Русская беседа
 
26 Сентября 2018, 05:36:37  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Вторник Четвертой Седмицы Великого Поста  (Прочитано 1872 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71848

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 31 Марта 2008, 22:06:28 »

ВТОРНИК 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Крест - знамение будущего бессмертия.
Преподобный авва Исаия


Распятие. Мозаика 11 века. Монастырь Агиос Лукас

Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы чтим Крест и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест - величайшая слава и сила, ибо вся наша сила - в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша - в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил даже умереть между злодеями и разбойниками.
 
Преподобный Симеон Новый Богослов
 
Тропарь
Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздися, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе!

О Великой Тайне Искупления

Иисусом Христом за каждый долг наш воздано особо… Для сего Иисус постился, был искушаем и побеждал победившего; для сего древо за древо и руки за руку невоздержно простертую, руки пригвожденные за руку своевольную руки совокупляющие воедино за концы мира за руку извергшую Адама; для сего вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть… и погребение за возвращение в землю.

Епископ Сильвестр,
"Опыт правосл. догматич. богословия"


Чрезвычайно, божественно, дивно и всякое чудотворение Христово, но всего дивнее Честный Его Крест.
 
Преподобный Иоанн Дамаскин

Если бы не было Креста, то Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то не истекли бы из ребра потоки бессмертия, кровь и вода, очищающие мир.

Святитель Андрей Критский

За нас пострадал бесстрашный Владыка, за нас распят Единый Безгрешный... за нас нечестивых предан смерти Христос Спаситель наш.

Преподобный Ефрем Сирин

Не по той ли причине Он (Христос) предан был смерти, что ненавидел грехи? Для того, чтобы изгладить их (грехи), Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: "поднял" или "вознесет"? Для того, чтобы обозначить Крест, потому что на Нем был пригвожден ко Кресту грех: крестом были разрешены грехи.

Святитель Иоанн Златоуст

Христос именуется "избавлением" (1 Кор. 1, 30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление. В очистительную жертву за вселенную.

Святитель Григорий Богослов

Христос, по воле Отца, соделался человеком ради спасения верующих в Него, и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и воскресением победить смерть.

Святой мученик Иустин

Христос даровал нам эту благодать, сообщив нам дар Своего милосердия, победив смерть Крестом Своим, искупив верующих ценою Своей Крови, примирив человека с Богом Отцем, оживотворив небесным возрождением.
 
Святитель Киприан Карфагенский

 
Мысли о страданиях Христовых

1. Помяни Христа в вертепе и в темнице - и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом.

2. Помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания - и для тебя не желательна будет изящная одежда.

3. Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества.

4. Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с креста молитву и за тех, которые вознесли Его на крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.

Святитель Филарет, митрополит Московский
 
О Крестной смерти Спасителя

Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную? Кто это спрашивает, тот пусть ведает, что сия именно, а не иная какая-либо смерть могла быть спасительною для нас, и ее-то претерпел Господь для нашего спасения. Ибо если Он пришел для того, чтобы Самому на Себе понесть бывшую на нас клятву, то каким бы иным образом соделался Он клятвою, если бы не понес смерти, бывшей под клятвою? А такая смерть и есть крестная, ибо написано: "Проклят всяк, висяй на древе" (Гал. 3, 13). Во-вторых, если смерть Господа есть искупление всех, если ее разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2, 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.
 
Святитель Афанасий Великий

http://www.pravoslavie.ru/put/040316113103
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8043


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 13 Марта 2018, 01:39:12 »


Святоотеческие толкования на вехозаветные чтения.


Книга Притчей Соломоновых, 12

8 Уста разумнаго хвалима бывают от мужа: слабосерд же поругаемь бывает.
9 Лучше муж в безчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив и лишаяйся хлеба.
10 Праведник милует душы скотов своих: утробы же нечестивых немилостивны.
11 Делаяй свою землю исполнится хлебов: гонящии же суетная лишени разума. Иже есть сладостен в виннем пребывании, во своих твердынех оставит безчестие.
12 Желания нечестивых зла: корение же благочестивых в твердостех.
13 За грех устен впадает в сети грешник: избегает же от них праведник. Сматряяй кротко помилован будет, а сретаяй во вратех оскорбит душы.
14 От плодов уст душа мужа наполнится благих, воздаяние же устен его воздастся ему.
15 Путие безумных прави пред ними: послушает советов мудрый.
16 Безумный абие исповесть гнев свой: крыет же свое безчестие хитрый.
17 Явленную веру возвещает праведный: свидетель же неправедных льстив.
18 Суть, иже глаголюще уязвляют аки мечи: языцы же премудрых изцеляют.
19 Устне истинны исправляют свидетелство: свидетель же скор язык имать неправеден.
20 Лесть в сердцы кующаго злая: хотящии же мира возвеселятся.
21 Ничтоже неправедное угодно есть праведному: нечестивии же исполнятся злых.
22 Мерзость Господеви устне лживы: творяй же верно приятен Ему.



Святитель Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона


Святитель Иоанн Златоуст


Глава XII

Притч. 12:9Лучше муж в безчестии работаяй себе.

    Так как многие бегают от работы, не только как тяжелой, но и постыдной, то прежде убеждал самих людей посмотреть на муравья, а теперь устраняет и самую мысль. Что ты говоришь? Бесчестен труд? Насколько лучше терпеть бесчестье, чем голод? В чем бесчестье? Разве другому служишь, а не себе? Хотя бы служил многим, не им служишь, а себе. Если бы не хотел избавлять себя от голода, и не подумал бы о тех. Ты сам пожинаешь плоды своего служения, следовательно, служишь себе. Не видишь ли воинов? Каждый из них служит себе. Так и художник. Поэтому оставь негодование. Ты сам себе господин, а не кто другой. Не видишь ли бедных, никому не служащих? И они служат себе. А какая честь, когда нуждаются в хлебе?

Притч. 12:10. Праведник милует души скотов своих.

    Упражнением в человеколюбии служит то, чтобы на бессловесных животных приучать себя к состраданию одноплеменникам. Милующий их тем более (бывает милостив) к брату; при этом вместе с скотами (разумеются) и ленивые по природе; милующий их поучает и помогает; но излишняя справедливость — беспокоиться о том, что не приносит пользы. Что говоришь? «Праведник милует души скотов своих?» Подлинно так. И здесь необходимо проявлять большую заботливость, чтобы приучиться к тому же и по отношению к одноплеменнику. Не напрасно Бог повелел и павший скот поднимать, и заблудившийся возвращать... Он хочет, чтобы мы оказывали скоту всякую пощаду, во-первых, ради нас самих, а во-вторых, чтобы он был в состоянии оказывать вам услуги в телесных нуждах. Это самое служит упражнением в человеколюбии и служении (другим), так как милующий чужое тем более (милует) собственное; милующий служебное тем более (милостив) к брату. Но тот приносит тебе пользу своим служением, а этот какую? Тем большую в деле Божием. Видишь, как мы служим скоту и не считаем бесчестием? Мы служим не ему, а себе.

Притч. 12:11. Делаяй свою землю исполнится хлебов: гонящии же суетная лишени разума.

   Обращается к земледельческой и разумной (φιλόσοφον) жизни и делам правды, — потому что праздность приносит зло. «Гонять суетная» значит заниматься тем, что не приносит пользы. Что, говорит, остаешься праздным, худо истрачиваешь то, что хорошо собрано, предаваясь пьянству и еде? Но сказал: работай и приобретай больше. Хорош труд, соединенный с правдою.

Притч. 12:14. От плодов уст душа мужа наполнится благих.

    Не думай, что добродетель состоит только в делах; большая часть ея — и в словах, так как от плода доброй мысли (происходит) доброе слово, а плодом доброго слова является добродетельное дело, приносящее благо; слово мужественной души, ведущее к добродетели, благо и приводит к доброму.

Притч. 12:15. Путие безумных прави пред ними.

    (Здесь) говорит о том, что глупый считает себя безукоризненным. Есть два несчастия: быть глупым и грешнику не считать себя грешным. Как косой думает, что правильно смотрит, так и имеющий поврежденные чувства думает, что здраво мыслит. Так первым признаком наказания служит то, что уничтожается сознание: поэтому не принимает и советов. «Послушает советов мудрый», то есть, начавший (стремиться) к мудрости. Таким образом то, что считаешь разумным — никого не слушать, оказывается глупостью, а что считаешь глупостью - обращаться к помощи другого, то свидетельствует о мудрости.

Притч. 12:16. Безумный абие исповесть гнев свой: крыет же свое безчестие хитрый.

    То есть, малодушный и ничтожный бывает нетерпелив, не сдерживает гнева, обнаруживает его тотчас по малодушию; а разумный, хотя и будет рассержен, скрывает в себе гнев, так как гнев вызывается безчестьем. «Язык имать неправеден» (Притч. 12:19). Ты видишь и там язык, и здесь, но не одинаковы его действия; там -лекарство, здесь -раны. Что может быть противоположнее этого? Видишь ли, что не в природе зло, как скоро употребление обнаруживается в ту и другую сторону? «Ничтоже неправедное угодно есть праведному» (Притч. 12:21). Как не нравится праведнику ничто неправедное, так неправеднику — праведное, и это зависит не только от природы вещей, но и от мнения о том, что считается злом. Не говори мне, что такой-то соблазнялся, такой-то стал неверующим. От нас самих это, а не от предметов. Как солнце, как бы ярко оно ни светило, не приносит пользы человеку с больными глазами, так и истина, как бы ни была очевидна, остается без действия на испорченную душу.



***


А.П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Притчей Соломоновых

Похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх XX:10; XXII:4-5; Лев XXII:28; Втор XXV:4), предписывавшего гуманное обращение и с животными.

12-22. Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12-14, сн. XVIII:7; Пс LXI:13).

Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15-16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17-22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19-20), главное - лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).


http://days.pravoslavie.ru/Days/20150228.html
http://www.церковно-славянская-библия.рф/rusbible/html/slavic/prit.html#11
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!