Михаил МельниковОставим без иммунитетаЗакон об иностранном имуществе: Россия начинает реально защищать свои интересыСегодня, 22 сентября, комитет Госдумы РФ по собственности рассмотрит законопроект о юрисдикционном иммунитете иностранных государств и их имущества. На данный момент эта сфера регулируется в России международными договорами, однако с некоторых пор у нас провозглашено — пока на словах — верховенство национального права над международным. Вот и потребовался закон, в котором ранее просто не было нужды.
Арестовывают всёДело в том, что российское имущество за рубежом находится под самой серьезной угрозой за все время существования страны. С тех пор как международный суд удовлетворил иск акционеров ЮКОСа, победившая сторона начала требовать ареста российской недвижимости в разных странах. Так, летом 2015 года российские учреждения в Бельгии (за исключением дипломатических) получили уведомления о начале процесса ареста. Правда, история вышла на редкость мутной: ключевой акционер ЮКОСа Михаил Ходорковский выразил удовлетворение произошедшим, но Европейский суд по правам человека неожиданно опроверг связь бельгийского ареста с делом ЮКОСа. А бельгийские власти и вовсе заявили, что никакого отношения к этой ситуации не имеют: судебная власть в стране не подчиняется исполнительной. Позднее процесс ареста российского имущества был начат во Франции, вообще-то, довольно лояльной по отношению к России.
Кстати, это далеко не первый случай ареста российской собственности. Знаменитой стала швейцарская компания Noga, еще с середины 1990-х годов пытавшаяся арестовывать все, до чего могла дотянуться: парусник «Седов», самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже, коллекцию картин из Пушкинского музея… Впоследствии все эти аресты были признаны незаконными.
О ситуации с российской собственностью за рубежом РП подробно рассказывала несколько дней назад. Решения приставов европейских стран соответствуют букве закона, поэтому ввязываться в судебные споры с ними и обременительно, и бессмысленно. России, не признавшей решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа, пришлось искать другие пути самозащиты. Так и появился упомянутый законопроект.
Документ этот, надо сказать, отнюдь не радикальный и в целом повторяет международные положения. Он специально сделан «вегетарианским», чтобы не отпугнуть инвесторов, но все же наличие такого закона позволит жестче реагировать на попытки давления на Россию через акционеров ЮКОСа. Главный пункт закона — иностранные государства лишаются заметной части судебного иммунитета в России.
Шельф и арендаЧлены комитета по собственности считают необходимым ужесточить ряд положений документа. В первую очередь речь идет об увеличении территории действия закона: если сейчас под собственностью иностранного государства понимается «имущество на территории России, находящееся в собственности или используемое иностранным государством», то в редакции комитета появится также упоминание территорий, находящихся под юрисдикцией России: континентального шельфа и исключительной экономической зоны страны.
То есть теоретически может быть арестовано иностранное судно или, например, имущество зарубежной государственной компании, устанавливающей по контракту оборудование для работ на шельфе. Риски для наших партнеров, таким образом, существенно возрастают.
Кроме того, в законопроекте прописано право российского государства арестовывать имущество, которое находится в собственности иностранных государств. Депутаты планируют добавить два уточнения: во-первых, арестовывать можно будет и имущество, находящееся в пользовании, например, по договору аренды, а во-вторых, под действие закона подпадут и неиспользуемые, но принадлежащие другому государству активы.
Очевидно, что ужесточения, на которых настаивает комитет, никак не улучшат отношения России с соседями: наша страна медленно, но верно самоотстраняется от норм международного права, настаивая на своих, суверенных правилах игры. И законопроект в его жесткой форме будет противоречить целому ряду международных соглашений.
Законы для себяМноголетний опыт разбирательств в зарубежных судах показывает, что интересы России защитить там исключительно сложно. От той же упомянутой Noga с ее несоразмерными требованиями пришлось отбиваться более десяти лет, затратив массу средств. Многие годы Россия исправно платила по бесконечному потоку решений ЕСПЧ. Отношение к нашей стране как к заведомо неправовому государству второго сорта чувствуется во многих выступлениях зарубежных политиков, и эту атмосферу не могут не чувствовать судьи.
В то же время внутри России отношение к иностранным организациям, исключая некоммерческие, более чем почтительное, что только усугубляет судебное неравенство государств.
И рассматриваемый в комитете Госдумы закон должен сыграть роль предупреждения: у России появляется ответный инструмент. Как бы приставы того или иного государства ни были от этого государства отделены, они десять раз подумают, прежде чем выносить решение против России, если будут знать, что ответные меры неизбежны. России необходимы защищающие ее законы — независимо от того, совпадают они с международными или нет.
http://rusplt.ru/policy/ostavim-bez-immuniteta-18907.html