(окончание)После об этом в народе песенку сложили:
Ворона ты, ворона,
Заморская простота,
Не умел ты, ворона,
В клетке сокола держать!
Где ж тебе, ворона,
На лету его поймать?
Немало натерпелись в Москве наполеоновские солдаты. Они с раннего утра отправлялись на добычу, обходили огороды, погреба, лавки, отыскивали в народе бедных москвичей и отбирали у них всё съестное и тёплые одежды. В богатых домах они грабили ценные вещи и предлагали, иной раз, нашим горсть золотых за кусок хлеба, да неоткуда было его достать. Часто из-за добычи они подымали между собой драку среди улицы, и начальники не могли их унять. Горемыки уж не боялись начальства, а боялись одного только голода.
Страшно было взглянуть на Москву. Везде лежали грудами горячие угли да почерневшие кирпичи, а под ними торчали обгоревшие столбы. На улицах валялись человеческие и лошадиные трупы. Во многих церквах устроены были бойни или конюшни. Над городом стоял такой густой дым, что выедал глаза, и оборванные, босые солдаты бродили всюду, чтоб отыскать себе пищи.
А наши бедняки, которые здесь оставались, приютились, куда попало: в погребах, в подвалах, даже в церквах. Тут сидели и спали, вповальную, больные, старики, женщины и дети. Ночью они ходили по соседним погребам или по огородам, чтобы вырывать мёрзлый картофель. Сотни людей сидели у Крымского брода, на Орловом лугу, где кипели постоянно самовары, да разогревались таганчики, и чего-чего тут не было! Стояли детские колыбельки, ящики, корзинки, сундуки, лежали узелки, подушки, и бродили собаки около своих хозяев. Французы приходили нередко и сюда на поживу. Эта бездомная толпа москвичей питалась тоже от соседних огородов и погребов. Кроме того, иные ходили на гостиный двор; он выгорел, но можно ещё было найти кое-какую провизию. А иной раз и то случалось, что наш и добудет, да повстречается на пути с неприятелями, и они его оберут.
Горемычные жители Москвы искали себе утешения в молитве. В нескольких церквах, где уцелели престолы, шло богослужение. Французские начальники не запрещали нам совершать службы. Они приставляли даже караул к храмам во время обедни и по просьбе священников присылали красного вина для литургии, а пшеничную муку на просвиры; ладан, свечи и масло мы добывали в погребах и лавках; лишь только раздавался благовест, москвичи, которые приютились по соседству, спешили в церковь. Бледные, исхудалые, они становились на колени и изливали своё горе перед Богом. Матери подымали детей на руках и восклицали сквозь слёзы: «Пресвятая Богородица, спаси невинных младенцев!» А когда на эктении дьякон молился «о царствующем граде», то рыдания раздавались во храме.
В иных монастырях стояли французы; другие погибли во время пожара. В Зачатьевском сгорели все кельи, и монахиням пришлось жить в одной из церквей, но в другой не прекращалась служба. Каменный соборный храм не был ещё достроен, и в нём укрывались более ста мирян. Нисколько человек из них ходили каждый день по огородам и собирали в общую пользу картофель и капусту. В это скорбное время делились всем, что посылал Господь. Монастырский священник молился с жителями обители и поддерживал их в горе. К нему приходили, что ни день, исповедники, и за каждой обедней были причастники. Все ожидали смерти и торопились исполнить христианский долг.
Французским солдатам становилось час от часу не легче, а Наполеон всё не решался оставить Москву. Не хотелось ему признаться перед всеми, что дела его плохи, и что пришлось ему на попятный двор. Зло его разбирало, так что генералы боялись к нему являться с докладами. Приказаний он никаких не отдавал, а его начальники тоже мало чем распоряжались, потому что в войске была страшная неурядица. Солдаты их не слушались и грабили, где только могли. Иной раз кто-нибудь из наших заходил в Кремль, и сердце его сжималось при виде поругания нашей святыни. Около Ивана Великого была устроена кузница, где французы переливали в золотые и серебряные слитки кресты, иконные ризы, сосуды и все драгоценности, которые мы не успели вывезти из соборов перед занятием Москвы. В Вознесенском монастыре была не достроена одна церковь; там устроили хлебню. В Архангельском соборе была кладовая, лежали мешки овса и ржи, в углах был навален картофель, и стояли бочки с солониной.
Уже больше месяца стоял Наполеон в Москве. Он боялся, чтоб князь Кутузов не напал на него врасплох, и послал своего зятя разведать, где стоит русская армия. Зять-то его наткнулся на наш лагерь по старой Калужской дороге, и один из генералов Кутузова напал на него, да так его разбил у села Тарутина, что французы бежали без оглядки. Как узнал об этом Наполеон, то увидал, что податься ему больше некуда, и тотчас же велел оповестить войскам, чтоб они были наготове, потому что на другой же день он выступает из Москвы.
И точно, вывел он сам свою армию из города. Которые из наших видели тогда его несчастных солдат, говорили, что больно было на них взглянуть. Изнурённые, в лохмотьях, они походили на нищих. Кто прикрывался женской юбкой, кто поповской ризой, у кого одна нога была в дырявом сапоге, а другая босая. За ними шли пушки, фуры и множество повозок с награбленным добром, так что армия и обоз тянулись на целых тридцать вёрст.
Весть об отступлении французов разнеслась, что молния, по городу, и обрадовались несказанно бедные москвичи. Но их ожидало новое ещё горе. Наполеону хотелось, со злости, истребить совсем Москву, чтоб не оставалось в ней камня на камне. Сам-то он ушёл, а оставил здесь несколько отрядов и приказал начальникам, чтобы они взорвали Кремль и все здания, что уцелели от пожара. И стали начальники всё приготовлять ко взрыву. Иные здания они наполняли соломой и втыкали в неё зажжённые свечи, а под Кремлёвские стены копали рвы, куда ставили бочки с порохом. Вдоль рвов протягивали канаты; один-то конец был воткнут в бочку, а другой неприятели зажигали и уходили, пока огонь не успел ещё добежать до пороха. Вся Москва и её жители должны были погибнуть. Да не без добрых людей на свете: у нас не поминают лихом французов: с голода да с холода они обирали наших, а не обижали их даром. Приказания своего императора они исполняли поневоле, но где только встречали русских, показывали им знаками, что Москва взлетит на воздух, и что надо поскорей из неё выбираться. Лишь только они ушли, наши бросились всё осматривать, и помог им Бог во многих местах затушить пожар.
Но Кремль сильно пострадал. В ночь с 10 по 11-е октября жители Москвы были пробуждены страшным взрывом. Все вскочили и выбежали на улицу. За первым взрывом прогремели ещё два других, и вспыхнул местами пожар. Да пошёл, на счастье, дождь и не дал огню разыграться. Москвичи пробродили всю ночь по улицам или среди дворов, молились и ожидали смерти, а что ещё погибло в несчастном городе, того никто не знал. Когда начало светать, все взглянули на Кремль: золотая глава Ивана Великого блестела на солнце. Многие бросились к Кремлю и такое увидали страшное разрушение, что сердца их замерли. Повалились одни из крепостных стен; Москворецкую башню перебросило целиком на другой берег реки, дворец сгорел; Ивановская колокольня дала страшную трещину сверху донизу, а верх Никольской башни был оторван. Но икона Чудотворца, что стоит и теперь на ней, осталась невредима, и не разбилось даже стекло киота.
А наполеоновским солдатам выпали на долю неслыханные бедствия. Наша армия их преследовала с боков и с тылу. Они гибли тысячами, что от холода, что от голода, что от наших сил. Снег валил хлопьями, а приютиться было некуда на дороге, где не оставалось ни кола, ни двора. Несчастных сокрушили окончательно битва под городом Красным, а несколько дней спустя - переправа через реку Березину. Только успела она стать, тонкий лёд ломался под тяжестью обозов, и много, много трупов похоронила река. Вошли в Москву сто пятьдесят тысяч человек, а вернулись к нашей границе всего тысяч шесть. Из всей армии Наполеона уцелел лишь тот отряд, что он послал на Петербургскую дорогу. А сам Наполеон чуть не попал к нам в плен и спасся, переодетый, в санках, которые отнял на пути у какого-то помещика.
Лишь только проводили мы за порог незваных гостей, император Александр Павлович выдал в самый день Рождества грамоту, и было в ней сказано, что обещался царь соорудить в Москве храм Христу Спасителю. С тех пор на Рождестве служат у нас благодарственный молебен за спасение России от неприятельского нашествия.
Стала Москва отстраиваться, а государь повёл нашу армию во Францию, чтоб одолеть окончательно врага. А Наполеон уж успел набрать новое войско. Но мы его разбили и прогнали Наполеона с престола.
Не забыл царь обета, данного Богу, и лишь только вернулся в Россию со своей армией, заложил собор на Воробьёвых горах, и приступили к постройкам. Да оказалось, что не надёжен грунт Воробьёвых гор. После кончины Александра Павловича воцарился брат его Николай и в 1839 году перенёс закладку храма на другое место, к берегу Москвы-реки. Император прибыл тогда из Петербурга со своим наследником, с братом и иностранными принцами. Вся Москва съехалась на церемонию. К назначенному месту шли крестным ходом из Успенского собора сто дьяконов, двести священников и протоиереев в белых с золотом ризах, девять архимандритов и три епископа. Перед ними шли инвалиды двенадцатого года и гражданские чины, а за духовенством шёл митрополит Филарет, и около него царь со своим семейством и со свитой. Иконы Иверской и Владимирской Божией матери провожали ход. По всему месту, где он проходил, были расставлены полки.
После закладки начались работы. Теперь они окончены. Храм стоит на тысяче пятистах саженях, а вышиной он в сорок восемь слишком сажень. В нём могут молиться до десяти тысяч человек, и стоит он пятнадцать миллионов казне.
Он весь выложен снаружи белым мрамором, и горят на нём пять золотых глав. Храм в два яруса. Тридцать шесть столбов поддерживают его наружный карниз, а на карнизе высечены, из белого же мрамора, изображения святых. Внутренний купол отворяется на четыре громадных столба, соединённые наверху друг с другом. Между ними и наружной стеной идёт около всего здания широкий коридор. Так как собор сооружён во славу Богу и в память о том, как наши отцы ложились костьми за землю родную, то на беломраморных стенах коридора вырезаны золотыми буквами описания каждого сражения во время войны против французов и имена всех раненых и убитых воинов, которые в нём участвовали.
Как снаружи, так и внутри на иконах изображены всё больше святые русской церкви: князь Владимир, прозванный равноапостольным, потому что обратил наших предков в христианскую веру, преподобный Сергий Радонежский, мученики Борис и Глеб, святой князь Александр, который победил врагов наших на реке Неве, и называется потому Невским, и много ещё других. Все они послужили России, либо мечом против врагов, либо молитвой перед Богом, и молятся теперь в Господнем раю о своей земной родине.
Из коридора две лестницы ведут в другой ещё коридор, или вернее в галерею, устроенную в верхнем ярусе. Она огорожена вызолоченной решёткой и освещена шестьюдесятью окнами. С её высоты видна вся внутренность нижнего храма. Наверху два придела: один во имя Св. Александра Невского, другой во имя Чудотворца Николая, а главный, нижний престол посвящён празднику Рождества.
Москва готовится теперь к освящению собора. Мы помолимся за его завещателей и соорудителей, за воинов, что честно пали в бою, помолимся, да спасёт Бог Россию от неправды и крамол, да сохранит Он Белого Царя, да благословит его державу.
[1]26 августа.
[2] 1-го сентября, церковный Новый год.
Т. Толычева (Е.В. Новосильцева)
http://www.voskres.ru/oikumena/tolicheva.htm