EVG
Гость
|
|
« : 15 Ноября 2015, 20:51:06 » |
|
Война и вечность
Очерк
Время меняет оттенки, но не сущность дел и вопросов. Люди издавна возвращались домой: после империалистической и гражданской, возвращались после Второй мировой. Говорят – и говорят всё чаще, например, что это была не Великая Отечественная, а именно вторая мировая. Ну, так для кого-то звучит импозантнее. А если вдуматься, то сущность не меняется. Она даже не возрастает ли (хотя и вовсе не так, как думают слабаки)? Во-первых, из боя возвращались не чтобы расслабляться, а – идти в новые бои. Без ноги, например, а за тот же трактор. Так было у Григория Мелехова в 1922 году; тихо над хутором Татарским – но впереди сражения и муки, которые будут пострашнее прошлых. Возьмите и Григорьева сына, Мишатку Мелехова; ему достанется ещё ой-ёй-ёй. Ведь 41-й год-то – он поджидает и Мишатку, он (Мишатка) как раз войдёт к тому времени в самый боевой возраст, в Григорьев. Уйдёт на те же новые фронты в 1941 году солдат Андрей Соколов; а вернётся для опять хождений по мукам; с ним будет обнадёживающий Шолохова мальчик-приёмыш. Обновлённые времена, а вопросы всё те же, причём всемирные. Возьмём снова Великую Отечественную; ну, ладно: переименуй её – а мировой её смысл только возрастёт. Пусть ты даже не на это рассчитывал, а хотел только, чтоб тебя, сталинградца, приравняли к общечеловеку – ветерану из-под Ардены (или как их), или же из-под «Пёрл-Харбора» (воспетого Евгением Александровичем Евтушенкой). Почти то же разворачивается с возвращением фронтовика у Исаковского. Никто солдату не ответил; никому он, как Григорий, как Мишатка или Андрей Соколов, не нужен. А Медаль за город Будапешт
возвращает к мировым вопросам; они и до сих пор своего разрешения ждут; но не такого, как чают слабачки: в частности, и в особенности, они ждут этого потому, что они есть вопросы неразрешимые, для вечного неуклонного разрешения. Разрешение их нужно и всеобщее, всем миром – можете даже считать, нужно разрешение соборное; (ну-ка, произнесите это слово ещё раз, поманернее); ведь русским человеком нельзя быть в одиночку; а без русского слова об общей правде эта правда состояться не способна. Или вы думаете иначе? Обязательно оповестите об этом «Новое литературное обозрение» или какое-нибудь «Weekly» (не знаю точно, безграмотен). Да будьте вы даже и не русским, и будьте даже не немцем, а вы потянитесь к русскому слову, сказав: И вечный бой; и покой нам только снится, что верно. Сказал вот Блок, что: Впереди Исус Христос – и его вроде навсегда за это развенчали, вскрыв в патруле из двенадцати человек сущих бесов (Зара Минц и прочие); а вопрос только насыщается и насыщается смыслом. Ведь впереди-то всё равно та же фигура; она впереди всех и навсегда; это-то ведь угадано оказалось верно. А вы – развенчивать; или вы правда нехристь? Кого ещё вы поставите впереди всех? За вами полная свобода выбора и самообнаружения. А вот ещё поиски вечного через опыт Великой Отечественной: Юрий Кузнецов. В 1941-м он расстался с отцом-офицером: в 1944-м потерял его навсегда: Отец! Ты не принёс нам счастья! – воскликнет он много позже; но раздумья тяжкие, раздумья бесстрашные продолжит. К ним стоит подключаться и нам многогрешным. Так что не надо отмежёвываться от всеобщего, от совместного – от соборного! – и от отечественного. Призрак с косою в руках бродит по земному шару, по всему шару, и увильнуть никому не удастся. Видел ли ты, как коса в лугу скачет, Ртом железным перекусывая ноги трав? Оттого, что стоит трава на корячках, Под себя коренья подобрав. И никуда ей, траве, не скрыться От горячих зубов косы, Потому что не может она, как птица, Оторваться от земли в синь. Так и мы! вросли корнями крови в избы, Что нам первый ряд подкошенной травы? Только бы до нас не добрались бы, Только нам бы, только б нашей Не скосили, как ромашке, головы. Не надейтесь же, что пребудете русским в одиночку. Вы и спрятав себя в общечеловеческом не уйдёте от ответа. *** Горе мужа и отца, у которого сожгли родную хату. Горе матери-вдовы: Не упрекай меня, Прасковья, – да она и не стала упрекать, об этом Юрий Кузнецов раздумье продолжил. Когда я кричу «Отец, ты не принёс нам счастья!» (погиб при освобождении Севастополя; погиб под Гомелем, под Будапештом и Берлином) – когда я так вопию, то тогда Мать в ужасе мне закрывает рот, – именно так и сказано у Юрия Кузнецова, и сказано правильно. А мать он успокоить тоже хочет, не только себя – а успокоить русскую вдову невозможно. Мама, мама! Война не вернёт. Не гляди на дорогу Столб крутящейся пыли идёт Через поле к порогу. Словно машет из пыли рука, Светят очи живые. Шевелятся открытки на дне сундука – Фронтовые. Всякий раз, когда мать его ждёт, – Через поле и пашню Столб клубящейся пыли бредёт, Одинокий и страшный. Вот так надо помнить отца, забыв даже о счастье: «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом…» – помните это педерастическое пение? *** А ты – ты погиб не подо Ржевом? Нет, ты погиб, отказавшись ещё в 30-е годы спасать своего отца и своего брата. Старый мир с его Хамами и Каинами напомнил о себе и в Новом мире; и нет Новому миру прощенья, как и его ветхозаветным клевретам. Не будь же Кузнецова – не окажись попросту, а так однажды и случилось, не стало Кузнецова – иначе бы вспоминалось, как уходили на фронт наши бойцы – чтоб там навечно и остаться. *** Поздней, сильно поздней и снежной осенью 1942 года в сибирской деревне: на полу, рядом с мальчиком, оказались спящими и проснулись и разбудили его рано, двое больших мужчин. Оба были накрыты шинелями. На кухне уже гремели и звенели поварихинские причиндалы. Один из прибывших был хорошо знакомый нам дядя Наконечный, районный уполномоченный НКВД. Другой начал из-под шинели щекотать пятку мальчику. «Ты кто?» – и малыш отвечал (ну, допустим): «Я Сергей Андреевич Небольсин». Если вы не верите этому, то хотя бы доверьтесь. «Смотри-ка, первый раз встречаю однофамильца». Так произошло нужное и сейчас знакомство. Мать тогда провела с мужем, партизаном 1919 года, потом пограничником (от Чукотки до Мурманска и Одессы), примерно неделю. Он написал начальству Лубянки по кадрам просьбу и торопился. «Содержать при бумажной работе офицера, на обучение которого государство затратило пять лет, недопустимо. Прошу как можно скорее послать меня на фронт в одну из действующих частей нашего наркомата, а лучше всего – в Красную армию». Всё это осознать бы Андрею Немзеру, Дм. Быкову и др. бл. Накануне отцова отъезда, обратно до Москвы и дальше, отец, мать и сын провожали на фронт последних новобранцев. По сусекам наскребли. Стояли люди и строем, и кучками; бабы подняли душеледенящий хор вопления. Мать выступила: «Женщины! Вот мой муж, он тоже завтра уходит на фронт. Он уже в шинели. А я ж не плачу!» Отец громко – или негромко? – сказал: «Помолчи, Женя. Дай людям отвести душу». Назавтра, в яснейший и морозный день, мы втроём снова стояли опять у сельсовета. (Дядя Наконечный уже не ночевал у нас.) Отец суровенько так протянул матери руку – и, вдруг вздрогнув, обернулся: Из-за окна сельсовета на них острейше смотрели, взглядом голодной росомахи, глаза на красном как сковородка лице. Это был председатель сельсовета Афанасий Рыбин, недавно обожжённый на фронте танкист. Он и на фронт был уже не годен, да и мужичьей жизни в деревне найти, конечно, не смог. Вы побасёнку про коромысло слыхали? Она верна, но очень условно. Отец снова отвернулся, пожал-таки (и только) жене руку, пожал сыну и ушёл в село Памятное. Вот оно, вечно-антично-русское прощание Гекторов с Андромахами. *** Через года три после этого Афанасий Рыбин женился на первой красавице деревни. Отец – не вернулся никогда; но не сойтись вовеки нам; он лежит под Мозырем в братской могиле. Правда, и мать не оставляла его ни на минуту, и столько лет; так она и нас учила. Кладбище под Мозырем закрыто из-за ядерного заражения. Все мои дети, правда, там были – в последние годы Советского Союза. *** А что: цель оправдывает жертвы; вечная истина; и уж средневековье православия и России подтвердило это. Надо было ещё оттуда взять пропись: не оспаривать отца, не перечить старшим и не поучать их. Юрий Кузнецов написал в 1984 году стихи, не спросившись отца и мать. Это было на прошлой войне, Или богу приснилось во сне, Это он среди свиста и воя На высокой скрижали прочёл: Не разведчик, а врач перешёл Через фронт после вечного боя. Он пошёл по снегам наугад, И хранил его – белый халат, Словно свет милосердного царства. Он явился в чужой лазарет И сказал: «Я оттуда, где нет Ни креста, ни бинта, ни лекарства. Помогите!..» Вскочили враги, Кроме света не видя ни зги, Словно призрак на землю вернулся. «Это русский! Хватайте его!» – «Все мы кровные мира сего», – Он промолвил и вдруг улыбнулся. «Все мы братья, – сказали враги, – Но расходятся наши круги, Между нами великая бездна». Но сложили, что нужно, в суму. Он кивнул и вернулся во тьму. Кто он? Имя его неизвестно. Отправляясь к заклятым врагам, Он пошёл по небесным кругам И не знал, что достоин бессмертья. В этом мире, где битва идей В ураган превращает людей, Вот она, простота милосердья!
|