Александр Музафаров Водяной Чернобыль О возможных социальных последствиях аварии на Саяно-Шушенской ГЭСПроизошла авария на крупнейшей российской гидроэлектростанции. Погибли люди, в городах и населенных пунктах, расположенных ниже по течению Енисея началась паника из-за угрозы затопления. Следователям и специалистам еще предстоит разобраться, что же все-таки произошло в эту августовскую ночь, кто виноват, и что необходимо сделать для недопущения подобных трагедий впредь. Но у всякой крупной техногенной катастрофы есть и еще одно измерение – социальное. В этом аспекте то, что произошло в Сибири можно сравнить с другой крупной катастрофой, ставшей одним из предвестников социальных катаклизмов – аварией на Чернобыльской АЭС.
Между этими событиями общего значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. Обе электростанции были построены в советское время и в обоих случаях и сам проект и место постройки вызывали возражения со стороны специалистов. Так для использования на ЧАЭС были выбраны мощные и простые по конструкции реакторы типа РБМК-1000, в безопасности которых были серьезные сомнения. После 1986 года выпуск этого типа энергетических установок был прекращен. Известно также, что руководство Компартии Украины возражало против строительства АЭС столь близко к столице республики, но соображения энергетической целесообразности оказались весомее.
Строительство Саяно-Шушенской ГЭС, носившей в советское время имя Ленина, началось в 1965 году. Станция была любимым детищем министра энергетики СССР Петра Непорожнего. Он не только вносил коррективы в проект, но и лично выбирал место для плотины. Строительство ГЭС, на тот момент крупнейшей в мире, было частью строительства целого промышленного района – практически одновременно начали строится и главные потребители саянской энергии – мощные алюминиевые комбинаты. Однако, строительство этого комплекса вызвало некоторые сомнения у советского руководства – в период с 1968 по 1975 год стройку практически законсервировали. Причины были не только в нехватке финансовых средств, но в анализе последствий возможных катастроф при строительстве и эксплуатации станции. Сконцентрированная в верховьях Енисея масса воды при крупной аварии на станции грозила обрушиться на множество населенных пунктов по всей реке, включая Абакан и Красноярск. Но энергия и воля министра энергетики оказались сильнее, и в 1975 году Енисей был перекрыт, а в 1978-м еще до завершения строительства станция дала первый ток.
Однако, в 1998 году в официальном прогнозе МЧС России Саяно-Шушенская ГЭС была названа потенциально опасным объектом. Конструкции этой станции претерпели опасные изменения. Последствия прорыва плотины могут быть катастрофическими, в особенности для Красноярска.
В 2005 году было начато строительство дополнительного водосброса для плотины, призванного повысить ее безопасность, но эта стройка пока далека от завершения.
Жители берегов Енисея воспринимают плотину крупнейшей в стране ГЭС как постоянную угрозу. Негативные настроения отмечались уже при строительстве станции – при заполнении водохранилища было затоплено более 35,6 тыс. га сельхозугодий и перенесено 2717 строений – людей переселяли целыми деревнями и поселками. Не все хотели уходить с насиженных мест, случались конфликты, доходило и до принудительного выселения.
Огромное водохранилище 31,34 куб км. нависает над краем. «Вам, москвичам, не понять, что значит жить под вечной угрозой прорыва, огромной волны, сметающей все на своем пути» - пишет в своем блоге житель Красноярска. Действительно, вопреки распространенному мнению о безопасности ГЭС (по сравнению с атомными станциями), последствия катастрофы могут быть не менее разрушительны.
«Мы видели, как бурлящая и клокочущая масса воды рвалась сквозь пробоину и рушилась вниз. Мы видели, как вниз по долине помчались шесть огромных волн. Для начала они смели здание электростанции. Мы увидели, как тут же погасли огни в соседних деревнях, словно огромная черная тень накрыла долину. Водяная стена мчалась вперед, словно курьерский поезд.
Всю долину постепенно затягивал туман от бурлящего потока. В этой пелене мы увидели автомобиль, который мчался по дороге, уходя от водяной стены. Однако вода двигалась гораздо быстрее и быстро нагнала машину. В последний раз мелькнули фары, потом вода захлестнула их. Цвет фонарей под водой изменился с ярко-голубого на зеленый, с зеленого на темно-красный, а потом...»
Это не цитата из фантастического романа о техногенной катастрофе, а свидетельство очевидца – в 1943-го Британские ВВС провели одну из самых известных воздушных операций Второй мировой войны – 16 специально подготовленных бомбардировщиков «Ланкастер» нанесли удар по дамбам ГЭС на Рейне. Англичане потеряли половину самолетов, но своей цели добились – германской промышленности был нанесен сильный удар. В зоне распространения воды погибли тысячи людей. А ведь немецкие дамбы были значительно меньше Саяно-Шушенской.
Неудивительно, что сразу после того, как первые слухи об аварии на станции распространились среди населения, началась паника. Закрывались предприятия и учреждения люди на личных автомобилях и других средствах транспорта попытались покинуть города и поселки. При этом местные власти оказались неспособны ни успокоить население, ни провести организованную эвакуацию.
Паника среди населения оказалась практически полностью проигнорирована центральными СМИ, все внимание которых было сосредоточено на технических аспектах аварии. Противоречивые выступления чиновников разного ранга не давали людям ответ на ключевой вопрос – начнет ли станция внеочередной сброс воды в Енисей. Ведь даже если непосредственной угрозы жизни и не будет, то будут подтоплены дачные участки, огороды, под угрозой могут оказаться водозаборы крупных городов…
Все это очень напоминает позицию советской информационной машины в освещении чернобыльской аварии, когда и информация в отечественных СМИ появилась с большим запозданием и достоверность ее оставляла желать лучшего.
По мнению историков, Чернобыльская катастрофа стала одним из факторов, повлиявших на настроения жителей Украинской ССР в вопросе о сохранении союзного государства.
Местные сепаратисты активно озвучивали тезис о том, что все эти атомные станции специально построены на Украине, чтобы воздействовать на украинский народ, и в катастрофе, так или иначе, виновата «Москва».
Анализ первичной реакции на нынешнюю аварию показывает, что подобные настроения возникают в Сибири. Москва (т.е. центр) навязала краю строительство опасной электростанции и связанных с ней алюминиевых заводов, прибыль от которых все равно уходит в центр, не оставаясь в крае. «Москва» же в лице федеральных СМИ проигнорировала метания жителей края. «Если бы подобное произошло в Подмосковье, - об этом трубили бы все газеты, а на нас вам наплевать» - пишут на красноярском городском форуме.
При всей несерьезности, на первый взгляд, этого источника, он отражает очень тревожный симптом. Не секрет, что связи центральной России с расположенными за Уралом регионами ослабевают с каждым годом. Речь идет не об экономических, финансовых, военных и т.д. составляющих инфраструктуры, а об обычных человеческих связях. Начатая еще при царе- батюшке и формально продолжающаяся по сию пору программа по переселению в Сибирь и на Дальний Восток давно уже не работает. Рост цен на железнодорожные и авиабилеты делает все более трудной возможности взаимных путешествий, контактов. Население постепенно замыкается в рамках своих регионов – «Питер - Москву и вообще европейскую часть России здесь воспринимают как другую и далекую страну. Один парень рассказывает: “Я как-то по Интернету с девочкой познакомился, письма писали, то да се, потом, наконец, телефон дала. Звоню ей, а она – ты что, обалдел, чего среди ночи звонишь?! Из Пскова оказалась. Где такой Благовещенск, так и не поняла.” – так описывает в своих путевых заметках отношение жителей Амурской области к России петербургский автомобилист Дмитрий Закгейм.
Нужно учесть и еще одно обстоятельство – Саяно-Шушенская ГЭС является мощнейшей в России и играла значительную роль в энергетическом балансе региона. Заменить ее за счет увеличения мощностей других электростанций просто так не получится. Придется принимать меры и по сокращению потребления энергии, цена на которую уже поднялась более чем в два раза. Это не может не иметь экономических, а за ними и социальных последствий.
И если пока идеи самостоятельного сибирского государства или дальневосточной республики кажутся абсурдными, то ведь не менее абсурдными казались 30 лет назад идеи о независимости Украины.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – это еще один повод задуматься над проблемой постепенного разобщения русского общества. Единство страны обеспечивают не только железные дороги и энергетические сети, его обеспечивает единство людей. Это самый важный ресурс, возникший задолго до начала промышленного использования электричества и индустриализации. И если он утрачивается – никакие энергетические, экономические и даже военные связи не помогут, что наглядно нам доказал опыт 1991 года.
Но параллели между чернобыльской катастрофой и аварией на Саяно-Шушенской ГЭС на этом не исчерпываются. Неизбежно встает вопрос о причинах трагедии, которая унесла несколько десятков человеческих жизней. Почему такое стало возможным на новейшей электростанции (официально Саяно-Шушенская ГЭС была принята государственной комиссией в 2000 году)?
Уже сейчас специалисты выдвигают две основные версии – халатность (недобросовестное исполнение своих обязанностей) или намеренный саботаж. Очень уж опасное сооружение современная электростанция, и чтобы вызвать на ней аварию не обязательно протаскивать под полой спецодежды тротиловую шашку. Достаточно нажать ту или иную кнопку и… вода устремляется туда, где ее быть не должно.
И здесь снова встает вопрос о человеке за пультом. Мы привыкли, что к сложным техническим устройствам приходят люди ответственные, умные, образованные. Но создает ли наше общество условия для того, чтобы таких людей было все больше? Кто он «герой нашего времени»? Кто угодно, но не инженер, техник, пилот – человек, профессия которого требует сочетания культуры, образования и ответственности.
Процесс деградации этого сословия начался не сейчас. И в советское время рассуждения «с инженера много ли накапает» имели широкое хождение. И это не могло не сказываться на безопасности – Чернобыль был не единственной катастрофой в 1986 году. Тогда же по вине безответственного пилота разбивается авиалайнер в Воронеже. Тогда же на дно Черного моря уходит «Адмирал Нахимов»…
Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Если изменилось, то не в лучшую сторону. Общество с его культом потребления, тягой к «бери от жизни все» само изживает в себе касту людей дела. Людей, на чьи уверенные руки и светлые головы можно положиться.
И это уже повод задуматься нам всем. Чернобыльская катастрофа была страшным уроком, который, как показывает история, не был толком выучен и усвоен. Происшествие на Саяно-Шушенской ГЭС – тревожный звонок, контрольная работа для всего российского общества.
А ведь ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС продолжает оставаться напряженной – неизвестно, сможет ли плотина выдержать осенний, а особенно весенний паводок. Исполняющий обязанности председателя правления "РусГидро" В.А. Зубакин доложил премьер-министру:
«Владимир Владимирович, в настоящий момент мы ведем интенсивную разборку завалов, которая позволит приступить к откачке воды и завести в эти помещения специалистов. В настоящий момент к нам вылетели специалисты-руководители концерна "Силовые машины", производители оборудования "Электросилы", а также проектировщики из Института "Ленгидропроект". Эти специалисты, а также специалисты нашей компании (большая часть руководства компании находится здесь, работает непосредственно на станции) должны проанализировать техническое состояние того, что осталось. Надеемся, что 6-й блок, который находился в ремонте, один из 10 блоков, у нас в работоспособном состоянии. По остальным блокам скажу, что 3 блока уничтожены полностью, по оставшимся нужно серьезное исследование.
Дальше. Если мы выясняем, что надежно закрыть затворы в нижнем бьефе не удается, мы немедленно приступаем к строительству перемычки, делая полную копию той строительной перемычки плотины, которая была в момент строительства станции.
Мы уже добыли документы 40-летней давности, в которых технология есть. На наше счастье, здесь развернуты серьезные строительные силы, поскольку здесь идет строительство дополнительного водосброса Саяно-Шушенской ГЭС».
Следующее. Мы хотим немедленно интенсифицировать работы по строительству дополнительного водосброса с тем, чтобы одна нитка из двух дополнительного водосброса была построена к весеннему паводку. Поскольку до весеннего паводка мы точно станцию не восстановим, точно не будет серьезного расхода через агрегаты, нам нужно, кроме существующего аварийного водосброса, еще иметь дополнительные для того, чтобы не пропустить паводок. Если он будет - в масштабах потребует 6, 8, 10 или, может быть, 12 кубических метров в секунду»
Дамоклов меч по-прежнему висит над Енисеем…
http://www.stoletie.ru/obschestvo/vodanoj_chernobyl_2009-08-19.htm