Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106549
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 22 Января 2015, 21:52:30 » |
|
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встречСегодня впервые со времени начала работы в 1906 году Государственной Думы первого созыва и восстановления в 1917 году Патриаршества в Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси выступает в зале пленарных заседаний Государственной Думы.Хотел бы с признательностью отметить неизменную готовность к конструктивному диалогу и взаимодействию, которые Русская Церковь встречает в Совете Федерации и Государственной Думе. Особую благодарность выражаю Сергею Евгеньевичу Нарышкину, председателю Государственной Думы, и Валентине Ивановне Матвиенко, председателю Совета Федерации, за важные инициативы, поддержку, плодотворную совместную работу, за то внимание, которое Федеральное Собрание уделяет жизни и служению Русской Православной Церкви и другим религиям и конфессиям России. Церковь является выразителем чаяний миллионов наших сограждан. Надеюсь, что понимание этого факта будет выражаться в решениях, в том числе принимаемых в ходе деятельности Парламента. Вчера, на открытии Рождественских чтений, я уже говорил о наиболее актуальных задачах взаимодействия Церкви, власти и общества. Но в своем выступлении здесь, в стенах Государственной Думы, хотел бы еще раз затронуть некоторые важные вопросы, которые волнуют меня как Предстоятеля Церкви. Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющиеся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками. Если задуматься о том, что такое справедливость (позвольте мне открыто сказать об этом в нашем собрании), мы выходим на идею Бога, потому что справедливость универсальна, и до недавнего времени не возникало никаких сомнений, как это понятие следует интерпретировать. А если в основе понятия универсальная истина, то она превышает возможности человеческого ума, человеческой инициативы и даже коллективного разума народов и сообществ. Однако сегодня справедливым, а значит и нравственным, стало считаться только то, что с новыми господствующими философскими и политическими установками находится во взаимодействии. И, напротив, всяческому порицанию, вплоть до отказа в праве на существование, подвергается иной взгляд, который демонизируется политически и идеологически ангажированными СМИ. Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается. «Хорошо то, что хорошо для великой Германии» — известный тезис. И нравственность исчезла. Когда мы нравственность обуславливаем коллективными, корпоративными, классовыми, идеологическими и прочими факторами, мы отказываемся от нравственного начала. И сегодня, когда нам говорят, что нравственно только то, что поддерживается мировыми СМИ, а все остальное является безнравственным, то мы перед собой имеем ту же самую проблему, через которую человечество уже проходило на путях разрушения нравственных начал. Идея абсолютного ценностного приоритета свободы, свободы выбора, подчеркиваю, и отказа от приоритета нравственной нормы, стал для западной цивилизации своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века, потому что наши предшественники, находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новшества, в том числе и законодательные, не задумываясь о том, что абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества, потому что выбрать-то можно и зло. Мы видим, какой драмой порой оборачивается ложно понятая свобода. Все это происходит от того, что из сознания и жизни людей исключается высшая справедливость и высшая правда. Последствия такой апостасии плачевны для человеческого общества, оно становится нежизнеспособным. Люди попытались решить эту проблему, делая акцент на идее главенства права. В таком случае свобода личности ограничивается лишь законами, которые призваны корректировать поведение человека, давать ответы на то, что дозволено, а что нет. Но зачастую мировоззренческие взгляды на тему свободы врываются и в сферу права, внося огромное внутреннее напряжение в законодательную систему и пагубно влияя на личную и общественную нравственность. Примеры известны. Это и легализация так называемых однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции. Все эти юридически закрепленные новации, противоречащие подчас не только нравственным ценностям, но даже общечеловеческому здравому смыслу и инстинкту самосохранения, получают все большее распространение и признание со стороны некоторых государств. К сожалению, упомянутые поведенческие законодательные идеи сегодня пропагандируются и даже навязываются России. И в значительной мере от активной позиции российских парламентариев будет зависеть способность нашей страны устоять перед лицом современных псевдоценностей, губительных для личности и человеческой цивилизации в целом. Не ставя под сомнение значение свободы, мы говорим о других ценностных приоритетах. На XVIII Всемирном Русском Народном Соборе, в котором принимали участие представители Церкви, лидеры крупнейших общественных сил, в частности — представители всех парламентских партий страны, было четко сказано, о каких фундаментальных ценностях идет речь. И формулируя этот набор ценностей, мы исходили из анализа своей собственной истории, потому что заниматься подобного рода дефинициями в отрыве от реального исторического контекста всегда опасно. И мы взяли этапы исторического развития России — Древняя Русь, связанная с Византией; Российская империя; революция; Советский Союз; новая Россия — и задали себе простой вопрос: а можно ли в каждом из этих исторических этапов выявить принципиально важное, что отличало ту эпоху, что сохраняет свою непреходящую ценность для современной жизни? И ответили: да. Древняя Русь, Святая Русь — доминанта святости и высоты человеческого духа. Мы обозначили эту ценность словом вера. Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. И мы нашли слово, которым покрывается эта реальность, — державность. Затем революция. Ни у кого не было стремления и желания представить лубочную картину этого страшного явления. Но возникает вопрос: а что-то хорошее было, или только кровь, только влияние иностранных центров, только навязывание России иного, не свойственного ей в то время образа жизни? А положительное было что-то, или только глупое, извините, тупое следование указаниям из-за рубежа через соответствующие политические силы внутри страны? Мы ответили: было стремление людей к справедливости. Если бы этого стремления не было, то никакая бы пропаганда не сработала. А в советское время? Как только начинаем говорить о советском времени — одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было — солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность. И, наконец, новая Россия. Что только не говорится по поводу новой России. А ведь именно в новой России мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. Разве можно это игнорировать и сказать, что все плохо? И мы обозначили эту эпоху словом достоинство. И получилось — вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Чуть раньше, на XV Соборе, мы сформулировали еще более широкий перечень ценностей, лежащих в основе национальной идентичности. Кроме перечисленных, это мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода — не как единственная или главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных ценностей. Убежден: не следует идею свободы, противопоставлять другим фундаментальным ценностям. Те, кто хотел бы предать их забвению или принизить их, должны понимать, что ослабляют сложившийся веками общественный уклад, который создал наше общество и делает его стабильным. Тенденциям хаоса и конфликта (эти тенденции достаточно очевидны) мы противопоставляем великий религиозно-политический синтез, некий социальный идеал, еще в XIV веке провозглашенный святым преподобным Сергием Радонежским: «Воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». В XIX веке русские мыслители говорили о том же самом, указывая на начала соборности в нашей народной жизни. Сегодня, описывая этот идеал на языке социальной философии, мы называем его «солидарным обществом», где ради достижения общего блага тесно сотрудничают между собой различные этнокультурные, социальные, профессиональные, религиозные и возрастные группы. В таком обществе сотрудничают, а не конфликтуют между собой народ и власть, не конфликтуют этносы и религии, и даже политические партии не конфликтуют. Здесь, в Государственной Думе, хотел бы сделать особый акцент на последнем тезисе о сотрудничестве партий, поскольку сразу же предвижу возможные возражения: как быть с конкуренцией политических сил, с межпартийной борьбой, с предвыборными кампаниями? Полагаю, что в обществе, традиционном для России, если хотите — в солидарном обществе, политические партии должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей — например, свободы и справедливости, державности и достоинства, — а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах. Вот поле для политического плюрализма, потому что не могут люди одинаково мыслить: и по образованию отличаются, и по культуре, и по традициям, и, действительно, по политическим предпочтениям. Поэтому сфера политики — это надстроечная сфера. Базисная сфера — это сфера ценностей. И этот ценностный базис ни одна партия в России не должна разрушать, потому что тогда не будет России. И с благодарностью к Богу свидетельствую, что нынешний состав Государственной Думы практически воплощает то, о чем я сейчас сказал. То же самое хотелось бы сказать и об отношении разных политических сил к отечественной истории. Сохраняя трезвое отношение к истории, не забывая о тяжелых, а порой и позорных ее страницах, необходимо отказаться от «гражданской войны воспоминаний», от привнесения в политическую борьбу этой войны. Идея единства и непрерывности исторической памяти, защиты нашего наследия от фальсификаций, от предвзятого истолкования реалий прошлого должна стать ценностной базой сотрудничества политических сил. Нынешний 2015 год имеет особое символическое значение. Мы будем отмечать две значительные для нас исторические даты: 1000-летие со дня кончины крестителя Руси, святого князя Владимира, и 70-летие великой Победы нашего народа. Одно из этих событий отсылает нас к религиозному выбору Руси, другое — к его последствиям, когда наш народ, воспитанный на тысячелетних православных идеалах справедливости и братства, избавил мир от порабощения нацистами, возомнившими себя «расой господ», а другие народы — сборищем недочеловеков, обреченных на вечное рабство. Тогда, встав единым фронтом, объединив практически все силы народа, мы достигли победы. На примере этих сопоставлений видно, что именно духовно осмысленный, ценностный подход лучше всего помогает понять единство и непрерывность нашей истории. Мы видим, что Россия оставалась Россией во все века, при всех формах правления и всех политических режимах. Дай Бог, чтобы это было всегда. Сегодня наша страна находится на пороге нового исторического выбора, нового этапа развития. В этот момент мы должны подумать над тем, как, не копируя что-либо по старым шаблонам, а возвышаясь до уровня подлинного социального творчества, прийти к новому мировоззренческому синтезу. Цель его — в том, чтобы взять все лучшее, что было в нашем прошлом, и построить на этой основе фундамент будущего. Особое значение в этом контексте имеет утверждение идеала социальной справедливости, его новое осмысление с учетом накопленного нами исторического опыта. Не всегда нам в истории удавалось хранить единство общества поверх социальных барьеров. Есть с этим проблема и сегодня, особенно в период кризиса. И эту проблему могут использовать наши недруги. Поэтому стремление к справедливости должно не раскалывать общество, не вести нас к новому витку ненависти и розни, но служить достижению социальной гармонии, наполнению конкретным содержанием не только политических, но и социально-экономических прав наших граждан. (Окончание следует)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106549
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 22 Января 2015, 21:53:16 » |
|
(Окончание)В этих стенах хотел бы сказать, что в значительной мере именно от позиции российских парламентариев будет зависеть способность нашей страны оказаться верной своим ценностям, своему пути, своему древнему и вечному выбору. В связи с этим хотел бы остановиться на ряде конкретных вопросов, которые сама жизнь и многие люди ставят и перед государством, и перед Церковью. Крайне значимой видится работа законодателей, затрагивающая социальную и нравственную сферы. В первую очередь это касается законодательной политики в области поддержки семьи, материнства и детства. Серьезно угрожают семье, а значит, и обществу попытки ограничить права отца и матери, лишить их возможности воспитывать детей в духе своего мировоззрения и традиционных нравственных ценностей. Нередко права детей искусственно противопоставляются правам семьи и родителей. В то же время забота о защите подлинных интересов ребенка требует поставить во главу угла заботу о семье, определить, признать и защищать право родителей на воспитание детей. Государство может вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи лишь в самых крайних случаях, когда физическому и нравственному здоровью ребенка угрожает реальная, доказанная опасность. В этом году в Концепции государственной семейной политики был ясно признан принцип презумпции добросовестности родителей в осуществлении их прав, и это очень важно. Думаю, этот принцип должен стать одним из ориентиров при развитии норм семейного права. Хотел бы отметить, что благодаря принятым государством мерам удалось добиться значительных успехов в решении демографического вопроса, и прогнозы скептиков о резком сокращении числа жителей России не сбылись. Но, увы, одной рукой мы созидаем, а другой — разоряем созданное. Одной из главных бед России остается огромное число абортов. Конечно, справедливости ради стоит сказать, что за последние годы оно несколько сократилось, но все равно их количество остается ужасающе высоким. Если бы удалось в два раза сократить количество абортов, у нас был бы устойчивый и мощный демографический рост. Церковь, следуя заповеди Божией «не убий», всегда видела в умерщвлении не родившегося ребенка тяжкий грех. Часто за таким действием стоят давление врачей и родственников, материальные и жилищные трудности. Преодоление этого зла требует комплексных мер, которые должны включать в себя помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальную поддержку многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, а также сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение. Полагаю, морально оправданным выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которое поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты. Здесь я хотел бы вступить в дискуссию с оппонентами. Нам говорят, что если это сделать и вывести аборты из системы страхования, то увеличится количество подпольных абортов. Простите, а подпольные аборты бесплатно делаются? Есть хоть один «подпольщик», который бесплатно совершает аборт? Он дерет деньги и будет брать еще больше. Просто нужно, чтобы в случае, когда женщина принимает такое роковое решение, она естественно обращалась бы к профессиональным медикам, цена услуг которых не должна быть больше, чем цена услуг «подпольщиков», и решится проблема. А кроме этого аргумента у оппонентов этого предложения нет ни одного другого. Дай Бог справиться с этой темой. Большую озабоченность вызывают и некоторые репродуктивные технологии, которые вторгаются в Божий замысел о человеке, разрушают человеческое достоинство и ценность человеческих отношений. Так, нравственное сознание не может примириться с разрешением на уровне закона так называемого суррогатного материнства, превращающего детей и женщин в предмет коммерческой или некоммерческой сделки, извращая само понятие матери, тайны семейных отношений, святости этих отношений. Нам говорят: но что же делать женщине, если она не может родить? Взять сироту, как всегда поступали наши люди. Есть вещи, с которыми шутить нельзя. То, о чем мы с вами сейчас говорим, это часть Божиего замысла о мире и о человеке, это Его замысел. Вторгаясь в этот замысел, мы делаем что-то очень опасное. Помните историю с поворотом сибирских рек? В свое время умные люди предупреждали и говорили: нельзя поворачивать, не шутите с природой, в нашей терминологии — не шутите с Божиим замыслом, все в природе сбалансировано. Так нельзя, опираясь на современные достижения науки, шутить с Божиим замыслом в отношении человека. Мы живем в эпоху стремительных перемен. Если в прошлом веке мир преобразовывался научно-техническими достижениями, то сегодня его облик меняется благодаря социальным технологиям. Однако не все перемены воспринимаются одинаково положительно разными членами общества. Многих людей волнует, например, вторжение в их жизнь новаций, связанных с электронными средствами сбора и учета личной информации, которые на порядок повышают контроль над личностью, и не только со стороны государства, а со стороны любой организованной силы, которая владеет этими технологиями. На мое имя поступает тысячи обращений граждан, выражающих несогласие с безальтернативным внедрением новых идентификационных технологий. Знаю, что и в органы власти поступает не меньше писем по упомянутым проблемам. Убежден: люди должны иметь право выбора — получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или в традиционном виде, с использованием электронных носителей информации или без таковых. Использование автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, особенно конфиденциальной информации, должно производиться только на добровольной основе. Со ссылкой на то, что это удобно для бюрократов, нельзя тотально внедрять эти технологии. Каждый из нас может оказаться в рабстве у этих технологий, под тотальным контролем. И если для кого-то мои слова сейчас не звучат как актуальные, поверьте, через какое-то время эти слова могут стать актуальными для каждого из нас. Поэтому, оставляя возможность альтернативы, мы всегда оставляем возможность выхода из такого тотального контроля. Совместными усилиями Церкви, государственной власти и общества мы стремимся к тому, чтобы законодательство в религиозной сфере отражало динамичную реальность и одновременно не создавало затруднений для религиозных общин. Свидетельствую, что мнение Церкви в данной области, как правило, учитывается в законотворческом процессе. Хотел бы отметить твердую и ясную позицию обеих палат Российского парламента по таким актуальным проблемам, как защита чувств верующих и почитаемых ими святынь, сохранение и возрождение нашего культурного наследия, забота о судьбе ближневосточных христиан. Сердечная вам за это благодарность. С удовлетворением получаю информацию о трудах созданной в Государственной Думе в 2012 году Межфракционной группы в защиту христианских ценностей. Поддерживаю прозвучавшие предложения о расширении ее за счет членов Совета Федерации и региональных законодателей. Особо хотел бы отметить такую важнейшую сферу церковно-государственного взаимодействия, как развитие духовно-нравственного компонента в школьном образовании. И в связи с этим хотел бы коснуться вопросов, которые, на мой взгляд, нуждаются в скорейшем совместном решении. Это расширение преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» на все годы обучения в школе. Вчера на Рождественских чтениях мы говорили о том, что этот курс ограничен только 34 часами, это капля в море. Этот курс был рассчитан на воспитание не только нравственного сознания ребенка, но и его национального самосознания, на защиту всех тех ценностей, о которых мы сейчас говорим. Нет такого другого предмета. И только 34 часа в одном лишь 4-м классе. А какие последствия этого? Трудности с подготовкой преподавателей. Ради 34 часов зачем проходить какие-то специальные курсы, повышать квалификацию. Поэтому важно распространить это на все годы обучения, а может быть, даже и на высшую школу, подумать, в каких категориях должны преподаваться эти дисциплины, может быть, с большим философским уклоном. Молодежь тоже должна обновлять в себе все те важные идеи, которые закладываются семейным воспитанием, тем курсом, о котором я сейчас говорю, чтобы противостоять, насколько это возможно, опасным и разрушительным в отношении человеческой личности влияниям извне. Другая проблема — это финансирование православных школ и гимназий. Здесь проблема заключается в том, что всё это финансируется по остаточному принципу, и получается, что люди в каком-то смысле дискриминируются по религиозному принципу. Желают отец или мать отдать ребенка в православную школу, но если нет какого-то богатого спонсора, они обрекают этого ребенка на ущемленное, ограниченное образование, потому что не хватает средств, чтобы на высоком уровне осуществлять работу этих школ. А ведь в них учатся российские граждане, и, может быть, следует подумать о том, чтобы эти школы, по крайней мере, в рамках государственного образовательного компонента финансировались так же, как и любая другая школа, потому что они выдают аттестаты государственного образца. Большое значение для духовного возрождения России имеет и развитие богословского образования. Такое образование, которое всегда признавалось и признается в Европе, в послереволюционной России оказалось исключено из государственной и общественной жизни. Потом удалось все-таки пробить возможность, в том числе и в государственных университетах, в светской школе изучать богословие в рамках бакалавриата и магистратуры, но почему-то это невозможно делать в рамках докторантуры. Можно быть магистром, а нельзя быть доктором, только потому что кто-то отказывается включить богословие, теологию в перечень научных дисциплин. Я слышал буквально вчера, что какие-то правильные решения в этом отношении принимаются на уровне Министерства образования и науки. Дай Бог, чтобы эти решения были реализованы, потому что во всем мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя. А ведь на самом деле речь идет о широком гуманитарном образовании. И человек с таким дипломом, который получают в современных учебных заведениях, обладает достаточными квалификациями для различного рода деятельности, в том числе и государственной. Особая тема — это казачество. Хотел бы подчеркнуть необходимость государственной поддержки казачества. В основе образа жизни казака традиционно лежали в первую очередь православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки на протяжении веков были прочной опорой российской государственности. И сегодня, как мы знаем, они играют очень важную, в том числе и воспитательную роль, формируя патриотические чувства нашей молодежи. Еще одной важной темой, о которой хотел бы сегодня непременно сказать, является положение христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Они оказались там фактически брошенными на произвол судьбы и подвергаются гонениям со стороны экстремистов. Совершенно беспрецедентные притеснения терпят наши братья и сестры в Сирии и Ираке. Христиане массово покидают Ближний Восток, то самое место, где возникло христианство. Такая ситуация грозит обернуться полной потерей христианского присутствия в регионе. Русская Православная Церковь обращает внимание мирового сообщества на эту катастрофу, старается оказывать страждущим разностороннюю помощь. В данной сфере весьма ценным является взаимодействие Церкви и государства. И одна из ведущих ролей в этом процессе принадлежит Российскому парламенту. 14 ноября прошлого года Государственная Дума приняла важное заявление «О грубых и массовых нарушениях прав религиозных и национальных меньшинств в связи с обострением ситуации в Сирии и Ираке». Этот документ стал важным свидетельством особой роли России в защите страждущих христиан Ближнего Востока. Последние страждущие христиане там сегодня видят надежду на спасение только в России и говорят нам об этом на самом высоком уровне, на уровне патриархов, руководителей христианских общин. Западные страны, которые традиционно поддерживали католическое присутствие на Ближнем Востоке, отказались от этой поддержки, и даже наши католические братья сегодня оказываются один на один перед этой новой страшной опасностью истребления христиан на Ближнем Востоке. Поэтому с усилением роли России в плане защиты прав меньшинств на Ближнем Востоке несомненно возрастает и авторитет нашей страны среди жителей этого региона. За минувший год, как я уже сказал, у меня было много встреч с руководителями ближневосточных христиан. И все они очень ясно выразили эту надежду на помощь России. Еще раз хотел бы сердечно поблагодарить всех присутствующих за внимание, за возможность поделиться с вами некоторыми своими мыслями. Уверен, что наша нынешняя встреча поможет развитию диалога между Церковью, государственной властью, обществом, координации совместных усилий во благо нашего Отечества. Помогай вам всем Бог. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106549
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #3 : 23 Января 2015, 13:59:44 » |
|
Идея об усилении духовно-нравственного воспитания в школе актуальна, как никогдаДепутат Госдумы Ольга Епифанова о выступлении Патриарха Кирилла на III Рождественских Парламентских встречахКак сообщалось, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. На заседании присутствовала заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, депутат фракции «Справедливая Россия» Ольга Епифанова, которая поделилась в интервью Русской народной линии своими впечатлениями.Выступление Патриарха мне показалось очень правильным, потому что у нас последнее время не принято говорить о ценностях. Я с ним абсолютно согласна, что сейчас очень часто ценности, например, справедливость, я сейчас говорю в мировом сообществе, подменяются под те или иные хотелки и желания, хотя ценности - это самая важная вещь. Его выступление было как никогда актуальным. Он призвал запретить бесплатные аборты за счет денег налогоплательщиков. По абортам – палка о двух концах. Наш комитет активно сотрудничает с программой «Святость материнства», руководителем которой является Наталья Викторовна Якунина. Эта программа начиналась с разъяснений беременным женщинам, принявшим решение делать аборт, с оказания психологической помощи. В результате 99% женщин отказываются от аборта. И не было ни одной передачи родившегося ребенка в детдома. Тут цепь, несколько последствий. Во-первых, у нас в школе уделяется очень мало внимания духовно-нравственному воспитанию. Это говорилось заместителем министра образования – отведено всего 34 часа в 4-м классе. Соответственно, у нас в школе не преподают и не объясняют, что такое семья. Многие бытовые вещи, включая, как можно забеременеть, тоже стесняются объяснять. И, как правило, когда женщина беременеет в семье с любящим мужем, это не вызывает проблем. Кто делает аборты? Очень часто это молодые женщины, которые встают перед проблемой, что ей нужно работать, выживать, а тут еще и ребенок, который не даст ей работать. Я думаю, что бороться с абортами нужно именно поддержкой семьи и поддержкой женщины, которая забеременела и одинока. У нас в комитете мы все время работаем по этим вопросам. Самое главное - поддерживать семью. Я под семьей подразумеваю, в том числе, и женщину, которая не вышла замуж, но оказалась в этой ситуации. Очень часто решение принимается из-за жизненных обстоятельств и из-за давления родственников, которые неразумно советуют делать аборт. Я являюсь попечителем экспозиции храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших», и вижу очень много женщин пожилого возраста, которые когда-то в девичестве сделали аборты. Та, что делала аборт, помнит про этот аборт всю жизнь. И, чем она становится старше, тем больше времени появляется на размышления, тем больше она жалеет, что она так сделала. Эти женщины приходят в храм, приходят именно к иконе мученика Уара, потому что это большой грех, молятся о своих нерожденных детях. Я очень со многими разговаривала, каждая сказала, что была глупая, или мама сказала, боялась родителей, или парень бросил, были совсем молодые студентки, что решили сделать аборт. Как правило, аборт – это следствие неподготовленности женщин к тому, с чем они столкнулись, это следствие отсутствия помощи и поддержки. А с учетом того, что нас, населяющих Россию, очень мало, а теряем мы огромное количество детей через аборты, нужна, в первую очередь, работа через службы психологической помощи, и, при осознании последствий для женщины в будущем, очень многие дети были бы рождены. Ценности – это нравственные вещи, законопроект по ценностям не напишешь. Должно быть что-то реальное, например, обучение в школах. Здесь должно приниматься решение на уровне Правительства и Министерства образования, депутаты с удовольствием его поддержат. Например, запрет абортов навряд ли пройдет через Государственную Думу потому, что просто запретить нельзя, а нужно работать в системе. Женщина не должна оставаться сама с собою. Я очень удивлюсь, если найдется депутат, который напишет про запрет, понимая, насколько в тяжелой ситуации могут оказываться семьи, женщины без помощи. Для меня очень важным является, например, возможность, чтобы были введены уроки семьеведения, которые были введены в Пензенской области, в Екатеринбурге для старших классов, а в Пензенской области они существуют во всех классах школьной программы, разработаны специальные учебники. Если бы мы смогли этот хороший опыт ввести в практику, то, думаю, что наши дети были бы более готовыми к взрослой жизни. В речи Патриарха мне лично очень понравились формулировка и полный анализ именно ценностного базисного подхода. Это основополагающая вещь. Я даже попросила своего помощника проследить, чтобы получить эту стенограмму, потому что хочу еще раз перечитать. Патриарх говорит о том, что школьный курс духовно-нравственного воспитания составляет всего 34 часа, и он присутствует только в 4 классе, а ребенок формируется, и чем старше он становится, тем больше общество оказывает влияние на его восприятие. Он говорит о том, что молодые люди выходят из школы совершенно не подготовленными к тому опасному разрушительному влиянию, которое они получают извне. Надо их готовить еще в школе. http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/23/ideya_ob_usilenii_duhovnonravstvennogo_vospitaniya_v_shkole_aktualna_kak_nikogda/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106549
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #4 : 26 Января 2015, 20:39:19 » |
|
«Каждое слово Патриарха продиктовано наболевшими проблемами»Известные пастыри об историческом выступлении Предстоятеля Русской Церкви в Государственной Думе Как сообщалось, 22 января Святейший Патриарх Кирилл выступил в Государственной Думе перед депутатами обеих палат парламента. Это было первое в истории России выступление Предстоятеля Русской Церкви в высшем органе государственной власти.
Regions.ru спросили священнослужителей, что особенно привлекло их внимание в выступлении Святейшего Патриарха. Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что «в своем выступлении Святейший уделил внимание проблемам, на которые не хотят обращать внимание представители власти, замалчивают их. Он, в частности, говорил о врачах, которых вынуждают предлагать женщинам делать аборты. Патриарх Кирилл прав: пусть сам человек выбирает, но не нельзя оплачивать аборты за счет средств налогоплательщиков». «Святейший рассказал также об опасности установления электронного контроля за человеком. И его слова не были "гласом вопиющего в пустыне" - их услышали, - считает он. - Все проблемы, которые поднял Святейший, касаются будущего России, а значит, все они очень важны. А самые, на мой взгляд, важные - вопросы деторождения и электронного контроля. Ну и, конечно, суррогатного материнства: в какие руки попадают эти дети? Мы знаем, что нередко их берут гомосексуальные пары, и не можем не задумываться: кем станут они в дальнейшем? Патриарх говорил об этой проблеме со всей присущей ему прямотой». «А еще не могу не сказать о том, что выступление Святейшего – прекрасный пример всем остальным служителям Церкви. Мы на местах тоже должны поднимать все эти проблемы», - заключил владыка. Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, признался, что всегда с удовольствием слушает выступления Патриарха и Президента. «Мне нравится, что у нас есть такие замечательные лидеры, которые говорят то, о чем мы хотели бы услышать, - пояснил он. - Но услышат ли эти слова те, кто принимает решения и воплощает их в жизнь? Каждое слово Патриарха продиктовано наболевшими проблемами. Он говорил и о том, как можно изменить нашу жизнь в лучшую сторону». «Для меня приоритетный вопрос - борьба за выживание русского народа, - отметил пастырь. - Без людей не будет никакой страны, и любая власть в здравом рассудке должна заботиться о том, чтобы население страны умножалось, семьи укреплялись. Только тогда мы сможем развиваться. А у нас из поколение в поколение продолжается процесс стремительного самоуничтожения нации, пускай не нами запущенный, но в который вкладывает свои энергию и силу само государство. Это, мягко говоря, вызывает недоумение. И если остановить этот процесс, прекратить самоуничтожение, мы существенно затормозим наше падение». Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, согласен с тем, что выступление Патриарха в Государственной Думе перед депутатами обеих палат парламента – «историческое событие, исключительно важное явление, которое нельзя переоценить». «Будем надеяться, - продолжил он, - такие выступления станут традиционными – у Святейшего есть возможность узнавать мнение людей через своих ближайших помощников, которые, в свою очередь, общаются с огромным количеством людей». «В ходе выступления были подняты важные темы. Действительно: аборты, безнравственность, вседозволенность приводят к искажению духовной жизни наших соотечественников. А произвол чиновников, которые пытаются внедриться в семью - очень сокровенный, богоустановленный союз мужа, жены и детей - просто не лезет ни в какие ворота, - возмущен пастырь. - Если в семьях и случаются какие-то реально трудные ситуации, они, как правило, имеют социальную подоплеку. Здесь важно думать над тем, как избежать этих тяжелых социальных проявлений жизни, установить социальную справедливость. Будем надеяться, наши законодатели отнесутся со всем вниманием к важнейшим проблемам, поднятым Святейшим, и внесут коррективы в свою законотворческую деятельность». Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты России, считает, что «Святейший Патриарх говорил о самых актуальных проблемах нашего времени: были затронуты темы о правовом обеспечении граждан, о социальной справедливости и равенстве, о системе идентификации граждан». «Госдума при всей высокой значимости госоргана – все равно структура, которая подотчетна народу России. И в этой связи тут абсолютно справедливо, что депутаты, как народные избранники, встретились с Патриархом. И приглашение высшего духовного авторитета страны, - а Патриарх, безусловно, им является, - это показатель того, что народные избранники услышали волеизъявление народа, который может быть консолидирован и объединен только на основе некоторых духовных сущностей. И вот это колоссально важное основание для выступления Святейшего Патриарха в Госдуме», - заключил отец Александр. Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, прежде всего, затронутую тему защиты семьи. «Чтобы действительно все эти ювенальные опасности, - пояснил он, - вторжения в жизнь семьи регламентировались на государственном уровне, чтобы не было произвола со стороны тех или иных органов, которые должны надзирать за семейной политикой. Церковь и Святейший Патриарх давно говорят о необходимости поддержания семейных ценностей, которые укрепляли бы общество и государственность. В этом смысле те или иные меры крайне актуальны, - как, например, предложение, чтобы аборты перестали быть частью "социальной политики", чтобы они не были бесплатным убийством, за которое еще мы – налогоплательщики – платим. Мы оплачиваем убийства детей нашей страны! И это, мягко говоря, странно с нравственной точки зрения. Да, пока мы не подошли к тому, чтобы всерьез ставить вопрос о полном запрете абортов, но определенные шаги в этом направлении делать вполне уместно». «Конечно, - продолжил отец Андрей, - важны вопросы духовно-нравственного воспитания, в том числе, и школьного. Чтобы в обществе были единые идейные стандарты, это тоже имеет большое значение. Поскольку если общество в идейном вакууме, это приводит к крайне отрицательным следствиям. Нигде такого идейного вакуума – ни в одном развитом государстве. Даже в США, что бы ни говорили, но у них своя конкретная идеология с момента основания. А нас пытаются убедить в обратном, и еще наша Конституция декларирует, что мы должны быть в безыдейном обществе. Но это во вред нам же. Конституция составлялась в 90-е годы фактически под диктовку США. Так что от этого надо уходить в сторону большего идейного понимания в хорошем смысле. И когда Патриарх все эти вопросы ставит уже на таком высоком уровне, выступая в Госдуме, это можно только приветствовать». Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Действительно, сам факт выступления важен и то, что Святейшего очень внимательно слушали. Патриарх не в первый раз выступает по вопросам, касающихся внешней и внутренней политики. Но то, что Дума удостоилась такой высокой чести принять Святейшего – это очень благое начинание». «Я не хотел бы отмечать особые моменты выступления. Думаю, наши аналитики отметят их, и мы еще будем говорить об этом. А так само по себе такое публичное выступление - это очень отрадное явление и важное дело. Думаю, оно произвело не менее серьезное впечатление, чем в свое время произвела публикация "Основ социальной концепции РПЦ". Думаю, и результат выступления будет серьезный. И мы надеемся на продолжение такого рода контактов», - заключил отец Александр. Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что все эти вопросы давно обсуждаются православной общественностью. «То есть для нас все, о чем говорил Святейший, в своем выступлении, давно обсуждаемо, - пояснил он. - И вычленять какие-то отдельные темы даже нет смысла – все важны. Действительно, потрясло то, что впервые это все прозвучало с государственной трибуны, а не просто с какой-то церковной кафедры. И перечислены именно насущные проблемы. Именно государственная трибуна придает сказанному статус, который приведет к тому, что все люди прислушаются, и государство в первую очередь. Все это касается свободы, образа жизни, будущего нашего государства и свободы воли верующих». Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «выступление Святейшего было программным, хорошо продуманным. Мне очень важными и актуальными показались его высказывания относительно единства Русского мира». «Происходящее сейчас на международной арене, возникшие конфликты, обострившееся противостояние Запада и России связаны не только с политическими моментами, но и с различными системами ценностей, - уверен отец Константин. - И нынешняя ситуация помогает нам понять: у нас есть свои ценности, свой духовный, нравственный выбор». Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «В выступлении Святейшего для меня лично очень важными были слова об отказе от государственного финансирования абортов и о суррогатном материнстве. И вот почему: никакие базовые ценности государства не могут формироваться в обществе, которое убивает детей, да еще и в таком количестве. Из-за этого мы возвращаемся в средневековье, а еще хотим, чтобы у нас были законы, защищающее человека, развитая экономика…» «В обществе, где идет подмена понятий, где царит вседозволенность, нельзя установить справедливость, - убежден отец Андрей. - Святейший в своем выступлении затронул много важных тем, но лично мне больше всего хочется, чтобы в нашей стране не было детоубийств и подмены понятия материнства». Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «все, сказанное Святейшим Патриархом 22 января на столь значительной общественной площадке, имеет самое серьезное значение. Я надеюсь, что все затронутые темы послужат руководством к действию. Это очень важно для будущего нашего общества. Хотелось, чтобы в нем было как можно меньше социальной напряженности, чтобы улучшалась демографическая ситуация, а наши сограждане становились более культурными, духовными людьми». «Конечно, - продолжил отец Николай, - некоторые предложения Святейшего требуют дополнительной проработки – например, отказ от государственного финансирования абортов. Необходимо разработать механизмы, позволяющие защитить женщину, оказавшуюся в сложной жизненной ситуации. Я много размышлял об этом. Нельзя, чтобы женщина оставалась один на один с проблемой выбора. Мужчина также должен нести ответственность за будущего ребенка, даже если он не состоит с его матерью в законном браке. Помимо всего прочего это делало бы мужчин более ответственными, заставляло бы их задумываться о роли отца, о мужском начале в семье. У женщины должно быть как можно меньше причин делать столь страшный выбор». Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что в его семье давно знают Святейшего. «Еще в начале своего монашеского пути он общался с моим дедом, протоиереем Евгением Абарцумовым, - вспоминает отец Филипп. - Со времен своей студенческой юности, общаясь с сотрудниками нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, тогда еще председателя отдела внешнецерковных связей, митрополита Смоленского и Калининградского, я слышал, что он всегда предельно точно и образно выражает свои мысли. Впрочем, это понятно по содержательности его проповедей, которые доступны в аудио- и видеозаписях, печатных изданиях». «22 января, безусловно, произошло исключительно важное, беспрецедентное событие, которое, я надеюсь, станет в дальнейшем доброй традицией. Каждый аспект выступления Святейшего затрагивает огромный пласт жизни – и не только людей верующих, Церкви как сообщества верующих, но и всего народа нашей страны, от которого зависит наше общее будущее, - подчеркнул пастырь. - Каждая из поднятых Святейшим Патриархом тем, бесспорно, имеет большое значение, но вот что бы я хотел отметить: сразу несколько аспектов его выступления касаются семьи, семейно-государственных отношений, и в то же время нравственных вопросов. Святейший говорил об абортах, о многодетных семьях, традиционных ценностях, которые нуждаются в поддержке, защите, сохранении, которые нам нужно передать последующим поколениям. Все это имеет исключительную важность для нашей страны. Если у нас не будет детей, а семья заменится сожительством извращенцев, говорить о будущем, национальной идее, иных проблемах государственного, общественного значения, станет бессмысленно». http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/26/kazhdoe_slovo_patriarha_prodiktovano_nabolevshimi_problemami/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|