О лжиПосему, отвергнув ложь, говорите истину
каждый ближнему своему. (Еф. 4, 25)Ложью является намеренное искажение истины. По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью. Источником лжи является диавол:
Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине,ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Ин. 8, 44.)
Ложь запрещается девятой заповедью, а главное средство борьбы с ней — правдивость. На страницах Священного Писания довольно часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»: лжесвидетели (см.: Мф 26, 59–60), лжепророки (см.: Мф. 7, 15), лжеучители (см.: 2 Пет. 2, 1–2), лжебратья (см.: 2 Кор. 11, 26), лжеапостолы (см.: 2 Кор. 1, 13), лжехристы (см.: Мф. 24, 24).
Глубоки и точны слова святителя Николая Сербского: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиями богоотречению».
Приведем несколько записей преподобного Андроника о грехе лжи:
«Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека».
«Ложь — это ветхий человек, а истина — новый человек. Истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть (из патерика)».
«Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Ложь да не исходит из уст ваших».
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем-либо неполезном для душ ваших».
«Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, — и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое — и страх Божий вселится в тебя».
***
Из книги "Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша), подвижника Глинской пустыни"19 октября 2014 годаhttp://www.pravoslavie.ru/put/74423.htmСхиархимандрит Андроник (Лукаш)Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г.Андроник (Лукаш Алексей Андреевич; 12.02.1889, с. Луппа Лохвицкого у. Полтавской губ.- 21.03.1974, Тбилиси), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. Род. в крестьянской семье, закончил церковно-приходскую школу. В 1906 г. поступил в Глинскую пуст. под начало иером. Антония (Ветра). Нес послушание в гостинице, прачечной, в саду, на кухне. В 1913 г. переведен в ошский Покровский мон-рь под начало о. Иулиания (Гагарина). В 1915 г. на-правлен в действующую армию, попал в плен и 3,5 года прожил в Австрии. В 1918 г. вернулся в Глинскую пуст., нес послушание на мельни-це, был возведен в должность эконома. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем А. После закрытия пустыни в 1922 г. поступил в келейники к еп. Рыльскому, вик. Курской епархии Павлину (Крошечкину) и был рукоположен во иеродиакона. В 1923 г. сослан на Колыму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Служил санитаром в тюремной больнице, за исключительную любовь к ближним заключенные называли его «мамой». В тюрьме совершил достойное погребение еп. Иринарха (Синькова), за что в 1936 г. награжден золотым крестом. В 1928 г. вернулся из ссылки и еп. Павлином был рукоположен во иеромонаха. В 1929 г., тяжело заболев, принял схиму и вскоре выздоровел. В 1939 г. за исповедание правосл. веры вторично осужден и сослан на Колыму. В лагере был всеми уважаем за подвижническую жизнь. Начальник лагеря, видя высокое смирение и необычайное трудолюбие А., взял его к себе на домашние работы, что, возможно, спасло ему жизнь. В 1948 г. А. смог вернуться в Глинскую пуст., открытую в 1942 г. В 1949 г. назначен благочинным и ризничим мон-ря.
Мудрый духовный наставник, А. был наделен дарами прозорливости, утешения, молитвенности, безошибочно провидел внутреннее состояние человека и указывал ему самый верный путь ко спасению, его руководство отличалось особой мягкостью и добротой. Это привлекало к старцу и братию, и множество паломников. По молитвам А. исцелялись не только духовные раны, но и телесные болезни. В 1955 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I возведен в сан схиигумена, в 1960 г. награжден палицей.
Схиархимандрит Андроник (Лукаш)После закрытия Глинской пуст. в 1961 г. А. подвизался в Тбилиси, под непосредственным попечением бывш. глинского насельника митр. Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), к-рый очень любил и почитал старца. В 1963 г. А. был возведен в сан архимандрита. Он совершал богослужение и исповедовал в тбилисском храме св. Александра Невского, отвечал на многочисленные письма. Обширное эпистолярное наследие А. хранится в архиве Глинской пуст., собранном его духовным сыном схиархим. Иоанном (Масловым). А. похоронен на Грмагельском кладбище в Тбилиси, куда приезжает множество богомольцев почтить его память.
Архивные материалы: ГАСО. Ф. 454. Оп. 1. Д. 3. Л. 76 [список братии Глинской пуст. за 1918 г.]; Ф. Р2196. Оп. 12. Д. 34. Л. 10; Д. 37. Л. 2-6 [мат-лы по Глинской пуст. за 1954-1955 гг.]; Д. 53. Л. 3 [то же за 1960 г.]; Д. 55. Л. 24, 51 [мат-лы по закрытию пуст.].
Литература: Иоанн (Маслов), схиархим. Схиархимандрит Андроник // ЖМП. 1974. № 8. С. 45-46; он же. Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XIV-XX веках. М., 1994. С. 460-469; он же. Глинский Патерик. М., 1996. С. 663-676; Высокопреос-вященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский // ЖМП. 1985. № 6. С. 59; Памяти митрополита Зиновия // Там же. С. 60; Чесноков А., свящ. Глинская пустынь и ее старцы. [Серг. П.], 1994. С. 78-104.Н. В. Масловhttp://www.sedmitza.ru/text/635210.html