Руслан Осташко"Когалымавиа" впарили битый авиационный секонд-хендФото: Politrussia.com
Сегодня я хочу поговорить о катастрофе российского самолета в Египте. Особенно о том, как наше интернет-сообщество реагирует на эту катастрофу, какие выводы оно делает и на какие провокации поддается. Я начну с того, что впечатлило лично меня. В Рунете есть категория пользователей, которым любая проблема России – в радость. Они даже во время спортивных состязаний болеют за наших соперников. Им кажется, что каждое наше поражение и каждая катастрофа, унесшая жизни наших сограждан, приближают падение некоего «режима», которым они пугают своих подписчиков в Интернете. К сожалению, катастрофа российского самолета компании "Когалымавиа" не стала исключением. Цитировать не буду, просто чтобы не провоцировать лишний раз и так взвинченную аудиторию, но хочу спросить у вас: что нам, как обществу, делать с теми, кто радуется этой трагедии, и с теми, кто использует ее как политический инструмент?
Меня удивило то, насколько легко некоторая часть интернет-сообщества поверила в версию, что это был теракт. Причем не просто теракт, а именно поражение самолета ракетой, выпущенной боевиками ИГИЛ. В силу многолетнего опыта наблюдения за информационными войнами, я ожидал, что кто-то из террористов попробует взять на себя ответственность за катастрофу российского самолета. ИГИЛ и "Талибан" всегда так делают независимо от реальной причины аварии, просто для того чтобы попиариться.
Меня поразило то, что даже CNN - компания, которая, мягко говоря, не любит Россию и выступает против действий России в Сирии, - решила эту версию не продвигать. Журналисты CNN просто привели мнения экспертов и официальных лиц, которые сказали то же самое, что и российские эксперты: авария произошла на высоте около 10 000 метров, а у ИГИЛ нет средств поражения целей, которые летают так высоко. Это абсолютно логичное объяснение, к сожалению, не мешает некоторым нашим журналистам вновь и вновь продвигать версию о том, что самолет сбили с земли. Зачем они это делают, мне совершенно непонятно, равно как и непонятны действия тех пользователей Интернета, которые распространяют эту версию через свои социальные сети.
Одна из самых обсуждаемых тем вокруг этой аварии – это техническое состояние самолета. Журналисты нашли многочисленные сообщения других пассажиров, которые летали на этом же Аэробусе и на других самолетах этой авиакомпании. Впечатления у всех очень плохие, вылеты этого самолета часто задерживались на несколько часов из-за необходимости исправлять какие-то неполадки, да и в целом самолет производил впечатление старого и не очень ухоженного. Я сам дважды летал самолетами "Когалымавиа" и могу лично подтвердить эти утверждения. Если покопаться в истории технического состояния самолета чуть глубже, чем это делает большинство журналистов, то можно найти очень важную деталь.
В субботу вечером один из экспертов на канале "Россия-24" очень осторожно высказал предположение о возможной причине катастрофы. Независимо от него, проведя анализ версий в российском и западном интернете, автор нашего издания Crimson Alter в воскресенье утром опубликовал статью, которая вошла в ежедневный топ самых популярных статей Рунета, по версии сервиса "МедиаМетрикс". В тексте была представлена обстоятельная аргументация версии, которая сейчас считается одной из основных. Ближе к вечеру воскресенья эту же гипотезу высказали журналисты CNN, которые провели собственное расследование. И только после этого, российские СМИ начинают активно обсуждать версию о том, что вероятную причину катастрофы нужно искать в прошлом упавшего самолета.
Журналисты нашли и изучили историю эксплуатации этого Аэробуса. Выяснялось несколько интересных деталей. Во-первых, этот самолет на самом деле принадлежит не "Когалымавиа", а крупной американо-ирландской компании ILFC, которая очень удачно совмещает фактическую американскую прописку и ирландских акционеров, что дает ощутимые выгоды с точки зрения налогообложения. Эта компания вот уже 18 лет сдает этот самолет в аренду различным авиакомпаниям по всему миру, в основном на Ближнем Востоке.
Во-вторых, и это самое важное, в 2001 году этот самолет потерпел аварию в международном аэропорту Каира – при заходе на посадку он очень сильно ударился хвостом о взлетно-посадочную полосу. Такая авария в авиации называется «тэйлстрайк». Самолет, конечно, отремонтировали и он летал дальше – в Ливане, Турции и других восточных странах. Вот что важно: в истории авиации есть, как минимум, два случая, один в Японии и один в Китае, когда неправильный ремонт после точно такого же удара привел к тому, что через много лет самолет неожиданно разрушался в воздухе без каких-либо видимых причин и падал. Общее количество погибших в этих двух катастрофах – более 700 человек. Ничего не напоминает?
Повторюсь: дефект после такого неправильного ремонта проявляет себя не сразу, а через много лет. Например, в случае японского лайнера, который разбился в 1985 году, между ударом хвостом о взлетно-посадочную полосу при посадке и фатальной трагедией прошло 7 лет. А в случае самолета China Air, который потерпел крушение по аналогичной причине, прошло целых 22 года и бесчисленное количество инспекций, которые не заметили, что тэйлстрайк был отремонтирован неправильно.
Нужно понимать, что правильный ремонт такого повреждения — сложная и дорогая процедура. Например, японский самолет, который упал через 7 лет после тэйлстрайка, ремонтировался специалистами самой компании "Боинг". Уже после гибели более 500 пассажиров и после того, как японские следователи предъявили неопровержимые доказательства вины американских ремонтников, представители корпорации "Боинг" признали, что ремонт был проведен неправильно.
У всех вышеупомянутых аварий одна и та же официальная причина — «взрывная разгерметизация», вызванная неправильным ремонтом после тэйлстрайка. Именно взрывная разгерметизация считается сейчас основной версией произошедшего, и фактически остается выяснить, что ее вызвало.
По сути, ситуация с катастрофой Аэробуса "Когалымавиа" сводится к тому, что есть американская компания, которая сдает в аренду самолеты по всему миру. Конкретно этот самолет, который летал в Египет, был "битым" в том смысле, что самолет получил повреждения хвостовой части. Если его отремонтировали плохо, то он вполне мог развалиться в воздухе и, к сожалению, история знает подобные примеры. Эта версия может объяснить большой разброс обломков и тот факт, что ближе всего к аэропорту вылета нашли как раз почти целую хвостовую часть Аэробуса. Если причина аварии Аэробуса будет заключаться именно в таком скрытом дефекте самолета, то получается, что американская компания просто "впарила" российской дефектный самолет, который, по официальным международным бумагам, числился абсолютно исправным, и регулярные штатные проверки могли не выявить этот дефект, как в случае с инцидентами с китайским и японским лайнерами. Но самое страшное, что компании, которая сдала самолет в аренду ничего за это не будет.
Контракты аренды составлены таким образом, что фактический владелец самолета вообще ни за что не отвечает. Ни за что. Получается, что у нас какая-то нездоровая ситуация на авиарынке: наши граждане летают на битых самолетах, которые американцы сдают в аренду нашим компаниям вообще без каких-либо гарантий безопасности.
Я хочу вернуться к катастрофам самолетов Japan Airlines и China Airlines, которые упали из-за неправильного ремонта после тэйлстрайков. Я хочу, чтобы вы вдумались: японский самолет после аварии ремонтировала сама компания "Боинг", то есть сам производитель самолета. И все равно отремонтировали плохо. Это официально признала сама компания. Самое ужасное, что этот неправильный ремонт потом не был выявлен при многочисленных осмотрах, причем очевидно, что Japan Airlines нельзя обвинять в том, что это маленькая компания, которая экономит на осмотрах и безопасности полетов. Наоборот, японцы организовали ремонт у производителя самолета, но это не помогло.
Разбившийся самолет в 2001 году ремонтировала сама компания "Аэробус". Но история показывает, что это еще не означает гарантии качества такого ремонта. Боинг подобный ремонт сделал неправильно, и это стоило жизни большому числу пассажиров.
Аналогичная ситуация с самолетом China Air. За 22 года он должен был пройти несколько тщательнейших инспекций, но они не смогли выявить неправильный ремонт. Получается, что даже периодические тщательные обследования и ремонт у западного производителя ничего не гарантируют. Если смотреть правде в глаза, то нужно сказать, что дальнейшее использование самолета с подобными повреждениями является лотереей, в которой пассажиры могут потерять свои жизни. Может, пора прекратить играть в эти лотереи? Мы не знаем, сколько битых самолетов используется российскими авиакомпаниями. Мы не знаем, насколько они надежны, и каков риск того, что они просто развалятся в воздухе на следующем рейсе.
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что есть только один способ это прекратить. Нам нужно добиться того, чтобы в ближайшем будущем российские авиакомпании летали на качественных российских самолетах, а не на залатанном иностранном секонд-хенде.
http://politrussia.com/society/kogalymavia-vparili-bityy-770/