Юрий РУБЦОВЗападная пропаганда и доктор Геббельс Чешский историк Ева Гагнова в статье «Об антироссийском стереотипе пропаганды Геббельса» пишет, что западные СМИ в оценках политики России уподобляются сегодня нацистской пропаганде. Цитируя дневники Геббельса, Ева Гагнова показывает, что на Западе воспользовались искусственно созданным образом, который был взят на вооружение германской пропагандистской машиной в последние годы Второй мировой войны. В описаниях «опасности с Востока» и «российской угрозы», делает вывод чешский историк, воспроизводятся гитлеровские пропагандистские стереотипы.
К этому выводу можно только присоединиться. Министр пропаганды нацистской Германии начинал войну с Советским Союзом, ссылаясь, как и Гитлер, на то, что Берлин был вынужден начать поход на восток, чтобы предотвратить якобы готовившееся нападение со стороны СССР. Чудовищным вымыслом пропагандистская машина Третьего рейха и закончила. Именно Геббельс первым запустил миф о сотнях тысяч изнасилованных красноармейцами немок. 2 марта 1945 г. он писал в своем дневнике: «Фактически в лице советских солдат мы имеем дело со степными подонками… Прежде всего следует упомянуть об ужасных документах, поступивших из Верхней Силезии. В отдельных деревнях и городах бесчисленным изнасилованиям подверглись все женщины от 10 до 70 лет… Против этого мы развернем теперь широкую кампанию внутри страны и за границей».
И развернули. Помощник министра пропаганды В. Науман признавался: «Наша пропаганда относительно русских и того, что населению следует ожидать от них в Берлине, была так успешна, что мы довели берлинцев до состояния крайнего ужаса… По городу ползли жуткие истории о кошмарнейших зверствах. Русских описывали узкоглазыми монголами, безжалостно и без раздумий убивающими женщин и детей. Говорили, что священников заживо сжигают огнеметами, монахинь насилуют, а потом голыми гоняют по улицам. Пугали, что женщин превращают в проституток, переезжающих вслед за воинскими частями…»
Параноидальный страх перед «ордами с Востока», вбитый в головы немцев геббельсовской пропагандой, привел к тому, что, когда Красная армия подошла к окраинам Берлина, германскую столицу захлестнула волна самоубийств. По подсчетам, приведенным австралийским военным корреспондентом О. Уайтом, который находился в составе 3-й американской армии генерала Дж. Паттона, покончили с собой до 40 тысяч берлинцев.
В немецком тылу к концу войны уже хорошо знали, какие зверства совершали гитлеровцы на оккупированных территориях. Поэтому многие немцы даже не мечтали о снисхождении со стороны победителей. Российский историк Е.С. Сенявская, изучавшая этот вопрос, приводит документальную запись слов, сказанных в апреле 1945 г. одним из солдат вермахта: «Если победят… русские, поляки, французы, чехи и хоть на один процент сделают с нашим народом то, что мы шесть лет подряд творили с ними, то через несколько недель не останется в живых ни одного немца. Это говорит вам тот, кто шесть лет сам был в оккупированных странах!»
Перед тем как пересечь государственную границу и вступить на территорию врага, советские воины были свидетелями многочисленных зверств фашистских оккупантов по отношению к своим соотечественникам. Миллионы советских воинов потеряли родных, утратили отчий дом, хоронили погибших боевых товарищей. Многих эти потери и картины зверств не могли не ожесточить, но исторически достоверно то, что ненависть к нацизму не ослепила Красную армию, не распространилась на мирное население Германии и ее союзников. 19 января 1945 г. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин подписал специальный приказ «О поведении на территории Германии», который гласил: «Офицеры и красноармейцы! Мы идем в страну противника.... Оставшееся население на завоеванных областях, независимо от того немец ли, чех ли, поляк ли, не должно подвергаться насилию. Виновные будут наказаны по законам военного времени. На завоеванной территории не позволяются половые связи с женским полом. За насилие и изнасилования виновные будут расстреляны».
Это, разумеется, не означает, что во взаимоотношениях бойцов наступавшей Красной армии и местного, особенно немецкого, населения воцарилась идиллия. Военный прокурор 1-го Белорусского фронта генерал-майор юстиции Л.И. Яченин докладывал Военному совету фронта, что «факты бесцельных и (необоснованных) расстрелов немцев, мародерства и изнасилований немецких женщин значительно сократились, тем не менее даже и после издания директив Ставки Верховного Главнокомандования и Военного совета фронта ряд таких случаев ещё зафиксирован». Непросто было советским солдатам и офицерам, испытавшим трагедию потери родных и близких, в одночасье стать выше своего горя и ненависти, преодолеть желание отомстить врагу на его собственной земле. Однако вот фактические данные: по подсчетам Е.С. Сенявской, проанализировавшей материалы военных трибуналов, виновные в такого рода преступлениях составляли не более 2% от общего числа военнослужащих.
Характерный пример: когда жители берлинского района Трептов уже после окончания войны узнали о планах перевода их района в американскую зону оккупации, то обратились к бургомистру с требованием «возбудить ходатайство перед русским командованием оставить район за русскими». Спрашивается: так кого больше боялись мирные берлинцы – красноармейцев или англо-американских союзников?
К слову, на геббельсовскую пропаганду как источник самых чудовищных обвинений в адрес Красной армии указывал Сталин в приказе от 1 мая 1945 г.: «Лживая фашистская пропаганда запугивает немецкое население вздорными россказнями – будто армии Объединенных наций хотят истребить германский народ... Объединенные нации уничтожат фашизм и германский милитаризм, сурово накажут преступников войны и заставят немцев возместить ущерб, который они причинили другим странам. Но Объединенные нации не трогают и не тронут мирного населения Германии».
Однако сегодня на Западе широко используется калька гитлеровской пропаганды. Еще 10 лет назад, в апреле 2005 г., в специальном обзоре РИА Новости, подготовленном по результатам мониторинга 86 зарубежных радиостанций и телекомпаний, констатировалось: «Опора журналистов на субъективную мемуарную память, личный опыт бывших участников сражений и откровенные домыслы геббельсовской пропаганды приводит к тому, что на первый план выходят образы, связанные с местью, ненавистью и насилием… Постулируется наличие «темной стороны» освободительного подвига Красной армии, которую якобы замалчивают в современной России».
За последние полтора-два десятилетия обвинения в массовом изнасиловании немецких женщин советскими военнослужащими перекочевали из желтой прессы на страницы респектабельных газет и даже претендующих на научность книг. На выступление автора одного из таких «исследований» британца Э. Бивора, заявившего в газете The Daily Telegraph, что «войска Красной армии насиловали даже русских женщин, которых они освобождали из лагерей», вынужден был отреагировать тогдашний российский посол в Великобритании Г.Б. Карасин. «Позорно, - заявил он в обращении в редакцию газеты, - иметь какое бы то ни было отношение к явной клевете против народа, спасшего мир от нацизма».
Таким «историкам», как Э. Бивор или немец И. Гофман, чья книга «Сталинская истребительная война (1941-1945 гг.)» только в Германии выдержала несколько изданий и даже увидела свет на русском языке, охотно верит обыватель. Однако не все поддаются промыванию мозгов.
В только что вышедшей в свет книге «Когда пришли солдаты. Изнасилование немецких женщин в конце Второй мировой войны» немецкий историк Мириам Гебхардт привлекла внимание читателей к армии, освобождавшей Европу с запада, – англо-американским экспедиционным силам. Проанализировав данные архивов и опираясь на сведения, сообщенные в 1945 г. баварскими священниками, она установила, что в конце Второй мировой войны солдаты США изнасиловали 190 тысяч немок.
Характерно, что показания священнослужителей были рассекречены только в 2014 году. Чего, казалось бы, бояться немецким властям, ведь тень падает не на их народ? Однако боялись – не хотели компрометировать союзников по НАТО.
Сегодня США, самолюбие которых задето серией бесславных военных кампаний на Ближнем Востоке, пишет Пол Крэйг Робертс, не хотят расставаться с мифом об «исключительности» собственной нации, они нашли себе противника в лице России и ведут масштабную информационную войну против российских СМИ, работающих за рубежом. Совету управляющих по вопросам вещания США, отмечает Робертс, администрация Обамы выделила $ 15,4 млн, чтобы «дискредитировать каждое заявление России, появляющееся в англоязычных российских СМИ».
Геббельс мог бы быть доволен: опробованные им в Третьем рейхе технологии обработки массового сознания востребованы сегодня во имя торжества еще одного «рейха» – Pax Americana.
http://www.fondsk.ru/news/2015/04/22/zapadnaja-propaganda-i-doktor-gebbels-32927.html