Толкования на ветхозаветные чтенияКнига Притчей Соломоновых, 11В понедельник четвертой седмицы Великого поста (Притч. ΧΙ, 19–31; ΧΙΙ, 1–6). Гл. XI, 19. Сын праведный раждается в живот, гонение же нечестивого в смерть (а нечестивый бежит к смерти).
Сын праведный рождается в жизнь. Это значит, что удел праведного, предназначенный ему с самого рождения, есть жизнь, — благополучное состояние в жизни настоящей и будущей, или если не в настоящей, то непременно в будущей. Мысль та же, что в словах Апостола: «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тимоф. ΙV, 8 ). В противоположность судьбе праведного, удел нечестивого есть смерть, — т. е. погибель временная и вечная. И если он избежит первой, благополучно доживет до глубокой старости; по долготерпению Господа, ожидающего от него покаяния, то никак не избежит вечной. Он бежит к погибели с поспешностию охотника, гоняющегося за своею добычею. Собственно он спешит жить, насладиться жизнию, извлечь из ней все, что́ она может дать ему приятного для его самолюбия и чувственности; но это все равно, что он спешит к своей погибели; он её не подозревает, о возможности её не помышляет, но чем быстрее он идет путем нечестия, тем ближе к нему погибель.
20. Мерзость Господеви путие развращенни (кривые), приятни же Ему вси непорочнии (неоскверняющиеся)
в путех своих.Пути развращенные противополагаются здесь путям людей непорочных, не оскверняющих себя греховною нечистотою. Нечистота внешняя — гниение и зловоние, — возбуждает в нас отвращение и омерзение. С сим омерзением и отвращением отождествляется негодование Господа против ходящих кривыми путями, т. е. отступающих от заповедей Его. Это отступление — тоже пред Ним, что зловоние пред человеком. Напротив благоволит Господь к тем, которые берегут себя от нечистоты греховной и боятся уклониться от путей Его заповедей.
21. В руку руце вложив неправедно, не без муки будет злых (не останется без наказания)
. Сеяй же правду приимет мзду верну.Каково семя, таков и плод. Кто любит неправду и для успеха в делах неправды соединяется с другими, действует с ними заодно, держась рука за руку, тот не останется без наказания, и если попадется в преступлении, не оправдает себя тем, что не он один совершил его, что с ним участвовали другие. Но благо сеющему правду: труды его для преуспеяния в правде, — благочестии и добродетели, — не останутся без награды от Бога, как не остаются без награды труды земледельца, который с потом и слезами засевает свою ниву, за то с радостию собирает обильную жатву.
22. Якоже усерязь (кольцо)
златый в ноздрех свинии, тако жене безумней (безрассудной)
лепота.
Лучшим украшением женщины служит благоразумие вообще и в частности благоразумие, состоящее в сохранении целомудрия и скромности, в удержании себя от плотских искушений, унижающих достоинство разумного существа. Красота лица теряет цену в женщине безрассудной, не дорожащей своею честию. Красота к ней также не пристала, как не пристало свинье золотое кольцо в ноздрях. Это драгоценное украшение свойственно только людям (Быт. XXIV, 26. Иезек. XVI, 22), а отнюдь не животному глупому, похотливому и нечистоплотному, на которое, к прискорбию, походит иногда женщина безрассудная, — утратившая скромность и целомудрие.
23. Желание праведных все благое, надежда же нечестивых погибнет.Желания праведных Богоугодны, и потому надежда их получить желаемое не погибнет, не бывает тщетна, — благие желания ведут ко благу. Напротив желания нечестивых нечестивы и беззаконны, и потому надежда их на исполнение своих преступных желаний погибнет, — окажется тщетною, — по неблаговолению Божию к тем, которые не ищут Его благоволения путем Богоугождения. Таков общий закон, и если нечестивые достигают своих целей, получают то, чего желают, то недолго приходится им наслаждаться своими приобретениями.
24. Суть, иже своя сеюще множайшая творят (получают)
, суть же и собирающе чуждая умаляются (беднеют).
В сем стихе содержится поощрение к благотворительности. Многие, даже добрые и благочестивые люди, или совсем удерживаются от благотворений, или скудно благотворят по опасению обеднеть и разориться вследствие щедрости. Премудрый устраняет это опасение, указывая на промышление Божие о благотворителях. Наблюдение над путями провидения Божия удостоверяет, что люди сеющие своя, — сыплющие, расточающие на бедных свою собственность, — не только не беднеют, но еще обогащаются, — множайшая творят (получают) (слич. 2 Коринф. IX, 10. 11). Опасность обеднения и раззорения грозит скорее тем, которые собирают чужое, т. е. не только не благотворят, но еще присвояют себе неправдою, насилием и обманом чужое.
25. Душа благословенна всякая простая, муж ярый не благообразен.Душа простая противополагается здесь человеку ярому, гневливому; следовательно простая душа тоже, что человек простодушный и потому необидчивый, чуждый самолюбия, легко раздражающегося. Такой человек поистине благословен, — он привлекает к себе общее расположение и почет, ибо со всеми уживается. Напротив человек ярый, чуждый простодушие и крайне обидчивый, бывает неблагообразен, т. е. ведет себя неблагопристойно в отношении к ближним, ни с кем не уживается, всякого готов оскорбить, и потому у всех на худом счету: его не благословляют, а порицают.
26. Удержаваяй пшеницу, оставит ю языком (язычникам)
, продаяй пшеницу скупо (поднимающий цену на пшеницу)
от народа проклят, благословение же Господне на главе подавающаго (раздающего).
В сем стихе содержится предостережение от немилосердия. Есть хлебные торговцы, которые в урожайные годы накопляют большие запасы хлеба и приберегают их в ожидании неурожайных годов, не для того, чтобы по дешевой цене отпускать хлеб нуждающимся, а для того, чтобы воспользоваться их нуждою и сбыть им хлеб за дорогую цену.
Надежда их разжиться на счет бедных ближних не всегда сбывается. Вторгаются в страну соседние язычники, грабят и опустошают ее, добираются и до хлебных торговцев и накопленный ими хлеб, который они надеялись продать дорогою ценою соотечественникам, присвояют насилием. — Другое наказание корыстолюбивых и жестоких торговцев состоит в том, что за поднятие цены на хлеб в неурожайное время, народ проклинает их, осыпает их порицаниями, называет грабителями и душегубцами, желает им всякого зла. Но благо тем, которые не только не притесняют ближних продажею за непомерную цену насущного пропитания, но еще даром раздают его: на их главе почивает благословение Господне, и по силе этого благословения они не испытывают скудости, — средства для благотворения у них не истощаются.
27. Творяй благая ищет благодати добры, ищущаго же злая постигнут его.Идет речь о неизбежном воздаянии за добро и зло. Кто творит благие дела, служит ими Богу и людям, тому благо от Бога и от людей: творить добро в этом случае тоже, что искать этого блага, этой благодати или милости благой. Напротив, кто стремится к злу, ищет случаев и способов сделать злое или беззаконное дело против Бога и ближних, того постигнет зло. За злом преступления неизбежно следует зло наказания от Бога и от людей. Часто случается, что злой человек сам попадает в беду, которую готовит ближнему.
28. Надеяйся на богатство свое, сей падет: заступаяй же праведных (держащийся за правду)
возсияет (возрастет).
Богатство — ненадежная опора житейского благосостояния. Она не спасет надеющегося на него от падения, — от обнищания и уничижения, — в день гнева Божия. Должно искать опоры для жизни не в богатстве, а в правде. Кто крепко держится за правду, ревнует угодить Господу подвигами благочестия и добродетели, того Господь ущедрит и земными благами: из нищеты и унижения он возрастет, т. е. поднимется на высоту величия и славы, по силе Господа, Который «из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего» (1 Царств. II, 8 ). Слово: возрастет, весьма знаменательно. Оно наводит читателей на сравнение ревнителя правды с растением, посаженным на благоприятной почве. «Праведник яко финик процветет и яко кедр иже в Ливане умножится».
29. Не сматряяй своего дома наследит ветры, поработает же безумный (глупый)
разумному.
Идет речь о пагубных последствиях нерадения о домашнем хозяйстве. Худо пристращаться к земным благам, почитать их главным условием счастия, и ни о чем столько не заботиться, как об умножении и сохранении собственности. Но есть другая крайность, не менее пагубная, — нерадение о домашнем хозяйстве, несмотрение за своим домом, пренебрежение обязанности содержать своих домашних в довольстве, излишнее доверие к наемным слугам, без наблюдения за их верностию и исправностию в порученных им делах по хозяйству. Не жди добра от этого: не смотрящий лично за своим домом доведет себя до разорения, наследует ветры, — т. е. останется ни с чем. Ему притом грозит опасность довести себя до унизительной зависимости от других: глупый поработает разумному. Надобно быть глупым и легкомысленным, чтобы не понять, как непростительно пренебрежение своим хозяйством, и какие могут быть худые последствия от сего. И вот он должен жать, что посеял. Расстроив свое хозяйство, он перестает быть домовладельцем и сам поступает в услужение к чужим людям, может быть даже к тем, которые были в числе его слуг и теперь, благодаря своей сметливости и трудолюбию, сами сделались хозяевами. Глупому свойственно быть под властию разумного.
30. От плода правды древо жизни прозябает (выростает)
: отъемлются же безвременно души беззаконных.Бывшее в раю древо жизни своими плодами предохраняло вкушающих от болезни и смерти. За грехопадение люди изгнаны из рая и с удалением от древа жизни подверглись болезням и смерти. Это наказание за грех простирается с той поры на всех людей, — на нечестивых и праведных. Но есть и некоторое различие в судьбе тех и других. Господь любит праведников и за их ревность об угождении Ему делами правды, — благочестия и добродетели, — не только в загробной жизни дарует им вечное блаженство, но и в здешней жизни вообще награждает их долгоденствием и благоденствием. В этом отношении правда имеет для них значение древа жизни, которое произрастает для них от плодов правды, т. е. от дел правды. Следуя строго правилам благочестия и добродетели, праведные дольше живут и крепче бывают здоровьем, чем беззаконные, сокращающие свое здоровье распутством, буйством, невоздержанием: души их безвременно отъемлются, — преждевременно расстаются с телом. Подобное тому, что сказано здесь о правде, сказано Соломоном о мудрости, ибо и она есть древо жизни (Притч. III, 18. См. паримию в четверг первой седмицы Великого поста).
31. Аще праведный едва спасется, нечестивый же и грешный где явится?Строго карает суд Божий нечестивых и грешных, которых души безвременно отъемлются; но иначе Господь без нарушения Своего правосудия и не может поступать: Он по правде поступает не только с нечестивыми, Бога не боящимися, и вообще с грешными, но и с праведными. Нет ни одного праведника без греха, а грех, в ком бы ни был, ненавистен Господу. Посему и праведники за допускаемые ими грехи достойны гнева Божия, и только по снисхождению к ним, ради их раскаяния в грехах и любви к Господу, спасаются от гнева Божия, но едва спасаются. Каково же должно быть пред судом Божиим положение нечестивых и грешных, не заглаждающих своей виновности покаянием? — Если праведник едва может устоять пред судом Божиим, — то где явится нечестивый и грешный? — Другого места кроме геенны огненной для него не обрящется. — Этот стих Апостол Петр приводит в своем послании для подкрепления угрозы судом Божиим за грехи членам дома Божия — святой Церкви (1 Петр. ΙV, 18). От сего суда не спасет их близость к Богу, как домашних Его.
Гл. XII, 1. Любяй наказание (научение)
любит чувство (ведение)
, ненавидяй же обличения безумен.Мудрость или ведение истины приобретается обыкновенно путем научения от опытных наставников и руководителей. Кто с охотою внимает их наставлениям, смиренно выслушивает от них вразумления и обличения своего невежества и заблуждений, тот этим самым показывает, что он, любит ведение. Но кто не любит, чтобы его учили, терпеть не может обличений своего невежества, или по гордости, — по неосновательной уверенности, что он без сторонней помощи, сам до всего дойдет, все узнает, — или потому, что не ценит блага премудрости, не дорожит им, — тот поистине безумен и останется навсегда таковым.
2. Лучше (наилучший)
обретый благодать от Господа Бога, муж же законопреступный премолчан будет (не будет воспомянут).
Благо человеку, обретшему милость у Бога за свою праведность! Он есть наилучший, — т. е. положение его превосходно. К кому Бог благоволит, того и люди хвалят, и по смерти его не забывают. В сравнении с ним плачевно положение законопреступника: к нему не благоволит Господь, — не будут вспоминать о нем с похвалою и люди, даже совсем забудут его после смерти (премолчан будет). «Память его с шумом погибнет».
3. Не исправится человек от беззаконного (не будет счастлив от беззакония)
: корения же праведных не отымутся (не исторгнутся).
Идет речь о непрочности благосостояния неправедных и о прочности положения праведных. Первые не в Боге полагают основание своего благополучия, не у Него ищут благословения и опоры в своих житейских делах, а все свои житейские расчеты основывают единственно на своем уменьи вести дела. Для успеха их, как свойственно неправедным, они не пренебрегают нечестными средствами. Сначала им все удается, а затем по действию гнева Божия они быстро разгораются, впадают в нищету и в унижение. В этом отношении они походят на дерево, у которого корень подгнил. Такое дерево срубают с корнем: вот наглядный образ непрочности благополучия неправедных! — Не таково положение праведных. «Не видал я, говорит псалмопевец, праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Псал. ХХХVI, 25). Основанием их благосостояния служит благословение Божие, которое они привлекают к себе надеждою на Господа и ревностию об угождении Ему делами благочестия и добродетели. Тверже этого основания быть не может. И в этом отношении они походят на дерево с крепкими корнями. Оно твердо стоит, не боится ни бури, ни зноя, — ибо корни его глубоко сидят в почве, питаемые притом достаточною влагою, и сообщают жизненную силу стволу дерева и ветвям его.
4. Жена мужественная (доблестная)
венец мужу своему. Якоже в древе червь, тако мужа погубляет жена злотворная.Счастлив муж, имеющий доблестную жену, — крепкую духом и телом, силою духа побеждающую немощи своего пола, неутомимо пекущуюся о его спокойствии, о семействе и хозяйстве. Такая жена — венец мужу своему, — или честь и похвала в его глазах и во мнении народа. Но горе мужу, имеющему жену злотворную, своим поведением наносящую только вред своему мужу! О великости этого вреда можно судить по сравнению с вредом для дерева, подтачиваемого червем. Такое дерево чахнет и погибает. Равно и злотворная жена, словно червь, подтачивает здоровье мужа, волнует и терзает его дух, портит детей и истощает его хозяйство.
5. Мысли праведных судбы (правы)
, управляют же нечестивии лести (а нечестивые строят коварства).
Праведные, — благочестивые и добродетельные, — не только словами и действиями не позволяют себе делать несправедливость и обиду ближнему, но даже помыслить об этом боятся. Напротив нечестивые под благовидными словами и делами скрывают замыслы, клонящиеся ко вреду ближнего.
6. Словеса нечестивых льстива в кровь, уста же правых избавят их.Нечестивые не уживаются с благочестивыми и добродетельными. Последние без вины пред ними виноваты. Нечестивые пользуются всяким случаем вредить им, посягают на их честь, на собственность, даже на жизнь, ищут их крови. Чтобы сжить их со свету, нечестивые употребляют словеса льстивые, т. е. выдумывают против них тяжкие обвинения и клеветы, подобные тем, какими Иезавель погубила невинного Навуфея. Но не всегда нечестивым удается погубить правых, — т. е. невинных. Уста правых избавляют их от беды, под которую подводят их нечестивые обвинители. Невинно обвиняемые, сильные сознанием своей правоты, противопоставляют обвинениям оправдание и не только избегают приготовленной им злой доли, но еще бывают свидетелями погибели своих врагов.
Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичскийhttps://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/