Русская беседа
 
26 Апреля 2024, 22:40:57  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение  (Прочитано 13280 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 26 Февраля 2023, 00:51:57 »


Не отвергающий зло отвергает Божие прощение

Слово в Прощеное воскресенье

Протоиерей Александр Шаргунов




Мы все знаем, что должны прощать, но очень часто не знаем как. И вот, в сегодняшнем Евангелии за литургией мы слышали: чтобы научиться прощать, мы должны научиться принимать прощение, которое нам дано. Принять прощение и обрести способность прощать — это одно и то же. Есть один только непрощаемый долг — когда мы не прощаем другим. Желая научить нас истинной жизни, Господь прощает наш огромный долг, совершенно несопоставимый с тем, что нам должны другие. Никогда и ничем невозможно оплатить наш долг, а Господь прощает его. Если мы примем этот дар Господень, мы сделаемся способными прощать другим.

Ужасной ошибкой будет полагаться на свои силы, думая, что как-нибудь я заглушу обиды, постараюсь все забыть. Простить — не значит забыть. Забыть — значит предать все быстротекущему времени, которое постепенно стирает все. Здравым и счастливым характером обладает человек, умеющий забыть мелкие обиды, не делающий из мухи слона. Но невозможно забыть то, что серьезно. Когда то, что разрушено — важно и существенно для жизни, забвению нет места. Это очевидно для всех не только в зримых вещах.

Отказываясь забыть, сохраняя долг памяти, люди сохраняют свое достоинство. Уроки истории преподаются нам Богом для того, чтобы мы не отупели нравственно и не допустили повторения торжества зла. Забыть — значит примириться с убийством святой Царской семьи, с ужасами ГУЛагов, с массовым убийством невинных людей, с сегодняшней войной против нашего народа. Такое забвение — полное бессилие, в то время как прощение, наоборот, — свидетельство великой духовной силы.

Прощение не может быть примирением со злом. Подобная ложная добродетель, для которой все относительно — так что уже нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи, а есть только так называемая стабильность в душе человеческой и обществе, — не имеет никакого отношения к христианству. И пусть весь так называемый «цивилизованный» мир ради защиты этой «стабильности», ради утверждения греха Содома и Гоморры как нормы, ополчится против нас с отвержением и судом тех, кто еще не стыдится носить на своей груди крест, и с угрозами «мы заставим вас быть, как все» — мы не должны уступить врагу рода человеческого. Потому что из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол. Помним мы эти слова апостола: «Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фесс. 5, 3). «Мир, мир, — говорят они, — а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — свидетельствует пророк (Иез. 13, 10—11). Преподобный Сергий Радонежский не благословил великого князя Димитрия на заключение мира с полчищами Мамая, а послал с ним двух воинов-монахов в сражение. Насколько серьезней то, что сегодня происходит на Украине, за которой стоят объединенные силы Америки и Запада с его присутствующими не только в исторической памяти Наполеонами и Гитлерами! Не всякий мир прекрасен — напоминает нам сегодня святая Церковь. Мы должны быть воинами Христовыми, носящими в одной руке Евангелие, а в другой меч, говорит священномученик Владимир Киевский. И сегодня кровь наших воинов — тех, кто сражается за наше Отечество и свободу жить по совести и правде, — освящается кровью христианских мучеников. Как сегодня сказанные звучат эти слова святого Царя-мученика Николая, обращенные к русскому воинству после насильственного отречения от престола, когда у власти уже находилось Временное правительство: «К вам, горячо любимые мною войска, обращаюсь с настоятельным призывом отстоять нашу родную землю от злого противника. Нынешняя небы­валая война должна быть доведена до полного поражения врагов. Кто думает те­перь о мире и желает его, тот изменник своего Отечества — предатель его. Защищайте нашу великую Россию изо всех сил. Слушайте ваших начальников. Всякое ослабление порядка службы (дисциплины) только на руку врагу. Да благословит вас Господь Бог».

К несчастью, и среди христиан имеет все большее распространение этот отказ видеть и анализировать события апокалиптического масштаба, быть терпимыми ко всему и тем самым не препятствовать приходу самого худшего. Прощение не имеет ничего общего с такой терпимостью. Все знают слова святителя Филарета Московского: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Это то, что касается судеб народов и Церкви.

Но и в личном плане нельзя простить, пока не будет увидено и названо по имени зло, которое совершилось. И конечно же, прощение — это не извинение. Извинение бывает там, где все произошло как бы нечаянно, по случайной ошибке. Прощение тут не при чем. Потому что прощение стоит лицом к лицу с тем, что не извинимо. С подлинным злом, совершенным по отношению к человеческой личности.

Тот, кто прощает, видит зло. Он не действует по первому чувству — боли, страха, гнева или отвращения. Он действует любовью. На самом деле прощение — избыточествующая любовь, которая никогда не отвергает человека. Тот, кто прощает, не дает победить себя злу, причинившему ему страдания. Он не остается безучастным, он реагирует. Но реагирует, не разрушая, а напротив, восстанавливая то, что было разрушено. Восстанавливая разрушенное — любовью, сила которой преодолевает все. Тот, кто прощает, исполнен уважения к тому, кто сделал ему зло. Потому что он не хочет уничтожить его, смешать его со злом, умалить его до зла, которое он сделал. Тот, кто прощает, не ведет себя так, будто ничего не произошло. Но он ясно видит, что происходит. Он не старается извинить, покрыть все туманом неясных формулировок.

В действии прощения любовь являет себя такой, какая она есть. Она обращена к тому, кто сделал зло, потому что любит его. Не зло любит, которое он сделал, — зло она ненавидит. И чем больше любит человека, тем больше ненавидит зло, губящее его. Любовь не обманывается тем, что этот человек из себя представляет. Именно поэтому она знает, что человека нельзя низвести до зла, которое он сделал. Прощение Божие обладает такой силой любви. Бог дает ее нам. И Он дает по правде, Он дает до конца Своей самоотдачи, Своего Божественного дара.

Есть в образе дара Божия нечто превосходящее наше разумение. Праведный Иов вопрошал Бога о непрестающем торжестве зла. Бог сказал ему, что у Него есть еще в запасе время. Когда пришла полнота времен, Господь наш Иисус Христос явил Себя как прощение Божие в действии.

Его благовестие началось с прощения людей. До последнего Своего дыхания Он прощал. Он ел и пил с грешниками, Он простил самарянку и во многие грехи впадшую жену в доме Симона фарисея, и женщину, осужденную на побиение камнями. Он спас их. Он молился за тех, кто пронзил Его тело и душу. Он простил Петра, отвергшегося от Него трижды, и распинавших Его. Прощение Божие явилось во плоти. Таков путь прощения, потому что это путь любви.

Но любовь — это высшая правда. «Идет князь мира сего, — говорит Господь, — и во Мне не имеет ничего». Его правда — свет, в котором нет никакой тьмы. И потому прощение Христово, как имя Божие, не может быть произнесено всуе. Только по мере того как человек устремляется покаянием к правде Божией, может он принять прощение от Христа. В противном случае будет не только поругание святыни прощения, но и уничтожение человека как личности, способной отделять добро от зла.

То, что делает Бог, превосходит всякое воображение. Где умножается зло, там избыточествует благодать Божией любви. И мы должны увидеть все происходящее сегодня в этом свете. Прощением, воссиявшим от гроба, до конца будет прощать Бог, возвращая к жизни всех Своих блудных сыновей и блудниц, глухих и немых, слепых и прокаженных. Но в этом свете прощения, снова и снова подчеркнем, мы должны так же ясно видеть, что зло всегда неправедно, и в нем — разрушение жизни. Оно никогда не может быть оправдано, и оно должно быть отвергнуто до конца. Не отвергающий зло отвергает Божие прощение. Только любовью Божией, Его прощением может быть измерено наше покаяние и наша свобода. Потому что жизнь каждого человека и вся история человечества находит свое завершение у Креста Христова.

Христос победил диавола, чтобы мы не были побеждены им. И потому имена наши написаны на небесах. Христос — Победитель, потому что Он Сын Божий, и мы победители, потому что Он даровал нам Свою победу.

Он дал нам наступать на всю силу вражию, чтобы мы не были больше побеждаемы его хитростью и ложью ни с той, ни с другой стороны. Чтобы не приняли мы духа злобы его и не допустили обессоливания соли любви. Чтобы победа, которой мы обладаем во Христе, Победителе ада и смерти, была нашим спасением и вечной радостью, принятием Христова прощения и принесением миру дара прощать.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 26 Февраля 2023, 00:52:39 »


Чин прощения в Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания




В последнее воскресенье перед Великим Постом на вечернем богослужении в храмах (после отпуста вечерни) совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, честный отче. Прости и нас, грешных, и благослови».

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.



Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Чин прощения берет свои истоки из монастырской жизни египетских монахов. Они на время Великого поста усиливали подвиг молитвы и готовились к светлому празднику Пасхи, расходясь по дебрям и пустыням для уединенных подвигов, а затем обыкновенно возвращались в монастырь.

Монахи понимали, что могут и не вернуться: кто-то мог быть растерзан дикими зверями, кто-то погибнуть в безжизненной пустыне. И потому прежде, чем расстаться, они просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что эта их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и, благодаря этому, - с самим Богом.



С течением времени эта традиция - просить прощение - перешла ко всей Церкви. И ныне, совершая чин прощения, священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Прощеное воскресение также именуется «Адамовым изгнанием из Рая». В этот день Церковь вспоминает самое страшное событие, которое произошло с человечеством от сотворения мира. Адам и Ева злоупотребили даром свободной воли и нарушили божественную заповедь послушания. В итоге они были изгнаны из рая. Окончилось блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза» как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Это скорбное событие и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия.


Изгнание Адама из рая

Изгнание наших прародителей из рая произошло за их непослушание и невоздержание. Так и наше возвращение в Небесное Отечество происходит через послушание Богу и Церкви, а также через воздержание и пост. Борьба с грехом - это необходимый подвиг на пути к Богу.


По материалам azbyka.ru, ruskline.ru
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 26 Февраля 2023, 10:44:06 »

Неделя воспоминания Адамова изгнания. Прощеное воскресение



В начале Великого Поста (в Прощеное воскресенье) Церковь вспоминает о главной трагедии в истории человечества — изгнании Адама из рая. Есть известное изречение (его приписывают разным людям — то Честертону, то Нибуру), что первородный грех — единственный из христианских догматов, доступный непосредственному наблюдению. Люди самых разных убеждений соглашаются, что с миром что-то глубоко не так. Буддисты полагают, что существование — это страдание, и хотят уйти от него в Нирвану; марксисты рвутся этот мир переделать; гностики (всех видов) полагают, что он изначально плох и хотят сбежать из него в чистую духовность; христиане говорят о том, что он был создан благим и пал.

Атеисты используют это состояние мира, чтобы отрицать благого Бога; аргумент «от зла» самый серьезный в атеистическом наборе, фактически, единственный серьезный аргумент. У него есть, однако, принципиальная особенность, благодаря которой он, похоже, указывает совсем в другую сторону. Зло есть некая порча, что-то недолжное, что-то, на что мы реагируем словами «так не должно быть». Смерть юноши — зло, потому что он должен был жить долго и счастливо; смерть старика — биологическая неизбежность, но мы тоже переживаем ее как зло. Люди должны любить друг друга и жить в братской приязни, поэтому проявления бесконечной войны всех со всеми есть зло.

Но тогда, чтобы говорить о зле, мы должны признавать что-то «должное», то состояние мира и человека, которое нарушено злом, цель, мимо которой промахивается мир, путь, с которого он сбился. Мир и человек могут уклониться от своего подлинного предназначения, только если это предназначение существует: вы не можете сбиться с пути, если никакого пути нет. Но если это так, то есть Тот, кто предназначает, воля и замысел, начертавшая путь, с которого мы сбились.

В мире без Бога говорить о зле бессмысленно — ну да, все живое грызет друг друга, а вы как думали? Жизнь есть воля к власти, смерть — обязательная часть процесса, этика любви и сострадания — ухищрение слабых, которые хотят обуздать сильных, совесть — «голос стада».

Чтобы говорить о зле, мы должны признать две реальности — в основании мира лежит благая воля, которая задает его предназначение, то, каким он должен быть; мир от этого предназначения отпал. Как произошло это отпадение? У нас есть не только библейское повествование о падении Прародителей, у нас есть непосредственный опыт — мы повторяем это падение семь раз на дню, когда поступаем не так, как должны. У нас есть свобода выбора, и мы выбираем — неправильно. Доктрина грехопадения очень точно описывает наш опыт.

Но не только опыт наших личных падений, но и опыт нашей надежды. Если мы видим наше нынешнее состояние как падшее, неестественное, ненормальное, мы можем надеяться на спасение; если это нормальное состояние, то и надеяться нам не на что. Если мы пребываем в изгнании из отечества, это значит, что отечество у нас есть и есть надежда вернуться.

Если мы уже на месте, то нам некуда больше возвращаться. Доктрина грехопадения говорит о том, что мы — принцы в изгнании, и эти лохмотья — остатки царственного одеяния, и что Отец намерен вернуть нас в прежнее достоинство; отрицая падение, мы признаем, что родились и умрем нищими, и эти лохмотья — все, что у нас было, есть и когда-либо будет.

Мы переживаем тоску по Отчему Дому, и где-то в глубине нашего сердца всегда живет плач Адама по утерянному раю, томление по небесной радости, по чему-то бесконечно большему чем все, что нам может дать этот мир. Мы, конечно, можем — как некоторые это и делают — объявить эту тоску иллюзией, решить, что человек — это не принц в изгнании, а дисфункциональная обезьяна, которая, в силу какого-то случайного эволюционного сбоя, приобрела странные потребности, выходящие за рамки биологического императива — плодиться, чтобы пожирать, и пожирать, чтобы плодиться. Мы можем подавлять в себе эту тоску, ни на минуту не оставаясь в тишине и забивая всю свою жизнь хоть чем-нибудь — работой, развлечениями, политикой, препирательствами, скандалами — чем угодно, лишь бы не оставаться наедине с собой и своей бедой.

Но мы можем — как зовет нас Церковь — дать волю слезам и оплакать свою горькую потерю: «Раю мой, раю, прекрасный мой раю! Раю мой, раю, прекрасный мой раю!» И тогда мы обретем надежду — вернуться домой, к той вечной радости и вечной красоте, и вечному ликованию, от которого мы отпали в Адаме и к которому возвращаемся во Христе.


Сергей ХУДИЕВ

https://foma.ru/izgnanie-adama-nashe-padenie-i-nasha-nadezhda.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 26 Февраля 2023, 10:49:01 »

МУРЗИН Евгений, священник

Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают



Прощеное воскресенье можно назвать венцом подготовительного периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Христиане примиряются друг с другом, чтобы с чистым сердцем, не отягощенным обидой и злобой на ближнего, начать поститься «постом приятным, благоугодным Господу», как сказано в одной из стихир (богослужебных песнопений), которая поется на первой великопостной неделе.

В нашем восприятии Прощеного воскресенья есть одна опасность — его формализация. Обычай просить прощения перед началом поста стал настолько привычным, что мы порой не осмысливаем происходящее, заученно отвечая на просьбу человека о прощении: «Бог простит, я прощаю. Прости и ты меня» — и думая о том, что до наступления следующего дня надо бы успеть еще хорошенько заговеться блинами.

На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. Великим постом, для того чтобы усилить молитвенный подвиг и в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост.

Пустыня — опасная среда. Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых тварей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Это прощение перед расставанием было для них и своего рода прощанием с братией. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды этот обычай распространился на всю Церковь и утратил свой изначальный смысл.

События последнего года, когда привычный жизненный уклад пошатнулся, а мир, еще вчера казавшийся таким симпатичным и стабильным, вдруг погрузился в растерянность и тревогу, показали, что изначальный смысл Прощеного воскресенья забывается зря. Человек смертен. И это было бы полбеды. Как точно подметил известный персонаж Булгакова, он иногда «внезапно смертен». И Прощеное воскресенье, особенно в настоящее время — на фоне происходящего вокруг, напоминает нам об этом.

Напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. А для того, чтобы научиться, поступать так не раз в году, в Прощеное воскресенье. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая. Это заповедал нам Сам Господь, отвечая на вопрос апостола Петра: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21–22).

https://foma.ru/iznachalnyj-smysl-proshhenogo-voskresenja-o-kotorom-mnogie-zrja-zabyvajut.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #49 : 26 Февраля 2023, 10:59:43 »

"ПРОСТИТЕ ХРИСТА РАДИ!": ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ


ФОТО: PATRIARCHIA.RU

26 февраля у православных христиан – Неделя сыропустная (последний воскресный день перед Великим постом, в который на трапезе ещё допускаются молочные блюда, яйца и рыба). Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (по древней церковной традиции все христиане в этот день испрашивают прощения друг у друга, это делается для того, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой). Сегодня, помимо заговенья на Великий пост, совершается память целого ряда известных по именам святых.

Прежде чем приступить к рассказу о сегодняшних святых, стоит напомнить, что во всех православных храмах в этот день совершается древний церковный Чин прощения, когда все пастыри, архипастыри и даже Предстоятели Православных Поместных Церквей, включая и нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, коленопреклонённо просят прощения у своей многочисленной паствы. И мы также делаем глубокий земной поклон, испрашивая прощения, молитв и благословения на Великий пост. Это побуждает избавиться от одних из самых главных грехов, отдаляющих нас от Бога: гордыни и порождаемого ею злопамятства. От неспособности прощать, а соответственно, и самому испрашивать прощения у тех, кого вольно или невольно мы могли обидеть.

https://tsargrad.tv/articles/prostite-hrista-radi-proshhjonoe-voskresene-cerkovnyj-kalendar-na-26-fevralja_728528
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 26 Февраля 2023, 11:18:09 »

Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ

День прощеного воскресенья: научиться прощать



Последний день перед началом Великого поста в православной Церкви принято называть Прощеным воскресением. О значении этого дня, Чине прощения и умении прощать «Фоме» рассказал протоиерей Максим Первозванский.



День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, как бы напоминая нам о приближении Великого Поста.

Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») — самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, — мы приходим уже подготовленными.

Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями — золовкины посиделки, тещины вечерки — как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.



Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.

Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.

Простить непрощаемое

Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то у них отняли: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей... Как же вести себя по отношению к тем, кого простить не можешь?

Любого человека — даже самого страшного тирана — можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Хотя это ни в коем случае не значит, что мы должны его оправдать. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.



Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться — лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь — это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку — то есть я осуждаю не его, а себя — то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни — от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.

Простить по-настоящему — как?

Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло — это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим, написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди — ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.

Следующий, очень важный шаг в деле прощения — отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.



Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.

Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной — кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.

И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Не надо удивляться, что порой у вас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться — а молиться и думать, что с этим можно сделать.

https://foma.ru/den-proshhenogo-voskreseniya-nauchitsya-proshhat.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #51 : 17 Марта 2024, 14:39:43 »

Прощёное воскресенье. Чин прощения



Мы вплотную приблизились к Великому посту. Христова Церковь ставит нас перед осмыслением Святой Четыредесятницы. Отнестись к этому мы должны серьёзно, вдумчиво, ответственно. Пост предваряется Прощёным воскресеньем, чтобы мы простили ближним все согрешения против нас. Это условие абсолютно необходимо для стяжания чистоты сердца — задачи, которую мы будем решать в период прохождения постнического поприща. Можно, конечно, упростить чин прощения и свести его к чистой традиции, переняв при этом, положим, обычай отцов-пустынников, которые на время Святой Четыредесятницы уходили из монастырей в Синайскую, Египетскую и другие пустыни. Расставаясь с обителью, они прощались друг с другом и тут-то взаимно испрашивали прощение. Это, конечно, убедительный пример для подражания, но если мы воспримем его только как обычай, то пройдём мимо вероучительной значимости упомянутого деяния отшельников. Суть Божиего замысла в вопросе оставления грехов выражена в словах Спасителя Христа, поставившего Своё прощение в причинную зависимость от нашего прощения друг друга: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф6:14). Это выражено Спасителем столь категорично, что апостол любви Иоанн Богослов доносит нам смысл этих Христовых слов в таких выражениях: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин4:20). Этот-то радикализм и поставлен Христом Спасителем как условие прощения наших грехов, а значит — нашего приближения к Богу. Обусловлено это вот чем.

Своим воплощением Христос Спаситель поставил Своё Божество в особую близость с воспринятой Им человеческой природой. А через человечество Своё Он соединил Себя со всем человечеством. Он сочетал людей в такое единство, что мог сказать: И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф18:5). В полном соответствии с этим и к человеку предъявляются Божии требования. Не простого повиновения от человека ожидает Бог; Божии повеления и реакцию на них трепещущего творения знало и ветхозаветное человечество. Нам же Христос простирает со Креста Свои объятия и взывает: Человече, даждьми сердце. И Бог ожидает от нас не просто воздержания от грехов; Он ждёт от человека абсолютной святости: Будьте святы, потому что Я свят (1Пет1:16). Потому мы ныне должны будем в чине прощения примириться с ближними не традиции ради, — мы от всего сердца простим все их согрешения, сполна раскроем всем и каждому своё сердце. Этим мы раскроем его и Богу своему.

Перед такой духоносной задачей мы ныне поставлены. Посему придём сегодня вечером во святой храм с полной раскрытостью сердца, с готовностью обнять ближнего. Примем его, как Самого Господа, отпустим сполна и каждому согрешения против нас. Тогда и Христос отпустит нам согрешения наши и соделает нас живыми членами Церкви — Своего Царства.

Чин прощения

Дорогие братья и сёстры о Христе. Мы собрались ныне в храме для того, чтобы встать перед Лицом Бога Живаго. Да осенит Он нас Своим благословением, дабы раскрылись сердца наши и стали так пространны, чтобы вместился в них небесами Невместимый Бог. Это Он дарует нам возможность раскрыть объятия и выразить своё благоволение нашим ближним, испрашивая прощение у каждого. Это, как мы знаем, непременное условие для очищения нашего сердца и для изменения ума. Цель нашей жизни — любовью сочетаться со Христом. Но нельзя любить Бога и при этом ненавидеть брата своего. Для того-то и дарует нам Христова Церковь чин прощения, дабы мы со всеми были примирены.

Припадём же к стопам Спасителя нашего, попросим Его, чтобы Он даровал нам благоговейное и трепетное отношение к ближнему, чтобы всякий встречный, как это переживается христианскими подвижниками, предстал нам богом после Бога. И испрашиваем этого дара у Бога мы не по своим заслугам, а исключительно по Его благости.

Дерзки, грубы, жестоки бывали мы к ближним, а сами в то же время хотели бы, чтобы ближние относились к нам с предупредительностью, с чистосердечием, с нежностью. Положим же и мы эти начала в основу наших отношений к ближним. Чистосердечно, искренно, от всего любящего сердца испросим у каждого прощения, чтобы и на нас излил Господь Своё благоволение и простил нам согрешения наши.

Прошу и я вас, честные отцы, и вас, дорогие братья и сёстры о Христе, простить меня. Знаю, как повинен я перед вами. Бывал и резок, обрушивался гневным словом — и это тогда, когда нужно было всё покрыть любовью. За все это, Христа ради, простите меня. Простите и за то, что сполна не выполнил своего призвания: должен был днём и ночью в молитвенном бдении предстательствовать за каждого из вас, но по немощи, по лени я этого не исполнил. Должен был бы не только внешним благолепием облагородить Божий храм: надлежало мне ещё дополнить это таким горением сердца, от которого смогли бы возжечься и ваши сердца, дабы и каждый из вас соделовал бы своё спасение пламенеющей любовью друг ко другу и вошёл бы живым членом в Божию Церковь — мистическое Христово Тело. Но здесь я мало в чём успел. Посему вы, честные отцы, и Вы, дорогие певчие, и вы, возлюбленные братья и сёстры о Христе, проявите ко мне своё благоволение, простите всё, чем я согрешил перед вами — делом, словом, помышлением.

Испрашиваю и для вас Божией милости, дабы Бог Своею благодатью и человеколюбием, Своим милосердием и благостию, благоволением и любовью благословил каждого из вас. Да проявит Он милость Свою к каждому из вас, да вселит в сердца ваши небесный свет и радость! Да ниспошлёт Он и Свою благодатную помощь, дабы всем нам во Святую Четыредесятницу так совершить очищение душ и телес, чтобы грядущая Пасха Христова встречена была нами не как календарный праздник, а переживалась бы в ликовании, радости, как новая жизнь во Христе.

Протоиерей Владимир Тимаков

Альманах “Альфа и Омега”, № 52, 2008

https://azbyka.ru/days/p-proshhenoe-voskresene-chin-proshhenija
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #52 : 17 Марта 2024, 16:11:11 »

Дорогие братия и сестры!





Сегодня Прощеное Воскресение. Прошу простить меня, многогрешного - кого обидел словом или делом, кому досадил, к кому был недостаточно чуток и внимателен.

Со своей стороны я всех прощаю, прости Вас, Господи. Желаю всем крепости духовной и телесной с пользой для души пройти Великую Четыредесятницу и встретить Святую Пасху с радостью о Господе нашем.

Ваш во Христе Иисусе,
многогрешный р.Б.
А.В.

« Последнее редактирование: 17 Марта 2024, 16:22:20 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!