Русская беседа
 
16 Сентября 2019, 18:49:41  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Донецкий старец Зосима (Сокур) и его наставления  (Прочитано 1427 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9547


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 03 Сентября 2014, 12:26:43 »


Донецкий старец Зосима

К 70-летию со дня рождения


Матвей Славко



Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Иван Алексеевич Сокур (так звали старца в миру) родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области. В 1961 году окончил среднюю школу в городе Авдеевка Донецкой области. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 год учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия и принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем – в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 году возведен в сан игумена, в 1990-м – в сан архимандрита. 21 августа 1992 года был пострижен в схиму с именем Зосима.

Пять лет назад в Святое Воскресенье нам довелось поклониться православной святыне в селе Никольском Волновахского района, близ Донецка, где стараниями этого удивительного человека возрождены, даже созданы два монастыря. Почивший 29 августа 2002 года, в день попразднования Успения Богородицы, что и предсказал, 58-летний старец Зосима снискал немалую славу среди православных. И хотя его уже при жизни называли донбасским, донецким святым, о нем знали в Иерусалиме и на Святом Афоне, в Москве и Киеве. И приезжали к нему за спасительным словом, советом, помощью, благословением – порой весьма издалека. Теперь в часовню, где он покоится, стекаются люди просить молитвенной помощи старца – так же, как приходили к нему при его жизни.

Удивительно, но, в сущности, за 6 последних лет жизни отец Зосима, возродив и старые храмы, возвел посреди донецкой степи почти что лавру. Причем, как сказали бы сегодня, с «евростандартом». Здесь все благолепно – старые и новые храмы, современного вида жилые и административные строения и растительные насаждения. Березовая аллея здесь приведет вас к огромному белому собору Успения Богородицы – копии одноименного собора Московского Кремля. Мы стоим перед Успенским собором Никольского монастыря и вспоминаем итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, даровавшего нам эту московскую красоту и самого, в свою очередь, вдохновившегося Успенским собором древнего Владимира. Тогда в Успенском соборе в Никольском, как водится на Пасху, был открыт алтарь, открыт пасхальный праздничный хлеб, а также икона «Сошествие во ад», – единственный иконописный образ главного праздника Православия. Страшное название, не правда ли? Не к сегодняшней ли нашей жизни?


Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Мы помним слова старца Зосимы, всегда призывавшего православных Украины не покидать покровительства Московского Патриархата, а коль впавшие в ересь самосвятства отщепенцы продолжат речь о так называемой «поместной церкви», оставаться монастырями и даже отдельными приходами под каноническим омофором, а не уходить под самостийный, выдуманный амбициозными и тщетными умами.

Старец был удивительным подвижником и ревнителем Православия, прозорливцем, основателем Успенской Свято-Васильевской и Успенской Свято-Николаевской обителей в Донецкой епархии. Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как знаменитого отца Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к отцу Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Да и почил он через три дня после отца Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно. В последние дни старец Зосима раздавал множество указаний (как потом стало понятно, посмертных) братьям и сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в келлии. Одной женщине, например, сказал, чтобы она через 2 дня начала печь пироги и пекла бы их 40 дней без перерыва.

Философская мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. Ведь старец в Православии — это не старый, а мудрый человек, отличающийся прозорливостью и особым молитвенным даром.

Отец Зосима просил нас о покаянии, об исправлении нашей собственной жизни, говорил о том, что мы должны уныние и отчаяние полностью гнать от себя. «Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует – ложь это всё. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчие. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное».

Имевшие великое счастье общаться со старцем Зосимой возвращались в мирскую жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Он безгранично любил людей. Всех. И тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации – чтобы быстрее сломить.

Он нес свой крест достойно, не колеблясь в вере. Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его мужеству.

Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века.


Часовня-усыпальница о. Зосимы и Успенский собор в Никольском. Пасха 2009

«Меня всегда поражало его храмостроительство, – рассказывал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало). – Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».

По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, беспокоился не только о благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать русский Свято-Пантелеймоновский монастырь на Святой Горе Афон и Горненский монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое строительство в Никольском.

«Первое, что мне врезалось в память, – вспоминал один паломник о батюшке, – это когда немощного старца под руки привели в «крестилку», он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал: “Любовь превыше всего, – и опять повторил, – любовь превыше всего…”»

«Научись, – наставлял отец Зосима в записочке, – терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко…».

В проповеди о вечном блаженстве старец просвещал: «Господь такое уготовал вечное блаженство, что ни помыслить мы не можем, ни язык человеческий не может о нем рассказать – это глубокая тайна, иное измерение человеческого мышления, восприятия, совершенно непонятное чувство для живущих на земле. Лишь тогда, когда мы увидим это блаженство, тогда мы поймем, что Господь уготовал для всех любящих Его. Одно только можно сказать: это такое озарение восторга духовного, что на земле нет такого восторга. Когда ты восхитишься чем-то, когда ты поймешь что-то возвышенное, прекрасное – вот это состояние приблизительно что-то отдаленно напоминает… Господи, хоть частичку блаженств райских даруй и нам грешным по велицей милости Твоей!»


Прощание с отцом Зосимой

«Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к батюшке, – вспоминал раб Божий Владимир. – Он вел непринужденную беседу, шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого батюшку. Через две-три минуты отец Зосима пришел в себя и сказал слова, поразившие меня: “Прости, у меня высокая температура – около 42 градусов, не выдерживаю, проваливается сознание”. Получив наставление, около 12-ти я вышел от старца. Благословляя меня на сон грядущий, он произнес: “Ну, иди баиньки. А мне еще свое схимническое правило вычитывать”».

Весь 2001 год старец провел в реанимации. Только под великие праздники его на день-два доставляли в обитель. На Пасху того года схимника привезли из больницы в очень тяжелом состоянии. Возле храма несла дежурство реанимационная машина. Старцу становилось все хуже и хуже – он умирал. Врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно вернуться в больницу. За 15 минут до полуночи отец Зосима облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу.

Перед самой кончиной схимник сподобился некоего откровения. «Когда я умру, вы будете знать, – говорил старец братии, – часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». В 23.45 остановилось сердце великого молитвенника. Без пятнадцати двенадцать остановились и часы на столике отца Зосимы в алтаре. «Так закончилось время его земной молитвы, так начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности».

Виктор Янукович, познакомившийся с отцом Зосимой, будучи рядом на больничной койке, а потом обвенчанный старцем с супругой Людмилой, так сказал по кончине своего духовного наставника: «Отец Зосима – великий праведник. Человек с огромной душой, наделенный от Бога великим даром сострадания. Для меня знакомство и общение с отцом Зосимой всегда были большим счастьем. Этот человек обладал очень сильной верой и даром убеждения. Он умел по-отечески наставить, дать правильный совет. Я находил у него поддержку и понимание. Своей жизнью, верой, любовью к ближнему он вселял надежду и оптимизм в наши души. Учил не отчаиваться, не впадать в крайности, любить людей, свою родину, семью. Отец Зосима часто повторял: “Семья – ваш храм. Берегите его”. Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым. Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры».

Старец Зосима не только «был», но и остается духовным символом Донбасса. Отойдя в мир иной, отец Зосима продолжает духовно окормлять нас, во исполнение собственных слов: «А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите – и я услышу, помогу».


Вход в часовню-усыпальницу о. Зосимы и Успенский собор в Никольском. Пасха 2009

В своем известном духовном завещании старец указал нам: «Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей – Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или “законная”, – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

...Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.


Могила старца Зосимы (Сокура). Пасха 2009

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие».

Митрополит Иларион в своем слове на годовщину блаженной кончины схиархимандрита Зосимы сказал: «Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях – из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…»


3 сентября 2014 года

http://www.pravoslavie.ru/put/73350.htm
« Последнее редактирование: 02 Сентября 2015, 15:54:37 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9547


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 31 Августа 2015, 13:10:37 »


«В жизни нет тупиков!»

Старец Зосима и его наставления


29 августа мы вспоминаем схиархимандрита Зосиму (Сокура; 1944–2002).

Будущий схиархимандрит родился в тюремной больнице: его беременную мать посадили за «религиозную пропаганду». Сам прошел тюрьму, уже став священником, по той же статье. От жестоких побоев в заключении отец Зосима навсегда остался сгорбленным. «Без Иисусовой молитвы я бы сошел с ума», – говорил старец своим близким. Он не обозлился, любил людей, которые шли к нему вереницей, и служил им даром, который приобрел, – молитвой.






«Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума…»


Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Схиархимандрит Зосима, в миру Иван, родился в тюремной больнице: его мать, будущая схимонахиня, была арестована по статье «религиозная пропаганда». Отец погиб на фронте. Мальчик рос глубоко верующим, имел монашеское устроение, с раннего детства прислуживал в алтаре. Окончил школу с золотой медалью, затем Ленинградскую духовную семинарию и академию – со степенью кандидата богословия.

Отец Зосима служил в Донецкой епархии. Был крайне нестяжателен, ходил в старом полинявшем подряснике и старом полушубке, говорил: «Я монах, мне ничего не надо». Строил храмы и заботился об их благолепии в то время, когда всё церковное разрушалось. Духовные чада старца вспоминали: «Службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно… Денег за требы он не брал».

Советские органы госбезопасности обратили внимание на «слишком активного» сельского священника. Отца Зосиму арестовали, он пережил тюремное заключение, избиения. На всю последующую жизнь у него остались следы этих истязаний за веру: началось рожистое воспаление ног, открылись глубокие раны, болели отбитые легкие, от побоев вырос горб. Старец делился с духовными чадами: «Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума». Истязания только усилили его пламенную молитву и дерзновенную веру.

Однажды, когда речь зашла о Русской Зарубежной Православной Церкви, согбенный старец заметил: «Зарубежники нас обвиняют в сотрудничестве с КГБ, – и, слегка ударив себя по горбу, весело добавил: – вот, видишь, какой у меня знак от этого сотрудничества».   

Старец основал две обители: Успенский Свято-Васильевский мужской и Успенский Свято-Николаевский женский монастыри. Был также духовником Донецкой епархии.


Успенский Свято-Васильевский монастырь
   
Отец Зосима обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Любил людей, и люди шли к нему за духовной поддержкой. За чистоту жизни Господь дал Своему избраннику дары духовного рассуждения, исцеления душ и телес человеческих – перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни.

Отец Зосима стяжал также дары прозорливости, знания сердец человеческих. «Он и мысли наши все знал», – эти слова в разных вариантах повторяли многие духовные чада старца. Он духом знал скорби и испытания своих чад, говорил им: «Когда тебе будет плохо, ты меня позови – и я услышу». Еще говорил как бы в шутку: «Только Зосима на бочок, а тут – “Батюшка, помоги!”».

    “Чтобы на нас Господь не разгневался – всегда помогайте нуждающимся”

По благословению отца Зосимы, при его участии и помощи на Донбассе было построено около десятка храмов. Особое место в его сердце занимала Богадельня, или Дом Милосердия, где нашли приют немощные люди преклонного возраста. Старец учил: «Чтобы на нас Господь не разгневался – всегда помогайте нуждающимся».

Особенно благоговейно старец относился к богослужению, очень почитал Божию Матерь. В честь Ее пречестного Успения он назвал основанные им обители – Успение было его любимейшим праздником. Господь открыл своему избраннику заблаговременно дату кончины. Отец Зосима говорил братии: «Когда я умру, вы будете знать: часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся».

29 августа, на второй день Успения Пресвятой Богородицы, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце схиархимандрита Зосимы – в это же время остановились и часы на молитвенном столике в алтаре. Так закончилось время земной молитвы старца, и начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности.


Духовные советы и наставления схиархимандрита Зосимы   

Главная епитимия века нашего



«Главная епитимия века нашего – это терпение. Что Бог ни дает, на всё Божия воля, и всё нужно спокойно переносить – без паники, без уныния, без нытья, без отчаянья, без мыслей на ближнего. За свои грехи мы и страждем».

«В жизни нет тупиков, это всё наша зацикленность на себе и своих проблемах».


Стремитесь светлым лучиком быть



«Стремитесь светлым лучиком быть! Господь не оставит».

«Буква убивает, а дух животворит… Не будьте вы замоленными, замороженными. Лик должен быть светлым, радостным».

«Бойтесь испортить друг другу настроение».

«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

«Помогайте друг другу! Помолитесь за человека, если видите, что он в унынии. А молитва всё может».

«День ангела у кого – поздравь, хоть яблочко подари, не важно что; главное ‒ внимание».


Сердце мирное



«Даже и сердишься когда, языком своим посердись, умом своим посердись – а сердце мирное; отрезанное от всего, сердце спокойно молится. Благодать Божию не оскверняй в сердце, Духа Святого никогда… Как самовар тот бухтит, что-то сказал там, без этого мы никак не обойдемся, начиная с меня и всеми вами кончая. А сердце мирное: повернулся, улыбнулся – и все с тобой улыбнулись, и мирно и хорошо».

    “Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков”

«Молитва смягчает сердце, злоба утихает, сердце умиротворяется, и радость и смысл жизни появляются… Бог им Судия да будет, помолимся, и всё пройдет. И будет мир и тишина в сердце: и самим радостно, и врагам радостно, и людям, окружающим нас».

«За недоброжелателей и трудно – подвиг молиться: молитесь за них, за врагов, за обидчиков ваших. Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков, знайте».


Если ты тяжестью становишься для людей



«И самое страшное, когда ты по своему бесчестию в тяжесть бываешь людям окружающим, когда от тебя, от твоих помыслов, от твоих греховных немощей, от твоего нытья начинают страдать и люди окружающие. Это очень тяжело… Если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, – значит, ты не прав. Зациклишься в чем-то – “я спасаюсь, а остальные погибают”. Всё, это уже первая погибшая душа такая, зациклится, ходит в ложной святости своей…»

«Если ты тяжестью становишься для людей – плохо, ты уже тяжело духовно больной человек».

«Только старайтесь смотреть на себя со стороны. Не смотреть на ближнего, кто как грешит, кто что делает, – каждый свое получит. Ты на себя смотри, на свои грехи».


О страстях

«Если нападет бес гнева, убеги в другую комнату, в туалет – успокойся, рассуди всё и вернись, по-мирному реши все проблемы. А если вышла ссора, первая попроси прощения – победи беса».

«Где гордыня – радости нет, одно надмение».

«От лицемерия до лукавства один шаг. А от лукавства до предательства Господа – также один шаг, лесенка идет».


Храните крест святой



«Храните крест святой, никогда не снимайте, всегда будьте со святым крестом: и ночью, и днем, и в дороге, на отдыхе, и на водах, и на суше. Выходя из дома, осени себя крестом. Приходя в дом – осени себя крестом. Садись кушать – почитай молитву “Отче наш”, осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища была приятная, пользительная и в радость нашему телу».


Оставляйте суету – идите к Господу



«С любовью относитесь к службам. Оставляйте суету, идите к Господу. Господь всех ждет, оставляйте все дела, идите к Господу, тогда будет радость. А так не будет радости».

«Каждый праздник – это как звездочка на небосводе церковном. Дорожите ими, готовьтесь к встрече, переживайте каждый, как событие жизни! Потому что вот так долго мы готовились, ждали, а он раз! ‒ и уже прошел. И всё! Он уже в Вечности! И не вернуть ни одного мгновения назад…»


Синодик жизни вашей

«Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали, – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться. И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться».

«Стоишь в храме – вспомни всех своих воспитателей, учителей, которые тебя учили, врачей, медсестер, которые в тяжкую минуту были рядом, друзей, знакомых. Так и служба пролетит – не заметишь… Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь… Так и будет у тебя непрестанная молитва!»


Господь ведет нас по жизни



«Господь ведет нас по жизни – по нашим делам, по нашим заслугам. А живем мы для того, чтобы однажды вернуться к Богу, в Царство Небесное».

«Для чего нас Господь создал? Чтоб спасти или погубить? Конечно же – спасти! Никогда не рисуйте себе Господа жестоким, карающим! Он ДОЛГОтерпелив и МНОГОмилостив!»

«Я никого не боюсь! – Только Бога, и то я его не боюсь, а люблю».

«От тюрьмы и сумы николи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».

«От Бога, не от людей посылаются страдания. На всё воля Божия, слава Богу за всё! Спаситель всё терпел, святые угодники Оптинские, Печерские. Святитель Иоанн Златоуст говорил: “За всё слава Богу”. И с этими словами ушел в вечность, подражая Иову Многострадальному. Он жив и нам указует путь в Вечность. Трудность появилась – поцелуй крест святой, открой книгу праведного Иова, читай».


Церковь наша Православная – это чудо!



«Какие бы силы ни восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!»

«Именно святая непорочная православная вера – то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им как величайшим сокровищем. Верующему же ничего не страшно».

«Сама жизнь наша – это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, – это чудо. Кругом чудо – духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакие испытания нам никогда не будут страшны. Аминь».


Текст: Ольга Рожнёва
Иллюстрации: Антон Поспелов

29 августа 2015 года



http://www.pravoslavie.ru/put/81664.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9547


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 04 Сентября 2019, 04:43:30 »


Старец Святой Руси: жизненный подвиг схиархимандрита Зосимы (Сокура)

Протоиерей Игорь Рябко



Схиархимандрит Зосима (Сокур). Фото: cont.ws     


29 августа исполнилось 17 лет со дня кончины схиархимандрита Зосимы, жизнь которого – яркий пример служения и любви к Богу в самых неблагоприятных социальных условиях.

Он жил в то время, когда Православие гнали, а верующие люди подвергались всяческим притеснениям. Но отец Зосима горел в этом мраке безбожия такой яркой свечой молитвенного пламени, что ее свет до сих пор греет наши души и сердца.

Появился на свет Божий Ваня (так крестили в детстве старца Зосиму) в тюремной больнице в 1944 году. Его отец Алексей погиб, так и не увидев своего ребенка. А мать Мария отбывала наказание в ИТЛ за участие в контрреволюционной организации «Православной церкви» и антисоветской деятельности. По этой статье тогда сажали людей, которые не стеснялись публично исповедовать свою веру в Бога. Замуж Мария больше не выходила. Позже она приняла постриг в монашество и мирно умерла во время чтения псалтыри в 1981 году.

Детство Вани было холодным и голодным. Жил он с мамой и тетей (монахиней Антониной). С тех самых голодных лет старец очень бережно относился к каждой крошке хлеба на столе. Этому он учил и своих духовных чад. Как бы тяжело не жила их семья, но они всегда делились чем могли с бедными и нуждающимися. Первое выкопанное ведро картошки Ваня нес в храм, второе и третье – бедным и больным, и только после этого собирали для себя.

С семи лет Ваня уже свободно читал на церковнославянском языке и пономарил в храме. В этом же возрасте он провел свое первое «общественное богослужение».

Попросили почитать псалтырь над покойником. Одел Ваня штаны, сшитые из маминой юбки, намотал на ноги тряпочки, потому как обуви не было, и пошел читать. Ростом он был мал, ему подставили стульчик, чтобы доставал до стола. И принялся Ваня громко и выразительно читать семнадцатую кафизму. Это так растрогало людей, что ему дали какую-то бумажную денежку. В семье потом не знали как с ней поступить, потому что денег они в эти годы в руках не держали.

Уже с первого класса Иван стал исповедником веры. Все, начиная от директора и учителей и заканчивая одноклассниками, пытались выбить «религию» из его головы. Выбивали как уговорами, так и кулаками. А он «назло» им крестился и целовал нательный крестик. Учительница выслеживала его, чтобы не ходил в храм, до тех пор, пока Ваня не пообещал, что запустит ей в лоб чернильницу, если она не перестанет. Учительница знала: Ваня сказал – Ваня сделает.


Иван Сокур. Фото:zosima-nikolskoe.ru

А в храм приходил Ваня, крадучись огородами, задолго до начала службы, чтобы никто не заметил. Священник предупредил: «Если заметят, что он ходит в церковь, то могут ее закрыть за «совращение молодежи в религию». Очень любил Ваня звонить в колокола по праздникам. Тогда это было запрещено, поэтому Ваня старался звонить громко и долго, «чтобы все коммуняки попросыпались», как он объяснял потом приходскому батюшке.

Когда Ваня подрос, то полюбил ездить по лаврам и монастырям. Так, в Киево-Печерской лавре он встретил своего первого духовника, прозорливого старца схиигумена Валентина (Семисала). Отец Зосима вспоминал о том, как закрывали лавру в шестидесятых.

Приехал митрополит Филарет (Денисенко) с КГБистами и стал выгонять монахов, говоря, что лавра закрывается на ремонт. Но все понимали, что не на ремонт – ее отбирают у Церкви.

А старец Валентин сказал на это Филарету: «За нечестие свое ты отступишь от Бога и будешь врагом Церкви. Придёт время – предателем станешь. Не даст тебе Бог нормальной смерти, умрешь, как Иуда».

Старец Валентин благословил Ивану сначала получить светское образование, а потом уже духовное. Отучившись в сельскохозяйственном техникуме, Ваня едет поступать в семинарию. Это оказалось не так просто, потому что КГБ не допускало к учебе тех, кто имел светский диплом. Пришлось ему ехать в Новосибирск, служить некоторое время послушником у владыки Павла (Голышева) и уже оттуда по направлению поступать в семинарию.

В это время Иван решает направить свои стопы по монашескому пути, несмотря на то, что сатана всячески пытался сбить его с этой дороги. В Новосибирске был даже такой забавный случай.

Две девушки, которые были влюблены в Ивана, не давали ему прохода, но никак не могли добиться его взаимности. Поэтому свои глубокие чувства к нему они выразили огромной надписью углем на побеленной стене архиерейского дома: «Ваня, мы тебя любим! Ваня, мы без тебя жить не можем!» И пришлось Ване по 40-градусному морозу все это быстро смывать и вытирать, пока архиерей не увидел.

В 1969 году Иван поступает в Ленинградскую семинарию, а по ее окончании в академию. Учился он на отлично и был одним из самых преуспевающих учеников. С большой теплотой и благодарностью вспоминал отец Зосима годы своей учебы. Там он познакомился со многими выдающимися богословами, а большинство его сокурсников стали потом известными церковными иерархами. Но Иван решил для себя выбрать самый узкий и тернистый путь на Небо. Он пошел монашеской дорогой.

Во время учебы в академии Ивану было чудесное явление праведного Иоанна Кронштадтского. Святой явился будущему подвижнику в огненном одеянии, в митре, с крестом и кропилом. Кронштадтский старец благословил Ивана и исчез так же внезапно, как и появился.


Отец Савватий (Сокур). Фото:zosima-nikolskoe.ru

В 1975 году Иван принимает монашеский постриг с именем Савватий. В том же году он принимает и священство.

После окончания академии иеромонаха Савватия направляют в Одесскую епархию, а оттуда в поселок Александровка Донецкой области.

Так блестящий выпускник Духовной академии становится простым сельским священником. Но это и было то, к чему всегда стремилась его душа. Храм, куда приехал служить отец Савватий, был бедный, иконы из картона, а по старым половым доскам было опасно ходить.

Строить что-то новое законы запрещали, поэтому отец Савватий стал «ремонтировать» храм, делая вокруг него закладку новых стен. Пока власти поняли что к чему, на месте ветхого храма уже красовался новый и благоустроенный. После этого отец Савватий стал благоустраивать территорию, посадил деревья, виноград, цветы.

Самыми удивительными были его богослужения, в которых, казалось, горела вся его душа. В пять утра отец Савватий ежедневно начинал в храме читать утреннее монашеское правило, потом служил полунощницу, молебны, акафисты – все, что заказывали люди. Денег за требы не просил. Дадут люди или не дадут – за все слава Богу. Но Бог его никогда не оставлял, люди полюбили ревностного священника и помогали ему во всех его нуждах.

Однажды в Москве, куда отец Савватий поехал покупать для храма церковную утварь, его хотели ограбить два уголовника. Они уже стали к нему подбираться у спуска в подземный переход. Батюшка, поняв, что попал в беду, стал усердно молиться. Вдруг, откуда не возьмись, появились два милиционера. Уголовники быстро ушли, а милиционеры после этого как -будто растворились в воздухе.

Посмотрел отец Савватий потом в календарь и узнал, что в этот день был праздник святых Космы и Дамиана. Понял – это они ему помогли.

Уже в то время стали проявляться первые свидетельства прозорливости отца Савватия. Однажды ночью он стал усердно молиться за своего прихожанина Сергея, который служил в то время в Афганистане. Оказывается, в ту самую ночь жизнь Сергея висела на волоске, и только молитвами старца ему удалось спастись от неминуемой гибели.

В 1978 году храм в Александровке уже не мог поместить всех желающих, люди молились на улице. Отец Савватий любил много проповедовать. К нему стал тянуться народ не только из родного села, но и со всей округи. Кроме проповеди, каждое воскресенье после службы батюшка собирал людей на беседы. Очень большое внимание уделял он воцерковлению молодежи, что для того времени было подвигом.

Здоровье отца Савватия стало ухудшаться. От долгих молитвенных бдений сначала появилось варикозное расширение вен, а после этого на ногах открылись трофические язвы, которые стали мученическими веригами старца до самого конца его жизни.

Популярность ревностного священника, конечно, не могла понравиться советским властям. На него давили, угрожали. Однажды один из полковников КГБ, матерясь и махая кулаком перед лицом отца Савватия, сказал ему: «Я тебя, безумного попа, размажу по стенке». На что батюшка ответил: «Бог отнимает разум у богоборцев, и тогда они размазывают не человека по стене, а нечистоты по полу».

Через много лет, когда этот человек стал генералом, его жена приехала к отцу Зосиме за советом. Она спрашивала, что ей делать со своим безумным мужем, который все в квартире вымазывает нечистотами.

Все чаще люди стали замечать за отцом Савватием случаи прозорливости. По его молитвам стали исцеляться неизлечимо больные люди. Но дар чудотворений повлек за собой еще большую сатанинскую ненависть к старцу и послужил поводом для еще больших гонений. Только за один 1986 год отец Савватий сменил четыре прихода, один беднее другого. Но нигде батюшка не опускал рук, не унывал, а трудился, что есть сил, восстанавливая храмы и молясь за своих гонителей. В конце концов, в 1986 г. его определяют в село, куда, казалось бы, добраться будет уж совсем тяжело. Надеялись, что хоть теперь к нему перестанут ездить люди.


Отец Зосима. Фото: zosima-nikolskoe.ru

Это была последняя обитель отца Савватия – село Никольское. Но там, в этой глуши, старец не только возродил храм, а построил, с Божией помощью, монастырь, при котором организовал Дом милосердия. Благодаря старцу Зосиме, Свято-Успенский Никольский монастырь сегодня известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

А в то далекое время больной священник приезжает в это село зимой, в самые лютые морозы. Жить негде, в полуразрушенном храме стоит ужасный холод, а на его стенах лежит лед. Во время литургии руки старца от мороза прилипали к чаше. Ночевал отец Савватий в сарае, в котором окна вросли в землю, а у выбитой двери лежала куча сгнившего тряпья. Одного окна не было вовсе, пришлось затыкать дыру матрасом. А всего лишь через пятнадцать лет здесь уже будут стоять благоустроенные монастырские здания, а в Доме милосердия под присмотром монахов будут доживать свой век бедные, больные, ставшие никому не нужными, люди.

Подробно прочитать о жизненном подвиге старца Зосимы можно в книге «О чем скорбит душа» - М. 2012 г. Ее авторы – духовные чада отца Зосимы: иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схимонахиня Ефросинья (Бондаренко). Объем публикации не дает нам возможности подробно описать и малой части важных событий из жизни старца.

Мы лишь добавим, что болезнь старца и тот непосильный груз служения Богу, который он взял на себя, поистине сделали из него великого исповедника и бескровного мученика. Нужно особо отметить любовь старца к Матери Божией, к Церкви Христовой и его категорическое неприятие автокефального раскола. Одним из основных требований в своем Завещании к монахам монастыря старец Зосима поставил хранение верности Матери Церкви.

Будучи по духу смиренным монахом, старец Зосима старался ничего важного не предпринимать, не посоветовавшись с кем – нибудь из опытных и авторитетных монахов. По вопросу отношения к автокефальному расколу на Украине старец обратился к известному на весь мир духовнику – архимандриту Софронию (Сахарову), ученику старца Силуана Афонского. На его вопрос старец Софроний ответил следующее:

«Умоляю Вашу Святыню, послушать мой голос, грешного человека: держитесь всеми силами только Патриаршей Церкви. Держитесь даже до исповедничества, чтобы не сказать мученичества. Спасение только в ней. Все другие движения, как бы ни были благочестивыми по внешнему их явлению, – западня вражья. Через них придет только раскол, ненависть, гибель общая. Пишу вам сие с великим сознанием моей ответственности перед Богом и Церковью, искупленной драгоценной кровью воплощенного Сына Божия. Какими бы ни были неизбежные недостатки – Она и только Она найдет верный путь… Умоляю Вас – ни за что не отрывайтесь от Патриаршей Церкви».

Когда митрополит Филарет Денисенко проводил собрание священников Донецкой епархии, на котором агитировал духовенство за автокефалию, отец Савватий спросил его:

– Владыка, а Вы народ спросили? Нужна ли народу Божьему эта автокефалия?

– Народ – цэ быдло, – последовал ответ Филарета.

– Раз наш народ – кормилец Ваш – это быдло, то вы для меня – не архиерей! – ответил отец Савватий и покинул собрание.


Прощание с отцом Зосимой. Фото: zosima-nikolskoe.ru

Из светских праздников отец Савватий почитал только День Победы – 9 мая. Для него это было не светский, а церковный праздник, поэтому этот день он отмечал с особой торжественностью.

В августе 1992 архимандрит Савватий был пострижен в схиму с именем Зосима. Последние годы его жизни были настоящим мученичеством. Много раз он подходил к краю могилы, но Бог, по молитвам любивших его людей, давал ему еще возможность пожить ради блага Церкви.

У старца полностью отказали почки и ему все время нужно было делать диализ. Но как только старцу становилась легче, он спешил в храм на богослужение.

Матерь Божия, которую старец очень любил, призвала его в Царство Сына Своего на следующий день после праздника Успения, 29 августа 2002 года, как раз в то время, когда в монастыре служили чин Погребения Божией Матери.

Упокой, Боже, преподобного старца Зосиму, и его святыми молитвами помилуй и спаси нас грешных.


Источник: Союз православных журналистов

29 августа 2019 г.



https://pravoslavie.ru/123436.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!