Валентин Катасонов о решении Федеральной резервной системы США повысить базовую процентную ставку …Первый зампред ЦБ Сергей Швецов считает, что от решения Федеральной резервной системе (ФРС) США для российского рынка больше позитива, чем потенциальных угроз. Об этом он заявил в рамках Международного репо-форума, сообщает ТАСС.
«Позитива, в том числе для российского рынка, мне кажется несколько больше, чем потенциальных угроз», - заявил он.
По его словам, решение ФРС США по ставке может повлечь за собой сокращение инвестиций крупных фондов в развивающиеся рынка.
«В качестве главного риска для развивающихся рынков мы видим появление некоей доходности, которая лишает необходимости большие фонды искать доходность на стороне», - сказал он на XI международном репо-форуме.
По мнению Швецова, в действиях ФРС неожиданным было не само повышение ставки, а комментарий, согласно которому она может быть повышена в перспективе еще на 1 процентный пункт.
«Это было неожиданно для меня, что будет дан такой четкий сигнал. Федеральный резерв остается верен своей цели по обеспечению баланса между безработицей и ростом. Но рынки еще не осмыслили четкое целеполагание, на это понадобится некоторое время. Один процентный пункт - это не много, но этого может быть достаточно для принятия решения этими фондами меньше инвестировать в активы с рискованной доходностью и вернуться в меньший риск», - полагает Швецов.
ФРС США на последнем заседании повысила базовую процентную ставку на 25 б.п. до 0,25-0,5% годовых.
Базовая учетная ставка ФРС в последний раз повышалась в июне 2006 года. С декабря 2008 года до настоящего времени она оставалась практически на нуле - 0-0,25%.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества имени С.Ф.Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов:
Первый зампред Центрального банка РФ Сергей Швецов ничего нового не сказал. Все и так прекрасно понимали, что повышение процентной ставки приведет к развороту потоков капитала. Более того, этот разворот произошел еще до повышения, потому что инвесторы реагируют на вербальную интервенцию. И, как сказала Набиуллина: «Я особенно по этому поводу не переживаю, потому что инвесторы уже заранее учли будущее повышение процентной ставки в своих инвестиционных решениях». Мне кажется, она преувеличивает, потому что некоторые инвесторы рассчитывали на то, что останется почти что нулевая процентная ставка, поэтому все-таки будет активизация оттока капитала с периферии мировой экономики в сторону Соединенных Штатов.
Плюс к этому, надо иметь в виду, что произойдет, наверняка, существенное понижение курса рубля. Я в этом не сомневаюсь. Я боюсь произносить слово «обвал». Позавчера была годовщина обвала рубля. У нас сейчас достаточно большие долги, которые номинированы в долларах, которые надо погашать даже до конца года. И я не исключаю, что для некоторых наших российских должников это будет серьезный напряг. А так в долгосрочной перспективе первый заместитель председателя Федеральной резервной системы Стэнли Фишер вообще сказал: «Я думаю, что надо было бы в течение ближайших 4-5 лет довести до 4% ставку Федеральной резервной системы». В принципе, 4% - это когда-то было нормально.
Я постоянно говорю и пишу о том, что сегодня на самом деле происходит кризис денежной цивилизации, потому что процентные ставки не могут очень высоко уже подниматься, кончилось экстенсивное освоение нашей матушки Земли. Что уже можно было вовлечь в товарно-денежные отношения и сливать продукт с печатного станка, все уже связано. Поэтому уже зарабатывать не на чем. То есть наступил кризис этой системы. Даже если будет 1-2%, 4% для Соединенных Штатов – это смертельно опасно. Там, во-первых, реальная экономика развратилась за эти десять лет, она жила почти на бесплатных деньгах, в отличие от российской экономики. Во-вторых, они забыли о том, что такое процентные расходы в бюджете. Потому что те же самые казначейские бумаги тоже имели значения ставки, имели очень невысокие, близкие к нулю.
Вы представляете, что будет четырехпроцентная ставка ФРС? Это значит, что казначейские бумаги тоже повысятся примерно до таких же значений. Это значит, что тогда половина бюджета будет идти на обслуживание американского госдолга. Они это страшно боятся. Поэтому сегодня у них выбор между плохим и очень плохим. Если так продолжать рассуждать по поводу последствий повышения процентной ставки, то, я боюсь, что они найдут какие-то неэкономические средства выхода из этого тупика. Я имею в виду военные.
Русская народная линия