Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 12:32:44  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: День памяти Иова Многострадального  (Прочитано 1654 раз)
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 20 Мая 2014, 13:21:58 »

АЛЕКСАНДР ПРОХОРОВ: «ПУСТЬ БУДЕТ НЕ КАК УГОДНО МНЕ, НО КАК БОГУ»

Беседа о страданиях с инвалидом детства



В день памяти Иова Многострадального портал Православие.Ru опубликовал беседу с Александром Прохоровым, которому с детства пришлось бороться с тяжелейшей болезнью в совершенно враждебном человеческом окружении. Несмотря на постигшие его беды, Александр не сломался, не возроптал на Бога, не разочаровался в людях. Молодой человек считает, что страдания выпали на его долю не случайно: не будь у него их – он не смог бы помочь ближним.




Александр Прохоров
    

– Александр, расскажите, когда и как вы попали в детский дом?

– Я родился в 1984 году в роддоме, тогда еще города Ленинграда. Врачи посоветовали родителям оставить меня в больнице, потому что я появился на свет с тяжёлой патологией (кифосколиозом грудного и поясничного отдела позвоночника четвертой степени, заболеванием ног, синдромом Элерса-Данлоса, а также с детским церебральным параличом). Врачи думали, что я долго не проживу. Родители послушались врачей и оставили меня в доме малютки, где я находился до 4-х лет. Затем меня перевели в Психоневрологический детский дом-интернат №4 города Павловска, где я жил до 18 лет, из которых пять лет был лежачим больным.

В детском доме у меня была очень тяжелая жизнь. Так как я был лежачим, то не мог самостоятельно ходить в туалет. Например, если я «ходил под себя», то санитарки просто брали тележку, перекладывали меня на нее, везли голым по сквозняку через коридор и в ванной мыли жестким ершиком в ледяной воде. Несмотря на это, мне везло больше, чем остальным детям, с которыми обращались куда жестче. Например, вместо того, чтобы аккуратно переложить беспомощного малыша и убрать за ним, санитарки хватали его за руки и швыряли в сторону прямо об стену, чтобы не мешался под ногами. Мы постоянно болели, а на коже появлялись язвы из-за того, что санитарки плохо вытирали кровати. Они всего лишь протирали клеенку мокрой тряпкой и сверху, прямо на влажное, стелили чистую пеленку. Дети часто спали на сыром.

– Как вам удалось встать и научиться ходить?

– Когда мне было 9 лет, меня положили в больницу для проведения операции на ногах. Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что в больнице мне было намного лучше, чем в интернате. А там было и вправду лучше! Ко мне относились, как к человеку, разговаривали и хорошо кормили. Для меня больница была островком рая, на котором я пробыл несколько недель.

В интернате смерть детей была обычным делом, но погибали дети не всегда от тяжелых болезней. Например, в моей 38-й группе дети погибали от голода. Еда в интернате была, но есть ее было невозможно. Нас часто кормили манной кашей, в которую крошили хлеб, пропитанный сладким кофе. Или в одну тарелку наливали борщ и туда же клали пюре и хлеб с булкой.

Маленьким больным детям, которые отказывались это есть, запихивали еду в рот, а те, кому не удавалось ее запихнуть, оставались голодными. Санитарки вообще с детьми не «сюсюкались»: не хочешь есть – ну, и Бог с тобой. И выкидывали еду в унитаз.

Когда я попал в больницу, счастью не было предела: вся еда была в разных тарелках и есть ее было одно удовольствие.

В больнице мне сделали операцию на ноги, после которой я стал ходить сначала на пяточках. А потом, преодолевая боль, заставлял себя правильно ходить, чтобы начать жить как все нормальные люди, насколько это было возможным. Также у меня была еще серьезная мотивация: одна воспитательница – Серафима Васильевна – пообещала меня брать к себе домой в гости при условии, если я начну сам ходить. Кода я был в гостях у Серафимы Васильевны, она меня научила готовить, а также многим премудростям, которые нужно делать, живя в обычной семье.

– После операции ваша жизнь начала постепенно налаживаться?

– Мне приносило много радости то, что я стал ходить и смог о себе заботиться. Но несмотря на эту радость, в детском доме меня использовали, как бесплатную рабочую силу. Воспитатели и санитарки заставляли меня ухаживать за лежачими детьми: кормить их и мыть, убирать за ними кровати. Если я не успевал до семи вечера управиться со всеми делами, они могли накричать на меня или наказать с помощью рукоприкладства.

Я не жалел своих сил, ведь я видел, как детям становится лучше. Я не хотел, чтобы какой-то ребенок, кто-то из ближних перенес то, что чувствовал я, когда был лежачим больным. Мой труд приносил больным детям радость, они начали меньше болеть и лучше себя чувствовать. Я насухо протирал их кровати, стелил сухое белье и аккуратно мыл их в теплой воде.

Самым большим подарком в это время стало знакомство с моей нынешней девушкой – Натальей Виноградовой. Когда ей было 5 лет, от нее отказались родители. Врачи им сказали, что с ее заболеванием (ДЦП) она не сможет о себе заботиться, и родителям будет тяжело с ней справляться.

С того дня, как я познакомился с Наташей, я во всем ей стал помогать. Я не подпускал к ней воспитательниц, когда нужно было ее мыть. Ведь я знал, что Наташу опять будут мыть в ледяной воде, она простудится и болезнь только усугубится. Поэтому мыл я ее сам в горячей воде, чтобы она как следует пропарилась, насухо вытирал и укутывал в полотенца и одеяла, чтобы, проезжая через коридор, моя Наташа не простудилась на сквозняке.

Каждый день старался ей делать массаж на ножке, чтобы она начала ходить. Только в 10 лет Наташа начала передвигаться на цыпочках. Врач Зоя Сергеевна увидела, что есть прогресс в обучении ходьбы и отправила девочку в НИИ имени Г.И. Турнера. Там Наташе сделали операцию, и она научилась ходить с помощью костылей.

По достижении совершеннолетия нас хотели разместить в разных интернатах, но я сделал все, чтобы мы попали в один. Так нас отправили в Психоневрологический интернат №10 города Санкт-Петербурга.




    
– Вы пытались найти своих родителей?

– Я знал, что у меня есть папа и мама. Заведующая врач из детского дома нашла моих родителей, когда мне было 14 лет, и предложила им помочь мне. Папа не раздумывая приехал, а мама не захотела. Она была против, чтобы отец забрал меня из детского дома, наверное, ей очень тяжело было видеть меня. Но я очень надеялся, что хотя бы мои родные брат и сестра помогут мне, будут поддерживать, но и они тоже не захотели меня видеть. С одной стороны, я могу обижаться на родителей, потому что они не помогли мне получить образование, не поставили меня на ноги, но с другой – врачи их обманули, сказав, что я долго не проживу, что я не «жилец». Господь говорил, что не нужно ни на кого обижаться, у каждого свой крест и каждый будет отвечать перед Богом за свои дела.

– Как складывалась ваша жизнь в Психоневрологическом интернате?

– Там было также тяжело жить, как и в детском доме. Но через какое-то время в моей жизни в случился переломный момент. Я узнал, что по российским законам мне полагается квартира. Но руководству интерната моя осведомленность о моих правах не понравилось. Они всеми силами хотели оставить меня до конца дней жить в психоневрологическом интернате.

Еще в детском доме мне был поставлен диагноз: олигофрения в стадии дебильности. Это означает, что я полностью не способен позаботиться о себе сам. Но как это могло быть, если я ежедневно заботился не только о себе, но и выполнял тяжелую работу, заботясь о многих детях-инвалидах в интернате!

Это очень удобный диагноз для чиновников, потому что человека с таким заболеванием достаточно просто кормить и одевать, и можно совсем не заботиться о его образовании. Когда я находился в детском доме, меня не хотели отдавать в школу – воспитательница посчитала, что школа мне не нужна. А если еще и медицинская комиссия официально признает человека недееспособным, то по достижении совершеннолетия государство не должно предоставлять ему отдельную жилплощадь.

Когда я лежал в больнице на Бестужевской улице (Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта) люди удивлялись тому, как я, здоровый психически молодой человек, могу жить с больными людьми. Многие советовал мне просто сбежать из ПНИ, рассказали, что есть закон, по которому я вправе получить жилье.

Чтобы покинуть стены интерната, мне пришлось бороться за свою свободу целых 8 лет. Для того, чтобы отвоевать квартиру, я привлекал телевидение, поэтому в ПНИ мне начали угрожать, что упрячут в настоящую «психушку». Но когда они почувствовали, что их контролируют, то уже не захотели назначать комиссию при интернате. Комиссия в больнице на Бестужевской улице в Санкт-Петербурге, в психдиспансере, подтвердила мою дееспособность, и я получил долгожданную квартиру. На тот момент мне было уже 26 лет.

– Вы получили долгожданную свободу, но и вышли в совершенно не знакомый вам мир... Как вы справляетесь с трудностями?

– Когда я зашел в свою квартиру, я почувствовал, что нахожусь в раю. Потому что раньше после работы я приходил в интернат, где в моей комнате кроме меня жило еще 18 человек. Часто там нельзя было отдохнуть, потому что постоянно стоял нехороший запах, было душно и шумно. А после работы, наверное, сами знаете, как хочется побыть одному в тишине, хотя бы 15 минут.

Мне было бы легче справляться с трудностями, если бы у меня была работа. В ПНИ я получил профессию мастера по ремонту обуви, также я научился собирать мебель. Но чтобы устроиться на работу, мне приходится умолять работодателей, чтобы те взяли меня к себе. Однажды я устроился в одну фирму сборщиком мебели, но когда из отпуска пришел директор этой фирмы, он сказал, что я больше у него не работаю. Причины, по которым он принял данное решение, мне так и не сообщили. Я не стал с ним ругаться, потому что не один раз – причем от разных работодателей – получал лишь оскорбления и угрозы. Поэтому сейчас я сижу без работы, но всеми силами пытаюсь ее найти.



Александр Прохоров
    

– Александр, вы часто сетуете на то, что вы человек с ограниченными возможностями?

– Если честно, то я даже не задумывался об этом. У каждого свой крест. Если бы я не оказался инвалидом и жил бы как все нормальные люди – в семье, многим от этого стало бы легче? Чиновникам, конечно, было бы меньше головной боли от того, что какой-то Александр Прохоров не борется за свои права. Но было бы хорошо остальным людям, которым я смог помочь? Встала бы на ноги Наташа? Знал бы я то, что Бог так помогает людям? Что в жизни есть не только люди, которые тебя унижают, но и те, кто готовы бескорыстно тебе помочь. Конечно, хочется, чтобы я был здоровым человеком, ведь Бог наградил меня ногами и руками, светлой головой, дал сил на то, что я начал ходить и ухаживать за собой. Не может быть такого, чтобы я не нашел себе работы, пройдя через все испытания.

– Чем бы вы больше всего хотели заниматься?

– Больше всего в жизни я хотел бы работать в области защиты детей: разоблачать интернаты, которые издеваются над детьми. Я мечтаю стать волонтёром или массажистом в больнице. К сожалению, у меня нет специального образования, но я очень люблю делать массаж. Делать его я стал еще в интернате, с помощью массажа я поставил на ноги Наташу. Сейчас она передвигается на костылях. Я прошу ее с ними расстаться, но она не поддается на мои уговоры. Надеюсь, что через некоторое время она и от них избавится, как когда-то забыла про инвалидное кресло.

Однажды ко мне пришел мужчина со своим маленьким ребенком, который страдал ДЦП. Я сделал ребенку массаж, и его отец очень удивился, что после моего массажа ножки ребенка стали гибкими, даже пальчики на ногах стали функционировать.



Диана


Спустя время я встретился с одиннадцатилетней Дианой, которая также страдала ДЦП и недавно перенесла операцию. Она не могла сгибать ноги и подошла ко мне с просьбой, чтобы я научил ее ходить. Мы полчаса с ней позанимались, после чего девочка смогла не только сгибать и разгибать ножки, но и вовсю ими толкалась. В эти моменты я понимаю, что страдал не зря.

– Александр, скажите, о чем вы мечтаете в будущем?

– В первую очередь я хочу помочь своей девушке Наташе, которая до сих пор проживает в психоневрологическом интернате. Она должна выйти из него и начать со мной нормальную человеческую жизнь. Хочу добиться, чтобы она получила квартиру и жила на свободе, потому что интернат – это тюрьма.

Больше всего на свете я мечтаю о семье и о ребенке, который бы жил с родителями в заботе и любви. И неважно, будет ли он здоровым или больным. Пусть будет не как угодно мне, но как Богу!


С Александром Прохоровым
беседовала Анна Ерахтина



19 мая 2014 года

Уважаемые читатели, связаться с Александром Прохоровым и оказать ему посильную помощь, Вы можете через благотворительный фонд "Русская береза" http://rusbereza.ru/    Телефоны: 8 (903) 535-20-96 и 8 (916) 218-54-70
Электронный адрес omg@rusbereza.ru



Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/70797.htm
© Православие.Ru
« Последнее редактирование: 20 Мая 2017, 03:22:58 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 20 Мая 2017, 03:35:26 »

Праведный Иов: образ надежды через страдание

Беседа с богословом Петром Малковым

 Имя человека, дарованное при крещении и особенно при вступлении на путь служения Богу, сопрягает жизнь его с жизнью тех, кто тоже носит это имя и чтится Церковью, и определяя подчас ее направление, и служа маяком. И в день памяти святителя Иова Московского – 5/18 апреля – мы решили вспомнить историю ветхозаветного Иова Многострадального. Его подвиг научает не только стойкому терпению скорбей и мук. Эта книга Ветхого Завета отцами Церкви толкуется прообразовательно, и нам, христианам, необходимо помнить и знать это. Иов – один из образов, сплавляющих в единое целое историю человечества.

Так зачем Господь испытует Иова, к чему хочет его привести? Каковы прообразовательные смысли этой ветхозаветной истории? Как объясняются ее противоречия? Об этом мы беседуем с богословом Петром Малковым.



И. Репин. Иов и его друзья. 1869 г.

– Святые отцы писали о жизни многострадального Иова как о назидательном примере всем нам. Но только ли терпеливому перенесению скорбей учит ветхозаветная Книга Иова? Или в этой истории есть еще и иной смысл? Святитель Амвросий Медиоланский, например, писал: «Никто не любил Бога больше, чем Иов»…

– Конечно, Книга Иова является училищем благочестия и смирения для тех, кто находится в скорбях. Но не только в этом ее значимость для нас, христиан. И та цитата, которую вы вспомнили, звучит немного иначе. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Никто не любил Христа больше, чем Иов». Вот под этим углом нам надо воспринимать эту историю.

Иов своими страданиями прообразует Христа, Его крестную жертву. И напомню, что он жил еще в доветхозаветную эпоху – до Моисея: Иов был одним из потомков Исава и жил через несколько поколений после Авраама. И история дозаконных (то есть до закона, который был получен Моисеем на горе Синай) страданий Иова готовит древнего человека к грядущей встрече со Христом и к пониманию того смысла страданий Христовых, которые откроются в Боговоплощении.

История Иова – это один из ветхозаветных сюжетов, который учил ветхозаветного человека тому, Кого ему следует ожидать, тому, на Кого ему следует надеяться, – на Бога, Который станет Человеком и как Человек пострадает за мир и спасет мир через Свои страдания.

    Ветхий Завет, по убеждению всех древних святых отцов, – это книга в первую очередь о Христе

Вообще говоря, Ветхий Завет, по убеждению всех древних святых отцов, – это книга в первую очередь о Христе. Это история спасения человеческого рода и пути человечества к встрече с Богом, ставшим Человеком. И Ветхий Завет рассматривается как наполненный прообразами (по-гречески – типами) грядущего пришествия Христа и осуществленного Им спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Ветхий Завет – это эскиз, набросок углем, который затем будет раскрашен красками уже новозаветной реальности пришествия Христа в мир. Некоторые древние толкователи уподобляют Новый Завет тени, которая отбрасывается в ветхозаветное прошлое. Тень эта исходит от Церкви Христовой. Вот представьте себе здание церкви, христианского храма в яркий солнечный день. Но мы повернуты к нему спиной и видим только тень от этого здания, само его не видим. Однако по его тени можно догадаться, что это храм. Мы можем даже различить очертание креста на его куполе. Но мы еще не видим ни цвета его стен, ни местоположения дверей и оконных проемов, не знаем точных пропорций: только серая тень на земле возле нас...

И вот неким подобным образом и воспринимается история Ветхого Завета – как наполненного прообразами Завета Нового. На Ветхий Завет, в прошлое, как бы ложится тень Церкви Христовой, в которой в грядущем и осуществится чаемое ветхозаветными людьми спасение. Солнце же, благодаря которому возникает эта тень – символ Самого Христа, Который есть «Солнце правды», как о Нем пророчествует пророк Малахия (Малах. 4, 2). Подобные тени различных новозаветных реалий, отбрасываемые назад, в историю, и видели древние святые, пророки, праотцы. Одним из таких свидетельств, которым особенно ярко явлен Крест Христов, – тень этого Креста, отбрасываемая в древность, – является история Иова. Повторюсь: Иов своими страданиями прообразует Христовы Крестные муки.

    Пройдя через страдание, Иов видит Господа – Господь открывает ему Себя как воплощенного Бога

Кроме того, мысль святителя Амвросия о том, что более Иова никто не любил Христа, актуализируют финал этой истории: в конце пути страданий Иова Господь открывает ему Себя именно как грядущего Спасителя. И слова Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя», – по убеждению и святителя Амвросия Медиоланского, и блаженного Иеронима Стридонского, и диакона Олимпиодора Александрийского, объясняются именно тем, что Господь являет Иову Себя как воплощенного Бога. Конечно, Он еще не приходит к Иову как Бог уже воплотившийся. Сам факт Боговоплощения осуществится еще спустя много столетий. Но пророчески Иов видит и предугадывает именно грядущего Христа. Видит лицо Бога, ставшего Человеком.

Вот почему древние толкователи говорят о христологическом смысле этой книги. И они пишут о том, что Иову в результате его страданий было дано новое, совершенное знание о Боге – знание о Нем как о Премудрости Божией, о Сыне Божием, воплощающемся и становящемся Человеком.

– В словах, сказанных Иовом о Боге, есть и благодарность за посланные скорби, но есть и некое «богоборчество», упреки и ропот на Бога – ведь Иов проклинает день своего рождения и даже день своего зачатия. Как понять такое противоречие?

– Этот вопрос ставится многими толкователями. Вообще Книга Иова одна из самых сложных для понимания. И многие современные толкователи предлагают свое видение смысла этой книги, отличающееся от святоотеческого. Так, в современной католической экзегезе иногда даже говорится об Иове как о гордеце (например, об этом пишет Пьер Дюмулен). Иов якобы греховно гордится своей праведностью, а упрекает Бога, потому что Бог несправедливо ему, такому замечательному человеку, посылает скорби. И с точки зрения некоторых католических толкователей, покаяние, которое приносит Иов в конце данной истории, – это покаяние в гордыне.


Р. Ляйнвебер. Иов многострадальный

Православные толкователи, конечно, совсем не так понимают смысл переживаний и обращенных к Богу упреков Иова. Не будем забывать о том, о чем мы уже говорили: никто не любил Господа больше, чем Иов. Его упреки – это упреки того, кто искренне любит Господа, но почему-то не встречает, не видит ответной любви. Иов горит любовью к Богу – можно сравнить его чувство с чувством влюбленного человека, но ему кажется, что Бог никак не отзывается на его любовь. Так что это слова не ненависти, не злобы, а неразделенной любви. Как верно писал об этом русский экзегет XIX столетия Александр Матвеевич Бухарев, «в речах Иова всегда говорила любовь, но любовь не прославляющая, а недоумевающая и жалующаяся на Возлюбленного Ему же Самому».

Что касается проклятия дня рождения и зачатия… Обычно древние церковные толкователи говорят, что Иов проклинает не свой личный и конкретный день зачатия и день рождения, а день рождения и зачатия всякого человека, живущего в падшем греховном мире. Иов жаждет полноты Богообщения, Богоприсутствия, полноты единения с Богом и видит и понимает, что в падшем мире это оказывается невозможным. Потому что мир лежит во грехе и люди совершают грехи. И того состояния райского блаженства как совершенного Богообщения, в котором пребывали Адам и Ева, после грехопадения уже нет. Речь о том, что мы называем первородным грехом, который властвует над всем человеческим родом. А первородный грех, по учению Церкви, как раз и передается через страстное физиологическое рождение, через зачатие человека. Соединяемое с зачатием и рождением наследование падшести, которое отделяет человека от Бога, которое воздвигает преграды между Богом и человеком, – вот что проклинает Иов. Хотя, конечно, Иов прежде всего скорбит о том, что Бог лишает общения с Собой лично его.

Но есть у Иова и некое ошибочное воззрение, о котором говорят святые отцы. И за него Иов, действительно, приносит затем покаяние Господу. Дело в том, что Иов ошибочно считает, будто причина его страданий, источник его страданий – Бог. Ему кажется, что именно от Бога исходят все несчастья, все мучения, которые происходят с ним. Вспомните, что отвечает Иов жене своей, когда она предлагает ему похулить Бога. Иов говорит: «Неужели мы от Бога злого не будем принимать?» Это большая ошибка, потому что от Бога ничего злого, дурного, плохого не исходит. Бог зло лишь попускает, а зло, искушения исходят от сатаны.

Это важнейшая тема, напрямую связанная с подлинными причинами страданий Иова, и с тем орудием этих страданий, каковым – как это ни парадоксально звучит – невольно становится в руках Божиих сатана. Если мы внимательно вчитаемся в текст 1-й главы Книги Иова, то заметим очень странную вещь: когда сатана приходит к Богу, то Бог первым говорит сатане об Иове, о том, что он свят, непорочен: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова?» Бог как бы подталкивает сатану к тому, что произойдет дальше. То, что происходит, можно назвать, уж простите меня за такое выражение, «божественной провокацией». Потому что Бог Сам подталкивает сатану к мысли о том, что Иова надо искусить, надо попытаться его погубить. Но сами эти искушения, конечно же, будут совершаться уже отнюдь не Богом, а диаволом.

– А для чего его надо искусить?

– Ответ на вопрос: для чего Иова надо искусить? – связан напрямую с ответом на вопрос: для чего Иов страдает? Пострадать Иову нужно для того, чтобы достичь духовного совершенства. Для того, чтобы лично сподобиться встречи с Богом. Прежде Иов только лишь слышал о Боге, как сам он скажет, а, претерпев страдания, он Бога уже видит. Видит Бога, грядущего в мир воплотиться. Богу нужно, чтобы Иов не просто оставался благочестивым, добрым человеком, верующим в истинного Творца. Богу от Иова нужно гораздо большее... Мы знаем, что до начала своих страданий Иов верил в истинного Бога, он приносил жертвы за сыновей своих, будучи священником вне священнического рода, наподобие Мелхиседека из Книги Бытия. Он не принадлежит к роду Аарона, он даже не принадлежит к еврейскому народу, и, тем не менее, живя в языческой среде, Иов совершает истинное священническое служение Богу. Он является священником Бога Всевышнего, Бога Небесного. Но он способен и на большее. А Господь видит потенциальные возможности всякого человека, ту меру, в которую человек может достичь святости. У Иова такая мера огромна. И Господь попускает ему страдания и искушения, чтобы он через эти страдания и искушения достиг предельного совершенства – максимально предельного совершенства, которое открыло бы ему возможность для личной встречи с Богом, для достижения вершины святости, пророчества, для понимания богооткровенной истины. Ведь через страдания человек совершенствуется...

    Страдания Иова – это своего рода закаливающее средство. И потому Бог подталкивает сатану к искушению

Страдания Иова – это своего рода закаливающее средство. И потому Бог подталкивает сатану к искушению. Сатана невольно оказывается орудием в руках Божиих для того, чтобы Иов достиг еще большего совершенства.

Все это, кстати говоря, напрямую связано с вопросом о причинах и обстоятельствах действия в мире зла. Бог очень часто зло обращает в добро. И даже максимальное нравственное зло, предельное зло Он заставляет послужить орудием для торжества совершенной правды, совершенной святости. Вот, например, смерть на кресте Господа Иисуса Христа. Казалось бы, предельное торжество зла: мир по наущению сатаны убивает своего Бога. Но через это мир оказывается спасен, и зло оборачивается торжеством спасения всего мироздания, всего человеческого рода во Христе, воскресшем и искупившем весь человеческий род Своею кровью. Так же и в Книге Иова. Несправедливым страданием, несправедливым мучением, которое, казалось бы, не имеет под собой никаких оснований, потому что Иов свят, праведен, он достигает предельного совершенства, насколько это возможно в дохристианскую пору для человека, еще не искупленного. И, оказавшись, сделавшись через возвышающие страдания к этому готов, удостаивается непосредственной встречи со своим Творцом. Он лицом к лицу общается с Богом. Так что страдания Иова – это страдания обожевающие.

– Многие воспринимают страдание как наказание, и с этой точки зрения задаются вопросом: почему же страдают люди праведные, а неблагочестивые живут в довольстве и радости?

– Есть, конечно, доля правды в словах друзей Иова, говорящих, что Бог посылает человеку страдания для исправления каких-то его прегрешений. Известна поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Она как раз об этом. Человек, не желающий вразумиться, не желающий победить свой грех, не желающий начать жить нравственной жизнью, иногда Богом вразумляется через страдания, через несчастия, которые происходят в его жизни. Только страдая, такой человек может прийти в храм, потому что чувствует, что ему своими силами с бедами не справиться. И тогда он может изменить свою жизнь – стать христианином. И в этом смысле страдания есть своего рода Божественное наказание. Но это не такое наказание, которое обрекает человека на муку по Божественной ненависти, а наказание любви, по образу библейскому: кого Бог любит, того и наказует – ради исправления и покаяния грешника. При этом Господь никому не посылает креста свыше его сил. Это тоже важная тема. И если говорить об Иове, то и у него, как и у всякого другого человека, вероятно, тоже была некая предельная черта стойкости и терпения, и если бы она была перейдена, он не выдержал бы страданий. И Господь ограничивает враждебную деятельность сатаны против Иова некоторыми условиями. И крайним здесь остается условие: «Только душу его сбереги» – то есть не лишай его жизни. А кроме того – не отнимай у него разума. Потому что если Иов лишится разума, то он в безумии может начать роптать на Бога с ненавистью и враждой. Такое условие здесь тоже ставится Богом сатане.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 20 Мая 2017, 03:36:24 »

(Окончание)

Как видим, Бог попускает сатане действовать против человека, но Он эту его деятельность ограничивает, чтобы крест, который мы несем в наших страданиях, не превзошел наши фактические силы.

Но вернемся к теме страдания как наказания. Такое наказание для вразумления может посылаться каким-то людям. И об этом надо честно говорить и это честно понимать. Для многих скорби – это ответ на их грехи, на их вражду против Бога.

Однако для праведников, как я уже говорил, страдание – это возможность взойти на более высокий духовный уровень. Как металл на наковальне закаляется ударами молота и становится крепче, качественнее, так и праведник, испытывающий страдания и несущий крест со смирением и любовью к Богу, восходит все к новым и новым степеням совершенства. Страдания Иова привели к личной встрече с Богом, к тому диалогу, который был между Богом и ним.

– Эта беседа Иова с Богом вызывает недоумение: Бог не отвечает Иову на его вопросы, а Сам задает их. Почему? И почему Он не открывает Иову истинной причины его страданий?


Св. праведный Иов Многострадальный
 
– Нет, на самом деле Бог прямо и ясно открывает истинную причину страданий Иова. И тут надо иметь в виду вот что. Мы сегодня чаще всего читаем Книгу Иова по тексту русского Синодального перевода XIX столетия. Но наши предки знали еще и церковнославянский текст, переведенный с греческого подлинника Септуагинты. Это древний ветхозаветный перевод, очень авторитетный для Церкви, который был известен еще в III веке до Р.Х.; именно им пользовались греческие святые отцы – толкователи Книги Иова. Русский же перевод сделан с еврейского масоретского текста, в своем окончательно сложившемся виде существенно более позднего, относящегося уже к I тысячелетию по Рождестве Христовом. Эти два текста друг от друга отличаются по многим деталям. Когда древние византийские святые отцы толковали Книгу Иова, они читали греческий текст, которому соответствует по смыслу наш церковнославянский. И вот если перевести с греческого на русский то, что говорит Бог в конце беседы Иову (эта мысль есть и в нашей славянской Библии), то этот будет звучать так: «Не искажай определения Моего. Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобою с какой-либо иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?» Здесь прямо объясняется смысл страдания Иова: все происшедшее с ним попущено Богом Иову для того, чтобы он был «явлен праведным» (в русском синодальном переводе этот стих звучит по смыслу совсем иначе).

А что значит быть «явленным праведным»? Прежде всего, в назидание для людей. Во-первых, потому что история страдания Иова научает нас, как переносить скорби. Но учит она нас не только этому. Иов – прообраз Христа. Праведность Иова есть прообраз праведности Христовой. И страдания Иова святого, праведного и безвинного есть прообраз страданий Христа. На примере Иова мы учимся смыслу Креста Христова. Ну и наконец, это пример того, что только тот, кто будет жить святой смиренной жизнью и переносить страдания и скорби свято и благочестиво, сподобится встречи с Богом, закаляясь этими страданиями. Так что Бог здесь прямо объясняет Иову, что с ним произошло.

Что же касается вопросов, которые Бог задает Иову… Так Бог наставляет Иова. Своими вопрошаниями Бог показывает, что Он устроил мир таинственно, премудро, прекрасно, и что человеку недоступно проникнуть во все эти величайшие тайны Божественного замысла о мироздании. Все это прямо подводит Иова (а вместе с ним – и нас) к теме Премудрости Божией, Которой и в согласии с Которой все было создано; а Ипостасная Премудрость Божия – это Христос до Своего боговоплощения, как Он Сам открывался людям в Ветхом Завете. «Я, премудрость... У меня совет и правда; я разум, у меня сила» (Прем. 8, 12, 14). И тут – в этой речи Господа, обращенной к Иову – как раз, по мысли древних толкователей, и обнаруживается намек на грядущего Христа, как на Премудрость воплощенную, Которая все устроила, все приготовила для блага человека в мире и Которая Сама спасет человека через крест и воскресение. И здесь – тоже указание на Премудрый и предвечный замысел, который от века существует – замысел о спасении человека. Потому что Бог, еще даже не создав мир, по Своему абсолютному предведению и всеведению знает, что Адам согрешит, и творит мир таким, чтобы в этом мире человек мог оказаться спасенным. Творит мир таким и самого человека таким, чтобы соединиться с нами в Боговоплощении – ради победы над грехом.

И это гимн красоте мира, который воспевает Бог на страницах Книги Иова, это гимн премудрому устроению мироздания – есть прикровенное обещание праведнику Господа Самому прийти в этот мир и его спасти.

Кроме того, Бог говорит Иову о двух страшных животных – Левиафане и бегемоте. Оба этих животных – образы сатаны. И Господь показывает Иову, что человек не способен сам справиться с ними. Здесь говорится о бессилии человека перед грехом, который властвует над человеческим родом после грехопадения. О том, что человек не может сам спастись, не может сам достичь совершенства, но в Боге сможет это сделать.

Только в Боге человек обретает совершенство, спасение, победу над грехом. И Бог говорит: Я готов помочь, и Я приготовил все совершенно и премудро для того, чтобы ты во Мне справился с грехом.

Господь таким образом отвечает на вопрос Иова – Сам задавая ему вопросы. И так учит его тайне Христовой и тайне спасения через Крест и победы над сатаной, над адом.

– Как святоотеческая традиция объясняет причины страданий Иова?

– Древние святые отцы расценивают страдания Иова как ниспосланный ему от Бога мучительный, но в то же время прекрасный дар, возводящий его к еще большему духовному совершенству, к обожению. По мысли святителя Григория Великого, всем случившимся со страдальцем Господь как бы говорит ему: «Ты был осужден, чтобы быть увенчанным, ты был осужден, чтобы сделаться предметом удивления для всей поднебесной. До страданий ты был известен только в одном уголке [земли], а после страданий о тебе будет знать весь свет. На­воз, в котором ты сидел, сделается славнее всякого цар­ского венца. Венценосцы будут желать увидеть тебя, твои труды и подвиги. Твою навозную кучу Я сделал раем, Я воз­делал ее для благочестия, насадил на ней небесные деревья… Для этого именно Я и подверг тебя испытанию, не с тем, чтобы погубить тебя, но чтобы увенчать, не с тем, чтобы посрамить, но чтобы прославить... Хотя в тебе и нет того греховного, что надлежало бы исправить, но в тебе все еще есть то, что следует возрастить» – то есть возвести к еще большему духовному величию. А вот что пишет о страданиях Иова святитель Иоанн Златоуст: «не столь блистателен царь, сидящий на престоле, сколь славен и блистателен был Иов, сидящий на гноище: после царского престола – смерть, а после этого гноища – Царство Небесное».

– Для чего жена Иова пыталась заставить его произнести хулу на Бога? И кто такая эта женщина, какова она?

– Многие древние отцы указывают на то, что искушение Иова идет по нарастающей. Сначала он теряет имущество, потом – детей, одно несчастье сменяется другим, менее страшное более страшным. И последнее искушение – от самого близкого и дорогого человека, от человека, которого Иов в первую очередь послушает, – от любимой жены. И это самое тонкое искушение Иова. Через жену, конечно, действует сатана. Святитель Иоанн Златоуст даже допускает мысль, что это сатана мог явиться Иову в образе жены. Как некий призрак. Но даже если и не принимать это предположение, то никуда не денешься от явного: у жены Иова, в отличие от него самого, нет крепкой веры в Бога, она считает Бога виновником страданий мужа, убеждена, что Бог зол и ненавидит Иова. А по ветхозаветным представлениям, врагам отвечают враждой, на ненависть – ненавистью. Жена рассуждает по-дохристиански.

    Жена искушает Иова как некогда Ева искушала Адама. Иов выдерживает испытание – и это первый шаг к раю

Видна здесь и параллель с тем, как Адам искушался Евой. Ева не призывала Адама похулить Бога, но искусила его нарушить Божий наказ – то есть выйти из послушания Богу. Иов выдерживает то искушение, которое некогда не выдержал Адам в раю. И это очень важный шаг для Иова на пути к его встрече с Богом.

Адам и Ева в раю, не покаявшись и не оставшись верными, лишились Бога и оказались изгнаны из рая. Искушение Иова, тоже через жену, которому он не поддается, – это первый шаг к раю.

– Почему справедливые на первый взгляд слова друзей Иова оказались неприятны Богу?

– Здесь несколько причин и важных смысловых моментов. Друзья Иова – люди, конечно, по-своему благочестивые: он не стал бы дружить с людьми греховными. И многое из сказанного ими рассматривается Церковью как правильное, как авторитетное. Часто речи друзей даже цитируются в святоотеческих творениях и учебниках догматики в подтверждение тех или иных вероучительных истин. И отчасти верны их слова о том, что Господь наказует грешника за грех. Но примененными к Иову, эти слова оказываются клеветой на праведника. Друзья как будто слепы, считая Иова грешником. Они уверены, что ему страдания посылаются за грехи, как и другим грешникам. Но Иов же был праведен и свят! И Сам Бог об этом свидетельствует пред сатаной: «нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». Друзья Иова не понимают или не хотят понять, что через страдания человек может достигнуть нового духовного совершенства. Что страдание посылается не только грешникам, но и праведникам. Кроме того, они учение о Боге и понимание Бога предельно рационализируют. Им кажется, что они все знают о Боге, потому что они такие мудрые, опытные, серьезные люди.

И вот эти два момента – то, что друзья Иова говорят в общем-то истину, но при этом лишь часть ее, и то, что они предельно рационально подходят к Богопознанию, сближает их, по мысли святителя Григория Двоеслова, с новозаветными еретиками, которых друзья Иова здесь как бы прообразуют. Потому что еретики говорят тоже не всю истину. Берут одну часть правды, а другую отбрасывают. Классический пример – ереси несторианства и монофизитства. Несториане утверждают, что Христос – истинный Человек, и в этом они правы, но только нужно добавить к сказанному, что Христос еще и истинный Бог. Монофизиты говорят, что Христос – истинный Бог, и в этом правда, но только нужно добавить, что Он еще и истинный Человек, что он обладает полнотой человеческой природы. Но еретики не проговаривают истину в ее полноте, берут себе на вооружение лишь ее часть, а другую часть отбрасывают, поэтому и оказываются еретиками. А полнота правды в том, что Христос – истинный Бог и истинный Человек.

А другая особенность ересей – их рационализм. Так, например, древние крайние ариане – Аэций и Евномий – пытались рационально проникнуть в тайны Пресвятой Троицы при помощи неких графиков и схем. Ничем хорошим для них это не кончилось...

И потому что друзья Иова судят о Боге рационалистично и не так верно, как Иов, Бог и не приемлет их слова. Но не будем забывать, что Иов принесет жертву Господу за них и что Бог простит их ради любви Иова, ради его заступничества за них перед Ним.

– Давайте подведем итог нашей беседе. Чему учит нас пример жизни Многострадального Иова?

    Мы никогда не должны забывать о том, что Господь всегда рядом с нами

– Стойкому перенесению скорбей, любви ко Христу, верности Богу и надежде и вере в то, что даже в самых страшных обстоятельствах жизни – при ощущаемой порой человеком кажущейся богооставленности, в тюремном заключении, в болезнях, при смерти наших близких – Господь нас любит, Господь рядом с нами, всегда готов нам помочь, нас утешить и даровать нам бесконечные и нескончаемые блага. Для кого-то – и в этой жизни, но главное – для всех в будущей жизни вечной. Иов – это образ страдания и образ надежды, которая рождается через страдание.

С Петром Малковым
беседовал послушник Никита Попов


http://www.pravoslavie.ru/92524.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 20 Мая 2017, 03:52:47 »

Диакон Павел Сержантов

О Страстях Христовых и книге Иова

 Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете. Удивительно раскрывает свои смыслы книга Иова. Ее положено читать Великим постом на церковных службах. Она готовит нас к встрече со Страдавшим и Воскресшим Христом.


Иов на гнище    

О чем повествует ветхозаветная книга? О взаимоотношениях Бога и человека, как и любая другая библейская книга. Господь правит миром, награждает праведников и наказывает грешников. Но, как видно из книги Иова, не всякое бедствие есть наказание за грех.

В святой книге мы читаем о том, как Иов переживает тяжкие предсмертные муки, и его друзья призывают его покаяться, чтобы наказание от Бога прекратилось. Друзья не видят, что Иов принимает муки не за свои тайные грехи, что виновник страданий Иова – сатана, который завидует Богу и ненавидит служителей Божиих. Иов борется с сатаной. Христос принимает муки, как Иов, – не за себя, не за свои беззакония. Христос распят за чужие грехи.

Иов занимал высокое положение, был окружен почетом, потом потерял всё – детей, имущество, здоровье – и умирает в горьком отчуждении от человеческого общества, за городской стеной (греч. экафито эпи коприас эксо тис полеос, Иов 2:8 ). И когда казалось, что все кончено, Господь возвращает праведному Иову все, чего он лишился, продлевает его жизнь на многие годы. И Господь наш Иисус Христос умирает за стеной Иерусалима. И воскресает к вечной жизни. И дает новую жизнь всем, кто в Него поверит.

Добро и зло в книге Иова ведут непримиримую войну. Злая сила обнаруживает большое могущество, но добрая Сила оказывается всемогущей. Бог – в полном смысле слова всемогущ, и Его служитель Иов обнаруживает немалую духовную силу, он побеждает сатану.

Противостояние Бога и сатаны – имеет место. Но это противостояние не на равных. Как ни силен сатана, Бог сильнее. Сатана вынужден подчиняться Богу, против воли, не во всем, – но в чем-то вынужден подчиняться Богу. Мы понимаем: Бог выше любого из ангелов, Создатель выше любого Своего создания.

Между Богом и сатаной происходит спор о праведном Иове: почему Иов хранит верность Богу? Только ли потому, что Бог оказывает Иову милости? Благословит ли Иов свою судьбу, своего Бога, если с Иовом произойдет настоящая беда и помощь с неба не придет?

Этот спор сатана проиграл. А кто его выиграл? Бог. Однако не будем забывать, что еще выиграл спор человек Божий Иов. Он победил сатану, он остался с Богом, несмотря ни на что.


Святой праведный Иов

Со стороны может показаться: паны спорят, а у холопов чубы трещат. Бог и сатана спорят, а праведный Иов вместе с семьей подвергается хладнокровному жестокому уничтожению. «На Иова поспорили». Так ли это? Нет. Иов не был разменной монетой в чьей-то игре. Могущественные игроки не выясняли отношения, используя живых людей как средство доказать свое превосходство. Бог не играет людскими судьбами, и сатану ограничивает в свободе действий, не позволяет ему играть в свое удовольствие. Для Бога мучения человеческие – не игра, ведь Он Сам пришел на землю и принял муки. Он встал на место человека, причем человека страдающего, погибающего. На Него тоже набросился сатана, и – Христос победил сатану.

Книга пророка Ионы воспринимается христианами как ветхозаветное пророчество о Христе. Книга Иова – тоже.

На Христа и на Иова ополчились злые силы. И еще приступили «добрые люди» с обличениями, с пространными речами, преисполненными поверхностного благочестия. Друзья Иова приходят к нему утешать болящего. Видят воочию скорбное его положение и сначала хранят почтительное молчание. Потом начинается разговор, о покаянии. Сначала друзья осторожно внушают Иову мысль, что бедствия постигают человека за грехи, покаявшийся человек получает от Бога прощение и беды отступают от него. Тем самым, Иова призывают к покаянию. Он отвергает эти призывы. Почему же? С каждым новым выступлением друзей становится понятнее – почему. Спор о покаянии принимает все более острый характер. Наконец, маски сброшены. Под масками друзей оказались жестокие лица судей.

Эти люди пришли не утешить, но осудить Иова. Их призывы к покаянию ничем принципиально не отличаются от некоторых допросов в сталинском НКВД. Бывало, что следователь НКВД не утруждался придумать арестованному обвинение, а просто спрашивал: «Рассказывай о своих преступных деяниях. Не было таковых? А почему ты в тюрьме оказался? По ошибке? Органы НКВД не ошибаются, просто так не сажают! Рассказывай, в чем твоя вина. Давай, не тяни! Ты сам заинтересован сделать чистосердечное признание».

Когда Иов в очередной раз отказывается назвать судьям свои тайные великие прегрешения, его друзья угрожают: «Тебе сейчас очень плохо. Ты не каешься – будет еще хуже!» Иов продолжает воздерживаться от такого не угодного Богу покаяния. И с болью признается, что хотел бы с Самим Богом поговорить, почему ему выпали такие страшные страдания. – И вот к Иову обращается Сам Бог, напоминает ему, что Творец выше всего сотворенного, что понять Его замыслы, Его действия человек не всегда может. Иов смиряется перед Богом и покаянно признает величие замыслов Божиих и правоту Божиих деяний. Бог ставит точку в споре Иова с друзьями. Иов – праведен, друзья согрешили перед ним осуждением праведника, пусть они теперь просят Иова помолиться о них.

Ветхозаветная история заканчивается тем, что Иов побеждает козни сатаны, получает от Бога благословение. И все-таки она не заканчивается... Она как бы продолжается в Новом Завете, когда Сам Бог присоединяется к страждущему человечеству, как Человек живет, страдает и совершает великое служение на земле. Сходит в преисподнюю и побеждает злые силы, воскресает к вечной жизни и протягивает руку помощи погибающим людям.

http://www.pravoslavie.ru/61091.html
« Последнее редактирование: 20 Мая 2017, 03:54:24 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 20 Мая 2017, 03:56:54 »

Книга Иова

Библия, изложенная для семейного чтения


Иов на гноище и его друзья

 «Был человек в земле Уц (на границе Идумеи и Аравии), имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла».

И благословение Божие видимо пребывало на нем. Не было у него недостатка ни в чем, чего только может человек желать в своей земной жизни. Семейство у него было большое, благочестивое, дружное; богатством своим славился он по всему востоку, и сам пользовался полным уважением всех окружающих и соседей. Всякому открыт был его дом, и никто не выходил из него, не получив привета, помощи и утешения.

«Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их и одного тельца за грех о душах их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня».

И вот, когда, по изволению Божию, допущен был дух злобы и зависти (в посрамление ему) искусить праведнейшего раба Божиего Иова (только не касаясь души его), да явятся дела Божии на нем, то устремился враг человеческий на жертву свою и внезапно подверг Иова всем испытаниям, которые могли бы смутить его и заставить хулить Бога.

В один из мирных дней наслаждавшегося земным счастьем Иова как громом поразили вести одна за другой о потере имущества и о гибели всех детей его.

Как же подействовали на праведника эти удары? Он «пал на землю и поклонился и сказал: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».

Приняв с такой святой покорностью лишение имущества и любимых детей, Иов продолжал богоугодно страдать, когда поразили его и новые испытания: страшная телесная болезнь и огорчения со стороны его малодушной жены, которая, вместо того чтобы успокаивать, упрекала его, говоря:

— Ты все еще тверд в непорочности твоей? Похули Бога и умри.

Но он возразил ей:

— Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?

«Во всем этом не согрешил Иов устами своими».

Но все величие Иова проявляется, когда он подвергается самому тяжелому испытанию. Любимые друзья пришли посетить его и выразили свои сомнения в нем, предполагая скрытую греховность, навлекшую заслуженную тяжелую кару., Таким образом они отнимали у него последнюю отраду, которая остается у праведника: верить в свою невиновность, опираться на доброе пред Богом.

Своим ограниченным человеческим рассуждением разбирают эти люди предопределения и непостижимые судьбы Божии и решают, что Бог не карает невиновных. И вот обрушиваются на Иова, лежащего в язвах на гноище, их презрительные суждения, и умудряются они поучать советами человеческого измышления того, кого Сам Бог признал «человеком непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла». Таким, какого нет другого на земле.

Затронутый в своей святыне — своей совести, Иов доходит до крайнего предела страдания. У него, лишенного всякого блага, пораженного «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его», хотят отнять последнюю отраду, что всего дороже: чувство правоты своей пред Богом.

«Я прав! — восклицает Иов, как бы в оправдание пред Самим Богом. — Я прав, но Бог лишил меня суда. Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины».

— Неправ ты! — возражает ему один из посетивших его. — «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. Очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места, чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа. К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду. Кто укажет Господу путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо? Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает».

«Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас, — с горечью возражает Иов на рассуждения друзей. — Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его! Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав. Кто в состоянии оспорить меня? Буду говорить я, а Ты, Господи, отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе? Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?

Я был спокоен, но Он потряс меня. Пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец. При всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста. И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?

Помутилось от горести око мое, и все члены мои, как тень. Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться. Дни мои прошли; думы мои — достояние сердца моего — разбиты. Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога».

Иов и среди безмерного страдания своего не хулит Бога. Сатана посрамлен в надежде своей заставить его хулить Бога. Иов недоумевает только в своем человеческом изнеможении, почему поражен он такими многочисленными бедствиями, но вместе с тем он неизменно любит и верит и призывает поражающего его Бога.

Как отозвался Господь на смущение сердца верного раба Своего?

На обвинения неразумного Елиуя голосом «из бури» Господь отвечал Иову и сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду».

«Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

Обратились тогда слова Божии к одному из друзей Иова: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».

И пошли друзья Иова «и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова».

«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих, огорчивших и оскорбивших его, и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.

И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери, которым Иов дал наследство между братьями их. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями».

(Иов. 1, 1, 4—12, 20—22; 2, 9—10, 7; 34, 5—6, 10—12, 21—24, 30—32;
36, 23; 37, 23; 13, 2—5, 13, 15—16, 18—19, 22—25; 10, 8; 16, 12, 14, 17, 19;
17, 3, 7, 9, 11, 14; 19, 25—26; 38, 1—3; 40, 3—4; 39, 32—35;
42, 2—10, 12—13, 15—17)

http://www.pravoslavie.ru/2936.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!