Сергей ПтичкинПарад Победы, парад открытийВ параде в честь 70-летия Победы было представлено более 70 единиц принципиально новой военной техники 11 разных типов. Главнокомандующий Сухопутными войсками, генерал-полковник Олег Салюков заранее отмечал, что заслуженный ажиотаж вызывает участие в параде нового танка «Армата». «Уралвагонзавод» сделал прорыв в танкостроении», - сказал генерал.И добавил, что, кроме танков «Армата», на параде будет продемонстрирована бронеплатформа «Армата» и созданная на ее базе техника. По словам генерала, новый танк имеет «очень интересную компоновку, очень хорошее вооружение». Он также отметил, что «на Западе аналогов этой техники нет». Мы все это увидели…
Действительно, в советское время на каждом параде обязательно показывали какую-нибудь новинку. В постсоветское время парадов поначалу вообще не проводили, считая их рудиментами тоталитаризма.
А когда возобновили прохождение техники по Москве, то это свидетельствовало лишь о том, что не все боевые машины проданы или разворованы, что-то еще осталось.
Порой парады вызывали настоящее чувство отвращения. При А. Сердюкове было и такое: пешие колонны обрядили в безликую полевую форму. Хотя во всех армиях мира именно для подобных торжественных ритуалов существуют парадные мундиры. А вот в России во времена всеобщей армейской оптимизации их взяли, и упразднили. Был случай, неприятно поразивший большую часть населения, а не только ветеранов, когда высшие лица государства приветствовали войска не стоя, а восседали в креслах. На американский манер, надо сказать.
И наконец, то, что решительно не принимали все, у кого еще не отшибло память. На парадах 9 мая впереди всегда несли трехцветный государственный флаг России, а уже за ним красное Знамя Победы, водруженное над рейхстагом. Если бы парады проходили в честь праздника новой Российской Федерации, естественно, они должны были бы открываться принятым государственным флагом. Но 9 мая – это все-таки советский праздник всех народов не сломленного в войне союза. В Великой Отечественной победил единый тогда советский народ. Под Красным знаменем! Под трехцветным, извините за напоминание, против СССР тогда воевали в одних рядах с нацистами и фашистами предатели-власовцы.
И вот, 9 мая 2015 года впервые за минувшие четверть века Красное Знамя Победы открывало парад.
Войска были одеты так, как и полагается. Пусть не все шли в «парадках», но, хотя бы, не так оцифрованно-серо, как при А. Сердюкове. И Верховный главнокомандующий в кресле не сидел. И впервые за почти три десятилетия показали действительно новую технику, а не сто раз перелицованные машины советского периода рождения.
Минобороны сняло покров секретности с новейшей бронетехники буквально накануне самого парада. До последнего момента она была укрыта маскировкой.
Всего раскрыто семь образцов: танк Т-14 «Армата», тяжелая боевая машина пехоты Т-15 на базе «Армата», БМП «Курганец-25», БТР «Курганец-25», БТР «Бумеранг», самоходная артустановка «Коалиция-СВ», самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1».
Конечно, главной сенсацией стал новый танк и его шасси, на базе которой создана и показана тяжелая БМП, а в будущем станет выпускаться целое семейство боевых и инженерных машин. Это действительно танк нового поколения. Подобных машин в мире нет, и даже не проектируется. Это первый в мире танк третьего послевоенного поколения.
Стоит напомнить, что решение о создании принципиально нового единого танка было принято в СССР, в начале восьмидесятых годов. Тема получила название «Молот». Предполагалось, что будет создано унифицированное шасси для танков, инженерных машин, артиллерийских и ракетных систем, тяжелых комплексов ПВО и прочих мобильных вооружений.
Новый танк создавался на конкурсной основе. Над ним работали специализированные КБ в Харькове, Ленинграде и Нижнем Тагиле. Лучше всех в создании концепции новой машины продвинулись в Ленинграде, на Кировском заводе, в КБ, которым руководил Николай Попов. Работы шли на базе Т-80. В различных вариантах двигатель мог располагаться впереди и сзади. Экипаж находился в корпусе. Боекомплект с автоматом заряжания выносился над корпусом и размещался сзади башни. Крушение Советского Союза не позволило довести практически готовую машину до рабочего состояния.
Несколько лет спустя новый танк, названный «Черный орел», все-таки воплотили в металле в городе Омск. Это была отдаленная копия той машины, над которой когда-то работали в Ленинграде. Танк даже показали один раз на местной выставке вооружений. На этом все и закончилось.
В министерстве обороны решили довести до конца работу над объектом 195 по той самой теме «Молот» в Нижнем Тагиле. В конце девяностых годов первый образец тяжелого - массой около 60 тонн - танка нового поколения был построен, начались его полигонные испытания. Машина получилась хоть и очень тяжелой – для сравнения: Т-90 весит чуть больше 40 тонн – но вполне приличной, она даже, как вспоминают очевидцы, произвела очень сильное впечатление на министра обороны, маршала Игоря Сергеева, стратегического ракетчика по военной специальности. Как говорят, он, внимательно осмотрев машину и посидев внутри танка, будто бы сказал: были бы у меня деньги, немедленно принял бы на вооружение. Тогда даже в прессе позвучало несколько заявлений со стороны военных о том, что новый Т-95 начнет поступать в войска в ближайшие годы. Увы и ах: новая машина так и осталась опытным объектом 195.
Работы над значительно обновленным танком на базе объекта 195 начались в конце нулевых годов. Проекту было присвоено наименование «Армата». Объект 195 серьезно облегчили, уменьшили в габаритах, в итоге получилось то, что получилось. То есть, танк Т-14 «Армата» и БМП Т-15 - тоже «Армата».
Не совсем понятна буквенно-цифровая индексация машин. Если новейший отечественный танк называется Т-90 СМ, то почему еще более новый нарекли Т-14? Назад, в будущее?
Да и нарушены все существовавшие ранее нормативы принятия техники на вооружение. До того, как новая боевая машина пройдет весь цикл полигонных и войсковых испытаний и специальным постановлением правительства будет принята на вооружение, или как сейчас говорят, снабжение Вооруженных сил, именовалась она опытным объектом с соответствующим номером. Лишь поступая в войска, машина становилась Т-64, Т-72, Т-80, БТР-80 или БМП-1, БМД-1 и так далее. А в случае с «Арматой» уже сообщали и сроки начала серийного выпуска, и то, как танк станет называться. Хотя нормальные испытания еще и не начинались. Такая поспешность, схожая с бахвальством, не красит отдельных представителей министерства обороны, для которых, похоже, пиар и самореклама важнее всего остального.
Главная отличительная черта нового танка – необитаемая башня и экипаж, находящийся в бронированной капсуле, отделенной от боеукладки, которая размещается в корпусе. По мнению конструкторов, такая схема значительно повышает шансы танкистов остаться живыми даже при пробитии башни и подрыве боекомплекта. Сама форма башни непривычна. В отечественном танкостроении стала классикой зализанная башня. Так повелось еще с тяжелого ИС-3. Считалось, это повышает вероятность рикошета бронебойных снарядов. Правда, с появлением подкалиберных и кумулятивных снарядов каплевидность башни уже не играла большой роли. Но традиция сохранялась.
В Т-14 башня как бы собрана из броневых листов, сваренных под различными углами. С учетом специального покрытия это значительно понижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. То есть, для вражеских приборов наблюдения танк становится почти невидим. Под погоном башни находятся элементы активной защиты – по четыре с каждой стороны. Их расположение обусловлено тем, что в первую очередь необходимо прикрыть место расположения экипажа – переднюю полусферу корпуса. Отечественные системы активной защиты гарантированно уничтожают на подлете к машине все типы противотанковых ракет.
Башня защищается от поражения высокоточными управляемыми ракетами при помощи специальных оптико-электронных систем. Корпус и башня, в том числе сверху, прикрыты новыми элементами динамической защиты. Гусеницы также имеют достаточно мощную динамическую защиту.
На танке установлено множество оптико-электронных приборов, расположенных по периметру башни и корпуса. Это и системы противодействия высокоточному оружию, и системы управления огнем, и приборы ночного видения, и видеокамеры высокого разрешения. Пулемет, установленный на башне, управляется дистанционно из бронекапсулы, где находится экипаж. А 125 мм гладкоствольная пушка отличается повышенной точностью стрельбы. Интересно, что на пушке Т-14 нет эжектора - это такое утолщение в середине ствола. Эжектор способствует более эффективной вытяжке пороховых газов из башни, но, поскольку башня «Арматы» необитаема, то и в вытяжке нет необходимости. Вентиляция обеспечивается другими способами.
Сзади башни находится специальный заман, в котором уложены дополнительные боеприпасы и различные инструменты, необходимые для мелкого ремонта. Конструктивно танк Т-14 «Армата» получился действительно очень интересным и по-настоящему прорывным. Остается надеяться, что испытания не принесут неприятных сюрпризов, и танк все-таки будет принят на вооружение Сухопутных войск.
Не менее, а может и более интересна тяжелая боевая машина Т-15. Получился симбиоз боевой машины поддержки танков «Теминатор-2» и гусеничного бронетранспортера для перевозки мотострелков.
Двигатель в этой БМП расположен спереди. Что делает машину схожей с израильским танком «Меркава», который тоже может возить небольшой десант внутри корпуса. Такое расположение двигателя обеспечивает дополнительную защиту экипажа и десанта, а также дает возможность организовать выход десанта с кормовой части. БМП «Армата» имеет танковую по толщине броню и очень мощную динамическую защиту, даже более развитую, чем на одноименном танке. Есть и комплекс активной защиты.
Вооружена БМП 30 мм пушкой, несколькими 7,62 мм пулеметами и четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами. Причем пусковые установки ракет защищены броневыми листами. На БМП установлены новейшие оптико-электронные комплексы отечественного производства, позволяющие обнаруживать и эффективно поражать даже малоразмерные цели днем и ночью в любую погоду. Управляемыми ракетами можно поражать не только любую бронетехнику противника, но и вертолеты с беспилотниками, попадающими в зону огня. На мой взгляд, перспектив у БМП Т-15 даже больше, чем у танка Т-14. Аналогов в мире нет, и вряд ли они скоро появятся. Конечно, эта боевая машина пехоты дорогая, но она того стоит.
Боевая машина пехоты «Курганец-25» отличается от БМП «Армата» более легкой алюминиевой броней. Однако достаточное количество комплексов активной и динамической защиты делает эти БМП почти неуязвимыми. Вооружение почти такое же, как у БМП «Армата» - 30 мм пушка, управляемые ракеты, пулеметы и малокалиберные гранатометы. По общему комплексу технических и боевых характеристик «Курганец-25» превосходят все мировые аналоги. По Красной площади прошел также бронетранспортер «Курганец-25». Его отличие от одноименной БМП в более легком вооружении и отсутствии достаточно дорогих комплексов активной защиты. Зато этот гусеничный броневик дешевле в производстве, имеет большую скорость на поле боя и проще в эксплуатации. А это несомненные преимущества, особенно на мировом рынке вооружений.
БТР «Бумеранг» - новое поколение отечественных колесных бронетранспортеров. Его главное отличие, например, от широко известных БТР-80 - в противоминной конструкции корпуса. На Западе давно уже выпускают бронетранспортеры, способные выдержать подрыв фугаса даже под днищем. У нас это сделано впервые. Из-за этого «Бумеранг» стал выше и вообще смотрится более громоздко, чем его советские предшественники. Однако он имеет хорошую защиту, в том числе динамическую. Выход десанта осуществляется с кормы, что на поле боя обеспечивает дополнительную защиту мотострелков. На шасси «Бумеранга» будут созданы различные инженерные, штабные и санитарные машины.
Впрочем, сразу надо сказать вот о чем. Изначально создатели «Бумеранга» рассчитывали при его производстве на широкую международную кооперацию. На Западе даже успели выполнить работы по созданию для этой машины оригинальной трансмиссии, новой подвески, подобрали оптимальный дизель. Теперь все зависает. Может, оно и к лучшему, станем делать сами. Но, увы, начало испытаний и серийного выпуска «Бумерангов» однозначно затянется.
Самоходную артустановку «Коалиция-СВ» можно считать предсерийным вариантом. Неоднократно заявлялось, что эта САУ будет выпускаться на шасси «Армата». Пока же мы видим шасси классической «Мсты-С». Новая артустановкка отличается от предшественницы более совершенной пушкой, правда, того же калибра – 152 мм. Помимо орудия, на «Коалиции-СВ» полностью обновлены система наведения и управления огнем, бортовые вычислительные комплексы, средства связи и навигации.
Самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1» смонтирован на базе легкобронированного автомобиля «Тигр». Ракеты этого комплекса способны поражать все виды бронетехники и низколетящие малоскоростные воздушные цели. Этот автомобильный комплекс очень эффективен при ведении боевых действий в населенных пунктах.
Системы вооружения, впервые показанные на Параде Победы, свидетельствуют о том, что наша страна возвращает себе лавры мирового лидерства во всем, что касается создания боевой гусеничной и колесной техники.
И это не может не радовать. А проблемы с внедрением новой техники существовали всегда и во всех армиях мира. Не избежать их и нам. Главное, все преодолеть и довести прорывную бронетехнику до армейского строя.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/parad_pobedy_parad_otkrytij_569.htm