Богатырь на распутье, или о современном состоянии русского языкаВыступление секции «Язык и литература: история и современный русский мир»XVIII Всемирного Русского Народного СобораВелико значение Слова в нашей жизни: с помощью Слова мы обращаемся к Богу, общаемся с другими людьми. Неразрывна связь между словом и мыслью, мыслью и мировосприятием.
У нас Бог – Слово. Словом был создан мир. Адам, знавший суть всего сотворенного словом, дал имя всему. Самая значимая часть души человека – словесная.
Будучи средством выражения и сообщения мыслей, язык связан с мышлением, Единицы языка (слово, предложение) служат основой для установления форм мышления (понятия, суждения). Абстрактные понятия, лежащие в основе человеческого мышления, могут быть выражены только словами. Функции языка – передавать любую информацию, в том числе общие суждения, сообщения о предметах, не присутствующих в ситуации речи, о прошлом и будущем. Благодаря наличию в языке знаковых единиц (слов), выражающих отвлеченные понятия, язык определенным образом организует знания человека об объективном мире, анализирует и закрепляет в человеческом сознании.
Язык, бытуя в обществе, не может не находиться в зависимости от условий существования общества, от уровня развития общества, от людей, говорящих на данном языке.
Думающие люди констатируют воздействие на русский язык разрушительных сил, что в свою очередь приводит к деградации духовной жизни. Уровень речевой культуры низкий. Словарный запас небогатый. В русский язык внедряются непристойные, вульгарные выражения, он засоряется жаргонизмами, заимствованиями из иностранных языков: лизинги, трейдинги, менеджеры, промоутеры, мерчендайзеры… Видимо, привлекает непонятность слов, они воспринимаются связанными с какой-то особой культурой. Мат, способный негативно влиять на генотип человека, звучит отовсюду, внушается мысль, что это исконно-русская речь.
За время существования языка многие слова изменили свое значение, хотя слово должно значить то, что изначально в него заложено.Поразило
исконное значение слова «равнодушный», оказалось – единомысленный,
равный по душе, а не безучастный и безразличный, как оно теперь воспринимается. Слово «вертеп» – пещера, а не притон преступников и развратников; место злачное – место, изобилующее злаками, имеющее хорошие пастбища, обильное, приятное, стало обозначать место, где предаются кутежам и разврату. Это немногие примеры, иллюстрирующие произошедшие изменения, но если помнить, что язык связан с мышлением, то становится понятно, что этот процесс сбивает генетическую память.
Мы не задумываемся о том, какое значение имеют слова, которыми мы выражаем свои мысли. С экрана телевизора можно из уст того или иного интеллигента услышать слова: безумно нравится. На что очень хочется сказать: « А ты посмотри с умом, может быть и разонравится».
В последние годы широкое распространение получили такие выражения: употребление формы 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения глаголов вместо повелительного, например, «подходим, расписываемся». Приглашение ложное, ведь, как правило, человек, который так говорит вместе с теми, к кому он обращается, не подходит и не расписывается. Происходит обезличивание под видом совместного действия. Почему бы не сказать: «Подойдите, распишитесь».
Или еще интереснее: «Встали, вышли». Опять изъявительное наклонение вместо повелительного, опять подмена понятий и обезличивание. Отделяясь, командуют нами, принуждая к каким-либо действиям. Заинтересовалась, откуда эти формы. Догадался знакомый сотрудник ФСБ : «Да это с зоны – упал, отжался». Получается, что мы «по фене ботаем», только не на лексическом уровне, а на грамматическом. Это менее заметно, но более въедливо. Удивила широта охвата этими формами: как будто вся страна один большой лагерь. Но когда увидела эпизод из мультфильма про Добрыню Никитича, там он прямо эту лагерную форму и использует по отношению к своему приспешнику: «Упал, отжался», – поняла, откуда
масштабность. Очень политические эти мультфильмы про богатырей, которых низводят до уровня несерьезных людей.
А без таких слов, как «стоять!» и «свободен!» – ни один канал ни одного дня просуществовать не может.
Если головы людей забиты такими формами, чего от них можно ожидать доброго? Какие понятия и суждения в их головах сформируются! Пренебрежительное отношение к языку, а через него к мышлению грозит национальной безопасности страны. Во Франции есть Министерство французского языка. А мы из когда-то самой грамотной и читающей страны
превратились в самую телефонизированную: телефон, особенно у молодежи, стал продолжением руки. Молодые люди уверены, что телефон их развивает, делает умнее, это очень удобно: не надо ничего учить, читать, запоминать, телефон вместе с компьютером все проблемы на себя возьмут.
Сообщения о приезде такси, о поступлении денег на банковскую карту приходят, написанными латинскими буквами. Почему так? Мы же не латиняне, почему все это нельзя на кириллице сообщить?
Про воспитание силы воли говорить перестали – это никому не нужно, а сила воли с интеллектом связана.
Чувство собственного достоинства связано с чувством патриотизма. Его тоже хотят воспитывают, не хотят не воспитывают. Я в школе много лет проработала: не понаслышке знаю.
Общество же как никогда нуждается в людях, обладающих высокими нравственными качествами. В погоне за лидерством, богатством, властью
люди теряют человеческий облик. В основе воспитания должны быть традиционные духовно-нравственные ценности. Приобщиться к ним человек может в основном в Церкви. Ибо школа, оторванная от истинных корней и не ставит перед собой подобных целей.
За последние годы Русская Православная Церковь накопила опыт духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Одним из средств такого воспитания является церковнославянский язык, изучение которого помогает воцерковлению. Он объединяет ныне живущих с миллионами праведников, когда-либо служивших Богу. Это язык Святой Руси. Он остался родным для всех подлинных чад Православной Церкви и после возникновения русского литературного языка, который основан на древне– церковнославянском, и отрыв от церковнославянского обрекает его на гибель.
Н.М. Пугачёва, Председатель правления Пензенского регионального отделения «Союз православных женщин» в Пензенской области, преподаватель русского языка и литературыhttp://www.voskres.ru/idea/pugacheva.htm