Русская беседа
 
28 Марта 2024, 16:32:47  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Пяток Второй Седмицы Великого Поста  (Прочитано 3462 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 20 Марта 2008, 21:23:36 »

ПЯТОК 2-Й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Возобладай над чревом, пока оно не возобладало над тобой.
Преподобный Иоанн Лествичник


Св. Стилиан Пафлагонянин, покровитель детей

Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.)

Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленное время, принятия пищи. В этом отношении святитель Феофан Затворник дает родителям такое указание: «Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью».

Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей, естественно, могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста.

Точно так же взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае пощение не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). И весь смысл поста в добровольном воздержании и ограничении себя. И чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей и следует приучать к посту с самого младшего возраста.

О воздержании в пище

Пост тела есть пища для души.

Святитель Иоанн Златоуст

Вспомни, что Адам в раю был не ниже тебя совершенством, — возомнил обойтись без поста — и что вышло?

Иннокентий апхиепископ Херсонский

Кто из животных столько силен, как лев? Но из-за чрева своего и он попадает в сети и тогда все могущество его смиряется.

Преподобный Иоанн Колов

Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить.

Святитель Василий Великий

Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение.

Преподобный Иоанн Лествичник

Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобресть ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями.

Преподобный авва Серапион

О духовном пощении

Пост телесный подразумевает: ограничение в пище; употребление особого вида пищи; редкий прием пищи.

Душевный пост также должен включать в себя: ограничение внешних впечатлений — пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах; контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключением того, что раздражает страсти; редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста — покаяние…

Наши страсти тесно связаны с чувственными образами. Страсть появляется в сознании в виде греховного образа; и наоборот, греховный образ, воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем сердце (преподобная Синклитикия называла глаза «окнами смерти»).

Сценой, на которой непрестанно демонстрируются человеческие страсти во всем их разнообразии, эффективности и изощренности, в наше время является телевизор. Он похож на источник постоянной радиации, который облучает смертоносным стронцием психику людей.

Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключен сгусток всех чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлений. То, с чем человек в прошлые века мог — и то случайно — соприкоснуться несколько раз в жизни (скажем картина убийства), теперь он видит каждый день…

Душа имеет три способности: разум, эмоцию и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека обессиливается, как у тех, кто часто принимает сеансы гипноза; чувство притупляется и требует новых острых ощущений и «допингов», а разум становится порабощенным сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его жить в каком-то фантастическом мире, в постоянно продолжающейся фантасмагории.

У разума две силы: образное и словесное общение. Слишком обильная, неуправляемая информация развивает низшую механическую память, но подавляет творческую силу и энергию… Ум становится дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей. Картины, которые человек увидел на экране телевизора, вращаются в его подсознании, всплывают в памяти, мелькают в сновидениях, как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык — болтливым. Защитные силы психики истощаются, не будучи способными справиться с лавиной впечатлений.

Где место для безмолвия, для сердечной молитвы? Человек не видит самого себя, он как будто бы живет не в доме, а в театре с непрекращающимися представлениями.

Святые отцы говорят о том, что существуют три вида деятельности ума: это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы, рассуждение и воображение, при этом воображение — самый низший вид мышления, соединенный с чувственными страстями и фантазией. Святые отцы заповедовали пребывать в молитве, давать, когда это нужно в практической жизни, место рассудочному размышлению (при этом знать его меру и пределы) и бороться с воображением как со своим противником. А телевизор способствует обратному: развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере молитвы. Человек, проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает все без разбора, даже не разжевывая куски, и при этом считает, что он держит пост по всем уставам Церкви.

Из книги «Как соблюдать пост»

http://www.pravoslavie.ru/put/040304185052
« Последнее редактирование: 25 Марта 2021, 17:54:51 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 21 Марта 2019, 23:50:11 »


Пятница второй седмицы Великого поста




Мы продолжаем читать книгу Бытия вместе со всей Церковью. Каждый будний день Великого Поста, на вечернем богослужении прочитывается небольшой отрывок из этой книги, — паримия, что значит по-русски: притча. Откроем сегодняшнее чтение:

Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета.

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. (Быт 5, 32; 6,1-8).


Итак, кто же были эти таинственные «Сыны Божии», входящие к дочерям человеческим? Доводилось слышать мнение, что это чуть ли не инопланетяне или некие бесплотные силы, – ангелы и архангелы. Но, это не так. Друзья, у нас есть единственный авторитет в толковании Священного Писания, — церковь. Среди святых можно встретить разные мнения на этот счет, но общее согласие отцов указывает нам на слова Самого Христа, сказавшего, что во всеобщем воскресении люди ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. Значит ангелы, как бесплотные силы не вступают в брак.

Сыны Божии — это не ангелы, а люди, — потомки Сифа, от которого пошло племя людей благочестивых, призывающих Бога. Они так называются, по той же причине, по которой и христиане обращаются к Создателю, как к своему Отцу, в молитве «Отче наш»: у чтущих Божии заповеди существует духовное родство с Тем, по образу Которого сотворены люди. А вот дочери человеческие, это наследники Каина, жившие сначала отдельно от прочих, но, по причине умножения людей на земле, смешавшиеся с добрым потомством Сифа.

Библия указывает нам, что Господь поступает с «чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его»: К сожалению, как и следовало ожидать, это сближение благочестивых с нечестивыми сопровождалось не исправлением человечества, а развращением, (кстати, именно поэтому, впоследствии закон Моисеев строго запрещал браки с иноплеменниками).  Люди перестали искать Божией воли в своей жизни, а разрушение людьми их сыновней связи с Богом, попытка жить без Бога и тем более противопоставляя себя Богу обрекают человека на смерть. Сила Духа животворящего, согревавшего некогда своим дыханием мертвую, неустроенную землю, не может пребывать на людях, по своей развращенной воле отвернувшихся от Создателя. Это предопределено самой природой человека, предназначенной к творчеству в свободном союзе с Богом.

Но, возникает вот какой вопрос. Почему, все же, Бог наказал людей? Ведь, если они были созданы свободными, то, значит, и способными совершать как добро, так и зло. И это — правда, как правда и то, что и Бог — свободен, и наша свобода не может ограничивать абсолютной свободы Божией — вмешаться в нашу историю, в человеческие судьбы.

Конечно, раскаяние немыслимо в Совершенном, так как Он не может делать ничего такого, о чем бы Ему следовало жалеть. Но, в каком смысле можно сказать о Боге, не уничижая Его величия, что Он раскаивается в сделанном? Слова автора книги Бытия: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле», означают, что Творец признал человечество утратившим свое богоподобие! Человек перестал соответствовать Божественному замыслу и было необходимо «уничтожить всю закваску прежнего развращения». Те люди, которые не раскаялись, — сделали свой выбор и шагнули навстречу гибели. А тем, кто остался в живых, Бог дает шанс начать новую жизнь. Этот выбор, друзья, делаем и мы с вами – каждый миг нашей жизни. Будем внимательны, чтобы не потерять и нам образа Божия и подобия.


http://radiovera.ru/pyatnica-vtoroj-sedmicy-velikogo-posta.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 10 Марта 2023, 01:50:53 »


Толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 6

В пятницу второй седмицы Великого поста. (Притч. VI, 20–35.)


В сей паримии внушается отвращение к прелюбодеянию.

Гл. VI, 20. Сыне, храни законы (заповеди) отца твоего и не отрини наказания (уставы) матери твоея.

По закону Моисееву родители обязаны быть вместе учителями своих детей, должны не только сами содержать в сердце заповеди Божии, но и детям возвещать о них (Второзак. VI, 7). Соломон напоминает своему ученику, чтобы он не забывал заповедей закона Божия, преподанных ему в детстве отцом и матерью, хранил их в сердце и руководствовался ими во всех обстоятельствах жизни.

21. Навяжи же я на твою душу присно и обяжи их о твоей выи.

Навяжи я… присно. Пусть заповеди Божии, преподанные родителями, постоянно будут присущи душе твоей; пусть мысль о них неотвязчива будет от ума твоего и нудит тебя к исполнению обязанностей, в них указываемых. — Обяжи их о выи твоей: мысль таже, что́ и в предшествующем полустишии, т. е. пусть они будут у тебя на виду постоянно, ни на минуту не отвлекай от них внимания, не спускай с них глаз, подобно тому, как цепь с твоею печатью, спускающаяся на твою грудь с шеи, всегда у тебя пред глазами (слич. гл. III, 3 и толкование на этот стих в паримии в четверг 1–й седмицы В. поста).

22. Егда ходиши, води ю (заповедь), и с тобою да будет. Егда же спиши, да хранит тя, да восстающу ти глаголет с тобою.

Заповедь закона представляется здесь под образом учащего и руководящего лица. Соломон внушает своему ученику быть неразлучным с этим учителем и руководителем. Идешь ли куда, иди не один, но вместе с ним, т. е. и на дороге размышляй о законе Господнем. — Спать ли ложишься, засыпай с мыслию о законе Господнем, — пусть размышление о нем охраняет тебя во сне от греховных искушений, так чтобы сон твой был неукоризнен в нравственном отношении. — Да воставшу ти глаголет с тобою. Это значит, что если во время сна не возмущали тебя греховные помыслы и желания, то и по пробуждении от сна, свободный от воспоминания о них, ты будешь иметь возможность немедленно вступить в беседу с твоим руководителем (глаголет с тобою). Мысль таже, что́ и в словах псалма, сказанных о праведнике: в законе Господни поучится день и нощь (Псал. I, 2).

23. Зане светильник заповедь закона, и свет и путь жизни, и обличение, и наказание (научение).

Заповедь закона Божия есть светильник и свет, ибо открывает нам все, что́ нужно знать и делать для Богоугождения. Она есть путь жизни, ибо указывает пути, ведущие к истинному благополучию. Она есть обличение и научение, ибо дает нам видеть наши погрешности, заблуждения, пороки и научает нас достигать противоположных им достоинств в нравственной жизни, и между прочим научает нас соблюдению целомудрия, — именно:

24. Еже сохранити тя от жены мужаты (замужней) и от наваждения (обольщения) языка чуждого (чужой).

Закон Господень научит тебя тому, чтобы ты не только сам не искал законопреступного сближения с замужнею женщиной, но чтобы остерегался её заискиваний, её обольстительных речей для вовлечения тебя в свои сети.

25. Сыне, да не победит тя доброты похоть (увлечение красотою), ниже уловлен буди твоима очима, ниже да совосхитишися (да не будешь пленен) веждами ея.

Не увлекайся впечатлениями, производимыми красотою соблазнительницы, её бровями, и так как проводником этих впечатлений служат глаза, то не давай им воли, не засматривайся на то, что́ может заронить в твою душу нечистую мысль.

26. Цена бо блудницы, елика единаго хлеба, жена же мужей честныя души уловляет (ибо блудница хотя стоит столько же, сколько один хлеб, но она, как женщина, уловляет в сети дорогие души мущин).

Сама–по–себе блудница — презренная, ни на что́ не годная тварь: цена ей грош, платимый ею за один хлебец, из–за которого она продает свои постыдные услуги. Не прискорбно ли, что это грошовое существо уловляет в свои сети драгоценные души мущин, людей почтенных, своим умом и трудами способных приносить пользу обществу? Вовлеченные в распутство, они теряют честь и доброе имя.

27–29. Ввяжет ли (вложит ли) кто огнь в недра, риз же своих не сожжет ли? Или ходити кто будет на углиях огненных, ног же не сожжет ли? Тако вшедый к жене мужатей не без вины будет, ниже всяк прикасаяйся ей.

Уловление в сети прелюбодейной женщины предваряется простым знакомством с нею. Завязать это знакомство не всегда представляется опасным мущине. Он думает, что никакой нет беды посещать её дом, беседовать с нею, вообще коротко обращаться с нею; он надеется удержаться от преступной связи с нею. Но надежда его напрасна. Как невозможно, чтобы не прогорела одежда от огня, вложенного в пазуху, чтобы не обожглись ноги, ступившие на горящие угли, так невозможно не впасть в вину прелюбодейства, избежать грубого плотского греха человеку, вхожему в дом к жене замужней в качестве короткого знакомого и прикасающегося к ней руками и устами. Эти посещения и эти, по-видимому, невинные прикосновения легко возбуждают огонь плотской похоти и доводят до греха прелюбодеяния. — Но можно понимать рассматриваемые стихи и в другом смысле. В них идет речь не об опасности впасть в вину прелюбодейства, а об опасности быть уличенным в этой вине и потерпеть строгое возмездие за нее. В таком случае слова: вошедший к замужней жене и прикасающийся к ней указывают не на короткое только знакомство с нею, а на действительное прелюбодейство, в каковом смысле эти слова встречаются и в других местах Писания (Быт. VI, 4; XIX, 31; ХХХVIII, 9. Суд. ХV, 1. Быт. XX, 6; 1 Коринф. VII, 1). Посему мысль рассматриваемых стихов можно изложить так: невозможно, чтобы преступление прелюбодейства не огласилось и осталось не наказанным, как невозможно не обжечься от прикосновения к огню. Такому изложению благоприятствуют дальнейшие стихи.

30–31, 33. Не дивно бо, аще кто ят будет крадый (если какой вор будет схвачен), крадет бо, да насытит душу свою алчущую. Аще же ят будет, воздаст седмерицею и вся имения своя (пожитки свои) дав, избавит себе. Прелюбодей же за скудость ума погибель души своей содевает.

Идет речь о возмездии прелюбодею. Ему грозит возмездие гораздо тягчайшее, чем вору. Не дивно, — в порядке вещей, если вор будет схвачен и лишен свободы за то, что он украл для того, чтобы насытит алчущую душу, т. е. украл не по нужде, а по ненасытной алчности к наживе; поделом вору мука. Но для вора есть возможность избавиться, т. е. возвратить себе свободу, если, дорожа свободой, он для возвращения её готов удовлетворить потерпевшего гораздо в большей мере, чем требует закон (Исход. XXII, 1 и 2), если он за покражи воздаст в семеро больше того, чего стоит украденное, даже расплатится всеми пожитками. Несравненно хуже положение прелюбодея. Он за скудость ума погибель души своей содевает. Вор покупает себе свободу потерею состояния, а прелюбодей в наказание за неразумное увлечение плотскою похотию, находится в опасности погубить жизнь свою (душу свою) или пострадать личностию своею. В чем же именно состоит возмездие ему?

33. Болезни же и бесчестие понесет, поношение же его не загладится во век.

Болезни прелюбодей понесет от побоев разъяренного мужа неверной жены и за бесчестное поведение потерпит всякое другое бесчестие от него же и от других. О тяжести последнего возмездия можно судить по тому, что для людей, дорожащих честию, она есть такое благо, которое дороже жизни. «Лучше мне умереть, говорит Апостол, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1 Коринф. IX, 15). Бесславие или поношение прелюбодею всегда останется на нем, даже после того, как он понес тяжкое телесное озлобление.

34. Исполнена бо ревности ярость мужа ея: не пощадит в день суда.

Страшна участь прелюбодея, впавшего в руки озлобленного мужа прелюбодейцы. Ярость его под влиянием ревности не знает пределов. В день совершения своего мщения над врагом его семейной жизни он не пощадит его, — с величайшим злорадством будет смотреть на позор его, когда или сам учинит над ним собственную жестокую расправу, или предаст его судебной власти.

35. Не изменит ни единою ценою вражды, ниже разрешится многими дарами (не променяет вражду ни на какой откуп, ни на большие подарки).

Оскорбление, нанесенное мужу неверной жены, он так глубоко примет к сердцу, что для примирения с оскорбителем не согласится ни на какие выгодные сделки.

Гл. VII, 1. Сыне, храни моя словеса, моя же заповеди скрый у себе.

Эти словеса и заповеди одинаково могут быть относимы и к предыдущим и к последующим наставлениям, ибо в обоих случаях идет речь о пагубных последствиях любострастия.

2. Сыне, чти Господа и укрепишися (будешь крепок), кроме же Его не бойся никого.

Благо человеку, чтущему Господа и сохраняющему заповеди Его: под кровом Всевышнего он укрепится, т. е. будет силен побороть все препятствия к устроению своего благополучия и к побеждению греховных искушений. — Кроме Его не бойся никого. Нет причины бояться людей тому, кто боится Бога. Он говорит с Давидом: «Господь просвещение мое (свет мой): кого убоюся? Господь защитник жизни моея: кого у страшуся?» (Псал. ΧΧVI, 1).


Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичский

https://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 10 Марта 2023, 01:51:07 »


Пятница второй седмицы Великого Поста


Возобладай над чревом, пока оно не возобладало над тобой.
Преподобный Иоанн Лествичник


Фото: Александр Осокин / Православие.Ru

Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.)

Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленное время, принятия пищи. В этом отношении святитель Феофан Затворник дает родителям такое указание: «Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью».

Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей, естественно, могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста.

Точно так же взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае пощение не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). И весь смысл поста в добровольном воздержании и ограничении себя. И чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей и следует приучать к посту с самого младшего возраста.


О воздержании в пище


Пост тела есть пища для души.

Святитель Иоанн Златоуст


Вспомни, что Адам в раю был не ниже тебя совершенством, — возомнил обойтись без поста — и что вышло?

Иннокентий апхиепископ Херсонский


Кто из животных столько силен, как лев? Но из-за чрева своего и он попадает в сети и тогда все могущество его смиряется.

Преподобный Иоанн Колов


Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить.

Святитель Василий Великий


Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение.

Преподобный Иоанн Лествичник


Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобресть ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями.

Преподобный авва Серапион


О духовном пощении

Пост телесный подразумевает: ограничение в пище; употребление особого вида пищи; редкий прием пищи.

Душевный пост также должен включать в себя: ограничение внешних впечатлений — пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах; контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключением того, что раздражает страсти; редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста — покаяние…

Наши страсти тесно связаны с чувственными образами. Страсть появляется в сознании в виде греховного образа; и наоборот, греховный образ, воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем сердце (преподобная Синклитикия называла глаза «окнами смерти»).

Сценой, на которой непрестанно демонстрируются человеческие страсти во всем их разнообразии, эффективности и изощренности, в наше время является телевизор. Он похож на источник постоянной радиации, который облучает смертоносным стронцием психику людей.

Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключен сгусток всех чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлений. То, с чем человек в прошлые века мог — и то случайно — соприкоснуться несколько раз в жизни (скажем картина убийства), теперь он видит каждый день…

Душа имеет три способности: разум, эмоцию и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека обессиливается, как у тех, кто часто принимает сеансы гипноза; чувство притупляется и требует новых острых ощущений и «допингов», а разум становится порабощенным сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его жить в каком-то фантастическом мире, в постоянно продолжающейся фантасмагории.

У разума две силы: образное и словесное общение. Слишком обильная, неуправляемая информация развивает низшую механическую память, но подавляет творческую силу и энергию… Ум становится дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей. Картины, которые человек увидел на экране телевизора, вращаются в его подсознании, всплывают в памяти, мелькают в сновидениях, как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык — болтливым. Защитные силы психики истощаются, не будучи способными справиться с лавиной впечатлений.

Где место для безмолвия, для сердечной молитвы? Человек не видит самого себя, он как будто бы живет не в доме, а в театре с непрекращающимися представлениями.

Святые отцы говорят о том, что существуют три вида деятельности ума: это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы, рассуждение и воображение, при этом воображение — самый низший вид мышления, соединенный с чувственными страстями и фантазией. Святые отцы заповедовали пребывать в молитве, давать, когда это нужно в практической жизни, место рассудочному размышлению (при этом знать его меру и пределы) и бороться с воображением как со своим противником. А телевизор способствует обратному: развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере молитвы. Человек, проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает все без разбора, даже не разжевывая куски, и при этом считает, что он держит пост по всем уставам Церкви.

Из книги «Как соблюдать пост»


https://pravoslavie.ru/1629.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!