Русская беседа
 
19 Декабря 2018, 03:50:13  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная  (Прочитано 3773 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #15 : 18 Марта 2012, 18:19:28 »

http://f-georgiy.livejournal.com/110586.html
Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 02 Апреля 2016, 18:11:09 »

Знамя славы Божией

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю Крестопоклонную



В середине Великого поста износится Крест Христов для поклонения. В самых тяжких обстоятельствах встанем перед Крестом Христовым и поклонимся ему! В час, когда оскудевает наша вера, когда охватывает нас страх и отчаяние, когда нет у нас больше сил молиться, и мы побеждаемы желанием поступить по нашей греховной воле, благоговейно осеним себя крестным знамением и поклонимся ему!

Если нам откроется смысл Креста, жизнь перестанет быть унылой. Мы увидим, что она непостижимо значительна. Перед мужеством умирающего на Кресте Господа исцелимся от нашей теплохладности. Невозможно быть таким христианином, который ищет от Бога только сладких утешений или полагает, что Бог должен навести порядок на земле, вместо того, чтобы быть по-прежнему распинаемым на Кресте. Всякая подлинная духовная жизнь вдохновляема Крестом. Единственный критерий подлинной духовности — Крест. Все, что упраздняет Крест или искажает его, — подмена и ложь.

Поклонимся Кресту Христову. На нем явлена любовь Божия, которая уважает достоинство человека, не насилуя его свободу. Господь связан по рукам и ногам. Он ждет свободного согласия человека. Он влечет к Себе сиянием любви, но не принуждает никого любить Его. Поклонимся Кресту, чтобы следовать за Господом. Он научает подлинной любви, которая идет до полной отдачи своей жизни. Крест и Воскресение — единая тайна Пасхи, о которой Христос говорит как о Своей славе. «Ныне прославился Сын Человеческий», — возвещает Он, вступая в Свои Крестные Страдания.

Крест — знамя славы, потому что означает победу над грехом. Им исцеляется непослушание Адамово. Сын Человеческий «был послушен до смерти крестной», и диавол был посрамлен. Безмерное смирение Сына Божия сокрушило гордыню князя тьмы. Крест — знамя славы, потому что являет победу Христа над смертью. Он вольно предал Себя ей и восстал из гроба, Первенец из мертвых. Смерть покорилась Начальнику жизни, и для всех людей родилась надежда избавиться от ее когтей.

Крест — знамя славы Божией, потому что открывает безмерную любовь Бога к человеку. Мы видим бесконечное милосердие Отца. «Не послал Бог Сына Своего судить мир, но чтобы спасен был Им мир». Крест дает нам узнать всемогущество любви и прощения. Если бы не было Креста, как поверили бы мы в любовь Божию среди невыносимого торжества зла, когда мы искушаемся бунтом?

Крест — знамя славы, потому что являет нам любовь Пресвятой Троицы. Христос на Кресте показывает эту непостижимую любовь к Своему Отцу: «Да будет воля Твоя!» Это слово Его от вечности обращено к Отцу. Точно также Отец, Который дал нам Сына Своего Единородного, участвует в Его Кресте. И являет жизнь Пресвятой Троицы: от вечности Он отдает Себя Сыну.

Крест — знамя славы, потому что дает смысл существованию нашей планеты. У Креста все обретает первоначальное значение. Крест воздвигается над миром и озаряет светом всю землю. Он возвещает о любви, этой первой и главной ценности, которая не дает миру погибнуть в страшной апокалиптической бездне, разверзающейся на наших глазах.

Доныне Христос наготует и страждет, и паки распинается грехами мира. И Крест показывает, в каком направлении должно идти человечество. Будем идти путем Его любви, которая есть радостное послушание воле Божией: «Да будет воля Твоя, да приидет Царствие Твое», — принимая все как из рук Божиих, страшась прикоснуться всему, что может лишить нас Его славы.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/02/znamya_slavy_bozhiej/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 03 Апреля 2016, 07:57:29 »

Святой праведный отец  Иоанн  Кронштадтский

Поучение в третью, Крестопоклонную, неделю Великого поста



Для облегчения подвига поста святая Церковь установила износить в самой середине поста Животворящий Крест Господень. Кто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего - козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни. Вот таких-то постников да утешит изнесенный ныне для поклонения и для сердечного взирания и лобызания животворящий Крест Господень, и да облегчит их подвиг. Да не лишатся утешений его и все, не постящиеся истинным постом, и вовсе не постящиеся; да притекает каждый с верой и любовью, и да лобызает на нем Спасителя. Да научит всех с Креста Своего божественный Страдалец важной обязанности христианина - посту и умерщвлению грехолюбивой плоти нашей.

Так как Крест сам собой вызывает слово о любви, то мы ныне скажем о величии к нам Божьей любви, явленной на Кресте, чтобы возбудить в хладных сердцах христиан любовь к Богу и к жизни, достойной христианина. В самом деле, какая бездна любви Бога Творца выразилась на Кресте к твари Своей, человеку. Творец неба и земли; всего видимого и невидимого, Тот, Кто засветил на небе солнце, месяц и бесчисленное множество звезд; Тот, Кто разлил воздух для дыхания всего живущего, Кто разлил воды по лицу земли, Кто покрывает растительностью всю землю и плодит, растит и питает всех живых тварей, единородный Сын Бога изволил сделаться человеком для спасения падшего по своей воле от жизни в смерть человека; терпит за него страдания на Кресте самые мучительные, и смерть самую поносную - чтобы Его страдания вменены были правосудным Отцом небесным, как бы собственные страдания всего человечества всех времен и мест, и чтобы, таким образом, преданное Ему верой и любовью человечество избавилось от невообразимых вечных мучений во аде, и от смерти второй.

Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божьей и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божью? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самою усиленною, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего, и едва-едва, по установлению церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней.

Итак, мы сами всеми мерами идем прочь от своего спасения. Пострадал за нас Спаситель на Кресте, но мы не хотим и знать этих страданий; заповедал Он нам для нашего спасения взять каждому свои кресты и следовать за Ним к небесной славе, а мы и слышать не хотим; указано нам, как лекарство, умерщвление плоти нашей со страстями и похотями, но мы еще сильнее стараемся удовлетворять своим страстям, исполнять свои похоти. Что же? Таков будет и конец. И поглощены будем вечным огнем, и не получим ни капли прохлаждения в геенском пламени - за то, что здесь имели все возможные прохлаждения, все возможные удовольствия для грешной плоти. Не дай Господи! Скорее - за крест, пока Распятый на кресте еще продолжает к нам Свои милости. Аминь.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/02/pouchenie_v_tret_yu_krestopoklonnuyu_nedelyu_velikogo_posta/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 04 Апреля 2016, 08:53:48 »

Святитель Тихон Московский

Крестопоклонная неделя

Представляем вниманию читателей ранее не переиздававшуюся статью святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Она была написана в бытность им архимандритом Холмской духовной семинарии, что на территории современной Польши, и опубликована в журнале «Беседа», который издавался в Варшаве. Публикацию подготовила старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ХХ века ПСТГУ Наталия Александровна Кривошеева.



 Вот и Великий пост. Четвертая неделя его называется «Крестопоклонною». Называется она так потому, что в третье воскресенье Великого поста на утрени выносится на средину храма для поклонения святой крест, который и остается здесь до пятницы. Зачем же это делает Святая Церковь?

Путники, проходящие далекий и тяжкий путь, если находят на дороге ветвистое дерево, садятся под тень его, отдыхают здесь и затем, облегчившись и собравшись с силами, продолжают свой путь. Так и проходящим во время поста путь подвигов, трудов и лишений Церковь предлагает живоносное дерево креста Господня для «облегчения, прохлаждения и утешения их».

Время поста есть усиленное время подвигов благочестия. Если когда, то именно в посту нужно распинать свою плоть со страстями и похотьми ее. Истинный пост в том и состоит, чтобы отчуждаться от всего худого, удерживать язык свой от всякого слова праздного, тем более слова гнилого и неподобного, оставить ненависть и ярость, удалить от себя все похоти и прихоти плотские. Удаление от этого должно составлять для нас не пост, не принуждение и труд, а дело самое подходящее, покой и радость. Но природа наша повреждена грехом и приучена нами к нарушению законов, а посему кто хочет быть свободным от грехов, для того это представляется делом далеко не легким. Чтобы подкрепить христианина в таких богоугодных трудах и подвигах, Церковь и предлагает в утешение и ободрение животворящий крест Христов.

Нам приходится бороться с грехом, распинать свои страсти и похоти, страдать. А Христос Спаситель разве не вел напряженной борьбы с представителями [зла] – диаволом и злыми людьми? Разве не страдал Он от них тяжко? Разве не был Он распят? И ведь мы страдаем за свои собственные грехи, получаем «по делом», а Он, Премилосердный, страдал не за Свои грехи, а за чужие, за наши людские!

Чтобы исторгнуть из своей плоти «жало греховное», нам приходится обуздывать ее постом, строгим воздержанием от всего, что служит к ее угождению. А Христос разве не сорок дней постился, хотя и имел природу безгрешную? Чудесно насыщая других, разве Сам Он не алкал и не жаждал? Во время поста Церковь усиленно призывает нас проводить время в бодрствовании и молитвах. А Христос Спаситель разве не беседе с Отцом Своим, не горячей молитве Ему посвящал все Свое время, оставшееся свободным у Него от учения и благотворения людям? Так, значит, путь поста есть путь Христа, и кто хочет Ему служить, тот за Ним должен и следовать, и за это ему обещают от Христа блаженство и славу, ибо «где – крест, там – и слава».

    С понятием о кресте у нас соединяется не только понятие о страданиях, но и о славе

С понятием о кресте у нас соединяется не только понятие о страданиях, но и о славе, которая следует за страданиями. Так, на кресте Спаситель терпит тяжкие страдания. Неповинный осуждается на позорную казнь и пригвождается ко кресту; увенчанный терновым венцом, в ребро прободается, терпит поругания и поношения и испытывает тяжелые муки. Но в то же время на кресте Он совершает то великое дело искупления людей, для которого Он и пришел на землю, и тем не только прославляет Себя, но вводит в Царство славы и других и прославляет даже самый крест: с того времени крест – уже не позорное орудие казни, а, напротив, предмет самый дорогой и священный для христиан. Посему и христиане, если идут путем подвигов и борьбы с грехом, если покорно и с усердием несут свой крест, то есть различные бедствия, лишения, огорчения и т.п., пусть утешатся: Царствие Божие силою берется, и они, как употребляющие для этого усилия, при помощи Божией возьмут его. Если они участвуют в страданиях Христовых, то будут участвовать и в славе Христовой; если они с Ним умирают, то с ним и воскреснут.

Но благодатная сила креста Христова не только доставляет для «просветившихся постом» подкрепление и утешение, а может коснуться еще и сердца тех из нас, которые и в посту продолжают проводить греховную, суетную жизнь, может возбудить их от тяжкого сна греховного. Может быть, взгляд на Божественного Страдальца, претерпевшего крестную смерть за грехи наши, напомнит именующимся христианами, что они крестились со смертью Христовой, обязались служить Господу, а не миру и греху, а не своим прихотям и страстям! Может быть, взгляд на орудие ужасных страданий Сына Божия сотрясет чье-либо сердце, произведет спасительную перемену мыслей и чувств! Может быть, обрящутся души, хотя и грешные, но еще не дошедшие до крайнего ослепления и ожесточения, которые возвратятся из храма, как возвращались многие с Голгофы, – бьюще перси своя!

Да сбудутся же и оправдаются эти надежды Святой Церкви, и да послужит крест Христов всем нам во спасение!

Архим[адрит] Тихон

Подготовила Наталия Александровна Кривошеева

Беседа. 1893. № 4. С. 37–38.


http://www.pravoslavie.ru/92133.html

Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8378


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 19 Марта 2017, 10:42:09 »


Святой крест

Архимандрит Клеопа (Илие)


Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Читателю предлагаются фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.


В.М. Васнецов. Распятый Иисус Христос
    

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия».

1 Кор. 1, 18


Каждый раз, когда слышите слово «Крест», не понимайте его как безумные сектанты — как баптисты, адвентисты, евангелисты, пятидесятники, назаряне, кающиеся, жнецы, феодоровцы, свидетели Иеговы и всякие прочие сектанты, заполонившие мир; как богохульные языки сектантские, свирепствующие в мире и разоряющие ниву Бога Слова.

Не думайте о Святом Кресте как они, но так понимайте и помните, что слово «Крест» имеет двоякую силу и двоякую тайну. Двояк Крест, двояки и значения Креста.

Не разумейте Святой Крест так, как эти недалекие умом и неумные, не желающие поклониться спасительному Кресту Христову, как говорит о том святой апостол Павел. Пусть они хулят, ибо сатана помрачил их, наложил им печать на лоб прежде всего, то есть там, где находится головной мозг, чтобы они не веровали. Он наложил им печать на правую руку, чтобы они не поднимали ее ко лбу и не могли осенить себя спасительным знамением пречестного и животворящего Креста Христова.

   Итак, знайте, что человек двояк, двояк и Святой Крест

Итак, знайте, что человек двояк, двояк и Святой Крест. Разве ты не видишь в человеке одну ипостась в двух естествах? Одна часть видна, то есть тело, другая не видна, то есть душа, потому что она — невидимой природы. Так станем понимать и Крест.

Один Крест — вещественный, видимый, а другой — таинственный, мистический и невидимый, который мы носим в сердце нашем. В Святом Евангелии мы слышим, что говорится так: и стояли при Кресте «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).

Слышишь? Они стояли возле Его Креста. Посему пойми, что стоять при Кресте Его не значит стоять возле духовного креста, а возле вещественного, деревянного Креста Христова, возле которого стояли Матерь Господа, Мария Клеопова и Мария Магдалина.

Когда вы услышите: «сойди с креста» (Мф. 27, 40), то здесь тоже имеется в виду крест Христов деревянный, на котором Он был распят. И когда услышите: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19, 16–17), — будем также понимать крест вещественный. Его Спаситель нес на спине.

И когда услышите, что евреи пошли к Пилату и просили его: «Мы просим тебя, раздроби голени распятым, чтобы мы сняли их с крестов и день субботний не застал их» (см. Ин. 19, 31), — ибо велик был день субботы той у иудеев, — то и здесь станем подразумевать все так же крест деревянный, а не духовный.

А когда слышишь в Евангелии Христа, говорящего: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя», — то есть любви к себе, которая очень сильно связывает нас всех, — «и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), — то здесь мы понимаем крест духовный, который понес прежде всех Спаситель наш Иисус Христос не на плечах, а в душе.

Когда вы услышите у евангелиста Матфея: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38), — то понимай не крест деревянный, а крест духовный, невидимый.

Итак, имейте в виду, что Христос нес двоякий крест. Один в душе: страдание, терпение, пронзительная боль, позор, оплевание, печаль и скорбь; и всё, что Он нес в душе, составляло крест духовный Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А второй крест, деревянный, Он нес на плечах Своих и волею распялся на нем для спасения мира.

И святой апостол Павел тоже нес два креста: «а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14). Но он нес и другой крест, как сам говорит: «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. В опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор. 11, 27, 26).

Итак, знайте, что когда сектанты нападают на вас из-за Святого Креста, то они признают только второй крест, крест страданий, а не вещественный тоже. Мы же принимаем и первый, ибо так нес его Христос. Он нес крест деревянный на спине Своей и крест страданий в душе даже до смерти, и смерти крестной.

Крест — это победа, Крест — это знамя Христово, Крест — это оружие, которым Христос низложил силы ада и смерти. Поэтому окаянен и проклят и треклят тот, кто не поклоняется честному и животворящему Кресту Христову!

Двояк человек, и двоякий крест он должен нести, как указывают святой Ефрем Сирин и святой Кирилл Иерусалимский, который говорит:

«О христианин, никакого дела не начинай, пока не осенишь себя знамением святого креста. Когда отправляешься в путь, когда начинаешь работу, когда идешь учиться грамоте, когда ты один и когда с людьми — запечатлей святым крестом чело твое, тело твое, грудь твою, сердце твое, уста твои, глаза твои, уши твои, и все твое да будет запечатлено знамением победы Христа над адом. И ты больше не будешь бояться тогда чародеяний, порчи и колдовства. Ибо они тают от силы креста, как воск от огня и как прах пред лицом ветра»[1].

Итак, сначала мы напомнили о значениях креста, а затем сказали о двояком кресте — вещественном и духовном.


Архимандрит Клеопа (Илие)

12 января 2017 г



http://www.pravoslavie.ru/99532.html
« Последнее редактирование: 19 Марта 2017, 23:37:23 от Дмитрий Н » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 19 Марта 2017, 18:50:14 »

Единое цветение жизни

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю Крестопоклонную



«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Ни Крест, ни Воскресение не могут быть поняты отдельно друг от друга. Два заблуждения: одни хотят видеть цветок без корня, другие, наоборот, видят корень без цветка, хотя это одно цветение жизни. Смерть и Воскресение Христа невозможно понять, не видя внутренней связи между ними, не видя их единства. Невозможно сказать в любое время слова: «Радость моя, Христос воскресе!», если в сердце нет Пасхи, которая немыслима без Креста. Эти слова могут оказаться ложными.

Подобно обману ветхозаветных лжепророков, о которых мы читаем в Писании, ложным может быть оптимизм в Церкви: «Все идет как надо. Все будет хорошо. Израиль победит. Россия воскреснет». «Я не посылал их», — говорит об этих лжепророках Господь (Иер. 14, 14). Русские святые пророчествуют о воскрешении России, но они говорят, что это совершится Крестом — Христовым и нашим. Как вера в Крестную смерть Христа не дает автоматического спасения, так вера в возрождение погибающего нашего Отечества сама по себе не совершит его. Вера — это не магия. И тысячи крестных ходов не помогут, если мы не поймем, что Крест Христов для веры одновременно — образ жизни, которому мы призваны следовать на всех путях.

Другая опасность — мрачность и безысходность, особенно невыносимые среди всеобщего уныния. Как будто мы лжесвидетельствуем перед Богом, когда за каждой воскресной всенощной поем «Воскресение Христово видевше». Смерть Христова, Его Крест в своей сокровенной сути — всегда в океане света. В цветении Воскресения и в Его Воскресении — наша встреча с миром, лежащим во зле, со страданиями и смертью. Нет Креста без Воскресения, но в начале всегда Крест, и прежде всего — видение Церкви распятой.

Открываются новые храмы и монастыри, возрастает число верующих, но и зло проступает сквозь кажущееся благополучие с невиданной доселе силой. Крест — неизбежный путь Церкви и каждого из нас. Тот, кто слишком страстно ищет благополучия, рискует утратить свой смысл, раствориться в мире сем, соединиться с ним в час, когда его внезапно постигнет крушение. Не об этом ли незадолго до революции 1917 года предупреждали святители Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Иоанн Восторгов и другие многие наши пастыри? Казалось, православие — мощная сила в России, и огненное искушение показало, что это действительно так, но одновременно раскрылось, что такое «внешняя видимость».

Посмотрите сегодня кинохронику тех лет. Накануне беды, среди торжественных церковных и царских церемоний, там где ликующие толпы народа, можно видеть что-то тревожное — как будто летят первые капли приближающейся великой грозы, которая сбросит наземь кресты с наших храмов и сотрясет все здание Церкви. Наступил день, когда тот, кто хочет есть и жить, должен будет отречься от своей веры. То, чему следуют со всеми по привычке, будет смыто волнами революции. И сегодня каждый из нас должен спросить себя, что значит быть христианином в этом мире. Мы должны учиться у Господа, у угодников Божиих, у новых мучеников и исповедников Российских видению нашего греха, если хотим устоять в новых битвах.

Евангелие рассказывает нам, как Господь, ходя по земле, словно в раскрытой книге читает знамения истории. Кто-то, может быть, слеп к приближающейся катастрофе, но Он видит грозный обвал, которым завершается все. Только когда мы учимся видеть жизнь глазами Бога, можем мы ясно видеть, что ожидает нас. Господь заранее говорит, что будет с нами, потому что любит нас и верит в нас. И Он обещает, что никогда ученики Его не встретят бедствия одни. Очевидные факты истории Церкви говорят о том, что когда христиане были гонимы, среди мучений и в ожидании смерти они узнавали пасхальную, ни с чем не сравнимую радость присутствия с ними Господа.

Любовь Божия и смерть Христова на Кресте — одно и то же явление, а победа этой любви становится очевидной для всех и возвещается открыто в Его Воскресении.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/18/edinoe_cvetenie_zhizni/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #21 : 24 Марта 2017, 10:36:34 »

Крест – это тайна жизни

Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста



Нести крест свой – это значит выбирать не то, что получается, не то, что легче, а то, что лучше. То, что Богу угодно, то, что по совести, то, что приносит пользу ближнему.

Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри, у одного из них.

Можно нести свой крест в мыслях, в чувствах. Это очень важная часть нашей духовной жизни – борьба с помыслами. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться за них. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду, не сердиться даже на неодушевленные предметы, на узелки, например, которые приходится иногда развязывать на ботинках, а они почему-то не развязываются, а ты, как всегда, опаздываешь: «Ну что ж, вот и слава Богу, это мне упражнение на терпение, для души это лучше, полезнее, чем когда всё идет без сучка, без задоринки. Сам виноват, надо было оставлять резерв времени, прости Господи».

Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать всё время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь.

Когда мы не злимся, не огрызаемся, не надуваемся, не даём сдачи, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, - это очень много. Мы не оставляем своего креста! Мы живём. Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости – жизни христианской, евангельской, истинной, небесной – уже на земле.

Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем. Потерпим-потерпим, – а потом сорвёмся. Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всём видеть хотя бы долю своей вины, – а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего… И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, всё одним махом разрушено, креста уже нет.

Возгордился – и сошёл со креста. Осудил – и сошёл со креста. Бросил терпеть – и сошёл со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно.

Диавол, конечно, всё время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…

Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет.

Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).

Крест можно нести только с Божией помощью.

Потому Батюшка Николай Гурьянов просил:

Господи, помилуй, Господи, прости,

Помоги мне, Боже, крест мой донести.

Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни. Из этих выборов она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет её качество, нашу будущую жизнь.

Благой выбор – это путь жизни. Когда мы несём свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной. Крест – это путь на Небо. Крест – Животворящий.

Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно. Проглотить обиду, потерпеть. Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чём-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на неё со стороны). Это незлобие – это несение креста.

Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие цели – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14). Помня о том, что страдание – это не просто потеря, неприятность и всё, – оно приносит плоды.

Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала? Понеси же и другую.

Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было.

Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя, для покаяния, для очищения души: вот какую боль причинял я, делая так, и ещё хуже, ближнему.

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Какова же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и всё-таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца… Страдать за нас! И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности, – страдать по Своей любви к нам...

Крест – это правда, это мудрость. Грех, гордость – это принятие диавольской лжи, это глупость.

Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости. Он поднимается и нас поднимает над землёй. До него тянуться надо. Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте. Это небесные плоды земных усилий.

Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).

Страсть чревоугодия распинается постом. Гордость – смирением, терпением. Это мучительно для гордости. Но иначе с ней не справиться. Только несением креста.

Без поста, без креста нет истинной веры.

«Русский народ – один из тех немногих народов, которые любят сущность христианства, крест, – писал французский историк Леруа-Волье, – он не разучился ценить страдание; он воспринимает его положительную силу, чувствует действенность искупления и умеет вкушать его терпкую сладость».

Радости, удовольствия, комфорт, которые в наше время возведены в ранг высших ценностей жизни, – они ведь на самом деле ничего не стоят, они ничего не создают, они потребляются – и всё. И в ту же минуту умирает их значение в жизни. А создаёт, строит жизнь несение креста, препятствует распространению зла, именно оно не даёт ему хода – тем, что не даёт сдачи, не передаёт зло дальше, не умножает его, а гасит в себе, страдая.

Отвергнуться себя, взять крест свой (см. Мк. 8, 34) – этот евангельский призыв – это важнейшая тайна жизни, открытая нам Господом. Господь, Творец жизни, открыл нам, как она Им устроена. Истина эта не очевидна для нас, грешных людей, она противоположна тому, что видится снаружи, тому, что видит плотское мудрование, так называемый «здравый смысл».

«Здравый смысл» считает, что чем больше человек приобретает, получает, тем больше он имеет, тем он богаче. Но имеет ведь не он сам, это всего лишь его окружает, это то, что вне него самого: одежда, мебель, деньги… Даже пища, которую он съедает, не проникает в его душу, а только в тело, а человек-то ведь – это прежде всего его душа. А душа его обогащается по-другому. Она устроена иначе. Она устроена по-евангельски. Об этом знает Господь, её Создатель. И Он говорит нам, что когда человек заботится о приобретении благ, душа его, то есть он сам, беднеет, пустеет, остаётся ни с чем. А вот когда мы отвергаемся себя, преодолеваем, отдаём что-то, забывая о себе, не считаем, что «имеем право на свой кусочек счастья», не думаем о человеческой «справедливости» (недостижимой для нас в силу нашего неведения – несравнимости для нас людей), – то тогда с душой происходит чудо, открытое нам Господом: душа обогащается, наполняется, оживает, очищается, крепнет, светлеет, приближается к Богу.

Мы несём свой крест – и потому уподобляемся Спасителю, наш малый крест соединяется с непобедимым Крестом Господним, таинственно принимает его силу.

То есть всё происходит наоборот по отношению к тому, как видит жизнь мiр сей, прелюбодейный и грешный (Мк. 8, 38). Он страдает от эгоизма – и на него-то и надеется, за него-то и держится, никак не хочет, не решается от него отвергнуться. Боится, что потеряет себя. И теряет всё больше и больше. А бояться не нужно, раз Сам Господь призывает нас к этому. Он – податель всякого блага. Он поможет. Будь что будет! Великое дело – решимость. Не бойся потерять – найдёшь!

Лучше с Богом «потерять», чем с диаволом «найти».

Отвержение себя – это тайна любви. Любовь – это тайна. Настоящая любовь – это самопожертвование: другой человек для тебя важнее, чем ты сам. И тогда-то и начинаешь по-настоящему сам быть. Без любви тебя нет в этом мiре, ты замкнут на себе, ты потребитель. Без любви нет человека, нет семьи, нет Церкви, нет страны. Любовь – это жизнь, без любви её нет, жизнь не имеет смысла.

Пост учит нас отвергаться себя, не делать всё только для себя, для своего удовольствия, жить по-своему. Учит не потакать себе даже в мелочах, начиная с выбора блюд. Не отвлекаться на всякие ненужности – например, на пустые разговоры или даже на то, чтобы просто посмотреть, кто идёт за окном (какая разница? Ну, допустим, Павел Иванович Чичиков – тебе какое дело?)

Пост вроде бы отнимает у нас что-то: этого не ешь, того не делай… А на самом деле он куда больше нам даёт – причем, самое главное: укрепляет душу, учит её отвергаться себя. И мы потом опытно открываем для себя, как много даёт это святое время. Как говорил мудрый Николай Васильевич Гоголь, ещё в Петербурге воспевший Великий пост: «Я своих скорбных минут ни за какие счастливые не отдам».

Это можно даже детям объяснять: когда ты сам съел яблоко или конфету, – порадовался твой рот, твое тело. Но когда ты отдал, подарил яблоко или конфету другому, даже если тебе самому хотелось это съесть, – порадовалась твоя душа. А душа наша важнее, чем тело, и радости её выше, радостнее. Душа – главное в нас.

Пост – Великий не только по продолжительности, но и по своему содержанию, по своей духовной глубине. Крест открывает нам суть поста: это очень малое, совсем посильное для нас лишение, но по сути – участие в великом: в страданиях Спасителя.

Высшее страдание, драгоценнее всех человеческих страданий, и самых острых, как страдание оскорбляемой любви (например, любви матери, оскорбляемой детьми), – это страдание Спасителя, несоизмеримое ни с каким нашим, человеческим страданием, даже самым сильным.

Страдания ребенка за грехи родителей. Страдание невиновного за виноватого. Страдание чистого за грешника. Страдание родителей, видящих, как их дети делают глупости, от которых потом будут страдать… Таковы наши отношения с Богом постоянно, только у Бога это неизмеримо сильнее.

Как же нам нужно благоговейно лобызать Крест Господень – Крест Его страдания за нас, страдания чистейшего, непостижимого, не смешанного ни с чем греховным, ни с какой нашей человеческой слабостью души.

Крест выносится нам на поклонение посреди поста – напоминая и о том, что пост – это подвиг, и о том, что впереди – Воскресение.

Протоиерей Николай Булгаков, член Союза писателей России, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово, г. Жуковский Московской области

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/23/krest_eto_tajna_zhizni/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8378


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #22 : 11 Марта 2018, 00:46:56 »


Благословение нашего креста

Митрополит Лимассольский Афанасий


В Православной Церкви боль и всякого вида злострадание для верующего человека вовсе не упраздняются, но они принимают совершенно новое достоинство, они в ней преображаются. Нашим мужеством, терпением, нашими молитвами и постоянной памятью о Боге эта горькая чаша постепенно преобразуется в сладостную чашу бессмертия. По этой причине боль уже не является для христианина источником страха и ужаса, но широким поприщем для подвига и борьбы. Возьмем пример со спортсмена, бегущего на соревнованиях и выигравшего состязания: когда он получает награду за победу, то от радости забывает весь напряженный труд подготовки к соревнованиям. Так и борец Христов, предвидя «хотящую открыться Славу Божию» и будущее воздаяние в Царствии Небесном, забывает горечь страдания и самой смерти.



Распятие. Монастырь Высокие Дечаны. XIV в.
   

Следовательно, мы должны великодушно переносить этот «бег» предстоящего нам подвига терпения искушений, скорбей и испытаний, прося подкрепления и утешения у Спасителя, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест» (Евр. 12:2).

И страдание, этот великий дар людям от Бога, если мы будем принимать его правильно, станет для нас причиной благословения. Что бы мы ни претерпели в сем веке, все это не может сравниться с будущим вознаграждением в Царствии Божием, как сказал апостол Павел: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Если кто-либо захочет получить в этой жизни ответ на вопрос, по какой причине Бог попустил ему такое-то обстоятельство, то его ум непременно наполнится тысячами вопросов «почему?»; если же он будет смотреть на свои болезни как на необходимое испытание, посланное ему Богом или для очищения, или для усовершенствования, или для получения венца в будущей жизни, то он примет чащу страданий как благословение от руки Господней.

Вот ответ человеку от Бога. Господь не дает человеку ложных заверений, что Он упразднит страдание, но обещает ему, что Он преобразит его боль и из проклятия сотворит благословение и утешение.

Да не думает никто, что святые не испытывали страданий и не подвергались телесным болезням. Доказательством нам служат слова святого Исаака Сирина, который в одном из своих творений говорит: «Видишь эти бесчисленные полки святых Церкви? Никто из них не взошел на Небо, живя в удовольствии, но все они взошли туда многими скорбями», терпеливо неся посланный им от Бога крест.

Каждый из нас несет свой крест, все мы, абсолютно все без исключения, кем бы мы ни были, какое положение в обществе мы бы ни занимали, в каком конце Земли мы бы ни находились. Но даже если некоторым Господь и не посылает крест терпения болезни, все равно он подвергается различным скорбям, потрясениям, несет крест своих грехов, борется со своим внутренним врагом – «ветхим человеком», мучающим его.

На этом темном, бескрайнем просторе только Единый может осветить наш путь, и этот Единый, конечно же, наш Господь Иисус Христос, распятый на Кресте за каждого человека, Свет и утешение людям, несущим свои кресты вслед Него. Это Тот, Кто обращается в Святом Евангелии ко всем скорбящим, больным, страдающим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).


Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист

http://www.pravoslavie.ru/put/69351.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #23 : 11 Марта 2018, 17:41:04 »

«Да» и «нет» Креста Господня

Слово в Неделю Крестопоклонную



«Кто хочет идти за Мною, — говорит нам сегодня Господь, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Кто хочет достигнуть Страстной седмицы и быть на Тайной Вечери в Великий Четверг вместе с апостолами, вместе со всеми возлюбившими Господа, кто хочет стоять у Креста Господня с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом и со всей Церковью в Великую Пятницу, кто хочет войти в покой Великой святой Субботы и быть причастником Святой Пасхи, — тот да возьмет свой крест сегодня и последует за Спасителем. И будет хранить пост так, как открывает глубина и высота Креста Господня. Преподобный Исаак Сирин говорит, что дух наш не покоряется Кресту до тех пор, пока тело не покорится духу.

Господь не обещает нам легких путей, не предлагает ничего, что может показаться заманчивым и красивым. Весь мир исполнен этой лжи и обещаний, и от одних лживых обещаний, как мы видим, переходит к другим. Не только в политике. Все религии мира исполнены этой лжи, и всюду эта обманчивая легкость там, где нет Креста Христова.

Взять Крест Христов, говорят святые отцы, значит вспомнить, что он значил для христиан того времени, когда распинались преступники. Это значит быть готовым к тому, что тебя назовут преступником в мире, который скоро, наверное, дойдет уже до такого распада, когда исполнятся известные нам слова святого IV века преподобного Антония Великого: «Христианину скажут: ты безумствуешь, ты преступник, потому что не хочешь участвовать в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все».

Господь не предлагает нам ничего, что бы Он Сам не сделал. Он предлагает нам взять крест, потому что Он Сам впереди нас идет с Крестом. И открывает в нем истинную жизнь. Отвергнуться себя и последовать за Христом на самом деле предельно просто. Надо сказать «нет» самим себе и «да» Господу, умертвить наше плотское мудрование.

Сказать «нет» всей своей естественной любви к покою и легкой жизни, сказать «нет» всему, что основано на себялюбии и своеволии. «Нет» всем нашим инстинктам и желаниям коснуться и вкусить то, что запретно. Сказать не колеблясь «да» зову Христову и всем Его заповедям, чтобы сделаться способными даром Его Креста свидетельствовать вместе с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Уже не живу я по собственной воле, а живу по воле Христовой, которая означает Крест. Только Крестом даруется мне свобода от греха и смерти и истинная жизнь во Христе, вечная Пасха.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/10/da_i_net_kresta_gospodnya/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8378


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #24 : 12 Марта 2018, 00:48:33 »


Радость оная...

Протоиерей Андрей Ткачев


Праздников, в центре которых помещен Крест Христов, у Церкви несколько. Все они понуждают верующих людей поднять головы от земли и посмотреть ввысь. На небо смотрел царь Константин в тот таинственный полдень накануне битвы, когда Крест сиял на небе сильнее самого солнечного диска, и буквы складывались в краткую и многообещающую фразу: «Сим победишь».



На небо смотрели христиане Иерусалима в далеком 351 году, когда среди белого дня, сияя всеми цветами радуги, знак Креста простерся по небу над городом от горы Елеонской до Голгофы. В память этого события есть у церкви праздник 7 (20) мая.

На небо посмотрят люди в последнее время, когда «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29-30). Именно знак Креста, как знак Царский, знак победы и перенесенного Христом страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового Завета.

Но приблизим к себе ныне эту пугающую радость. Вернее, приблизимся сами ко Кресту с радостью и трепетом. И первым делом воздадим должное царице Елене. Несколько столетий прошло со времени Евангельских событий до ее дней. Иерусалима давно уже не было на карте мира. Вместо него был переименованный Адрианом город Элия Капитолина, в котором евреям под страхом смертной казни запрещали селиться. Место крестного Искупительного страдания Христа было забыто, затеряно, и храм Венеры стоял там, где Сын Божий висел посреди двух разбойников.

Сто лет. Мало это или много? Сто лет отделяют нас от праздника трехсотлетия Дома Романовых. А двести лет? Столько прошло от нас до Наполеоновского нашествия. А триста лет? А это уже расстояние от нас до Петра Первого. Не являются ли эти эпохи какой-то далекой жизнью, достойной только учебника истории? Не сон ли это? И много ли мы помним, знаем, бережем с тех пор? Что-то, конечно, бережем, но что-то и безвозвратно утратили. Точно так же можно было безвозвратно утратить память о Святых местах, если бы не Елена. А ведь от ее дней до дней Христовых страданий примерно столько же, сколько от наших дней до Петра Первого.

Историческая память вообще сохраняется усилиями подвижников и энтузиастов, тогда как большинство людей озабочено только интересами текущего дня. Плодами же трудов энтузиастов пользуются со временем миллионы. Этими плодами хвалятся и гордятся, на них стремятся заработать все, что можно, от банальных денег до имени в истории.

Елена была уже пожилой, если не сказать старой женщиной, когда мысль об обретении Креста целиком овладела ею. В ее годы можно было бы ограничиться тихой жизнью дворца и всеми выгодами порфироносной старости. Но ей не сиделось на месте. Было предпринято путешествие на Восток и тщательный розыск всех сведений о месте Христовых страданий. Потом, когда ситуация как-то прояснилась, наступило время раскопок, за которыми постоянно наблюдала царица. А дальше…

Знаете, с чем можно сравнить радость обретения в земных недрах Святого Креста? С радостью венчания влюбленных! С какой стати, спросите вы, сказаны эти слова? А вот с какой. В чине венчания, во второй священнической молитве (самой длинной и даже несколько настырной, требовательной) говорится «и да придет на них (брачующихся) радость оная, юже имаше блаженная Елена, когда обрете Честный Крест!». Другими словами: «пусть молодые возрадуются так, как радовалась Елена, когда нашла Крестное Древо!».

Представьте себе радость людей, которые венчаются только по одной любви, и ни почему больше. Представьте улыбки их друзей, слезы их родителей и замирания многих сердец при виде счастливого зрелища. Еще представьте их собственные восторги, предвкушения еще большего и скорого счастья. Представьте себе то состояние, при котором человек не верит, с ним ли это все происходит, или это лишь сон. А теперь, когда вы все представили, или хотя бы часть, поймите – радость Елены была больше! Если бы эта радость была меньше, то Церковь бы говорила: «Елена радовалась так, как когда-то в молодости, когда шла под венец». Однако Церковь говорит иначе. Она говорит брачующимся: «Да будет дано вам такое веселье духа, такая чистая и беспримесная радость, которую имела Елена, когда нашла Святое Древо». Большей радости не представить.

Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью. Поэтому и народ, увидев, Жертвенник Нового Завета, поднимаемый на четыре стороны света, вопиял не иное что, а только «Господи, помилуй!».

И в сентябре на Всемирное Воздвижение, и в середине Великого Поста Крест выносится на середины храмов для поклонения. Но не только. Он выносится для того, чтобы на нас пришла «радость оная, юже имаше блаженная Елена, егда обреете Честный Крест». Покаянию эта радость не помешает, но зато надежду укрепит и душу ободрит. А это сейчас – самое что ни на есть полезное и нужное дело.


http://pravoslavie.ru/60657.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8378


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #25 : 14 Марта 2018, 00:35:15 »


Крестопоклонная

Протоиерей Андрей Ткачев




В храмах наших Великим постом ставят Распятия. Часто возле распятого Господа изображены Его Мать и любимый ученик. Но никогда мы не изображаем на таких распятиях, а следовательно, и не видим еще двух участников Голгофы. Это – разбойники.

На страницах Библии они предстают пред нашим взором в последние часы своей земной жизни. Истории их мы не знаем. Знаем только, что их дороги разошлись, а значит, при общности внешнего поведения сердца их (на глубине) жили разными мыслями и чувствами.

Конец человеческой жизни неизбежно связан со всей прожитой жизнью, и именно поэтому одни люди в последний момент способны на измену и предательство, а другие – на смерть за Истину. Тот разбойник, которого мы называем «благоразумным» чрезвычайно важен. Мы не можем ни разу причаститься, чтобы не помянуть его и Иуду. «Ни лобзание Тебе дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В этом спасшемся для вечности человеке было признание своих грехов и признание тяжелого наказания законным. И отсюда, от признания вины и смирения со смертной участью, родилась в нем (была дарована ему) великая вера в Небесного Царя, Который в это самое время совсем на царя не был похож.

Люди видели Христа воскрешающим мертвых; видели Его умножающим пищу, очищающим прокаженных. Исцеление всяких болезней иногда происходило вдали от любопытных глаз, а иногда при собрании народа. Люди видели, что Иисус из Назарета сильнее любой болезни, сильнее любого демона, и даже смерть не может ослушаться голоса Его. Вряд ли благоразумный разбойник видел все это. Ему дано было познать в Иисусе Мессию в тот момент, когда даже ученики Иисуса оставили. Сын Божий был унижен, изувечен битьем и распят, как злодей. Но в это-то самое время распятый рядом с Господом разбойник узнал в Нем Мессию. По этой причине его вера, быть может, больше всех.

Он не случайно вошел в число насельников Рая, но действительно спасся верою в таких условиях, в которых убегали и сдавались самые крепкие. Узнав Господа, разбойник попросил всего лишь вспомнить о нем в Царствии Божием. Не спасти, не даровать блаженство, но только вспомнить, «помянуть». В ответ он услышал, что будет в этот же день с Господом в Раю. Говорят, у мирских начальников надо просить много, потому что получишь лишь малую часть из просимого. А у Господа можно просить мало, потому что получишь всегда больше. Так разбойник попросил вспомнить его и не более, но в ответ получил обещание Царства, в которое вскоре вошла душа его.

Но чтобы мы не обольщали себя мыслью о том, что всякое страдание открывает двери Царства, второй разбойник говорит нам: «Не все распятые оказываются в Раю. Я тоже был распят. Я тоже был рядом с Иисусом. Но я не в Раю, потому что для спасения мало одних страданий. Нужна вера, услаждающая душу посреди самой боли. И этой веры у меня не было, равно, как не было и покаяния»

Пик страданий Господних был между шестым и девятым часом, то есть между полуднем и тремя часами дня. Именно «о девятом часе возопи Иисус гласом велиим: «Или, Или, Лима савахвани». В этом крике собрались все крики и вопли сыновей и дочерей Адамовых. Вся глубина покинутости и богооставленности была взята на Себя Иисусом Христом. В ответ на Его крик под Крестом люди посвистывали и прищелкивали языками, но Вселенная готова была треснуть напополам, подобно разорвавшейся завесе Храма.

В это страшное время солнце начало меркнуть и камни трескаться. Природа бунтовала против насилия людей над воплотившимся Творцом. Воспоминание об этом вошло в службу постового девятого часа. Там, от лица разбойника, видящего совершающееся страшное таинство природного бунта, в кондаке говорится, что видел он Начальника жизни, на кресте висящего, и говорил: если бы не был Он Богом воплотившимся, то солнце бы не скрыло лучей, и земля бы не тряслась. Но, терпящий все, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Потом, в другом кондаке, говорится о Кресте, как о «мериле праведном». Одному из разбойников крестное страдание не принесло облегчения, но низвело его в ад «тяготою хуления». То есть он от страдания крестного перешел к страданию адскому. Господи помилуй! Другому же разбойнику крестная мука стала познанием богословия и облегчением прегрешений.

Это очень важные молитвенные тексты. Они говорят нам о том, что страдание само по себе не искупительно, если страдает грешник. Страдание грешника есть неумолимость и следствие отчужденности от жизни Божией. Только страдание «Единого Безгрешного» искупает человека, терпящего свою собственную боль и молящегося: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Мы же часто готовы самочинно выписать себе пропуск в вечное блаженство только на том основании, что, якобы, страдали много. Хотя, что значит в этом вопросе «много» или «мало»? И кто, кроме Бога, может сравнительно взвесить страдания человеческие?

Повторяя одними лишь устами перед Причастием и на третьем антифоне слова разбойника «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», мы можем в то же время быть весьма далеки от того, чтобы реально сочислить себя злодеям и явным преступникам воли Божией. «Да, конечно я сделал то-то и то-то. Но согласитесь, что все-таки…», - говорим мы наедине или в реальных диалогах. И это внутреннее нежелание признать в себе подлинного разбойника (то есть преступника Божественных законов) делает бесплодными и лицемерными наши взывания «Помяни мя». Христос реально вошел в общение с грешниками и когда крестился среди них на Иордане, и когда распятием исполнил написанное: «И со беззаконными вменися» Вот и нам бы отказаться от внутреннего фарисейства, дескать, «я еще ничего, а другие вон чего…» Разбойник он и есть разбойник. Для того, чтобы помянул меня Господь во Царствии Своем и, паче чаяния, это самое Царствие даровал, нужно и мне без самооправданий признать в себе подлинного злодея. Тогда и Крест, посреди храма стоящий, будет врачевством души моей, и крест, который я на плечах через всю жизнь нести должен, будет не просто законным наказанием, но познанием богословия и облегчением прегрешений.


http://www.pravoslavie.ru/put/52285.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8378


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #26 : 16 Марта 2018, 02:49:29 »


Поучение в Неделю Крестопоклонную

Проповедь иерея Сергия Карамышева





Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,

И святое Воскресение Твое славим.



Святой пост приблизился к середине. Немало пройдено, однако самая тяжелая часть пути впереди. В такой момент в душу легко входит печаль и какое-то недовольство от переживаемых скорбей и немощей. Чтобы пресечь в корне поползновения нашего малодушия, Святая Церковь выставляет для поклонения образ животворящего Креста Господня. Святая Церковь поступает в этом случае как мудрый полководец, который в самой напряженной обстановке вдруг выстраивает своих изнемогающих воинов под осеняющими их победными знаменами и тем самым возвращает им поколебавшееся было мужество. Победное знамя Церкви есть животворящий Крест Христов, ибо с его помощью одержана самая блистательная победа, именно, над державою смерти. И если воспоминание славных побед смертных царей и полководцев способно вселить мужество даже в робкие души, тем более воспоминание единственной, но настолько превосходящей все славнейшие победы смертных, вместе взятые, насколько небо выше земли, способно исполнить сердце христианина мужеством и живейшей готовностью продолжать подвиг. Тем более, что мы не только вспоминаем великую победу, но и лобызаем ее образ, исполненный благодати.

Святая Церковь воспевает: «Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - красота Церкве, Крест - царей держава, Крест - верных утверждение, Крест - ангелов слава и демонов язва». Но как случилось столь дивное преображение? Мы говорим: как случилось, что символ самого страшного позора стал вершиной божественной славы? Ведь до светлого Воскресения Христова крест был ужасом для людей. На нем казнили беглых рабов и самых закоренелых, ставших язвою общества, преступников. А Моисей в своем законе пишет: «Проклят всяк висящий на древе» (Второзак. 21, 23). Не было под солнцем ничего более отвратительного и проклятого, чем крест. Он был бездною отчаяния и торжеством ада над бедным человечеством. Демоны радовались, видя безчеловечную злобу людей по отношению к ближним, когда они распинали подобных себе. В силу своей испорченной природы демоны наслаждались предсмертными муками распинаемых.

Именно поэтому воплотившийся Сын Божий избрал крестную смерть. Он знал, что все болезни ада обрушатся на Него ( Пс. 17, 6; Пс. 21), что ад истощит всю свою злобу, борясь против Его непобедимой любви. Он приманил мiродержителя тьмы века сего диавола ко Кресту, точно в западню и пригвоздил его к Древу - как Моисей медного змея в пустыне, чем и навел на диавола проклятие.

Апостол Павел учит: «первый человек из земли. Второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и Каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор. 15, 47-48). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первый Адам, вкусив от древа познания добра и зла, унаследовал смерть и сообщил смертность всему человеческому роду. Через отпадение Адама от Бога, над ним по праву победителя получил власть диавол. Душа человека, разлучившись с телом, становилась добычей ада. И Господь отдает Себя в пищу аду: совершает жертвоприношение и искупление. Приносит в жертву Самого Себя как Человека и искупает первозданного Адама от проклятия. Ад держал первого Адама в своей пасти. Узрев второго Адама, Господа с неба, покусился поглотить и Его. Раскрыл свою пасть, и первый Адам вышел на волю, Второй же Адам осветил светом Своего Божества преисподнюю, и ад низвергся. Господь выкупил нас из диавольского рабства и призвал свободных в Свое вечное Царство (1 Петр. 1, 17-19). Первый Адам ослабел в своем подвиге и не принес Создателю сердца сокрушенного и духа смиренного. Второй Адам приносит в жертву Свою Кровь Нового Завета, а через нее - все обновленное человеческое естество, чтобы новозаветное человечество в совершенстве служило Богу, поклоняясь Ему духом и истиною.

Господь совершил жертвоприношение взамен безчисленных жертв, которыми человечество чествовало силы ада. А Крест явился жертвенником. Окропившись божественной Кровью, он сам стал источником освящения.

Апостол Павел говорит: слово крестное для погибающих есть безумие, а для спасаемых - сила Божия (1 Кор. 1, 18). Кто же такие погибающие? Это те, кто не веруют, что на Кресте Христос победил ад и смерть. Эти погибающие люди с каменным сердцем и умом, изобретательным только на злое, пригвождая Господа к Древу, не могли уразуметь древнего пророчества Исаии: «ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53, 5). Погибающие, проходя мимо Креста, кричали: «да снидет ныне со Креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42), изобличая свое крайнее невежество, свою крайнюю приверженность только к земной жизни и ее удовольствиям, свое крайнее безбожие. Погибающие и сейчас, взирая на образ Животворящего Креста Господня, видят только страдавшего на Кресте и испустившего дух Человека, видят только образ смерти и не более того. Потому они и погибающие, что не видят очами веры за страданиями и смертью Богочеловека Его победы над смертью. Погибающие не веруют в Божество Иисуса Христа, и в этом основание их погибели. Как для безбожных евреев достаточно было одного утверждения Христа на вопрос Каиафы: «Ты ли Христос, Сын Благословенного», чтобы присудить Его к смерти, самим же унаследовать вечное проклятие, так для погибающих всех времен достаточно неверия в Божество Христа, чтобы наследовать с распявшими одну участь.

Если бы распятый Христос был всего лишь человек, его страдания и смерть на Кресте не принесли бы в мир ничего нового. Это была бы очередная жертва человеческих, а наипаче демонических, злобы и зависти. Но если, напротив, страдал Богочеловек Своей человеческой природой, Его божественная Природа не могла не стать Победительницей смерти, потому что с Богом смерть несовместима - это две крайние противоположности. Безбожные евреи, видя страдавшее на Кресте Тело, не видели побеждавшего на том же Кресте Бога. А Богоматерь очами веры видела, что орудие смерти наносит смертельный удар самой же смерти, преображаясь в символ жизни. Богоматерь очами веры видела, как Кровь Ее возлюбленного Сына, из Ее же утробы восприятая, не только поглощается прахом земным, но и омывает древний грех праотца Адама, видела очами веры ликующую Еву, потому что, наконец, совершилось древнее обетование: Семя жены стерло главу змия, пригвоздив его к Своему Кресту. Станем же вместе с Богоматерью очами веры видеть в образе животворящего Креста всерадостное знамя победы, которого трепещут силы ада.

Сегодня мы говорим и о другом кресте, о котором читалось в сегодняшнем Евангелии на литургии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Эти слова были сказаны до крестного подвига Спасителя, т.е. в то время, когда еще не открылась слава Креста, когда крестоношение было связано только с позором. В те времена не было ругательства более гнусного, чем «крестоносец», потому что кресты несли на себе осужденные на казнь через распятие. Эта ужасная казнь была воспринята римлянами у пунийцев, жителей Карфагена, потомков Ханаана. Пунийские солдаты считали обыкновенным делом распять своего полководца после его поражения. И когда тот мучительно, на протяжении часов, медленно умирал, они над ним издевались, тем самым выводя стихию зла из преисподней на землю. Из римлян первым эту казнь применил победитель Карфагена Публий Корнелий Сципион. Когда, согласно заключенным условиям мира, пунийцы выдали ему римских предателей, Сципион сказал им: вы предпочли Карфаген Риму - умрите же по-карфагенски, а не по-римски. И предатели были распяты. Впоследствии карфагенская казнь укоренилась у римлян, причину этого указывает их же поговорка: «Худая трава быстро растет».

Всякому христианину предначертана в этой жизни борьба против диавола и его служителей. Указанная борьба в общих чертах напоминает крестный подвиг Спасителя. Об этом говорит апостол Павел: «все благочестно жити хотящии гонимы будут». Все святые испытали и продолжают испытывать клевету и поношения. Это и есть крест. И по мере преуспевания христианина в духовной жизни, он становится непобедимым оружием, потому что диаволу просто нечего противопоставить силе христианского мужества, основанного на страхе Божием.

Неудивительно, что сатана и его служители ненавидят Крест. Все мы знаем о поступках богоборцев в России после февраля 1917 г. - о низвержение крестов с храмов Божиих, башен Московского Кремля (с последующей их заменой на кровавые пентаграммы); о запретах носить нательный крест. Кто считает, будто все это в прошлом, сильно заблуждается. Неужели злоба сатаны уменьшилась за последние сто лет? Скорее, она только возросла. Теперь Крест гонят в тех странах, которые нам в последнюю четверть века представляли как идеал, на которые призывали равняться - в Евросоюзе и Соединенных Штатах. Так в Британии всего несколько дней назад был принят закон, запрещающий носит нательный крест на работе (если он виден). Некоторых граждан Соединенного Королевства уже выгнали с работы за отказ снять крест. И все это происходит на фоне все усиливающейся пропаганды половых извращений. В наши дни Европу начинает поглощать сатанизм.

Пусть же Россия в эти дни все громче прославляет Крест Христов. Дай Господи, чтобы он воздвигся во главе нашего государственного здания. Пусть Крест осенит, как древле, сердце нашей Родины, воздвигшись над башнями Московского Кремля. Пусть Россия станет спасительным маяком для народов Земли в ярящемся всемiрном океане безбожия!

В Евангелии Крест назван знамением Сына Человеческого. Естественно будет ему явиться в день Страшного Суда. Увидев его на широте неба, те, которые принимали слово крестное как безумие, смятутся, а те, которые почитали Крест силой Божией, воспрянут уже изнемогшие от великих искушений и скорбей антихристова времени, потому что Крест для них - то же, что победа.

Крест Христов сейчас - райское древо жизни, поэтому радуйтесь, когда он предлагается Церковью для поклонения. Очами веры вместе с Богоматерью видьте в нем копье, которым Христос пронзил ненасытное адово чрево, видьте в нем меч, которым Христос сокрушил адские темницы, которым силен сокрушить и наши грехи, наконец, видьте в нем лестницу, возводящую от земли на небо. Лобзайте же его с верою в Победителя ада и смерти Господа Иисуса Христа Сына Божия.

Прикоснувшись к святыне Креста, противостанем всеобщему потоку беззакония, потрудимся ради Господа в святые дни поста, исповедуем грехи свои, соединимся со Христом во святом причастии Его Тела и Крови, чтобы стать общниками божественной благодати, чтобы со святыми ангелами прославлять всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии

http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/03/17/pouchenie_v_nedelyu_krestopoklonnuyu/
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!