EVG
Гость
|
|
« : 01 Февраля 2015, 20:17:28 » |
|
Гиржавский монастырь в Бессарабии
Очерк
Путешествуя по Бессарабии в 1842 году, Николай Иванович Надеждин (1804 – 1856) не мог не посетить Гиржавский монастырь, уединённый среди лесов и крутых гор, в долине реки Гиржавки – отсюда и название обители. Всего четверть века, как начал созидаться этот монастырь, но как он разросся и как стал благолепен, крепнущее хозяйство здесь процветало. И храм Божий высоко вознёс золотой крест в лучезарное небо Бессарабии. История монастыря и его благоденствие целиком связаны с деятельностью настоятеля архимандрита Спиридона. В долгих беседах с ним Н.И. Надеждин многое узнал о том, как неослабно усилиями братии и трудников укреплялась и полнела православная жизнь обители в некогда диком и непривлекательном краю. Очерк «Гиржавский монастырь в Бессарабии» весьма интересен и назидателен. Это одно из лучших произведений о замечательной монашеской обители края. Впервые очерк Н.И.Надеждина напечатан в «Журнале Министерства Внутренних Дел» в 1843 году и с тех пор не переиздавался. Текст даётся в авторской редакции. Разыскан и подготовлен к публикации Маргаритой Бирюковой и Александром Стрижевым. Почти на самой средине нынешней области Бессарабской, там где остаток неразгаданной старины, известный под величавым именем «Троянова (Верхнего) Вала», служил некогда границею между собственно Бессарабией или Буджакской Степью и цинутами Восточной Молдавии, начинается и продолжается на довольно значительное пространство, по направлению с юга на север, страна лесов, которую Румуны называют по-своему «Кодры». Она расстилается по последним крайним уступам Карпата, обозначающимся еще здесь более или менее возвышенными градами холмов, сопровождающих течение рек Путны, Быка и частью Реута, которые все изливаются в Днестр. Леса, покрывающие её, носят ещё наименование «Оргеевских», по смежному с ними нынешнему уездному городу Оргееву, некогда средоточию администрации Молдавской в крае. Им и теперь может быть сохранено это прозвание, по той причине, что главною частью они заключаются в пределах настоящего уезда Оргеевского, простираясь, впрочем, и на смежные уезды Кишинёвский и Ясский. Страна эта, вследствие своего горного характера, отличается необыкновенно живописным разнообразием видов. Ряды холмов, представляющие своим сплетением неисходимый, очарованный лабиринт, не утомят взоров слишком продолжительной непрерывностью. Они беспрестанно расступаются, чтобы дать место: там – глухому, со всех сторон запертому оврагу; здесь – узкой, глубокой, крутоярой расселине, прорытой стремлением ключей, ищущих себе истока. Собственно долины, нарезываемые меж них извилистыми струями рек, или правильнее речек, довершают разнообразие и прелесть картины. Долины эти составляют лучшее украшение не только лесной стороны Кодров, но и всего края Бессарабского. Леса с окружных холмов сбегают во глубину их почти до самого дна; но на дне оставляют более или менее простора реке, которой берега, оживляемые неиссякаемой влагой, приодеваются коврами сочной, роскошной, муравчатой зелени. Не велика вообще ширина этих долин: и тем лучше; тем меньше доступа в их мирный приют и свирепому дыханию зимних вьюг, и палящему летнему зною. Благодатная полуденная природа здесь, за оградой крутизн и пропастей, под непроницаемою тенью мрачных дубрав, как будто нарочно заготовила убежища, в которых можно наслаждаться очарованиями и негой юга, не испытывая соединённых с ними лишений. Печальная судьба, тяготевшая над краем в продолжение тысячелетий, до самого присоединения его к России, препятствовала человеку приложить руки, чтобы это щедрое радушие природы обратить себе и в наслаждение, и в пользу. Здесь, на перепутье народов, на спорной меже, в точке столкновения Европы с Азией, не выпадало досужной минуты развиться потребностям общежития, укорениться труду, образоваться промышленности. Грубое, бессмысленное и беспечное невежество едва могло пробавляться жалким, убогим существованием, среди господствовавшего вокруг насилия и беспорядка. Кое-какая оседлость гнездилась предпочтительно вскрай главных рек края, Днестра и Прута, служащих ныне границами Области. Во глубину Кодров проникали только разве смелые охотники, преследуя дичь, которую они и теперь ещё богаты; или робкие беглецы, спасаясь от преследования хищных дикарей, которых кочевья до последних времён не переводились в окрестных степях. Благотворный свет христианства здесь, как и везде, был единственным животворящим началом, единственным движителем, проводником и питателем цивилизации в это мрачное, тяжёлое время. Под сенью Креста, вокруг храмов Божиих утверждались постоянные средоточия для общежительности: скучивались более или менее обширные селения, в которых союз веры служил основанием общественному союзу, возбуждал и поддерживал взаимное вспомоществование друг другу в перенесении бедствий, в отвращении и преодолении опасностей, в медленном, но не бесплодном стремлении к возможному обеспечению и распространению народного благосостояния. Мудрым водительством Промысла устроилось, что даже внушаемые христианством самоотвержение, побег из мира и любовь к уединению имели самое благодетельное влияние на развитие и успехи общественности. Смиренные иноческие обители были не только школами нравственных подвигов и умственного образования: они были вместе рассадниками полезного трудолюбия, благоразумного и благоуспешного хозяйства. В самой строгой точности буквально смысла, повинуясь божественной заповеди «в поте лица снедать хлеб свой», отшельники разделяли обречённую самоумерщвлению жизнь между молитвою и работою: из церкви спешили в поле, в сады, в лес, вооружённые посохом чабана или заступом земледела, серпом виноградаря или секирою древосечца, смотря по месту и времени. Избираемые ими для жительства сокровенные глубины пустынь, таким образом завоёвываемые мирными усилиями труда, приобретались употреблению и пользам человечества. Так засеялись жизнью скалы и ущелья гор Азиатских, пески Африки и леса Европы. Так случилось и с Бессарабскими Кодрами. Первоначальное занятие и возделание их принадлежит монашеским обителям, которые и теперь стоят в первом ряду, служат главными средоточиями оживляющего их населения. В настоящее время в области Бессарабской, составляющей по духовному устройству епархию Кишинёвскую, находятся 22 православные монастыря, в том числе 16 мужеских и 6 женских. Из них 12 погребены во глубине Кодров, преимущественно по бассейну Икиля, в нынешнем уезде Оргеевском. Все они лежат не в дальнем расстоянии друг от друга, и таким образом имеют вид одной священной колонии, напоминающей древнюю Фиваиду, или нынешнюю Святую Гору, средоточие отшельнических подвигов и трудов Православного Востока[1]. Вообще монастыри Бессарабские не состоят в штате: то есть не получают жалованья от Правительства, но содержатся сами собой, своим собственным хозяйством, от земель, принадлежащих им на общем праве поместного владения, существующем в Области. Так как и количество и качество этих земель не одинаково, то они больше или меньше различаются между собой во внешнем устройстве и виде. Большая часть их в буквальном смысле представляет образцы евангельской нищеты, едва имеющей, где подклонить голову после молитв и трудов. Есть, однако, и такие, которым достаёт средств поддерживать себя на большей или меньшей степени приличного благолепия. Впрочем, общий характер всех здешних монастырей состоит в отсутствии наружной пышности: по той причине, что владения их нигде не простираются до значительной избыточности[2]; а, со стороны, усердие мирян, стекающихся на богомолье, не увеличивает, но истощает их способы, вследствие гостеприимства, которое обычай, господствующий на Востоке, вменяет им в непременную обязанность относительно посетителей, не вознаграждая за то обычными в других странах приношениями и вкладами. Тем поразительнее беспримерное, единственное в этом отношении исключение, представляемое монастырём, известным под именем «Гиржавского» или просто «Гиржавки». Это обитель, которая могла бы с честью занять место внутри святой, православной Руси, имеющей столь справедливое право гордиться красотою и великолепием своих храмов, богатством и живописностью своих монастырей. Того громадного величия, тех редких сокровищ, которыми изумляют древние памятники благочестия наших предков, конечно, здесь нет, и не могло быть. Тем не менее, независимо от естественной прелести ландшафта, в которой Север необходимо должен уступать Югу, монастырь этот сам по себе, своим устройством и видом представляет в глуши Бессарабских Кодров картину, какой немного подобных отыщется на всём пространстве России. Монастырь Гиржавский находится в самой сокровенной глубине Кодров, на дне долины, прорезываемой речкою Гиржавкою, впадающею в Икиль: расстоянием от Оргеева в 40, от Кишинёва в 60, от Ясс, столицы Молдавии, нынешним путём также около 60, прямо не более как в 50 верстах. Дорог проезжих к нему две: одна из Оргеева, идущая большею частью по долине Икиля, мимо монастырей Курки, Табора, Цыганешт, Речулы, Формошики, Гербовца; другая, прямо из Кишинёва, долиной Быка, бывшая большая дорога в Яссы, с которой поворот к монастырю делается у села Каларашей вправо, через высокую лесистую гору. Эта последняя предпочитается посетителями, по причине большей удобности для езды, даже в экипажах; хотя должно сказать, что и она не без затруднений. После поворота с большого тракта надо сменять лошадей волами, и при помощи их карабкаться в кручу версты две или три, лепясь вскрай глубокого оврага, под навесом деревьев, нередко запирающих дорогу густыми, своенравными ветвями. Спуск в долину, где находится монастырь, ещё выше и круче; тут надо экипаж нести почти на руках: хотя, к чести монастырского начальства, должно сказать, что оно, со своей стороны, для возможного облегчения пути трудилось и трудится беспрестанно. Само собою разумеется, что эти затруднения слишком вознаграждаются дикою прелестью ландшафта. Очарование увеличивается, когда, наконец, сквозь мрачную чащу дремучей дубравы начинает просвечивать дно долины монастырской, на котором изумрудная зелень лугов мешается с узорчатым золотом роскошных нив, с серебряными полосами пышных, великолепных прудов. Мало-помалу, долина открывается вся; но монастыря ещё не видно: он таится за густым букетом деревьев, сбегающих с вершины горы по высунувшемуся в долину ребру. Явно присутствие умного, просвещённого труда в этой глуши, окруженной со всех сторон непроходимою дичью; но следы человеческого пребывания ограничиваются пока только видом маленькой деревушки, выглядывающей справа из глубины долины. Надо проехать ещё около четверти версты влево, середи возделанного поля; и тогда предстаёт обитель, во всей своей восхитительной красоте. Собственно монастырское здание состоит из не огромной, но красивой каменной церкви с колокольнею, вокруг которой симметрически расположены также небольшие, но не меньше красивые, каменные домики в один этаж, где помещаются кельи для настоятеля и братии, гостиницы для посетителей и разные монастырские службы. Всё это обнесено каменною оградою, с большими въездными воротами. С первого взгляда во внутренность обители взоры поражаются удивительною чистотою и опрятностью обширного двора, среди которого возвышается церковь. От всех домиков проведены к церкви прямые дорожки, усыпанные песком. Двор представляет ровную, гладкую, зелёную скатерть, тщательно оберегаемую от всякого сора. Перед домиками и по сторонам дорожек устроены симметрически расположенные столбы с фонарями, которые, зажигаясь по ночам, указывают монахам путь к храму Божию и, с тем вместе, опоясывают всю обитель бриллиантовым ожерельем живописных огоньков. Внутренность храма украшена великолепным иконостасом, блистающим позолотой и всей яркостью красок живописи во вкусе Византийско-Русском. Кельи настоятеля, при которых находится другая небольшая церковь для зимнего богослужения, по наружности ничем не отличаются от прочих домиков, и внутри ознаменованы печатью скромной, истинно монашеской простоты. Но зато домики, назначенные для приёма и успокоения гостей, снаружи также не отличающиеся от других, внутри убраны со всею внимательностью, можно даже сказать, с изысканностью, соединяющею удобства, требуемые привычками и даже прихотями мирян, со степенною важностью монастырского уединения. Обширная зала, или лучше галерея, где гостям предлагается трапеза, двумя сторонами вся открыта в сад, из которого пышет свежим благоуханием ароматической южной растительности, раздаются звонкие трели птиц и ропотное журчание фонтанов. Комнаты обмеблированы не пышно, но уютно и красиво, представляя счастливое соединение европейского вкуса с азиатской покойностью. Во всём видно не только радушие гостеприимства, но и изобилие средств. Всё показывает присутствие избыточного домостроительства, у которого есть на что подняться, есть чем развернуться. Но ещё красноречивейшее доказательство хозяйственного благоустройства обители представляет сад, непосредственно к ней примыкающий. Этот сад занимает собою весь скат горы, у подошвы которой находится монастырское здание. Скат, довольно крутой, разделён во всю свою вышину, если можно так сказать, на три этажа: каждый, в виде балконов, опоясанный во всю ширину сада широкими террасами. Нижний этаж, соприкасающийся с монастырскими зданиями, весь засажен цветниками и разными плодовитыми деревьями. Со второго этажа начинается виноградник, которым исключительно занят и весь третий, самый верхний этаж, простирающийся до гребня горы, увенчанного мохнатою диадемою леса. С вершины горы из разных ключей проведена по всему скату вода, которая частью собрана на террасах в небольшие водоёмы, переливающиеся друг в друга посредством труб живописными каскадами; наконец, в уровень с монастырём, перед столовою галереею, сливается в довольно обширный бассейн, из которого на значительную высоту бьёт шумный, кудрявый фонтан. Впрочем, и из верхних водоёмов один, расположенный на средней террасе, так просторен, что на нём можно кататься в маленькой, нарочно для того устроенной лодочке, видя под собою золотую маковку монастырской церкви. На каждой террасе в середине сада устроены прекрасные беседки, из которых открываются чудные виды на монастырь, на долину и на противоположную гору, которая также увенчана густым, дремучим лесом. Террасы сообщаются между собою посредством аллей, поднимающихся вверх довольно отлого: из них боковые, по обоим краям сада, идут уже под мрачным извесом леса, из которого сад кажется вырезанным, и действительно вырезан. Везде сделаны приличные места для отдохновения; разбросаны каменные или дерновые скамейки: там глухо-наглухо скрытые непроницаемою древесною тенью для защиты от летнего зноя; здесь, напротив, открытые для наслаждения чистым воздухом и солнечной теплотой во времена более прохладные. Коротко сказать: в этом истинном саду Семирамиды, составленном из висячих боскетов и цветников, воздушных фонтанов, каскадов и прудов, господствует такое искусное, такое удачное соединение полезного с приятным, что не знаешь, чему более дивиться в его устройстве: артистической изобретательности воображения, или экономической сметливости рассудка? В остальных частях монастырского хозяйства, посвящённых занятиям более суровым, меньше допускающим вмешательство фантазии и вкуса, очевидно присутствие не менее сообразительной обдуманности, не меньше стройного порядка, не меньше цветущего благосостояния. Ничто вокруг монастыря не оставлено без употребления, без обработки, без пользы. Там, где не ходил плуг, запущена трава для сенокосов, или пасётся домашний скот, в том числе небольшое, но отборное стадо тонкорунных овец. Речка, запертая плотинами, образует обширные водохранилища, наполненные рыбою, и сверх того, приводит в движение две водяные мельницы. Тут вертятся крылья мельниц ветряных; там дымятся трубы винокурни; здесь белеют взрытые глубины каменоломней. Самый лес в окрестностях монастыря носит явные признаки внимательной попечительности, благоразумного и отчётливого пользования его богатством. Он отличается опрятностью и чистотой, сколько то совместно с его дикою глушью: в нём нет ни беспорядочно разбросанного валежника, ни безрассудно опустошённых прогалин. Между тем, в хижинах поселян и в цыганских шатрах, гнездящихся на его опушке, неумолчно слышится мерный стук топора, пронзительный визг пилы или треск пылающего уголья, сопровождаемый тяжёлым пыхтеньем мехов и звонким дребезжанием наковальни.
|