Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 09 Января 2015, 21:45:43 » |
|
Святая земля Иерусалим и Палестина
Эти малые строки моей повести о днях моего пребывания в Святой Земле с благоговением посвящаю я великим иерархам, которых избрал Господь от всего Православного Mиpa быть в наши дни молитвенниками во святейшем священнейшем граде Своем.
Духоносный, вдохновенный, сияющий неземной красотой лик Митрополита Келадиона, бывшего Местоблюстителем Патриаршего Престола Иерусалимского в дни нашего пребывания в Палестинe, навеки глубоко врезался в мое сердце печатью благоговения, печатью благодарности, печатью горячей во Христе любви, также как и образ Высокопреосвященного Митрополита Мелитона, нынешнего Местоблюстителя Патриаршего Престола, с которым также привел меня Господь совершать св. Литургию в священную ночь Рождества Христова. Эти великие Архипастыри Церкви Христовой во Иерусалиме, по милости Божией низводящие в заветный предпасхальный день своей вдохновенной молитвой Небесный Огонь на землю, хранящие ныне Престол Христовой Церкви в Иерусалиме, оказали столько любви, столько внимания нам, недостойным и скромным пришельцам далекой восточной страны. На их любовь мое сердце ответило любовью, и светлейшая память о священных днях нашего пребывания в Святой Земле, навеки слилась в душе моей с образом духоносного Apxипастыря Митрополита Келадиона и величавого Владыки Митрополита Мелитона. И ныне, уже вдалеке от Святой Земли и ее благословенных предстоятелей, продолжаю я с любовью хранить крепкую духовную нить взаимного общения с иерархами Святой Земли. Многажды получал я исполненные мудрости и вдохновения послания от Митрополита Мелитона и Митрополита Келадиона. Эти драгоценные послания снова и снова пробуждали в душе моей священнейшие воспоминания, которые навеки неизгладимо вписала в моей памяти Святая Земля.
Святая Земля – родная земля для каждого Православного христианина. Это давно, давно понял и сердцем почувствовал русский человек, и с самого начала христианства на Руси непрестанной волной стремились русское люди в пределы Земли Обетованной. Даже ныне, когда Родина наша в плену у гонителей, преследующих веру Христову, её духовная связь со Святой Землей не порвалась, не прекратилась. Неустанным молитвенником за родную землю пребывает там высокий духом и разумом русский Православный Архипастырь Архиепископ Анастасий[1]. Ныне, когда голос Церкви призвал его быть ближайшим помощником и сотрудником Кормчего нашего Зарубежного Церковного Корабля, Блаженнейшего Митрополита Антония[2] Владыка Анастасий продолжает хранить духовную связь со Святой Землей, почерпая у её святынь духовные силы для своих многообразных трудов.
Глубокой любовью, тонкой, чуткой, внимательной заботливостью окружил он нас за дни нашего пребывания в святых пределах. В течение всех этих двенадцати дней он нераздельно отдал нам все свое драгоценное время, руководя нами во всех путях по Палестинской земле. И его любимый мной образ, знакомый мне еще с детских лет, будет всегда нераздельно слит в благодарных молитвах и в теплых воспоминаниях моего сердца со священными образами Святой Земли.
Эти три драгоценных имени ставлю я в начале моей неумелой повести и им посвящаю с любовью и благодарностью эти малые строки.
***
«Се восходим во Иерусалим»...
При одной мысли, что ты, недостойный и немощный, вступаешь в Святейший Град Господень, во Иерусалим, необычайный духовный трепет и чувство высокого благоговения овладевает тобой.
Здесь все свято, все проникнуто Божественным дыханием, Христовой Божественной любовью и потому ты ощущаешь себя как бы опаляемым невидимым благодатным огнем. Здесь даже физически ощущаешь самое очертание своего трепещущего сердца, вмещающего до края, до предела священнейшее дыхание Святой Земли.
Если некогда голос из Огненной Купины говорил праведному пророку Моисею: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято есть», то во сколько раз страшнее нам немощным переступать грешными стопами святейшую Сионскую землю, на которой постоянно невидимо пылает Божественный огненный пламень, озаряющий эти места, где совершилась Тайна земного служения Христа Спасителя.
«Слава, Господи, страстем Твоим и Воскресению» – шепчут уста путника, вступающего со страхом Божиим на землю Иерусалимскую, и мысль постепенно пробегает страницу за страницей святого Евангелия, действительные отпечатки, явные отображения коего здесь всюду видны.
Вот перед нами святая и страшная Голгофа с Животворящим Крестом Христовым, под которым, по преданию, в горе некогда первосвященник Мельхиседек похоронил тело первого человека, нашего праотца Адама. Невдалеке пещера, где был погребен и где воскрес Христос. Тут чувствуется знамение победы над смертью, тут дано воскресение каждому смертному человеку и здесь каждая бессмертная душа стремится чрез очищение покаянием вернуть себе образ богоподобия. Вот святейшее место, где Христос Спаситель со Креста усыновил Своей Божественной Матери ученика Своего Иоанна Богослова и в его лице всех нас, все человечество.
Видна Гефсимания, где Христос молился перед Своими страданиями, где Иуда предал своего Учителя на смерть.
Входим со страхом и трепетом в Сионскую горницу, где была совершена первая Евхаристия – Тайная Вечеря, где Христос в прощальной беседе раскрыл перед учениками Своими всю полноту Божественной любви к возлюбившим Его, ко всему миру. Здесь же Дух Святый сошел на Апостолов.
Там все кругом Свято и Божественно. И вот об этой то святости и Божественности, о чудных, незабвенных двенадцати днях нашего пребывания во Святой земле будет ныне повесть моя.
I. Святой Иерусалим.
Был теплый, почти жаркий день, вернее утро 22 декабря[3], когда, скользя среди горных равнин, наш поезд приближался к святому городу, «граду великого Царя».
Только тот, кто в течение всей своей сознательной жизни будет таить в своем сердце, глубоко, на самой глубине его заветную священную мечту и потом вдруг, почти неожиданно, получит возможность её выполнения, только такой человек поймет всю глубину моей радости, моего духовного восторга в момент приближения к Иерусалиму. Увидать этот святой город, поклониться его величайшим святыням, стать свидетелем тех священных мест, где родился, жил, где учил, где пострадал за нас и воскрес наш Господь, было всегда с самых ранних детских лет заветной мечтой лучшей части души моей.
И ныне Господь исполнял эту мечту.
Серые, совершенно бесплодные, как будто выжженные горы бежали мимо окон вагона. Иногда попадались рощицы исполинских кактусов – этого растения, которое в недавние времена стало таким типичным для Палестины, иногда попадались маленькие домики местных жителей с плоскими кровлями, производившие впечатление как будто недостроенных именно благодаря плоским кровлям. Встречались караваны важных высоких верблюдов, водимых арабами, медленно двигалась группа осликов, груженных через спину товарами.
Горы Палестины, вообще достаточно бесплодные и серые были особенно бесплодны теперь, ибо, как нам рассказали впоследствии, вот уже два года, что в Палестине почти не было дождя, а почва этой Обетованной страны с древнейших времен ни в чем так не нуждается, как именно во влаге. И потому дождь в Палестине всегда вызывает радость и чувство благодарности Богу со стороны всех её обитателей.
В начале десятого часа утра перед нами вдалеке показались очертания города, замелькали дома современной архитектуры – здания нового еврейского Иерусалима. Поезд остановился у Иерусалимского вокзала.
Любовью, лаской, родной внимательной заботой встретила нас на вокзале Русская Духовная Миссия в Иерусалимe во главе с руководителем её – великим столпом Православной Русской Церкви Заграницей – Архиепископом Анастасием.
Через час мы, пройдя по серым узким Иерусалимским улицам, были уже у величайшей святыни, которую только имеет вселенная – у священнейшего Гроба Господня.
Перед входом в храм Господнего Гроба расположена большая серая каменная площадка, окаймленная рядами старинных колонн здесь, когда-то была стена древнего Константиновского храма, который был гораздо обширнее и во много раз величественнее нынешнего величественного Собора. (Разрушенные части древного храма пошли на постройку огромной мечети Омара, главного святилища мусульман Палестины.)
И вот, осеняя себя крестным знамением, с молитвой благодарения Богу мы переступили порог священного храма. Перед нами прямо против входа был камень помазания, на который после Распятия Благообразный Иосиф и Никодим возложили тело Спасителя, помазали миром, обвили плащаницею и отнесли во гроб; направо была Голгофа, а налево впереди вход во внутреннюю часть церкви, где находится Кувуклия, т.о есть сень над Гробом Господним, как бы отдельный храм внутри большого храма Воскресения.
С глубочайшим умилением мы преклонили колена пред священным Камнем Помазания, молясь «Тебе одеющемуся светом, яко ризою», Тому, Кто в оные дни покоился здесь бездыханным Пречистым телом, чтобы воскресить всех нас с Собою.
Камень Помазания осенен рядами неугасимых лампад, среди которых несколько лампад возожжено русскими руками за страдальческую русскую страну, конечно, и наша немощная слабая молитва была именно за нее же, за нашу многострадальную Родину, столько тысяч и миллионов раз устами своих бесчисленных паломников припадавшую к этому священному камню с тихой смиренной праведной молитвой.
Пройдя небольшую дверь во внутреннюю часть храма, мы оказались перед священной Кувуклией, под сенью которой находится Гроб Господень. Здесь молчание сковывает человеческие уста, здесь сердце замирает в молитве, ибо здесь святое святых всего человечества, всего христианского мира, здесь Божественный алтарь – Престол Божий для всей вселенной.
Сюда с древнейших времен направлены были духовные взоры всех христиан, здесь некогда трепетало великим благоговением сердце равноапостольного Царя Константина и его благочестивой матери Царицы Елены; здесь некогда с замиранием благочестивого сердца и со щедрыми дарами Церкви склонялся святой Царь Юстиниан; сюда со своими чистейшими молитвами приходили земные небожители, иноки обитатели Палестинских пустынь; за этот святейший Алтарь поднимали мечи свои доблестные крестоносцы, с благочестивой радостью умирая в знойных чуждых пустынях; ради счастья поклонения этому святому Гробу еще так недавно шли на бесчисленные страдания многие множества русских людей из далекой благочестивой Православной России.
Здесь совершилось все дело нашего спасения. Здесь вечность соприкасается с землей.
Итак, мы, благоговейно склонившись, вошли в первую часть священнейшего Гроба, в так называемый придел Ангела, где некогда Ангел явился женам мироносицам, возвещая им священнейшую радостную весть о Воскресении. Посредине этого придела стоит Престол, на нем совершается Божественная Литургия каждый день, начиная с 12 ч. ночи священнослужителями трех главных вероисповеданий, которым принадлежит Гроб Господень – Православными, католиками и армянами.
Низенькое каменное отверстие открывает вход в другую половину святого Гроба, в ту самую, где некогда возлежало Тело Иисусово, где совершилось священное Таинство Воскресения Христова.
Склонившись низко и войдя туда, мы опустились на колени, не смея ничего сказать. Здесь совершилось великое Таинство смерти и Воскресения Христа Спасителя, и потому здесь «да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, ничто же земное в себе да помышляя». Тут яснее, чем где бы то ни было, чувствуется веяние Неба, дыхание Вечности и потому так ясно сознает здесь человек всю свою ограниченность, свою ничтожность, тут ярче всего загорается то опаляющее душу стремление к небу, которое некогда горячим пламенем захватывало души христианские, направляя их в леса и пустыни для беспрепятственного созерцания Бога. Здесь постоянно царит то возвышенное, радостно-чистое святое чувство, которое нам недостойным и грешным Господь посылает лишь однажды в год, в священную Пасхальную ночь.
Над камнем, на котором некогда возлежало Тело Спасителя, возвышается образ Воскресения и опускается сорок одинаковых ценных массивных лампад, из которых также значительное число возожжено русскими руками.
Господи, молитвами этих бесчисленных русских людей, склонявшихся пред Святейшим Твоим Гробом, спаси землю Русскую!
Из Гроба Господня выходят, не поворачиваясь к Нему спиной, но благоговейно склонившись в низеньком проходе.
Прямо против Кувуклии находится величественный греческий храм Воскресения. Как известно, храм Гроба Господня вместил под своей кровлей несколько храмов различных исповеданий христианских, и из них каждый мог бы быть обширным и значительным отдельным храмом.
Через алтарь этого храма мы подошли к подножию святейшей Голгофы, представляющей естественную небольшую скалу, на которую ведут двадцать восемь ступеней.
С умилением и благоговением мы поднялись туда, где некогда стоял Крест Христов, где в оные священные дни терпел страшные муки за наши грехи Господь и Создатель наш.
На месте водружения Креста Христова стоит Православный Престол, а справа от него – престол католический. С пламенной молитвой припали мы к тому месту священной скалы, окованному серебром, где некогда был распят на Кресте Спаситель Mиpa. Справа и несколько позади от этого святого места в скале видна глубокая трещина не вдоль пластов скалы, а поперек. Эта трещина явилась в страшный час Крестной Жертвы, когда по слову Евангельскому, земля потряслась и камни распались.
Повторяя слова молитвы «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», исполняясь покаянного чувства, мы спустились со святой Голгофы опять к Камню Помазания. Недалеко от этого камня oгорожено серебряной решеткой место, на котором некогда в часы Распятия Христа стояла Матерь Божия, взирая на муки Божественного Своего Сына. И как верно и сильно устами церковной молитвы выражена скорбь Богоматери: «Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо, и любимое, на Кресте висяща и уязвляюся горце сердцем... Увы Мне, Чадо! болезни избегши в Рождестве Твоем, ныне болезненно терзаюся»..
Яркая, страшная, проникшая до глубин сознания мысль потрясла нас. Господи, ведь это все здесь, на этом самом месте совершалось! С величайшим трепетом, с благоговейнейшим страхом мы повернулись к Голгофе, туда, где два тысячелетия тому назад совершилось страшное величайшее Таинство. Безмолвна Святая Голгофа,полумраком, озаряемым только светом лампад, затянута ее святая вершина, но неизреченными таинственными голосами явственно гласит Спаситель в сердцах человеческих, теми самыми словами, которые некогда прозвучали с этой священнейшей вершины.
Часами можно стоять у подножия святой Голгофы на том самом месте, где некогда стояла Пречистая Богородица, глядя на муки Сына Своего Спасителя и Бога, соучаствуя в Его крестных муках муками Своего Пречистого Материнского сердца. Здесь часы будут казаться минутами, минуты длиться, как долгие часы, ибо в мгновенных образах, в часовых размышлениях здесь яснее, полнее и ярче, понятнее и понятнее становится неизреченная глубина дела нашего спасения, совершенного Господом.
В глубину Голгофы, в темную пещеру, где некогда совершилось обретение Креста, есть вход с противоположной стороны. В этой темной скалистой пещере бывает всегда торжественная служба в день Воздвижения Честнаго Креста Господня. Некогда там, в той пещере благочестивая Царица Елена обрела Крест Христов, а святой Патриарх Макарий воздвиг Его пред народом на прославление и поклонение. На месте обретения стоит Православный престол.
Из пещеры обретения Святого Креста мы прошли в католически храм, где хранится часть каменного столба, к которому Христос был привязан в темнице во время мучений. Этот столб окован серебряным щитом, открываемым только в Великую Среду.
Рядом с католическим храмом находится храм армянский, на месте, где разделяли ризы Христовы. Около Кувуклии приютился престол коптов и абиссинцев. Все племена, всё народы, все языки разными обрядами, разными наречиями славят Господа под одним общим куполом в этом месте спасения Mиpa, где совершилось дело нашего искупления, и часто в одно и то же время раздаются все молитвенные проявления: пение, чтение, звон колокольцев, музыкальные звуки, крики духовного восторга верующих – все это мощно сливается в общую молитву, усиливает религиозный подъем и умиляет при виде такой сильной огненно-пламенной веры народа.
Опять узенькими иерусалимскими улицами пошли мы к месту нашего пристанища в Русскую Православную Миссию. Положение её в настоящее время очень тяжелое, хотя и не такое отчаянное, как было в первые годы после войны, когда ей грозила непосредственная опасность потерять все окончательно.
Русская Православная Миссия в Палестине была основана, как известно, в 40-х годах прошлого столетия по настоянию архимандрита, впоследствии епископа, знаменитого путешественника по восточным странам Порфирия Успенского[4]. Первым настоятелем Миссии был отец архимандрит Антонин[5], оставивший неизгладимую память о себе во всей Палестине. Он первый стал приобретать в русское владение отдельные места в Палестине, совершая эти покупки с большой предусмотрительностью, глубоким знанием дела и осмотрительностью. Совершенные им приобретения до сих пор поражают каждого понимающего в этом деле человека своей большой обдуманностью и предусмотрительностью. Трудно выбрать лучшие места – наиболее важные, наиболее нужные. Это особенно сказывается в Палестине теперь, когда совершать новые покупки земельных участков совершенно нет возможности. Русское же сердце радуется, видя в каждом уголке Палестины, на каждом месте, освященном теми или иными святыми воспоминаниями, владения Русской Православной Церкви.
Преемник архимандрита Антонина, отец архимандрит Леонид[6] во всем всегда следовал примеру своего предшественника и также совершал разнообразные приобретения земли. Но так как во время его управления Миссией цена на землю в Палестине увеличилась во много раз, а надобность в скорейшей покупке участков стала ощущаться еще сильнее, то о. Леонид часто покупал в долг и торопливо, почему после войны Миссия оказалась в страшной опасности продажи за долги всего её имущества.
(Продолжение следует)
|