Русская беседа
 
26 Апреля 2024, 19:56:56  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Среда Второй Седмицы Великого Поста  (Прочитано 3823 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Марта 2008, 18:42:05 »

СРЕДА 2-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
 

О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
Ин. 16, 23



Св. Симеон Столпник

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Пост – это не диета. Апостол замечает, что «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8 ). «В видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные по необходимости или лицемерию», – говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Воздержание в пище – это только основание для дальнейшей постройки, им «сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Плоды молитвы

Молитва – священная царица добродетелей.

Преподобный Иоанн Лествичник


Итак, если хочешь одержать победу над страстями, то, молитвою и содействием Божиим будучи внутри себя, сойди вглубь сердца и там проследи следующих три сильных исполинов: забвение, лень и неведение, эту опору мысленных иноплеменников, через которых прочие злые страсти, возвращаясь, действуют, живут и крепнут в сластолюбивых душах. Но ты многим вниманием и настоянием ума при содействии свыше найдя этих, многим неведомых злых исполинов, потом уже легко, опять вниманием и молитвой, сможешь избавиться от них.

Преподобный Марк Подвижник

Как из облака молния, так из молитвы свет истины и разумения.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.

Преподобный Серафим Саровский

Ничто так не способствует к преспеянию в добродетели, как частое собеседование с Богом.

Святитель Иоанн Златоуст

Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие, и тому подобное. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного. Таковы плоды, украшающие молитву; если не будет их, то напрасен ее труд.

Святитель Григорий Нисский

Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач.

Плодом молитвы являются ощущение присутствия Божия, живая память о смерти, страх суда и осуждения.

Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых… но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе.

Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнью духа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О молитве

Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16, 23), сказал Господь, и еще с подтверждением: истинно, истинно говорю вам. Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким неотложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того: а то наводится тень и на само обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой-либо милости от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и приступает кто просить о чем Бога, то с раздвоенною душою: помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два – и бросает, да и говорит потом: «Не слышит Бог». Нет, – прося чего-либо особенно, надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердечного судию докучанием своим заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение и при том просят не день, не два, а месяцы и годы; за то и получают. Им подражайте, если желаете иметь успех в молитве.

Святитель Феофан Затворник


http://www.pravoslavie.ru/put/040303153625
« Последнее редактирование: 24 Марта 2021, 01:43:50 от Дмитрий Н » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 23 Марта 2016, 12:45:45 »

Наследники Каина и Авеля

Слово протоиерея Александра Шаргунова в среду 2-й седмицы Великого поста



В среду 2-й седмицы Великого поста за литургией Преждеосвященных Даров мы, как всегда, слышим чтение книги Бытия. Перед нами события, которыми определяются судьбы человечества. Вкушение Адамом запретного плода казалось небольшим грехом, но оно открыло дверь большему. Плоду вражды. Так издревле тот, кто жил по плоти, гнал того, кто жил по духу.

Нам показано на примере Каина, как опасны зависть, ненависть, злоба и всякого рода безлюбовность. Если принять их в сердце и лелеять их в нем, они могут вовлечь человека в страшный грех убийства. Вся история человечества без конца показывает, сколь многие последовали Каинову греху.

Тот, кого Каин убил, был его собственный брат, младший брат, которого он должен был защищать. Это был добрый брат, никогда не причинявший никому зла. Сам Бог сказал Каину, что произойдет, если он будет упорствовать в своем замысле. Каин прикрыл его видимостью дружбы и доброты. Он сказал Авелю: «Пойдем в поле». В одной из древних рукописей сказано, что Каин утверждал, что не существует ни будущей жизни, ни суда, ни воздаяния, и что когда Авель говорил в защиту истины, Каин воспользовался этим как возможностью напасть на него. Писание простыми и ясными словами открывает нам причину, по которой тот убил его: оттого что дела его были злы, а дела его брата праведны.

Убив брата, он нанес удар Самому Богу. Он ненавидел Авеля, потому что Бог любил его. Смерть начала царствовать в мире с того времени, как согрешил Адам, но только здесь дается нам ее описание. И вот мы видим, что первый умерший — святой, тот, кто был принят и возлюблен Богом. Первый, отправившийся в могилу, пошел на небо. Поистине, первый умерший — мученик, и он умирает за веру. В смерти Авеля нет проклятия, в ней — венец славы.

И мы видим суд и осуждение первого убийцы. Господь сказал Каину: «Где брат твой, Авель?» Он спрашивает его, чтобы тот мог покаяться в своем преступлении, ибо кто хочет быть оправданным пред Богом, должен обвинить себя. Что же Каин? Он отрицает свою вину, он дерзает покрыть намеренное убийство ложью: «Не знаю». Так в Каине диавол явил себя как человекоубийца и лжец от начала. Все, кто в странной слепоте думает, что можно скрыть грехи от всевидящего Бога, и кто в странном ожесточении сердечном желает скрыть их от Бога, прощающего исповедующих свой грех, — наследники Каина. Каин обвиняет Небесного Судию в безумии и несправедливости, отвечая на Его вопрос вопросом: «Разве я сторож брату моему?» О, если бы он смирил себя и сказал: «Разве я не убийца брата моего?» Но подобно Адаму и Еве, он обвиняет Бога и Его Промысл, говоря: «Разве я сторож?» И мы знаем, как многие говорят языком Каина, обвиняя в своем грехе не кого-нибудь, а Самого Бога.

Но преступление Каина очевидно и бесспорно: «Кровь брата твоего вопиет ко Мне». Сама кровь — одновременно свидетель и судия, прежде чем Бог Своим всеведением обнаружит это. Убийство — грех, который вопиет, как никакой другой грех. Терпеливые страдальцы молят о прощении, но их кровь вопиет о мщении.

Как хорошо для нас, что кровь Христова говорит лучше, чем Авелева! (Евр. 12, 24). Кровь Авеля вопиет о мщении. Кровь Христова вопиет о прощении. И вместе с ней кровь древних и новых Христовых мучеников (святого первомученика архидиакона Стефана, великой княгини Елизаветы, святых царственных страстотерпцев).

Да, приговор Каину — проклятие и изгнание с земли. Проклятие за непослушание Адама распространяется на землю: «Проклята из-за тебя земля». А за восстание Каина проклятие падает на него самого: «Проклят ты от земли». Мы все заслужили проклятие, и только во Христе верующие в Него спасаются от проклятия и наследуют благословение (Гал. 3, 10, 13).

Каин изгнан от земли. Он нашел наказание там, где он положил все свое упование, и где было его сердце. Так происходит всегда с теми, кто без Бога, какого бы благополучия они ни достигали. Они ни в чем не обретают покоя. Но и здесь Бог дает возможность покаяния. Ибо Он долготерпелив по отношению ко всем, не желая, чтобы кто погиб. Но Каин не извлек никакого урока из произошедшего. У Бога есть прощение для самых страшных грехов и для самых великих грешников. А те, кто предается отчаянию, попадают в еще большую бездну. Сатана гонит своих слуг от надмения к отчаянию. Господь положил знамение на Каине, чтобы люди могли отличать его от остальных, и видели, что он тот, кто убил своего брата. Может быть, приближается время, когда люди будут неотличимы друг от друга. Все — с одним и тем же знамением.

И далее мы слышим продолжение этой истории о Каине, о том, что стало с ним после его отвержения Богом. Он захотел скрыться от лица Божия. Это значит, что он продолжал сознательно отвергать Бога и веру в Него. Он дерзнул противостать приговору Божию, согласно которому Он должен был стать изгнанником и скитальцем. Он выбрал для себя землю и поселился к востоку от Едема — на некотором расстоянии от того места, где жил Адам и его верующее в Бога семейство. Но все попытки Каина устроиться там были напрасны, ибо земля, в которой он поселился, была земля Нод, то есть «земля трясения и стенания», вследствие постоянного смятения его духа. После того как Каин ушел от лица Божия, он не знал успокоения. Таков непреложный закон: все, кто удаляется от Бога, нигде не могут найти покоя. Потому и мы, горестно сознавая свое удаление от Господа, молимся за литургией Преждеосвященных Даров: «Аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131).

Каин построил город для обитания в нем. Вернее, он начал строить его, но оттого что на нем было проклятие, он никогда не мог закончить ни одного дела рук своих. Вместо покаянного возвращения к Богу, он решил спрятаться от страхов, непрестанно преследующих его, этим строительством. Попытаться грохотом топоров и молотков заглушить голос своей совести. Мы знаем, сколь многие избирают этот способ, особенно в сегодняшнем мире. Обратим также внимание, что нечестивые нередко преуспевают, в то время как Божии люди бедствуют. Каин и его потомки поселились в городе, а Адам и его верующее семейство жили в простых шатрах.

Нам предлагаются сегодня некоторые подробности о Ламехе, седьмом от Адама — по линии Каина. Среди его сыновей выделяются Иавал, Иувал и Тувалкаин, прославившиеся не своим благочестием, а своими способностями. Иавал был знаменитым пастухом. Иувал был знаменитым музыкантом, отцом всех играющих на гуслях и свирели, первым составителем правил музыкального искусства. Иавал показал людям, как быть богатым, Иувал — как быть веселым без Бога. Тувалкаин был знаменитый ковач орудий из железа и меди, как для военных, так и для земледельческих целей. Даже если люди лишены познания Бога и благодати, они могут иметь от Него много замечательных дарований, которые делают их знаменитыми и полезными человечеству. Земные дарования даются, как правило, далеким от благочестия людям, а для Себя Бог избирает ничего не значащих с точки зрения мира людей. Мы слышим, как Ламех признается в своей безжалостности и жестокости, и убивает всех, кто встает на его пути. Наказуя, Господь предупреждает, что если не будет покаяния, зло в мире будет неудержимо возрастать. «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро».

Однако слово Божие не может допустить, чтобы у нас было беспросветное видение будущего. И снова возвращает нас к Адаму. Несомненно, убийство Авеля и нераскаянность и отступничество Каина были великим горем для Адама и Евы. И оно особенно усугублялось тем, что им все более открывалось их собственное нечестие, и плоды его обличали их. Но вот перед нами то, что является утешением наших прародителей в их беде. Бог дает им увидеть восстановление их семейства, столь расшатанного и ослабленного этим событием. Он дает им увидеть своего отпрыска, другого сына вместо Авеля. Такова доброта и любовь Божия к Своим людям в Его промыслительной заботе о них. Когда Бог забирает от них одно утешение, Он дает вместо него другое, которое будет большим благословением для них, чем то прежнее, столь драгоценное. Убивающие служителей Божиих надеются уничтожить их присутствие на земле, но они обманываются. Сколько было убито древних и новых мучеников, но Христос, несомненно, увидит в этом мире Свои новые цветущие побеги. Бог может из камней сих воздвигнуть чад Своих и соделать кровь мучеников семенем Церкви.

Этого сына, по пророческому вдохновению, Адам и Ева назвали Сифом, то есть «прочно поселившимся», потому что в его потомках человечество будет существовать до конца времен. И из него восстанет Мессия. Каин, начальник отступничества, стал духовно бездомным, а Сиф, из которого должна явиться истинная Церковь, будет строить на недвижимом камене. Единственное истинное селение для нас — Христос и Его Церковь.

Адам и Ева увидели отпрысков своего отпрыска. Но самое главное — Бог дал им увидеть возрождение веры в их семействе. В это время люди начали призывать имя Божие. Невелико утешение для верующего человека видеть чад своих чад, если не увидит он мир на Израиле Божием и потомков своих, ходящих в истине. Нам показано, что теперь покланяющиеся Богу явили большую ревность о вере, чем когда-либо. Они начали молиться Богу не только в уединении и в своих домах, но в общественных торжественных собраниях: «Тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4, 25). А в одном из древних списков сказано: «Тогда начали называть себя именем Господа». Не в нас ли в полноте должно раскрываться это пророческое слово, потому что мы носим имя христиан, тех, кто Христовы, тех, кто запечатлен именем Господним?

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/23/nasledniki_kaina_i_avelya/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 20 Марта 2019, 01:13:21 »


Среда второй седмицы Великого поста




Дети взрослеют и часто огорчают родителей непослушанием. Что поделать, — они имеют свою свободную волю поступать так как хотят. Через все библейское повествование проходит образ блудного сына, покидающего родину. Об этом, отчасти, говорится и в сегодняшнем чтении книги Бытия. Откроем четвертую главу, стихи с шестнадцатого по двадцать шестой. 

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа за рану мне и отрока за удар мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. И познал Адам еще Еву, жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога.    Быт 4:16–26


«Земля Нод», или, более правильно «Наид» в переводе на русский значит «земля странствия». Каин жил с родителями прямо около потерянного Рая и был вынужден удалиться оттуда, куда глаза глядят. Скорее всего, название «Нод» носит характер нарицательный, а не указывает на конкретную территорию.

Каин пытается отгородиться от прошлого. В опасении возможной мести он строит первый на Земле город. Город (от слова «городить»  — в древней Руси так называлось всякое крупное жилое место, окруженное оборонительной оградой) носит имя его сына-первенца, — Еноха. На ком же был женат Каин? На родной сестре. Это не могло быть преступлением в то время, когда еще не было закона, запрещающего подобные браки, да и как иначе могли бы расплодиться первые люди.

Постройка города, это попытка отделиться, жить своим умом, не надеясь на Бога. Мы видим, тут же, развитие ремесел и искусств, кузнечного дела, скотоводства (а, значит и вкушения мяса животных, что является нарушением данной в раю заповеди: «Я дал вам всякую траву… и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу»). Потомки Каина воинственны. Ламех, например, уже похваляется перед женщинами тем, что убил кого-то и сам получил боевые раны. Не правда ли, — знакомый всем образ грубого и порочного человека, старающегося понравится женщинам напускной брутальностью и безнаказанностью.

Но мудрым  Божественным промыслом цивилизация идет не только по пути погружения в безбожный мрак насилия и плотского удовольствия. Потомки третьего сына Адама и Евы, — Сифа, начинают традицию общественного служения Богу. Имя Сиф значит «основание, утверждение». И эта традиция жизни с Богом, в гармонии со всей вселенной, не отделяясь от мироздания, красной нитью проходит через текст Священного Писания, разрешаясь в Евангелии. Заблудившиеся дети Божии начинают долгий путь домой.


http://radiovera.ru/sreda-vtoroj-sedmicy-velikogo-posta.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 08 Марта 2023, 02:38:20 »


Толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 5

В среду второй седмицы Великого Поста (Притч. V, 15–23, VI, 1–3).
 



В сей паримии предлагается наставление о соблюдении супружеской верности и предостережение от поручительства за друзей.


Гл. V, 15. Сыне, пий воды от своих сосудов и от твоих кладенцев источника.

Этот начальный стих паримии есть повторение последнего стиха предшествующей паримии и там объяснен.

16. Да преизливаются тебе воды от твоего источника, во твои же пути да происходят (по твоим путям пусть проходят) твоя воды.

В сем стихе, в соответствие сказанному в предыдущем о долге супружеской верности, идет речь о плодах супружеской верности, — о законных детях, которые здесь представляются под образом вод, текущих из собственного, а не чужого источника. Дети и вообще потомки представляются под этим образом и в других местах Писания (Числ. ХХIV, 7. Исаия XLVIII, 1; LI, 1–2). Многочадие есть свидетельство благословения Божия. Этого благословения желает Соломон ученику своему, выражая это желание словами: да преизливаются тебе воды от твоего источника, т. е. да произойдут от тебя многочисленные дети, и как из одного обильного водой родника льются обильные ручьи, текущие из него в разные стороны, так да будут твои дети сами родоначальниками, основателями своих домов. Словами: по твоим путям пусть проходят воды твои, выражается желание, чтобы дети шли по стопам своего отца, были также целомудренны и также строго соблюдали супружескую верность.

17. Да будут тебе единому имения и да никтоже чужд причастится тебе да не (участвует с тобою).

Супружеская верность есть залог семейного благосостояния. Тогда как развратные расточают свое имущество на чужих, верный законной жене муж собирает его только для себя и своего семейства, — никто из чужих не участвует в его собственности.

18. Источник твоея воды да будет тебе твой, и веселися с женою, яже от юности твоея (какая есть у тебя от юности твоея).

Наставление тоже, что и в 15–м стихе, с присовокуплением: веселися с женою, яже от юности твоея, т. е. довольствуйся сожитием с женой, с которою соединился в юном возрасте, и постарайся устроить свои отношения к ней так, чтобы и на старости лет ты мог обретать в ней утешение и радость.

19. Елень любве и жребя твоих благодатей (она, лань любви и юница твоих утех), да беседует тебе твоя же, да предидет тебе и да будет с тобою (и как твоя, пусть ходит подле тебя и пусть будет с тобою) во всяко время, в дружбе бо ея спребываяй (ибо ты, сопровождаемый дружбою её), умножен будеши.

Законная жена, как подруга мужа от юности, выразительно сравнивается с молодою ланью и всяким другим молодым животным из четвероногих. Молодые животные своею миловидностию и игривостию представляют немало привлекательного и забавного для человека, — они легко привыкают к человеку, ласкающему их, привязываются к нему и не отходят от него. Подобные отношения бывают обыкновенны между молодыми супругами. Соломон, напоминая мужу о долге супружеской верности, выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой, установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы между ними до старости сохранилась взаимная привязанность, чтобы муж, любящий жену и ею любимый, не имел побуждений искать развлечений на стороне, находил удовольствие в беседе с нею одной, в её дружбе. Счастие его в супружеской жизни будет притом зависеть не от одной дружбы с женой, но также от того, что он умножен будет, т. е. будет многочаден и в детях своих, покорных ему и любящих его, будет находить источник новых семейных радостей, которых не променяет ни на какие развлечения вне домашнего очага.

20. Не мног буди (не будь привязчив) к чуждей, ниже объят буди объятиями не своея.

К нарушению супружеской верности могут склонять соблазны со стороны чужих женщин, — их красота, молодость, ласки, наряды и тому под. Но как бы ни были сильны эти соблазны и как бы в сравнении с чужою ни казалась непривлекательною своя жена, никак не следует увлекаться этими соблазнами и предпочитать свою жену чужой.

21. Пред очима бо суть Божиими путие мужа, вся же течения его назирает (Бог).

Неверный муж может успокаивать себя надеждой, что люди не узнают его преступных сношений с посторонними женщинами и что он может безнаказанно прелюбодействовать. Но он должен удерживать себя от этого греха не страхом обличения и наказания от людей, но страхом Божиим, ибо от Вездесущего и Всеведущего ничего нельзя утаить, и праведный суд Божий рано или поздно накажет прелюбодея посрамлением пред людьми и другими способами. При встрече с искушением каждый муж должен подобно Иосифу целомудренному призвать мысль о Боге и сказать: како сотворю глагол сей злый и согрешу пред Богом, всеведущим и всеправедным?

22. Законопреступления мужа уловляют, пленицами же (цепями) своих грехов кийждо затягается (опутывается).

Блудник напрасно думает, что если захочет, легко может отстать от греха. Привычка ко греху, без особой помощи Божией, делает человека бессильным для борьбы с ним. Раб привычки похож на птицу, уловленную в сеть, из которой она не в силах вырваться, на узника, скованного цепями, которые сбросить с себя не в состоянии. Можно конечно в этом смысле понимать рассматриваемый стих; но по связи его с последующими словами ближе к истине такое изложение его: напрасно блудник мечтает при помощи хитрости, друзей, денег избежать наказания за грех от людей; напрасно также надеется, что так долго щадивший его Господь и вперед не накажет его. Нет, рано или поздно его беззакония приведут его к погибели временной и вечной. Чем больше беззаконничает, тем большей подвергается опасности запутаться в собственных сетях, очутиться в таком положении, в котором должен признаться, что он сам себе приготовил погибель, одного себя признать виновником её, ибо что́ посеял, то́ и пожинает (слич. Псал. IX, 17; LXІХ 23. Притч. III, 26).

23. Сей скончавается с ненаказанными, от множества же своего жития извержется и погибнет за безумие (избыток же жизненности его иссяк и утратился от безумия его).

Горе распутному ненаказанному, т. е. не приявшему вразумления! Он умирает с ненаказанными, как обыкновенно умирают таковые, т. е. преждевременно. Он в самом себе носит семя разрушения: он мечтал прожить до глубокой старости в одних наслаждениях, надеялся, что обладая избытком сил, до конца жизни сохранит их для чувственных наслаждений. Такая мечта и надежда — поистине безумие, за которое он будет наказан; он увидит, что избыток его жизненности преждевременно иссяк и утрачен, и он преждевременно состарился, стал хилым и изможденным, преждевременно приблизился к смерти.

Гл. VI, 1. Сыне, аще поручишися за твоего друга, предаси твою руку врагу.

В сем стихе предлагается совет житейской мудрости. Соломон предостерегает своего ученика от поручительства даже за друга. Ручаться за кого значит принимать на себя обязательство в случае неустойки его отвечать за него. Обязательство непременно должно быть исполнено под опасением в противном случае нажить себе врага (предаси руку твою врагу) в лице того, перед кем принято обязательство, например, подвергнуться лишению свободы, закабалить себя в рабство ему.

2. Сеть бо крепка мужу свои устне и пленяется устнами (речами) своих уст.

Дать ручательство за кого–либо легко, ибо для сего нужно только слово молвить. Но последствия этого слова могут быть весьма тяжки. Дал слово, держись его, — не сдержишь его, попал в сеть, т. е. в беду, из которой не выпутаешься, пока не исполнишь того, к чему обязался за друга твоего.

3. Твори, сыне, яже аз заповедаю ти, и спасайся.

Неблагоразумно ручаться за другого; но если дано ручательство, надо принять меры к тому, чтобы спастись от беды. Какие же? Те, которые будут предложены в следующих стихах (имеющих войти в состав новой паримии). Ученику Премудрого остается только беспрекословно творить то́, что́ заповедано ему будет относительно этих мер.


Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичский

https://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 08 Марта 2023, 02:38:31 »


Среда второй седмицы Великого Поста
 

О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
Ин. 16, 23





Что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Пост – это не диета. Апостол замечает, что «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8 ). «В видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные по необходимости или лицемерию», – говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Воздержание в пище – это только основание для дальнейшей постройки, им «сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Плоды молитвы

Молитва – священная царица добродетелей.

Преподобный Иоанн Лествичник

Итак, если хочешь одержать победу над страстями, то, молитвою и содействием Божиим будучи внутри себя, сойди вглубь сердца и там проследи следующих три сильных исполинов: забвение, лень и неведение, эту опору мысленных иноплеменников, через которых прочие злые страсти, возвращаясь, действуют, живут и крепнут в сластолюбивых душах. Но ты многим вниманием и настоянием ума при содействии свыше найдя этих, многим неведомых злых исполинов, потом уже легко, опять вниманием и молитвой, сможешь избавиться от них.

Преподобный Марк Подвижник

Как из облака молния, так из молитвы свет истины и разумения.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.

Преподобный Серафим Саровский

Ничто так не способствует к преспеянию в добродетели, как частое собеседование с Богом.

Святитель Иоанн Златоуст

Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие, и тому подобное. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного. Таковы плоды, украшающие молитву; если не будет их, то напрасен ее труд.

Святитель Григорий Нисский

Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач.

Плодом молитвы являются ощущение присутствия Божия, живая память о смерти, страх суда и осуждения.

Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых… но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе.

Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнью духа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


О молитве

Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16, 23), сказал Господь, и еще с подтверждением: истинно, истинно говорю вам. Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким неотложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того: а то наводится тень и на само обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой-либо милости от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и приступает кто просить о чем Бога, то с раздвоенною душою: помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два – и бросает, да и говорит потом: «Не слышит Бог». Нет, – прося чего-либо особенно, надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердечного судию докучанием своим заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение и при том просят не день, не два, а месяцы и годы; за то и получают. Им подражайте, если желаете иметь успех в молитве.

Святитель Феофан Затворник


https://pravoslavie.ru/1624.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!