Андрей ТерентьевНеубедительно, сэр ДэвидМинистр иностранных дел Великобритании провел урок демократии для Россиикрайне обеспокоена положением демократических институтов в России, говорится в докладе МИД этой страны, представленном во вторник главой министерства Дэвидом Милибандом. По словам министра, сравнить жизнь в сегодняшней России можно только с ситуацией в Иране, Афганистане, Ираке и на Кубе.
Ведомый молодым министром иностранных дел Форин-офис счел необходимым включить Россию в список из 22 стран, состояние демократии в которых вызывает у него наибольшие опасения. Оснований к тому, оказывается, пруд пруди. Например, британский МИД обращает внимание на несоблюдение в России прав сексуальных меньшинств, приводя в пример акцию протеста гомосексуалистов и лесбиянок против запрета на проведение гей-парада в Москве 27 мая 2007 года, во время которой несколько активистов получили травмы и ранения.
С этим стоит согласиться. До тех пор, пока гей-парады не будут разрешены на Красной площади в Москве, конечно же, ни о какой демократии речи идти не может.
Гей-парады – важнейший показатель демократии. А то, что широкие круги московской общественности рвались в прошлом мае «начистить рыло гомикам», отчего «несколько активистов получили травмы и ранения» – так это говорит о недоразвитости демократических институтов и полной нетолерантности населения варварской России.
Как тут не вспомнить, слова из недавнего выступления на Международных Рождественских образовательных чтениях президента Фонда исторической перспективы, доктора исторических наук Наталии Нарочницкой о том, что «общественное сознание на Западе подвержено страшным деформациям». Но Запад все так же настойчиво продолжает учить и поучать Россию, как ей жить. Объяснений этому немало, но стоит вспомнить о том, что западный обыватель, пресыщенный удовольствиями, перестает удовлетворяться естественныеми человеческими ценностями. Оттого, как заметила Нарочницкая, «красота и норма объявляются скучными, а извращения и патологии – современными». Не прекращаются попытки навязать подобное отношение к бытию и нашим людям, особенно – детям и молодежи. Их все время испытывают «виртуальными соблазнами», побуждающими то к неукротимой жажде потребления, то – к извращенным отношениям между полами, то – к принятию формулы жизни по принципу «там, где сытнее – там и родина»…
Итак, с геями и лесбиянками ситуация ясна. Что же еще из российской жизни волнует Форин-офис? Британский МИД также озабочен нестабильностью социальной и экономической ситуации в Чечне, увеличением числа случаев исчезновения людей в Ингушетии и Дагестане. В чем выражается эта самая «нестабильность» - в докладе не говорится и никакого анализа изменений ситуации в Чечне не проводится.
Да это, судя по всему, авторам доклада и не нужно.
Поскольку допущено сравнение России с Ираком, остается предположить, что и в Чечне, и в Ингушетии, и в Дагестане ситуация требует вмешательства «сил коалиции», чтобы навести там порядок и как в Ираке насадить полную и окончательную демократию.
Может быть, руководствуясь именно такой логикой, трудяги из Форин-офиса сочиняли этот самый доклад для министра? С такой логикой можно только сидеть на завалинке и лузгать семечки, а не разглагольствовать на глобальные темы миропорядка под крышей британского МИДа. Несолидно как-то для чиновников из правительственного учреждения Ее Величества.
Впрочем, фрагментарность и избирательность анализа ситуации в России – это ахиллесова пята составителей такого высокого доклада. Так, в тексте, например, речь идет о том, что «особенное беспокойство вызывает общественная кампания и дискриминационные меры в отношении этнических грузин в России». О чем идет речь, - поди догадайся, но чувствуется, что с грузинами в России происходит что-то ужасное, и все они толпами бегут из этой страшной страны, устремляясь, кто пешком, кто – на «Мерседесах» и «Вольво» в сторону границ «свободной Грузии», ведомой демократическим президентом Саакашвили прямо в НАТО. Ну, что ж, пассаж про Грузию и грузин в контексте необходимости ее скорейшего приема в Северо-Атлантический альянс вполне оправдан. Написано только как-то вяло, неконкретно, не убедительно.
Какие еще у сэра Дэвида претензии к России? Еще его волнует «набирающие обороты религиозная и расовая нетерпимость». Что касается расовой и религиозной нетерпимости, то тут бы министру проявить смекалку и промолчать: то, что сегодня после всех историй с террористическими актами на территории королевства «белокожие» англичане со страшным подозрением посматривают на своих «чернокожих» соседей – факт, что называется, медицинский. Вот уж где сегодня взлет расовой и религиозной подозрительности и скрытой за любезными английскими улыбками нетерпимости.
Теперь – о механизмах демократии. Тут у Форин-офис припасено «про выборы». Британский МИД заявляет, что всерьез обеспокоен информацией о многочисленных нарушениях в ходе парламентских выборов в декабре 2007 года.
«Очень прискорбно, что Россия не допустила к наблюдению за выборами ОБСЕ и БДИПЧ, поскольку они провели бы экспертный, независимый мониторинг», - пишут составители доклада.
При этом прекрасно знают, что именно намеренная позиция ОБСЕ и БДИПЧ, откровенно пожелавших не приехать на выборы, и была причиной их отсутствия в декабрьской Москве.
Но сваливание с больной головы на здоровую – давняя традиция британской дипломатии, и отказать ей в сохранении этой традиции было бы бесчеловечно. Пусть себе пишут.
Наконец, господин министр озвучил и еще одну проблему современной России – «ограничения на деятельность оппозиционных партий». Если считать, что любезные сердцу сэра Дэвида «правые оппозиционеры» со страшной силой опозорились на тех самых декабрьских выборах в парламент, собрав ничтожное количество голосов избирателей, то да – можно вести разговор об ограничении их деятельности, но – исключительно в парламенте. А как быть, господин министр, если демос не захотел за них голосовать, и «ограничил их деятельность»? Что, надо было заставить народ голосовать за них под страхом расстрела? Но это как-то уж совсем недемократично.
Все изложенное выше господин министр иностранных дел кабинета Ее Величества огласил важно и проникновенно, и – ни разу не улыбнулся. И это – непонятно, имея ввиду, что корни его – в Одессе. Мог бы он уж, как и подобает истинному одесситу, расцветить всю эту туфту какой-нибудь хорошей хохмой. Например. На привозе покупатель спрашивает продавца: «И почем ваша колбаса?» - «Десять рублей» - «А если покупать?» - «Тогда два».
Так вот и с докладом британского МИДа: «на фасон» – дорогого стоит, а «коли покупать» – так и за бесценок не возьмут.
http://stoletie.ru/tekuschiiy_moment/tekuschiiy_moment/neubeditelno_ser_devid.htm