Фурсенко переплюнул шпионов РишельеМинистерство образования и науки РФ объявило о своем намерении ввести с 2012 году более чем странный документ (Его тестовое введение в ряде регионов планируется уже в будущем учебном году), явно противоречащий ряду положений российского законодательства и тем представлениям о правах человека, которые существуют во всем мире.
Речь идет о так называемом паспорте здоровья школьника, который каждый ученик должен вести во время всего обучения. Он состоит из 43 страниц, часть из которых заполняет сам школьник, другие – педагоги и медработники.
О здоровье в самом паспорте не так уж и много, гораздо больше информации, которая будет в нем собрана, посвящена частной жизни семьи ребенка и его родственникам. Так, он должен перечислить всех своих родственников до третьего колена и сообщить полученное ими образование, их должности, а также домашние, рабочие и мобильные телефоны. В том числе и тех, кто служит в МО, МВД, ФСБ, ФСО, прокуратуре, на других государственных должностях (!).
Очевидно, что информация подобного рода может представлять большой интерес для людей, мягко говоря, недобросовестных. Отметим, что сведения такого рода указываются в анкетах, поступающих в спецслужбы. Но в дальнейшем они хранятся под грифом «Секретно». Доступ же к «паспорту» будет практически неограничен.
Впрочем, любознательность создателей документа гораздо сильнее, чем у кадровиков спецслужб. Их интересует все. Например, ученик должен вклеить фотографию или рисунок своей комнаты, написать, один ли он в ней живёт или же с братьями-сёстрами и родителями, и указать обстановку в семье - “благополучная” она, или “конфликтная”. Есть ли в семье люди с ограниченной двигательной активностью? Есть ли тяжелобольные? Какие вредные привычки у членов семьи? А какие у самого школьника?
В паспорт заносятся и такие сведения, которые особо ценятся на Западе компаниями-производителями пищевых продуктов… и за сбор которых в недобровольном порядке они подвергаются судебным преследованиям. В частности, школьник должен на протяжении 11 лет сообщать, сколько и каких продуктов (дан список из 34 пунктов!) он съедает в день, в неделю или месяц.
К частным сведениям, которые должны вноситься в паспорт, относится и перечисление друзей, и приоритетный список интересов, и почасовой график дня: сколько времени тратится на те или иные занятия.
Что же касается непосредственно медицинского раздела паспорта, то он содержит подробный перечень недугов, которыми школьник либо переболел, либо болеет продолжительное время. Тут и корь с коклюшем, и проблемы с сердцем, печенью, лёгкими, и черепно-мозговые травмы с припадками, и энурез.
Венчают сей документ психические и психологические характеристики школьника, где оцениваются такие его свойства, как память, мышление, внимание, воображение, коммуникабельность, агрессивность, смелость, беспомощность, обидчивость, благоразумие, самоконтроль, правдивость, настойчивость, трудолюбие, шизоидность, истероидность…
Прочитав некоторые такие оценки своего состояния, ребенок может получить тяжелую психотравму. То же самое может произойти, если кто-то из одноклассников вдруг прочитает в паспорте, что его товарищ страдает, например, энурезом или каким-то другим «позорным» заболеванием.
Это досье, извините, паспорт здоровья школьника не что иное, как перечень абсолютно конфиденциальной информации о ребенке, его семье и родственниках. И очевидно, что доступ к ней получит неограниченное число людей.
Как показывает западный опыт, информация такого рода представляет большой интерес для самого широкого круга потребителей – от рекламных и фармацевтических компаний, до криминального элемента и шпионов, и потому является весьма ликвидным товаром, имеющим большую коммерческую ценность. Зная нашу действительность, можно с уверенностью спрогнозировать, что сведениями из паспортов будут торговать на каждом углу. Эту ли цель преследуют Министерство образования и науки РФ?
Данная инициатива прямо противоречит сразу двум статьям конституции. Пункт 1 статьи 23 гласит: “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени”. Очевидно, что сведения о телефонах и должностях ближайших родственников, а также сведения о нравственном климате в семье и о наличии тяжелобольных родственников составляют семейную тайну. И принудительное внесение всех этих данных в паспорт противозаконно. Ну а под понятие личной тайны попадает вся медицинская информация о ребёнке. В пункте 1 статьи 24 говорится: “Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются”. Паспортный проект предполагает не только сбор и хранение, но и использование и распространение. Поскольку все эти данные будут передаваться в министерство для проведения мониторинга. Эти две статьи настолько неприкосновенны, что даже при введении в стране чрезвычайного положения, как говорится в статье 56 Конституции, их действие не может быть ограничено. Помимо этого, нарушается:
1 Ст. 16 Конвенции о правах ребенка:
2 Ст.8. Европейской Конвенции о защите прав человека:
3 ст. 31 и 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан:
Нарушение вышеперечисленных законов, в свою очередь, ведет к нарушению ряда норм международного, конституционного и федерального права, таких, как:
- право ребенка на защиту неприкосновенности его личной и семейной жизни;
- право членов семьи на неприкосновенность их личной и семейной жизни;
- право на недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
- право на конфиденциальность сведений о состоянии здоровья гражданина.
Так в чем же дело? Ради чего министерство идет на антиконституционные и незаконные действия? По словам директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей министерства Алины Левитской, данный проект призван способствовать формированию у детей ответственного отношения к своему здоровью.
Звучит это не слишком убедительно. Эксперты связывают принятие данного документа с введением в нашей страны ювенальной юстиции. Наличие досье на каждого школьника и каждую семью серьезно облегчает поиск предлога для изъятия ребенка из семьи, а также отбор самих детей, наиболее подходящих для изъятия с целью усыновления или донорства по необходимым для заказчика параметрам.
В “пилотных” российских регионах, где ювенальные судьи уже приступили к своим обязанностям, у абсолютно нормальных родителей, которые любят своих детей и, как могут, заботятся о них, детей уже изымают (по сути, лишь за то, что они не вписались в рыночные отношения). Недаром агентства, желающие поживиться на их “коммерческом усыновлении”, десятками открываются в России, не привлекая к себе лишнего внимания.
Изучив данные о здоровье, и сделав вывод, насколько семья в состоянии отстаивать свои интересы (сведений из паспорта достаточно для того, чтобы оценить как материальное благополучие, так и социальный статус родителей и родственников ребенка) можно выбрать по этому документу ребенка, обладающего достаточно хорошим здоровьем, устойчивой психикой и развитым интеллектом, но при этом из малообеспеченной или социально слабой семьи. Что ждёт такого ребёнка, продажа за границу (будем называть вещи своими именами) или того хуже, можно только догадываться. Очевидно одно: лишиться родной матери для ребёнка – страшнее любого недоедания, не говоря уже о семейных неурядицах (в какой семье их нет?!).
Данный документ прокомментировала директор Института демографической безопасности, психолог Ирина Медведева: “Меня просто ужаснул паспорт здоровья, который намереваются ввести в каждой школе. Причём, с первого класса. Это выглядит просто ужасающе со всех точек зрения. Появление этих паспортов воспитает только трусов, которые будут думать только о своём здоровье, обращать внимание на каждый свой чих. Когда ребёнка просят фиксировать каждый день разные аспекты своего здоровья, то он фиксируется на отклонении своего здоровья. К чему это приводит? Я это хорошо знаю, как клинический психолог. Это приводит к психосоматическим неврозам…
Я боюсь, что также будут доставляться эти сведения и в международное агентство усыновления. Сначала за плохие привычки и плохие квартирные условия, о которых ребёнок наивно сообщит в своем дневнике, будут отбираться родители, потом детей начнут передавать более “достойным”, у которых нет вредных привычек, у которых хорошие квартирные и материальные условия, у которых все в порядке с рационом питания. Как видите, тут прямо сказано – школьник должен указать свой рацион питания. Значит, если рацион питания будет сочтен недостаточным, то это тоже будет основанием изъятия ребенка у родителей. Со всех сторон документ ужасающий. Разве такие дети захотят трудиться, совершать подвиги, защищать Отечество, служа в армии? И если потребуется идти на бой с врагом, они будут думать о своем здоровье, эти несчастные, трусливые существа, они будут прислушиваться к работе сердца, печени…”.
Свою оценку происходящего дал учёный Евгений Гильбо:
“Ювенальная юстиция имеет целью не защиту прав ребёнка, а является инструментом социального контроля. Поскольку страх потерять ребёнка – один из самых серьёзных страхов, он очень удобен для шантажа: любое поведение, отличное от предписанного, может стать поводом для лишения родительских прав.
Например, сейчас в России если кто-то не может отдать кредит, коллекторы подают на него в суд на установление факта, что он не может надлежащим образом содержать ребёнка (денег нет даже на самое святое – оплату кредита, какой уж тут ребёнок) и лишение на этом основании родительских прав. То есть закон, а точнее его интерпретация, делает ребёнка заложником кредитных отношений и средством вымогательства.
Ювенальная юстиция – один из инструментов общего закрепощения населения, уже отработанный на Западе и сейчас внедряемый в России”.
В любом случае, совершенно очевидно, что создание системы досье, позволяющей осуществлять тотальный контроль большинства населения нашей страны (паспорт охватывает всю родню ребенка), абсолютно недопустимо в свободном и демократическом государстве. Отметим также, что столь глубокое вторжение в частную жизнь людей, какое предлагает ведомство г-на Фурсенко, не знала ни одна тирания, ни один тоталитарный режим. Нечто подобное можно встретить разве что в Апокалипсисе.
Алексей Николаев http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=11699