Русское знамя альтернативной экономикиИсполнилось 160-лет великому экономисту, мыслителю и гражданинуСергей Федорович Шарапов (1.06.1855 – 9.07.1911) – русский экономист, военный и политический деятель, издатель, публицист. Родился 1 июня 1855 года в имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской губернии в родовитой дворянской семье. По окончании 2-й Московской военной гимназии (которую окончил с отличием) продолжил образование в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге, которое вскоре был вынужден покинуть из-за болезни матери, не кончив полного курса, но получив специальность сапера. С началом освободительной войны на Балканах Шарапов отправился добровольцем в Боснию. Работал в качестве парижского корреспондента ведущей российской газеты «Новое время».
Вернувшись осенью 1878 года на родину, он вышел в отставку и занялся сельским хозяйством, поселившись в Сосновке. Прославился как изобретатель плугов новой системы, которые с успехом экспонировались на многих выставках (получил 16 наград, в том числе 10 первых). Он явил собой пример той части дворянского сословия, которая не растерялась в условиях реформ, начавшихся в эпоху Александра II, и показала свою способность вести хозяйство в новых условиях (а не продавать и закладывать земли «новым хозяевам» жизни и вести праздный образ жизни в заграницах). В Сосновке им был построен прекрасный двухэтажный дом, куда он любил приезжать из Москвы и Петербурга и в котором были написаны многие его статьи, книги, романы.
В нескольких километрах от Сосновки находилась деревня Заборье. Там была организована система каскадных прудов, где разводили рыбу, в том числе и осетров. В Заборье был прекрасный храм Преображения Господня. Сергей Федорович оказывал помощь в благоустройстве храма. На кладбище этого храма он был похоронен летом 1911 года.
С.Ф. Шарапов работал в журнале «Русская беседа», создал и выпускал газету «Русский труд» (в 1897—1902, с перерывами). Издал «Московский сборник» (1887), куда вошли произведения М.Д. Скобелева, А.А. Киреева, Ф.М. Достоевского, И.С. Аксакова и др., и сборник « Теория государства у славянофилов» (1898), включавший труды И.С. и К.С. Аксаковых, А.В. Васильева, А.Д. Градовского, Ю.Ф. Самарина. Автор книг: «Министерство земледелия и его задачи в России» (1882), «Будущность крестьянского хозяйства» (1882-83), «По русским хозяйствам» (1881), «А.Н. Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки» (1893), «Франция и славянство» (1894), «Бумажный рубль» (1895), «Как ликвидировать золотую валюту» (1899) и других.
В плане государственного строительства свои надежды Шарапов связывал с сильным государством, которое, опираясь на систему самоуправления, смогло бы добиться «приведения капиталистического потока в некоторые рамки». У него был свой проект устроения «национального, исторического русского земско-самодержавного строя». На этот счет он писал: «История и наша печальная действительность учат, что чем сложнее становится бюрократическая машина, чем более звеньев отделяет верховную волю от народа, тем большие препятствия сопровождают применение этой воли, тем труднее поддержание в полной исправности правительственного механизма...»
Идеалом Шарапова была независимая от западных стран развитая экономика, регулируемая сильной самодержавной властью, имеющей традиционно нравственный характер. Даже покупательная стоимость рубля, по мнению Шарапова, должна оставаться на нравственном начале всенародного доверия к единой, сильной и свободной верховной власти, в руках которой находится управление денежным обращением.
Шарапов был убежден, что самодержавное государство должно играть в экономике ту роль, какую на Западе играют крупнейшие банки и биржи. Такое государство ограничивает возможности хищной, спекулятивной наживы, создает условия, при которых паразитический капитал, стремящийся к мировому господству, уже не сможет существовать.
Вместо шаткой и колеблющейся золотой валюты, связанной со всеми неурядицами мирового рынка, Шарапов предлагал введение «абсолютных денег», находящихся в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение. Введение абсолютных денег ликвидирует господство биржи, спекуляцию, ростовщичество. Шарапов не был противником частного предпринимательства, но считал, что оно должно носить производительный характер, увеличивая народное богатство.
Анализ произведений С.Ф. Шарапова показывает, что большинство его идей о государственном устройстве страны, организации денежного обращения, структуре кредитной системы хоть и являлись утопическими для XIX века, были фактически реализованы в эпоху советской власти. Так, например, кредитная реформа в СССР 1930-1932 годов была осуществлена в соответствии с идеями Шарапова. Его прогнозы о политическом развитии страны во многом оправдались, многое из высказанного им не потеряло своего значения и поныне, что, безусловно, ставит его в один ряд с выдающимися экономистами России. Главным трудом Шарапова по экономике можно считать «Бумажный рубль» (1895). Его творчество замалчивалось еще при его жизни как либеральной печатью, так и левыми революционными силами. В советский период на исследование творчества С.Ф. Шарапова было наложено табу. Лишь в начале 90-х годов XX века исследователи стали обращаться к его наследию.
В пользу того, что его наследие востребовано, говорит тот факт, что в начале 2012 году в Москве инициативной группой во главе с известным экономистом В.Ю. Катасоновым было создано Русское экономическое общество им. С. Шарапова (РЭОШ). Главной целью Общества является формирование православной альтернативы, православного представления об экономике. Формирование такого представления предполагает прежде всего возвращение русскому человеку того богатейшего духовного и интеллектуального наследия, которое на протяжении многих веков накапливалось в христианском мире.
В прошлом году группа членов Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова (РЭОШ) в составе В.Ю. Катасонова, В.В. Макарука, М.В. Смирнова посетила родину великого экономиста, мыслителя и гражданина, именем которого названо общество.
Некогда цветущий островок русской жизни, сегодняшняя Сосновка и ее окрестности стали достаточно безлюдным местом. Дом Шарапова сгорел в 1989 году. Чудом сохранилась на церковном кладбище могила Сергея Федоровича.
Посмотреть на места Шарапова приезжали гости из-за границы (в частности, из Финляндии и Венесуэлы). А вот из России и даже из Вязьмы (она находится от Сосновки на расстоянии 25- 30 километров) никто на могилу Сергея Федоровича не приезжает. В краеведческом музее Вязьмы, правда, есть скудная экспозиция по Шарапову. В 2011 году неимоверными усилиями удалось в Сосновке установить памятный камень Шарапову. Но при необратимых утерях важных материальных свидетельств жизни и творчества С.Ф. Шарапова у нас все равно остаются плоды его интеллектуального творчества.
Сергей Федорович много размышлял о будущем России. Одна из его работ так и называется «После победы славянофилов». В ней Шарапов размышляет каким будет мир после победы национально ориентированных сил? Какой могучей и процветающей станет Россия после прихода к власти духовных наследников великих русских мыслителей — славянофилов К.С.Аксакова, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова? Как одолеть смуту, уничтожить бюрократизм, отвергнуть диктат мировых банков и решить еврейский вопрос? В том числе и за честный нелицеприятный анализ последнего труды славянофила С.Ф.Шарапова, в течение ста лет не издавались. Между тем, вот что писал на эту тему Сергей Федорович в статье «Социализм как религия ненависти» в 1907 году : «Еврейский вопрос – религиозный лишь косвенно, и не на этой почве предстоит борьба; суть еврейского вопроса заключается исключительно в расовых свойствах еврейского племени, как прирожденных, так и воспитанных несколькими тысячами лет гнета и борьбы с другими расами и племенами. Именно в силу этих свойств борьба возможна лишь до тех пор, пока евреи не перешли по своей численности и общественному положению известной границы. На Западе эта граница перейдена давно, у нас определенно сказать еще нельзя, но, судя по безуспешности борьбы, которую от времени до времени начинает государственная власть, граница эта перейдена тоже, и можно повторить лишь: «поздно».
Да, поздно, поэтому у нас нет и не может быть теперь никакой сколько-нибудь реальной и осуществимой программы по еврейскому вопросу. Нечего предложить, не о чем хлопотать. Бесполезность каждой проектируемой меры, несостоятельность каждого возможного направления в еврейской политике бьет в глаза. Возьмем главные пункты:
Возврат к древнерусскому взгляду: удаление всех евреев без всякого исключения. Очевидный абсурд. Некуда удалять, да и средств не найдется.
Малороссийский взгляд: уничтожение излишних, то есть погромы. Нужно ли говорить, что в современном государстве этот возмутительный сам по себе и нехристианский взгляд даже немыслим?
Полное уравнение прав, уничтожение черты оседлости и пр.? А Галиция? А современная Франция, Венгрия, Австрия, Германия? …славяне по своей природе особенно идеалистичны, то есть особенно беззащитны в борьбе с евреями. Наконец, политика слияния. Смешанные браки, переход евреев в христианство? Увы! Это тоже не решение вопроса. Еврейская кровь, влитая в арийскую, претворяет ее до такой степени, что новая раса становится своего рода бичом Божиим среди того народа, который этот опыт в больших размерах проделал. Что же касается перехода евреев в христианство, то при ослаблении в нас церковного духа и веры каков будет в новой вере гораздо более крепкий духовно еврей и по каким мотивам он здесь очутится? Не говорим об исключительных случаях искреннего перехода единиц, но огромное большинство разве не делает из этого акта очевидного гешефта?
Можно ли об этом серьезно говорить? Не наоборот ли? Не следовало ли бы установить более осмотрительный и строгий прием евреев в христианскую сферу? Мы глубоко убеждены, что еврейский вопрос неразрешим. Оттого так тяжело и грустно о нем говорить».
Но главный пафос трудов и деятельности Шарапова, конечно, не борьба и инородцами, а беззаветная вера в Россию, в её способность к возрождению. Недаром друг Сергея Федоровича С.Эфрон после его смерти писал. Шарапов «пламенно верил», что «как бы мы низко не упали, до какой бы нищеты материальной и духовной не дошли, Россия таит в себе все нужные силы для возрождения, счастья, величия».
Подготовил Святослав Иванов
http://www.voskres.ru/literature/critics/ivanov12.htm