Русская беседа
 
29 Марта 2024, 04:59:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: День памяти святителя Иоанна Златоуста  (Прочитано 4527 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 08 Февраля 2021, 19:09:56 »

Слава Богу за всё Крестный путь Святителя Иоанна Златоуста



Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст воссиял на духовном небосклоне в IV веке н.э. в Византийской империи. Церковь уже пережила эпоху страшных гонений, но еще происходило великое смятение духа. Одни чувствовали спасительность христианства и шли за него на страдания, другие же были отравлены ядом язычества, с его гибельными суевериями и растлением нравов. Особую опасность представляли собою ереси, самой опасной и распространенной из которых было арианство. В это время Господь даровал Церкви величайших богословов и борцов за христианское учение. Вашему вниманию представляется фильм-рассказ профессора МДА М.М. Дунаева о трудах и трагической судьбе Вселенского Учителя Церкви Святителя Иоанна Златоуста в местах, связанных с его житием (современная Турция и Абхазия).

Россия, Киностудия "Отечество"

Авторы: Виктор Шкурко, Михаил Дунаев

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=BRnXNZ5K7eA
« Последнее редактирование: 26 Ноября 2023, 08:03:01 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 09 Февраля 2022, 13:33:40 »


О великом даре святителя Иоанна Златоуста

Иерей Андрей Чиженко


Иногда ты почти тонешь в бушующем житейском море, захлебываешься от внешних суровых волн и внутренних нестроений. Порой так сложно удержаться на этой тонкой золотой тропочке Православия. Иногда тебе кажется, что не хватит сил идти дальше…


Святитель Иоанн Златоуст толкует Павловы Послания   

Но, оглядываясь назад в историю родной Церкви, видишь не руины, а мощные непотопляемые скалы духа. И выбираешься на их спасительную твердость, выбираешься молитвенно или в духовном чтении, соприкасаясь с совершенно удивительными житиями, которые прошли сквозь этот мир по касательной, как сияющие кометы на черном бархате ночного неба.

Это ощущение, мне кажется, складывается от того, что угодники Божии изо всех сил старались жить на земле по небесным законам и постепенно, восходя из степени в степень, приобретали некую равноангельность, уже здесь становясь гражданами Царствия Небесного.

Одним из таких подвижников, ставших великим учителем Церкви, был святитель Иоанн Златоуст.

26 ноября по новому стилю установлен день памяти этого замечательного святого. Обычно днем памяти любого подвижника Божьего является день смерти – день, когда он соединился со Христом и вошел в рай, день его личного воскресения. Но в случае со святителем Иоанном все произошло немного иначе.

Этот угодник Божий умер на самом деле 14 сентября 407 года в праздник Воздвижения Животворящего Креста. Ради праздника день его памяти был перенесен на 13 ноября по старому стилю (26 ноября н. ст.).

Примечательно то, что святой из-за великого смирения никогда не хотел быть ни Константинопольским Архиепископом, ни даже священником. В сочинении «Шесть слов о священстве», ставшим настольной книгой священнослужителей всех поколений, ясно видно, как он ужасается этого высокого равноангельного служения, как отчетливо он осознает все подводные камни и опасности священства, особенно в связи отношений с обществом. И в этом было что-то пророческое. Святитель Иоанн Златоуст четко описал именно те общественные нестроения, которые привели его, в конце концов, почти к крестному, мученическому бытию.

Святой всегда тяготел к монашеской жизни, причем даже не общежительной, но отшельнической.

Но Бог готовил ему иной удел. Светильник не мог укрыться под спудом. Он был поставлен на верху горы, где воссиял всем. Около 374 года после смерти возлюбленной матери Анфусы он удаляется в пустыню. Четыре года проводит в монашеской обители в постах, бдении и молитвах. Затем удаляется глубже в пустыню, где в уединенной пещере подвизается еще некоторое время. Суровая аскетическая жизнь и подвиги сказались на здоровье. У подвижника открывается желудочная болезнь, преследовавшая его всю жизнь. И он вынужден возвратиться в Антиохию около 380 года.

В 381 году его рукополагают во диаконы. В 386 году – во священники. На момент иерейской хиротонии святому было тридцать девять лет.

Ревностный пастырь, блестящий богослов, ритор, философ, получивший прекрасное как духовное, так и светское образование, он глубоко изучает Священное Писание. Но главным его даром, пожалуй, была проповедь.

Известно, что исповедник произносил довольно длинные проповеди. Ему выносили кресло и ставили посреди храма. Он садился в него и начинал проповедовать. Эти гомилии проходили в виде живых бесед с верующими. Они активно участвовали в обсуждении вопросов. Проповеди святителя были яркими, образными и в то же время простыми, доходчивыми. Еще в Антиохии Иоанн получает прозвище Златоуст.

Кроме того угодник Божий много времени уделял делам милосердия. При нем Антиохийская Церковь ежедневно кормила до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и болящих.

При этом сам святой жил очень просто. Питался скудно, одевался бедно, совершенно не обращая внимания на внешний вид. Однажды даже Александрийский Патриарх Феофил обиделся на него за то, что святой, уже будучи Предстоятелем Константинопольской Церкви, встречая его, накрыл скудный стол. На такие мелочи Иоанн Златоуст совсем не обращал внимания. Главной была душа, устремлявшаяся к Богу.

В 397 году Константинопольская кафедра осиротела. Умер Архиепископ Нектарий. Внимание столицы было обращено на антиохийского подвижника, известность которого простиралась далеко за пределы родного края. Его рукополагают во епископа и возводят на Константинопольскую кафедру. Таким образом, святитель, сам того не желая, оказывается Предстоятелем Церкви.

Константинополь того времени представлял собой печальное зрелище. Внешне это был христианский город, с пышностью отправляющий все обряды и богослужения. Внутренне же, сердечно язычество было очень сильно. Нравы императорского двора отличались распущенностью, знать утопала в пороках и роскоши, в то время когда народ влачил нищенское полуголодное существование.

В этот погрязший в роскоши и грехах город и прибывает строгий аскет, праведник и молитвенник святитель Иоанн Златоуст. И великий золотой город – столица мира – его сломить не смог.

Константинопольский архипастырь вначале берется за главное – за исправление жизни духовенства. И примером такой благочестивой жизни был, конечно, он сам. Иоанн Златоуст отказывается от приглашений на различные увеселения да праздничные обеды, распродает богатое имущество Архиепископии: роскошные шторы, мебель, посуду, мрамор. Вырученные деньги пускает на содержание двух больниц и нескольких гостиниц для паломников. В открытую обличает посещение всяческих языческих увеселений – ипподромов, театров с распутными кровавыми постановками и проч. Конечно же, этим всем он вызывает немало гнева и озлобления для привыкших жить в роскоши.

Архипастырь приобретает себе влиятельного врага в лице императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия. В обличительном слове о суетных женщинах царица усматривает намек на себя. Последней каплей становится тот факт, что Евдоксия пыталась отобрать виноградник у одной знатной вдовы, недавно потерявшей мужа. Константинопольский Архиепископ становится на сторону вдовы и защищает несчастную женщину от царского произвола.

Евдокия начинает интриговать против святителя. Под ее покровительством на царской вилле «У дуба» созывается собор во главе с Александрийским Патриархом Феофилом и некоторыми египетскими епископами. Они осуждают Иоанна по сфальсифицированному обвинению в оригенизме. Святителю присуждают ссылку.

Народ же его очень любил. На улицах Константинополя произошло сильнейшее волнение. Феофилу пришлось спасаться бегством. У храма, где пребывал святой, столпился народ, решивший защищать своего архипастыря. Но святитель поступил как истинный последователь Христа. Он так же, как и Спаситель, повелевший святому первоверховному апостолу Петру вложить в ножны меч, сам добровольно сдался во избежание кровопролития. Той же ночью в столице произошло землетрясение. Испуганный император освободил святителя и вернул ему кафедру.

Но все равно это продолжалось недолго.

Вскоре в Константинополе воздвигли колонну в честь Евдоксии. Начались игрища и почти языческие пиршества. Шум мешал проведению храмового богослужения. Никакие увещания и жалобы святителя

Иоанна Златоуста не действовали. Тогда он публично обвинил императрицу, назвав ее беснующейся, неистовствующей Иродиадой.

И снова интриги и ссылка на далекий Кавказ.

В сам день Пасхи 404 года, во время богослужения, Иоанн был взят под стражу. Некоторое время он пребывал под домашним арестом, потом его отправили в Вифинию. Затем еще дальше – в селение Кукуз в Малой Армении. Здесь он проводит в нужде и лишениях три года. Но Евдоксии этого было мало. Ему назначают новое место ссылки – Питиунт (современная Пицунда в Абхазии). Страже дается задание примерно следующего содержания: «Если не дойдет, то это будет хорошо». Представим себе, дорогие братья и сестры, это путешествие! Эту медленную пытку, превращенную в настоящее мученичество! До Питиунта святитель Иоанн не доходит. В местечке Команы силы покидают его. Возле склепа мученика Василиска ему является этот угодник Божий и укрепляет словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Здесь же, в Команах, причастившись Святых Христовых Таин, святитель Иоанн Златоуст со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года. В праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня он воздвиг из своей жизни и свой крест во славу Божию.

Автор Литургии, многих богословских сочинений, вошедших в сокровищницу святоотеческой мысли, труженик на ниве Христовой, много боровшийся за чистоту Православия с ересями, имеющий также отношение и к нашей стране (поставил в Крыму епископа), стал воистину драгоценным алмазом в деснице Божией – драгоценной звездой, сияющей нам Христовым светом на духовном небосклоне.
Константинополь же после осуждения праведника подвергся бедствиям. Пожар обратил в пепел здание сената, на Византию обрушились опустошительные варварские полчища, а в 404 году (тогда же и был осужден святитель) умерла царица Евдоксия.

В 438 году ученик святителя Иоанна Златоуста Патриарх Константинопольский Прокл произнес в храме похвальное слово страдальцу Христову. Народ не дал ему закончить. Люди стали умолять Патриарха о ходатайстве перед императором за то, чтобы вернуть мощи святителя в столицу. Это и было сделано. Сын Аркадия и Евдоксии Феодосий II отправил за мощами посольство на Кавказ. Но посланники не смогли взять мощи. Тогда император написал святому покаянное письмо, в котором просил простить своих родителей за совершенный ими грех перед ним. Письмо было прочитано перед гробницей. И после всенощного бдения святой позволил взять свои мощи. По перенесении в Константинополь они были поставлены в храме святой мученицы Ирины. От них произошли исцеления.

День и ночь толпы народа шли к любимому святому. Утром мощи были внесены в церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» – и те, кто ближе всех стоял к раке во главе с Патриархом Проклом, увидели, как святитель Иоанн Златоуст открыл уста и произнес: «Мир всем!»

И сейчас, странствуя, а иногда и утопая в волнах житейского океана, хочется верить, что это архиерейское святое благословение праведника простирается и на нас – христиан XXI столетия. А слова святого мученика Василиска тоже, мне кажется, можно перефразировать в «Не унывайте, братья и сестры, завтра в восьмой день – мы будем вместе».

И в сердце, несмотря на грозную бурю, рождается в муках и страданиях Пасха. Ведь Господь наш Иисус Христос, как тогда, в начале V века, так и сейчас, – с нами и в нас. Главное, пожалуй, с Божьей помощью никогда этого не забывать.

Святителю отче Иоанне Златоусте, моли Бога о нас!


https://pravoslavie.ru/98954.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 09 Февраля 2023, 00:56:06 »


Заветы жизни святого Иоанна Златоустого

Слово в день памяти святого Иоанна Златоустого

Священномученик Иоанн Восторгов




Кто из православных христиан не слышал имени святого Иоанна Златоустого? Едва ли есть другой из чтимых святых, кого бы Церковь Христова поминала так часто, — почти каждый день во всех своих священных храмах. Ему мы обязаны составлением божественной литургии, чаще всего совершаемой в нашей Церкви; ему мы обязаны многими чудными и доселе трогающими всякое сердце молитвами. Его жизнь навеки полна поучений, как пример: твердой веры, бестрепетного служения долгу, не взирая ни на какие препятствия, беспредельной преданности святой Церкви и сопряженной с великими трудами и подвигами любви к своим ближним. Его многочисленные сочинения – проповеди, наставления, толкования слова Божия, книги, письма и послания, – все это на вечные времена остается непревзойденным образцом глубокомыслия, красноречия, горячности любящего сердца и неисчерпаемого назидания для верующих всех веков, стран и народов.

Такого-то великого из величайших святых прославляем мы сегодня нарочитым праздничным торжеством, по случаю дня его святой мученической кончины.

"Златозарного и златословесного почтим Златоустого Иоанна, всё позлатившего златовидным сиянием учения и мир языком просветив, злата светлейшим и света полнейшим, источающим благодать Божественную." Так прославляет великого святителя песнь церковная. Полторы тысячи лет пред его невиданными дарованиями ума и слова и пред подвигом его жизни преклоняется мир христианский, и сколько будет существовать Христова Церковь, она никогда не забудет об этом праведнике, вселенском учителе и светильнике. Из его творений всегда будут черпать мудрость и озарение благочестивые души, его примером будут всегда назидаться ищущие назидания.

И ныне, в день праздника в честь угодника Божия, мы не только помянем его благодарною хвалою и усердною к нему молитвою, не только в песнях возвеличим Златоуста, – хотя и наперед знаем, что трудно выразить словами величие его дарований и святости, – но постараемся найти в его жизни себе уроки и наставления, найти примеры для подражания.

Конечно, нельзя подражать его блистательным дарованиям ума, познаний и единственного, воистину неподражаемого красноречия, которое и дало на все века ему одному принадлежащее похвальное именование Златоустого. Это – Божий дар. Но некогда сам Златоуст, восхваляя апостола Павла и дивясь его величию, заметил в назидание слушателям: «Хотя он был и Павел, все же был он человек». Так точно и мы теперь скажем об Иоанне: хотя он был и Златоуст, все же он был человек, и многое человеческое в нем нам близко, доступно и для понимания, и для подражания.

Рожденный в семье богатой и знатной, получивший самое высокое образование по своему времени, с юных лет видевший признание своих блистательных талантов, проживая в столичном городе всего Востока, имея пред собою самую блестящую будущность в мирском служении, святой Иоанн, однако, все свои исключительные дарования, все способности, все силы, все сокровища души своей отдал Богу и посвятил на служение Церкви. Смиренно уклоняясь в молодости от почести епископства, он то состоит чтецом при церкви в родном городе Антиохии, то удаляется в горы и простым монахом-послушником служит пустынным отшельникам, то удаляется в затвор в пещеру, а потом, возвратившись в силе духовной обратно в мир, он долго служит в церкви диаконом, потом простым рядовым священником. Кругом его раздаются восторженные хвалы его мудрости, его неподражаемому красноречию, а он остается все тем же смиренным служителем Церкви Христовой: посещает больных, благотворит бедным, неустанно совершает богослужения, неустанно проповедует, изъясняет Священное Писание, поучает верных. Он радуется радостями пасомых, он скорбит их скорбями. Не раз, слабый здоровьем, он не выдерживал такого неустанного и беспрерывного труда и в изнеможении возлегал на одр болезни, но при первой возможности, еще больной и слабый, он снова становится на дело своего пастырства и учительства. Глубоко верил святой Иоанн и нам завещал, что только служение Церкви несет спасение миру и человечеству, что только углублением и расширением христианских правил веры и благочестия можно благоустроить нашу земную жизнь.

Хочешь ли ты, христианин, пройти через жизнь и оставить по себе след благотворный? Хочешь ли, чтобы твое существование не было пустым и бесплодным? Хочешь ли ты принести благо людям, усилить добро, уменьшить зло? Нигде и ничем ты не можешь достигнуть этого, как в Церкви Божией и служением Церкви. И будешь ли ты рядовой мирянин или влиятельный член церковного общества, будешь ли ты беден или богат, одаренный способностями или самый заурядный человек, — это решительно все равно: в меру сил, в меру возможности и трудись для Церкви Христовой в рядах верных её сынов, ей служи, ей помогай, её учение и заповеди исполняй, блюди всячески её интересы и нужды, и ты всегда будешь испытывать полное душевное удовлетворение, ты принесешь неприметно миру долю пользы, и жизнь проживешь ненапрасно. Пусть будут в Церкви самые сильные волны, самая жестокая буря – непорядки и нестроения; их было немало и при Златоусте. Но поэтому-то еще сильнее нужно любить ее, еще пламеннее заботиться об её силе и действии. Пусть будет много пастырей недостойных, – их было еще больше при святом Иоанне. Но поэтому-то еще больше мы должны заботиться о том, чтобы Церковь Христова, это сокровище мира, оставалась целою и неповрежденною. Христос, Кормчий корабля церковного, спасет и сохранит Свою Церковь.

Сие да мудрствуется и у нас, по завету жизни и слова святого Иоанна. Прекрасно изображает он силу и влияние всецерковного союза и молитвы. «Как пристань на море, защищенная от ветров и волн, дает полную безопасность входящим в нее судам, так и дом Божий, как бы исторгая входящих в него из бури мирских дел, дает им стоять спокойно и безопасно и слушать слово Божие. Храм есть школа добродетели, училище любомудрия не только во время службы, но и раньше и после неё. Войди в преддверие, и как бы ветерок какой-то духовный повеет на твою душу. Эта тишина внушает страх и учит любомудрию; возбуждает ум и не дает помнить о настоящем, но переносит тебя с земли на небо. Если же так полезно быть здесь и без собрания, то какую пользу получают здесь присутствующие и какую потерю несут отсутствующие тогда, когда пророки возглашают, когда апостолы благовествуют, когда Христос стоит посреди, когда Отец одобряет происходящее здесь, когда Дух Святой сообщает Свою радость?»

С великим старанием святой Златоуст прилагал все заботы к тому, чтобы слово Христова благовестия огласило все концы земли и все дальние и ближние народы. Армения и Финикия, Персия и Черноморские пределы, и, что особенно нам дорого, наши предки на Днепре, в пределах нынешней нашей России, слышали слово Божие из уст проповедников, посланных святым Иоанном Златоустом, когда он из Антиохии возведен был на высоту кафедры патриаршего престола в Константинополе.

С величайшим мужеством отстаивал святой Златоуст истину Христову от покушений на нее со стороны еретиков и язычников. Самую власть императоров он считал призванною охранять Церковь совне силою государства, в то время, как пастыри церковные должны укреплять Церковь силою слова и христианского доброго жития своего собственного и своей паствы. «И мы ведем войну (с ересями), — говорил Златоуст, – но наша война не живых делает мертвыми, а мертвых живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех». <…>

Любовь святого Иоанна Златоуста к людям была безмерная; любовь к бедным и неимущим несказанная, ибо им он роздал в молодости все свое имение, а в годы патриаршества продавал даже украшения и сосуды церковные, чтобы на вырученные деньги кормить нищих и убогих. С мужеством и пастырскою твердостью он увещевал богатых, чтоб они помогали от своих имений бедным, хотя за это был многими ненавидим и терпел укоризны и преследования. «Многие, – говорил он, – осуждают меня за то, что я нападаю на богачей. Но зачем же они несправедливы к бедным? Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты – грабитель? Осуждаю тебя. И бедняки и богачи – равно мои дети». «Не только присвоять себе чужое, но и не уделять части своего имущества бедному уже есть грабительство».

Больше всего на свете боялся Златоуст нечестия. Он поучал, что «есть одно только зло – грех, и нет другого блага, кроме добродетели».

Зависть к его дарованиям и высокому положению, ненависть к нему за обличения греха и нечестия сплели Златоусту терновый венец страданий. Сама жена царя и окружающие ее суетные женщины, обличаемые богачи, низлагаемые за беззаконие и нечестие епископы и клирики, – все, соединившись вместе, достигли того, что Иоанна Златоуста судили судом неправедным, лишили кафедры и сослали в далекое изгнание. Он умер в ссылке на берегу Черного моря, в пределах нашего отечества, в местечке Команы, в храме с. Василиска, 14-го сентября 407 года. Но во всех гонениях и преследованиях ни на один момент святой Иоанн не отступил от своего долга пастырского: до конца он служил, проповедовал, утешал, обличал, увещевал, делал распоряжения, клонящиеся ко благу церкви. Он говорил: «Пусть станет против меня все: поношение, брань, насмешки, клевета, меч, огонь, голод, болезнь и все жестокое, что ни случается в этой жизни, – я пойду своим путем». Такова сила преданности своему долгу у святого Иоанна Златоуста.

Велико было его незлобие и прощение врагов, велико было его терпение в ссылке, где выносил он грубое обращение стражей, зной и стужу, голод и жажду. Трогательна его святая кончина. Стражи влекли его на край империи, в дикие страны, в ссылку и изгнание. И вот, от страшных мучений он стал изнемогать; видимо, близился его конец. В уединенной церкви мученика Василиска, близ г. Коман, остановился он и спутники его. Ночью явился ему святой мученик и сказал: «Мужайся, Иоанн! Завтра мы будем вместе». На следующий день стражи снова повлекли святого Иоанна дальше, но, видя полное его изнеможение и близость его кончины, принуждены были возвратиться назад. Святой Иоанн просил у священника белые новые священные одежды; чистый и непорочный, в белых чистых ризах, воспел он последнюю земную песнь Господу словами тех чудных молитв, которые сам составил и оставил для Церкви; горячо молился умирающий праведник; с верою и надеждою жизни вечной причастился он в последний раз святых Христовых Таин. Потом в изнеможении он возлег во храме на пол у алтаря Господня, – он, весь век служивший Церкви, храму и алтарю, перекрестился и сказал последнее земное слово: «Слава Богу за все!» Тут он вытянулся, вздрогнул, и взор его угас, и душа отлетела к Богу. То был день Воздвижения Креста Господня; свой крест жизни святой Иоанн донес до самого порога вечности с любовью и самоотвержением. Так укрепился, а не ослабел его дух от борьбы и страданий.

Сам Златоуст писал из ссылки своей, с места страдания: «В борьбе дух человеческий укрепляется самыми испытаниями, которые он претерпевает. Такова природа скорбей: они возносят превыше всех страданий тех, кто испытывает их спокойно и великодушно. Деревья, вырастающие в тени, лишены крепости и становятся неспособны производить плоды; те же, которые предоставлены всем переменам воздуха, порывам ветра, лучам солнца, – полны силы, одеваются листьями, покрываются плодами».

Так и мы, подражатели жизни святого, в заботах о распространении и славе имени Христова и Церкви святой, о первенстве и господстве святого нашего православия, по примеру и завету св. Златоуста, прежде всего жизненным христианством, в меру сил, нам данных, должны святить имя Божие и благовествовать Его славу.

Без конца мы могли бы сплетать венец похвал ныне прославляемому вселенскому учителю, но и сказанного довольно, чтобы горяча была ныне наша молитва к нему: «Уст твоих, якоже светлость огня воссиявши благодать, вселенную всю просвети, не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Христа Бога спастися душам нашим». Сказанного довольно, чтобы мы, преклоняясь пред дивною святостью Златоустого учителя, учились его добродетелям. Сказанного довольно, чтобы ныне разумно и сознательно, с любовью и усердием прославить праведника и прославить Бога, давшего крепость духа Златоусту и венчавшего его нетленным венцом праведности. «Есть ли, – спрашивает один святой учитель церковный (св. Исидор Пелусиот), – есть ли столь бесчувственный человек, который не возблагодарил бы Провидение, даровавшее миру столь блистательное светило?»

И уместно пред молитвою к святому сказать похвалу ему словами святой Церкви: «Земной ангел и небесный человек, ластовице богоглаголивая, многогласная, добродетелей сокровище, равностоятель святых ангел, апостолов единонравен, – в песнях да возвеличится Златоуст!»

Аминь.


14 ноября 1907 года

http://www.pravoslavie.ru/50020.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 26 Ноября 2023, 08:10:30 »

Святитель Иоа́нн Златоуст, архиепископ Константинопольский


День памяти - 26 ноября

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский – один из трех вселенских святителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два Слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике – науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного богослужения: составил чин литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395–408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска († ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, патриарх Константинопольский (434–447), совершая богослужение в храме Святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408–450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император в раскаянии написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года, весь город во главе с патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» – и патриарх Прокл со многими стоявшими у раки увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.

В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода мощи святителя были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, большая часть мощей святителя были возвращены Константинопольской православной церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул). В Ватикане были оставлены небольшие частицы мощей святителей.

Как минимум две реликвии претендуют на то, чтобы считаться головой Иоанна Златоуста, одна хранится в монастыре Ватопед на горе Афон, другая в Храме Христа Спасителя в Москве.

Другие части мощей святителя находятся на Афоне в монастырях Филофей, Великой Лавре, Дохиар, в монастырях Метеоры, в церкви Святого Иоанна Златоуста в Венеции.



Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

Уст твои́х я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Иоанну Златоусту, глас 6

От Небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу,/ Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко Боже́ственная явля́я.



Молитва святителю Иоанну Златоусту

О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Ты еси́ отроко́м — послуша́ния о́браз, ю́ным — целому́дрия свети́ло, муже́м — трудолю́бия наста́вник, ста́рым — незло́бия учи́тель, и́ноком — воздержа́ния пра́вило, моля́щимся — вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим — ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым — сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим — милосе́рдия звезда́, нача́льствующим — правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем — дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым — терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши. Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть соу́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-zlatoust
« Последнее редактирование: 26 Ноября 2023, 08:13:04 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!