Архиепископ Марк (Арндт): «Мы, христиане, – не от мира сего. И не должны приспосабливаться к этому миру»Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) о том, как жить и воспитывать детей в мире, пропитанном антихристианским духом, вызовах, стоящих перед современным монашеством, о гаджетах и компьютерах в Церкви и православном понимании радости и счастья.Обязанность одна – быть православным христианином– Владыка, вы являетесь председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права. Про свои права сегодня любят говорить практически все, а про обязанности обычно забывают. Какие обязанности есть, прежде всего, у нас?– Обязанность одна – быть православным христианином. Каждый день, а не только в субботу и в воскресенье. Каждый час. Свидетельствовать о своей вере везде и на протяжении всей жизни.
– Разные эпохи, периоды времени отличаются друг от друга. Что характерно для нашего времени? С какими, на ваш взгляд, наиболее серьезными вызовами сталкиваются христиане сегодня?– Я бы прежде всего назвал проблемы, связанные с воспитанием молодежи. Сегодня в нашу жизнь вторгается много неправославного духа, антихристианского духа, с которым каждый ребенок соприкасается уже с первых лет жизни. Церковь и родители должны, конечно же, охранять, ограждать детей от этого. Но только ограждать – недостаточно, надо давать и что-то положительное. Нужно, чтобы с самого раннего возраста дети участвовали в Таинствах Церкви, чтобы осознали свою, можно сказать, исключительность. Мы, христиане, – не от мира сего. И не должны приспосабливаться к этому миру. Да, мы живем в этом мире, но мы живем согласно своим представлениям, по своему уставу.
Наши дети должны понимать ценность своей веры, знать, что они имеют нечто особенное, чего у других нетС противостоянием миру очень остро сталкиваются дети в школьном возрасте, особенно у нас на Западе, где в классе может быть только один православный ребенок. И он, естественно, вынужден отстаивать свои позиции. Но для этого он должен сознавать свою исключительность, свою особенность. Должен знать, что христианин не может поступать, как все, думать, как все, вести себя так, как ведут себя его товарищи по школе. Он должен понимать ценность своей веры, знать, что он имеет нечто особенное, чего у других нет. Ведь само участие в Таинствах поднимает его над общим уровнем. И даже его распорядок дня, начинающийся с утренней молитвы и завершающийся молитвой вечерней, иной, чем у других. И когда ребенок осознает это, он сможет жить спокойно. А если не осознает, то будет или постоянно подавленным, или просто растворится в общей массе.
Делать то же, что и все, плыть по течению вместе со всеми свойственно молодежи в любой стране, не только западной. Для православного христианина поддаться этому очень опасно, потому что можно легко потерять свое «Я», свою самобытность. И только когда понимаешь, каким богатством ты владеешь: православной верой, православной церковной традицией, – ты будешь жить своей жизнью. А на Западе эта ситуация осложняется еще и выбором: быть русским или нерусским, владеть и таким языком или таким только и т.д. Так что жизнь ставит перед молодым поколением непростые вопросы. И важно, чтобы оно знало правильные ответы.
У гаджетов в плену– Современные средства связи делают мгновенно доступными для всех любые события, в том числе и частной жизни людей. У каждого есть видеокамеры, хотя бы в мобильном телефоне, всё увиденное тотчас же выкладывается в интернете. Это не обходит стороной и Церковь. Мы видим, как много роликов о священнослужителях, об их поведении, не всегда, может быть, даже лицеприятном. Вы, как архипастырь, какой бы дали совет: как реагировать и что делать всем нам – и священноначалию, и священникам, и прихожанам, – когда такие вещи происходят? Как быть, если, допустим, кто-то про своего батюшку увидел видео не вполне хорошее?Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт)– Для нас всё это очень ценный воспитательный фактор. Напоминание нам, чтобы мы не забывали, какая ответственность на нас лежит, насколько жизнь наша должна быть постоянным миссионерством. Мы не смеем поддаваться каким-то страстям или слабостям, но в любой момент нашей жизни должны соответствовать тому, чему учит нас наша вера.
А священники и раньше были на виду у всех, так что существенно ничего не изменилось – изменилось качественно и количественно: если раньше в каком-то, допустим, селе, служил не совсем образцовый батюшка, то об этом знали только его прихожане, а сегодня больше народу имеет возможность увидеть какую-то неприятную вещь, узнать о ней.
Священник – и не только священник, но любой христианин – всегда несет ответственность за всё, за всех: и за всю паству, и за всех со-христиан. Мы ни на минуту не смеем забывать о соборности нашей Церкви. И как соборные христиане, мы всегда действуем вместе со всеми остальными. И то, что один из нас делает, будет отражаться на всех – и положительное, и отрицательное.
Помимо того надо, конечно, постоянно напоминать и себе, и другим, что какие-то отдельные эпизоды, какие-то события, вырванные из контекста, не могут свидетельствовать об общем настрое. Так что мирянам, внешним нужно четко говорить: это не картина нашей Церкви, это один оступился. А оступиться может любой человек – это в человеческой природе заложено. И если что-то такое произошло, мы не смеем сугубо сосредотачиваться на этом и тем более как-то особо ставить этого человека на пьедестал, превозносить его: мы должны всегда знать, что это – падение какого-то одного человека. И не нужно тут ничего специально накручивать. Как впрочем, никогда не нужно, когда дело касается и каких-то иных областей жизни, тем более если ты живешь в Церкви.
– Телефонами, смартфонами, планшетами многие пользуются и в храмах, чтобы посмотреть, например, толкование на Апостола, на Евангелие или прочитать молитвы к Причастию. Как вы к этому относитесь? Телефонами и гаджетами принципиально не надо пользоваться в храме, чтобы не соблазнять других людей– Я пришел к выводу, что этими аппаратами принципиально не надо пользоваться в храме. Я прежде сам с телефона читал тайные молитвы, записанные в нем, но как-то один из архиереев сказал мне: «Знаете, всё время думается, что вы посылаете и принимаете смс-ки». Я тут же положил эту штуку в карман и решил: больше не буду, чтобы не соблазнять людей.
А ведь, к сожалению, даже священники пользуются телефонами в алтаре, звонят… И я их всегда выпроваживаю, когда это вижу.
Допускаю, что в крайнем случае можно в телефоне что-нибудь нужное посмотреть. Я часто езжу по приходам, а у нас принято, что в алтаре поют последний кондак после «Приидите, поклонимся» после малого входа. И бывает, что у меня нет бумажки-подсказки с собой, которую я обычно готовлю, или же я просто не тот кондак выбрал, тогда я берусь за телефон. Но это редкий случай.
Повторюсь: я по опыту знаю: для кого-то это может быть соблазн. И также знаю, что, если ты что-то делаешь часто, это становится привычкой, от которой потом трудно освободиться. Современные средства действительно расширяют наши возможности, но мы не должны перекладывать всё на них, забывать о работе собственной памяти, собственной мысли.
Монастырь и мир– Владыка, давление мира сегодня испытывают и те, кто избрал путь монашеского делания. Какие вызовы вы считаете наиболее серьезными? Работая за компьютером, трудно молиться– Прежде всего, это дигитализация мира и человека. Конечно, ею многое облегчается в нашей жизни, но при этом так получается, что человек или склонен, или вынужден брать на себя еще больше дел. Думают так: у тебя есть компьютер, ты можешь свою работу сделать быстро, поэтому вот тебе еще два задания. А монах в такой ситуации просто теряет почву под ногами и остается фактически без молитвы. Что были наши монашеские послушания? – Они были всегда такими, при которых можно было молиться. Плели корзинки… Ухаживали за садом… Наши монахи, например, делают свечки. Они делают свечки и молятся. В типографии молиться уже труднее, а самое тяжелое – это подготовка материалов к печати: такие работы вынуждают к напряжению ума, и молиться ты уже не можешь. Ты можешь только, если ты опытный монах, держать молитву в сердце.
Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) Поэтому я требую, чтобы монахи, занимающиеся этими послушаниями, прерывались каждые полчаса для того, чтобы сделать 10 поклонов, прочесть 25 Иисусовых молитв, а потом опять возвращались к своему делу. Я знаю по опыту, что это очень эффективно. Многие боятся оторваться от работы: думают, что отвлекутся – и потеряют ход мысли, но это не так – наоборот, после молитвы тебе думается яснее, приходят новые мысли. Я так делал еще когда в университете занимался: каждые полчаса прерывался и вставал на молитву, и работа потом шла еще более гладко, чем до этого. Конечно, тут нужна и внутренняя дисциплина.
Каждые полчаса прерывай работу, чтобы сделать 10 поклонов, прочесть 25 Иисусовых молитвДругой вызов – в том, что часто монахи, увы, вынуждены гораздо больше общаться с миром, чем в прежние времена. Особенно если монастырь не в глухом месте, а в городе или пригороде – тогда больше искушений, связанных с необходимостью соприкасаться с миром: выходить за покупками, по каким-то иным делам… И если монах не научится правильно относиться к этому, готовиться, держать молитву, не смотреть на ненужные ему вещи, тогда эти контакты с миром могут приносить большой вред его душе. И конечно, их надо регламентировать. Надо ограничивать. Это очень трудно, но мы должны это делать.
Кроме того, принципиально должно быть ограничено пользование компьютерами и разными гаджетами: ни в коем случае их нельзя держать в келье – только на рабочем месте.
Еще одно: люди, приходя в монастырь, приносят с собой и уже устоявшиеся мирские привычки. Самая распространенная из них – следить за новостями, быть в курсе событий в мире. Но монаху это совсем не нужно. Привычка эта настолько сегодня укоренена в людях, что избавиться от нее можно только сильным принуждением себя.
Увы, я должен знать о каких-то событиях, но я не каждый день смотрю или читаю новости. Я знаю: если что-то важное случится, наши прихожане позвонят мне и расскажут. И если это действительно что-то для нас важное, то я или игумен передадим это нашим монахам. Но гонка за новостями, так распространенная в миру, в монастыре должна быть исключена: она отрывает от монашеского делания.
Большая проблема – родственники. В наше время она намного труднее решается, чем в прошлые годы. Встречи с родственниками тоже должны быть ограничены, чтобы монах не погружался в мир, – мир и так просто вваливается в обитель, и нужно очень последовательно следить за тем, чтобы не поддаваться ему. Слава Богу, есть Афон, где можно подвизаться в отстранении от мира.
Мне кажется, вот основные вызовы, с которыми сталкивается современное монашество.
Да, дисциплина, послушание – это очень-очень трудно. Раньше подчинять себя дисциплине было легче, потому что послушание было естественным в семье, воспитывалось с детства. Сегодня этого уже нет, и человек, приходя в монастырь из мира, приносит с собой дух непослушания и гордыни, ему приходится освобождаться от очень многого, к чему он привык.
(Окончание следует)