Решающий бой впередиБеседа с председателем Комитета по собственности Государственной Думы РФ, координатором Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергеем Гавриловым– Сергей Анатольевич, началась новая сессия, впереди огромное количество самых различных дел, в том числе, конечно, связанных не только с государственной политикой, но и с Православием, поскольку Вы являетесь координатором Межфракционной группы по защите христианских ценностей. Поэтому хотелось бы задать первый вопрос: какие планы Вы намерены реализовать в этом году?
– Этот год для нашей страны и для патриотических представителей в Парламенте России – непростой, не такой, какие раньше были: бюджет, налоги, имущественные вопросы. На самом деле, год судьбоносный, потому что страна оказалась на пике возможностей, в условиях, по сути дела, необъявленной холодной войны – идеологической, экономической войны, в условиях, когда поднимает голову пятая колонна. А дальше мы оказываемся на распутье выбора одной из дорог.
Первый вариант: мы становимся на путь реалистичной патриотической позиции в области экономики, политики, идеологии внутри страны, в сфере работы с нашими союзниками за рубежом, позиции, основанной на национальных интересах страны, на ценностях Православия, на исторической правде. У России тогда появляется шанс выживания и последующего возрождения.
В связи с этим вспоминаются слова святителя Филарета (Дроздова), сказанные им в бытность наместником Александро-Невской лавры на заре 1812 года: «Доколе мы живем в мире с беспечностью граждан и наслаждаемся им с самовластием обладателей, дотоле Христос не может вообразиться в нас… Но русские родят в себе дух Христов, а посему напрасно «неистовствует князь века сего и весь мир вооружается!».
Если же мы будем, как сейчас, находиться в таком зыбком состоянии, когда с одной стороны, мы делаем геополитический вызов доминирующему в мире конгломерату – Атлантическому блоку: американцам и контролируемым ими европейцам и британцам, а с другой стороны, не будем усиливать свои позиции в экономике и духовном единстве, то ситуация станет крайне печальная. Мы уже сейчас видим реальное сокращение монетарной сферы, инвестиций, падение доходов населения. Сокращаются государственные расходы. Я думаю, в следующем году у нас будет сокращение госпрограмм по развитию. Остановится строительный комплекс, который всегда был локомотивом преодоления кризиса. В России импортозамещение идет крайне слабо даже в госсекторе. Соответственно, неспособность принять решительные меры по подъему национальной промышленности и сельского хозяйства приводят к росту цен, снижению реальных доходов населения.
Это сопровождается удивительной духовной слепотой. Летом был невиданный всплеск русофобии, антирусских настроений под видом культурных, социальных, прочего рода конфликтов, которые бросают вызов будущему России.
Я отметил бы несколько моментов. Во-первых, квазимузейный бунт, когда при поддержке прозападных средств массовой информации в стране у нас раздувается конфликт в области защиты музейных ценностей. К примеру, выдавливание священника из руководства Херсонесским музеем. Напомню, что Херсонес не может быть лишь музеем. Это все равно, что отнять у евреев стену Плача, а у мусульман Мекку, закрыть их проходами, брать с людей деньги, цинично рассказывать всякие мифы и легенды. Если мы считаем, что это сакральное место принятия Таинства Крещения святым равноапостольным князем Владимиром, если это место, которое объединяет нас духовными скрепами не только с прошлым, но и с настоящим и будущим, то это должно быть действительно масштабным государственным проектом только под руководством Русской Православной Церкви. Вспомним давний конфликт между музеями и Церковью за сохранность экспонатов. Мы очень благодарны музеям за сохранение и реставрацию икон и музейных ценностей, но мы счита! ем, что нужно провести жесткую грань! Всё, что принадлежало Церкви или в чем она заинтересована, нужно передать Церкви вместе с сопутствующим государственным финансированием на реставрацию, поддержание и, если нужно, на научные исследования, необходимые для восстановления святынь. И никакого диктата со стороны музейщиков быть не может, ярким примером может служить нахождение подлинника образа Владимирской иконы Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Во-вторых, на что я хотел бы обратить внимание: мы сегодня наблюдаем разгул антирусских сил! Этот вызов России, патриотизму, нашей исторической правде, нашей победе в Великой Отечественной войне, нашим семейным ценностям, нашему коллективизму выражается в самых разных формах. Один из наиболее ярких примеров – недавняя выставка в Манеже, где под видом прозападного либерального искусства демонстрировались самые настоящие оскорбления и кощунства. На такие выставки мы должны реагировать так же, как и традиционные мусульмане. Я напомню, что там происходило не просто кощунство над церковными святынями и символами! Там были нанизаны на пики головы Маркса, Сталина, Мао Дзэдуна, и почему-то даже Хо Ши Мина. Незадолго до этого я ехал мимо памятника Хо Ши Мину по Профсоюзной улице и видел, как идут огромные группы вьетнамцев, которые на свадьбу приносят цветы Хо Ши Мину. На Востоке подобные инсталляции, как в Манеже, могут воспринимать самым негативным образом! А для нас такие инсталляции – это знак того, что в сфере культуры, идеологии России по-прежнему доминируют враждебные России силы.
Это проявляется и, в том числе, на фоне конфликта с барельефом Мефистофеля в Санкт-Петербурге. Ясно, что поругание дьявола воспринимается русофобами, ненавистниками России как поругание своих святынь. Я удивлен, что департаментом культуры дьявол назван фольклорным, несуществующим персонажем. Он реален, сатана. И выступления в его защиту, восхваление мерзости и греха так называемого Серебряного века, когда, по сути, надругались над Православием, готовили Февральский бунт, когда готовили измену Родине, готовили высадку интервентов на Севере, на Дальнем Востоке, в Крыму, распад России, который произошел в начале 1917 года – это все звенья одной цепи. Я считаю, что такая мерзость в наших музеях находиться не должна! Все это не имеет никакого отношения к культуре. Надо провести жесткую оценку, и все, что не связано с хранением культурного наследия, с историческими ценностями, должно быть утилизировано, чтобы не тратить деньги на их содержание. Считаю, что государство должно з! десь сказать свое веское слово. Я считаю, что все эти провокации спланированы в одном идеологическом центре. Не так давно Николай Платонович Патрушев, выступая во Владивостоке, сказал, что зарубежными спецслужбами и фондами ведется огромная работа. Существует целая программа, направленная на разложение нашей молодежи, на формирование у них антироссийских ценностных моделей поведения.
Поэтому защита наших исторических ценностей как Советского Союза, так и исторической России – это наш приоритет.
Считаю, что мы должны максимально уделить внимание укреплению Русского мира. Трагедия Украины, где за 25 лет выросло новое поколение, не понимающее и ненавидящее свои корни, своих отцов, свою историческую Родину – это жестокий урок для России, для российского гражданского общества. Очевиден вывод – надо работать со своим народом. Иначе мы получим майдан и в нашей стране! Иначе все либеральные защитники прав человека будут стрелять в спину нашим солдатам. Я считаю, что это вопрос образования, основанного на традиционных патриотических ценностях. Все оно должно быть основано на правильном понимании истории, в основе которой лежит русская евразийская цивилизация, а не европоцентризм, который у нас внедряется все эти годы.
При этом прошедший период был ознаменован развитием патриотических СМИ, и ростом активности патриотических сил. Я думаю, что в ближайшем будущем патриотические силы должны укрепиться и, наконец, взять на себя всю полноту ответственности в стране. Не правительство, которое не способно проводить эффективную промышленную, оборонную, аграрную политику, политику защиты и поддержки пенсионеров, воспитания детей, поддержку многодетных семей, а ответственное патриотическое правительство будет решать накопившиеся проблемы в стране.
Я считаю, что существует огромный разрыв между патриотическим внешнеполитическим курсом Президента и беспомощной экономической политикой правительства, которая идет, по сути дела, в русле тех же рецептов МВФ, в русле разрушительных реформ 90-х годов, основанных на убогом понимании монетаризма, сокращении денежной массы, на борьбе с псевдоинфляцией за счет сокращения спроса и доходов населения.
Думаю, надо жестко расставаться с этой политикой. Надеюсь, что мы будем принимать законы по борьбе с неразумной приватизацией и по поддержке госкорпораций, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, по поддержке тех государственных банков, которые реально инвестируют в экономику, обеспечивают финансовую защиту нашей страны. Во всех этих вопросах мы будем ответственными и активными сторонниками и разработчиками.
– Вы очень точно отметили, что сейчас необходима консолидация всех патриотических сил. Я бы еще здесь добавил, и это звучит в устах Президента России, нашего Патриарха, иерархов Церкви и рядовых священников и просто мирян, что пришло время перестать делить общество на белых и красных. – Вы правы. К сожалению, воровские реформы 90-х годов в сфере образования привели к обнищанию нашей политологии и философии. Редко найдешь таких мыслителей, как Вы, Андрей Николаевич, которые понимают единство нашей истории и необходимость извлекать положительные выводы из этой истории, с любовью относиться к нашему прошлому. Мы прекрасно понимаем, что сталкивая красных и белых, торжествуют беснующиеся русофобы, которые проповедуют отказ от всех наших ценностей, для которых неприемлемо главное – любовь к своей Родине, к своему Отечеству, к Богу, к своим семьям, к ближнему своему. Более того, мы зачастую видим, как эту болотную, экстремистскую муть поддерживают те же прямые наследники обновленцев, бунтовщиков 20-го столетия. Им не дали свернуть в 30-е годы страну в пропасть, им не дали разломать страну в 60-е годы, они прорвались в 90-е и хотели бы добить Россию до конца. Этого не произошло и я думаю, что решающий бой за Россию еще впереди. У нас один Бог, одна страна, од! на история, которую мы любим и ценим. Мы искренне горюем и страдаем, когда видим трагические надломы в нашей истории. Попытка вернуть нас к межрелигиозному обострению, особенно со стороны проживших жизнь в Европе псевдомонархистов, это просто вызов нашему будущему. И тогда у нас не будет ни белого, ни красного. Если мы не поймем друг друга, у нас будет выжженное поле, раскромсанная страна, где будут хозяйничать транснациональные монополии и поддерживающие их бандитские кланы бандеровского окраса. Пропадет Россия, и у нас не будет никакого шанса на позитивное духовное развитие.
– И украинцы и русские – это единый народ. Об этом очень хорошо в беседе со мной сказал духовник нашего Патриарха – схиархимандрит Илий: «Мы один народ, и не надо нас разделять». Однако кое-кто старается пробросить такую мысль: Украина – это европейская страна и ничего общего с Россией не имеет. Я считаю, что это глубокое заблуждение. Мой папа – украинец, и по этой линии у меня все украинцы. Что же мне, сердце пополам разорвать? Получается, сейчас такая беда и смятенье в душах людей.
– Это следствие прозападного подхода, при котором административное деление границ отождествлялось с разделением наций, когда в буржуазных европейских государствах формировались гражданские нации на основе национализма, что стало прологом мировых войн. У нас же в Богом положенных границах нашей цивилизации не может быть государств, которые опираются на искусственно созданные нации. Русские, украинцы, белорусы – это один народ, и мы из этого должны исходить. Конечно, жители Западной Украины все время подвергались насилию со стороны поляков, австрийцев, духовному давлению, и у некоторых внутреннее духовное недомогание явилось следствием отхода от Православия. Нам бы жалеть их, помогать этим людям и молиться за них. Но мы не должны быть терпимы к тому злу, которое несет идеология расчленения единого Русского Мира. Необходимо занимать наступательную позицию во всех вопросах, которые связаны с единством православного, славянского мира. Это связано и с молдаванами, и румынами, ! и с болгарами, и сербами, и с греками. Я думаю, что, только преодолевая искусственное разделение европейских народов, мы сможем объединиться и создать условия для рывка в будущее. Мы понимаем, что другого варианта строительства Евразийского дома свободных народов у нас просто нет.
К сожалению, эти мысли о необходимости реального воссоединения наших народов 25 лет держались под спудом. Я думаю, пришла пора действовать. Коммунисты справедливо говорили, что проблема Югославии – это не только проблема расчленения исторической Сербии, а подготовка к удару по России. Бомбардировки Ирака – это тоже подготовительная ступень. Это не решение проблемы только захвата нефтяных месторождений. Это подход к России. Это подведение ударных баз ближе к России. В Сирии такая же ситуация складывается. Это рубеж сопротивления злу. Когда сатанинский мир руками псевдоисламских террористов разрушит Сирию, то окончательный удар будет уже направлен на Россию. Украина – последнее звено в этой цепи. Мы видим, что враг все ближе и ближе подбирается к России. Подбирается и в видимом плане – создание очагов враждебности на наших границах. Эта нечисть влезает в наши дома поверх границ, внедряется в духовную жизнь нашего общества.
Мы понимаем, что отступать дальше некуда. Дальнейшие процессы будут происходить уже на территории России как в географическом, так и в духовном плане.
Я надеюсь, что это очень хорошо понимает наш Президент, потому что на него возложен огромный крест сохранения страны в тех условиях, которые кардинально отличаются от 90-х годов, когда битвы шли на территории Косово; начала 2000-х годов, когда битвы за Россию шли еще на дальних подступах: в Косово, под Багдадом, под Дамаском. А сейчас уже здесь, рядом с нами.
– В одном из выступлений Святейший Патриарх сказал, что нынешняя Россия в лице ее руководства бросила вызов Западу, и мы должны готовить себя к труднейшим испытаниям. – Вы правы абсолютно. Хотел бы еще вспомнить битвы 90-х: кавказские сражения, битву за Приднестровье, последние форпосты России. Это действительно так. Если мы сейчас сдадим Приднестровье, Крым, Курилы, Приморье, то мы потеряем и нашу страну навсегда. После этого будет включен принцип домино и экономическими неурядицами, социальными конфликтами, территориальными претензиями почти всех окружающих нас стран начнется распад России по сепаратистским границам, даже не только по религиозным традициям. Вспомните создание Уральской республики в Екатеринбурге. Все это прекрасно понимая, мы должны не просто готовить ответ, а вести наступательную политику.
– Будем надеяться на лучшее, тем более, мы в этом году отмечаем знаменательное событие – тысячелетие князя Владимира. Очень много прошло масштабных мероприятий в связи с этим.
Меня радует, и по опросу людей видно, что большинство считает: памятник князю Владимиру надо установить на Боровицком холме. Если помните, наш друг скульптор Вячеслав Клыков в свое время хотел установить там памятник Императору Николаю II, но ему тогда власти не разрешили это сделать, и он установил памятник в селе Тайнинском. Я тоже считаю, что более подходящего места, чем Боровицкий холм, для памятника князю Владимиру трудно найти. – Это, в том числе, ответ тем, кто рушит памятники на Украине. Мы должны каждый у своего станка делать общее соборное дело, не забывая и о молитве. Писатель должен писать, скульптор – отстаивать свои взгляды на здоровое реалистичное искусство. Мы должны развивать нашу промышленность и науку. Мы должны делать все, чтобы постыдные явления 90-х годов ушли в прошлое, когда, например, авиационная держава под названием Россия возила своих граждан на американских самолетах. XXI век – это кибервойны, это война за космос, за небо. Мы должны быть первыми в авиации, в космонавтике, машиностроении. Мы должны вести серьезные исследования в рамках Российской Академии наук. Для этого мы должны формировать новые структуры, соответствующие этим задачам и не цепляться за ветхость прошлых решений: создавать госкорпорации, формировать основы планового хозяйства при распределении ресурсов, формулировать стратегические задачи, строить новые скоростные железные дороги.
Лишь масштабными проектами в сфере высоких технологий мы можем реально вдохновить наш народ, и оживить нашу экономику, сделать ее более мощной, защищенной от внешних угроз. Мы должны поднять сельское хозяйство. И развивая сельское хозяйство, мы должны восстановить наш традиционный уклад на селе, который связан с работой больших, многодетных, многопоколенных русских семей. Они были спаяны верой и трудовыми мотивами работы на земле.
Это не только сделает нас более независимыми и не только создаст условия безопасности в обеспечении населения продуктами и средствами производства. Главное – воссоздать тот уклад, который был основан на трудовой семье, на общинном хозяйстве, кооперативах, на коллективных формах хозяйствования, которые являются более эффективными.
Важнейшие вопросы мы с Вами сегодня обсуждаем – о единстве нашего патриотического движения, о наших общих ценностях и интересах, о базовых вопросах, которые нужно решать в области промышленности, банковского дела, сельского хозяйства.
Все это должно доходить до сознания народного большинства, самой деятельной его части. К сожалению, у нас мало таких исследований, мало публикаций, и зачастую они высказываются представителями поколения из 80-90-х годов. Я надеюсь, что новое поколение наших соотечественников воспримет эту эстафету и проявит свою высокую активность. Наша вера – это не только вера наших отцов, но и вера наших детей.
– Будем надеяться на это!* «Русь Державная», 2015, № 9Андрей Печерскийhttp://www.voskres.ru/interview/pecherskiy3.htm