Молитва материМария Сараджишвили«Материнская молитва со дна моря достанет».
Народная мудрость
***
Эта история произошла в Хашури в декабре 2003 года.
Мамука давно положил глаз на Мариам. Лицо как у голливудской звезды, фигура как у топ-модели. Ну чего еще желать? А то, что он, Мамука, сам до тех стандартов не дотягивает и Мариам в качестве кандидата в мужья совсем не нравится, – так это дело десятое, легко поправимое. Еще с биографией у Мамуки не все в порядке и «финансы поют романсы». Так и это не беда. Безработных мужчин вокруг столько, что считать устанешь. Что ж теперь, не жениться, что ли?
Говорят, против лома нет приема. В такой ситуации главное – машину достать, маршрут заранее спланировать, рассчитать нужное количество бензина, да еще парочку друзей надежных. И все.
Так все делают, когда на взаимность не рассчитывают или знают наверняка, что от родителей девушки поворот на 180 градусов получат.
Вон Гоча, третий дом слева, свою жену три раза воровал. Два раза отец дочь на полдороге успел отбить и домой вернуть. Но на третий раз сам уже не стал спорить. Доказывай теперь людям, что Гоча свое дело провернуть не успел. Кто ее потом замуж возьмет? Так и осталась Медико за Гочей, хоть и не любила его, и старше нее он на 15 лет, и в тюрьме отсидел. Зато сейчас живут душа в душу. Третий сын уже школу заканчивает.
Или Лексо, пятый дом направо по улице. У того с первого раза все получилось, хотя родители Нино его на дух не выносили. Успел Лексо буквально за полчаса до появления ее родственников стать реальным мужем. О чем и объявил с гордостью новоиспеченным сватам. Все, мол, была ваша Нино, а теперь моя жена. И меня тут не нервируйте, а то мало не покажется. Да и Нино под раздачу может попасть. Жена сразу мужа должна слушаться. Без повторений. И рыкнул для пущей убедительности, как потом сам рассказывал: «Я ясно излагаю?» Так и ушла погоня ни с чем. Но это их проблемы. Живут, правда, Лексо с Нино не очень. Он часто бьет ее. И вся былая красота ее пропала – сорока лет нет, а выглядит хуже некуда…
Короче, Мамука сказал, Мамука сделал. Все подготовительную работу грамотно проделал и в один прекрасный день умыкнул Мариам, когда она из школы возвращалась домой. Друзья его Важа и Нуго тоже чисто сработали – за считанные секунды ее в машину запихали. Мариам только и успела, что слабо вскрикнуть. Тут же дали по газам и рванули быстрее из Хашури, пока никто на улице не сообразил, что случилось. Да в тот момент и людей-то почти не было. Жара. Только через квартал на углу какая-то бабка семечки продавала.
Дальше тоже все просто, четко по плану. Завезли ее в Западную Грузию к столетнему деду Нуго. Мамука и тут все просчитал. Пока семья Мариам будет его родственников шерстить, да всех объезжать – время потянется. А про дом деда Нуго точно никто и не догадается, что именно туда надо ехать.
Мариам плакала и твердила: «Дайте мне позвонить маме! Будьте людьми!»
Мариам плакала и, как заведенная, твердила: «Дайте мне позвонить маме! Дайте позвонить! Будьте людьми!»
Мариам хватились дома только к вечеру. Сперва ее мама Нуну думала, что у подружек где-то дочь застряла. Пока всех обзванивали, пока выясняли, время прошло. К ночи печальное предположение стало реальным мерзким фактом: Мамука, негодяй, украл дочь и уже далеко увез. Скорее всего, ничего уже не поправишь. Время упущено.
На крики и плач Нуну сбежались соседи. Стали давать советы, опробованные в таких случаях: надо ехать по родственникам Мамуки и там искать Мариам. Может, еще не все потеряно.
– ...Дядя Мамуки, да ты его знаешь, Эмзар зовут, живет в Гоми. Помнишь, на свадьбе у Нукри вместе были? Живет он недалеко от станции. Въедешь, бери чуть правее. Потом полквартала еще, и ворота синие увидишь.
– …Бесо, двоюродный брат Мамуки. Он недавно из Кутаиси приехал, за покрышками ездил. У автовокзала живет. Там на повороте будка сапожника стоит. Он точно скажет...
Отец с братом собрались и поехали по адресам, названным сердобольными соседями. Женщины суетились вокруг Нуну с валерьянкой. На нее было страшно смотреть. Мамуку в зятья не захотел бы никто. Характер очень уж гнилой и с похмелья буйный. Плюс семья вся в долгах. В трех магазинах все нисиад (в кредит. – Прим. авт.) берут.
Тут Русико, одна из соседок, сказала неожиданно:
– Тут не плакать, тут молиться надо. Может, не успеет он ничего сделать. Хоть бы ему помешал кто.
Русико обернулась к всем вокруг:
– Вы тоже помолитесь.
Нуну буквально рухнула перед небольшой Иверской иконой Божией Матери и зарыдала:
– Неужели никто из этих ребят не верит в Бога?! Господи, молю Тебя, просвети разум того, кто из них больше в Тебя верит! Пусть даст мой дочери позвонить! Хоть бы мне услышать ее голос, жива она или нет!
В этот момент Мамука с друзьями отмечали удачно провернутое дело и начало семейной жизни. Мариам сидела рядом заплаканная и время от времени продолжала умолять:
– Дайте мне телефон!
Вдруг один из похитителей, Нуго, подскочил на стуле и закричал:
– Достали вы меня своими разговорами! Сейчас я ей дам мобильник позвонить домой. Говорите, что хотите, а я так сделаю!
Пока все соображали, что он сказал, он протянул Мариам телефон: «Хочешь позвонить домой?»
Пока все соображали, что он сказал, он протянул Мариам телефон: «Хочешь позвонить домой?»
Нуну еще не отошла от икон, как раздался звонок. Брат Мариам схватил трубку. И стал повторять, точнее, выкрикивать адрес.
– Эй, записывайте кто-нибудь...
Нуну уже бежала к телефону, не замечая соседей на пути и вырывая трубку.
В ту же ночь Мариам вернулась домой...
***
Святой Георгий Победоносец, грузинская икона Пожар, как милость БожияПроизошло это в 1997 году.
Дома у Варвары раздался звонок. В трубке послышался голос немолодой женщины:
– Ты можешь сейчас ко мне прийти?
– А что случилось? – ответила Варвара вопросом на вопрос, хотя близкие ей не раз говорили, что отвечать вопросом на вопрос – это дурной тон. Но против натуры идти – труд великий.
– Я только что потушила пожар. Надо все убрать.
Свободное время у Варвары было, да и идти было недалеко. На соседнюю улицу. Почему бы не сходить? К тому же интересно, что произошло. Пожар ведь не каждый день бывает.
Приходит любопытная Варвара и видит, что в комнате действительно разгром впечатляющий. На балконном окне крошечной комнатки – остатки обгоревших занавесок. В полуметре от окна – обугленный паркет. Только в углу – нелогичное: нетронутый огнем святой угол с бумажными иконами.
– Это просто чудо какое-то, – рассказывает Нина Парменовна – обитательница комнаты, еще бодрая пожилая женщина с живыми глазами и совершенно седыми волосами. Варвара ее знала по церкви. Досье, составленное из слухов, выглядело примерно так: ей за 70, а может, около 80-ти, преподаватель английского языка. К вере пришла около двадцати лет назад, потеряв младшего сына. А квартиру эту снимает из-за сложной обстановки дома. С невесткой не могут общий язык найти. Вот и живет она на старости лет суверенной республикой на чужой жилплощади.
Я молилась святому Георгию и просила: если что-то должно случиться с сыном, пусть это произойдет со мной
– Я сейчас читала акафист святому Георгию, – продолжала Нина Парменовна, собирая уборочный инвентарь, – и молилась так, как никогда в своей жизни. Я чувствую, что что-то случилось с моим старшим сыном. Он уехал в Турцию по делам. Большая семья, понимаешь, и все с претензиями. Уже неделю от него нет вестей. Я себе места не нахожу. Вот я и молилась святому Георгию, чтобы он сохранил его. И просила: если что-то должно с ним случиться, пусть это произойдет со мной. Я оставила зажженную свечу и вышла на кухню. Не помню, кажется, я провела там совсем мало времени. Смотрю, а из комнаты валит дым. Позвала соседей, еле-еле залили водой. Понятия не имею, как буду оправдываться перед моей хозяйкой. Но чувствую, что это был ответ на мою молитву. Хорошо, что возник пожар. Иначе что-то непоправимое бы с сыном случилось.
Немного погодя, когда Варвара с хозяйкой вдвоем стали скоблить паркет стеклом, выяснилось, что дощечки сожжены на полсантиметра в глубину. Не то что стекло, циклевка была бы бесполезна.
И Варвара задумалась: как получилось, что при таком пламени бумажные иконочки даже не обуглились по краям?
В общем, отбыла Варвара к себе под впечатлением. И вопросов у нее много. Почему пожар возник? Случайность, небрежность или «ответ на молитву»? Поди разберись. Непонятно.
Через несколько дней до Варвариных ушей дошло продолжение этой истории.
Оказывается, Мераб и его трое друзей попали в автокатастрофу в Турции. Трое тут же погибли. Их потом в цинковых гробах привезли в Тбилиси. А Мераб в бессознательном состоянии был доставлен в стамбульскую больницу. Узнав об этом, мать с женой тут же вылетели в Турцию. Перевезли его домой. Через два месяца, когда он уже смог самостоятельно передвигаться, все видели, как мать подводила его к Причастию.
– Турки мне говорили, – рассказывала Нина Парменовна после службы, – что там такое творилось, муха бы не спаслась. Это его ваш Бог спас! – сказали они. Они же не знали, что у него около сердца было Евангелие и 90-ый псалом, который я ему положила...
Хочется добавить немногое. Вот комментарий женщины по имени Майя на одном из грузинских форумов:
Машина была разбита вдребезги, а у Лаши на лице только одна царапина. Господь сохранил моего сына невредимым в жуткой аварии
– Действительно, молитва матери имеет огромную силу. 22 августа 2012 года, прочитав, как обычно, утром «Молитву матери о своих детях» я почувствовала необыкновенное возбуждение. Проводила сына на работу и не могла найти себе места. Плачет сердце – и все тут. Вечером позвонила Лаше на мобильный. Он ответил, что через час будет. Как будто что-то заставляло меня еще раз прочесть эту молитву. Я так и сделала. Уединилась у икон и стала читать. Что за чудо, читаю, а слезы сами текут. Кончила читать, сын звонит: «Мама, я попал в аварию 10 минут назад!» Оказалось, что машину сильно ударили спереди, а сзади, почти одновременно, наехал «Камаз». Наша машина была разбита вдребезги, а у Лаши на лице только одна царапина от удара. Никакого перелома или сотрясения мозга. Это был мне подарок от Бога. Услышал меня Господь и сохранил моего сына невредимым в жуткой аварии.
26 ноября 2014 годаhttp://www.pravoslavie.ru/put/75425.htm