Русская беседа
 
19 Декабря 2018, 02:47:14  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Пяток Третьей Седмицы Великого Поста  (Прочитано 1811 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Марта 2008, 21:42:17 »

ПЯТОК 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА



А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши.
1 Ин. 2, 1-2

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие»
(1 Ин. 3, 4).

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки – грехи делом.

Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни – грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением», если имеем какие-либо желания противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» – те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим – по гордости, злобе, лености и тому подобное – и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26-30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13), – говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня», то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых даже не считаю за грехи.

Грешить «волею» – значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4-6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» – тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

По книге «Семь смертных грехов»



Об отпущении грехов

Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью его и опять буду употреблять его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение»?
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.

Преподобный Нил Синайский

Святый Бог, Единый, Безгрешный, Единородного Сына Своего не пощадил ради тебя; а ты, несчастный грешник (не кающийся), не милуешь самого себя!

Преподобный Ефрем Сирин

Сокрушение и исповедь чрез разрешение производят сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из коих выходит новая тварь, как в начале из купели крещения. Сего и да сподобит Господь Многомилостивый всех нас, да изыдите из врачебницы покаяния все во всем исцеленными и совершенно обновленными, во всех чувствах и расположенных сердца вашего; чтоб отселе любить то, к чему прежде холодны были, и ненавидеть то, к чему прежде пристращены были; чтобы любить вместо гнева кротость, вместо гордости смирение, вместо пьянства трезвость, вместо блуда целомудрие, вместо зависти доброжелательство, вместо сластолюбия воздержание, вместо лености трудолюбие, вместо рассеянности степенность, вместо бранчивости миролюбие, вместо пересуд и клевет доброречие и блюдение чести ближнего; словом, вместо всякого порока и страсти – противоположную добродетель и благорасположение.

Святитель Феофан Затворник

Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично согрешить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступает с Богом.

Преподобный Исаак Сирин

Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся.

Преподобный Антоний Великий

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли его грехи прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

Святитель Василий Великий

О покаянии

Сегодня, возлюбленные братия, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, Богоугодная и душеспасительная. Именно от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.

Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видим у своих духовных детей.

Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием, и если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины! Нет, то и горе, что без сознания грехов своих, а так, чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные, не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод ко гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов! Если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! Если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.

Вы не видите грехов своих? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после, на исповеди, с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш – тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милости, а наказания Божия! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую – должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – во грехах, как больной оспой – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О, эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И на зло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и пред таинством святого причащения.

Но посмотрим дальше – какими грехами согрешали Богу мы больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для Бога и спасения души своей, а для земли и всего принятого на земле – словом живем для плоти, для ее удовольствий, а не для бессмертной души своей, не для ее будущей жизни – разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую кровь, за нас пролитую на кресте, Его славное Воскресение? Разве не для нас, то есть чтобы нас возвести на Небо, удаленных грехом от Неба, было Его сошествие на землю, Его Божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например о будущем страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных, и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на Небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для будущего века, то разве не грех не жить для той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает от того, что мы хотим жить только на земле хорошо, и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь! Сколько бывает от этого ненависти, злобы, сребролюбия, зависти, скупости, обмана! От сюда все пороки, все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, то есть покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет, на будущую жизнь. Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хоть по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтенны разумом от Бога Творца, свободны волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь вас всех привел от небытия в бытие, и с того времени все вам дарствовая: подарил вам душу с ее способностями, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей и кров в жилище ваше; питает вас бесценной, животворящей пищей тела и крови Своей, усложняет и упокоевает ею; веселит вас слышанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать – жизнь младенца; царство Свое будущее дарует нам и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам, – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности пред Богом, в своей нелюбви к Нему, а также со слезами испросим у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 1)!

От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь – и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите себе: «После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду больше оскорблять таинство покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!» Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, – в лужу свою (ср.: 2 Пет. 2, 22).

Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос не видимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя Божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов простить нам всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! Вера твоя спасе тя: иди в мире (Мк. 5, 34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.

Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

http://www.pravoslavie.ru/put/040312123342
« Последнее редактирование: 04 Апреля 2013, 22:33:41 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 01 Апреля 2016, 10:59:19 »

Ковчег Ноя и радуга после потопа

Слово на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 3 седмицы



Великим постом Церковь напоминает нам, что мы как бы недостойны, чтобы каждый день преподавалось нам слово Евангельское. Мы должны приготовиться к нему очищением сердца, глубоким покаянием, чтобы не одними устами произносить молитву: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия». Но Ветхий Завет ― это тоже слово Божие, Дух Святой открывает нам через события Священной истории то, что относится к нашему спасению. Перед нами не только прообразы грядущего Христа ― весь Ветхий Завет устремлен к Нему, ― но и примеры того, какой должна быть наша христианская жизнь.
 
Сегодня мы слышали книгу Бытия о святом праведном Ное. Мы помним, как Господь изрек суд над родом человеческим: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, зане они суть плоть». Когда жизнь стала только по плоти, Господь должен был поставить предел и физическому существованию рода человеческого. Ной жил среди развращенного народа. И хотя в Библии не сказано о его страданиях, но церковное предание говорит, что он, подобно праведному Лоту, ежедневно мучился в душе своей, видя беззакония нечестивых. Церковь напоминает нам, что величайшая безопасность для человека, защита от греха ― способность реагировать на зло. На всякий грех, который искушает его лично, и на зло, которое окружает нас в мире. Так устроен человек. Когда происходит что-то из ряда вон выходящее, когда совершается тяжелый грех, человек бывает потрясен, он места себе не находит. Для него это событие — ужас. Но если этот грех снова и снова повторяется, потрясение ослабевает, и он может уже спокойно относиться к самым страшным грехам.
 
Так происходит в жизни каждого человека, когда он теряет чувство зла и делается вследствие этого неспособным воспринимать подлинное добро, и так происходит с жизнью целого народа. Посмотрите на наш город ― везде, на каждом шагу непристойная реклама. Это ведь мерзость, это невыносимо для нормального человеческого зрения! А мы уже как бы и не замечаем, потому что видим изо дня в день. Мы к этому привыкли. Тысячи беспризорных детей ― это же страшно, это не может вместить никакое человеческое сознание! А детская проституция? Живы мы или нет ― вот в чем вопрос. Один священник сказал, что какой-нибудь подвыпивший обыватель, не знающий Бога, но сердце, которого обливается кровью при виде всего этого, ближе к Богу, чем так называемые богословы или очень благочестивые христиане, которые нарочно закрывают глаза: ничего мы об этом знать не знаем и знать не желаем. Для Ноя и для Лота — потому они праведными и называются — это было великим страданием. Господь говорит, что в последние времена будут точно такие же испытания, чтобы обнаружить, насколько мы живые, насколько способны к восприятию истинной жизни.
 
Замечательно в жизни Ноя то, что, живя среди нечестия, в самой гуще зла, он сохранил верность Богу. Это значит, что не может быть оправдания для нас, ни для одного человека, в том, что сейчас такое время, что все так живут. Самое худшее, что может быть, когда мы поступаем, как все, ― когда все ведут себя нечестиво. Легко человеку поступать, как все, не задумываясь, не сопротивляясь злу. Трудно идти против течения, но христианин, говорим мы, — это рыба, которая всегда плывет против течения. Вы знаете этот древний символ христианства. Только живая рыба плывет против течения, а дохлая рыба плывет по течению. По течению смерти. Естественный поток жизни после грехопадения человека повернул вспять от источника жизни, от Бога ― в сторону смерти.
 
Настоящее испытание ― не быть, как все, отличаться от всех. Мы знаем, что на языке Священного Писания святой, «агиос» по-гречески, ― это тот, кто отличается от всех. Чем отличается? Ничем, он такой же, как все. Такую же работу исполняет, такие же скорби имеет. Единственное его отличие в том, что он запечатлен Самим Богом. И ему дано знать о жизни то, чего другие не знают. Святым называется храм ― он отличается от всех других зданий. Святой день ― суббота в Ветхом Завете и воскресенье после победы Христа над смертью ― день, отличающийся от всех других дней, день Господень. Святой народ ― народ верующих во Христа Бога, избранный Богом, который отличается от всех и который должен свидетельствовать среди этого распада о том, что есть жизнь, что человек должен хранить свое достоинство, а не поддаваться общему распаду.
 
И еще об одном важном моменте из жизни святого праведного Ноя говорит сегодня Писание. Когда наступает решающий момент ― каждый человек рано или поздно встанет перед этим выбором ― нужно иметь силы, чтобы порвать со средой, которая оказывается губительной. Строительством ковчега Ной как раз и обозначил этот разрыв со всеми. Точно так же в свое время праведный Лот вышел из града растления, чтобы не погибнуть вместе со всеми. Этот разрыв должен быть решительным. Кто оглядывается, тот погибает. Жена Лота оглянулась, и превратилась в соляной столп. И близкие Ноя ― может быть, из них кто-то колебался, но все-таки победила в них любовь к Богу, верность Ему ― последовали за Ноем и были спасены.
 
Это событие завершается спасением ковчега и всех, кто находился в нем. После этого Ной сразу же приносит благоуханную жертву Богу, благодарение Ему. И в этом много заключено. Здесь надежда на то, что Бог никогда не оставит род человеческий. Благодаря верности Ноя жизнь на земле продлилась. Бог говорит, что отныне Он уже никогда не наведет на землю проклятия, и ничто живое не будет погублено на ней. В знамение завета с родом человеческим Он утверждает на небе радугу.
 
Это знамение, что придет Тот, прообразом Которого является Ной. Но будет все не так, как было с Ноем. Если при Ное все грешники были погублены водной стихией, а один праведник спасся, когда явится Спаситель мира, один Праведник погибнет, и таким образом все грешники будут спасены. Вот что означает эта радуга ― это прообраз славы Креста Христова, Его любви, прообраз многоцветной Пасхи Господней.
 
В течение всей этой седмицы мы готовимся к Крестопоклонной неделе. Молимся о том, чтобы Господь сподобил нас увидеть Крест Христов, хотя бы так, как Ной его видел, — издалека. И не только внешне ему поклониться. А узнать, что Крестом Христовым даруется избавление всем грешникам, «от них же первый аз есмь», когда они приходят ко Господу с покаянием.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/32/kovcheg_noya_i_raduga_posle_potopa/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 17 Марта 2017, 10:23:58 »

Масличная ветвь

Слово протоиерея Александра Шаргунова на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 3 седмицы Великого поста



Мы слышали сегодня за богослужением в книге Бытия о гибели мира от потопа (Быт. 8, 4—21). Но черная туча, заливающая землю водой, начинает постепенно светлеть, ибо хотя страшен гнев Божий, но «не навсегда прогневается» Господь наш, «ниже во век враждует». И мы видим, как является обновленный лик земли, по мере того как убывают воды. В книге Бытия сказано, что Бог «вспомнил» о Ное и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге. «И навел Бог ветер на землю и воды остановились». «Бог вспомнил» ― это сказано о действии благодати Божией по образу нашего восприятия. Ибо ни одно создание никогда не бывает забыто у Бога. Сам Христос говорит об этом: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария, и ни одна из них не бывает забыта у Бога». Тем более не может быть забыт никогда никто из людей. Память Божия ― это вечная память, о которой Церковь провозглашает, молясь за усопших. Память Божия о Ное ― это возвращение Божия милосердия к роду человеческому, которому Господь не хочет дать погибнуть.
 
Мы не можем представить, через какие испытания прошел Ной, когда «плавал по поверхности вод» (Быт. 7, 18). Хотя он и обрел благодать в очах Господа, но прошло много времени и, может быть, ему стало казаться, что он навсегда оставлен в ковчеге. Потому что мы не находим в Писании упоминания, что Бог продолжал говорить с ним. Или хотя бы сказал ему, в течение какого времени он будет заключен в ковчеге, и когда выйдет из него. Самые достойные люди начинают иногда считать себя забытыми Богом, в особенности когда скорби у них тяжелые и продолжительные. Не забудем, что Ной, как учит нас святая Церковь, ― прообраз Самого Христа, Которому дано было пережить величайшую богооставленность в приобщении нам до конца нашего ради спасения. И может быть, Ной среди нескончаемого шума вод взывал ко Господу: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца?» и «не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю». Вы скажете, что это молитвы святого царя Давида ― но они ведь берут начало из самой изначальной глубины! Несомненно одно, что и среди разверзшихся бездн Ной совершал свое плавание в уповании на Господа, до конца вверяя себя Ему. Он знал, что и ветры Господу повинуются, что Он говорит водам: «придите», и они приходят, и говорит им: «уйдите», и они уходят. И вот теперь Господь посылает иссушающий ветер, как пошлет Он его перед Израилем на море Чермном, чтобы воды расступились для исхода народа Божия.
 
Тот, Кто посылает скорби, силен и дать от них избавление. Оно приходит, как правило, постепенно, подобно тому как приходит рассвет. Хотя Бог может дать его в одно мгновение. Он постепенно дает избавление, чтобы мы ценили каждый Божий день как дар, как возможность принять нам участие, пусть самое малое ― и оно драгоценно, ― в том, что совершает для нас Господь. И чтобы мы при этом никогда не теряли надежды, что наступит день Господень, как полнота победы Божией, которая нам принадлежит.
 
Мы видим, как Ной выпускает через окно ковчега ворона и голубя, чтобы удостовериться, что потоп прекратился. Он не мог предвидеть наступление потопа, ему было дано знать об этом по откровению Божию. Но он должен был употребить обыкновенные средства, чтобы увидеть, сошла ли вода с лица земли. Это образ всей нашей духовной жизни ― и благодать Божия, и наше участие, причем самое будничное, простое, прозаичное. Мы не можем все время ждать от Бога откровений и чудес. Мудрость и трезвенность духовной жизни заключается в том, чтобы мы не пренебрегали нашими естественными дарованиями ― прежде всего совестью и разумом. Однако и совесть, и разум раскрываются в полноте только тогда, когда они устремляются к благодати Божией.
 
Остановимся более подробно на этой тайне, и увидим, как все в Писании исполнено глубочайшего смысла. Выпущенный Ноем ворон, сказано, «отлетал и прилетал». Покружив в окрестностях, садился на ковчег, но этого было недостаточно для Ноя. Ной выпустил голубя, и он в первый раз возвратился ни с чем, а во второй ― со свежим масличным листом в клюве, сорванном с первых деревьев, появившихся над водой. В книге Бытия сказано, что второй раз Ной выпустил голубя через семь дней. В третий раз ― еще через семь дней. И вероятно, в первый раз он выпустил его через семь дней после того, как вылетел ворон.
 
Святые отцы говорят, что это свидетельствует о почитании Ноем в ковчеге дня, посвященного Господу, и о вере его в наступление дня Господня. День Господень, мы знаем, в Священном Писании ― это день Страшного Суда и день всеобщего воскресения. И каждый воскресный день называется в Священном Писании днем Господним. Голубь ― образ благодатной души, которая, не находя ни места покоя, ни мира, ни удовлетворения ни в чем, что есть на земле, возвращается ко Христу и к Церкви Его как к своему ковчегу. Ворон, говорят святые отцы, образ жизни по плоти ― те, кто сообразуется с миром сим и питается только земной пищей. Это тоже необходимо, но это не может удовлетворить человека Божия. И подобно тому как Ной простер руку свою и взял голубя к себе в ковчег, Христос бережно хранит и принимает с любовью тех, кто летит к Нему, ища небесного покоя. Масличную ветвь ― символ мира ― приносит не ворон, хищная птица, но кроткий и смиренный голубь. Голубиная кротость, говорят святые отцы, возводит душу к небесному покою и к истинной радости. И мы понимаем радость Ноя, как будто Ной, подобно Аврааму, увидел день Христов и возрадовался, учась у Того, Кто кроток и смирен сердцем.
 
Мы можем встретить у святых отцов и другое толкование. Закон был послан вначале, подобно ворону, но он не принес вести о спасении. Бог посылает благую весть как голубя, в виде которого Дух Святой сходит на водах Иорданских. И все любящие Бога принимают Христово Евангелие как масличную ветвь, возвещающую о прекращении навеки потопа, и исполняются надеждой о близящейся для рода человеческого победе над смертью. Чудо в том, что эта масличная ветвь и утонувших во время потопа может спасти. Апостол Петр говорит, что Христос, сойдя во ад, находящимся в темнице проповедовал «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя во время строения ковчега». «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, ― добавляет апостол, ― чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию жили по Богу духом». Святой Иустин мученик говорит в связи с этим, что Господь, Святой Бог Израилев, вспомнил о Своих умерших ― снова мы слышим об этой вечной памяти, ― чтобы возвестить им благую весть о спасении. Церковь верует, что все, кто принял эту весть, получили спасение. Все из тех, кто погиб нераскаянными во время потопа.
 
Не может быть спасения без покаяния. Но как могут покаяться те, кто никогда не встретился с любовью и святостью Божией? Кто как разбойник благоразумный никогда не имел возможности быть рядом со Христом? Если нет другого имени, которым бы надлежало человекам спастись, что сказать о тех, кто никогда не слышал этого имени? Ной проповедовал им о правде и о суде. И вот теперь они в аду предстоят перед Богом, предлагающим им масличную ветвь. Ни один человек, когда-либо живший на земле, не будет лишен возможности увидеть Христа и предложения ему Божия спасения. Нет такого места во аде, которого бы не достигала благодать Божия. Отвергающие ее уподобятся бесам. А встретивший однажды Христа на земле ― неужели он сможет после этого не идти за Господом крестным путем любви, милосердия и покаяния?
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/17/maslichnaya_vetv/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8378


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 09 Марта 2018, 01:27:08 »


Святоотеческие толкования на вехозаветные чтения.


Книга Притчей Соломоновых, 11

1 Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен Ему.
2 Идеже аще внидет досаждение, тамо и безчестие: уста же смиренных поучаются премудрости.
3 Умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятелна нечестивых погибель.
4 Совершенство правых наставит их, и поползновение отрицающихся пленит их. Не упользуют имения в день ярости: правда же избавит от смерти.
5 Правда непорочнаго исправляет пути, нечестие же впадает в неправду.
6 Правда мужей правых избавит их, безсоветием же уловляются беззаконнии.
7 Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда: похвала же нечестивых погибнет.
8 Праведный от лова убегнет, в негоже место предается нечестивый.
9 Во устех нечестивых сеть гражданом, чувство же праведных благопоспешно.
10 Во благих праведных исправится град, и в погибели нечестивых радование.
11 В благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается.
12 Ругается гражданом лишенный разума, муж же мудр безмолвие водит.



Святитель Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона


Святитель Иоанн Златоуст


Глава XI

Притч. 11:1. Мерила льстивая мерзость пред Господем.

     Хочет, чтобы суд у нас был беспристрастным, так как наш суд есть мерило вещей. «Идеже аще внидет досаждение, тамо и безчестие» (Притч. 11:2). Говорит не об оскорбляемых, а об оскорбляющих. Почему? Потому что эти последние наносят себе бесчестье, — не тот, кто слышит худое или терпит, а тот, кто делает, так как все удаляются от такого, как от заразы. Или «досаждением» называет гордость, так как гордый не уважается, а смиренный — почтенен и мудр; этого (качества) особенно требует мудрость.

Притч. 11:7. Скончавшуся мужу праведну не погибнет надежда.

     Надеется, что дети будут хорошими, нaдеется получить великое; или эти слова обращают нас к воскресению, или к потомству; или — что, насладившись всем, будет наслаждаться и будущими благами; или — что пользуется славой и после смерти.
    
...


***



Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

"Нечестивый падет от нечестия своего" (Прит. 11, 5). Нечестие - это неправильное отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успевают они являть себя праведными, в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты. Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад, внимательные же управляются с этим кое - как. О, когда бы кто либо из них добросовестно взглянул на этот разлад, и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.


***


А.П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Притчей Соломоновых

Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1) составляет повторение постановления закона (Втор XXV:13-16); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле (Сир XXVI:27).

Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см. XVI:18; XVIII:12), равно как и о благе противоположной добродетели - смирения, которое, по контексту данного места (ст. 2), есть вместе и мудрость и прославление.

В ст.3 выражается мысль, что противоположное нравственное настроение праведного и нечестивого при жизни сопровождается или имеет следствием различный до противоположности характер самой смерти и посмертной памяти того и другого.

Ст. 3 продолжает мысль ст. 2 о превосходстве прямодушия праведности пред коварством злобы - даже для одного внешнего благополучия человека.

Ст. 4 усиливает мысль ст. 2 гл. Х-ой: не только богатство, собранное неправыми путями и средствами (X:2), но и вообще всякое богатство не принесет пользы нечестивому, спасение заключается лишь в правде, праведности, - спасение именно "в день гнева", т. е. Божественного гнева и суда Божия (ср. Иез VII:19; Соф I:18; Сир V:10).
Ст. 5-6 совершенно параллельны как между собой, так и со ст. 3 (ср. также X:3; Прем V:15), выражая противоположность жизненного жребия праведного и нечестивого, соответствующую противоположной нравственной настроенности того и другого.

Из особенностей духовного настроения праведного и нечестивого объясняется, по ст. 7-8, противоположная судьба того и другого, как при жизни, так и по смерти: праведник, выше всего ценящий благо общения с Богом, переходя в загробную жизнь, в этом самом убеждении своем имеет крепкую и благую надежду на милосердие Господа (ср. X:28.); напротив, нечестивый, при жизни всею душой преданный земным благам и пренебрегавший благом общения с Богом, умирая, лишается благ земных, к которым страстно был привязан душой (Пс XLVIII:18), уразумевает, наконец, истинную цену благ духовных, и в этом позднем сознании - заключается для него источник новых мучений.

Прижизненное спасение праведника от скорби, которая вместо него постигает нечестивого (ст. 8.), - примеры часто бывали в библейской истории (по книге Есфирь, гибель, ожидавшая иудеев в Мардохее, в действительности постигла язычников и Амана гл. VII-IX; по кн. пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, (Дан VI:25), - составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис XLIII:3), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10-11, ср. Есф VIII:15; III:15), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт XVIII:24 сл. ).


http://days.pravoslavie.ru/Days/20150228.html
http://www.церковно-славянская-библия.рф/rusbible/html/slavic/prit.html#11
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8378


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 09 Марта 2018, 01:32:03 »


Толкования на книгу Бытия. (Быт. 8: 4-21)






Свт. Филарет (Дроздов)


Ст. 4-5  И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

Уменьшение вод и совершенное прекращение потопа дееписатель с точностью означает несколькими степенями.

Первая степень: ковчег остановился. Не должно казаться странным, что начало уменьшения воды и остановление ковчега так сближаются временем; если сообразим сии обстоятельства, что ковчег Ноев глубоко был погружен, что остановился на горе и что самое его остановление и послужило Ною средством приметить умаление воды. На горах Араратских. Слово сие объясняют семьдесят толковников в другом месте, переводя его Армениею (4 Цар. 19:37; Ис. 37:38). Сей перевод подтверждает и Берроуз у Флавия, Antiq. (L. X, с. 2). В Армении есть область, которая доныне у местных жителей называется Арарат, а гора Масий, лежащая к востоку от Еревана, носит у персов имя горы Ноевой (Chardin. Voyag. t. I).

Вторая степень: показались верхи гор.

…Ковчег Ноев долго носился по водам, но потом остановился на твердой горе и дал из себя жителей всей земле; так Церковь Христова, долго сражаясь с волнами искушений и бед, наконец побеждает, утверждается над царствами и царями земными, начиная от высокой державы Рима, и распространяется во все концы вселенной.


Ст. 6-12  По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.


Засим следовали опыты, деланные Ноем, дабы узнать о состоянии земли (Быт. 8:6-12). Они начинаются по прошествии сорока дней, конечно, от того времени, когда показались верхи гор. Ибо такое число дней и необходимо нужно предположить до открытия равнин.

Толкование на Книгу Бытия.



Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

…Все творение как бы омылось от нечистоты, сбросив с себя всю скверну, которую произвело в нем злочестие людей, и светлым сделалось ее лицо. Тогда-то уже Бог повелевает праведнику выйти из ковчега и освобождает его из этой страшной темницы. И сказал, говорится, Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. Смотри на благость Божию, как Он всячески утешает праведника. Господь повелел выйти из ковчега Ною, и сыновьям, и жене, и женам сыновей его, и всем зверям. Но чтобы это не навело опять на него великого уныния и не обеспокоило его мыслию о том, как он будет жить на такой обширной земле, словно в пустыне, один, без других людей, Бог, сказав: выйди из ковчега и выведи с собою всех, присовокупил: и пусть плодятся и размножаются на земле.

Смотри, как этот праведник снова получает то же благословение, которое получил Адам до преступления. В случае Адама [и Евы], тотчас по сотворении, они услышали: и благословил их Бог, и сказал: плодитесь и размножайтесь, и обладайте землею (Быт. 1:28). Так и этому [Ною] теперь говорит: плодитесь и размножайтесь на земле (Быт. 8:17). Потому что Адам был началом и корнем всех живших до потопа, а этот праведник становится как бы закваскою, началом и корнем всех после потопа. Отсюда уже начинается устройство общества человеческого, и воспринимает свою красоту вся природа - земля, которая возбуждается к плодоношению, и все прочие твари, которые созданы на службу человеку.

Гомилии на Книгу Бытия.


Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле

Теперь спросим: почему, когда Ной и остальные входили в ковчег, они делали это в таком порядке: сначала сам Ной и его сыновья, затем жена Ноя и жены его сыновей; изменился ли этот порядок, когда они выходили из ковчега? Ибо написано: выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих. Тем самым Писание указывает: при входе имело место воздержание от деторождения, при выходе - само деторождение. Ибо вначале первыми зашли отец с сыновьями и сыновья с отцом, а затем - жена отца и жены его сыновей, то есть не было смешения полов при входе; однако при выходе они смешались.

Итак, самим порядком входа в ковчег праведнику было ясно показано, что тогда было не время предаваться совокуплению и наслаждению, ибо всем грозила близкая гибель. Потому и в Евангелии Господь осуждает людей за то, что во времена Ноя они ели и пили, приводили жен и выдавали замуж дочерей: за их невоздержность и был наслан на них потоп. Ибо то было время скорби, а не радости, и праведник не наслаждался общением с женой, и дочери праведника не стремились к брачному сожительству: ведь когда живым грозила смерть, было бы непристойно рождать! Зато после, когда прекратился потоп, по праву пришло время брачного сожительства, чтобы дать рождение другим людям.

О Ное.


Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-21, 9:1-2 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они.

А что Еммануил соделался для нас и Архиереем, чрез Которого мы имеем доступ к Отцу и Богу (Еф. 2:18) и обновлены в изначальное состояние, с разрешением проклятия,— разумею положенное на первозданного, — об этом смотри в написанном далее. После того как высохла земля, вышел, сказано, Ной … из ковчега и все, которые были с ним. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека (Быт. 8:18-21). И чрез несколько слов опять: и И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они (Быт. 9:1-2). Итак, когда Христос соделался Архиереем нашим, и мы принесены были Им мысленно в воню благоухания Богу и Отцу; тогда мы богатно удостоены были и благоволения Его и имеем твердое обетование, что смерть уже не будет иметь силу над нами. Прекращены и последствия гнева, устранены и последствия оного древнего проклятия. Мы благословены во Христе, чрез Которого и с Которым Богу Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.


http://bible.optina.ru/old:gen:08:start
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!