Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 21 Ноября 2015, 22:08:27 » |
|
Проповедь в неделю 25-ю по Пятидесятнице«Если мы не готовы оказать помощь всякому человеку, которого встречаем на своем жизненном пути и который находится в нужде, даже нашему врагу, то мы не вправе называться христианами"Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день, дорогие братия и сестры, находясь в преддверии Рождественского поста, мы с вами слышали повествование Евангелия от Луки (10; 25-37), как однажды к Господу и Спасителю нашему подошел некий законник, иудей, знаток закона Моисеева. И, как говорит Евангелие, подошел, искушая Его. Мы с вами знаем, что во время земной жизни Спасителя, ненавидевшие Его законники, фарисеи очень часто пытались каким-то образом в слове уловить Спасителя, задать Ему какой-то каверзный вопрос, для того, чтобы, получив ответ, потом его обвинить в нарушении закона Моисеева и таким образом отвратить от Него народ иудейский. Вот и в этом случае законник подходит к Спасителю со словами искушения, вопрошая Его: «Что мне делать, Учитель, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Сердцеведец Господь отвечает законнику. Причем, отвечает так, что устыжает его. Он говорит: «Что написано в законе? Ты — законник, и ты ли Меня спрашиваешь об этом? Ты должен знать как знаток Ветхого Завета, что Священное Писание говорит в ответ на этот вопрос. Что написано в законе? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостию твоею и ближнего своего как самого себя». И наверное законник, услышав этот ответ, который был сказан не ему лично (там присутствовало большое число и других иудеев, фарисеев), смутился, не найдя, что на это возразить, потому что на это нечего было возразить. Ему не удалась попытка каким-то образом заманить Спасителя в словесную перепалку и обвинить в нарушении закона, и тогда он вопрошает: «А кто является моим ближним? Кто этот ближний человек, которого я должен возлюбить?» И тогда Спаситель ему отвечает хорошо известной нам притчей. Он говорит, что некий человек шел от Иерусалима во Иерихон, и для всякого слушающего эту притчу становилось понятным, о чем идет речь. Дело в том, что эта дорога от Иерусалима во второй по значимости город в Палестине была самым небезопасным местом, потому что в этих местах жили большие группы разбойников, грабителей. И поэтому иудеи никогда не ходили по одиночке. Потому что если человек отправлялся в путь один, то он практически неминуемо попадал в руки к этим разбойникам, мог лишиться своего имущества, а может быть, даже и жизни. И далее Спаситель продолжает и говорит, что естественно, на этого человека, одинокого путника, напали разбойники, избили до полусмерти. Забрали его одежду, все его имущество и оставили умирать на обочине дороги. И в это время по этой же дороге шел иудейский священник, который, увидев своего единоплеменника, лежащего в ранах, в крови, может быть, взглянул на него взглядом сожаления, но тем не менее, прошел мимо, не оказав ему никакой помощи. А после него шел левит (это младший чин служителей при храме Соломона; левиты были потомки Левия и они составляли одно из двенадцати колен Израилевых, их призванием было также служение при храме). Но этот левит тоже прошел мимо лежащего, умирающего человека. Когда мы слушаем эти слова, у нас конечно, в душе, в сердце возникает вопрос: «Ведь эти люди — этот священник иудейский, этот левит, были служителями Бога, и они также знали ветхозаветную заповедь о любви к ближнему; если не ко всякому человеку, то, по крайней мере, к своему иноплеменнику! Как же так? Этот священник, этот левит – как они могли так поступить: пройти мимо этого человека?!» Но мы должны понимать, что они так сделали не потому что этот священник или это левит были плохими служителями. Они так поступили совсем по другой причине. Скорее всего, священник шел в Иерусалим для совершения своей череды священнослужений. По закону Моисееву, если иудей прикасался к мертвому человеку или если священник прикасался к человеческой крови, то он считался нечистым. Он не мог совершать свое служение. И вот этот священник, как и этот левит, они увидели этого человека, своего единоплеменника, они, может быть, сжалились над ним, но они стали перед выбором – либо помочь этому человеку, но тогда оскверниться и стать нечистыми для совершения богослужений, либо сотворить милость. То есть они стали перед выбором: либо последовать закону, либо последовать голосу своей совести и зову своего сердца. И они выбрали следование закону. И после этого Спаситель говорит о том, что по этой дороге шел человек самарянин. Самаряне — это народ, который как никакой другой народ по крови был близок иудеям. Более того, это практически и были иудеи. Но только со временем эти люди смешались с языческими народами и соблюдали ветхозаветный закон не так, как его соблюдали иудеи. И между двумя народами была страшная ненависть и неприязнь. И правоверный иудей скорее готов был умереть от голода и жажды, чем принять пищу из рук самарянина. И скорее всего, самаряне таким же образом платили родственному народу — такою же ненависть и неприязнью. Вот представим себе, лежит этот умирающий иудей и он видит, как по дороге приближается самарянин. Это было сразу видно, потому что у этих народов были разные стили одежды. И он понимает, что ему навстречу идет враг, который, в лучшем случае, пройдет мимо, а в худшем, добьет его, лишит его окончательно жизни. И вот мы видим, что этот самарянин, подойдя к лежащему иудею, он точно так же стал перед выбором: или последовать закону, традициям и установлениям своего народа и пройти мимо этого несчастного иудея, или последовать голосу своей совести и сердца и оказать ему милость. И вот в отличие от двух предыдущих людей, этот самарянин, враг, взял этого несчастного человека и посадил его на своего осла, омыл ему раны, помазал их елеем, привез его в гостиницу, там его оставил и сказал хозяину гостиницы: «Пускай несколько дней этот человек побудет у тебя, и если ты какие-то претерпишь издержки, то я, когда буду идти обратно, все возвращу». И после этого Христос поворачивается к этому законнику и спрашивает: «Кто из этих трех людей был ближний для иудея?» И этот законник, даже не смея произнести, что ближним стал самарянин, сказал: «Ближним ему стал створивший милость». И тогда Господь ему говорит: «Иди и ты поступай также». Поэтому, братия и сестры, конечно промыслительно, что это Евангелие мы читаем накануне Рождественского поста. Время поста – это всегда такое время, когда человек должен становиться хотя бы чуточку больше христианином, чем он бывает обычно, когда человек должен больше времени посвящать молитве, воздержанию, но самое главное, человек должен посвящать время добрым делам, то есть творить милость своим ближним. Но ближний для христианина, для каждого из нас – это не тот человек, кого мы назначаем ближним, о ком мы думаем, что этот человек достоин того, чтобы быть моим ближним. А вот этот человек, как мы считаем, недостоин, у него не такой цвет глаз, у него не такой цвет кожи или волос, он говорит не на том языке, он поступает не так, как я, и вообще он – иноверец, поэтому этот человек не является моим ближним. Так вот, если мы рассуждаем таким образом, то это говорит о том, что мы живем так, как будто бы две тысячи лет назад Спаситель не произносил эту притчу. Потому что ближний – это всякий человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути и который находится в нужде. Мы не должны стоять на пьедестале и, рассматривая людей вокруг себя, думать: «Кого же я сегодня этой чести удостою — быть моим ближним?» Нет, это всякий человек, причем даже человек, который нам неприятен, или, как в этой притче, может быть, даже является нашим врагом, но этому человеку нужна помощь и поддержка. Безусловно, сотворить милость такому человеку очень непросто. Это значит всецело переступить через себя, переступить через свое «я», через свое эго, но если мы этого не сделаем, то мы тогда не вправе называться христианами. Мы не вправе говорить о том, что мы последователи Христа Спасителя. И значит, мы еще живем Ветхим Заветом, когда око за око и зуб за зуб воздавали. Эта притча, братия и сестры, как некий меч, который входит в наше нутро, который обнажает, какие мы есть на самом деле! В нас так мало милосердия, и мы это видим каждый день в своей жизни, на улице. На улицах наших городов умирают люди, просто человек может упасть на улице и умереть даже не из-за самой болезни, а из-за того, что просто замерз, потому что никто из проходивших мимо не обратил внимание на этого человека. В наших домах, в наших подъездах умирают несчастные одинокие люди, старики, которые лежат после смерти неделями. И только когда уже зловонный запах начинает распространяться по всему дому, только тогда люди понимают, что, наверное, этот человек умер. А до этого никому не было дела до этого несчастного старика. И мы постоянно делим людей на чужих и своих, мы даже так в храме порой поступаем. Есть у нас так называемые завсегдатаи церковные, которые имеют свое место, в котором они всегда стоят, и которые всякого входящего в храм встречают не так, как бы его встретил Господь, а сразу «сканируют» этого человека и выносят суждение, свой он, или чужой. Стоит с ним поговорить, стоит ему уделить внимание, или лучше наоборот, какое-то грубое слово ему сказать, обвинить в том, что он не так себя ведет, не в том пришел, не в той одежде, не с тем выражением лица. Потому что в этом человеке все нас раздражает, потому что нам кажется, что он не такой, как мы. И очень часто таким своим словом и даже порой взглядом мы можем человека на многие годы оттолкнуть от Бога и Церкви. И ни с этого человека потом Господь будет спрашивать, а мы, на Страшном Суде будем отвечать за душу этого человека, потому что мы виноваты в том, что этот человек отвернулся от Церкви. Задумаемся, братия и сестры над этой притчей, приложим ее к своей жизни. Мы слышим из года в год одни и те же евангельские чтения и говорим: «Ну конечно, я эту притчу уже знаю наизусть, или тот или иной Евангельский отрывок». Но мало знать Евангелие, мало знать эту притчу, нужно это все прилагать к своей собственной жизни. Поэтому не случайно Господь постоянно в Евангелие говорит эти слова: «Имеющий уши да слышит!» И вот сегодня давайте услышим эту притчу и спросим себя: «А мы на кого похожи в этой притче? На священника этого, на левита или милосердного самарянина?» И вновь услышим слова Спасителя, которые обращены не только к этому законнику, но и к каждому из нас: «Иди, и ты твори также». Аминь. протоиерей Димитрий Соболевскийhttp://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/prpovedi/propoved-v-nedelyu-25-yu-po-pyatidesyatnice.html
|
|
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2015, 22:25:21 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 21 Ноября 2015, 22:15:37 » |
|
Евангелие о милосердном СамарянинеСвятитель Николай Сербский (Велимирович)Лк., 53 зач., 10:25-37Господь наш Иисус Христос пришел, чтобы изменить меры и суды людские. Люди измеряли природу ею самой. И мера была неправильной. Люди измеряли душу телом. И величина души умалилась до миллиметров. Люди измеряли Бога человеком. И Бог выглядел зависимым от человека. Люди измеряли достоинства быстротою успеха. И достоинства стали дешевыми и деспотическими. Люди хвалились своим прогрессом, сравнивая себя с животными, которые всегда топчутся на одном и том же месте той же дороги. Эту похвальбу Небо презрело, а животные даже не заметили. А еще люди измеряли родство и близость человека к человеку или по крови, или по мыслям, или по расстоянию между домами и селами, в которых они жили на земле, или по языкам, или по сотне других признаков. Но все эти меры родства и близости не могли людей ни сроднить, ни сблизить. Все меры людские были ошибочны, и все суды - ложны. И Христос пришел спасти людей от незнания и лжи, изменить мерила и суды людские. И изменил их. Усвоившие Его меры и суды спаслись чрез истину и правду; а оставшиеся при старых мерах и судах и сегодня все еще блуждают во мраке и торгуют замшелыми заблуждениями. Природа не измеряется сама собой, ибо она дана в услужение людям и ее мера - человек. Душа не измеряется телом, ибо тело дано в услужение душе и мера тела есть душа. Бог не измеряется человеком, как гончар не измеряется горшком. Нет меры для Бога, ибо Бог есть Мера всему и Судия всех. Не измеряются достоинства быстрым успехом. Ибо колесо, что быстро поднимается из грязи, быстро возвращается в грязь. Достоинства измеряются Законом Божиим. Человеческий прогресс измеряется не отсутствием прогресса у животных, но сокращением расстояния между человеком и Богом. А истинная мера родства, по-настоящему соединяющая и сближающая и людей, и народы, - не столько кровь, сколько милосердие. Несчастье одного и милосердие другого человека делают их более родными и близкими, чем кровь - родных братьев. Ибо всякие кровные узы временны и имеют некоторое значение лишь в этой преходящей жизни, служа образом прочных и вечных уз духовного родства. А духовные близнецы, рождающиеся при встрече несчастья и милосердия, остаются братьями в вечности. Для родных по крови братьев Бог является только Творцом, для духовных братьев, рожденных от милосердия, Бог есть Отец. Сию новую меру родства и близости между людьми предлагает Господь наш Иисус Христос человечеству в Евангельской притче о милосердном Самарянине - именно предлагает, а не навязывает, потому что спасение не навязывается, но милостиво предлагается Богом и добровольно принимается человеком. Блаженны добровольно принимающие эту новую меру, ибо они приобретут множество братьев и сродников в бессмертном Царстве Христовом! А притча гласит следующее: Во время оно вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Искушая, он губит свою жизнь - и якобы желает наследовать жизнь вечную! На самом деле этот искуситель думал не о своей жизни, но о Христовой; то есть не о том беспокоился, как спастись, а о том, как подвергнуть опасности Господа. Он хотел найти во Христе вину, смертоносную вину против закона Моисеева, чтобы, обвинив Его, погубить, а самому прославиться между себе подобными в качестве умелого законника и адвоката. Но почему он спрашивает о жизни вечной, о которой мало что мог знать из тогдашнего закона? Не единственная ли награда, обещанная законом его исполнителям: чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12; Еф.6:2-3)? Действительно, пророки говорят о вечном Царстве Мессии, особенно пророк Даниил - о вечном Царстве Святого, но иудеи во времена Христа понимали вечность лишь как долговременность на земле. Отсюда ясно: скорее всего, этот законник или сам слышал, или узнал от других, что Господь наш Иисус Христос проповедует жизнь вечную, отличающуюся от их понимания вечности. Ненавистник Бога и рода человеческого, лично безуспешно искушавший Господа в пустыне, продолжает теперь искушать Его через ослепленных собой людей. Ибо если бы диавол не ослепил законников, не естественно ли было бы, чтобы они, будучи толкователями и знатоками закона и пророков, первыми узнали Господа нашего Иисуса Христа, первыми Ему поклонились и пошли бы пред Ним как Его вестники, проповедуя народу Благую Весть о пришествии Царя и Мессии? Он же (Господь) сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Господь проницает в сердце законника и, зная его злобу, не хочет отвечать ему на вопрос, но спрашивает о законе: в законе что написано? как читаешь? Здесь два вопроса. Первый: знаешь ли, что об этом написано? И второй: как ты это написанное читаешь и понимаешь? Что написано - могли знать все законники, но как нужно духом разуметь написанное, в то время никто из них не знал. И не только в то время, но уже давно. Еще Моисей перед своею смертью укорял иудеев за слепоту духовную, говоря: но до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать (Втор.29:4). Довольно странно, что этот иудейский законник выделил именно сии две заповеди Божии как наиболее спасительные, странно по двум причинам: во-первых, в законе Моисеевом они не поставлены на первое место с другими главными заповедями; более того, они даже не стоят рядом, как их приводит законник, но одна из них дана в одной книге Моисеевой, а другая - в другой (Лев.19:18; Втор.6:5). Во-вторых, странно это и потому, что иудеи хоть сколько-нибудь старались выполнять другие заповеди Божии, но заповеди о любви - никогда. Они никогда не могли возвыситься до любви к Богу, но лишь до страха Божия. То, что законник все же объединил эти заповеди и выделил их как самые важные для спасения, можно объяснить только тем, что он узнал: Господь наш Иисус Христос заповеди о любви ставит на вершину лествицы всех заповедей и всех добродетелей. Что же отвечает Господь законнику? Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Видите ли вы, что Господь не требует от слабых несения бремени тяжкого, но соответствующего их силам? Зная жестокое и необрезанное сердце законника, Он не говорит ему: веруй в меня как в Сына Божия, продай все, что имеешь, и раздай нищим, возьми крест свой и следуй за Мной, не оглядываясь назад! Нет: советует ему лишь исполнить то, что законник сам узнал и назвал главным в законе. Для него достаточно и этого. Ибо если он будет воистину любить Бога и ближнего, ему чрез ту любовь вскоре откроется и истина о Господе нашем Иисусе Христе. Когда, в другом случае, богатый юноша задал Господу тот же вопрос, но не искушая: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь не напомнил ему о позитивных заповедях любви, но более о негативных заповедях: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Лишь когда юноша сказал, что исполнил эти заповеди, Господь ставит перед ним более тяжелую задачу: все, что имеешь, продай, и раздай нищим (Лк.18:18). Уразумейте отсюда великую премудрость Господа как Божественного Учителя. Он велит каждому исполнить заповедь Божию, которую тот знает; а когда человек ее исполнит и узнает другую, велит ему исполнить и другую, затем третью, четвертую и так далее. Он не налагает тяжкие бремена на слабые плечи, но дает бремя по силам. В то же время это является и страшным укором всем, кто желает все более и более познавать волю Божию, а между тем не старается выполнять то, что ему уже известно. Никто не спасется одним знанием воли Божией, но исполнением ее. Напротив, много познавшие, но мало исполнившие будут осуждены страшнее, чем и знавшие, и исполнившие мало. Потому Господь и сказал законнику: так поступай, и будешь жить. То есть: "Я вижу, что тебе известны сии великие заповеди о любви, но в то же время вижу, что ты их не выполняешь; поэтому бесполезно учить тебя чему-либо новому, пока ты не исполнишь уже известное тебе". Законник должен был почувствовать упрек в этих речах Спасителя и попытался оправдаться: но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? Этот вопрос показывает его жалкое оправдание: он еще не знает, кто его ближний; из чего ясно, что он не выполнил заповеди о любви к ближнему. Так, вместо того чтобы поймать Христа на слове, он сам проговорился и вынужден оправдываться. Роя яму Господу, он сам в нее попал. Так всегда происходило с иудеями, когда они искушали Христа. Искушая Господа, они тем лишь еще больше прославляли Его, а себя губили, и отходили от Него посрамленные, как и отец лжи - сатана - в пустыне. Чем же этот законник прославил Христа, искушая Его? Тем, что дал Ему повод поведать притчу о милосердном Самарянине и изложить Божественное учение о том, кто есть наш ближний, спасительное учение для всех поколений людей до конца времен. Кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Кто сей человек, шедший из Иерусалима в Иерихон? Это Адам и весь род человеческий, произошедший от Адама. Иерусалим означает небесное обиталище первого человека в райском могуществе и красоте, рядом с Богом и святыми ангелами Божиими. Иерихон - земную юдоль плача и смерти. Разбойники суть злые духи, бесчисленные слуги сатаны, который и навел Адама на грех непослушания Богу. Как величайшие враги рода человеческого, злые духи нападают на людей, снимают с их души Божественную одежду страха, веры и благочестия; ранят душу грехами и пороками и затем временно удаляются, в то время как душа лежит в отчаянии у дороги жизни, не в силах двинуться ни вперед, ни назад. Священник и левит обозначают Ветхий Завет, а именно: священник - закон Моисея, а левит - пророков. К избитому и израненному человечеству Бог послал двух врачей с определенными лекарствами: один из них - закон, другой - пророки. Но ни один из этих врачей не осмелился лечить главные и глубочайшие раны больного, нанесенные ему самими бесами. Они останавливались лишь при виде меньших мук, причиненных человеку другим человеком. Потому и сказано, что и первый, и второй врач, увидев тяжело израненного, прошли мимо. Закон Моисея лишь увидел человечество как тяжко больного, но увидев его, прошел мимо. Пророки не только увидели больного, но и подошли к нему, и лишь тогда прошли мимо. Пятикнижие Моисея описало болезнь человечества и провозгласило, что истинное лекарство от нее находится не на земле, но у Бога на небесах. Пророки ближе подошли к полуживой, издыхающей душе человечества, также подтвердили еще более усилившуюся болезнь и утешили больного, сказав ему: у нас нет лекарства, но вот, за нами идет Мессия, Небесный Врач. И они прошли мимо. Тогда и явился истинный Врач. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто есть сей Самарянин? Сам Господь наш Иисус Христос. Почему Господь называет Себя Самарянином? Потому что иерусалимские иудеи презирали самарян как нечистых идолопоклонников. Они не смешивались и не сообщались друг с другом. Потому и сказала жена самарянка Господу у колодезя Иаковлева: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки (Ин.4:9)? Таким образом, самаряне считали Христа иудеем, в то время как иудеи называли Его самарянином: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе (Ин.8:48)? Рассказывая эту притчу иудейскому законнику, Господь Сам Себя изображает под видом Самарянина, по бесконечному смирению, дабы таким образом и нас научить, что и под самым презренным именем и званием мы можем сотворить великое благо, иногда даже большее, чем обладатели славного имени и великого звания. Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам. Самарянин означало то же самое, что и грешник. И когда иудеи называли Господа Самарянином, Он не возражал им. Он входил под кров грешников, ел и пил с ними, Он даже открыто сказал, что ради грешников и пришел в этот мир - именно ради грешников, а не ради праведников. Но разве мог быть в Его присутствии хоть один-единственный праведник? Не все ли люди были покрыты грехом, как темным облаком? Не все ли души были испорчены и изуродованы злыми духами? И еще называет Себя Господь Самарянином, чтобы научить нас не ожидать проявления Божией силы лишь чрез великих и славных мира сего, но внимательно и с уважением прислушиваться к тому, что думают и говорят люди малые и миром сим презираемые. Ибо Бог часто тростником разрушает железные стены, через рыбаков посрамляет царей, а через самое низкое - самое высокое в глазах людских. Как говорит апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1Кор.1:27). Назвав Себя Самарянином, Господь этим дает понять, что тщетно мир ждет спасения от могущественной Римской империи и от кесаря Тиберия: спасение миру Бог устроил через самый презираемый в империи народ - иудейский - и через самых презираемых в сем народе - галилейских рыбаков, к которым гордые книжники относились, как к идолопоклонникам-самарянам. Дух Божий свободен, Дух дышит, где хочет (Ин.3:8 ), не взирая на человеческие ранги и оценки. Высокое в глазах людей ничтожно пред Богом, и ничтожное пред людьми пред Богом высоко. Господь нашел на род человеческий (прииде над него). В болезни и отчаянии лежал род человеческий, и Врач прииде над него. Все люди грешны, и все лежат распростертые на земле, вдавленные в землю, лишь безгрешный Господь, чистый и здравый Врач, стоит прямо. Во своя прииде (Пришел к своим), сказано в другом месте (Ин.1:11), чтобы обозначить приход Господа во плоти, подобной плоти всех других людей, ибо внешне Он не отличался от смертных больных и грешников. А здесь говорится: прииде над него, чтобы обозначить Его различие в силах, в здравии, в бессмертии и безгрешности от смертных больных и грешников. (Окончание следует)
|
|
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2015, 22:26:31 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #2 : 21 Ноября 2015, 22:16:29 » |
|
(Окончание)Он увидел раненого, как увидел его и священник; и Он подошел к нему, как подошел и левит; но Он сделал нечто большее, намного большее, чем священник и левит. Он сжалился, перевязал ему раны, возлил на них масло и вино, посадил его на Своего осла, привез в гостиницу, позаботился о нем, заплатил содержателю гостиницы за дальнейший уход за ним и обещал и в будущем оказывать помощь раненому и оплачивать расходы по его лечению. И, таким образом, если священник остановился на том, что только взглянул на раненого; если левит, взглянув, подошел и прошел мимо; то Мессия, Небесный Врач, сотворил для него десять дел - десять (число, означающее полноту чисел), чтобы этим показать полноту любви Господа и Спаса нашего, Его попечения и заботы о нашем спасении. Он не просто перевязал раненого и оставил его у дороги, ибо это была бы не полная помощь. Он не просто привез его в гостиницу и уехал, ибо тогда содержатель гостиницы сказал бы, что у него нет средств, чтобы ухаживать за больным, и выкинул бы его на улицу. Поэтому Он заранее оплачивает содержателю его труды и расходы. На этом бы остановился и самый милосердный человек. Но Господь идет еще дальше. Он обещает и в дальнейшем заботиться о больном и вернуться, чтобы его навестить, и отдать содержателю деньги, если тот издержит более. Вот полнота милосердия! А когда еще и известно, что это сотворил не брат брату, а самарянин иудею, враг врагу, тогда должно сказать: сие есть неземное, небесное, Божественное милосердие. Сие есть образ милосердия Христова к человеческому роду. Но что означает перевязывание ран? Что - вино и масло? Что - осел? Что - два динария, гостиница, ее содержатель и возвращение самарянина? Перевязывание ран означает непосредственное соприкосновение Христа с больным родом человеческим. Своими пречистыми устами Он говорил человеческим ушам, Свои пречистые руки Он возлагал на слепые очи, глухие уши, на прокаженные тела и трупы. Бальзамом врачуют раны. Сам Господь есть небесный бальзам для грешного человечества. Самим Собою Он врачует человеческие раны. Масло и вино означают милость и истину. Благий Врач сперва помиловал больного, а затем дал ему лекарство. Но и милость есть лекарство, и наука есть лекарство. Радуйтесь, сперва говорит Господь, а затем учит, предостерегает, грозит. Не бойся, говорит Господь начальнику синагоги Иаиру, а затем воскрешает его дочь. Не плачь, говорит Господь Наинской вдове, а затем возвращает жизнь ее сыну. Господь сперва явил милость, а затем принес жертву. Его приход в мир в теле человеческом, есть величайшая милость из всех дел милосердия; а Его Крестная Жертва - величайшая из всех жертв от начала и до конца мира. Милость и суд воспою Тебе, Господи, говорит пророк Давид (Пс.100:1). Милость мягка, как елей; истина, суд Божий благи, но и терпки для грешников, как вино для больных. Как елей умягчает телесную рану, так милость Божия умягчает измученную и ожесточенную душу человеческую. И как вино горчит, но согревает утробу, так истина и правда Божии горьки для грешной души, но, когда глубоко проникнут в нее, согревают и придают ей силы. Осел означает тело человеческое, которое Господь Сам взял на Себя, чтобы быть ближе и понятнее. Как пастырь добрый, когда найдет пропавшую овцу, берет ее на плечи свои с радостью и несет в свой двор овчий; так и Господь берет на Себя заблудших, да будут и они там, где Он. В этом мире люди воистину живут среди бесов, как овцы среди волков. Господь есть Пастырь Добрый, Который пришел собрать Своих овец и Своим телом заслонить их от волков; и, пришедши, сжалился над людьми, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк.6:34). Тело человеческое рисуется здесь в виде скота, чтобы этим показать бессловесность самого тела без словесной души. Действительно, человек по телу своему есть скот, как и всякий другой скот. В такое скотское тело он облечен после прародительского греха. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт.3:21). Это произошло тогда, когда Адам из-за греха непослушания оказался наг и скрылся от лица Божия. По Своей бескрайней кротости и бескрайней любви к раненому и полумертвому человечеству Живый и Бессмертный Бог и Сам облекся в сию ужасную, кожаную, бессловесную одежду - плоть. Чтобы как Господь стать менее неприступным для людей; чтобы как Врач стать более доступным; чтобы овцам легче было узнать в Нем своего Пастыря. Гостиница означает Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а содержатель гостиницы - апостолов и их преемников, пастырей и учителей Церкви. Церковь основана еще во время земной жизни Христа, ибо сказано, что Самарянин привез раненого в гостиницу и позаботился о нем. Господь есть Основатель Церкви и первый труженик в Своей Церкви. Пока Он лично трудился, ухаживая за раненым, о содержателе гостиницы не упоминалось. Лишь на другой день, поскольку Его земное время истекло, Он обращается к содержателю гостиницы и поручает больного его заботам. Два динария, по некоторым истолкованиям, означают два Божиих Завета людям: Ветхий Завет и Новый Завет. Сие есть Священное Писание, Священное Откровение милости и истины Божией. Никто не может спастись от греха, от ран, нанесенных его душе, пока хоть сколько-нибудь не познает милость и истину Божию, открытые чрез Священное Писание. Как человек лишь при сильном свете яркого солнца видит пред собою все дороги и выбирает, куда ему направить стопы, так лишь при ярком свете Священного Писания он видит все пути добра и зла и отличает одни от других. Но два динария означают и две природы во Христе, Божественную и человеческую. Обе сии природы Господь принес с Собою в этот мир и поставил их на службу человеческому роду. Никто не может спастись от тяжких ран греха, не признав этих двух природ в Господе нашем Иисусе Христе. Ибо раны греха лечатся милостью и истиной; одно лекарство без другого - не лекарство. Господь не мог показать совершенную милость по отношению к людям, если бы не родился плотски как Человек; и Он не мог бы как Человек открыть совершенную истину, если бы не был Богом. Также два динария означают Тело и Кровь Христову, которыми исцеляют и питают привезенных в Церковь грешников. Раненому необходимы и перевязка, и мазь, и пища. Это есть совершенное лечение. И пища необходима хорошая. И как хорошая пища, которую врачи рекомендуют лежащему в постели со смазанными и перевязанными ранами больному, меняет, укрепляет и чистит кровь, то есть то, что составляет основу органической жизни человека, так и Тело и Кровь Христовы, сия Божественная пища, в корне меняет, укрепляет и чистит душу человеческую. Все картина телесного лечения больного есть лишь изображение лечения духовного. И как, действительно, при телесном лечении мало помогают все средства, если больной не питается, так и при духовном лечении мало помогают все средства, если обращенные грешники не питаются доброй духовной пищей, то есть Телом и Кровью Христовыми. А Тело и Кровь Христовы по сути опять означают милость и истину. Когда возвращусь - эти слова означают второе пришествие Христово. Когда Он придет снова как Судия, не в смиренной скотской одежде, но облеченный в бессмертное сияние и славу, тогда содержатели гостиницы, пастыри и учители Его Церкви, узнают в Нем прежнего Самарянина, передавшему им на попечение больные души грешников. Но теперь Он будет не милосердным Самарянином, а праведным Судией, который каждому воздаст по делам его. Конечно, если бы Господь судил по чистой небесной правде, мало кто избежал бы вечного огня. Но Он, познав наши немощи и болезни, будет судить всякого, принимая во внимание многое - и даже чашу холодной воды, поданную во имя Его жаждущему, поставит в заслугу (Мф.10:42). И все же не нужно быть слишком беспечными и впадать в небрежение. Здесь речь идет о пастырях церковных, о вождях духовных. Им дано больше и власти, и благодати, но с них больше и спросится. Они суть соль земли; если же соль потеряет силу, то ее выбрасывают вон на попрание людям (Мф.5:13). Господь также сказал: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф.19:30). А священники - первые в духовной гостинице Христовой. Они призваны бдеть возле больных, осматривать и лечить их раны и питать их хлебом жизни вечной за честной трапезой Агнца Божия. Горе им, если они этого не делают. Могут они быть первыми в этой кратковременной жизни, но в жизни вечной не будут иметь части. И еще сказал Господь: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:7). А ни через одного человека в мире не может прийти столько соблазна, сколько через небрежного священника. Малый его грех соблазняет больше, чем тяжкие грехи Других людей. И блаженны духовные пастыри, верно исполняющие завет отбывшего милосердного Самарянина, честно и разумно распоряжающиеся двумя Его динариями. Придет день и час, когда Господь скажет каждому из них: хорошо, добрый и верный раб! - войди в радость господина твоего (Мф.25:21). Поведав эту глубокую и многозначную притчу, Господь спрашивает законника: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Хотя законник ни в коей мере не понял глубину и широту этой притчи Христовой, но, настолько, насколько он ее понял, он не мог не признать ее истинности, конечно, лишь в ее внешнем образном смысле. Он вынужден был подтвердить, что милосердный Самарянин был истинным и единственным ближним избитому и израненному человеку у дороги. Он не мог сказать: священник был ему ближний, ибо и священник, как и он, был иудей. И он не мог сказать: левит был ему ближний, ибо и тот, и другой принадлежали к одной расе, одному народу и говорили на одном языке. Это слишком противоречило бы даже и его бессовестной совести. Бесполезно родство по имени, расе, национальности, языку там, где необходимо милосердие, и одно лишь милосердие. Милосердие есть новый краеугольный камень родства, установленного Христом между людьми. Законник этого не увидел; но то, что понял его ум из этого конкретного случая, он вынужден был признать. Иди, и ты поступай так же, говорит ему Господь. То есть: если ты хочешь наследовать жизнь вечную, то вот как ты обязан читать заповедь Божию о любви - а не так, как читаете вы, законники и книжники. Ибо вы смотрите на эту заповедь, как на золотого тельца, и обожествляете ее, как идола, но не знаете ее Божественного и спасительного смысла. Вы считаете ближним только иудея, потому что оцениваете по имени, по крови и по языку; даже и не всякого иудея вы считаете своим ближним, но лишь того, кто принадлежит к вашей партии, законнической ли, фарисейской или саддукейской; да и не всякого из своих сторонников, а тех из них, от кого вы имеете пользу, честь и похвалы. Таким образом, вы заповедь Божию о любви истолковали как корыстолюбие, и поэтому она стала для вас настоящим золотым тельцом, подобным тому, которому поклонялись под Хоривом ваши праотцы. Итак, вы поклоняетесь сей заповеди, но не понимаете и не исполняете ее. Вероятно, законник мог понять этот смысл притчи Христовой, и он должен был отойти устыженный. Он, который пришел устыдить! А как он должен был бы устыдиться, если бы мог понять, что притча Христова относится и к нему лично! Ведь и он - один из подобных путников, идущих из Небесного Иерусалима в грязный земной Иерихон, путник, с которого бесы сняли одежду благодати Божией, избили, изранили и оставили у дороги. Закон Моисеев и пророки прошли мимо, не в силах ему помочь. И вот теперь, когда Господь рассказывает ему эту притчу, милосердный Самарянин уже склонился над его больной душой, перевязывает ее и возливает масло и вино. Он и сам это ощутил - иначе не признал бы истинности Христова наставления. Позволил ли он потом отвезти себя в гостиницу - то есть в Церковь - и окончательно исцелить, известно Всеведущему Богу. Евангелие в дальнейшем об этом не говорит. Так, окольным путем, Христос привел этого законника к тому, что он и неосознанно в душе признал Христа своим самым близким и родным. Господь привел его к тому, чтобы он и неосознанно признал, что слова: возлюби ближнего твоего, как самого себя означают: возлюби Господа Иисуса Христа как самого себя. Нам же остается сознательно и разумно признать это и исповедать. Самый близкий из всех наших ближних есть Господь наш Иисус Христос, а чрез него ближними для нас становятся и все остальные люди, находящиеся в беде, которым мы своим милосердием во имя Господне можем помочь. Над каждым из нас склонился Господь, и каждому из нас Он оставил два динария, чтобы мы лечили, пока Он не придет. Пока Он не придет в сердца наши, так что мы больше не будем видеть Его, склонившегося над Нами, но вселившегося в наши сердца и живущего в них! И лишь тогда мы будем здоровы, ибо источник здравия будет в наших сердцах. Но взгляните, как сею притчей Господь соединяет обе заповеди о любви в единое! Любя Его как своего ближнего, мы тем любим и Бога, и Человека и, таким образом, одновременно исполняем обе заповеди о любви. До прихода Господа нашего Иисуса Христа в мир эти две заповеди были разделены. Но с Его приходом они слились воедино. В действительности совершенная любовь не может быть разделенной и не может относиться к двум предметам. В Ветхом Завете они были разделены, поскольку Ветхий Завет есть подготовительная школа для великой школы любви. В подготовительной школе расчленены предметы, органически соединенные. Когда этот объединенный и воплощенный организм любви был явлен в Господе нашем Иисусе Христе, тотчас расчлененность и раздвоенность исчезли, словно их и не было. Иисус Христос есть воплощенная любовь и к Богу, и к человеку. Ни в одном мире - ни временном, ни вечном - нет большей любви. Так принесено в мир новое, совершенно новое начало любви, новая и единая заповедь о любви, которую можно выразить так: возлюби Господа Иисуса Христа, Сына Божия, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; возлюби Его, как самого себя. Чрез ту любовь, единую и нераздельную, ты возлюбишь и Бога, и людей. Оставь ложную надежду, о смертный человек, что когда-нибудь ты сможешь любить Бога без Христа и вне Его. И не обманывайся, полагая, что когда-нибудь ты сможешь любить людей без Христа и вне Его. Он сошел с небес и склонился над тобою, раненым и больным. Взгляни в лицо Его и познай свой прообраз! Взгляни на главного и самого близкого своего Сродника! Лишь чрез него ты можешь стать истинным сродником Богу и милосердным сродником людям. И когда ты познаешь свое родство с Ним, всякое другое родство земное будет для тебя лишь тенью и образом истинного и бессмертного родства. Тогда и ты пойдешь и будешь поступать так же, как Он; то есть считать бедных, несчастных, нагих, раненых, избитых и брошенных у дороги самыми близкими своими сродниками, более близкими, чем все остальные. И тогда ты будешь склонять над ними не столько свое, сколько Его лицо, перевязывать им раны Его бинтами и возливать на них Его масло и вино. Таким образом, и сия притча, из которой искуситель-законник кое-что понял и воспользовался этим, охватывает собою и истолковывает всю историю человеческую от начала до конца и всю историю нашего спасения от начала до конца. Ею нас Господь учит, что только через Него мы можем стать сродниками Богу и сродниками людям. Лишь через это родство со Христом все наши другие родственные связи приобретают благородство и достоинство. Он призывает нас к бесценной любви к Нему, к любви, освещающей для нас единым светом и Бога, и людей, и даже наших врагов. Ибо и любовь к врагам возможна из одного-единственного Очага любви, Господа Иисуса Христа, Богочеловека и Спаса нашего. Ему же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. http://www.pagez.ru/olb/velemir/25.phphttp://www.makary-monastery.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=767
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #3 : 21 Ноября 2015, 22:32:50 » |
|
Слово в Неделю 25-ю по ПятидесятницеЗаконник - человек, искушенный в Писании, богослов - приступает ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную? Какие заповеди должен я соблюсти?» И Господь спрашивает его в свою очередь: «Что говорит об этом Писание?» Мы должны обращаться к Писанию, когда мы ищем ответы на самые главные вопросы жизни. Когда у нас скорби и недоумения, мы должны спрашивать, что говорит об этом Писание, чтобы разрешить все, что неясно нам. Этот человек, законник говорит: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей мыслью твоей, всей крепостью твоей, и ближнего твоего, как самого себя» . Слова Священного Писания знает законник. Но Господь спрашивает не только о том, знает ли он их. Он спрашивает: «Како чтеши - Как читаешь их?» - то есть «как их понимаешь». Эти слова знали все законники, точно так же как мы все знаем эти слова. Как читали они эти слова и как мы их читаем? Все их читали, все знали их наизусть, и никто не понимал духа и смысла этих слов. Дальше выясняется, что этот законник, желая оправдать себя, говорит: «А кто есть ближний мой?» Он знает слова Божии, знает заповедь о любви, но не знает, кто является его ближним. Тем самым он обнаруживает, что эта заповедь о любви ему на деле неизвестна, он не знает, к кому должна быть обращена его любовь. Эта любовь не проявилась в его жизни. Точно так же богатый юноша в другой притче спрашивает: «Что мне делать, чтобы достигнуть жизни вечной?» (Мф. 19, 16-22). Господь говорит ему: «Знаешь заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, почитай отца твоего и мать» . И тот говорит: «Всё это я соблюл от юности моей». - «Тогда оставь всё, - говорит Христос, - и следуй за Мной» . И обнаруживается, что этот богатый юноша тех заповедей на самом деле не соблюдал, потому что все они говорят о той же самой тайне любви к Богу и к человеку. Только Духом Святым, только даром Христовым, который открывается сердцу покаянному, смиренному, чистому, сокрушенному, ищущему Бога, алчущему и жаждущему правды, открывается смысл слов Христовых, этой вечной заповеди Господней. И открывается содержание этой притчи, которая предельно проста, ясна каждому человеку без исключения. Нет, наверное, ни одного человека на свете, который не мог бы понимать этой притчи. Однако духовные глубины ее не могут быть постигнуты простым умом. Святые отцы, которые жизнью своей исполнили Евангелие и потому познали глубину его, объясняют нам, что этот человек, избитый разбойниками и ограбленный ими, есть Адам и весь человеческий род, все люди без исключения. И путь из Иерусалима в Иерихон есть путь, которым идет все человечество, обманутое сатаной. Из небесных обителей, из тех селений, где Бог и Ангелы, из Иерусалима - в Иерихон, в долину слез и смерти - путь нас всех. Разбойники - это злые бесы, которые ограбили, грабят, раздевают, лишая одежды благодати Господней всех людей, ранят смертельно души грехом, различными пороками. Каждый человек в отчаянии лежит израненный у дороги жизни. И он не может, на самом деле, духовно двинуться ни вперед, ни назад. Таково его состояние. А левит и священник - это пророк Моисей, который дает закон - жизнь по правде, по совести - и все другие великие пророки, которые ищут спасения этой правдой. Но ни закон, ни пророки не могут дать исцеление человеку, они могут только пройти рядом и мимо. Подойти совсем близко к раненому человеку, посмотреть на него и идти дальше. Только самарянин, который есть Христос, может на самом деле спасти его. Между прочим, самарянин - это язычник, грешник. Потому что Христос отождествляет Себя со всеми грешными, со всеми погибающими людьми. Как Он сжалился над этим человеком, так исполняется Он жалости к каждому человеку. Господь совершает до конца этот путь сострадания и милосердия. Самарянин не просто перевязывает раны раненому, избитому до полусмерти человеку и оставляет его на дороге - какая польза была бы от этого! Он не просто его сажает на своего осла и привозит в гостиницу. Тоже мало было бы пользы от этого, потому что хозяин гостиницы мог бы сказать, что он не будет содержать в своей гостинице неизвестно кого, у него нет для этого средств. Он мог просто не принять или потом выбросить этого раненого из своей гостиницы. Потому самарянин оплачивает все за него. Очевидно, это самое большее, что может совершить, и совершил бы всякий другой человек, но самарянин не удовлетворяется этим, он говорит, что он обязательно возвратится, чтобы посмотреть, что происходит с этим раненым человеком. И что он заплатит все, что истратит хозяин гостиницы, сверх того, что он дал ему. Такое милосердие проявляет не брат по отношению к брату, а самарянин по отношению к еврею, то есть враг по отношению к врагу. Вы видали когда-нибудь подобное? Как это понять? Господь являет нам полноту милосердия - то, что превосходит всякое человеческое понимание. То, что на самом деле является Божественным небесным милосердием, которое принёс Христос на землю и которое обращено к каждому человеку без исключения. И такому милосердию должны научиться все люди. Что означает, говорят святые отцы, возливание на раны самарянином вина и елея? Почему Апокалипсис говорит: «Вина и елея не повреждай» (Откр. 6, 6)? Когда наступит время погибели и разрушения всего - «вина и елея не повреждай» . Это милосердие Божие, любовь Христова, дар благодати Духа Святого и Евхаристии, которые, что бы ни происходило в мире, не могут быть повреждены, они всегда будут в Церкви. И эти два сребреника, которые дает хозяину гостиницы самарянин, по толкованию святых отцов, есть Ветхий и Новый Завет, слово Божие, которым нужно питать правдой и милосердием душу человеческую и исцелять ее. А некоторые говорят, что это есть Божественная и человеческая природа Бога, ставшего человеком, и здесь тайна Его воплощения, которая касается каждого человека. И это пречистые Его Тело и Кровь, которыми и питается, обретая пищу бессмертия, всякая душа человеческая, спасенная Господом. И гостиница есть Церковь Божия, Церковь Христова, Церковь Соборная и Апостольская, где Господь и где апостолы и все, кто исполняет их служение на протяжении всех веков, все отцы и учители Церкви, все священнослужители, о которых притча не говорит ничего. Мы слышим только об этом добром самарянине, потому что он все один делает, никто не помогает ему. Но когда происходит отшествие этого самарянина отсюда - когда Господь покидает нашу землю, Он вручает все Свои сокровища Своей Церкви и поручает ей всех раненых на земле людей. Церковь Христова получила два сокровища от Господа. И Господь говорит, что когда Он возвратится, когда Он придет во Втором Своем и славном Пришествии, то Он воздаст, заплатит все, если мы истратим больше, чем Он нам дал, если только мы способны истратить больше. И Господь испытывает Свою Церковь, спрашивает всех нас, исполняем ли мы служение, к которому Он призвал нас. Это относится не только к священнослужителям, но ко всем, принявшим дар родства со Христом, ко всем христианам. Перевязываем ли мы раны людей, которые страдают в этом мире? Помним ли мы о том, что Господь говорит о ранах души, которые больше, чем любые страдания телесные: «Не бойтесь убивающих тело, а души немогущих повредить, бойтесь того, кто по убиении душу может ввергнуть в геенну» . Видим ли мы сегодня на каждом шагу страдания людей, которых Господь посылает нам, с тем, чтобы напомнить, ради чего Он сподобил нас вступить с Ним в родство? Видим ли растление, которое сегодня уничтожает духовно, и нравственно, и физически наш народ - в особенности детей, о которых Христос говорит, чтобы мы не препятствовали им приходить к Нему? Церковь ответственна за то, что она получила от Господа. Святые отцы постоянно размышляют о тайне того, что время начаться суду с дома Божия. Господь предупреждает о том, что надо прийти в мир соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит. Святитель Николай Велимирович говорит в связи с этим, что нет большего соблазна, чем равнодушие Церкви к страданиям и гибели других людей. Нет большего соблазна для всего мира. Это даже больший соблазн, чем тот грех, то сатанинское растление, которое окружает нас. Мы призываемся сегодня понять, почему Христос говорит этому законнику-богослову, то есть всем нам, знающим то же, что и он знает, и вдруг понявшим, что на самом деле, этого совсем недостаточно (ни священник, ни левит не оказались ближними по отношению к раненому человеку, а близким к нему оказался этот самарянин): «Иди и ты поступай так же» . То есть, заповедь о любви к Богу и к человеку, самая главная заповедь, может стать для нас идолом, золотым тельцом - да простит нас Господь! - когда мы поклоняемся ей, и в то же время пальцем ни пошевелим, чтобы исполнить её на деле. «Иди и поступай так же» - говорит Господь человеку, который приступил к Нему, искушая Его. А что значит «искушая» ? Чтобы погубить Его, как все книжники и фарисеи, которые хотят уловить Его в слове, чтобы предать Его смерти - так они приступают к Нему. Одно отвлеченное знание - в суд и осуждение нам, тем, кто сподобляется вступить в родство с Богом и со всеми людьми через тот единственный дар милосердия, который делает нас близкими и к Богу и к другим людям. Господь наш Иисус Христос Кровью Своей и Духом Своим Святым открыл нам этот дар, чтобы мы узнали через Него, через эту благодать, через Его любовь, через Его милосердие, как милостив к нам Господь. И как дорог, как близок к нам каждый человек без исключения. Протоиерей Александр Шаргунов, Настоятель храма святителя Николая в Пыжах (Москва)http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=341
|
|
« Последнее редактирование: 26 Ноября 2023, 07:43:30 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #4 : 23 Ноября 2015, 11:31:05 » |
|
«Просите, и дастся вам»Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 25-ю по ПятидесятницеМы слышим евангельский рассказ о двух переплетающихся событиях. Человек по имени Иаир, начальник синагоги, умоляет Христа об исцелении своей умирающей дочери. Велико горе Иаира: единственная дочь умирает на заре жизни. И хотя Иаир был большой начальник, он принародно припадает к ногам Христа. А что значило тогда быть начальником синагоги? Начальник синагоги был тем, кто отвечал за правильность богослужения, за то, чтобы исповедание веры было неложным. В это время двери синагоги уже закрывались для Христа, Христос открыто отвергался иудеями. А он — начальник синагоги, самый важный в городе человек и уважаемый всеми людьми. И все смотрят на него, как он поступит. От того, как он будет говорить со Христом, зависит очень многое. Кто знает — может быть, и сам он враждебно относился ко Господу, считая Его разорителем субботы, нарушителем ветхозаветного закона, не понимая тайны любви и милосердия Божия, которое являл Христос. Но когда единственная дочь его смертельно заболела, он вспомнил об Учителе милосердия, о Христе. Нередко бывает, что человек забывает о том, как он выглядит в глазах других людей, чтобы спасти свою жизнь и спасти свою душу. Но также часто бывает, что человек оказывается слишком гордым, чтобы смириться перед истиной. Священникам нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией, даже когда человек на пороге смерти. Родные плачут, зная, как важно исповедаться ему и причаститься — но вся жизнь прошла в безверии, и эта гордость безбожия не дает человеку обратиться ко Господу. И он уходит нераскаянным, отвергая свое спасение. Однако большинство людей, когда открывается им смерть, смиряются. Потому Господь и посылает такие тяжкие скорби, самую смерть, чтобы смирить гордыню человека, чтобы человек узнал, что чудо благодати Божией подается только смиренным. «Просите, и дастся вам», — говорит Господь. Первый шаг к Богу — это сделаться способным просить Его, обратиться к Нему. Хотя Иаир не имел веры сотника, который верил, что только одно слово Спасителя на расстоянии исцелит отрока его, Христос идет с ним. Сильная вера всегда заслуживает удивления и похвалы, но и слабая вера не отвергается Господом. Когда Христос шел, народ теснил его. И вот тайное прикосновение кровоточивой женщины, которая истратила, как сказано про нее, на врачей все свое имение, и пришла только в худшее состояние. Она стыдилась свою болезнь исповедать вслух перед всеми, потому что Христос был все время окружен народом. Это течение крови, согласно ветхозаветному закону, делало человека нечистым. И поэтому она таилась в толпе, не могла открыто подойти ко Господу. Однако вера ее была сильна. Она не сомневалась, что, прикоснувшись к краю одежды Спасителя, она получит от Него целительную силу. Как только она прикоснулась ко Христу, тотчас почувствовала, что болезнь ее прошла. Так много людей получают исцеления затерянными в толпе, никем не замечаемые! Но сейчас Христос хочет тайное сделать явным, чтобы никто не сомневался: как бы он ни был мал и скромен, как бы он ни был грешен — он самый дорогой и единственный человек, ради которого Христос пришел на землю и ради которого Он готов всю Кровь Свою пролить на Кресте. Христос чувствует, что «сила изошла из Него». Всякий раз, когда Он исцеляет кого-нибудь, это требует от Него Его Самого. И это есть тайна жизни. Никто никогда не совершит ничего подлинно великого, пока не научится отдавать себя. Однако те, кто исцелен Господом, должны исповедовать свое исцеление, потому что Господь знает об этом. Блаженный Августин настаивал на том, чтобы в его приходе совершалась запись всех чудесных исцелений, всякой чудесной помощи Божией, потому что они принадлежат всей Церкви, всем людям. Все люди должны знать о том, как милостив Господь, и милость, оказанная одному человеку, относится в равной степени ко всякому другому. Господь радуется, что из Него изошла сила, и совершилось добро. И Он отдает этот дар смиреннейшим, которые приемлют его как свет и тепло от солнца. Вернее, даже сравнивать его невозможно с солнечным светом и теплом, потому что это другой свет и другое тепло — это благодать Божия. Это то чудо новой жизни, которое сообщает Господь. Женщина, видя, что не утаилась, с трепетом подошла ко Христу и, падши пред Ним, исповедовала пред всеми людьми, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Она делится чудом со всеми, и она исповедуется перед всеми. Как в древней Церкви перед всеми исповедовались, потому что была такая особенная благодать — человек мог засвидетельствовать перед всеми, что любовь Божия, милость Божия, делает все совершенно иным. И человек не страшится, не стыдится уже исповедовать самые ужасные грехи перед всеми. Он как бы говорит: «Посмотрите все, что Он сделал со мной! И это Он может сделать с каждым, кто из глубины страдания, с верой и покаянием обратится к Нему». И оттого что это произошло, повторение прежних грехов делается невозможным. Теперь — все новое в свете Христова дара. И великий Врач душ и телес подтверждает исцеление этой женщины, отсылает ее в жизнь с утешением: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». И далее мы видим, как Он воодушевляет маловерного Иаира не сомневаться в силе Божией, глядя на то чудо, которое Он только что совершил. Хотя дочь его уже умерла, и те, кто сообщил Иаиру об этом, советуют не тревожить более Учителя. «Не бойся, — говорит Христос, — только веруй». Наша вера во Христа должна быть дерзновенной и смелой. Все святые, великие чудотворцы, которые совершали чудеса исцеления силой Христовой, обладали этим дерзновением. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что когда нужно испросить у Господа невозможное, когда человек уже умирает, — пастырь как бы хватается за край одежды Христовой. Для него гибель этого человека — как его собственная гибель, и Господь совершает чудо. «Не бойся!» — говорит Он. Невозможно не бояться смерти, невозможно не трепетать перед смертью дорогого человека. Но Бог дает силу не бояться, когда мы знаем, что Он рядом с нами. И Господь говорит Иаиру: «Хотя дочь твоя умерла — хотя смерть являет свое торжество — веруй, и все будет хорошо». Всем людям, оплакивающим умершую, Христос говорит: «Не плачьте, ибо она не умерла, но спит». Господь хочет сказать им, что она не умерла навеки. Эта смерть скоро покажется ее друзьям сном, как если бы она заснула на несколько часов. Эти слова относятся ко всем, кто умирает в Господе. Мы не должны скорбеть о них как не имеющие надежды, потому что смерть — только сон. И долгие годы разлуки с нашими дорогими близкими покажутся нам мгновением перед лицом благодатной вечности, когда откроется эта новая жизнь, эта совершенная радость, для которой создан человек. В Евангелии сказано, что все смеялись над Христом, зная, что девочка умерла. Люди знают, что смерть слишком реальна, чтобы легко поверить даже Христовым словам. Только Божия сила могла вернуть эту девочку к жизни. И только любовь Христова может сделать и нас свидетелями чуда победы над смертью. Только наше прикосновение ко Христу, к Его истине и правде может дать нам уверенность, что это единственная правда, на которой зиждется всякая подлинная правда и сама жизнь. Спаситель берет девочку за руку, как это делаем мы, когда хотим кого-то разбудить. Святая Церковь говорит нам сегодня, что придет час, когда Сам Христос возьмет за руку каждого из нас, чтобы ввести нас всех, как детей, в Свой Божественный сад — в ту жизнь, бесконечно более прекрасную, чем эта земная жизнь. Господь создал нас для жизни, а не для смерти. Оттого что в мире существует смерть, Он приходит к нам, мертвым от отчаяния душой или мертвым телом, и возвращает нас к жизни. Потому, как бы ни было порой темно — никто не должен терять надежды на неисследимое богатство Его благодати, на всепобеждающую силу Его Креста и Воскресения. Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей Россииhttp://ruskline.ru/news_rl/2015/11/21/prosite_i_dastsya_vam/
|
|
« Последнее редактирование: 26 Ноября 2023, 07:48:32 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #5 : 18 Ноября 2018, 10:05:04 » |
|
Чудо любви ХристовойСлово в Неделю 25-ю по ПятидесятницеМы слышали сегодня за литургией евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Нам явлено чудо любви Христовой — избыточествующей любви, потому что Господь идет по просьбе начальника синагоги Иаира исцелить его болящую дочь, и попутно по дороге совершает чудо исцеления безнадежно больного человека. Эта любовь, эта сила жизни исходит от Него, и она действует непрерывно. Оттого что Он как бы замедлил в пути, теряется смысл Его прихода к начальнику синагоги — что может молитва за человека, когда он умер? И Господь показывает, как велика сила Его любви, воскрешая эту умершую. Господь идет к Своему Кресту, к Своим Страданиям. Все, что происходит в Евангелии с самого начала Его служения, есть описание этого восшествия. Чтобы мы очевидным, видимым образом могли ощутить, что Христос берет на Себя грехи всего мира. Все страдания, все нужды других людей — будь это душевная или телесная скорбь — чудом Его любви становятся Его собственной нуждой. И Господь исцеляет и воскрешает больную или уже мертвую жизнь. Мы знаем, что Христос Своей любовью все совершил и победил смерть и всякое зло. И сейчас мы приходим к Нему в Церковь, и знаем, где можем прикоснуться к Нему и как прикоснуться. «Прикоснулся ко Мне кто-то!» — с изумлением говорит Христос, хотя так или иначе к Нему прикасается все человечество, миллионы и миллиарды людей. Как может Он избежать этого прикосновения? Но Он говорит так, будто среди этой громадной толпы есть всего только один человек. «Не бойся», — обращается Он к женщине. Среди какой угодно толпы, среди всех веков, среди всех страданий и смертей, среди всех чудес, какие Он совершает, ни один человек не забыт, не скрыт от Его любящего внимания. Один-единственный ты присутствуешь в этой толпе всего человечества — тот, кто прикасается ко Господу. Господь совершает это чудо не только ради одного человека, а ради всех людей — чтобы исцелить всякое страдание и воскресить всякую смерть. И чтобы показать нам, что исцеление, в котором мы нуждаемся, — очень глубоко. Он дает нам исцеление от наших болезней, а может, даже совершает чудо возвращения к уже утраченной жизни, чтобы подготовить нас к более тяжким болезням, к более серьезному испытанию — к тому переходу, который уже будет вечным, который навсегда определит нашу судьбу. Поэтому когда мы слышим чей-то плач: «Сколько ни молилась я, не исцелил Господь мою дочь, она умерла!» — мы должны понять смысл всех страданий, болезни и смерти. Он в том, что мы должны прикоснуться ко Господу и узнать, что «сила от Него исходит». С одной стороны — именно та сила, в которой присутствие Отца и Духа Святого. А с другой — то бессилие, которое Он явит на Кресте, когда будет совершенно лишен всякой силы — именно для того, чтобы прикоснуться ко всякому страданию, ко всякой немощи, ко всякой смерти человеческой. Господь напоминает нам, что вся наша жизнь — это сплошная утрата. Мы все время теряем, и Господь не исцеляет нас, не избавляет нас от страданий, от тревог и смерти. Он хочет дать нам смысл, Он хочет, чтобы мы прикоснулись к Его силе. Чтобы не было этого бессмысленного тупика отчаяния, в котором живут люди, не прикоснувшиеся ко Христу. Чтобы мы узнали, что в страдании и смерти есть жизнь избыточествующая, которую принес нам Господь. Есть любовь, которую не может отделить от нас никакая смерть, никакие страдания, потому что Господь присутствует с нами. И когда умирает близкий нам человек, мы должны прикасаться к тому, что Христос совершил и совершает ради этого человека. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 8 ). Только когда мы на самом деле понимаем эти слова апостола Павла, тогда мы касаемся Христа. И, исполняясь доверия ко всему, что Он совершает с нами, и в жизни, и в смерти, делаемся способными воспринимать серьезно и жизнь, и смерть. Смерть реальна. Мы на самом деле расстаемся с дорогим человеком. И мы можем на самом деле не встретиться с ним никогда. Но реально и то, что Христос совершил ради этого человека и всех людей. И единственное утешение может быть только в нашем прикосновении к Нему — в нашей приобщенности той любви, которая победила «последнего врага» рода человеческого — смерть (1 Кор. 15, 26). Дай Бог, чтобы всегда среди нас был такой человек, который всей кровью своей, всем покаянием своим мог бы прикоснуться ко Христу! И пусть никто из нас не сетует на свой жребий — что Господь обделил его какими-то дарами или служением. Чем больше скорбей, тем большую милость может даровать Господь. Если бы сейчас мы — наша Россия, истекающая кровью духовно и телесно, весь народ наш — могли принести свое страдание ко Христу, прикоснуться к краю одежд Его, на которых написаны все заповеди Его! Тогда Господь совершил бы исцеление и воскрешение полумертвого нашего народа. Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей Россииhttp://ruskline.ru/news_rl/2018/11/17/chudo_lyubvi_hristovoj/
|
|
« Последнее редактирование: 18 Ноября 2018, 10:09:07 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
|