Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 10:28:20  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 19-я по Пятидесятнице  (Прочитано 2494 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Октября 2014, 19:26:19 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 19-я по Пятидесятнице


Лк, 17 зач., 5, 1—11

Однажды, когда народ теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.



Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились Галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое Его слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто бы и места не остается, — по крайней мере, на земле.

Среди этих огромных толп Он стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.

Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат, как Он Сам говорит. «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос.

После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу, — занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть». Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной, напрасной.

 «Отплыви на глубину, — говорит Петру Христос, — и закиньте сети свои для лова». Только тогда, когда мы закинем сети наших трудов так, как Христос говорит, будет успех. Однако есть для материалистов нечто, вызывающее раздражение в этом ответе. Если эти люди оставили навсегда свои лодки и сети, для чего чудо грандиозного лова рыб? Есть что-то, с точки зрения мира, нелепое в том, что они после величайшего земного успеха, даже не воспользовавшись им, оставляют все. Но для нас в этом раскрывается глубокий смысл. Именно такой улов, какой у них был в этот день, мог показать всем, как мало удовлетворения в полной материальной удаче. Никакими горами хлеба не засыпать голод человеческих душ, никакими молочными реками не утолить жажды наших сердец.

Простые рыбаки, которые трудились всю ночь. Уставшие и разочарованные, они показывают особое послушание Христу. «По слову Твоему, — говорит Господу Петр, — закину сеть». И происходит великое чудо. Так много было поймано рыб, что сети прорывались. Такой большой улов, что рыбаки не могут справиться с рыбой, не могут вытащить ее, и потому они машут руками тем, кто находится на других лодках, прося помочь. И, наконец, обе огромные лодки, перегруженные рыбой, начинают тонуть.

Рыбаки знают — это же их ремесло — как дорого достается им удача. Господь показывает им, что значит человеческий труд. И что значит слово Господне. Это не просто очень сильные, до глубины сердца проникающие слова. Это говорит Тот, Кто является Господином всех морей, всей земли, Кто властвует над рыбами и волнами, над бурями, звездами, над всеми людьми, Он Господь Вседержитель, Который хочет дать истинную жизнь всем людям. И Симон Петр падает к ногам Христовым и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».

«Что ты говоришь, Петр! — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Не диавол ли такое говорит? Ты скажешь однажды о предстоящих страданиях Спасителя: "Да не будет с Тобою этого, милосердный Господи", и Он ответит тебе: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое"» (Мф. 16, 23). Может быть, и сейчас точно так же диавол, который не может переносить присутствия Христа Бога, говорит через Петра: «Отойди от меня»? Или, может быть, Петр уподобляется тем гадаринцам, которые после исцеления бесноватого человека умоляют Господа: «Отойди от нас». Почти те же самые слова мы слышим от Петра. Только он говорит их не так. Диавол говорит эти слова, зная, что его ждет. Гадаринцы просят: «Отойди, Господи», — потому что им жалко своих свиней. А Петр говорит, потому что он глубоко сознает свое недостоинство. Он начинает понимать, что нельзя увидеть Бога и не умереть. Он охвачен страхом и ужасом. Ему, может быть, надо было сказать: «Не отходи от меня, Господи, никогда» — как он потом скажет: «Господи! к кому нам идти?», — когда все растеряются, и Господь будет говорить о том, что значит Его призвание. «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Святость Петра начинается с того, что он имеет чувство греха. И страх Божий — всегда начало святости.

Обращение Петра, которому Господь сказал: «Отплыви на глубину, и закинь сети свои для лова» — образ того, что предстоит Петру, всем апостолам, святителям и всей Церкви. О какой глубине говорит Господь? О глубине, где даруется прощение грехов, где осознание своей греховности приводит к покаянию, открывающему Царство Христово — Самого Господа. И тогда можно все оставить, как апостолы все оставляют.

Великая разница между Петром, который трижды отречется от Христа, и Петром, который в день Пятидесятницы словом крестным обратит тысячи людей ко Христу. Господь предлагает нам задуматься не только о секрете нашего материального успеха, но и о тайне успеха проповеди Церкви.

Глубина — это слово Божие. Услышать то, что Христос говорил народу с лодки, узнать силу слова Божия, которым мир сотворен, ощутить правду и сладость этого слова, которое больше, чем мир и все, что в мире. Но это Слово, как говорит апостол Иоанн Богослов, должно быть в нас. Глубина — это любовь. Это Крест, которым как удицей апостолы будут уловлять души людей.

Там, где сети пустые, где нет ничего, где как будто никто не хочет придти ко Христу, мы должны смотреть на море жизни глазами Христа, Его любовью. Что пережили святой патриарх Тихон и архипастыри наши, новомученики и исповедники Российские, когда началось массовое отступни­чество от веры? Что переживает Церковь сегодня? Какие возможности были, когда открылись в стране перемены, когда распахнулись двери храмов и, казалось, вот-вот войдут в Церковь миллионы вчерашних атеистов! Кто вспугнул их, как рыб, так что все повернули и мимо проплыли? Кто поманил их обильной прикормкой? И вот, сколь многих в грязных, отравленных водах несет по течению, потому что против течения могут плыть только живые! Мы потерпели поражение и здесь, и там. У большинства из нас опускаются руки, некоторые готовы отказаться от всех усилий. Самые благоприятные обстоятельства для ловли мы упустили, все теперь против нас.
Но по-прежнему в самой гуще зла — Крест Христов, от которого, чем больше неистовствует зло в мире, тем большая исходит благодать. И апостол Петр говорит: «Какие бы ни были неблагоприятные обстоятельства, мы попытаемся снова». Слишком часто мы ничего не делаем, ожидая, когда наступят благоприятные дни, в то время как они могут никогда не наступить! Если ты хочешь, чтобы совершилось чудо — чтобы обратились ко Господу твой брат, или мать, или друг, или враг, — ты должен всю жизнь свою направить в послушание Христу по слову Его, которое зовет нас попытаться сделать невозможное. Разве напрасно, как Петру на озере Тивериадском, напоминая о новом чудесном лове рыб — обо всем земном и небесном — явился всей Церкви воскресший Христос и послал нас побеждать злом охваченный мир!

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3661.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 11 Октября 2015, 06:09:50 »

«Апостольская лодка»

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 19-ю по Пятидесятнице



Снова нам предлагается тема Слова, и она трудна, хотя Неделя 18-я по Пятидесятнице. Петр, столь сомневающийся в знании Господом дела рыбной ловли, говорит Ему: «Но по слову Твоему, Господи, закину сеть». Он уже видел, что может совершать это Слово, когда Господь изгнал нечистого духа из человека в синагоге (Лк. 4, 31—34). Обычно мы понимаем ответ Петра как «по Твоему повелению», и это так — в той мере, в какой мы видим в Евангелии, что Божественное Слово — дело, осуществляющее то, что оно возвещает, творческое действие. Мы видели страх и изумление апостола после утишения бури: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8, 25).

Сегодняшнее Евангелие — пророческое. Толпы теснятся вокруг Христа, чтобы услышать Слово Божие. Чтобы быть услышанным, Христос пользуется как микрофоном естественным свойством воды. Его голос расходится по поверхности воды (таким же образом рыбаки могут переговариваться со своих лодок даже на большом расстоянии друг от друга). Но здесь природное явление становится символом. Это та же самая лодка, которая будет служить Слову просвещения, Слову силы и чуда и Слову призвания, посланничества на проповедь. Эта «апостольская лодка» — вся жизнь Церкви. В ней присутствует также слово покаяния Петра и дар милосердия Христова, вхождение в веру новых учеников и благодать, действующая неприметно для внешних. Как не узнать в этом повествовании, которое кажется вначале простым описанием происходящего, основы христианской веры! Петр, Иаков и Иоанн — разве это не напоминает нам ни о чем? Мы встретимся с ними на горе Преображения, они будут свидетелями воскрешения юной дочери Иаира и участниками Гефсиманского моления Спасителя. Согласно церковному преданию, они являют свидетельство «тайны», которая есть Иисус Христос. В них — священный страх, охватывающий человека при прикосновении к нему святости Божией. Таково первое движение Петра. Сила и величие Христа, владеющего всей нашей жизнью, дают осознать ему свою малость, свое недостоинство, свою несвятость, то есть свой грех. Слово Святого Бога касается нечистых уст как раскаленный уголь: «Не бойся!» Оно возвещает прощение, и вопль покаяния человека, спасенного грешника, становится в его очищенных устах пением, исполненным благодати: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс. 50, 17). Более того, это исповедание спасения тотчас переходит в проповедь Христову. Слово, ставшее плотию, не только прощает, но дает власть и дар благовествовать миру. Это благовестие прощения и плод его — жизнь и радость. «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» — живых для Царства Небесного. Ты привлечешь их в сети любви Божией. Мы помним, как Бог вопрошает Исаию: «Кого Мне послать?» Исаия понимает Господа, у него уже есть некий духовный опыт, поэтому он может без всякого страха ответить: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6, 8 ). Петр и другие ученики тоже поняли — они тоже оставили все и последовали за Господом. Отныне слово истины будет в их устах, чтобы возвещать вслед за Спасителем Царство Божие. «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои», — говорит Бог Иеремии (Иер. 1, 9).

И вот еще о чем мы должны задуматься, слушая это Евангелие. Есть библейские образы, к которым надо относиться с большой осторожностью. Таков, например, образ пастыря (пастуха), поскольку с этим образом связан образ стада. Кто-то почти бессознательно может представить блеющих баранов, слепо идущих за пастухом неизвестно куда, чтобы потом оказаться в загоне. Таков же образ сети и рыб. В Евангелии буквально сказано, что Петр будет ловить людей, как рыб. Живых, разумеется, но только на какое-то время. Петр должен вытащить их из естественной среды и заключить, как в ловушку, в ячейки сети, где они задохнутся. Бедные рыбы, бедные люди, пойманные в сети Церкви! Мы видим, куда такой образ может завести. Мы должны быть очень внимательными, чтобы образ не увлек нас слишком далеко. Эта опасность реальна не только для внешних — внутри Церкви тоже может быть ложное богословие, основанное на вытягивании идеи из образа. Здесь только образ, выражающий тайну собирания людей в Божественной любви. Собирания в хоре хвалы и радости вместе с ангелами. Собирания народа свободы и жизни — жизни, против которой даже смерть не может ничего. Сеть Божественной любви спасает людей от смерти, представленной морем в традиции ветхозаветной системы образов.

Наконец, требуется весь наш личный духовный опыт, чтобы он перешел в наше благовестие веры, в наше слово, в наше свидетельство. Если мы обрели это свободное, радостное знание Церкви, в которой жизнь с избытком, тогда сеть, которую мы закинули в людское море, будет принята многими с благодарностью за дар оказаться призванными к новой жизни, за радость присоединиться к услышавшим Благую Весть спасения. И наоборот, люди будут иметь причины испугаться этой сети, если увидят, что она готова, как дверь темницы, захлопнуться за ними. Как нам надо жить, чтобы, глядя на нас, они поняли, как написал в письме своему юному духовному чаду один опытный пастырь: «Заповеди Божии — не ограничение свободной жизни, а та евангельская жемчужина (вот еще один прекрасный образ), найдя которую, человек с радостью все оставляет и продает для приобретения ее».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/10/apostolskaya_lodka/
« Последнее редактирование: 27 Октября 2024, 11:45:22 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 30 Октября 2016, 17:12:58 »

Четыре рода почвы

Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице



Мы слышали в Евангелии притчу о сеятеле, о сеянии слова Божия. В этой притче нас поражают две вещи. Первое — как много людей, словесных существ, отличающихся от всех прочих творений Божиих тем, что они одарены даром слова, отвергают слово Божие или не принимают его в свою жизнь. И второе — как удивительно щедр Господь по отношению к тем, кто это слово принимает. Потому что оно приносит плод во сто крат, то есть в той полноте жизни, которая есть у Самого Слова Божия, у Самого Бога.

Эти четыре рода почвы, о которых говорит сегодняшнее Евангелие, определяют разнообразие людей в мире. Во-первых, это те, кто представляет собой, по существу, дорогу, и кого слово Божие не достигает, сразу похищаемое птицами, то есть бесами. Но и эти люди не освобождаются от ответственности за то, что они будто бы не слышали благовестия Христова. Обратим внимание, что и прохожие, превращающие землю в дорогу, и птицы, поглощающие семя, ставятся наравне. Люди, ходящие по накатанным путям, и бесы могут одинаково губительно воздействовать на восприятие нами слова.

Второй род почвы — когда семя падает на каменистую почву. Некоторые с радостью воспринимают слово Божие, но, не имея глубины, не могут принести плода. На мгновение они загораются верой, но достаточно одного удара — скорбей, которых нельзя никому обойти, — чтобы сокрушить все, что они приняли.

Третий род почвы — это когда воспринятое семя постепенно удушается. Плевелы — забота о богатстве, о сладостях земной жизни — оказываются настолько сильными, что слово Божие тоже не приносит плода.

Обратим внимание, что хотя любящему Бога все содействует во благо, и не бывает таких обстоятельств, которые были бы против нас, если мы с Господом, большинство людей, к сожалению, зависят от них.

В наше время все три рода почвы сливаются в одну. До этого их можно видеть как три периода нашей истории, где преимущественное значение имела каждая из них. Вначале — попытки превратить поле общественной жизни в проезжую дорогу, затем — жестокие гонения на слово, которое хранит Церковь, и, наконец, нынешнее удушение слова беспрепятственным ростом терний греха. Самое главное, что можно сказать о том, что происходит сегодня в России и во всем мире, — слово на всех уровнях обесценивается. Одна писательница, муж которой был знаменитым диссидентом в советские годы и за смелые выступления против коммунистической идеологии сидел в тюрьме, сказала, что тогда слово правды что-то значило. За слово могли человека посадить. Теперь ты можешь говорить все, что угодно. Можешь говорить в глаза нынешним убийцам, преступникам и растлителям: «Вы убийцы, преступники и растлители». Слово не имеет никакой силы, оно ничего не может изменить — они не страшатся слова, как страшились раньше, и потому принимали против него такие меры.

Если бы это происходило только в области политической! Но это может происходить и в области духовной. Главная задача сатаны — добиться такого состояния общества, чтобы слово истины и жизни потеряло силу. Враг хочет обессмыслить слово, обессолить соль, чтобы она ни на что не годилась, как только на попрание людям. По телевизору показывают кощунственный фильм о Христе — бесы демонстрируют свою власть: мы дадим вам другое семя — семя смерти. Как после этого миллионы людей будут воспринимать слово жизни, когда все отравлено?

Будем молиться святым угодникам Божиим и особенно новым мученикам и исповедникам Российским, которые жизнь свою положили в защиту православной Церкви, ради того чтобы все могли принять слово Божие в свою жизнь. Наша боль о разрушении православной монархии в России означает только эту заботу, и больше никакую другую. И наше сегодняшнее противостояние пропаганде растления существует только для того, чтобы не было беспрепятственного сеяния зла в душах человеческих.

Да сохранит Господь нашу Церковь от ереси невидения зла, которое в мире, когда, «что б ни сказали мудрецы или глупцы, — всем все равно».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/29/chetyre_roda_pochvy/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 31 Октября 2016, 15:16:18 »

Ныне неумолимо приближается жатва

Проповедь иерея Сергия Карамышева в Неделю 19-ю по Пятидесятнице



Сегодня нашему вниманию предложена притча Господня о сеятеле, изложенная апостолом и евангелистом Лукой. Она касается каждого. Все, к кому обращено слово Божие, уподоблены земле разного рода. Первые – придорожной, вторые – каменистой, третьи – поросшей тернием, и лишь четвертые – доброй почве, приносящей плод Богу.

Однако притча сказана не для того, чтобы мы судили ближних, говоря: этот подобен придорожной земле, этот – каменистой, а тот – поросшей тернием. Она сказана, чтобы мы судили самих себя. Потому что каждому из нас по временам свойственны, во всяком случае, три первых из перечисленных состояний.

Бывает, что мы слушаем слово Божие, но не слышим – диавол похищает его из нашей души, опустошает ее, готовя место в ней для себя. Бывает, мы становимся подобны камню по причине жестокосердия. Вроде как принимаем Божие слово охотно, однако оно не достигает глубин души, не укореняется и потому умирает в нас. В это время наша душа становится слишком мелкой для вселения в нее Божества. Бывает, что она совершенно заполняется тернием житейских забот. Пусть они для нас неизбежны, однако нельзя отдавать им всего пространства души, а лишь какую-то малую часть ее, чтобы оставить простор для Бога и заботы о ближних.

Величайшее достоинство слову как основе духовной жизни сообщил в Троице поклоняемый Бог, наименовав вторую Свою Ипостась Словом Божиим. Так в самом начале Иоаннова Евангелия сказано: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Вторая Ипостась Божества стала Божиими устами, обращенными к человеческому роду. Слово стало плотью, чтобы напитать глаголами вечной жизни отпавшее от благодати человечество. Уже не ходатай и не ангел, как говорит апостол Павел, но Сам Бог обращается к нашей душе, чтобы оживить ее, напитать Собою и представить прекрасною, благоухающею любовью к Создателю и ближним.

Наша душа призвана стать храмом Божиим, где Господь мог бы упокоиться, находя в ней нечто для Себя сродное. Душа человека по своей природе словесна, т.е. слова служат для нее и пищей, и строительным материалом. Как телесная природа человека созидается из вещества, растет и крепнет, чтобы быть жилищем души, так душевная наша природа созидается из слов, чтобы стать или жилищем Бога, или же, если она будет питаться и обустраиваться словами неприязненными, – жилищем сатаны, потому как третьего не дано.

Если мы будем питать свое тело качественной пищей и давать ему физическую нагрузку, оно будет крепко. Если же будем питать суррогатами и чрезмерно нежить, станет больным. Если будет питать тело ядами в виде наркотиков или чрезмерного употребления алкоголя – скоро умрет.

Так и с душой. Если будем питать ее божественными глаголами, терпя ради Господа находящие скорби, если будем утруждать ее духовными подвигами, душа будет крепка и радостна. А если будем питать ее исключительно суетой или еще хуже – убийственными страстями – она будет чахлой, не способной ни к какому доброму делу и будет приближаться к проклятию.

Самое же главное, что в первом случае, в душе, напитанной божественными глаголами и обустроенной с их помощью, Господь Вседержитель найдет сродную для Себя среду и захочет обитать в ней. А во втором случае Он этой среды для Себя не найдет и потому будет далек от такой души. Близко же к ней, а то и внутри нее будут бесы. И по разлучении с телом они, конечно, с полным на то правом возьмут ее себе, чтобы вечно попирать и тиранить.

Вспомним печальную участь допотопного человечества. В книге Бытия сказано: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6, 5-6). Таково было повреждение словесной природы, потому что человек мыслит словами либо образами, и вот в этих мыслях, даже в самых потаенных, было одно только зло.

Потому, имея вокруг себя огромное количество печальных примеров, станем внимательными к собственной душе. Будем тщательно рассматривать, что в данный момент служит ее пищей: то ли это слово Божие, то ли напротив - гнев, или блуд, или осуждение, или гордыня, или чревоугодие, или чрезмерная забота о безконечных неотложных делах.

Необходимо быть бдительными и не подпускать к себе близко сатану, всегда готового похитить у нас не только глаголы вечной жизни, но и всех нас целиком поглотить. Нужно вытравлять из души окаменелость уныния, рыхлить ее почву молитвой и церковными таинствами, поливать покаянными слезами. Нужно вырывать из души с корнями терние страстей, хотя это больно. Пусть душа будет доброй пашней для слова Божия и приносит в терпении духовный плод сторицею.

Рассматривая словесную природу нашей души, апостол Иаков, брат Господень, сделал важное заключение: «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Почему он так сказал? Потому что уста говорят от избытка сердца. Из чего создана душа, из какой словесной материи, что скрыто в самой ее глубине, то и выходит наружу. Если она вся соткана из божественных глаголов, ничего и не может выйти из нее, кроме них. Если же в ней живут страсти и всякая суета, они могут утаиться разве до времени, а потом все равной выйдут наружу, обличив своего обладателя.

Так что будем, братья и сестры, внимательны к душе, будем рассматривать, что наиболее служит ее пищей и одновременно ее строительным материалом. Если о теле мы заботимся, т.е. питаем, греем, одеваем, готовим жилище и прочие приятности, - душа достойна куда большего попечения. Пусть она становится благоуханным храмом вечного Бога, а не смрадной развалиной и жилищем бесов.

Любите слово Божие, пусть именно оно будет сокровищем нашей души. Тогда единородный Сын Божий Господь Иисус Христос, именуемый также и Словом Божиим, когда будет производить Страшный Суд, найдя в нашей душе нечто Себе сродное, призовет нас к Себе, чтобы даровать радость вечного бытия.

Сейчас продолжается сеяние слова Божия, но неумолимо приближается и жатва. Сейчас слова божественные падают в душу мягко, как семена в весеннюю почву. Во время жатвы, как пишет в Откровении Иоанн Богослов, соединившееся с человечеством Слово Божие будет иметь в устах обоюдоострый меч, чтобы поражать тех, кто отверг Его исполненные любви и смирения труды.

Дай Бог нам встретить воплотившееся Слово Божие с радостной надеждой, а не с ужасом, который неминуемо испытают все, что во время земной жизни презирали божественные глаголы.

Пусть Слово Божие наполнит Собою все, как наполняет весной солнце лучами и теплом остывшую от зимней спячки землю. Пусть божественные глаголы изгонят из всего творения грех в наималейших его проявлениях. И пусть из божественного творения навсегда бежит тление вслед за мыслями и словами, выражающими грех. Аминь.

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/31/nyne_neumolimo_priblizhaetsya_zhatva/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 30 Октября 2021, 16:48:07 »

«ПРИБЛИЖАЕТСЯ ВРЕМЯ ЖАТВЫ»

Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице


Смысл притчи о сеятеле объясняет Сам Господь: Сам Господь – сеятель, семя – слово Божие, поле – все человечество.

Подобно семени, слово Христово носит в себе начало жизни, жизни истинной, и Бог открывает в Своем слове не просто самые сокровенные тайны жизни. Самое главное – Он сообщает Себя. Чудо сеяния – сладко слышать каждое Его слово, и когда оно принято всем сердцем и всей жизнью, то становится слаще во сто крат: «Истинно говорю вам, кто слово Мое соблюдет, не увидит смерти вовек» (Ин. 8: 51).

И это слово в притче о сеятеле говорит нам, что оно может быть принято по-разному: мы можем быть проезжей дорогой или местом, где оно поднимается быстро, и тем не менее засыхает. Мы можем быть теми, кто это слово принимает в терниях, и не только богатства и наслаждения, как говорит Господь, но и забот житейских. Бог знает, что нам не избежать этих забот, и эти заботы могут задушить слово жизни.

Наконец, есть слово, посеянное на доброй земле. Как сказал мне один многоопытный священник: «В течение долгого времени мне казалось, что, избрав Господа Иисуса Христа, я раз и навсегда избрал добрую землю. Как я сильно ошибся! Я заметил, что на самом деле каждое утро я должен вставать, как говорит пророк Исаия, отверзая слух, чтобы принять слово. Вчера, может быть, я был доброй землей, открытой слову, но сегодня я заброшенная земля, без глубины. Никогда не бывает, чтобы раз и навсегда совершилось со мной доброе, каждый день я должен заново выбирать, как в этой притче о сеятеле, то, чем я хочу быть, или, вернее сказать, то, чем я с помощью благодати Божией надеюсь быть».

Самое страшное окамененное нечувствие – не вражда, а полное равнодушие к слову Истины

И все, о чем говорится в притче, мы можем видеть в окружающей нас жизни. Прежде всего, это утрамбованная ногами бесконечных прохожих дорога, а не просто затвердевшая земля. В наше время это сплошной городской асфальт или «бетонка». Семя, падая на нее, даже не проникает в почву и делается легкой добычей птиц. Самое страшное окамененное нечувствие – не вражда, а полное равнодушие к слову Истины. Хорошо жить – значит вкусно есть, сладко пить. Ибо бог таких людей – чрево, нет для них ничего выше выгоды, жизнь для них – проезжая дорога. Слово Божие не встречает у них никакого интереса: «Какое это имеет отношение к реальной жизни? Мы можем прекрасно без этого обойтись».

Мне часто вспоминается двадцатилетней давности разговор в больнице с соседом по палате моего знакомого – старого человека, прошедшего многие испытания, в том числе сталинские лагеря, и то, как он пытался обратить другого человека к вере.

– Я восемьдесят лет прожил без Бога, – ответил тот, – как-нибудь проживу и остальные.

– Прожить ты, может быть, и проживешь по милости Божией, – сказал мой знакомый, – но как ты будешь без Бога умирать?

Как пугающа эта поверхностность, как будто нет в жизни ни горя, ни смерти – ничего такого, где начинается хоть какая-то глубина!

Второй род почвы – каменистое место, где немного земли и семена скоро всходят, потому что земля неглубока, но скоро и засыхают. Оно напоминает о той же истине: там, где нет настоящей глубины, все ненадежно. Такие люди временами веруют, а во время искушения отпадают. Миллионы христиан отпали у нас от веры во время искушения гонениями. Может быть, миллионы были привлечены к Церкви сейчас – при втором крещении Руси, но большей частью всё осталось только на поверхности жизни, и новое искушение это может сразу обнаружить.

Господь говорит не только о мимолетных увлечениях, которые быстро гаснут. Его печаль и о тех, которые пришли к Нему с сильным искренним порывом, но потом оставили свою первую любовь. Многие начинали хорошо, но оказались вне Церкви. Многие были, как говорит преподобный Макарий Великий, облагодатствованы чрезвычайно, но пали самым жалким образом, не подумав, что это значит и что это стоит. Каждый райский цветочек стоит крови Христовой и быстро увядает здесь, на земле, если не имеет корня – креста; если не исполняется человек решимости трудиться над собой, преодолевая каменистые пласты препятствий, не позволяющие проникать в глубину.

И земля, где растут плевелы житейских попечений, требует внимательного труда, потому что дурная трава стремится занять принадлежащую добрым злакам глубину. Как часто выпалываются только верхушки, но корни сорняков, которые остаются в почве, обладают способностью стремительно и быстро расти, заполняя собой все! Все поглощает маммона, нет сил у человека вырваться из плена материальных забот, освободить свой ум и сердце для Бога. Все делается в этом падшем мире, чтобы жизнь была поверхностной, чтобы не только лишить человека возможности слышать слово Божие, но и убить в нем способность это слово воспринимать.

Как-то в 1990-е годы прошлого века в наш храм с плачем пришла учительница: директор школы, где она преподает, вызвал ее и сказал, что все учителя настаивают на том, чтобы она прекратила говорить детям о Христе, в противном случае они потребуют ее увольнения. «При этом, – сказала учительница, – все они учат детей йоге, астрологии, оккультизму».

Пока не воспринято нами слово Божие на глубине, всё, что мы говорим другим о Христе, – поверхностно

Окамененное равнодушие и сеяние плевелов в мире – это одно. Но, может быть, еще опаснее – ложное сеяние Божия слова. Мы имеем в виду не только протестантов и всякого рода сектантов, наводняющих сегодня нашу страну якобы словом Христовым, но лишенным своей глубины. Мы говорим о страшном предупреждении святителя Феофана Затворника, что наступит время, когда всё будет поверхностно в Церкви – все чины, уставы, слова сохранятся во внешнем, а внутри будет полная измена духу Христову. Плевелы оставляются до зрелости, пока они зеленые, их трудно отличить от добрых злаков. Тем более слово Божие как будто всегда остается словом Божиим. Но пока не воспринято нами это слово на глубине, всё, что мы говорим другим о Христе, – поверхностно.

Мы должны трудиться, но что можно посеять там, где вся земля – сплошная проезжая дорога, каменистое поле, тернии! Эта земля – мир, и одновременно – я сам. Почему же преподобный Серафим Саровский убеждает: «Сей данную тебе пшеницу – сей на благой земле, сей на песке, сей на камени при пути, сей в тернии: где-нибудь да прозябнет и возрастет»? Потому что сеем мы, но, как свидетельствует апостол Павел, взрастить может только Бог.

Среди слов растления в мире, заглушающих всё, мы должны дать Богу говорить. Каждый из нас должен однажды услышать слово Божие так, чтобы сказать вместе с апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Сокращается время сеяния – как страшно его упустить! Приближается время жатвы.

Протоиерей Александр Шаргунов

29 октября 2021 г.


https://pravoslavie.ru/142645.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 25 Октября 2022, 05:12:20 »


Разрушение скорби

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)


Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона произнесена 23 октября 2022 года, в Неделю о Наинской вдове, в Спасо-Казанском Симанском женском монастыре города Остров.




ВИДЕО     6 минут


В наше тяжёлое, жестокое время особенно близко и понятно горе матери, о которой мы слышали сегодня в Евангелии, потерявшей единственного сына. Сколько матерей сейчас разделяют её судьбу!

Горе матери никто не может уврачевать, ничто не сможет залечить. Кроме одного Бога.

И как это делает Господь, мы слышали сегодня в Святом Евангелии, в рассказе о встрече Спасителя с похоронной процессией и вдовицей, лишившейся своего единственного сына. Господь сотворил то одно, что могло утешить мать, – Он отдал женщине вновь живым её ребёнка. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:15).

Это непостижимо для неверующего мира. Но мы слышали об этом не только нашим слухом, но и нашей верой. И знаем, что в великом происшедшем событии – основа христианской веры каждого из нас.

Без веры в воскресение нет никакого христианства. «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4), – возглашается в Священном Писании. Драгоценнейшая святыня нашей веры – как раз это утешение неисцелимой материнской боли, наша смиренная, но незыблемая надежда на то, что отрет Господь каждую из этих бесконечных человеческих слёз...

Да: и в слезах, и в горе, и во зле на земле, и в смерти повинен сам человек, всё человечество. Но эта горькая и несомненная истина не утешит скорбящую мать. Это может совершить лишь Сам Господь, когда Своим вочеловечением, Крестом и Воскресением приведёт всё сотворенное и восставленное Им из падения в состояние, когда Он снова сможет произнести, как при сотворении мира: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, (все) хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Именно к такому поразительному и непостижимому для нас высшему благу и гармонии Господь ведет Церковь – человечество, верующее в Него. Какими это свершится путями, непостижимо. Для нас ясно лишь то, что и силами всего человеческого рода такое абсолютно невозможно. Но мы веруем и знаем, что произойдет это непременно. И называться новая жизнь будет Царством Божиим. Знаем и то, что «многими скорбями надлежит нам войти в Него» (Деян. 14:22). И сейчас время этих скорбей.

Вооружимся же верой и несомненной надеждой на Господа Воскресшего и Воскрешающего, отирающего всякую слезу, дарующего Жизнь будущего века! Отвергнем всякое смущение и маловерие! Это укрепит наши души и даст не только веру, но и извещение от Бога, сокровенное знание о том, что именно так и будет: «Воскресение мертвых и жизнь будущего века»! Аминь.


* * *


После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

(Евангелие от Луки VII глава, 11-16)



24 октября 2022 г.

https://pravoslavie.ru/148892.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!