Величайший из утраченных навекК 650-летию Чудова монастыряОбитель основана святителем Алексием, митрополитом Московским. Название монастырь получил по церкви Чуда архангела Михаила в Хонах. История этого чуда такова.
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности Херотопа, в древние времена находился храм во имя Архистратига Михаила. Около храма бил целебный источник. Храм был сооружён усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому архистратигу Михаилу. У этого человека была немая дочь. Архистратиг Михаил, явившись во сне отцу немой девушки, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Так оно и вышло: дочь лаодикийца начала говорить…
От радости отец с дочерью и всё их семейство уверовали во Христа и приняли христианство. А к источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников, ощутив на себе благодать Божию, отреклись от идолов и окрестились.
В этом храме в течение 60 лет служил пономарём благочестивый человек по имени Архипп. Примером богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере. Другие же неверы злились на него за это. Они задумали уничтожить храм и погубить Архиппа. Действуя тайно, они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Но святой Архипп стал усердно молиться Богу о спасении храма и людей.
Вдруг возле храма явился архистратиг Михаил, одним ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в неё водам бурлящего потока!
Храм остался невредим.
Увидев это, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и другие жители города прославили Бога за помощь.
Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие, расселина».
А Чудов монастырь в Москве, единственный, освящённый в честь Чуда архистратига Михаила, в свою очередь, был заложен в память о чудесном исцелении женщины от слепоты, которое совершил уже сам святитель Алексий.
Женщина эта — Тайдула, которая сначала была любимой женой отца хана Золотой Орды Джанибека — хана Узбека. В 1341 году Узбек умер, ханский престол перешёл к его наследнику Тинибеку, брату Джанибека. Джанибек в том же году убил не только Тинибека, но и другого своего брата — Хидырбека, захватил власть и женился на вдове отца своего Узбека Тайдуле, сделав её «Великой хатун» — царицей Золотой Орды.
В 1357 году по грехам мужа своего Джанибека или её собственным Тайдула ослепла.
Лучшие лекари всех покорённых монголами стран три года безуспешно лечили царицу. У её ложа побывали знаменитые персидские и арабские врачи — все их усилия были тщетны.
Тогда Джанибек обратился к великому князю Московскому Иоанну Красному с требованием прислать к нему в Орду святителя Алексия:
«Слышали мы, — писал он, — что Бог никогда не отказывал в молитвах вашему главному священнику. Пришлите его к нам. И если по молитве его исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир, а не пришлёте — пойду войной».
После Дюденёвой битвы Москва уже шестьдесят четыре года не знала ордынских нашествий. И вот нависла новая угроза беды. Великий князь Иоанн, которого современники называли не только Красным (за красоту лица), но и Кротким, умолял святителя о спасении Родины.
«Прошение и дело превышает меру сил моих, — ответил святитель Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, Он не презрит молитвы веры».
Святитель Алексий, тогда митрополит Киевский и всея Руси, отслужил молебен с водосвятием при гробе святителя Петра в Успенском соборе Кремля в присутствии высшего духовенства, приближённых князя и многочисленных прихожан. И все они видели, как сама собой возгорелась свеча у раки святого митрополита Петра, хранителя Москвы. Это было всеми принято как благоприятное знамение Господне. Святитель раздробил свечу на кусочки, часть роздал людям, а часть взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года — за месяц до праздника Чуда Михаила Архангела.
Ожидая московского чудотворца, Тайдула увидела сон: как он приближается к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах. Она повелела изготовить облачения, которые увидела во сне.
Путь в Орду тогда занимал около месяца. Святитель прибыл в середине сентября. Он зажёг чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой — и Тайдула прозрела!
В благодарность хан Джанибек снизил для русских размер дани, а Тайдула подарила святителю кремлёвскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды — именно там собирали дань с Руси. Ханский двор перевели в Замоскворечье, на Болвановку.
На месте бывшего ханского посольства святитель Алексий и основал обитель.
Историки считают, что исцеление Тайдулы совершилось именно в день праздника Чуда архистратига Михаила. Поэтому ему и был посвящён новоустроенный московский монастырь.
Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года, — один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году).
Когда митрополит Алексий умер, он был погребён в основанном им Чудовом монастыре, в храме Чуда архистратига Михаила, а в 1686 году его святые мощи перенесли в специально построенную обительскую церковь во имя Святителя Алексия. Рядом с гробницей святителя стоял его жезл и хранилось облачение, подаренное ему ханшей Тайдулой, — то самое, которое она увидела во сне и в котором чудотворец был в момент её прозрения. Великий князь Василий III истово молился у гробниц святителя Алексия в Чудовом монастыре и святителя Петра в Успенском соборе о даровании ему долгожданного наследника: ведь за двадцатилетнее супружество с первой женой, Соломонией Сабуровой, у него не было потомства.
И, когда от второго брака с Еленой Глинской у московского государя родился первенец — будущий Иоанн Грозный, великий князь «радостной душою обеты исполнял». Он заказал две раки для мощей: святителю Петру золотую, а святителю Алексию — серебряную, но готовы они были лишь спустя два года после его смерти, в 1535 году.
В 1504 году во время великого строительства в Кремле заново перестроили соборный храм Чудова монастыря. В престольный праздник 1504 года он был торжественно освящён.
Своего расцвета обитель достигла в начале XVII века — тогда её называли Великой лаврой.
В пожар 1547 года Чудов монастырь сгорел, уцелела только рака с мощами святителя. Спустя полгода, в 1744 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны в монастыре была учреждена кафедра Московского архиерейства. С тех пор обитель стала называться кафедральной. А ещё при Патриархе Филарете здесь открыли греко-латинское училище («патриаршую школу»), ставшее предтечей Славяно-греко-латинской академии. Тут преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг во время никоновской реформы. А в 1658 году он перевёл для государя и Патриарха «дохтурскую книгу» — редчайшее в те времена медицинское пособие. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин: в 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея, старшего сына Петра I. Для него же Истомин написал целую энциклопедию в стихах.
Истомина иногда называют предшественником самого Василия Тредьяковского. Истомин воспел стихами царевну Софью, а потом и брак Петра I с Евдокией Лопухиной. Такие люди многое могли дать молодёжи. Не зря в Чудов монастырь было принято посылать на учение и воспитание детей знатных бояр. По достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранный купец Конрад Кленк, в 1675 году посланный Генеральными штатами и принцем Оранским к царю Алексею Михайловичу для заключения оборонительного и наступательного союза, писал о Чудовой обители, что её скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырём.
В стенах Чудовой обители также жил и работал на благо Церкви Христовой великий иконописец Максим Грек.
В монастыре было четыре храма. Каменный собор Чуда Михаила Архангела построили в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведённая в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году тут был крещён будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Пётр I, в 1818 году — императорАлександр II. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время русско-персидской войны 1826 года. К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826-м. В Благовещенской церкви хранилась чудотворная икона Святителя Николая Чудотворца. Четвёртая — небольшая монастырская церковь — была посвящена апостолу Андрею Первозванному.
В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр и другие сокровища: Евангелие, переведённое с греческого святителем Алексием, «Потёмкинская» митра с бриллиантами, подаренная митрополиту Платону князем Потёмкиным, митра и посох — дар императора Павла I. А библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России. В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи — ключи от крепостей и «знамёна шаховы» — остались на вечное хранение в обители. Здесь же император отслужил благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «за отечество и государя» после подавления восстания декабристов.
Интересно, что кроме основных функций монастырь этот исполнял роль вязницы для высокопоставленных церковных лиц. В 1441 году митрополит Московский Исидор (грек по происхождению) в составе церковной делегации вернулся с Флорентийского собора, на котором он согласился с введением унии на Руси. Этот шаг одобрения в Москве не вызвал: Исидор был низложен и заточен в Чудовом монастыре. Вскоре Исидор сбежал оттуда в Рим, где и умер. Князь даже не стал «за сим лжепастырем» снаряжать погоню, но сделал выводы: это был последний иноземец в чине митрополита Москвы. После него сразу же назначили русского митрополита, святителя Иону.
В 1504 году в Чудовом монастыре содержался в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишённый сана.
В январе 1548 года в Чудов монастырь постригся священник кремлёвского Благовещенского собора и духовник царя Иоанна Грозного Фёдор Бармин — он чувствовал свою вину за мятеж против Глинских. После пожара 1547 года, случившегося вскоре после венчания первого русского царя на престол, именно Бармин пустил в народ молву о том, что бедствие пришло из-за родственницы государя Анны Глинской: якобы она «волхвовала» и навела на Москву пожар. Бояре поддержали этот слух, и царь приказал начать расследование, однако разгорячённая толпа убила князя Юрия Глинского прямо в Успенском соборе…
В 1515 году в монастырь был принудительно пострижен старец Вассиан Косой (Патрикеев). В 1610 году в Чудовом монастыре так же насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский.
А спустя два года там погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в подклеть монастыря поляками. Он даже из заточения рассылал по всей Руси грамоты с призывом бороться за Отечество с врагами, был идейным вдохновителем русского ополчения. «Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества», — говорил он польским интервентам, принуждавшим его благословить на русское царство польского королевича Владислава.
В 1666 году в Чудовом монастыре Собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон. Вселенские патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с него патриарший сан, клобук и панагию. «Возьмите жемчуг себе», — язвительно молвил Никон.
В монастыре покоились мощи не только митрополита Алексия. Здесь были похоронены митрополиты московские Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (умер в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий — «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре покоились представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.
В 1905 году в подклете Алексеевской церкви упокоился великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Иваном Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.
Во время Отечественной войны 1812 года Чудов монастырь был поруган и сильно пострадал — здесь находился штаб Наполеона. Архивные документы духовной консистории и Сената французы спустили в выгребные ямы. Мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда архистратига Михаила устроили спальню для маршала Даву…
Но окончательно разрушили Чудов монастырь большевики. Некоторое время после Октября в обители ещё оставались иноки — в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Разумеется, комиссарам это соседство было не по нраву. В 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви — изба-читальня. Монастырские ценности разграбили и передали его под кремлёвское лечебно-санитарное учреждение. Здесь лучшие врачи наблюдали верховных пациентов.
В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен для освобождения территории под строительство правительственного здания — Президиума Верховного Совета. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был взорван в ночь на 17 декабря 1929 года. Сохранилось свидетельство современников — сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, которые работали тогда в Московском Кремле. Явившись 17 декабря 1929 года в монастырь, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Две фрески XVI века, аккуратно снятые реставраторами со стен накануне и оставленные на подмостях, были также уничтожены.
Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году ПатриархАлексий I пожелал переместить их в Патриарший Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.
Ныне на месте монастыря — лишь мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом…
Наталья Лясковская
http://www.voskres.ru/obiteli/lyaskovskaya.htm