EVG
Гость
|
|
« Ответ #1 : 01 Февраля 2015, 20:24:52 » |
|
(продолжение)
А при обзоре приведённых мнений и гипотез представляется ясным следующее: Мнения о бесконечности материи заключают в себе внутреннее противоречие: с одной стороны, признают материалисты, что вещество подвержено изменениям, а с другой – приписывают ему неизменную и бесконечную самобытность. А между тем, и само понятие о бесконечности логически неотделимо от понятия о единстве и неизменности. Столь же несогласимо непризнание нематериальных сущностей с признанием действия сил в природе, какое бы ни приписывали силам происхождение. При умолчании же о причине происхождения материи и приписывании ей самой произведения всех сил, выходит у них, что предмет действия на себя же и действует. Хотят они ограничиться наличными внешними фактами, или имеют дело с одними ощутимыми реальностями, но забывают, что факты имеют и свои причины, а причинам соответствуют в природе законы сущностей, её составляющих. Закон же есть неизменно действующая последовательность, или постоянный порядок в явлениях природы. В противоречии между собою находятся и мнение о существовании законов природы с мнением о подчинении материи нормальным изменениям. Сами естественные науки дают полное удостоверение в существовании законов природы, без исследования которых не осмысливались бы факты, да и не было бы и науки в каталогическом перечислении тел природы. Исследования физики имеют предметом именно законы: тяжести, света, распространения тепла, звука, законы магнитного притяжения, электричества, гальванизма, электромагнетизма, а ныне и радиоактивной эманации. Исследования же химии касаются нормального состава тел и соотношения эквивалентов. Между законами есть аналогия, и во всём существующем следы закономерности, а по отпечатку следов можно распознавать, и чьи следы. У одного араба в пустыне спросил какой-то путешественник: «Как ты узнал о Божием бытии?» и получил от арабаответ: «Да таким же образом, как я вижу по следам, оставленным на песке, что проходил до меня путник!» Те приведённые мнения, которые отвергают существование жизненного принципа, несообразны с фактом, что в организмах способ объединения результатов жизненных явлений зависит от центрального ощущения, всё в одно сводящего. А жизненная сила не зависит ни от механических, ни от химических условий, и в ней нельзя предполагать никаких атомов. Упомянутое мнение о мозге, как физическом выделителе мысли, можно уподобить тому, как если бы кто признавал инструмент за самого музыканта, им орудующего. Не отрицая фосфорического свойства мозговых клеточек, должно сказать, что при одних физических условиях мышление было бы функциею бессознательною и беспрерывною и не зависело бы от устремления воли, бывающего при том и с выбором предметов размышления. Против парадоксального мнения о непредназначении органов для функций определённых, а не случайных – достаточно указать на факт предуготовительного предусмотрения природою таких органов в теле чревоносимого младенца, в которых потребность возникает для него лишь после его рождения на свет, например, органа зрения, а также дыхательного аппарата, имеющего действовать не прежде непосредственного соотношения с воздухом. Мнение материалистов, что без материи нет в природе никакой деятельности, несообразно с действительностью, так как самое движение возбуждается силою, сперва совне подействовавшею на материю. Кроме того, натура есть совокупность действий силы, не только производящей движение, но и соединяющей свои влияния для самого образования вещества, по химическим законам. А такое действие не может быть приписано самой материи, также и потому, что деятельность сил проявляется не одинаково. Пантеистические теории заключают в себе скрытый материализм, вперемешку с идеалистикою – из чего родилось упомянутое позднейшее учение Гартмана, заключающее в себе существенное противоречие, так как оно приписывает целесообразность в творении силе бессознательной, а происхождение человеческого разума – силе неразумной. Последствием этой теории явился пессимизм, с безотрадностью и отвращением от жизни, а мысленное расстройство в системе Гартмана дошло до того, что выражалось мнение, что человек должен бы, если б зависело от него, уничтожить мир. Стало быть, тут и речи нет о познавании природы. Что же касается до гипотезы Дарвина, то – ни им, ни последователями его не доказано предполагаемое теориею его существование переходных видов фауны от подбора искусственного к мнимому естественному подбору. Другой аргумент гипотезы о том происхождении видов, то есть предполагаемое переразвитие органов, приписываемое борьбе за существование, не может устоять против неизменности продолжения животных рас, имеющих и неодинаковые инстинкты; новых же форм фауны дарвинисты не нашли. Не доказали они и того, чтобы изменяемо-существующая в природе постепенность, при совершенстве специальных организмов, была лишь переходною, то есть представляющею лишь стадии одного и того же общего развития животности. Притом опыты скрещивания пород показывают, что помеси производительны лишь между породами сродственными по свойствам и инстинктам; но, даже и при сродственности, например осла с лошадью, происходящий от слученья их мул не производит породы мулов. Вообще природа сохраняет неизменно границы пород в животном царстве, не менее, как и преемственное продолжение растений, каждого по роду своему. Не доказано и самозарождение, так как возникновение первого живого существа на земле и Дарвином признано необъяснимым, а все дальнейшие происходят или от яичек, или от превращений материи, заключавшей в себе зародыши, либо семена. А в упомянутом присутствии в некоторых организмах аналогичных косточек и отростков – нельзя видеть доказательства происхождению одних видов животных от других, ибо даже у некоторых растений встречаются аналогичные органы, например, сходные с органами их расположения, однако одни роды растений вовсе не происходят от других представителей флоры; между животными, лягушка не превращается в рыбу, хотя в возрасте головастика она имеет рудиментарный хвост, впоследствии отпадающий. Существование же аналогических частей в некоторых организмах есть лишь признак общности в характере проявлений жизненной силы природы, действующей нередко в параллельности форм. И мы не видим того, чтобы натура передавала высшим организмам сложное у животных, отрыгающих жвачку, устройство органов их пищеварения; так что на нашем червеобразном отростке слепой кишки делать дарвиновское обобщение происхождения оказывается неосновательным. Кроме того, у некоторых организмов исчезли части, подобие которых осталось и в рудиментарных костях: так, например, у исполинских удавов (Боа) находятся в задней части тела несколько отдельно стоящих костей, как рудименты бывших некогда у змея ног, в это замечательно для нас и в ином отношении. Одним из поводов к ошибкам в области естествоведения служит смешение понятий о материи с более обширным понятием о природе, включающим в себе вопросы и о веществе, и о силах, и о законах соотношений. Хотя с некоторых пор заметны некоторые признаки неудовлетворённости грубым материализмом, но он, с одной стороны, прикрывается тенденциею приписывать происхождение сил веществу и превращать и силы в атомы; а с другой стороны – появлялись наклонности к спиритизму – направлению, в котором соединяются ложная духовность с мечтательными понятиями о вселенной. Переходя к гипотезам космогоническим, видим, что предположение о происхождении из первобытной и туманной материи оставляет неразрешённым вопрос о самом начале природы. Если бы допускать, что первоначальная материя была разлита в беспредельном пространстве, то осталось бы нерешённым: почему же она и не осталась космическим туманом, а вошла в иные условия? Если же возникло в первобытной материи движение, её сосредоточившее, то нельзя не заключить, что движение дано какою-либо силою, подействовавшею в качестве перводвигателя на материю, которая и произойти сама не могла. И причина разгорячённого состояния той материи останется у таких мыслителей невыясненною, а этим ослабляется и гипотеза о полном охлаждении, которое они доводят до обледенения тел мироздания и земли. Мнимое существование преадамитов опровергается поздним появлением человека на земле, чему служит подтверждением отсутствие костей человеческих, как в первичных формуляциях нашей планеты, так и в глубоких земных наслоениях. А следы свайных построек мнимых доисторических людей суть или подводные обломки дерев, водами или льдами уравненные, или даже уцелевшие остатки каких-нибудь допотопных плотин, но, во всяком случае, это неважный аргумент к мнимому существованию доадамитов. Относительно сомнений о всемирном потопе надлежит заметить, что о высоте вод, кроме нахождения морских раковин на высочайших горах, прямо свидетельствует и глубина теперешних океанов, образовавшихся из вод бездны, хлынувших из подземных вод земли допотопной. А на всё это есть прямое указание в книге Бытия, где сказано пред стихом 12-м главы 7-й о сорокасуточном излиянии дождя: разверзлись все источники великой бездны (стих 11-й той же главы); произошло же это в момент, определённый Божиим правосудием. Относительно начального космогонического вопроса надлежит сказать, что Геология могла бы стать на путь верный только при условии проверки своих мнений Библейскою геологиею, а не насилуя смысла Моисеева бытописания для согласования со своими гипотезами. Так, были бы устранены недоразумения о времени образования земных формаций первичных и позднейших, если бы и геологи, да и некоторые экзегеты вникли в то, что между означенным в первом стихе книги Бытия первоначальным сотворением «неба и земли», несомненно, включающим в себе и сотворение невидимого мира – и шестодневным творением – поставлен стих второй, упоминающий о хаосе, шестодневному творению предшествовавшем. К этому-то хаосу отнести надлежит неустройство земли, а также земной материи, и тьму, и те хаотические воды, над которыми носился Дух Элогимов. А уже затем по создании света, совершилось шестодневное творение. Все же осадочные формации следует отнести к означенному в девятом и десятом стихах той же главы отделению вод от земли. Не касаясь здесь причины хаоса, привожу только сказанное приснопамятным святителем Филаретом в «Записках на книгу Бытия» – что «первоначальная земля, ставшая безвидною и неустроенною, не означает земли впоследствии отделённой от вод» (си. 9 и 10 Бытия). Коснусь ещё недоразумения, впоследствии разъяснившегося: было время, в которое наука делала нападки на Моисеево бытописание из-за творения света, находя противоречие в том, что упомянуто о свете раньше сказанного сотворении солнца; но теперь и наукою доказано, что световая материя всюду разлита во вселенной, а в солнце лишь была сосредоточена. II. Обратим теперь внимание на проявленную во всём творении соответственность устроения существ с целями их назначения, потребностями их и условиями их благосостояния. Вся жизнь природы представляет нам собою как бы великий организм, а не агломерат случайно поставленных предметов. Во вселенной все части совместны, соразмерны и, при всех качественных особенностях, состоят в существенной между собой связи, и в происходящих оттого обмене влияний и постоянном взаимодействии. Природа гармонически соединяет в себе целые системы различных сущностей, проявлений жизни и разнообразнейших форм, даже и самых противоположных применений своих законов. Она ставит каждое из творений, органическою жизнью одарённых, в благоприятные условия существования. В гармоническом соотношении действуют силы природы, работающие в величественной тишине и последовательности постепенного своего проявления, чем обуславливается мировая жизнь. В гармонической соразмерности совершаются движения планет в эфире, наполняющем собою не только пространство между светилами вселенной, но и все неуловимые для нас промежутки между частицами материи. Этот эфир, имея два состояния: свободное и напряжённое, проявляет своими колебаниями действия света, теплорода и электричества и, по-видимому, есть источник радиоактивности, недавно открытой. В животном царстве от уравновешения врождённой теплоты и влаги происходит здоровье, а развитие организмов происходит по возрастам, при которых постоянно изменяется пропорция сил, дающих форму материи, как видно в сохранении физиономических типов, преобладающих над функциями клеточек; а без такого преобладания формы над материею, природа при обмене веществ производила бы бесформенные или уродливые повторения и уклонялась бы от неизменной типичности. В растительном царстве природа богато обеспечила сохранение всех проявлений растительной жизни. Каждый из родов растений (которых насчитывают до четырёх сот тысяч) при общих условиях произрастения не отступает от своей качественной особенности, и тем приносит многостороннюю пользу человеку и целебными действиями, а у тех животных, которые растениями питаются, видим и специальные пищевые отношения к определённым свойствам растений. Всё это свидетельствует о целесообразности в природе. А между тем одна и та же земля даёт питание разнообразным растениям, из которых каждое потом химически специализирует свои соки. И нет никакого основания приписывать возникновение, развитие и появление изящных растительных форм одним стихийным действиям совне, как последнее мнили некоторые естествоиспытатели, например, Шлейден, не давший должного значения жизненной силе, которая действует и в растительном царстве гораздо более, нежели внешние влияния. В минеральном царстве, наоборот, господствуют внешние, как механические, так и химические деятели, однако закономерность проявляется в последовательности тех изменений, которые образуют из несложных тел сложные, с усилением и сосредоточением основных свойств, именно в произведении солей. И в области неорганической природы весьма заметно неотступление материи от закона, как это видимо в геометрической правильности форм кристаллизации. Подчинение при этом закону этого явления доходит до того, что, если, например, от кубического кристалла морской соли, образовавшегося при выпарении соляного раствора, отрезать частичку, а потом продолжать выпарение, то закономерная сила природы прежде образования новых кубиков сперва восстановит целость формы прежнего, а потом уже продолжает дальнейшую кристаллизацию. Такому же геометрическому закону подчинены и разнообразнейшие формы снежинок. Благотворную целесообразность видим в смене и переходах времён года. Видим её и в том, что вода в природе испаряется лишь в меру, и что замерзание воды происходит не при более значительном холоде; а если бы вода замёрзла при сильнейшем понижении градусов, то превращалась бы в лёд до самого дна, чем уничтожалась бы жизнь рыб, а другие животные лишались бы пользования водою. Те же последствия имело бы и совершенное превращение воды в пары. Во всей природе явны приспособления, необходимые для жизни тварей. В особенности же явствует это в животном царстве, в котором всякое проявление жизни свидетельствует о действии законов природы; преимущественно же это проявляется в эмбриологических условиях натуры. Остановимся несколько и на окружающей нас природе, ввиду её целесообразности. Так – устройство птицами гнёзд, предваряющее и самое наступление времени несения ими яиц и высиживания, свидетельствует о предусмотрительности природы, или, лучше сказать, силы, ею управляющей. Известны многочисленные проявления инстинкта, данного птицам в охранении, питании и даже в обучении птенцов полёту и добыванию пищи. Интересный пример охранительной заботы о гнезде и птенцах представляют действия Бенгальского «Толстоклюва»: эта птица для охранения гнезда от змей, боящихся света, вставляет в стенки гнезда своего ярких светляков. Весьма замечательны и периодические перелёты птиц, предваряющие смену времён года и совершаемые с порядком, вернейшею ориентировкою и с возвращением своевременно в прежние места. Не менее правильны и периодические миграции морских рыб, совершаемые весною в отдалённые части морей, и с осенним возвращением в прежние воды. У млекопитающих детёныши, слепорождаемые, инстинктивно ищут материнских сосцов, молоко в которых своевременно появляется. Многочисленны в животном царстве инстинкты, и одни превышают другие. Упомяну лишь о смышлёности слонов, о хитрости лисицы, и о строительных способностях бобров, устраивающих среди течения рек гати и крепкие плотины, а свои жилища этажами и с кладовыми для запасов пищи на зиму. А есть и целый ряд других существ, о которых непосредственнее заботится натура, будучи управляема высшею силой. Превращения некоторых насекомых происходят особым действием природы, ставящей их в предустроенные условия, ограждающие безопасность превращений и дальнейшее существование этих существ. Это видим, например, в фактах завёртывания гусениц и шелковичных червячков в форму хризалид, когда они в питании не нуждаются и в зимнее время не погибают, а потом появляются в виде окрылённых мотыльков – эмблемы воскрешения. Кто из нас не дивился всем фактам деятельности природы пчелы и муравья? Или устройству пауком снастей и концентрических паутин? В пределах чтения, конечно, не представляется возможным войти в рассмотрение натуральных чудес устройства ульев или муравейников. Вспомним только, что тайноведец натуры, Соломон, посылал поучиться у муравья. А если мы пойдём от подробностей к совокупности тварей, то пред нами откроется соединение всех почастных предусмотрений промышления о каждой – в одно общее действие Провидения. Высшая степень целесообразного предустроения проявлена в человеческом организме: совершенство же его нервной системы и её отношений частью к произвольным, а частью к непроизвольным явлениям в организме, достаточно изучает физиология. Заметим только, ввиду мнений, не различавших человеческого организма от фауны – что у одного лишь человека видим такое управление руками, которое ему даёт возможность противопоставлять все пальцы руки одни другим. А этим обусловливается его деятельность в природе, со способностью производить всякие работы до тончайших и изящнейших и делать из руки как бы второй орган мысли и слова. Функции же всех пяти чувств находятся в гармоничном соотношении между собою и с главным нервным центром, и чрез него соприкасаются с сознанием. Дойдя же до пределов области психической антропологии, настоящее чтение должно остановиться лишь на признании тройственного состава человека, состоящего из тела, души и духа[1], и на убеждении в необходимости Религии для возвышения всех его способностей. Человек поставлен во главу природы, и потому должен относиться к ней сообразно Творческим намерениям, а за безгласную природу возносит молитвенное хваление Творцу. Религия не только не враждебна науке, но может ей содействовать, направляя и возвышая цели исследований. Естествоведение соприкасается с Богопознаванием. Так, видим в святоотеческих писаниях, что внимание верующих было направляемо и на Божию великую книгу творения, чрез рассматривание которого становится видимою уму присносущная сила Божества[2]. Наконец, по аналогии, существующей между частями творения и между законами природы материальной и духовной, внешняя природа представляет для нас символическим образом мир невидимый, высший, а духовное выражается телесным.
|