Русская беседа
 
18 Апреля 2024, 12:19:55  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 6-я по Пятидесятнице  (Прочитано 2398 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103567

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 19 Июля 2014, 13:50:31 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 6-я по Пятидесятнице


Мф., 29 зач., 9, 1–8

Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.



Сегодняшнее Евангелие – о прощении грехов и об исцелении. Мы видим, что Христос после того, как Его не приняли в земле Гергесинской, приходит в другое место. Его естество, Его жизнь заключается в том, чтобы делать добро. Если Он отвергнут в одном месте, Он спешит к другим людям. Есть люди, которые слышать ничего о Нем не хотят, и есть люди, которые жадно хотят хотя бы что-то о Нем узнать и прикоснуться хоть к краю Его одежды. И Господь приходит, чтобы совершить чудо исцеления людям, самым, казалось бы, расслабленным и духовно, и телесно.

Сегодняшнего Евангельского расслабленного приносят его друзья. Когда человек сам не может придти ко Господу, его могут принести к Нему другие люди. И Господь не отвергает такое обращение к Нему. Человек может быть хромым, больным, безногим. Младенцы тоже не могут сами придти ко Христу, но когда их с верою приносят в храм для того, чтобы они причастились, Господь призирает на веру тех, кто приносит Ему этих детей.

Мы видим, что Господь совершает чудо исцеления тогда, когда люди приходят к Нему и являют настоящую веру. У друзей расслабленного вера была крепкая. Они верят, что Господь может исцелить, и что Он больше всего на свете хочет исцелить всех, кто болен какою угодно болезнью. Вера их смиренная. Хотя этот человек, в параличе находящийся, сам ни шага не может сделать, чтобы придти ко Христу, они не просят, чтобы Господь к ним пришел, а сами смиренно приносят своего больного друга к Нему. На самом деле, мы должны бы всегда первыми приходить ко Христу Богу. Но если внимательно посмотреть на жизнь, не бывает так, чтобы Он не пришел к нам первым. Когда нам немного приоткрывается тайна подлинного смирения, нам становится понятно, что мы никогда не достигнем того смирения, которое есть у Христа.

И вера этих людей была действенной. Они взяли на себя труд нести этого больного человека ко Христу. Истинная вера не смотрит ни на какие преграды. Она все одолевает. «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои», – говорит Христос, потому что видит, что у этих людей настоящая вера. Они, собственно, даже не молятся ко Христу, об этом ничего не сказано. Они просто полагают к ногам Христа расслабленного, и этого оказывается достаточно. Нам как бы показано, что такое молитва. Молитва – это не обязательно слова, но это обязательно такое стояние пред Богом, когда мы сами пред Ним предстоим и приносим Ему людей, которые нуждаются в помощи Божией. Всякое наше переживание за личное наше горе, за горе, которое происходит со всем народом, когда оно во Христе, когда мы это горе представляем перед Христом Богом – это и есть молитва.

Несчастье, горе вопиет не меньше пред Господом, чем грех человеческий. И Господь в милосердии Своем бывает не менее скорым на слышание, чем в справедливости Своей. Он обращает Свое кроткое лицо к этому безнадежно больному человеку. И с добрым состраданием говорит ему: «Чадо» – «дитя» – называет его. И этот человек утешен. У него есть причина быть утешенным, потому что Господь ему сказал: «Прощаются тебе твои грехи». А если грехи прощены, то нет препятствий для того, чтобы и тело было исцелено от болезни. И даже если оно не будет исцелено, то утешение, которое он получил от Христа, больше всякого другого. Христос может сказать: «Я не исцелю тебя от твоей болезни, но это не значит, что ты напрасно пришел сюда, потому что Я удостоверяю тебя в прощении твоих грехов».

В сегодняшнем Евангелии есть еще такие очень значительные для нас слова: книжники, то есть, богословы, ученые, которые все знают, слыша слова Христовы о том, что прощаются грехи этому грешному человеку, говорят: «Он богохульствует». Хотя они говорят это в самих себе, в своих сердцах, Господь видит их помышления. Пусть люди не слышат то, что мы говорим про себя, какие помышления входят внезапно в сердце наше, – от Господа ничто не бывает сокрыто. И мы должны быть очень внимательными к тому, что происходит в наших сердцах. Потому что здесь, где открывается благодать Божия, как мы видим, вдруг появляется навстречу ей самая черная адская злоба. Мы живем во времена, когда, как мы говорим, грех становится нормой всюду, во всех проявлениях жизни. Поэтому мы призываемся противостоять всякому греху, чтобы не допускать в своей жизни не только грубых, уничтожающих человека грехов, но страшиться в сердце своем дать место диаволу, чтобы не оказаться с теми, кто замышляет самое гнусное преступление против Господа.

Слова Спасителя, когда Он говорит, что Сын Человеческий имеет власть прощать на земле грехи, для нас должны быть утешением. Власть прощать грехи передана в руки Сына Человеческого – Того, Кто, как говорит Писание, «кость от костей наших», Того, Кто причастен всем нашим болезням, скорбям, и нашей смерти. Того, Кто знает, что такое грех, какие страшные последствия греха неизбежны для каждого человека, знает это больше, чем кто-либо из нас. И имеет власть прощать эти грехи.

Господь простирает Свое милосердие на жизнь всего человека. Что легче – говорит Он – сказать: «Прощаются тебе грехи», или сказать: «Встань и ходи»? Что может быть более невозможным, чем сказать: «Прощаются тебе грехи», и: «Встань и ходи». Или наоборот, что может быть более легким, чем это сказать! Только крепость и милосердие Божие могут совершить это чудо. Господь пришел исцелять и спасать. Он говорит о том, что там, где исцелен грех, самая главная болезнь человека, там естественно легко исцелить и болезнь тела.

Сегодняшнее Евангелие, как всегда, заставляет нас задуматься о том, что происходит лично с каждым из нас, и что происходит сегодня с нашим народом. Та расслабленность, паралич, которым охвачен сегодня наш народ, те беды, которые он испытывает, есть только симптом – говорит сегодня Христос – той болезни, которая называется грехом. Господь может легко избавить нас от всех бед, исцелить от этой расслабленности, если будет исцелена главная болезнь, которою болен сегодня наш народ. Господь пришел, чтобы спасти людей от грехов их.

Но у нашего расслабленного народа, нет сил самому придти ко Христу. Что же делать? Две вещи для этого нужно сделать. Во-первых, Церковь призывается к тому, чтобы она сделалась способной понести народ на себе, на своих плечах ко Христу. Для этого нужно иметь сострадание к людям погибающим. И во-вторых, сам народ должен быть способным, как тот расслабленный человек, по крайней мере, не сопротивляться, не кричать: «Куда вы меня несете! Не хочу!» Где взять это доверие к Церкви Христовой для народа, который в массе своей сегодня неверующий?

Господь говорит нам, чтобы мы посмотрели на самих себя. Мы почти все в той или иной степени тоже являемся расслабленными людьми. Но разница заключается в том, что мы устремляемся все-таки ко Христу. И когда мы устремляемся к Нему, но не можем сами к Нему придти, нас несут люди, которые крепче нас, – святые, которым мы молимся в Церкви.

Когда мы с подлинным покаянием в грехах, доверимся тому, что совершает с нами в Церкви Господь и Его святые, тогда совершится чудо исцеления. Оно не может остаться незамеченным. И тогда, как в Евангелии сегодня сказано, народ, видя чудо исцеления, прославил Бога. Народ видит милость Божию, которая проявлена к другому человеку. И это для него радость и хвала, это уже высокое состояние народа. Нужно заботиться о том, чтобы народ наш не потерял свою естественную способность быть народом, у которого еще жива совесть и стыд, и который способен, не зная истинного Бога, отвечать своею душою на глубокие проявления горя и радости.

Народ удивился и прославил Бога. И удивительно, что сказано: он прославил Бога – он прославил не Сына Божия, он прославил Бога за то, что Тот дал такую власть человекам. Разве в этих словах не раскрывается нам тайна Церкви – данная Богом власть человекам, которая только в Церкви осуществляется? И когда народ, не знающий Бога, обретает способность хвалить Его за великие милости, явленные к другим людям, тогда он уже сам входит в Церковь, приближается ко Христу.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3437.htm
« Последнее редактирование: 01 Августа 2021, 16:37:40 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103567

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 31 Июля 2016, 19:49:00 »

Исповедовать веру святых отцов

Слово в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов



Сегодня Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Шесть Вселенских Соборов — утверждение веры Церкви, которую мы исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, не почитающих святые иконы. Этот Собор явился как бы печатью всех остальных Соборов.
 
Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос — просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он — Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. Каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как воспринимаем слово Христово. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос — истинный Бог?

Особое значение имели так называемые Халкидонские — Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам». То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский — святые догматы — у входа во Святое Святых.
 
Суть Никео-Цареградских Соборов сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов — к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют.

Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры. Это невозможно, потому что Символ веры — недвижимый камень, как и заповеди Божии, и отказывающийся строить на нем, сразу обнаруживает себя. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое.

Святитель Афанасий Великий говорит, что главное в духовной жизни и в богословии — чувство равновесия. Когда забывают о том, что Христос — это Человек из Назарета, историческая личность, когда мало уделяют внимания человеческому естеству Христа, тогда с неизбежностью теряется это таинственное равновесие. И образ Христов становится не таким реальным, каким он должен быть для внимающих Ему и следующих за Ним, он становится немножко мифом. Отсюда множество ложных учений и проистекающие от них бедствия. Там где совершенный человек — абстракция, человечество ищет такой идеал, который отвечал бы его представлениям. Отсюда — гуманизм, который в свою очередь развивается в утопию коммунизма. И наконец — то, чему мы становимся свидетелями, — происходит отказ человека от своего человеческого достоинства.

Так происходит нарушение равновесия не только в мире, который постепенно отделяется от Церкви, от тайн человека и Бога и вырабатывает свои, отделенные от нее учения. Это все более проникает и в Церковь, по крайней мере, в те христианские общества, которые продолжают именовать себя таковыми. Мы знаем, что эти лжеучения получают широкое распространение не только у протестантов.

А у нас — когда нарушается это равновесие? Мы можем быть православными по имени. А практически мы — своего рода монофизиты, если не хотим видеть страдания людей, их грехи и заблуждения. Нам кажется, что вся духовная жизнь заключается только в молитве. А забота о других людях, с естеством которых Христос соединился в Своем таинственном Воплощении, нас не касается. По существу, мы не видим Самого Христа — именно так Он скажет нам на Страшном Своем последнем Суде. Вот к чему приводит это ложное богословие, которое входит не прямо через дверь — через ложные исповедания, — а через ложное осуществление в нашей жизни той тайны, которую исповедует Церковь шести Вселенских Соборов.

И наоборот, мы можем чрезмерно сосредотачиваться на земных заботах, забывая о том, что смысл Воплощения Божия, — соединить человека с Богом. Чтобы мы стали подобными Ему по дару Его крестной любви. Чтобы нам открылось, что значит исповедовать веру святых отцов, узнавая ее тайны «не плотью и кровью» (Мф. 16, 17).

Мы помним, как преподобный Серафим Саровский исцелил Н.А. Мотовилова от хромоты чудом исповедания веры. Преподобный спросил: «А веруете ли Вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?» «Верую», — ответил тот. По сути вопрос был о том самом Символе веры, который мы читаем каждое утро и поем за каждой Божественной литургией. «Если веруете от всего сердца, то чего Вы еще хотите, — сказал преподобный, произнося вместе с ним это исповедание, — Вы уже здравы! Господь для того и пришел, чтобы верующим в Него дать здравие и спасение». И Мотовилов получил чудесное исцеление.

Вера в то, что Бог стал человеком и что неслитно и нераздельно соединились в Нем два естества, — целительна и спасительна, а отступление от этой веры — духовная болезнь, которая приводит к вечной гибели.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/29/ispovedovat_veru_svyatyh_otcov/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103567

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 16 Июля 2017, 05:01:25 »

На пути ко Христу

Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице



Сегодняшнее Евангелие — о пути ко Христу. Прежде всего мы видим Самого Христа, исцеляющего расслабленного прощением его грехов. А книжники-богословы обвиняют Господа в богохульстве за то, что Он присваивает Себе власть Божию, делая то, что может делать только Бог.

Мы знаем, что они же обвиняли Христа в безнравственности: «Почему с мытарями и грешниками Учитель ваш ест и пьет?» Посмотрите, с какими людьми Он водится. Значит, Он Сам такой. Они же обвиняют Его в отсутствии благочестия: «Почему Учитель ваш не постится?», и в осквернении храма, и в разорении субботы. Наконец они стали утверждать, что Он совершает чудеса «силою князя бесовского».

«Сей хулит, — говорят они о Христе. — Кто может прощать грехи, кроме Бога?» Они судят обо всем по себе, и потому ставят Христа на свой уровень и ниже себя. Они не радуются о добре, и потому не радуются об истине. Не могут принять тайну спасения, что Бог может явиться как человек. Не радуются о спасении страждущего человека, и потому отрицают Воплощение Божие.

Хуже всего, оказывается, учить других, а самому ничего не исполнять. Неслучайно Христос предваряет чудо исцеления вопросом: «Что легче — сказать расслабленному: прощаются тебе грехи твои или сказать ему: встань и ходи?» Для Христа сказать слово и совершить дело — одно и то же. И все любящие Бога должны устремляться к научению этому. Господь предупреждает, как опасен противоположный путь. Ненависть ослепляет, и служители Божии становятся врагами Божиими, составляя замысел убить Христа, чтобы Он не мешал им жить по их воле. А Христос, идя к Своим Крестным Страданиям, показывает нам, как чудесен путь веры и любви.

Расслабленный человек был принесен ко Христу друзьями. У них была большая вера. Они несут безнадежно больного, преодолевая все преграды. Они разбирают крышу дома, где находится Спаситель, не думая, какой они подвергают себя опасности, что скажут о них люди, как над ними будут смеяться, если после этого их друг останется неисцеленным.

Но и у болящего, наверняка, была вера. Об этом ничего не сказано в Евангелии. Но если он был в здравом уме и памяти, как позволил бы он, не имея веры, нести себя по улицам на постели, и чтобы с ним взбирались на крышу и опускали на веревках к ногам Христа! Христос говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Разве мог Христос обратиться к неверующему человеку с такими словами? Без покаяния не может быть прощения.

Но, может быть, к подлинному покаянию он пришел в самый безысходный момент и не без помощи своих друзей. Во всяком случае, он спасен и их верой. Если бы не они, он никогда не достиг бы целительного присутствия Христова. Может быть, он уже потерял всякую надежду, стал расслабленным не только телом, но и душой, безвольно подчиняясь скорбным обстоятельствам. И когда они несли его, он продолжал сопротивляться: «Зачем вы несете меня, все равно ничего не поможет!»

Нельзя никого заставить силой против его воли принять Христа. Но мы можем показать другому человеку, где и как он может найти спасение, когда он — в безысходном отчаянии. Если у нас есть друг, который не знает Христа и не хочет ничего знать о Христе, или даже враждебен ко Христу, наш христианский долг — сделать все, что от нас зависит, чтобы не дать этому человеку погибнуть. Мы должны показать его Христу — своей молитвой, своей готовностью не пожалеть никаких трудов, чтобы прежде всего самим жизнью своей приобщиться ко Христу, и ему показать Христа не словами одними. Христианство определяется именно таким отношением к другим людям.

Все делается сегодня, чтобы не просто уничтожить веру, а чтобы люди стали неспособными воспринимать тайны веры — сокровенные глубины жизни. Это утверждение греха как нормы, когда незачем уже каяться и нет нужды идти ко Христу Богу, создают страшную атмосферу, в которой явится «человек беззакония», и которой мы призваны противостоять. Господь сегодняшним Евангелием дает образ, какой должна быть наша Церковь.

Если нам все равно, что происходит с погибающими дорогими и близкими для нас людьми, и с погибающим сегодня нашим народом, то какие же мы христиане! Признак подлинного христианина — не отступать даже от отступившего от веры и пустившегося во все тяжкие человека, пока он не приведет его в присутствие Христово. Пусть, может быть, в последний момент, как говорит преподобный Силуан Афонский, кто-нибудь скажет: «А я не хочу». Наш долг — исполнить закон Христов. Потому что Христос, как мы исповедуем за Божественной литургией, «никакоже от нас отступил, дондеже возвел нас паки на небо».

Однако чтобы помогать другим, надо самим быть сильными. Как говорит апостол: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим. 15, 1, 3). Сильные — те, кто со Христом и во Христе. Если они не будут носить немощи немощных на себе, то сами станут как они. Или даже встанут на путь иудейских книжников и фарисеев.

Всякое оскорбление Бога Отца было раной для Христа, и Сам Он потерпел великое поругание. Каждый наш грех — поношение Христа. И вина этих поношений пала на Христа, когда Он сделался жертвенным приношением за наши грехи. Ничто не могло быть более противным Его естеству, ничто не могло идти более против Него, чем Ему стать грехом и клятвою за нас и принять злословия злословящих Бога на Себя. Но Он предпочел наше благо Своему покою. У всех нас есть свои немощи, но немощные более подвержены им, чем другие. И есть только одна неисцельная немощь — отвержение силы Христовой, которая заключена в Его побеждающей грех и смерть любви.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/14/na_puti_ko_hristu/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103567

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 15 Июля 2018, 17:23:41 »

Наша способность участвовать в Божием даре

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице



Сегодняшнее Евангелие - об исцелении двух слепых и немого. В каком бедственном состоянии находится этот мир, и как различны человеческие несчастья! Немого привели ко Христу, как только прозревшие слепые ушли. Как неутомим наш Господь в делании добра, как непрерывно одно доброе дело следует за другим! Сокровища милосердия всегда у Него в избытке, и сколько бы Он ни совершал чудес, они никогда не могут иссякнуть. Все заключается в нашей способности участвовать в Божием даре - в нашей вере и нашей молитве.

Двое слепых следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов». Обетование, данное Давиду, что от его потомков явится Мессия, было хорошо известно израильскому народу. В это время было великое ожидание Его пришествия. Эти слепые люди знают, исповедуют и возвещают на улицах Капернаума, что Мессия пришел, что Он здесь. Удивительное дело - те, кто Промыслом Божиим лишен телесного зрения, могут иметь разумные очи столь просвещенными, что различают великие деяния Божии, сокрытые от премудрых и разумных. Перед нами подлинная вера.

Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь. Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались, - если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.

Они - обратим и на это внимание - не говорят, каждый из них в отдельности: «Помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас». Они - друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.

Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними, и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порой нам сразу, чтобы углубилась наша молитва, и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.

И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться со Христом лично, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней молитве, или когда посетит нас беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал».

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» И отвечает им: «По вере вашей да будет вам». Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его Небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.

Не то же ли самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в Евангелии? Он - бессловесное существо. Мы часто повторяем, что все делается сегодня, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит в мире, - обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, ложь звучит по телевидению как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать.

Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком, немой стал бы хулить Бога и человека и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силой Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/13/nasha_sposobnost_uchastvovat_v_bozhiem_dare/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103567

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 01 Августа 2021, 16:47:49 »

Если мы сами не можем придти ко Господу

Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице



Сегодняшнее Евангелие — о прощении грехов и об исцелении. Мы видим, что Христос, после того как Его не приняли в земле Гергесинской, приходит в другое место. Его естество, Его жизнь заключается в том, чтобы делать добро. Если Он отвергнут в одном месте, Он спешит в другое. Есть люди, которые слышать ничего о Нем не хотят, и есть люди, которые жадно хотят хотя бы что-то о Нем узнать и прикоснуться хоть к краю Его одежды. Пусть иногда кажется, что Христос совсем изгоняем с земли, и нет Ему места в нашем мире. Мы знаем, что до конца мира будут люди, верные Ему. И Господь приходит, чтобы совершить чудо исцеления людей, самых, казалось бы, расслабленных и духовно, и телесно.

Сегодняшнего евангельского расслабленного приносят его друзья. У него была такая болезнь, что он мог придти ко Господу, только будучи носимым другими людьми. Когда человек сам не может придти ко Господу, его могут принести к Нему другие люди. И Господь не отвергает такое обращение к Нему. Человек может быть хромым, больным, безногим. Младенцы сами не могут придти ко Христу, но когда с верой приносят в храм маленьких детей, чтобы они причастились, Господь призирает на веру тех, кто приносит Ему этих детей.

Мы видим, что Господь совершает чудо исцеления, когда люди приходят к Нему и являют настоящую веру. У друзей расслабленного вера была крепкая. Они верят, что Господь может исцелить, и что Он больше всего на свете хочет исцелить всех, кто болен какой угодно болезнью.

Вера их смиренная. Хотя этот человек, в параличе находящийся, сам ни шага не может сделать, чтобы придти ко Христу, они не просят, чтобы Господь к ним пришел, а сами смиренно приносят своего больного друга к Нему. На самом деле, мы должны бы всегда первыми приходить ко Христу Богу. Но если внимательно посмотреть на жизнь, не бывает так, чтобы Он не пришел к нам первым. Когда нам немного приоткрывается тайна подлинного смирения, нам становится понятно, что мы никогда не достигнем того смирения, которое есть у Христа.

И вера этих людей была действенной. Они взяли на себя труд нести этого больного человека ко Христу. А в Евангелии от Марка об этом событии сказано, что они, придя с верой во Христа, увидели, что Господь находится в доме, где теснится толпа, и что им невозможно пробиться туда. Тогда они взобрались на крышу дома, разобрали ее и спустили к ногам Христа своего больного друга. Истинная вера не смотрит ни на какие преграды. Она все одолевает. «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои», — говорит Христос, потому что видит, что у этих людей настоящая вера.

Они, собственно, даже не молятся Христу, об этом ничего не сказано. Они просто полагают к ногам Христа расслабленного, и этого оказывается достаточно. Нам как бы показано, что такое молитва. Молитва — это не обязательно слова, но это обязательно такое стояние пред Богом, когда мы сами пред Ним предстоим и приносим Ему людей, которые нуждаются в помощи Божией. Всякое наше переживание за личное горе, за горе, которое происходит со всем народом, когда оно во Христе, когда мы это горе представляем перед Христом Богом — это и есть молитва.

Несчастье вопиет пред Господом не меньше, чем грех. И Господь в милосердии Своем бывает не менее скорым на слышание, чем в справедливости Своей. Он обращает Свое кроткое лицо к этому безнадежно больному человеку. И с добрым состраданием говорит ему: «Чадо» — «дитя» — называет его. И этот человек утешен. У него есть причина быть утешенным, потому что Господь ему сказал: «Прощаются тебе твои грехи». А если грехи прощены, то нет препятствий для того, чтобы и тело было исцелено от болезни. И даже если оно не будет исцелено, то утешение, которое он получил от Христа, больше всякого другого. Христос может сказать: «Я не исцелю тебя от твоей болезни, но это не значит, что ты напрасно пришел сюда, потому что Я удостоверяю тебя в прощении твоих грехов».

Всякий раз, когда дается нам по благодати Божией узнать, что Господь прощает нам наши грехи — в таинстве ли исповеди, в личной ли домашней молитве, когда касается нас Он Своей жизнью милосердия и прощения — мы узнаем, что это дороже всего остального на свете. Человек может получить этот дар. Преподобный Силуан Афонский рассказывает об одном человеке, который ходил со светлым и радостным лицом. Узнав однажды, что тот когда-то совершил убийство, он подошел к нему и спросил: «Как ты можешь быть таким спокойным и счастливым после того, как совершил такое страшное преступление?!» Тот человек сказал: «Я много со слезами молился Господу, и Он простил меня». Он не мог скрыть своей радости, потому что думал, что этот грех уже никто никогда ему не простит.

Вот об этом мы должны молиться — чтобы Господь простил нам наши грехи. Пусть будет все, что будет, — все, что пошлет нам Господь, милосердный и правосудный. Пусть посетят нас огненные искушения, как говорит апостол Петр, но только бы они были очищением наших грехов, чтобы мы с чистой совестью, утешенные любовью Христовой, мужественно, ничего уже не страшась, могли проходить через ад, достигая Господа.

В сегодняшнем кратком Евангелии есть очень значительные для нас слова: книжники — то есть богословы, ученые, которые все знают, — слыша от Христа, что прощаются грехи этому грешному человеку, говорят: «Сей богохульствует». Хотя они говорят это в самих себе, в своих сердцах, Господь видит их помышления. Пусть люди не слышат помыслов, которые внезапно входят в наше сердце, — от Господа ничто не бывает сокрыто. И мы должны быть очень внимательными к тому, что происходит в наших сердцах. Потому что там, где действует благодать Божия, навстречу ей вдруг появляется самая черная адская злоба. Человечество достигло уже времен, когда грех становится нормой во всех проявлениях жизни. Поэтому мы призываемся не только не совершать грубых, уничтожающих нас грехов, но страшиться в сердце своем дать место диаволу, чтобы не оказаться заодно с теми, кто замышляет самое гнусное преступление против Господа.

Для нас должны быть утешением слова Спасителя, что Сын Человеческий имеет власть прощать на земле грехи. Власть прощать грехи передана в руки Сына Человеческого — Того, Кто, как говорит Писание, «кость от костей наших». Того, Кто причастен всем нашим болезням, скорбям, и нашей смерти. Того, Кто знает, что такое грех и знает неизбежность страшных последствий греха для каждого человека. Он знает это лучше, чем кто-либо из нас. И имеет власть прощать грехи.

Господь простирает Свое милосердие на всю жизнь человека. Что легче, говорит Он, сказать: «Прощаются тебе грехи» или сказать: «Встань и ходи»? Что может быть более невозможным, чем сказать: «Прощаются тебе грехи» и «встань и ходи». Или, наоборот, что может быть более легким, чем это сказать! Только крепость и милосердие Божие могут совершить это чудо. Господь пришел исцелять и спасать. Он говорит, что где исцелен грех, самая главная болезнь человека, там естественно легко исцелить и болезнь тела.

Сегодняшнее Евангелие заставляет нас задуматься, что происходит лично с каждым из нас, и что происходит с нашим народом. Та расслабленность, которой охвачен наш народ, те беды, которые он испытывает, говорит сегодня Христос, есть только симптом болезни, называющейся грехом. Господь может легко избавить нас от всех бед, исцелить от этой расслабленности, если будет исцелена главная болезнь, которой болен сегодня наш народ. Господь пришел, чтобы спасти людей от грехов их.

Но у нашего расслабленного народа нет сил самому придти ко Христу. Что же делать? Во-первых, Церковь призывается сделаться способной понести народ — на себе, на своих плечах — ко Христу. Для этого нужно иметь сострадание к погибающим людям. И во-вторых, сам народ, по крайней мере, должен быть способным, как тот расслабленный человек, не сопротивляться, не кричать: «Куда вы меня несете! Не хочу!» Где взять это доверие к Церкви Христовой для народа, который в массе своей сегодня неверующий?

Господь говорит нам, чтобы мы посмотрели на самих себя. Мы почти все в той или иной степени тоже являемся расслабленными. Но разница заключается в том, что мы все-таки устремляемся ко Христу. И когда мы устремляемся к Нему, но не можем сами к Нему придти, нас несут люди, которые крепче нас, — святые, которым мы молимся в Церкви.

Когда мы с подлинным покаянием в грехах доверимся тому, что совершает с нами в Церкви Господь и Его святые, тогда произойдет чудо исцеления. И оно не может остаться незамеченным. Как сказано в Евангелии, народ, видя это чудо, прославил Бога. Народ видит милость Божию, которая проявлена к другому человеку. Исцеление расслабленного — для него радость и хвала. И это уже признак высокого состояния народа. Нужно заботиться, чтобы народ наш не потерял свою естественную способность быть народом, у которого еще жива совесть и стыд, и который способен, не зная истинного Бога, отвечать своей душой на глубокие проявления горя и радости.

«Народ же, видев это, удивился и прославил Бога». Удивительно, что сказано: «прославил Бога». Не Сына Божия прославил, а Бога — за то, что Тот дал такую власть человекам. Разве в этих словах не раскрывается нам тайна Церкви — данная Богом власть человекам, которая осуществляется только в Церкви? И когда народ, не знающий Бога, обретает способность хвалить Его за великие милости, явленные к другим людям, тогда он уже сам входит в Церковь, приближается ко Христу.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

https://ruskline.ru/news_rl/2021/08/01/esli_my_sami_ne_mozhem_pridti_ko_gospodu
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 15 Июля 2023, 23:54:12 »


Эта власть дана Церкви

Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
 



Сегодняшнее Евангелие — об исцелении расслабленного. Господь, видя веру тех, кто принес его, говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».

Для того чтобы и мы могли с изумлением стоять перед такой властью, нам надо приблизиться ко Господу. Потому что, только глядя Его глазами и только приобщаясь Ему, можем мы понять, что такое грех и что такое оставление греха, а через это воспринять чудо власти, данной Отцом Своему Божественному Сыну Иисусу Христу. «Все Мне предано Отцом Моим», — говорит Он нам. У нас у всех — поврежденное нравственное сознание и часто искаженное и грубое понятие о грехе: мы либо изнемогаем от него в унынии, либо совсем не думаем о нем. Во взоре Господа нам открывается, что грех может быть увиден только любовью. Не существует иной истины и правды, кроме любви. Грех — это не что-то, а образ нашего бытия или, вернее, небытия, это отсутствие общения, это поведение того, кто нелюбим. Но, увы, мы не всегда ощущаем это нашим притупленным сознанием.

Вот почему в Евангелии исцеление греха, который невидим, всегда связано с болезнью, которая видима. Эти болезни как образы нашего внутреннего состояния: быть расслабленным, прокаженным, хромым, быть глухим, слепым, немым, быть в горячечном бреду. Через это мы можем почувствовать в сокровенной глубине нашего «я», что грешить значит искажать наши отношения любви с Богом и ближними, разрывать их или осквернять их. Грех — это анти-любовь, смерть, в то время как любовь — это жизнь, общение.

В этом событии Христос впервые возвещает, что оставить грехи — это не просто смыть грязное пятно или разорвать счет с записанными на нем долгами. Постараемся понять, что наше слово «простить» — очень слабо, чтобы выразить силу отпущения грехов. Когда мы прощаем кого-либо, ранившего нас, это не изменяет сердце того, кто нас ранил. Когда Господь прощает грех, Он оставляет его, делает его несуществующим, то есть Он — и в этом суть — изливает на нас Божественное дыхание, Дух Святой. А когда мы совершаем грех, мы прогоняем от себя Духа Святого, мы поворачиваемся к Нему спиной, мы уже не имеем с Ним общения. Оставить грехи — исцеление, избавление, обновление Божественной жизни в нашем сердце.

Так нам дается понять, какая невероятная сила заключена в оставлении нашего греха. Только Бог может нас исцелить, возвратить на истинный путь, восстановить наше общение с Собой и с нашими ближними.

Поразительно, что эта власть «дана человекам». Она дана Господу Иисусу Христу, Возлюбленному Сыну Божию, в Его человечестве. Через Его человечество, распятое любовью, победившее грех и смерть, изливается в нас Дух Святой, от Отца исходящий. Этой Божественной властью любви над смертью Христос исцеляет, воскрешает и животворит «наши души и наши тела». И в Его Теле живом и животворящем мы можем примириться с нашим Отцом Небесным и всякой человеческой личностью.

Эту власть, мы знаем, Господь дал Церкви в день Воскресения, дунув на Своих учеников и сказав: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Потому что «как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» (Ин. 20, 21—23). Вот Божественная сила «оставлять грехи», давать мертвым жизнь Отца, вверенную человекам.

И мы знаем также, что этот исключительный дар, вверенный апостолам, дается епископам и священникам, которые суть живое таинство Христова апостольства. Не они прощают грехи, а Христос, преподающий через них причастие Святого Духа. Члены Христа, пришедшего послужить нам, они являют сегодня присутствие силы любви и жизни Господа. Это то, что мы называем таинством покаяния, прощения, примирения.

Но мы часто забываем о том, что всем нам, членам Тела Христова, вверено служение примирения. Не власть совершать таинства, как епископу и священнику, но дар Духа Святого, от Которого изливается мир. Жить этим даром мира, вверяемого нам Христом, когда мы причащаемся Его Тела и Крови, требует с нашей стороны покаяния. Это означает, что во Христе мы молим Отца, чтобы Он излил Духа Святого на нас и на тех, с кем мы во вражде, и на тех, кому мы желаем примириться друг с другом.

Слово Божие не учит нас идеям. Слово Божие — Живое Слово Отца нашего в нашей плоти. То, через что Христос прошел однажды, то, о чем возвещает нам Евангелие, Он продолжает проходить через это сегодня в нас и с нами — не потому только что мы размышляем об этом, но потому что за Божественной литургией Дух Святой напоминает об этом и дает нам возможность реально это пережить.

Только сила Духа Святого может изменить наши сердца, но требуется наша молитва. В этом смысл призывания Духа Святого посреди Евхаристического канона, и в этом смысл нашей сердечной покаянной молитвы в течение дня: «Боже, милостив буди мне грешному» как непрерывного призывания Духа Святого. Мы должны быть такими миротворцами, а не пассивными зрителями происходящего, уныло ждущими конца. Эта сила не опирается на человеческие средства, но на мужественное доверие Духу Святому, Единственному жизни Подателю.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!