Русская беседа
 
30 Октября 2020, 20:57:25  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 8 9 [10]
  Печать  
Автор Тема: Православные просветительские курсы. Лекции  (Прочитано 25872 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83398

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #135 : 30 Марта 2020, 21:54:48 »

Александр Ужанков

ЛЕКЦИЯ 7. ПОВЕСТЬ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» КАК ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ А.С.ПУШКИНА И ВЕРШИНА ЕГО ТВОРЧЕСТВА

Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»



9 марта филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Повесть “Капитанская дочка” как духовное завещание А.С. Пушкина и вершина его творчества». Действие драмы разворачивается в России в период правления императрицы Екатерины II и связано с восстанием Емельяна Пугачёва.

В начале лекции Александр Ужанков сказал, что проведет сравнительный анализ «Капитанской дочки» и романа «Евгений Онегин»:

«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”».



Профессор отметил, что сюжеты произведений крайне схожи между собой:

«Пушкин, который придумывал и раздаривал сюжеты всем налево и направо (например, Гоголю, который тоже заимствовал один из них), вдруг использует для своей повести практически тот же сюжет, что использовал в “Евгении Онегине”».

Александр Ужанков отметил, что Пушкин писал эту повесть более трех лет. В ранние годы это было совершенно на него не похоже. Такие рассказы, как «Капитанская дочка», - по объему чуть больше ста страниц - он писал за две-три недели. «Капитанской дочкой» Пушкин подвел итог всему своему творческому пути. В 30 лет Пушкин уже не соглашался с героем из романа «Евгений Онегин», он пересмотрел произведение и написал «Капитанскую дочку».



«Капитанскую дочку» часто называют духовным завещанием Пушкина. Александр Ужанков объяснил этот так:

«Можно сказать, что в этом романе Пушкин выступает против Пушкина. Сначала - тот, кто написал “Евгения Онегина”, потом - тот, кто написал “Капитанскую дочку”. Пушкин начинал этот роман как атеист, а закончил его - как глубоко верующий человек».

«Александр Пушкин “Капитанскую дочку” пишет как патериковый рассказ - сжато и лаконично. В один абзац он помещает описание надвигающегося бурана. Например, Толстой потратил бы на это 16 страниц. Своей краткостью Пушкин хочет принудить читателя самому додумать и представить картинку описываемого. А Толстой не доверял читателю и писал со всеми деталями - “мало ли что...”».




О чем это произведение? Оно всё пронизано любовью. Все кого-то любят. Есть только один человек, который никого не любит - Швабрин. «Он в Бога не верует, и душегуб», - говорила Василиса Егоровна.

Александр Ужанков предложил с другого ракурса посмотреть на это произведение:

«Главная тема здесь - милосердие. Когда Гринев первый раз повстречал Пугачёва, он проявил к нему милосердие, а во вторую их встречу уже Пугачёв проявил милосердие по отношению к Гриневу. Третья встреча - это проявление милосердия их обоих по отношению к Маше Мироновой. Но милосердие - это любовь. Значит эта повесть - о любви».



В заключение Александр Ужанков отметил, что на протяжении всей повести Пушкин пытался показать проявление промысла Божия в жизни человека: три раза Петруша проявлял свою волю по гордыне - всё это оборачивалось против него. И с момента встречи с Пугачёвым происходит изменение в его жизни - в повести появляется промысел Божий. «Предав себя воле Божией, Петруша засыпает».

Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 16 марта в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме: «Духовная нищета “маленького человека” в повести Н.В. Гоголя “Шинель”».

Лекция
(продолжительность: 1:51:38)

https://youtu.be/Hc2z1p_z-do

Александр Ужанков

Московский Сретенский монастырь


http://pravoslavie.ru/129660.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83398

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #136 : 04 Апреля 2020, 10:17:32 »

Александр Ужанков

ЛЕКЦИЯ 8. ДУХОВНАЯ НИЩЕТА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»

Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»



16 марта в Актовом зале Сретенской семинарии прошла онлайн-лекция профессора Александра Ужанкова на тему «Духовная нищета “маленького человека” в повести Н.В. Гоголя “Шинель”». Лекция шла онлайн на канале монастыря в YouTube и в прямом эфире в Instagram-аккаунте Сретенского монастыря.

Александр Ужанков начал со значения имени Акакий. Акакий был назван в честь отца:

«Имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Оно означает – незлобивый. Здесь Гоголь, вполне вероятно, отсылает к подвижнику Акакию из “Лествицы” преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, незлобие в квадрате».

Профессор рассказал об образе Акакия Акакиевича, главного героя повести:

«Нельзя сказать, чтобы он был замечателен: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным».

«Внешнее - это суть отражения внутреннего», - отметил профессор.



В повести контрастирует «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой». Александр Ужанков рассказывает о христианском образе в повести:

«Вот здесь мы видим, как входит тема христианская в это повествование: все братия во Христе, и все носят образ Божий, поэтому относиться к любому человеку надо как к иконе Бога».

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнес ее к портному Петровичу, чтобы тот залатал ее, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.

«Давайте обратимся к арифметике. Акакий Акакиевич получал в среднем в год 400 рублей. Это 33 с небольшим рубля в месяц. Чтобы сшить шинель, Петрович попросил сначала 150 рублей. Но потом Акакий Акакиевич поразмыслил, подумал, что Петрович согласится на 80. Итак, сколько не есть, не пить нужно Акакию Акакиевичу? 2,5 месяца. Но, - замечает хитрый Гоголь для невнимательного читателя, - дело всё в том, что у Акакия Акакиевича была привычка с каждого рубля по грошу (то есть по 2 копейки) откладывать в кубышку. И вот там накопилась сумма более 40 рублей».

«Смотрите, 40 рублей уже есть. И Гоголь замечает: “А где еще взять 40 рублей?” Акакий Акакиевич решил не есть, не пить в течение года, чтобы накопить. Но к какому-то там празднику Акакию Акакиевичу обещали премию в размере жалования, а дали 60 рублей. 40 и 60 – это сколько будет? 100, это уже больше 80. Тогда, спрашивается, зачем Акакий Акакиевич копил год? Всё очень просто. Потому что Гоголь хотел показать, что вопрос не в том, может ли он сшить себе шинель или не сшить. Всё это время, в течение года духовно согревала его мысль о приобретении будущей шинели, чувство предвкушения».


Акакий Акакиевич купил новую шинель. Однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошел в департамент в новой шинели. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч. После этого герой вернулся домой и скончался.

«После Акакия ничего не осталось. Человек приходит в этот мир нагим и уходит нагим, ничего не может с собой взять в мир иной. Спрашивается, так в чем же смысл повести? В 40-е годы XIX века, как и в наше время, мало кто читал Евангелие, сравнивал свою жизнь с Евангельскими истинами. И Гоголь через это произведение попытался открыть читателям эти истины. В Евангелии сказано: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”, а сокровище Акакия осталось на земле – вот главный смысл».

После лекции профессор ответил на вопросы участников. Зрители задавали их через социальные сети, лектор отвечал в прямом эфире.

Лекция
(продолжительность: 1:25:02)

https://youtu.be/TqlfMgFYvsQ

http://pravoslavie.ru/129883.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83398

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #137 : 16 Октября 2020, 15:16:04 »

Лекция 1. Для чего человеку христианство?

Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»



8 октября 2020 года в Духовно-просветительском центре Сретенского монастыря Сергей Комаров провел первую онлайн-встречу курса «Господь – просвещение мое» на тему «Для чего человеку христианство?»

На встрече были рассмотрены вопросы:

+ Что такое грех? Каждый ли человек – грешник? Кто в этом виноват? Что такое первородный грех? Связан ли первородный грех с деторождением? Отвечают ли дети за грехи родителей? Почему Бог не мог простить согрешивших людей? Что означают термины «прародительский грех», «первородный грех», «личный грех», «следствия грехопадения»?

+ Что означает церковный термин «спасение»? Спасение от чего? Спасение, благополучие, счастье: есть ли связь? Почему человеку необходимо спасение? Смысл термина «оправдание».

+ Кто такой Иисус Христос как Спаситель в богословском аспекте? Как спасает нас Христос? Что такое искупление? Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа и как его понимают различные богословы.

Встреча
(продолжительность: 1:06:02)

https://youtu.be/Is1i2_4OKeA

https://pravoslavie.ru/134630.html

Сергей Комаров
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83398

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #138 : 22 Октября 2020, 19:00:45 »

Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание

Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»



15 октября 2020 года в Духовно-просветительском центре Сретенского монастыря Сергей Комаров провел вторую онлайн-встречу курса «Господь — просвещение мое» на тему «Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание».

На встрече были рассмотрены вопросы:

+ Феномен веры в Бога. Откуда и что мы знаем о Боге? Кто написал Библию? Почему она называется Священным Писанием и Словом Божиим? Почему правильное понимание Писания только в Церкви? Как читать Библию? Церковная экзегетика Священного Писания.

+ Что такое Священное Предание? Формы Священного Предания. Уровни Священного Предания.

Встреча
(продолжительность: 1:21:39)

https://youtu.be/nPc-owpD8MI​

Сергей Комаров

https://pravoslavie.ru/134749.html
Записан
Страниц: 1 ... 8 9 [10]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!