Русская беседа
 
29 Марта 2024, 16:03:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Понедельник Третьей Седмицы Великого Поста  (Прочитано 3282 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Марта 2008, 19:35:47 »

ПОНЕДЕЛЬНИК 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Вольному воля, спасенному рай.
Пословица



Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: "Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28). 

Из книги "Как соблюдать пост"


О соблюдении поста

Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост - это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному - воля, а спасенному - рай.

Когда мы говорим о себе, что мы православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления. Например, соблюдая посты.

Священник Сергей Николаев, "Время веселое поста"


Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.

Святитель Иннокентий Херсонский

Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву.

Святитель Иннокентий Херсонский

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
 
Преподобный Иоанн Лествичник


О посте

Прошло две недели Великого Поста, в которые Православная Церковь призывала нас к исправлению, раскаянию. Она, как нежная и любящая мать, предлагала нам пройти святую Четыредесятницу под ее руководством. Предлагала и предлагает она нам правила жизни, поучая одних, кротко обличая других, поддерживая и укрепляя на истинном пути третьих.

Но многие из нас ее совета не слыхали или же не обращали внимания на эти призывы. Для многих из нас время несется вперед, как бурный вихрь, увлекая нас за собой, как бездушные, лишенные самостоятельных сил предметы. И мы, влекомые все дальше и дальше, находимся в странном положении людей, имеющих глаза, но не видящих, имеющих уши, но не слышащих. Гроза гнева Божьего гремит над нами, а мы под ее молотом приходим все в большее и большее умоисступление. Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести.

Время безостановочно свершает свой ход, и мы только считаем число дней и страшных бед, испытываемых нами, не вдумываясь в их внутреннее значение. Между тем страшные дни заключают в себе грозное назидание и поучение. Мы должны видеть причину случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. Умножение грехов умножает болезни и виды болезней, сокращающих нашу жизнь.

Видимый и явный грех нашего времени - самолюбие, презирающее закон Божий, закон государственный, закон природы. Человек не хочет сдержать своих похотей, не считает необходимым воздержаться. Кому неизвестно, что масса народа гибнет от объядения и от пьянства? Начало этих двух грехов лежит в том, что люди презирают требования Церкви, заповедующие воздержание и трезвость. Если человек нарушил эти требования, то он нарушит требования и те, которое предлагает ему общество.

В дни установленного поста люди ведут жизнь зазорную, не отличая пост от других дней. Когда людям не совестно нарушать пост перед обществом, тогда они идут еще дальше: они пресыщаются и упиваются. И таким образом нарушают третий закон, закон природы. Наказание за нарушение этих требований не опаздывает: мы видим целую массу несчастий, проистекших от невоздержания. Явно и душевные пороки ведут за собой неисчислимые несчастия.

Церковь, как нежная мать, учит смирению, Государство - самоуважению, природа - поддержанию в себе человеческого достоинства. И опять мы свободно нарушаем эти законы, а за нарушением, как за телом, следуют горе и бедствие. Где причина всех наших внутренних и внешних затруднений? В нежелании исполнять закон Божий. Где причина наших безрассудных предприятий и несчастных неудач в предприятиях? В том, что мы беремся не за свое дело, беремся горделиво провести корабль через бурные пучины океана, когда еще не опытны в плавании на реке в лодке. Где причина отсутствия у нас характера, воли? В том, что мы слишком своеобразно и своевольно живем, не ставим для себя ни меры, ни цели. Оттого-то живем долго, а жизнь проходит без удовольствия и наслаждений, Богом назначенных человеку на земле. Человек не бывает в храме, не знает наслаждений, какие дает ему Божье слово, Божественные службы. Человек вольно живет в семье, любит лишь себя самого - от того он не понимает семейной радости и не ощущает в себе самом чувств великодушия, преданности, любви. Привыкши жить для себя и в себе, он не понимает народного горя, не понимает народных печалей и делается похожим на истукана, которого где ни поставь, он будет безгласен и бесчувствен.

Но Церковь опять неумолчно зовет к исправлению. Спаситель зовет нас к вере. Уверуем и исцелимся; и тогда Он нам скажет, как сказал исцеленному расслабленному ныне в Евангелии: отпущаются тебе грехи твои: вера твоя спасла тебя (Мк. 2, 5). Аминь.
 
Протоиерей Валентин Амфитеатров, "Великий Пост"

http://www.pravoslavie.ru/put/040308144336
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 25 Марта 2019, 02:37:00 »


Беседы на Книгу Бытия. Беседа 3-я. Всемирный потоп. Вавилонское столпотворение часть 2-я

Священник Олег Стеняев




праведный Ной


9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
12 И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
13 И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19 Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20 Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].
21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
22 И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.

Быт. VI, 9-22
.


Ветхозаветный праведник

… Был на земле в те времена один человек, которого Господь счел возможным помиловать: Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 8-9). Вспомните из предыдущего объяснения о праведном Енохе, взятом живым на Небеса. Енох тоже ходил пред Богом своим.

Ходить пред Богом – это помнить всегда о том, что есть над тобою Око всевидящее, Ухо всеслышащее и есть Книга, в которую записываются все твои земные деяния. И Ной помнил об этом, он не мог поступать необдуманно, безответственно: он ходил пред Богом.

Святитель Иоанн Златоуст так истолковывает прочитанное о Ное: Если все множество (людей) впало в столь великое нечестие, то этот праведник сохранил искру добродетели, а вместе с тем и всем этим людям в течение всего этого времени проповедовал и внушал отстать от нечестия, и себя соблюл свободным от их скверны.

В книге пророка Иезекииля есть такие слова Господа о Ное: если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души”. И далее: “Сии три мужа... не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы; ...праведностью своею они спасли бы только свои души (Иез. 14, 13-14, 16-18, 20). Эти слова Господа о праведниках, живущих среди грешников, относятся ко временам Ветхого Завета. Ветхозаветный праведник может спасти только себя, но не может спасти других. Новый Завет расширяет представление о благодати, обитающей в сердце человека. И здесь принципиальная разница между Новым и Ветхим Заветом! В Церкви Нового Завета говорится как раз обратное: “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Ибо дни Ветхого Завета – это дни закона, а дни Нового Завета – дни благодати Божией. Закон произошел от Моисея, а благодать – от Господа Бога нашего Иисуса Христа. Ной не мог спасти молитвой других людей. Он не мог примером добродетели своей заставить людей изменить свои нравы. Он мог только спасти свою душу. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт. 6, 12-13).


Второй грех допотопного человечества

Итак, мы сталкиваемся здесь с другим грехом, за который Господь Бог готов уничтожить весь род человеческий. Первый грех – это смешение кровей: праведной и неправедной. Смысл второго греха за-ключен в словах всякая плоть извратила путь свой на земле. Чтобы понять, о чем идет речь, обратимся к словам Апостола Павла о гомосексуалистах и лесбиянках: Они ходят во след иной плоти. Во дни допотопные много было на земле людей, предававшихся сексуальным извращениям, оскверняя тем самым образ Божий, который есть в каждом человеке. Не случайно святитель Василий Великий говорит, что мужеложество есть хула на Духа Святого. И вот Господь решил уничтожить этих нечестивых людей, не внимавших Воле Божией, не обращавших внимание на то, что Господь сократил их дни, и продолжавших ненасытно грешить. Одновременно с этим Бог решил уничтожить и животный мир, ибо нечестивые люди скотоложеством осквернили и бессловесных тварей.

Сейчас в нашей стране как одно из достижений демократии, как очередная “свобода” преподносится усиленная пропаганда разврата. Сексуальные меньшинства получают юридические права, имеют доступ на радио, телевидение, имеют собственные печатные издания, рекламирующие сексуальные извращения. Не постигнет ли за это кара Божия нашу землю? Гнев Божий велик, когда речь идет о такой мерзости. Мы все должны просить у Бога прощение за то, что допускаем на нашей земле такие извращения, такие страшные грехи.

Мы читаем далее слова Бога: Я истреблю их с земли. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: Лучше один праведник, нежели тысяча грешников (Сир. 16, 3). Есть в Писании и другие слова: Спасаются, как капля против волны (3 Езд. 9, 15). Для Господа великую ценность представляют те, которые последуют Ему, которые идут за Ним несмотря ни на что. И Господь готов уничтожить тысячи грешных, чтобы прекратить мучения праведных. Тех праведных, которые мучаются уже только из-за того, что живут в окружении грешников. Когда сейчас какая-нибудь пожилая женщина, православная старица, становится на молитву, а ее соседи или родственники включают погромче телевизор, приемник или магнитофон, Бог видит это и накажет их за страдания верующей.


Спасение рода праведника

Итак, Господь решил уничтожить этот мир. Но разве может Господь Бог уничтожить праведных вместе с нечестивыми? О Ное сказано, что он обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8 ). Это вовсе не значит, что он добился расположения к себе окружавших его людей. Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: Пусть он не был приятен и любезен всем тогдашним людям, потому что не хотел идти одним с ними путем, зато обрел благодать у Испытующего сердца, Который одобрил его душевное расположение.

Бывает так, что вы отказываетесь выпивать, потому что соблюдаете пост. Вашим знакомым это не нравится, они начинают злословить о вас. Насмешки может вызвать и женщина, в платочке идущая в церковь. Все, что не соответствует общепринятой схеме поведения, вызывает раздражение и осуждение, хотя на самом-то деле порочна именно она, эта общепринятая схема. В Евангелии есть такие слова: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6, 26). Если о ком-то вдруг все стали говорить хорошо, значит, что-то здесь неладно. Если же кого-то ругают, сплетничают, то следует поинтересоваться – этот человек может оказаться очень не-ординарным, а сказанное о нем – ложью. В свое время я с несколькими христианами пришел в редакцию “Московского комсомольца”, и мы сказали там все, что о них думаем, и ушли. После этого “МК”, да и другие газеты, стали писать, что отец Олег и боевики из “Памяти” ворвались в редакцию, вели себя разнузданно, дебоширили. И я думал, как же на это отреагируют верующие? И вдруг ко мне стали приезжать люди, порою целыми семьями. И от одной семьи я услышал: “Батюшка, Вас ругают во всех газетах. Мы хотим быть Вашими духовными чадами. Благословите нас”. Действительно, когда мир поносит тебя, недоволен тобой, ты – на правильном пути. Не бойся лжи. Господь сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 11-12).

Вот в таком положении был праведный Ной. Он был неприятен людям, окружавшим его, он не хотел заниматься плохими делами, не хотел нарушать заповеди Божии, не хотел ходить с грешниками одними путями. Кстати, это – буквально. Я заметил, что у верующих и неверующих маршруты в Москве – разные. Так, например, верующие стороной обходят Арбат. Мне довелось идти из одного храма в другой с верующим, и он повел меня дорогой в обход Арбата. А когда я недавно побывал на Арбате, навещая живущего там человека, то увидел столько всего, что стало понятно, почему верующие обходят его. Там были люди с перевернутыми крестами на груди и в ушах; сатанисты дикими голосами пели свои бесовские песни; встречались пьяные, проститутки, наркоманы; кришнаиты били в барабаны; шла торговля оккультными, языческими книгами и пропаганда разврата. И я вновь подумал, как хорошо, что верующие ходят другой дорогой.

Ной был человеком, не ходившим путями безбожными, но ходившим пред Богом своим. И вот Ной получает от Господа повеление построить ковчег, чтобы спастись в нем со своей семьей. Ной более ста лет строил ковчег вместе со своими сыновьями. Более ста лет стучали молотки Ноя, Сима, Хама и Иафета. И более ста лет Ной призывал других людей присоединиться к нему и вместе строить ковчег. Но люди смеялись над ним. Им казалось безумием строить какой-то ковчег. “Где вы возьмете столько воды? – говорили они. – Зачем вам такой ковчег?” …


http://lecco.prihod.ru/index.php/voskresnaya-shkola-vetxij-zavet/beseda-3-vsemirnyj-potop-vavilonskoe-stolpotvorenie-pervyj-grex-chelovechestva-smeshenie-rodov-03/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 22 Марта 2022, 01:24:09 »


ПОНЕДЕЛЬНИК ТРЕТЬЕЙ СЕДМИЦЫ

Великий пост. Ежедневная колонка главного редактора

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)




«Взыщите Бога – и жива будет душа ваша». Этот великий прокимен возглашается вечером во 2-ю Неделю Великого Поста. Искать Бога! Благоговейно и настойчиво. И тогда исполняется обетование Господа Иисуса Христа: «Ищите и обрящете» (Мф. 7:7). Но если нет алкания Бога, если желание найти, постичь Его пропадает, это повод для серьезной тревоги. Всеми возможными средствами следует потрудиться, чтобы восстановить это желание в душе. Без него ничего доброго не будет. Или, в лучшем случае, придется ждать как спасительного дождя на иссохшую землю потрясающих душу испытаний, болезней, тяжких ран и искушений, вновь возвращающих к взысканию, поиску Спасителя.

***

Весь смысл человеческой жизни — следовать за Христом. Тогда только открывается смысл, великая глубина и понимание того, зачем мы живем в этом мире, куда нас ведет наш Пастырь Господь Иисус Христос. Человек призван не только вернуться в первое, до грехопадения, состояние, но и более — стать наследником Самого Бога. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — это откровение святителя Афанасия Александрийского раскрывает всю суть христианства и цель творения мира. Но вспомним: недаром Адам был прельщен лукавым обещанием стать «как бог». Выходит, и эту великую цель, как и все в мире, можно исказить. Но Господь наш Иисус Христос снисходит к нашим немощам и неразумию, Его жертвенный подвиг вновь через веру в Него, через покаяние и исполнение заповедей, на путях полного доверия Его Промыслу спасает нас по благодати, делая причастниками непостижимого Божества.

***

Когда у древних святых отцов спрашивали: зачем Бог создал мир и человека, они отвечали: Бог, Сам в Себе имеющий бесконечные благо, совершенства и радость, не захотел Один оставаться в этой радости, не захотело Троическое Божество оставлять лишь в Себе величайшие Божественные совершенства, счастье любви Отца, Сына и Святого Духа. И вот тогда, на Превечном Совете, было положено начало созданию человеческого рода как полноправного причастника всей полноты жизни, всего того, что имеет Бог.


21 марта 2022 г.

https://pravoslavie.ru/145255.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 12 Марта 2023, 23:26:23 »


Толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 8

В понедельник третьей седмицы Великого поста. (Притч. VIII, 21.)


В сей паримии изображается Божественная Премудрость, как наставница людей, привлекающая к себе богатством своих даров.

Гл. VIII, 1. Сыне, премудрость проповеждь, да разум послушает тебе.

Премудрость проповеждь: идет речь о Божественной Премудрости. или о Самом Боге, виновнике её. Она представляется здесь такою силой, которой должен подчиниться разум. Соломон требует от своего ученика, чтобы он возвестил (проповеждь) своему разуму учение Премудрости и склонил его выслушать сие учение, смиренно подчиниться руководству Премудрости. Откуда же ученик Соломона может знать учение Премудрости, которое должен передать своему разуму? О сем говорится далее:

2. На высоких бо краех есть (на высоких вершинах находится), посреде же стезь стоит (останавливается).

Премудрость Божественная дает всюду слышать свой голос. Она на высоких вершинах находится: она громко, во всеуслышание, устами своих слуг провозглашает свое учение; слуги Премудрости не прячутся от людей со своею проповедию, безбоязненно являются пред ними, стараются быть нарочито на виду у всех, чтобы обратить на себя внимание, подобно стражам, стоящим на высоких стенах и башнях и оттуда подающим условные знаки для извещения об угрожающей опасности или о чем–нибудь другом, что нужно знать жителям. — Посреде стезь стоит. Учение Божественной Премудрости отнюдь не походит на учение какой–нибудь философской школы, двери которой открыты только для избранных слушателей и замкнуты для толпы. Божественная премудрость не чуждается многолюдства, а ищет его и для сего останавливается посреде стезь, — на перекрестках, где бывает большое стечение прохожих. Это значит, что Божественная Премудрость устами своих слуг призывает к вниманию своим наставлениям всех людей без разбора, — образованных и необразованных, богатых и бедных, знатных и худородных, старых и малых, лиц мужского и женского пола: всякий приходи к ней и учись у ней, она никого не отгонит от себя, и чем больше соберется к ней слушателей, чем чаще одни из них сменяются другими, как на перекрестках одни прохожие сменяются другими, тем лучше. Свет истины, исходящий от Божественной Премудрости, просвещает всякого человека.

3. При вратех бо сильных (властителей) приседит, во входех же поется.

При вратех сильных приседит. Это значит, что Божественная Премудрость устами властителей, т. е. судей и начальников, производивших суд и управу у ворот своих домов, правосудно изрекает приговоры и решения гражданам, ожидавшим от них суда и правды. — При входе же поется: голос Премудрости можно слышать также в народных собраниях, происходивших при входе в город или селение. Шумны эти собрания, но и среди шума празднословящих и препирающихся не менее громко, как бы чрез громозвучное пение, раздаются речи поучительные и назидательные из уст ревнителей и вестников Божественной Премудрости (слич. Притч. I, 22. Паримия во вторник 1–й седмицы вел. поста).

4. Вас, о человецы, молю и вдаю (издаю) мой глас сыном человеческим.

Божественная Премудрость обращается с мольбой к человекам, — к пожилым или может быть знатным людям, — и к сынам человеческим, — к молодым или может быть незнатным лицам. В последнем значении слова сын человеческий употреблено в псаломском стихе: не надейтеся на князи и на сыны человеческие (Псал. CXLV, 3). С какою же мольбой Премудрость обращается к людям?

5. Уразумейте незлобивии коварство (учитесь незлобивые сметливости), ненаказаннии же (неучи) приложите сердце.

Уразумейте, незлобивии, коварство. Хорошо быть незлобивым, чуждым хитрости и лукавства; но без коварства, т. е. без сметливости, осторожности и предусмотрительности незлобие до беды доводит: незлобивые легко попадаются в сети людей злонамеренных, внушениям которых доверчиво подчиняются, не подозревая злого умысла против их чести и собственности. Для избежания этой беды с незлобием должна быть соединяема сметливость: будите мудри яко змия, и цели яко голубие (Матф. X, 16). — Ненаказаннии приложите сердце. Сердце, по употреблению этого слова в Писании, есть источник не только чувствований, но также мыслей и разумения (Екклес. I, 13. Евр. ΙV, 12. Лук. I, 51. Ефес. I, 18). Способность мышления и разумения прирождена каждому; но она, доколе остается без упражнения, тупеет, человек делается несмысленным, глупым. Посему словами: ненаказаннии приложите сердце, внушается, чтобы ненаказанные, т. е. неучи, старались поумнеть, развить свой ум упражнением, учились различать истину от заблуждения, добро от зла, чтобы не сбиться с пути истины и не принять зла за добро.

6. Послушайте (выслушайте) мене, честная бо (важное) реку и изнесу от устен правая (верное).

Наставления, к выслушанию которых приглашает людей Божественная Премудрость, называется честными, важными, потому что относятся к предметам знания, самым важным в жизни человеческой, — и правыми, верными, потому что в них нет ничего погрешительного и ложного.

7. Яко истине поучится гортань моя, мерзки же предо мною уста лживые.

Истина, присущая Божественной Премудрости, так дорога для неё, что она не только ревнует (поучится) о том, чтобы устами своих слуг изрекать ее в наставление людям, но ненавидит все противное истине, — для неё омерзительна ложь, из чьих бы уст она ни исходила.

8. С правдою вси глаголы уст моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно (нет в них ничего кривого и узловатого). Вся права разумевающим (все они ясны для разумных) и проста обретающим разум (знание).

В глаголах Божественной Премудрости все непреложно, истинно и справедливо; но, по-видимому, не все в них удобоуразумеваемо и удобоприемлемо. Между ними есть изречения замысловатые, загадочные, представляющие истину не прямо, но под образами, иносказаниями, намеками. Но при всем том в них нет ничего правого и узловатаго, — нет тех хитросплетений и двусмысленностей, которыми уснащается речь людей коварных и обманщиков для отвода глаз от истины и для вовлечения в заблуждение. Глаголы Премудрости могут казаться кривыми, чуждыми прямоты, и узловатыми, запутанными только для людей неразумных, неопытных, неучей: но все они ясны и просты для разумных, для привыкших углубляться в смысл слова Божия и обретающих в нем знание, удовлетворение своей любознательности.

10. Приимите наказание (умудрение), а не сребро, и разум (знание) паче злата искушенна, избирайте же ведение паче злата чиста.

Умудрение или стяжание истины есть стяжание столь великого блага, что если бы предложили вам на выбор одно из двух, или серебро и чистое золото, или мудрость, вы не колеблясь выбирайте мудрость. Кто польстится на земные сокровища и презрит мудрость, тот обманется в надежде найти счастие в земных сокровищах. Обладание ими при отсутствии мудрости подает повод или к безумной расточительности, оканчивающейся разорением, или к скряжничеству, делающему из скряги добровольного нищего.

11. Лучше бо премудрость камений многоценных, всякое же честное (все ценное) недостойно ея есть (не стоит её).

Многоценные камни, например бриллианты, употребляются для украшения тела, тогда как мудрость, дар Божественной Премудрости, служит украшением души и есть такое благо, в сравнении с которым ничего не стоит все ценное по одному внешнему блеску. Украшенные мудростию пользуются несравненно большим уважением, чем люди, любящие увешивать себя драгоценными камнями, но лишенные мудрости. Смотрящие на них любуются не личностию их, а красотой и дороговизной вещей, носимых ими (слич. Притч. ІII, 15. Паримия в четверток 1–й седмицы великого поста).

12. Аз, премудрость, вселих совет (поселилась в совете), и разум и смысл аз призвах.

В сем стихе Божественная Премудрость говорит о своем участии в совете, в решении затруднительных вопросов по делам духовным и житейским. Я, говорит Божественная Премудрость, поселилась, водворилась в совете, т. е. являю свое присутствие там, где обсуждается какое–нибудь трудное дело. Я призвала разум и смысл, т. е. осеняю ум обсуждающих счастливою мыслию и помогаю им прийти к окончательному решению обсуждаемого дела, — к совету.

13. Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же (обиды) и гордыни, и пути лукавых (лукавствующих): возненавидех же Аз (и я) развращенные пути злых.

Божественная Премудрость отождествляет здесь свои свойства со свойствами страха Господня. В ком есть страх Господень, тот не только сам никого не обижает, ни перед кем не гордится и не ходит путями лукавых людей, но и в других ненавидит эти пороки и противодействует им, особенно если несет судейскую должность. Богобоязненный судья есть враг всякой неправды. Но если так поступают люди, имеющие страх Господень, если они ненавидят неправду, кольми паче ненавидит пути, поведение злых людей, Премудрость Божественная, или Сам Бог, источник премудрости. Пред лицом Божественной Премудрости всякая неправда и гордость есть безумие, поругание здравого смысла, требующего от каждого не делать другим того, чего не желаем себе.

14. Мой совет и утверждение (у меня совет и безопасность), мой разум, моя же крепость (сила).

Безопасность от зла и напасти в жизни частной и общественной достигается и поддерживается советом, т. е. целесообразными мероприятиями, какие придумывает человеческая мудрость. Но мудрость людская в сем случае не должна забывать своей зависимости от Божественной Премудрости и по своему происхождению, ибо произошла от разума Божия, есть свет от Его света, — и по тайному действию на разум человеческий силы Божией премудрости, не подозреваемому человеком, тем не менее действительному. Одна Премудрость Божественная обладает в совершенстве советом, разумом и силою, нужною для приведения в исполнение её мероприятий ко благу человека, — без её содействия мудрость человеческая бессильна.

15. Мною царие царствуют и сильнии (правители) пишут правду.

Цари, как орудия промышления Божия о народах, поставляются и сохраняют свою власть по воле Господа, Царя царствующих, проявляющего чрез них Свою премудрость в устроении народного блага. Равно и в законах и распоряжениях, исходящих от правителей, проявляет Свою силу Премудрость Божественная, руководствующая законодателей и властелинов в их усилиях водворить в народе правду и изгнать всякую неправду.

16. Мною вельможи величаются (возвышаются) и властители мною держат землю.

Советниками и помощниками царей служат вельможи. Возвышением своим они должны почитать себя обязанными не своему только уму, но вместе Божественной Премудрости, содействующей им в их служении царю. — Мною властители держат землю. Случается, что держат землю, или владеют ею властители (τυράννοι), захватившие власть насильственно и употребляющие ее деспотически. Но если народ видит в них мудрость и уменье устроять его благосостояние, он легко примиряется с их деспотизмом. Премудрость Божественная не пренебрегает и такими орудиями своего промышления о людях: не без воли Божией они держат землю.

17. Аз любящие мя люблю, ищущии же мене обрящут благодать.

Божественная Премудрость готова всякого обогатить своими дарами. Что же нужно для приобретения их? Любовь к ней. Кто любит меня, говорит она, дорожит паче всего общением со мной и вследствие сего ищет меня, ревнует о стяжании моего благоволения, тот заслужит мою любовь и благоволение (благодать) и получит от меня духовные и земные блага.

18. Богатство и слава моя (у меня) есть и стяжание многих (многого) и правда.

Божественная Премудрость, говоря о себе, что у ней богатство и слава, говорит то же, за что́ прославляет Господа праведная Анна по рождении от неё чудесно дарованного ей сына Самуила: «Господь убожит и богатит, смиряет и высит. Восставляет от земли убога и от гноища воздвигает нища посадити его с могущими людей и престол славы в наследие им» (1 Царств. II, 7–8). Слова: у меня стяжание многого и правда выражают мысль, что в наделении людей обилием земных благ проявляются судьбы правды Божией. Иногда земными благами обилуют люди недостойные, но это значит не то, что Бог не по правде с ними поступает, а то, что им дается возможность обратиться к Богу с покаянием из благодарности за Его милости и щедроты.

19. Лучше есть плодити мене (получать плод от меня) паче злата и камения драга, мои же плоды лучше сребра избранна (отборного).

Когда человек паче всего на свете дорожит общением с Богом, как источником премудрости, и с терпением земледельца, в поте лица возделывающего землю в надежде получить плоды от ней, ищет от Бога умудрения, тогда он получает то, чего ищет, труд его не бесплоден и награждается от Господа вожделенным успехом. Стяжание этого плода или успеха, без всякого сомнения, само по себе благо, драгоценнейшее золота серебра и драгоценных камней.

20–21. В путех правды хожду и посреде стезей оправдания (правосудия) живу, да разделю любящим мя имение и сокровища (сокровищницы) их исполню благих (наполню благами).

Дар мудрости, исходящий от Божественной Премудрости, превосходнее всех земных даров; но Божественная Премудрость не отказывает ищущим мудрости и в сих дарах в награду за их ревность к снисканию её. И в сем случае Божественная Премудрость поступает с величайшею справедливостию. Она ходит по путям правды, чтобы никто не имел причины жаловаться на несправедливость в распределении земных благ. Она посреде стезей правосудия живет, т. е. не уклоняется с пути правды ни направо по пристрастию к одним. ни налево с обидою другим. Она воздает каждому соответственно его достоинствам. — любящим ее она являет свою любовь и благоволение, никого из них не обделяет, всякому разделяет правосудно имущество и наполняет сокровищницы их благами.


Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичский

https://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 12 Марта 2023, 23:26:47 »


Понедельник третьей седмицы Великого Поста

Вольному воля, спасенному рай.
Пословица






Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: "Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28). 

Из книги "Как соблюдать пост"


О соблюдении поста

Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост - это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному - воля, а спасенному - рай.

Когда мы говорим о себе, что мы православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления. Например, соблюдая посты.

Священник Сергей Николаев, "Время веселое поста"


Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.

Святитель Иннокентий Херсонский

Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву.

Святитель Иннокентий Херсонский

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
 
Преподобный Иоанн Лествичник


О посте

Прошло две недели Великого Поста, в которые Православная Церковь призывала нас к исправлению, раскаянию. Она, как нежная и любящая мать, предлагала нам пройти святую Четыредесятницу под ее руководством. Предлагала и предлагает она нам правила жизни, поучая одних, кротко обличая других, поддерживая и укрепляя на истинном пути третьих.

Но многие из нас ее совета не слыхали или же не обращали внимания на эти призывы. Для многих из нас время несется вперед, как бурный вихрь, увлекая нас за собой, как бездушные, лишенные самостоятельных сил предметы. И мы, влекомые все дальше и дальше, находимся в странном положении людей, имеющих глаза, но не видящих, имеющих уши, но не слышащих. Гроза гнева Божьего гремит над нами, а мы под ее молотом приходим все в большее и большее умоисступление. Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести.

Время безостановочно свершает свой ход, и мы только считаем число дней и страшных бед, испытываемых нами, не вдумываясь в их внутреннее значение. Между тем страшные дни заключают в себе грозное назидание и поучение. Мы должны видеть причину случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. Умножение грехов умножает болезни и виды болезней, сокращающих нашу жизнь.

Видимый и явный грех нашего времени - самолюбие, презирающее закон Божий, закон государственный, закон природы. Человек не хочет сдержать своих похотей, не считает необходимым воздержаться. Кому неизвестно, что масса народа гибнет от объядения и от пьянства? Начало этих двух грехов лежит в том, что люди презирают требования Церкви, заповедующие воздержание и трезвость. Если человек нарушил эти требования, то он нарушит требования и те, которое предлагает ему общество.

В дни установленного поста люди ведут жизнь зазорную, не отличая пост от других дней. Когда людям не совестно нарушать пост перед обществом, тогда они идут еще дальше: они пресыщаются и упиваются. И таким образом нарушают третий закон, закон природы. Наказание за нарушение этих требований не опаздывает: мы видим целую массу несчастий, проистекших от невоздержания. Явно и душевные пороки ведут за собой неисчислимые несчастия.

Церковь, как нежная мать, учит смирению, Государство - самоуважению, природа - поддержанию в себе человеческого достоинства. И опять мы свободно нарушаем эти законы, а за нарушением, как за телом, следуют горе и бедствие. Где причина всех наших внутренних и внешних затруднений? В нежелании исполнять закон Божий. Где причина наших безрассудных предприятий и несчастных неудач в предприятиях? В том, что мы беремся не за свое дело, беремся горделиво провести корабль через бурные пучины океана, когда еще не опытны в плавании на реке в лодке. Где причина отсутствия у нас характера, воли? В том, что мы слишком своеобразно и своевольно живем, не ставим для себя ни меры, ни цели. Оттого-то живем долго, а жизнь проходит без удовольствия и наслаждений, Богом назначенных человеку на земле. Человек не бывает в храме, не знает наслаждений, какие дает ему Божье слово, Божественные службы. Человек вольно живет в семье, любит лишь себя самого - от того он не понимает семейной радости и не ощущает в себе самом чувств великодушия, преданности, любви. Привыкши жить для себя и в себе, он не понимает народного горя, не понимает народных печалей и делается похожим на истукана, которого где ни поставь, он будет безгласен и бесчувствен.

Но Церковь опять неумолчно зовет к исправлению. Спаситель зовет нас к вере. Уверуем и исцелимся; и тогда Он нам скажет, как сказал исцеленному расслабленному ныне в Евангелии: отпущаются тебе грехи твои: вера твоя спасла тебя (Мк. 2, 5). Аминь.
 

Протоиерей Валентин Амфитеатров, "Великий Пост"

https://pravoslavie.ru/1634.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!