Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 00:24:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Суббота Светлой седмицы  (Прочитано 1721 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Апреля 2015, 12:11:41 »

Не бойся, малое стадо!

Слово протоиерея Александра Шаргунова в субботу Светлой седмицы



Христос воскресе!

Эта победа над грехом и смертью, которую мы празднуем, принадлежит всем людям, каждому человеку, кто грешен и кто смертен. Это сокровище Господа и Церкви Его — в распоряжении всех. На Кресте Господь умер за всех, но теперь Он являет Себя только тем, кто получил прощение, в знак того, что этот человек узнает, что лично за него пострадал Господь. Радость, которую Он купил для нас ценой Крестной смерти Своей, Воскресение из мертвых — высшее доказательство Его любви к нам.

Что же теперь требуется от нас? Только то, чтобы мы следовали за Ним. Никто не может следовать за Ним, если не возьмет крест свой и не отвержется себя. Чтобы следовать за Ним, надо узнать эту победу, войти в этот мир пасхальный, который наступает после Креста. Чтобы следовать за Ним, мы должны уподобиться Ему по дару Его. В наших устах, как и в Его, не должно быть никакой лжи. Наши сердца должны гореть, оттого что мы идем этим путем. В этом мире, который не может веровать, мы свидетельствуем, что есть Бог, что Христос воскрес, и что Он все победил. Свидетельствуем об этом сейчас, когда мы чувствуем себя победителями, и призываемся свидетельствовать об этом всегда, в течение всей нашей жизни — до смерти. Смертью нашей да сподобит нас Господь быть свидетелями Его Воскресения.

Все Христос победил, и все в Его власти, Победителя ада и смерти. Но прежде кончины мира, прежде чем Он явит всему миру славу Свою — то Воскресение, которое Он нам сейчас открывает, то Воскресение, которым Он будет судить мир на последнем Страшном Суде, — Он дает злу раскрыться до конца, чтобы сокрушить зло до конца. И дает каждому человеку до конца сделать свой выбор.

Велика наша радость сегодня. Нет уже ада, ад упразднен, поруган и низложен, как говорит святой Иоанн Златоуст. Но невозможно не видеть, особенно сегодня, до какой степени ад, как совершенная утрата Бога, становится реальностью нашей жизни. Мы знаем, что всякое человеколюбие без Бога быстро хиреет, и очень быстро становится мертвым. И тогда всюду у нас на глазах раскрываются самые жестокие картины ада. И мы видим, с каким ускорением все устремляется к завершению. Зло всей человеческой истории, всех прежних веков кажется безобидным по сравнению с кошмарами прошлого века, и тем более, сегодняшней жизни, которая, кажется, уже дымится от накопления зла.

Но не напрасно перед кончиной своей, как свидетельствуют древние и новые мартирологи, мученики восклицали: «Какими устами, о Христе, благословлять Тебя за то, что Ты сподобил нас этой участи!» И среди высшей радости, которая дается нам сегодня, которая ни с чем не сравнима, радости, которая пришла к нам Крестом Господним, мы понимаем вместе с ними: как подобало пострадать Христу, так подобает пострадать и Церкви. Ради верности Христу, ради свидетельства подлинности нашей веры, ради того, чтобы обновилась в нас способность говорить подлинные слова миру и спасти тех, кто еще может быть спасен. Тысячи разбойников благоразумных обращали свой взор к Царю славы с распростертыми на кресте руками. И сегодня в свете Пасхи, в свете победоносного Христова Воскресения посмотрите на поля, которые «побелели для жатвы» (Ин. 4, 35).

«Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя». Церковь земная и небесная вместе ликуют сегодня. И великое множество, которое невозможно исчислить, как говорит Апокалипсис, те, которые пришли от всех языков и народов, все, «омывшие свои одежды в Крови Агнца», присутствуют сегодня в храмах наших на пасхальном пиру веры в Христово Воскресение (Откр. 7, 14). И они говорят нам: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12, 32). И нам снова дана эта милость приветствовать громкими криками радости и небо, и землю, друг друга, и всех живых, и всех умерших — всех живых, чтобы все до единого услышали и с нами воскликнули: «Христос воскресе!»

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/18/ne_bojsya_maloe_stado/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 22 Апреля 2017, 02:27:56 »


Светлая Суббота




В Светлую Субботу во всех православных храмах раздается артос (освященный хлеб), который на протяжении всей Светлой седмицы находился в храме перед алтарем.


Краткая история артоса

В сороковой день по Воскресении Господь наш Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе ─ они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие.
Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.


Освящение артоса



Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на подготовленном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами:
«Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.


Употребление и хранение артоса

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, благоговейно сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак). Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению, и всегда со словами «Христос воскресе!»

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.


http://semyaivera.ru/2013/05/11/artos-osvyashhennyiy-hleb/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 14 Апреля 2018, 12:23:49 »

Если Христос не воскрес

Слово в субботу Светлой седмицы



Христос воскресе!

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают» (1 Кор. 15, 14—15). Этими словами, которые большинство верующих знают наизусть, апостол Павел решительным образом подчеркивает важность для всего христианского благовестия — веры в Воскресение Христово. Оно — основание ее. Христианская вера держится истиной свидетельства о том, что Христос воскрес из мертвых, или же она рассыпается.

Если упразднить эту веру, несомненно, возможно найти в христианстве много идей о Боге и о человеке, достойных всяческого внимания (таковыми искателями были, например, Ренан, Толстой, и, увы, как ни странно, являются сегодня многие западные богословы), но христианская вера в этом случае будет мертва. Иисус Христос окажется религиозным деятелем, Который потерпел полное поражение. Несмотря на это, Его личность останется великой в чисто человеческом плане (и Его власть действенной в той мере, в какой Его проповедь убеждает нас). Он перестанет быть критерием истины, единственным критерием будет наша личная оценка, избирающая полезное для нас. Это означает, что мы останемся тем, что мы есть. Наша личная оценка — высшая инстанция.

Только если Христос воскрес, является что-то подлинно новое, изменяющее мир и все, что происходит с человеком. Тогда Христос становится критерием, на который мы можем опереться. Ибо Бог истинно явился нам. Вот почему Воскресение является решающим пунктом. Существовал ли Христос только в прошлом или, напротив, Он существует в настоящем, сейчас? Это зависит от Воскресения. В зависимости от того, отвечаем мы «да» или «нет» на этот вопрос, — речь идет не о каком-то простом событии, одном среди других, но о том, кто такой Иисус Христос.

Вот почему необходимо с особенным вниманием слушать свидетельство о Воскресении, которое предлагает нам Новый Завет. Но мы должны прежде всего отметить, что это свидетельство, если рассматривать его с исторической точки зрения, представляется в исключительно сложном виде, и рождает много вопросов. Что же произошло? Очевидно, что для свидетелей, которые встретили Воскресшего, было нелегко это выразить. Они оказались перед явлением, которое было абсолютно новым для них — тем, что выходило за пределы их восприятия. То, что случилось, глубоко потрясло их и подвигло к свидетельству об этом — тем не менее это было совершенно необычным.

В Евангелии от Марка мы читаем, как ученики, сойдя с горы Преображения и услышав слово Христа, что Сыну Человеческому надлежит «воскреснуть из мертвых», спрашивали друг друга, что это значит (Мк. 9, 9). В самом деле, что это значит? Ученики не знали этого, и должны были узнать, только реально встретившись с воскресшим Господом.

Всякий, кто приближается к повествованиям о Воскресении в надежде понять одним умом, что может значить воскресение из мертвых, не может не воспринимать их ложным образом. Не обязательно отвергать их как нечто безумное. Многие справедливо утверждали, что даже если Христос возвратился к жизни из гроба, тем не менее следовало бы сказать, что чудесный факт природы — такой как возвращение к земной жизни одного умершего — не может ни в чем помочь человечеству. И с точки зрения нашего существования среди смерти, он не имеет ни малейшего значения.

В этом все дело. Если Воскресение Христово — чудо реанимации, оно, в конечном счете, нисколько бы нас не интересовало. Это имело бы не большее значение, чем реанимация, осуществляемая искусством медицины после клинической смерти. Для мира в целом и для нашего существования ничто бы не изменилось. Чудо реанимации означало бы, что Воскресение Христово было того же порядка, что и воскрешение юноши из Наина (Лк. 7, 11—17), дочери Иаира (Мк. 5, 22—24) или Лазаря (Ин. 11, 1—44). В самом деле, они возвратились к течению прежней жизни, чтобы спустя некоторое время, достаточно непродолжительное, умереть навсегда.

Новозаветные свидетельства не оставляют нам никакого сомнения, что в Воскресении Сына Человеческого произошло что-то совершенно иное. Воскресение Христово открыло переход к совершенно новому роду жизни, к жизни, которая уже не подчинена закону смерти, но находится за пределами этого, к жизни, являющей новое измерение человека. Вот почему Воскресение Христово не единичное событие, которым мы могли бы пренебречь и которое принадлежит только прошлому, но это род «абсолютной мутации» (если возможно здесь употребить эту достаточно двусмысленную аналогию), «качественный скачок». В Воскресении Христовом является возможность совершенно новой жизни для всех людей, для всего мира открывается будущее совершенно нового рода.

Вот почему апостол Павел соединяет неразрывным соединением наше воскресение и Воскресение Христово: «Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 16, 20). Иными словами, апостол Павел говорит, что Воскресение Христово — событие, касающееся всех людей, или его не существует. И только в той мере, в какой мы понимаем его как начало нового измерения человеческого существования, вступаем мы на путь истинного разумения свидетельства о Воскресении — такого, каким оно представлено в Новом Завете.

Только исходя из этого мы можем понять начало этого новозаветного свидетельства. Христос не возвратился в нормальную человеческую жизнь этого мира, как это произошло с Лазарем и с другими умершими, воскрешенными Христом. Он перешел к иной новой жизни — к непостижимой огромности Бога, и Он является Своим апостолам, исходя оттуда.

Для учеников это было также совершенной неожиданностью, и для них требовалось время, чтобы придти в себя. Правда, что ветхозаветная вера говорила о воскресении мертвых в конце времен. Новая жизнь была связана с началом нового мира, и в этой перспективе здесь было нечто доступное для понимания: если существует новый мир, существует также и новый образ жизни. Но воскресение к совершенно иной жизни среди старого мира, продолжающего существовать, — такое не было предвидено, и потому прежде всего не было понятным. Вот почему обещание Воскресения первое время оставалось непостижимым для учеников.

Вера в Воскресение раскрывается так же постепенно, как это было по отношению ко Кресту. Никто не мог помыслить о распятии Мессии. Теперь, когда это стало фактом, следовало по-новому читать Писание — исходя из этого факта. Писание раскрывалось по-новому, и в этом его свете факт обретал смысл. Новое чтение Писания могло, очевидно, начаться только после Воскресения, ибо только в свете его Иисус Христос мог быть увиден как Посланный Богом. Потому в Писании следовало различать два события — Крест и Воскресение, по-новому понимать их и таким образом обретать веру во Христа как Сына Божия.

Это значит, что для учеников Воскресение должно было быть столь же реальным, что и Крест. Но реальность просто превосходила их, и после всех сомнений и ужаса, которые были вначале, они не могли уже противиться этой реальности. Это поистине Он, Он — Живой, Он говорил с нами, Он давал нам прикоснуться к Нему, даже уже не принадлежа к миру того, к чему уже обычно невозможно прикоснуться.

Парадокс был неописуем: факт, что Он был совершенно иной, Тот, Кто силою Божией живет совершенно новым образом. Не принадлежа уже нашему миру, Он всегда присутствует в нем реальным образом — это подлинно Он, в полноте Своей личности. Речь шла об абсолютно небывалом явлении, превосходящем обычное человеческое знание и, тем не менее, абсолютно несомненном. Это объясняет единственность свидетельств о Воскресении: они говорят о том, что превосходит всякое разумение и тем не менее присутствует в нашей жизни абсолютно реальным образом.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/14/esli_hristos_ne_voskres/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 25 Апреля 2020, 14:19:22 »

Суббота Светлой седмицы



Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Причастен во все дни — один и тот же: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите.

По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса и бывает раздробление и раздача артоса.

http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon423.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!