Павел Шацких
Новичок
Сообщений: 7
Православный
|
|
« : 26 Декабря 2006, 10:18:10 » |
|
Здравствуйте, все участники форума, я продолжаю вопрошать! На этот раз меня интересует, как церковь православная относится к сомнению и сомневающимся в вере? Это грех или необходимый момент в становлении настоящего христианина? Возможно ли без сомнения самому, личностно отнестись ко всем догматам и истинам православия?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей
|
|
« Ответ #1 : 26 Декабря 2006, 12:17:22 » |
|
Возможно ли без сомнения самому, личностно отнестись ко всем догматам и истинам православия?
Попробуйте. Не пожалеете. Знаете, как учат плавать? Бросают в воду.
|
|
|
Записан
|
Андрей
|
|
|
Павел Шацких
Новичок
Сообщений: 7
Православный
|
|
« Ответ #2 : 26 Декабря 2006, 13:12:41 » |
|
Попробуйте. Не пожалеете. Знаете, как учат плавать? Бросают в воду. Но вспомним Петра, который, чудным образом пройдя несколько шагов по воде, не смотря на это усомнился и начал тонуть. Но он то рыбак, хорошо знающий море и личный ученик Господа, а я... Остерегаться ли мне сомнения как разрушающей стихии, как однозначно негативного явления или в нем есть польза?
|
|
« Последнее редактирование: 26 Декабря 2006, 13:31:28 от Павел Шацких »
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #3 : 26 Декабря 2006, 14:58:27 » |
|
Когда возникает сомнение,то помогают молитвы и исповедь. На себе проверяла.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Сестрица
Постоялец
Сообщений: 203
православная, РПЦ
|
|
« Ответ #4 : 26 Декабря 2006, 15:50:51 » |
|
как церковь православная относится к сомнению и сомневающимся в вере? Это грех или необходимый момент в становлении настоящего христианина? Возможно ли без сомнения самому, личностно отнестись ко всем догматам и истинам православия?
Дорогой брат, мы в зависимости от нашего духовного возраста не всегда можем принять cразу все христианские догматы. Это именно непринятие, а не сомнение, ведь вряд ли вы думаете, что Святая Церковь обманывает нас. Неприятие происходит от того, что у Бога своя Правда, а у нас - своя, маленькая, но удобная; и разум тоже свой, маленький, привыкший командовать нами и не хотящий склониться под начало Творца Вселенной; и совесть - как раз по нашей мерке, которой не очень-то по нраву евангельские заповеди. Но Господь не оставляет искреннюю душу, и постепенно, через малозаметные для других, но очень убедительные для нас лично моменты, приводит ее к Себе. Тогда все учение христианское становится для нас твердым и чистым алмазом, встав на который, уже не подвижимся. Если позволите, я приведу Вам ответ святителя Феофана Затворника, данный одному лицу примерно по такому же поводу: "У нас вошло в обычай слепой вере противополагать разумную, а под разумною верою разуметь веру ученую, которая не довольствуется одним тем основанием, "что так Бог повелел и верую", - но ко всему примешивает и соображения своего ума, и когда начнет говорить о предметах веры, то говорит о них так, как бы это было постижение ума его, стыдясь даже помянуть, что так Бог повелел, видя в этом унижение уму своему. У иных это доходит до того, что они и совсем верить не хотят ничему такому, что не сумеют подвести под начала своего разума и согласовать с суммою добытых ими понятий и с установившимися в голове воззрениями на сущее. На это скажу: никакого нет греха доискиваться некоторых умовых соображений в уяснение и полнейшее уразумение предметов веры. Это делали нередко и святые отцы. Но надо заметить, что к существу веры это ничего не прибавляет, и есть совсем побочное или придаточное дело. Будь это или не будь, вера, верующая Богу, как сказано, нисколько от того не теряет. Кто набрал себе таких соображений, не имеет у Бога преимущества пред тем, кто не имеет их, а искренно и ясно верует во все веруемое по тому одному, что Бог так повелел. Это замечание надо крепко держать в уме, чтоб не породилось лукавое в сердце предпочтение своих соображений тому единственно прочному основанию: Бог так повелел, и верую. ...само собою уже разумеется, что по мере того, как дается предпочтение своим соображениям, вера слабеет и теряет свое значение, а где своим только соображениям верят, там и совсем веры нет, а есть умствования о предметах веры. Когда строятся в уме умовые соображения о предметах веры, тогда наиболее приходят и недоумения, колеблющие веру. Правда, что они подкрадываются и в душу, детски верующую. Но тут им обычно никакого хода не дают, сразу прогоняя их, в той уверенности, что это наверное какой-либо кривотолк. Но так же надобно поступать и тем, которые не довольствуются и не умеют довольствоваться простою верою. Недоумения против веры то же суть в области веры, что дурные помыслы и позывы, противные добронравию и заповедям в сфере жизни. ...Это первый акт - отбить недоумение, оставаясь на стороне веры без колебаний. Когда это сделано, и покой веры возвращен сердцу, тогда можно против недоумений искать разъяснений, кто хочет. И это не мудрено. Их всегда можно найти в восстановлении точного учения о предмете веры, подвергшемся нападкам недоумений. Все недоумения исходят оттого, что какой-нибудь предмет веры затемняется, и ясное представление его не созерцается. Коль скоро этот недостаток будет восполнен, тотчас недоумение рассеется само собою. Грешат против сего много те, которые, лишь только родилось какое недоумение, тотчас переходят на сторону его, и вражески готовы выступить против веры, мечтая в то же время, что они начинают действовать неким возвышенным образом, - не то, что иные невежды, слепцы, и проч. - Хорошо ли делает тот, кто, лишь только пришло дурное желание, тотчас переходит на сторону его и исполняет его? - Конечно, дурно. Дурно делает и тот, кто, как только родилось недоумение, тотчас вместе с ним начинает вооружаться против веры. Когда недоумение касается такого предмета, о котором известно Божие определение, то такого рода действование есть богоборство. Законный образ действования должен быть такой: пришли недоумения - не допускай их до сердца и не возмущай ими покоя веры; оттолкни их, стоя с сердцем на стороне веры, а потом ищи разъяснения. Придет разъяснение - добре; не придет - беда не велика. Покой веры цел, - не слепой, а той, которая видит и знает, как повелел Бог. Повелевает неложный Бог, а недоумения кует нам умишко, - задорный, но слепой." http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/feofan/admonition/5.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Шацких
Новичок
Сообщений: 7
Православный
|
|
« Ответ #5 : 27 Декабря 2006, 09:56:46 » |
|
Дорогой брат, мы в зависимости от нашего духовного возраста не всегда можем принять cразу все христианские догматы. Это именно непринятие, а не сомнение Спасибо, неравнодушная Сестрица, за подробный ответ! Я внутренне принимаю поучения Феофана Затворника, но для продолжения интересной беседы мой горделивый умишко выносит на обсуждение несколько "но". Считаю нужным отличить неприятие от сомнения и считаю, что сомневающийся не тот, у кого лишь родилось недоумение, сразу становится на его сторону. Сомневающийся стоит на середине, балансирует в центре своеобразной качели, не склоняясь ни к однозначному "да", ни к категорическому "нет". Я ратую за сомнение не равнодушное, безразличное к итогу своего вопрошания, а созидающее, которое уже содержит в себе предчувствие истины, которое зажигает в душе огонь и заставляет человека самостоятельно обосновывать свою позицию. Христос же предрекал, что к концу времен будет много лжепророков, выдающих себя за Спасителя. И как человеку уберечь себя от этих сетей? Мне думается, уберечь от легковерия и лжеверия помогает сомнение, конечно вкупе с молитвой. Итак, сомнение есть категорическое зло, дитя гордыни или?... Прошу, поделитесь соображениями!
|
|
« Последнее редактирование: 27 Декабря 2006, 10:10:13 от Павел Шацких »
|
Записан
|
|
|
|
Павел Шацких
Новичок
Сообщений: 7
Православный
|
|
« Ответ #6 : 27 Декабря 2006, 10:36:27 » |
|
Когда возникает сомнение,то помогают молитвы и исповедь. На себе проверяла. Дорогая Анна, возможно я ошибаюсь, но вы, видно, относитесь к сомнению как к искушению и греху, которое нужно поскорей отогнать от себя или попросить за него прощения у Бога. Да, возможно так и нужно делать опытному монаху, старцу, твердо следующему за Христом, который есть путь, и истина и жизнь. А как быть новоначальному, лишь приходящему к Богу? Вот он смотрит на мир и видит несколько мировых религий с множеством последователей. Вроде говорят, что Бог один, но служат Ему по-разному. А отличие лишь в культе, или есть более глубокие разногласия между, скажем, католиками и православными? Это мы зрим в право-славии правильное прославление Творца, а новоначальный поинтересуется - так ли это на самом деле? Есть замечательный пример из нашей истории, когда князь Владимир перед крещением направил своих послов к мусульманам, католикам и к православным посмотреть, кто как служит и какая где жизнь протекает. И вернувшись, сказали послы (точно не помню, извините), что лишь у православных при богослужении дух возвышается и поет, красиво все и благолепно. Вот о каком Владимирском сомнении я говорю. Или вы не считаете это примером сомнения?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #7 : 27 Декабря 2006, 13:19:40 » |
|
Дорогая Анна, возможно я ошибаюсь, но вы, видно, относитесь к сомнению как к искушению и греху, которое нужно поскорей отогнать от себя или попросить за него прощения у Бога. Да, возможно так и нужно делать опытному монаху, старцу, твердо следующему за Христом, который есть путь, и истина и жизнь. А как быть новоначальному, лишь приходящему к Богу?
Да, Я отношусь к сомнению именно так. И вы попробуйте молиться,сходите на причастие и пройдёт сомнение. Другого средства все равно не дано. Для новоначальных, у которых Вера ещё не крепка вообще не желательны раздумья о разных религиях,действительно можно зайти не туда. Попробуйте осмыслить : почему вы родились русским и именно в России,которая изначально обустраивалась как Православная страна.Зачем новое искать,когда уже по-факту вы родились для Православия. Может Вам это поможет уйти от сомнений , и что именно Православие - для вас, а не другие религии. Мне это помогало.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Сестрица
Постоялец
Сообщений: 203
православная, РПЦ
|
|
« Ответ #8 : 27 Декабря 2006, 14:02:26 » |
|
Я ратую за сомнение не равнодушное, безразличное к итогу своего вопрошания, а созидающее, которое уже содержит в себе предчувствие истины, которое зажигает в душе огонь и заставляет человека самостоятельно обосновывать свою позицию. Христос же предрекал, что к концу времен будет много лжепророков, выдающих себя за Спасителя. И как человеку уберечь себя от этих сетей? Мне думается, уберечь от легковерия и лжеверия помогает сомнение, конечно вкупе с молитвой. Итак, сомнение есть категорическое зло, дитя гордыни или?... Прошу, поделитесь соображениями!
Дорогой брат, теперь, когда Вы точнее определили, что подразумеваете под термином "сомнение", позвольте предложить Вам размышления И.Ильина. Надеюсь, Вы не обидитесь, что я Вам предлагаю опять чужие труды, а не свои - просто все, что я бы хотела сказать, выражено в них исключительно точно, верно, ясно, чего мне не удалось бы достичь. Вот ссылка на работу "О религиозном сомнении" http://kraevedenie.chat.ru/iljin/iljin12.htmи ее последний абзац как резюме: "...вера, прошедшая через религиозное сомнение, приобретает крепость несомненности после сомнения: она становится насыщенной удостоверением и приобщается к религиозному покою и религиозному равновесию достигшего духа. Такая вера не страшится ни слова, ни спора, ни критики, ни упрека в "субъективизме", ибо она, пройдя путь предметного искания и нахождения, искусилась и в опыте и "методе". И потому она встречает критику спокойным и благожелательным предложением: "Испытуем же Предмет еще раз совместно! Смотри духовным оком из живой любви - и увидишь Бога!".
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Павел Шацких
Новичок
Сообщений: 7
Православный
|
|
« Ответ #9 : 28 Декабря 2006, 09:55:06 » |
|
Попробуйте осмыслить : почему вы родились русским и именно в России,которая изначально обустраивалась как Православная страна.Зачем новое искать,когда уже по-факту вы родились для Православия? Анна, завидую вашему смиренномудрию! Да, я - русский и вырос в православной семье, с детства приучен отцом к молитве и церкви. Возможно, к двадцати годам утерял ту детскую крепость веры и (наверно, вы так думаете) являюсь тут искусителем, мысли и вопросы которого неполезно читать. Хорошо, а если я родился бы в стране и семье, где проповедуется что-то неправославное, опасное - кришнаитство, к примеру? И считал бы, что думать о другой вере опасно, ведь можно зайти и заблудиться, отпасть от религии своей страны? Как же тогда возможно мое обращение в православие? Я понимаю, что ваша душа, ваш религиозный опыт, духовное наитие подсказывают, что вы на правильном пути. А как встать вместе с вами на православную молитву бывшему кришнаиту, если бы он когда-то не усомнился в своей вере? Значит, неправославному можно и нужно сомневаться, а православному запрещено? Я воронкой кручусь около того смысла сомнения, которое описал И.Ильин и с которым знакома Сестрица. А вы, Анна, читали Ильина?
|
|
« Последнее редактирование: 28 Декабря 2006, 11:00:47 от Павел Шацких »
|
Записан
|
|
|
|
Владимир Штоль
|
|
« Ответ #10 : 28 Декабря 2006, 12:18:03 » |
|
Попробуйте осмыслить : почему вы родились русским и именно в России,которая изначально обустраивалась как Православная страна.Зачем новое искать,когда уже по-факту вы родились для Православия? ... а если я родился бы в стране и семье, где проповедуется что-то неправославное, опасное - кришнаитство, к примеру? И считал бы, что думать о другой вере опасно, ведь можно зайти и заблудиться, отпасть от религии своей страны? Как же тогда возможно мое обращение в православие? ... Я воронкой кручусь около того смысла сомнения, которое описал И.Ильин и с которым знакома Сестрица. А вы, Анна, читали Ильина? Мне выпало родится не в православной стране, и жить не в православной стране. К православию я бы не дошёл, если бы не сомневался. Вот так и шёл, в сомнении, из строгого холодного неприемлемого душой католицизма в неудовлетворяющее бездуховностью лютеранство, и оттуда в страшное своей пустотой(потом уже понял - безбожием) и опустошающим душу "просветлением" по методу джайниста Ошо. Уже в отчаянии найти что-то, опустошённый бездонными провалами "прозрений", я пришёл в небольшой православный приход, куда бы без этого самого сомнения никогда не пришёл бы. ... здесь остался ... надеюсь, что Господь смилостивится, и я останусь здесь навсегда ... Сомнения не исчезли, одни уходят, другие появляются, но есть спокойное чувство верного пути. Беспокоится приходиться о собственной невоцерквлённости, неспособности понять то или иное в силу собственной несостоятельности, нежелания. В этом смысле сомнения гложут душу и поддалкивают к молитве, к размышлениям. Простите, что привожу пример на личной жизни, но может быть и он будет полезен. С уважением. Владимир PC:Хотелось бы добавить, что я не хочу этим письмом оскорблять или унижать искренне ищущих, верующих инаковерующих. Я не говорю о Ваших душах и опыте. Я говорю о себе.
|
|
« Последнее редактирование: 28 Декабря 2006, 19:49:49 от Владимир Штоль »
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #11 : 28 Декабря 2006, 13:18:20 » |
|
Анна, завидую вашему смиренномудрию! Да, я - русский и вырос в православной семье, с детства приучен отцом к молитве и церкви. е описал И.Ильин и с которым знакома Сестрица. А вы, Анна, читали Ильина?
Напрасно завидуете. Сомнения и у меня бывают. Я рассказала,как я с ними борюсь. Ильина читала совсем немного. Общее представление .
|
|
|
Записан
|
|
|
|
р.Б. Михаил
Постоялец
Сообщений: 141
За Православного монарха. За Великую Святую Русь.
Православный прихожанин, РПЦ Московского Патриархата
|
|
« Ответ #12 : 28 Декабря 2006, 23:07:21 » |
|
Сомнения, на мой, грешный взгляд, есть ни что иное как дьявольское искушение. В идеале вера доллжна быть чиста. В великих знаниях великие скорби. Чем больше человек знает, тем больше у него сомнений. Думаю, простой деревенский дурачек, в тысячу раз ближе к Богу, чем академик. Важно понимать, что вера она на то и вера, чтобы верить, а не знать. Господь на то и дал нам свободу и не дал нам знания, чтобы мы могли выбирать -верить или нет. Но если уж верить, то изгонять сомнения из жуши и растить истинную веру из надежды, которая есть у каждого. Поэтому, надо молить Господа об избавления от сомнений.
р.Б. Михаил
|
|
|
Записан
|
Простите, кого обидел, р.Б. Михаил
|
|
|
Павел Б.
|
|
« Ответ #13 : 29 Декабря 2006, 09:25:07 » |
|
р.Б. Михаил [/quote] Сомнения, на мой, грешный взгляд, есть ни что иное как дьявольское искушение. Знаете,Христос не покарал апостола Фому за его сомнение,а даже позволил прикоснуться к Своим ранам... Диавольское искушение,говорите?А как же тогда отличить Веру от лжеверия,если только не усомниться в последней? В идеале вера доллжна быть чиста. В великих знаниях великие скорби. Чем больше человек знает, тем больше у него сомнений. Думаю, простой деревенский дурачек, в тысячу раз ближе к Богу, чем академик. Важно понимать, что вера она на то и вера, чтобы верить, а не знать. Что-то не стыкуется у Вас,простите. Вера должна быть именно Верой Истинной,а не лжеверием.Это во-первых. Отличить помогает Дух Святый Божий,Святое Писание,заключающее в себе знания о Спаситале и спасении. Деревенский дурачок? В Православной традиции,юродивый-это духовидец...вот такой как раз "у Бога" по народной присказке. А дурачок-пьяница и лодырь-он,что таков же будет? Сомневаюсь!
|
|
|
Записан
|
Духовность России есть Христос. Вне Христа, вне Православного понимания Христа никакой духовности у России быть не может... о. Василий, один из трех монахов, убитых в Оптиной пустыни
|
|
|
|