канада и др.). Например, в Китае основная часть иностранных инвестиций привлекается на основе компенсационных соглашений. В ряде случаев подписываются межправительственные соглашения о встречной торговле либо во взаимоувязанных поставках. Например, такое соглашение подписано между Мексикой и Канадой: оно определяет порядок поставки нефти в обмен на передачу технологии ее переработки. В документах Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) отмечается, что развивающиеся страны рассматривают встречную торговлю в качестве механизма поддержания регионального сотрудничества и экономического развития на двусторонней и многосторонней основе.

Надо сказать, что развитие бартерной торговли стимулируют сегодня не только такие факторы, как развитие интернета и информационных систем или интеграционные процессы на региональном уровне. Этому способствует также политика экономических санкций Запада в отношении многих стран мира. Яркий пример – Иран, который уже на протяжении 35 лет является объектом санкций со стороны США, к которым в последние годы удалось подключить страны Европейского союза. Санкции против Ирана включают замораживание валютных резервов и блокирование платежных операций иранских банков в долларах США. В ответ на это Иран стал развивать бартерную торговлю со своими основными торговыми партнерами (в частности, с Китаем).

Сегодня завершается подготовка очень крупной бартерной сделки между Россией и Ираном. Первая информация об этой сделке в СМИ появилась в январе нынешнего года. Ее часто называют сделкой «своп» (что в переводе означает тот же обмен).

Россия и Иран практически уже завершили переговоры о поставках российских товаров, услуг и работ в обмен на иранскую нефть на сумму до 20 миллиардов долларов в год. Москва планирует покупать до 500 000 баррелей иранской нефти в сутки в обмен на оборудование, металлы, продовольствие, другие товары. Поставки полумиллиона баррелей нефти означает, что экспорт Ирана будет почти удвоен, а товарооборот двух стран выйдет на качественно иной уровень. В 2013 году он опустился ниже планки 2 миллионов долларов. Следовательно, он может возрасти на порядок. Иран ежегодно импортирует от 5 до 7 миллионов тонн зерна. До сих пор российское зерно занимало от 10 до 20% импорта. В случае подписания бартерной сделки оно может занять 50%.

Кроме того, в рамках сделки Россия обязуется осуществить ряд инвестиционных проектов в энергетике Ирана. Треть оплаты за иранскую нефть будет осуществлено в виде строительства второго энергоблока АЭС в Бушере. В дальнейшем это позволит России снабжать Иран топливом и запчастями для этой АЭС.

Понятно, что Россия сама является крупнейшим производителем и экспортером нефти. Иранское черное золото она собирается не потреблять, а продавать третьим странам (вероятно, крупнейшей такой третьей страной станет Китай). Для России это очень важно, так как прибавка к российскому нефтяному экспорту еще 500 000 баррелей иранской нефти усилит ее позиции как нефтяного экспортера, позволит более эффективно влиять на цены на мировом рынке черного золота. Согласно некоторым данным, часть сырой нефти из Ирана будет подвергаться обработке на нефтеперерабатывающих предприятиях России, что дает нам дополнительную загрузку производственных мощностей и рабочие места.

Это будет крупнейшая за последние годы бартерная сделка, которая, по оценкам экспертов, позволит существенно увеличить экспорт Ирана и дать толчок его экономическому развитию. Россия начала подготовку бартерной сделки с Ираном еще тогда, когда не было обострения ее отношений с Западом. Сегодня, когда Запад угрожает России массированными санкциями в связи с событиями на Украине, значимость сделки с Ираном возрастает. Для России это будет пилотный проект. Не исключено, что в ближайшем будущем в условиях обостряющихся санкций встречные сделки могут стать важной формой внешней торговли и инвестиционного сотрудничества России не только с Ираном, но и с другими странами.

Конечно, встречная торговля – не единственный способ экономического общения России с другими странами в условиях валютно-финансовых и банковских санкций Запада. О других способах – в следующий раз.

В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

http://www.km.ru/economics/2014/05/15/istoriya-sssr/740017-mezhdunarodnaya-torgovlya-bez-deneg-kak-alternativa-dollar
« Последнее редактирование: 18 Мая 2014, 12:57:39 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 18 Мая 2014, 12:17:29 »

Как России организовать международные расчеты.

Часть 4




Страну спасет только государственная валютная монополия, уверен профессор Катасонов

Продолжим разговор об организации международных расчетов России в условиях экономических санкций со стороны Запада.

Хотел бы сразу подчеркнуть, что полумеры типа внесений поправок в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» здесь не помогут. Надо исходить из того, что Россия находилась, находится и всегда будет находиться в сложном мире. В таком мире, где врагов у нее всегда больше, чем друзей. Это вытекает из диаметральной противоположности Русской и Западной цивилизаций. Как говорил император Александр III: «У России в мире только два надежных союзника – армия и флот». Большевики по-своему переиначивали эту мысль, выражая ее в чеканной формуле: «Кто кого?» Я об этом говорю, чтобы подчеркнуть, что сейчас прекрасный момент для того, чтобы заняться строительством действительно независимой и сильной экономики, а не косметическим ремонтом хлипкой хибары, шатающейся на зыбком песке валютно-денежной либерализации.

Если говорить об организации нашей внешнеэкономической деятельности, то краеугольными камнями фундамента нашей экономики должны стать государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия. Кто считает, что суверенная Россия может выжить в условиях нынешней экономической либерализации (в том числе либерализации внешнеэкономических связей), дальше может не читать. Опыт организации государственной монополии внешней торговли (ГМВТ) и государственной валютной монополии (ГВМ) выстрадан и прошел испытания временем. Точнее, испытания экономическими блокадами, санкциями и войнами, которые почти непрерывно велись против нашей страны (сначала – Российской империи, потом – Советской России и СССР) с начала прошлого века. Про государственную монополию внешней торговли я уже писал не раз и повторяться не буду.

Отмечу лишь, что у Запада по отношению к нашей стране (сначала – РСФСР, а потом – СССР) в прошлом веке было два основных требования (можно сказать, ультиматума): признать долги «старой» России (по минимальным оценкам, 16 миллиардов золотых рублей) и отменить государственную монополию внешней торговли. Только благодаря огромным преимуществам монополии внешней торговли, давшей Советскому Союзу возможность гибко маневрировать на внешних рынках своими ресурсами, нам удалось, используя противоречия между отдельными капиталистическими странами и монополиями, преодолеть периодически организовавшиеся Западом блокады, бойкоты и другие попытки помешать внешнеторговой деятельности СССР.

Суть государственной валютной монополии

Очевидно, что ГМВТ не могла эффективно реализовываться без ГВМ. ГМВТ и ГВМ – две стороны одной медали. Суть последней заключается в том, что в руках государства сосредотачиваются вся валюта и приравненные к ней ценности (прежде всего, золото); государство осуществляет все международные расчеты и обеспечивает максимально эффективное использование валютного запаса. Короче говоря, ГВМ – своеобразный буфер, защищающий внутреннюю денежно-кредитную систему страны от мировой валютно-финансовой системы (МВФС). Во-первых, МВФС – источник капиталистической стихии (финансовые кризисы, колебания валютных курсов, банкротства банков и компаний). Во-вторых, Запад может использовать каналы МВФС для ведения подрывной деятельности против нашей страны (не только широковещательные экономические санкции, но и разного рода неафишируемые спецоперации).

Начало государственной валютной монополии положил Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 года «О национализации внешней торговли». Однако в 1920-е гг. в связи с объявленной новой экономической политикой (НЭПом) имели место серьезные отступления от принципов ГВМ. В партии и правительстве были даже сторонники полного отказа от ГВМ (например, тогдашний нарком финансов Г.Сокольников). Даже планировалось ввести полную конвертацию золотого червонца и его свободный размен на золото. Банки работали с валютой, на фондовых и товарных биржах также торговали валютой. Перелом наступил во второй половине 1920-х гг., когда началась практическая подготовка к индустриализации. Валютный рынок окончательно был ликвидирован в конце 1920-х гг., когда были введены запреты на свободное хождение валюты в стране и даже ее хранение. Наиболее полная регламентация ГВМ нашла свое отражение в постановлении ВЦИК и СНК СССР от 7 января 1937 года «О сделках с валютными ценностями и о платежах в иностранной валюте». Этот документ явился основой для нормативных актов, относящихся к сфере международных расчетов и платежей в иностранной валюте СССР, которые принимались на протяжении следующих пятидесяти лет.

ГВМ выполняла важную созидательную функцию – обеспечивала наиболее эффективное использование валютных ресурсов страны в целях выполнения планов развития народного хозяйства СССР. Наглядно эта созидательная функция ГВМ проявилась в годы индустриализации, когда социалистическое государство при достаточно ограниченных валютных ресурсах (несколько миллиардов золотых рублей в виде различных иностранных валют и золота) сумело обеспечить закупку большого количества машин и оборудования. За период 1929-1940 гг. в СССР было построено около 9000 предприятий. Такое чудо социалистической индустриализации было бы немыслимо без государственной монополии в валютной сфере и сфере внешней торговли.

Расчеты с предприятиями, участвовавшими во внешней торговле при посредничестве всесоюзных экспортно-импортных объединений, осуществлялись на базе внутренних цен. При этом в бюджет изымались все положительные разницы этих цен с внешнеторговыми контрактными ценами, пересчитанными по официальному курсу рубля, а отрицательные разницы дотировались из бюджета. Все доходы и расходы бюджета, относившиеся к внешнеэкономической деятельности, планировались и отражались в сводном валютном плане, разрабатывавшемся Госпланом СССР. Валютный план был составной частью единого народно-хозяйственного плана СССР.

Госбанк СССР устанавливал единый официальный курс рубля к иностранным валютам по всем видам операций на базе золотого содержания валют. Золотое содержание рубля было рассчитано на базе паритета покупательной способности рубля к другим валютам, так как рыночных ориентиров его определения в условиях валютной монополии не существовало. После окончательного краха золотого стандарта в международной валютной системе курс рубля был привязан к «корзине» из шести основных валют (именно поэтому с 1972 года курс доллара к рублю стал «плавать» в зависимости от изменения стоимости данной корзины).

Развал системы валютной монополии начался в конце 1980-х гг. в результате демонтажа государственной монополии внешней торговли. Сначала несколько десятков крупных производственных объединений, а затем все предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешние рынки.

«Внешторгбанк» – главный институт ГВМ

В основе советской банковской системы всегда было три ключевых банка. Прежде всего – «Государственный банк СССР». Далее – «Промстройбанк» (названия этого банка периодически менялись, это последнее его название перед развалом СССР). Третий – «Банк для внешней торговли СССР» («Внешторгбанк»), который занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами. «Внешторгбанк» был создан 18 августа 1922 года под названием «Российский коммерческий банк». 7 апреля 1924 года был преобразован в «Банк для внешней торговли СССР» («Внешторгбанк СССР»). В 1987 году в ходе реформы банковского сектора преобразован в «Банк внешнеэкономической деятельности СССР» («Внешэкономбанк СССР», или ВЭБ).

Во времена НЭПа банк был достаточно самостоятельной структурой, однако ближе к 1930-м гг. попал под жесткий контроль «Госбанка СССР». Полномочия «Внешторгбанка» несколько расширились в 1937 году, когда он получил исключительное право на проведение платежей в иностранной валюте по внешнеторговым сделкам. В 1961 году «Внешторгбанку» от «Госбанка СССР» были переданы все операции с иностранными банками по экспорту и импорту товаров, расчеты по неторговым платежам, а также кредитование советских внешнеторговых организаций. «Госбанк СССР» сохранил за собой исключительное право на совершение сделок с валютными ценностями на территории страны. Для внешней торговли банк имел около 1200 корреспондентов более чем в 90 странах мира (на начало 1970-х гг.). Очередным толчком для расширения сферы деятельности банка послужила Олимпиада-80, когда он впервые внедрил практику прямых расчетов кредитными карточками, дорожными чеками, еврочеками.

«Внешторгбанк СССР» являлся акционерным обществом, действовавшим на основании устава. В числе его акционеров в разные времена числились: «Государственный банк СССР», Министерство финансов СССР, Министерство внешней торговли СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям, «Ингосстрах СССР», Министерство морского флота СССР, «Стройбанк СССР», Центросоюз, внешнеторговые организации – «Экспортлес», «Союзпромэкспорт», «Техмашимпорт», «Союзпушнина» и другие. Но главным акционером всегда выступал «Госбанк СССР». Поэтому «Внешторгбанк» воспринимали как структурное подразделение Госбанка. Руководитель Внешторгбанка одновременно был заместителем председателя Госбанка.

Передовой валютно-кредитный форпост страны

У СССР существовала сеть совзагранбанков, которые обслуживали внешнеэкономические операции страны. На иностранных рынках капитала стали появляться банковские структуры, акции которых принадлежали «Внешторгбанку СССР», «Госбанку СССР», а также ряду советских внешнеторговых объединений. Они были зарегистрированы в других странах (прежде всего в Западной Европе) и имели определенный иммунитет против разных антисоветских санкций со стороны Запада. Они действовали в ведущих мировых финансовых центрах – Цюрихе, Лондоне, Париже, Сингапуре и других. Удивительно, но многие из них, несмотря на свое очевидно советское происхождение, оказались очень эффективными и конкурентоспособными на фоне западных банков. Но работали они не на карман частных акционеров, а на советское государство. Основными совзагранбанками были: «Московский народный банк» (обосновался в Лондоне и Сингапуре), «Евробанк» (в Париже), «Донау банк» (в Вене), «Ост-Вест ХандельсБанк» (в Берлине и Франкфурте), «Русский коммерческий банк» (в Цюрихе и на Кипре), ЮРАСКО (в Цюрихе), «Ист-Вест Юнайтед Банк» (в Люксембурге).

Закат совзагранбанков начался еще в годы горбачевской перестройки и продолжился в период либеральных экономических реформ эпохи Б.Ельцина. Это очень интересная и печальная страница отечественной банковской истории, которая завершилась примерно полтора десятилетия назад. Роковым для совзагранбанков оказался «черный август» 1998 года. Тогдашний главный акционер совзагранбанков, «Внешэкономбанк», объявил дефолт по внешним государственным обязательствам России. Естественно, что держатели российских бумаг в лице крупнейших инвестиционных фондов и банков Запада стали требовать «сатисфакции» за счет активов совзагранбанков, которые де-юре были собственностью «Внешэкономбанка СССР».

А дальше произошло следующее: все совзагранбанки по единой команде вошли в состав группы нашего банка ВТБ (этот «Внешторгбанк» был создан в 1990 году, не путать со старым советским «Внешторгбанком», преобразованным в ВЭБ). Теперь вся эта сеть бывших совзагранбанков работает под вывеской (брендом) VTB-Europe. К сожалению, институты этой группы превратились в обычные коммерческие банки и уже давно утратили все те функции, которые имели в СССР и которые были связаны с реализацией государственной валютной монополии.

Выводы и предложения

С учетом отечественного опыта экономического развития СССР, в условиях перманентной экономической войны со стороны Запада Российской Федерации необходимы следующие шаги по восстановлению и укреплению своей независимости в сфере международных валютных и экономических отношений.

1. Запрет на свободное обращение иностранной валюты на территории Российской Федерации, а также ее свободное перемещение через государственную границу Российской Федерации (как в наличной, так и в безналичной форме).

2. Запрет на осуществление операций в валюте для всех банков Российской Федерации, за исключением специального уполномоченного банка.

3. Создание специального государственного уполномоченного банка Российской Федерации, который бы мог выполнять все функции в области государственной валютной монополии. Основной функцией такого банка (условное название – «Валютный банк Российской Федерации») должно стать выполнение международных расчетов и платежей в интересах предприятий и организаций Российской Федерации.

4. Перевод валютных резервов Банка России на баланс Валютного банка Российской Федерации. Внесение поправок в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», предусматривающих кардинальную перестройку эмиссионного механизма ЦБ – отход от эмиссии рублей под накапливаемые валютные резервы и переход к эмиссии в виде кредитов для внутренней экономики.

5. Перестройка работы ЦБ неизбежно потребует перестройки работы всей банковской системы Российской Федерации. Основной функцией российских банков станет рублевое кредитование предприятий и организаций реального сектора экономики, что, в свою очередь, потребует длинной цепочки неотложных мероприятий по перестройке принципов работы как в банковском, так и в реальном секторах экономики.

6. Определение порядка расчетов по экспортным, импортным и иным операциям уполномоченного банка с российскими предприятиями и организациями в национальной валюте, то есть в рублях.

7. Создание в составе правительства специального органа (ведомства), который бы занимался подготовкой государственных валютных планов, представлением этих планов на утверждение правительству и контролем за реализаций планов.

8. Поэтапное восстановление государственной монополии внешней торговли. Создание специализированных государственных организаций, имеющих полномочия проводить экспортные и импортные операции и тесно взаимодействующих с вышеупомянутым уполномоченным Валютным банком РФ.

9. Определение порядка взаимодействия и расчетов всех российских предприятий и организаций со специализированными экспортно-импортными организациями.

10. Создание нескольких акционерных банков, зарегистрированных в иностранных государствах и осуществляющих операции по поручению и в интересах Валютного банка РФ. Определение статуса таких банков как «дочек» Валютного банка РФ.

Предложенные шаги описаны крайне схематично. Но логика их понятна – восстановление государственной монополии в сфере внешней торговли и валютных операций, кардинальная перестройка Банка России и превращение его из института «валютного управления» в национальный центральный банк, коренные преобразования во всем банковском секторе страны и так далее. Многих может напугать или, по крайней мере, насторожить подобный план грандиозной перестройки нашей валютно-кредитной сферы, которая «потянет» за собой перестройку всего экономического механизма страны. Но у нас нет выбора. Еще раз повторю: полумеры не смогут создать надежную защиту от экономической агрессии Запада против России.

В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

http://www.km.ru/economics/2014/05/16/istoriya-sssr/740135-mezhdunarodnaya-torgovlya-bez-deneg-kak-alternativa-dollar
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 24 Мая 2014, 16:12:40 »

Международный клиринг – наш ответ на валютно-финансовый диктат США

Валентин Катасонов о том, как России лучше организовать международные расчеты в условиях экономических санкций со стороны Запада



В предыдущей статье у нас шел разговор об альтернативах нынешней системе международных расчетов Российской Федерации. Мы отметили, что альтернативная система международных расчетов должна строиться на государственной валютной монополии (ГВМ). ГВМ – необходимое, но не достаточное условие оптимальной системы международных расчетов России. Желательно, чтобы эта система не только обеспечивала мобилизацию и эффективное использование иностранной валюты в рамках внешнеэкономической деятельности страны, но также сводила к минимуму зависимость страны от доллара США и других резервных валют, которые так или иначе контролируются Вашингтоном. Для решения такой задачи следует использовать проверенный временем метод – клиринги.

Валютные клиринги: определение, виды. Клиринги – понятие широкое. Клиринг – это система взаимных безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на учете взаимных финансовых требований и долгов (обязательств). Бывают разные виды клирингов: товарный, банковский, биржевой, валютный. Например, банковский клиринг представляет собой систему межбанковских безналичных расчётов, осуществляемых через расчётные палаты и основанных на взаимном зачёте равных платежей друг другу. Банковский клиринг имеет место практически во всякой стране с развитой банковской инфраструктурой. Товарный клиринг имеет признаки встречной торговли, о которой у нас уже был разговор раньше.

Нас интересует клиринг, который обеспечивает расчеты в сфере международной торговли. Он называется валютным клирингом. Валютный клиринг – система расчетов между участниками внешней торговли на основе межгосударственных соглашений. Т.е. он становится обязательным для всех экспортеров и импортеров стран-участниц клирингового соглашения. В результате зачетов встречных требований и обязательств возникает сальдо клиринга. Важным элементом валютных клирингов являются клиринговые банки, которые занимаются учетом и зачетом упомянутых требований и обязательств, также могут кредитовать участников клиринговых операций.

В межгосударственных соглашениях оговариваются условия формирования сальдо и способы его погашения. Лимит задолженности по сальдо клирингового счета зависит от размера товарооборота и обычно фиксируется на уровне 5 - 10% его объема, а также от сезонных колебаний товарных поставок (в ϶ᴛᴏм случае лимит выше). Соглашения определяют вид используемой для погашения валюты, сроки погашения, возможности и способы кредитования возникающего долга (сальдо).

Кредит по клирингу в принципе взаимный, но на практике преобладает одностороннее кредитование странами с активным платежным балансом стран с пассивным сальдо баланса международных расчетов. Клиринги могут предусматривать свободную конвертацию сальдо в деньги страной-кредитором (конвертируемые клиринги). Но такой способ применяется достаточно редко. Может быть вариант, предусматривающий погашение сальдо не только деньгами, но и поставками товаров. Такой клиринг напоминает механизм встречной торговли, о которой мы уже говорили. Если предусматривается 100-процентное покрытие сальдо товарами, то это уже будет в чистом виде встречная торговля.

В зависимости от числа стран-участниц различаются односторонние, двухсторонние, многосторонние и международные клиринги. По объему операций различаются полный клиринг, охватывающий до 95% платежного оборота, и частичный, распространя­ющийся на определенные операции.

Опыт применения валютных клирингов за рубежом. Бум валютных клирингов пришелся на период 30-50-х годов ХХ века. Толчок развитию валютных клирингов дал экономический кризис, который начался в 1929 году. По мере развития кризиса начала рушиться система золотого стандарта, который с большим трудом удалось восстановить после первой мировой войны. Стала сворачиваться международная торговля. Валюты для оплаты жизненно необходимого импорта стало не хватать. Были введены жесткие валютные ограничения. Реакцией на эту сложную ситуацию стало появление клирингов, которые позволяли экономить валюту. Отношения между участниками внешнеторговых сделок и клиринговыми банками выстраивались на основе национальной валюты. Т.е. экспортеры получали на свои счета от клиринговых банков национальную валюту, а импортеры, наоборот, зачисляли в клиринговые банки национальную валюту.

Первое клиринговое соглашение было заключено в 1931 г. между Швейцарией и Венгрией. В марте 1935 г. было подписано 74 клиринговых соглашения, в 1937 г. - 169. Они охватывали 12% объема международной торговли. На клирингах держалась значительная часть международной торговли в годы второй мировой войны. После второй мировой войны в связи с кризисом платежных балансов, «долларовым голодом», усилением инфляции и валютных ограничений, истощением золотовалютных резервов большинства стран Западной Европы количество двухсторонних клирингов увеличилось с 200 в 1947 г. до 400 в 1950 г. На них приходилось 2/3 товарооборота между европейскими государствами (Международные валютно-кредитные отношения. М., 1994, с. 232). В целом в системе мирового капиталистического хозяйства в середине 1950-х гг. с помощью валютных клирингов обслуживалось 50% всех международных расчетов (Экономическая энциклопедия «Политическая экономия». Том 2. М., 1975, с. 162 (статья «Клиринги»)).

В 1950-е годы многие страны стали переходить к созданию многосторонних клирингов. В Западной Европе это был Европейский платежный союз (ЕПС) в составе 17 стран, который был создан в июне 1950 г. и просуществовал до декабря 1958 г. ЕПС был создан по инициативе и при поддержке США, кᴏᴛᴏᴩые рассматривали этот многосторонний клиринг как средство скорейшего преодоления валютных ограничений и создания в Западной Европе единого экономического и валютного пространства для более активного проникновения американского капитала и навязывания Европе доллара, получившего на Бреттон-Вудской конференции статус международной валюты. Отметим, что существование в Европе многочисленных двухсторонних валютных клирингов не давало Вашингтону возможности в полной мере реализовать те преимущества, которые доллар США получил на упомянутой конференции в 1944 году. За счет средств по «плану Маршалла» были профинансированы основной капитал ЕПС (350 млн. долл.) и дефицит платежных балансов ряда стран (189 млн. долл.). С июня 1950 г. по июль 1954 г. США внесли в ЕПС 1050 млн. долл., а затем прекратили прямые вложения капитала, ограничиваясь оказанием помощи и оплатой военных заказов. Американский представитель участвовал в администра­тивном комитете ЕПС с правом совещательного голоса. Между прочим, в рамках ЕПС появилась наднациональная валюта. Это была международная счетная валютная единица, получившая название «эпунит» Примечательно, что эта европейская платежная единица имела золотое содержание, эквивалентное содержанию доллара США (0,888671 г чистого металла). ЕПС был создан как региональная организация стран Западной Европы, на базе которой позднее возник Европейский валютный союз.

Функционирование ЕПС обеспечивалось Банком международных расчетов (БМР) в Базеле. В рамках ЕПС ежемесячно происходил многосторонний зачет всех платежей стран-участниц с ограниченным кредитованием должников за счет стран с активным сальдо. Вначале по итогам поступлений и платежей выводилось сальдо каждой страны. Затем данные сведения передавались БМР, и каждая страна вступала с ним в кредитные отношения. Поскольку сумма положительных и отрицательных сальдо совпадала, то в итоге БМР выполнял исключительно роль агента (посредника) в многостороннем клиринге. На финальной стадии осуществлялось регулирование пассивных и активных сальдо по клиринговым счетам стран-участниц в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с квотами. Общая сумма квот в ЕПС составляла более 4 млрд. эпунитов. Квоты устанавливались в зависимости от объема международного пла­тежного оборота страны: для Великобритании - 1 млрд. эпунитов, Франции — 520 млн. и т. д. В отличие от МВФ квоты в ЕПС не оплачивались и служили для регулирования сальдо стран — участниц многостороннего клиринга. В их пределах определялись доля платежей золотом и доля кредитов, кᴏᴛᴏᴩые страны с активными платежными балансами предоставляли должникам (подробнее о ЕПС см.: Международные валютно-кредитные отношения. М.: Финансы и статистика, 1994, с. 235-238). На смену ЕПС пришло Европейское валютное соглашение (ЕВС), которое также предусматривало клиринговые расчеты между странами-участницами. Но если через ЕПС проходили все требования и обязательства стран-участниц, то через ЕВС стала проводиться лишь часть взаимных расчетов, причем она неуклонно уменьшалась в виду отмены валютных ограничений большинством стран Западной Европы. Отмена ЕПС дала толчок резкой долларизации европейской экономики.

Валютные клиринги в международных расчетах СССР. В первые послевоенные годы СССР выстраивал расчеты со многими соседними странами на основе двухсторонних клирингов. Существование в Советском Союзе планового хозяйства и государственной монополии в сфере внешней торговли и валютных операций способствовало организации клиринговых расчетов. Кстати, такие клиринговые соглашения «подтягивали» наших соседей до понимания того, что условием успешного торгово-экономического сотрудничества является организация плановой экономики и государственной монополии в сфере внешнеэкономической деятельности. Конечно, какое-то сальдо по клирингам всегда существовало, но его погашение производилось преимущественно не золотом или валютой, а товарными поставками. То есть клиринги 1940-х гг. имели признаки встречной торговли. Клиринги фактически были неотъемлемой частью двухсторонних торговых соглашений между СССР и государствами, которые в те годы было принято называть «странами демократии» (социалистические страны Восточной Европы). Сначала эти соглашения заключались на один год, а затем они стали заключаться на 3-5 лет.

В 1949-1951 гг. появилось большое количество трехсторонних клирингов с участием СССР. Одной из модификаций таких клирингов стал перенос сальдо со счета с одного двухстороннего клиринга на счет другого двухстороннего клиринга (естественно, на основе трехсторонней договоренности СССР с двумя другими странами). Затем стали появляться соглашения, которые изначально предусматривали организацию трехсторонних клиринговых расчетов. В разных комбинациях такие соглашения СССР заключал с Польшей, Чехословакией, Болгарией и Финляндией.

Наконец, в 1957 году в Варшаве во время восьмой сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было подписано соглашение об организации многостороннего валютного клиринга. Практическая работа по расчетам возлагалась на Расчетную палату, в которой уполномоченные банки стран-участниц открывали свои клиринговые счета. Лимит возможной задолженности каждого банка Расчетной палате определялся в 3% суммы общего экспорта товаров по двусторонним торговым соглашениям (или от суммы экспорта товаров за предыдущий год в случае отсутствия соглашений).

В рамках клиринговых расчетов СССР с другими социалистическими странами использовался клиринговый рубль, который выступал в качестве расчетной денежной единицы и региональной валюты. В начале 1964 года на смену клиринговому рублю пришел переводной рубль – наднациональная денежная единица международных расчетов стран-участниц СЭВ. Клиринговый рубль и переводной рубль были безналичными деньгами, причем они не использовались для обслуживания внутренних расчетов стран-участниц. Клиринговый рубль в расчётах с третьими странами не применялся. Клиринговые (как и переводные) рубли обменивались на национальные валюты по официальному курсу. Движение клиринговых рублей отражалось в виде записей на счетах в уполномоченных банках. Сумма записей на счетах в клиринговых рублях определялась взаимными поставками товаров и оказанием услуг стран-участниц соглашения.

У клирингового и переводного рублей много сходного. Так, у обеих денежных единиц было одинаковое золотое содержание - 0,987412 г. чистого металла (естественно, что ни клиринговый, ни переводной рубль на золото не разменивались). Отличие клирингового от переводного рубля заключалось в том, что первый применялся на основе двухсторонних соглашений между странами, а второй - на основе многостороннего международного соглашения между странами-членами  СЭВ. Если расчёты в клиринговых рублях производились только через национальные банки, то расчёты в переводных рублях осуществлялись через единый центр - Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).

Клиринговый рубль в расчетах между странами СЭВ с 1 января 1964 года был заменен переводным рублем. Но клиринговый рубль не исчез, он продолжал использоваться в расчетах с КНДР. Более того, в 1970-е гг. действовал двусторонний валютный клиринг СССР - Финляндия, в котором валютой был все тот же клиринговой рубль. Мы торговали с капиталистической страной без использования американского доллара и иных свободно конвертируемых валют. Этот прецедент очень раздражал нашего геополитического противника – США.

Надо сказать, что СССР использовал клиринговые расчеты для обеспечения торговли также со странами, которые не были членами СЭВ или даже не входили в состав социалистического лагеря. Там использовались иные клиринговые валюты. Прежде всего, это страны «третьего мира». Например, существовал двухсторонний клиринг с Индией, валютой клиринга была индийская рупия. Аналогичное соглашение было заключено с Пакистаном, клиринговой валютой была пакистанская рупия. Кстати, ряд других социалистических стран торговал с Индией и Пакистаном, используя клиринговые расчеты с помощью индийской и пакистанской рупий. Югославия среди социалистических стран занимала особое место. Она не была членом СЭВ, не присоединилась к соглашению об использовании переводного рубля, имела достаточно ярко выраженную экономическую ориентацию на Запад. У Советского Союза с Югославией в 1970-е гг. торгово-экономические отношения строились на базе клиринговых расчетов, а валютой был доллар США. Непростыми в это время были у нас отношения и с Китаем. Тем не менее, наши страны заключили соглашение о клиринговых расчетах, в которых клиринговой валютой выступал швейцарский франк.

Федеральный резерв: «классовая ненависть» к международным клирингам. По примеру СССР и других социалистических стран клиринговые соглашения заключали между собой многие страны «третьего мира». Следует иметь в виду, что клиринговые расчеты в послевоенные десятилетия были важным способом сбережения социалистическими и развивающимися странами резервных валют, в первую очередь, доллара США. Наряду с такими способами, как бартерная торговля и «компенсационные сделки» (примером «компенсационной сделки» может служить соглашение «трубы – газ», которое Советский Союз заключил с рядом западноевропейских стран в конце 1970-х гг.). Такие формы международного сотрудничества затрудняли проведение Соединенными Штатами экономических санкций против СССР и его партнеров. Ведь сотрудничество обходилось без долларовых расчетов, которые всегда проходят через банковскую систему США и которые Вашингтону нетрудно заблокировать. Кроме того, подобного рода клиринговые расчеты и иные валютосберегающие схемы резко снижали спрос со стороны участников сделок на доллары США. А ведь это сильно било по интересам хозяев Федеральной резервной системы США, которые «печатали» эти самые доллары и получали с каждой «зеленой бумажки» большой эмиссионный доход.

В 1970-е гг. США в одностороннем порядке отказались от своих обязательств по обмену долларов на золото, фактически демонтировали послевоенную Бреттон-вудскую систему. Тем самым был снят «золотой тормоз» с «печатного станка» ФРС. Но этого было мало. Надо было еще создать спрос на «зеленую бумагу» - продукцию «печатного станка». Клиринговые соглашения – как двухсторонние, так и многосторонние мешали экспансии американского доллара.

После победы США в «холодной войне» началась активная глобализация и экономическая либерализация во всем мире. В 1990-е гг. под натиском США и МВФ международные клиринговые соглашения стали демонтироваться, страны в «добровольно-принудительном» порядке стали переходить на прямые расчеты в долларах США. Клиринги оказались несовместимыми с интересами хозяев ФРС и целями глобальной долларизации.

Клиринговые расчеты как наш ответ на экономические санкции. Сегодня Россия пытается восстанавливать свои экономические позиции в мире. Одно из важных направлений – создание интеграционных союзов со странами ближнего зарубежья. Между прочим, примерно два десятилетия тому назад, в 1994 году Россия и ряд других стран ближнего зарубежья заключили соглашение о создании Платежного союза СНГ. Фактически речь шла о создании многостороннего клиринга. К сожалению, соглашение оказалось «мертворожденным», о нем сегодня помнят только специалисты. Наверное, тогда не было достаточных политических и экономических условий для создания Платежного союза. Сегодня в условиях ужесточения экономических санкций против России крайне актуальным становится интеграция с соседними странами. Делаются шаги по созданию Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Правда, к сожалению, шаги очень робкие. Одним из факторов, тормозящих развитие торгово-экономических отношений между странами СНГ, является несбалансированность их взаимной торговли, а также высокий удельный вес доллара и евро во взаимных расчетах. Напрашиваются очевидные шаги по исправлению этой ненормальной ситуации. Прежде всего, очевидной является необходимость заключения между странами соглашений о торговле с примерными объемами экспорта и импорта, причем желательно не на год, а более длительную перспективу. Но реализация такой меры возможна лишь при ведении хозяйства на плановых началах и существовании государственной монополии внешней торговли. Или, по крайней мере, жесткого государственного регулирования сферы внешнеторгового обмена. Наверное, назрело время восстановления министерства внешней торговли, которые было уничтожено в пылу «демократических реформ» как напоминание о государственной монополии внешней торговли.

А после такой подготовительной работы России можно и даже нужно возвращаться к хорошо зарекомендовавшей себя практике валютных клирингов. Для начала хотя бы двухсторонних клирингов. Желательно, чтобы они были «привязаны» не к доллару или евро, а к национальным валютам стран-участниц клиринговых соглашений. А в более отдаленной перспективе можно было бы перейти к системе многосторонних расчетов с использованием наднациональной региональной валюты типа «переводного рубля».

Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/24/mezhdunarodnyj_kliring_nash_otvet_na_valyutnofinansovyj_diktat_ssha/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!