http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/03/plevok_v_svyatoe/Плевок в святое03.10.2014
Художник Антон Овсяников возмущен, что в Русском музее проходит кощунственная выставка «Портрет семьи» …В Русском музее в корпусе Бенуа проходит сейчас выставка под названием «Портрет семьи». О, как хорошо, думаю! Интересно - про семью, все же. Чем удивят, порадуют? Про всю экспозицию в целом сейчас не буду, поскольку речь о другом. Впрочем, мне не ясно, почему в некоторых случаях было изображение просто двух супругов. А ведь это еще не семья. Семья - это когда уже ребенок появляется. Ну да ладно, в конце концов. Если б этой «бедой» еще все ограничивалось. В общем, дошел до последнего зала. И ахнул...
Вы знаете, в данном случае, я принадлежу к тем счастливчикам, которые совсем не комплексуют от «непонимания» пресловутого «Черного квадрата» или каких-нибудь других мировых «шедевров» ХХ столетия. Просто потому, что я профессиональный художник. Живописец. Нравится кому-то или нет мое творчество - другой вопрос. Но то, что в данном случае я имею моральное право писать об этом - думаю, вполне очевидно. Меня не припрут к стенке вопросом: а ты сам-то кто такой? Нет. Знаю и понимаю, чего стоит какое-нибудь произведение с точки зрения его профессионального качества исполнения, труда, эстетической составляющей и пр. Возможно, я часто субъективен бываю. Да. Как и любой человек, конечно. Но если я вижу «голого короля», то для меня он именно голый король, и никто другой!
Конечно, мы живем в такую эпоху, когда любая мерзость может быть названа «современным искусством». Актуальным, что называется. И доказать обратное не так просто, как кажется на первый взгляд. Это не математика - здесь нет «дважды два - четыре». А фразой «я так вижу» можно закрыть рот любой критике, скрывая зачастую свое полное неумение и несостоятельность как художника. Вместе с тем мне всегда было непонятно - если человек не умеет оперировать, он хирургом зваться не может. А если не умеет писать, но решает, что может (и должен, видимо), то его непременно надо называть художником. Это большая отдельная тема, поэтому ограничимся пока этим.
А также словами из выступления Патриарха Кирилла на международном фестивале православных СМИ «Вера и слово»: «Есть такие формы культуры, которые рождают негативные настроения у людей и с которыми тяжело найти примирение. Нас приучают к каким-то эпатажным формам современной культуры, показывают какую-то жуть, но находится группочка людей, которая вдруг начинает аплодировать. Искусство — это в первую очередь явление прекрасного. Если в искусстве не раскрывается закон гармонии, а именно он лежит в основе мироздания, значит, это псевдо- и антиискусство, и его цель не возвышать человеческую личность, а разрушать ее».
Честно скажу, уже всякое видел в современном искусстве - не удивишь, как думал, но такую мерзость, как на этой выставке, увидел впервые, пожалуй... Другого слова подобрать не могу. Даже для того, чтобы никого не обидеть. Потому как это не просто ужасно некрасиво с художественной точки зрения (и меня никто не переубедит), а это еще плевок в святое - в семью! Ходил и глазам не верил... Что это?! Откуда?! И это и есть СЕМЬЯ? Современная семья? Как образ? Если у создателей этих произведений их личный опыт не вполне удачен, то значит ли это, что они имеют право переносить частное на общее? Вызывая смущение и негодование у многих зрителей. А композиция под названием «Алтарь семейных ценностей» - это вообще глумление не только над семьей, ее сутью, а еще и над верой. Православием. Сама структура этой композиции вполне ясно указывает на алтарь, иконостас. А вот послушаем как красиво и «умно» описано это на сайте Русского музея: «Актуальный социально-критический аспект темы раскрывается в инсталляции современной петербургской творческой группы "Колдовские художники"». А где же слово «секта» тут? Решили не смущать читателя? Ведь сами же авторы этих «шедевров» честно признались, что они не просто какое-то там «художественное объединение» или «группа», а секта - «Художественная секта»! Понимаю, что это их такой пиар-ход, но суть выразили верно. Вполне. Ладно, оставим эту секту в покое. В конце концов, каждый сходит с ума по-своему, как говорится. Я не считаю, что нужно как-то их запрещать или преследовать. Пусть себе выставляются на своих закрытых площадках, галереях - где выставляются подобные им, и ходят смотреть такие же «эстеты».
У меня один вопрос, на самом деле. К руководству музея! К господину Гусеву, как его директору. Каким образом их пустили в Государственный Русский музей? И кто эти искусствоведы, решившие, что подобное «самовыражение» имеет право быть представлено на данной экспозиции? И не одна-две работы, на худой конец, а целый зал!
Я даже не знаю, по какой стороне мне был нанесен удар больше в данном случае - как по художнику или как по главе семейства? Думаю, что именно как по мужу и отцу больше. У меня, слава Богу, прекрасная семья - жена и четверо детей. Мне было ужасно неприятно наблюдать козла в виде отца семейства или же каких-то мутантов, кушающих борщ за семейным столом. Либо же женщину, кормящую грудью... Чебурашку! Гадко - другого слова нет у меня. Картина с пикником - кого и как они этим перевоспитают? А отвращение вызвали. «Бичевание язв общества»? Ой ли... Семья циклопов - это что? Поясните дураку! Ну и т.д. Все работы разбирать не буду сейчас.
Старец Паисий Святогорец сказал: «Как только погибнет семья, погибнет и мир». Понимают ли это устроители сей выставки? Про этих художников уж молчу. Не думают ли они, что пилят сук, на котором сидят? Ведь грядущий неизбежный обвал, если все продолжится в этом ключе, коснется и их. Или они думают, что им удастся избежать последствий? Напрасно.
Теперь уже понятно, что после выставки Никаса Сафронова в здании Академии художеств, а также после недавней выставки Сильвестра Сталлоне в ГРМ (кто видел, знает о чем речь), а теперь вот после этого кощунства (я иначе это не воспринимаю) - в Русском музее и Академии можно выставлять все. Или еще не совсем все, но почти. Эпоха вседозволенности наступает и наступила уже, пожалуй. Все дело в умелом пиаре и «раскрутке» - и ни в чем другом.
После выхода хотелось одного - как-то смыть с себя всю эту налипшую грязь. Святой водой умыться... Забыть все это и не вспоминать, но, к сожалению, все остается в пластах памяти. Одно порадовало, пожалуй. Моей лепты в «общенародное дело» популяризации «современного искусства» в стенах Государственного Русского музея нет - мне вход бесплатный.
Антон Овсяников, член Союза художников России, Санкт-ПетербургСайт автора:
http://anton-ovsianikov.ru/"Шедевры" выставки «Портрет семьи»